Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы художественного восприятия. Природа и психология художественного восприятия. Диалогичность художественного восприятия.




Проблема художественного восприятия эстетической действительности широка и разнопланова. В ней имеет место наряду сэстетическими множество психологических моментов. Кроме того, нельзя оставлять без внимания и факт влияния на уровень и степень художественного восприятия множества культурно-социальных факторов, как-то: уровень интеллектуального развития, развитость воображения, способность переживатьпрекрасное, и обуславливающие их образование, воспитание и т.д.
Художественное восприятие возникает там, где, как писал Сартр, существует «игра разума и воображения». Таким образом, мы можем говорить о первичности по отношению к восприятию художественной культуры. Поскольку именно в ней находит свое высшее проявление духовная творческая деятельность человека (восприятие и эстетическая оценка тоже является своеобразным процессом духовного творчества), уникально преобразующая формы жизни в формы искусства.
Также нельзя не отметить, что раскрытие природы художественного восприятия так или иначе связано с пониманием единства и взаимосвязи различных видов искусства.
Воспринимать то или иное произведение нельзя как только поэму или просто симфонию. Осознание этого единства, позволяет лучше понять специфику данного вида искусства. Ассоциативность мышления и восприятия, свободный в поисках аналогий ум, способны пробудить в нас живое, полное фантазий восприятие, которое мы называем искусством, отличное от обыденного переживания. Такое активное художественное восприятие, тоже является своего рода творчеством, которое заставляет нас в нерасторжимом единстве слышать музыку, видеть живопись и архитектуру, представлять поэтические образы.

Воздействие произведения искусства зависит не только от свойств уже готового художественного текста, но и от характера его воспри­ятия. Множественность интерпретаций произведения искусства все­гда остро ставила вопрос о том, какую роль играют объективные и субъективные факторы в процессе художественного восприятия, в какой мере сама художественная ткань является источником смыслопорождения и в какой степени дополнительные смыслы привно­сит реципиент - читатель, зритель, слушатель.

Одной из первых психологических теорий, специально посвящен­ных изучению процесса художественного восприятия, явилась теория «вчувствования», которую разработал немецкий психолог и эстетик Теодор Липпс (1851-1914). Он исходил из того, что природа художе­ственного наслаждения есть не что иное, как «объектированное само­наслаждение». Все эмоциональные реакции, возникающие у человека в момент восприятия искусства, являются лишь ответом на самые об­щие импульсы, посылаемые произведением. Главный эффект воздей­ствия напрямую зависит от умения преобразовывать эти импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные созда­вать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь».

Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией. По этому поводу каждый человек может найти пример из собственной жизни. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то ясно, что это заблуждение, но возникающее чувство страха оказывается совершенно реальным. Точно так же и в искусст­ве: история, рассказываемая в театре, кино, литературном произве­дении, - вымышленная, но слезы, проливаемые зрителем, - ре­альные. Здесь действует психический механизм, который обозначают как феномен допущения и который заставляет смотреть на вымыш­ленное как на реальное, на заблуждение - как на действительный факт. В самом деле, повседневная жизнь любого человека подтверж­дает, что эмоцию вызывает как реальное событие, так и воображае­мое. Оказывается, что иллюзии жизни равны ей самой, граница между воображаемым и реальным - проницаема. Степень интенсивности переживания художественной реальности может быть ничуть не мень­ше, чем переживания действительного события

Важным условием полноценного художественного восприятия является умение выработать в себе способность быть в художествен­ном восприятии и суждениях независимым, избирательным, избе­гать автоматизмов, наработанных приемов, которые насаждают сред­ства массовой коммуникации. Каждый человек уникален, и пости­гать эту уникальность можно, только избирая соответствующие твор­ческие линии, наиболее отвечающие его индивидуальности, темпе­раменту, типу личности. Гете как-то точно заметил, что даже огра­ниченный человек может быть цельным, если продвигается в рамках своих способностей и подготовки. Огромное количество сосуществую­щих друг с другом художественных жанров и стилей предоставляют неограниченные возможности для возделывания каждым человеком самого себя.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных