Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика в структуре фил-го знания. Эстетика и искусствоведческие науки.




До 18в. эстетика существовала имплицитно, в контексте таких наук, как фил-я и искусствоведенье. На базе филос-и эстетика проявляла себя в античной эпохе и заложила теоретич-ю основу. Эстетические проблемы поднимались до теор-го осмысления, сложилась первая терминология и понятийный аппарат (красота, гармония и т.д.).

В античной фил-и понимание эстетики сложилось как фил-я прекрасного. Прекрасное – это выр-е в высш-й степени целост-ти, гармонии и соверш-ва; Красота = прекрасное. Платон ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном. В «Пире» Платон от любви переходит к пониманию идеи красоты, прекрасного самого по себе – Kalon (как вечной и объективно сущ-ей вне какого-либо субъекта идеи).

Эйдос – мир идей (форма, отделенная от содержания); понятие абстрактной красоты.

Средневековье. С приходом христ-ва возрос интерес к символам (знак, обозначенный скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным) и знакам (человек создан по образу и подобию бога и т.д.). Возникает каноничность. Канону были подчинены все виды искусства: музыка, живопись, иконопись, жизнеописания святых… Эстетика аскетизма: красота воспринимается как нематериальная (на земле нет истиной красоты) – нет телесной красоты, только дух. Представление о Боге как о прекрасном (Августин).

Возрождение. Эстетика Возрождения – Реставрация античного наследия. Основные черты: гуманизм, гармония- совершенство материи и содержания; наука – факт обоснованный.

На момент возникновения эстетика была разделом гносеологии (наука о знаниях).

Совр. эстетика – раздел аксиологии (теория ценностей). (с 17-18 в благодаря Э.Канту – он обратил внимание на то что э. изучает не познавательную деятельность, а оценочную).

Чувств. Познание – эстетика, Рацион. Познание – логика. Баумгартен.

Э. занималась макроанализом искусства, а искусствоведческие науки - микроанализом.(локальное изучение искусства.)

Взаимоотношение эстетики и искусства 2 точки зрения: 1) Н. Буало – э. как наука, представляющая художнику правила; 2) Ипполит Тэн (фр. исследователь 19 в) – э. должна регистрировать факты искусства.

 

 

4. Эстетика как фил-я прекрасного. Проблема природы прекрасного.

1 Проблема природы прекрасного (красоты)

Красота - это выражение в высшей степени целостности, гармонии и совершенства.

Аристотель – один из первых отождествлял целостность с красотой – «Прекрасна та вещь, кот ничего не добавить, и от кот ничего не убрать».

Гармония – базовое центральное понятие античной эстетики – соответствие частей целого.

Пифагорейцы (ранняя классика) – «прекрасна та вещь, которая отражает гармонию космоса, кот является гармонией музыки»

Эпоха Возрождения гармония – центр понятие в эст-ке, так же рассм-мое как синоним красоты.

 

Альберти – гармония характеризует внешнюю сторону предметов, гармонична и прекрасна та вещь, кот соотв-ет идеальным пропорциям, т.е. гармония имеет числовое выражение

Красота = прекрасное.

Концепции природы прекрасного

1.Объективно-идеалистическая. (красота- есть не материальная сущность, она надсубъектна, сущ-т независимо от мысли, она сущ-т вечно и неизменно).

Платон - наиболее яркий представитель этой концепции- эйдос - красота.

Гегель - абсолютная идея (красота).

Религиозный вариант –красота исходит от Бога.

2.Объективно-материалист-я. (красота существует независимо от человека, но пребывает в материальном мире. К- естественное свойство проявлений. Объективна.)

В эпоху Просвещения 18в. Дени Дидро – симметричность и материальность (Вещь содержащая симметричность - идеальная).

3. Субъективно - идеалистическая. Источник прекрасного таится в душе индивида. Красота не материальна. Представлена в 19в., но имеет античные корни. Красота лимитивна, изменчива. Гартман, Лало, Липс, в античности – софисты.

4. Субъективно - объективная. Красота – есть результат соотношения объектных свойств действительности с человеком. Представление о красоте формируется у человека под влиянием 2-х факторов: внешнего (объективного); внутреннего (субъективного). Индивидуально –личностные особенности. Сократ, Аристотель. В 19в. - Чернышевский, Добролюбов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных