Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






У истоков новой науки




Интерпретация эстетики Канта в классической немецкой философии, так же как и в метафизике Шопенгауэра не могла удовлетворить мыслителей, ценивших в кантовской философии ее ориентацию на опытное знание, и потому предпринявших попытку ввести ее основополагающие идеи в русло эмпирического исследования.

Пионером этого направления стал психолог и педагог Иоганн Гербарт (1776 – 1841), подвергший критике кантовскую трактовку способностей субъекта. Согласно Гербарту, душа человека представляет собой изначальную целостность – «реал», от соприкосновения которой с внешним миром возникает все многообразие представлений. Способность к образованию представлений является поэтому единым основанием сознания, а кажущиеся разнородными способности души суть устойчивые формы соотношения рядов представлений, то смешивающихся, то вновь расходящихся в своем непрерывном течении. Так настоятельное «восхождение» в сознание одного представления вопреки другим воспринимается как желание. Акцентирование признаков, сходных для ряда представлений при затемнении других, образует понятие. Отношение равновесия между рядами представлений являет себя в чувствовании. В отличие от Канта, для Гербарта поэтому «связь…практического разума с теоретическим ничуть не загадка, а само собой понятная вещь»[1,221]

Следуя в русле кантовской «Критики способности суждения» Гербарт выделяет два вида суждения: суждения логические, принадлежащие бесстрастному научному познанию, и эстетические суждения, не поддающиеся абстрагированию от одобрения или порицания. Характеризуя последние, вслед за Кантом, как свободные «от интереса», т.е. совершенно бескорыстные, Гербарт усматривает в эстетическом отношении человека к миру цель воспитания и выдвигает для нравственной оценки те же требования, что и для суждения о прекрасном. Эстетика как наука о прекрасном и искусстве соответственно включается Гербартом вместе с этикой в одну науку – эстетику в широком смысле слова - как исследование эстетического представления, побуждающего каждого «стремиться указать себе свое отношение к миру». [1,180] Такое объединение красоты и добра возвращало, по существу, концепцию Гербарта к докантовской эстетике.

Признание и авторитет в эстетике принесла мыслителю его идея изучения эстетического представления методами конкретной психологии. Основываясь на наблюдениях, Гербарт заключает, что элементы, составляющие эстетическое представление, сами по себе эстетически нейтральны, и оценка отдельного звука или цвета становится эстетической только в соотношении с другими звуками или цветами представления в целом. Задачей эстетики в узком смысле слова Гербарт считает поэтому установление «простейших отношений» между элементами представления, придающих ему эстетическое качество и вызывающих удовольствие при восприятии. Поскольку же отношения между элементами в эстетическом представлении устанавливаются до осознания его как эстетического, Гербарт впервые предлагает применить в эстетике психологический эксперимент.

Эта направленность научного исследования повлекла за собой два значительных для истории эстетики последствия. Во-первых, попытка определить особую связь элементов в эстетическом представлении – как его форму - инспирировала возникновение формалистической эстетики (Р.Циммерман, Э.Ганслик, Гильдебрандт, Маре и др.) Во-вторых, идея психологического эксперимента дала толчок к интенсивному развитию психологической эстетики (Фехнер, Вунт, Кюльпе, Гроос и т.д.), стремящейся, по определению Э.Гроссе, поставить эстетику в одинаковое положение «со всеми другими науками, основанными на наблюдении»[2,31], превратить ее из области философского знания в специальную науку. Введение методов психологического исследования, начатое Гербартом, таким образом, имело своим следствием возникновение нового раздела эстетической науки – психологии искусства.

Особую популярность в русле психологического исследования приобрела эстетика «вчувствования», ведущими теоретиками которой были Т.Липпс, И.Фолькельт, К.Гроос. «Ближайшая задача эстетики в настоящее время является, конечно, не метафизические построения, а подробный и тонкий психологический анализ искусства, - утверждает Фолькельт, - с которым должно сочетаться открытие и установление гибких и всеобъемлющих его законов».[3,208] Эстетика, согласно Липпсу, - это ветвь прикладной психологии, поэтому ее методами должны быть наблюдение, эксперимент, но главное - интроспекция как созерцание психологом собственной душевной жизни. Результатом этого исследования Липпса стала его двухтомная «Эстетика».

В процессе восприятия объекта, который кажется красивым, утверждает Липпс, происходит проецирование в него эмоционального состояния воспринимающего – вчувствование. Перенесение внутреннего состояния человека во внешний мир вообще является закономерным проявлением психической жизни, но ярче всего обнаруживает себя все же в отношении к другим людям, поскольку только человек обладает внутренним миром. Человек поэтому есть, по Липпсу, самое красивое для другого человека, но он красив не потому, что красивы его формы, его формы красивы потому, что это человеческие формы, т.е., они для нас – носители человеческого - выражение души. По аналогии с отношением к человеку происходит перенесение чувства в предметный мир, когда мы одушевляем, например, голос ветра. Вертикальная линия, где бы она ни встречалась, стремится ввысь, а в волнистой линии мы видим переменчивость движения и можем ассоциировать ее с колебанием душевного состояния.

В повседневном восприятии человек тем не менее не отождествляет полностью своего настроения с воспринимаемыми явлениями, но оно является необходимым началом последующего многоуровнего психического процесса: внешнее безотчетное подражание объекту, затем устремление к внутреннему подражанию, на этой основе интеллектуальное осмысление воспринятого и, наконец, собственно вчувствование как завершение сложной иерархически выстроенной деятельности психики. «Полное же вчувствование есть безраздельное растворение моего «Я» в визуально воспринимаемом и в переживании этого воспринимаемого. Такое полное вчувствование есть эстетическое вчувствование».[4,125] Только оно – «единственная причина того, что те или иные вещи оказываются красивыми» [4,43] Красота, таким образом, сообщается предметному миру психической активностью человека, которая подчинена эстетическим принципам формы (закон единообразия, закон единства во многообразии, принципом «монархического построения»), и по существу полностью обусловлена содержанием его душевной жизни.

Детально прописанная в «Эстетике» концепция Липпса наиболее полно представляет теорию «вчувствования». Она разделялась в основном всеми ее сторонниками, и полемику вызывали лишь отдельные ее положения. Так если для Липпса процесс эстетического вчувствования важно было рассматривать как проецирование в объект реального чувства человека, то для Фолькельта вчувствование имеет более широкий диапазон и включает в себя наряду с реальными эмоциональными состояниями также воображаемые. Вместе с тем у Фолькельта поэтому большее внимание уделено роли игры воображения, что сближает его точку зрения с позицией К.Грооса, для которого вообще «произведение искусства является… игрушкой для благородной игры и создано исключительно для этой цели». [5,138] В то же время оба эти исследователя занимали различные позиции, скажем, в интерпретации самого характера вчувствования: первый определял вчувствование как состояние «пассивного» созерцания, второй подчеркивал «активность» психики в процессе взаимодействия во вчувствуемым объектом.

Эстетика «вчувствования» представляла собой в целом, таким образом, многосложное исследование психики в ситуации эстетического отношения человека к миру, исследование, в котором впервые главным предметом внимания становится область чувств, а вчувствование - основополагающей эстетической категорией. Инновационность этого подхода вызвала большой интерес и широко обсуждалась в научных и художественных кругах Европы конца Х1Х века. Следует однако отметить, что дальнейшая эволюция эстетики вчувствования обнаружила в ее недрах фундаментальную проблему, возможность решения которой оказывалась под сомнением в рамках чистой психологии. Речь идет о том, что поставленная еще Гербартом задача изучения души человека как самодостаточной реальности («реал»), исследование внутреннего мира человека только как совокупности представлений не предполагала постановку проблемы обусловленности содержания психики воздействием внешнего мира, проблемы, по существу относящейся к области гносеологии, т.е. собственно философской аналитики. Вопрос о том, почему при виде «того же самого спокойного зеркала поверхности моря» один раз «нам симпатически говорит жизнерадостный голубой цвет», другой – «жуткая тишина», отзывающаяся в душе чувством одиночества, потерянности в мире, первоначально не возникал, и исследование было сосредоточено на самом процессе вчувствования в объект. Попытка объяснения изменчивости чувств в границах психологической науки повлекла за собой изучение влияния на психику физиологии высшей нервной деятельности и более широко – телесной жизни человека. «Чувственное действие,- заключает К.Гроос,- по моему мнению, состоит в том, что поэт, сам возбужденный и приведенный в движение физически, находит такие слова, которые передают и нашим чувствам всю теплоту телесного участия. … Внутренняя «картина» воображения достаточно важна, но для содержания важнее внутреннее «действие», именно моторные процессы при овладевающем организмом участии. Это моторное переживание является главным, и я верю, что воздействие наступает и без посредничества оптических образов».[6,80-81]

Дальнейшее психологическое изучение эстетического чувства, интерпретация содержания образов искусства привели к открытию глубинных пластов психики, влияния подсознания на характер художественного творчества, что нашло отражение в возникновении влиятельного направления в эстетической мысли ХХ века – психоаналитической эстетики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных