ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КАТЕГОРИАЛЬН.СТР-РА ЭСТ-КИ1) метакатегория –эстетическое 2) онтологии иск-ва(художественное пространство, элитарное и массовое иск-во, стиль) 3)эст. деятельности(законы красоты, вкус, мера) 4)эст. отношения к действительности(прекрасное и безобразное) 5)гносеологии иск-ва(худ. образ, метод, канон) 6)социологии искусства(классовость, партийность) 7)аксиологии иск-ва(ценности, мода, художественность,шедевр) 8)диалектика 9)восприятия иск-ва и его эффективности(катарсис, экстаз) 10)роды, виды иск-ва 11)структура: текст, композиция, цвет, форма 12)художественной коммуникации(знак, интонация, код) 13)морфологии иск-ва(лит-ра, хореография, изо, дизайн) 14)стр-ры иск-ва(худ. формы, пространство, цвет) 15)теория интерпретации художественной критики(ремейк, интерпретация) 16)политики и практики руководства худ. культуры(ангажированность, найм, спонсорство, меценатство, соц. заказ, цензура, блокада, замалчивание, реклама, вандализм) 17)эстетического восприятия(всестороннее развитие личности, духовное богатство, эст. потребности, способности, эст. глухота) 23)ПЛАТОН (427-347 до нэ)▶ «Калокагатия»-единство прекрасного и нравственного ▶ Мир идей - наиболее подлин ▶ худ.деят-ть -тень, которая воспроизводит средствами иск-ва все то, что уже воплотилось в конкретных формах реальности▶муза сладостная и упорядочивающая. Платон стремится фильтровать произведения иск-ва по их воспитательному значению ▶ Поэт (в момент творческого акта) нах-ся в состоянии исступления(не положит. явление)▶ Иск-во эксплуатирует чувственное восприятие в иерархии видов человеческой деятельности▶всякая вещь стремится к пределу (в человеке предел-сила любви). Любовное переживание лежит в основе эстетич. чувства удовольствия (природы красоты)▶ «Платоническая любовь» - тип любовных отношений, не связанными никакими соображениями пользы, союз, основанный на духовном и бескорыстном чувстве(мужское начало более духовно)▶1)чувственная тяга, волнующее побуждение- начальный импульс физического любования;2)уровень дух. красоты;3)науки и искусства;4)высшая сфера мудрости, благо▶ категории: 1) мера (единство предела и беспредельного),меру диктует внутренняя природа произведения, мера делает мир конечным, целым и обозримым; 2) гармония -нечто такое, что непосредственно соединяется в силу похожести, гармония создалась из первоначально расходящегося, гармония- это соединение противоположностей 24)АРИСТОТЕЛЬ (384-322г до нэ)▶теор. катарсиса (очищение от аффектов через страх и сострадание трагического действия)▶через иск-во возникают такие вещи, формы которых находятся в душе художника▶ правдоподобие -результат искусного копирования ▶ правда в иск-ве -особый худ. смысл на выражение которого направлены усилия художника(выше правдоподобия)▶теор. мимезиса (подражание): природа худ. удовольствия заключена в радости узнавания, но творческая способность не сводится к копированию ▶«Поэзия философичнее и серьезнее истории, поэзия говорит об общем, история о единичном»▶художник как демиург ▶ энтелехия (завершенность):1)любые процессы стремятся воплотится;2)трансформация неупопорядоченного «вещества жизни» в упорядоченное «вещество формы»(иск-во через выстроенность формы, через упорядочивание, гармонизацию, уравнивание страстей,катарсис);3)энтелехия -есть и процесс и результат 25)СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(ЗАПАД,ВОСТОК) I)Византия ▶противоборство 2-х пониманий роли худ. изображений в христ. культ.▶4-5в. (иконоборчество: КонстантинV, иконопоч.: Иоанн Дамаскин(675-749)) ▶8в-много изобр. И.Х., догматич.-образ котор. может и должен быть изобр. на иконах, психологич.-изобр. страданий и мучений И.Х.➙ мозаика и живопись ценны тем, что не пошли не пошли по этому пути▶Иконы(каноничность, иерархия цветов,композиц. приемов изображения, ИХ-фронтальн. изображение), обобщенность, условность, статика,самоугл.,этикетность,каноничность.▶с 9в., силу набирает светское иск-во(анкетизирующая эстетика)▶Языческие писатели(гедонистический аспект красоты): Михаил Пселл(11в.) (интерес к тому, что можно определить как красота чел-ка, телесная красота), Анна Комнина(12в),уделяет большое внимание изображению одухотворенной красоты, живому изваянию гармонии.▶Византийские авторы –идея невыразимости телесной красоты; проблема образа в иконе и его прообраза ▶Аврелий Августин(354-430)- глубоко чувствует нюансы мелодического исполнения, но именно это и вызывает смущение)▶Иконописцы старались покинуть Византию(из-за гнета жестоких канонов)➙Феофан Грек -в Россию, другие в Зап.Европу II)Зап.Европа▶ 6-10в «несистемное развитие иск-ва», переходное иск-во ▶ 10-12вв Романский стиль (приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, особое значение интерьера, округлость, давит, аскетичность; огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ - они пришли в романское искусство из народного фольклора)▹епископ Бернар Клервосский писал, что не может понять для чего эти чудовища изображены на храмах▹ некоторая «мужиковатость» в скульптуре (корни ее я в простонародном происхождении)▹ более непосредственно, менее регламентировано, чем прежнее▹ Художники очень простодушно и наивно подходят к религиозным сюжетам ▶ 12-15вв Готика (расцветает в период борьбы городов за независимость от феодального сеньора) ▹ Храмовая архитектура: 1) базиликальный принцип (строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами); 2) крестово-купольный принцип строительства храмов(в Визант., Др.Руси). ▹Музыка: григорианский хорал(одноголосое пение в храмах, неметризованное, мелодическая линия- непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности) ▹Театр: 1)религиозные мистерии(сюжеты Ветх. и Нов. Заветов);2)театральный миракль(13в,Франция)- бытовые, житейские эпизоды с изображением чудес святых; 3)моралите(дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувственное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей..)▾Перв.драма- «Жених, или Девы мудрые и девы неразумные»(11в, Франц) ▹легенда об акробате: любое самовыражение, если оно идет от души, допустимо, не является нарушением религиозных догматов▹Изображение угнетенного и страдающего чел-ка, художественное утверждение духовного начала оказывается обратно пропорциональным физической красоте ▶ в поздн. Среднев.: усиление внимания художественного творчества к реальному миру, интерес к реальным подробностям, вполне заземленным деталям III)Русь▶ Лейтмотив иконы- представления о религиозном величии святых и мучеников ▶ доминировали воспоминания о славном прошлом, преобладали стойкие надежды на победу добра, стремления к благообразию жизни➙церквям Др. Руси св-нна компактная пластичность, телесная округленность форм▶в худ.сознании демократичность, простота, простонародность, спокойствие, ясность ▶ феномен иконостаса (рус.изобретение):иконы вплотную примыкают друг к другу, их не разделяют даже обрамления, каждый иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета каждой иконы находятся в соподчинении и в гармонии с целым ▶симметричность, цветовая, световая особенность рус. иконы(приоритет золотого и красного цвета) ▶14-15вв Новгородская икона(Феофан Грек, Андрей Рублев) Источники ▶ Сумма - свод знаний▶ Ульрих Страсбургский (ум. 1277) «Сумма о благе»(одна из глав наз-ся «О красоте»)▶ Фома Аквинский (1225—1274) в «Сумме теологии» пишет о незаинтересованном характере переживания прекрасного; Специфика прекрасного заключается в том, что при лицезрении его успокаивается желание; вопрос о несводимости художественно-выразительного начала к сумме уже имеющегося знания; искусство гораздо богаче, чем то, что способно выразить слово; прекрасное- это нечто завершенное, обладающее числовой гармонией, чувственным восприятием и блеском
26) ВОЗРОЖДЕНИЕ ▶ в Италии термин «Возрождение» имел первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного становлением гуманизма и ростом самосознания личности ▶Периоды:1)проторенессанс (кон.13-14 вв..);2)Ранний Ренессанс (15в.);3)Высокий Ренессанс (с кон.15в.до1530 г.);4)поздн.Ренессанс (до кон.16в) ▶возникла принципиально новая картина мира в сознании современников. Эта картина формирует иной менталитет, новые принципы поведения, образа жизни, творчества — научного и художественного. В искусстве эпохи Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль Ренессанс ▶жажда непрерывного самопознания, любознательн ости к себе и окружающему миру. Первоначально это проявляется в своеобразном «коллекционировании» коллизий наблюдаемого мира ▶ Петрарака: 1)его «Письма к потомкам»-очевидная стилизация под античность, литературный прием, плод сочинительства;2) желание возвысить себя, сделать себя другим;3)состояние несовпадения творчества и жизни;4) Петрарка смог совершить прорыв и сформировать духовную территорию для последующих раскрепощенных творческих дерзаний, для утверждения авторского своеволия и человеческого достоинства ▶ совмещение противоположностей — торжество духа и одновременно радость плоти, мифологизм и демифологизация, реализм и фантастика, небесный верх и телесный низ, космический порядок и свобода воли, натурализм и этический пафос, античность и христианство▶актуализации идеалов античности.(«Любовь небесная и земная» Тициана, «Битва рассудка со страстью» Б. Бондинелли)▶ ▶ продолжались разрабатывать уже имеющиеся понятия меры, гармонии, пропорции, композиции. Специальных общеэстетических трудов в эту эпоху не создается, только «Десять книг о зодчестве» Леона Батиста Альберта (1404—1472), «Книга о живописи» Леонардо да Винчи(1452—1519), «Установление гармонии» Джозеффо Царлино (1517— 1590) ▶ возвышение индивидуальности ▶жажда активности, жажда преобразований, созидания ▶«время — деньги»: художник стремится не тратить впустую: все заполнить работой, использовать каждый час, трудиться с максимальным напряжением▶ качество самосознания деятелей искусства чрезвычайно возвышается по сравнению с предшествующей эпохой, когда к художникам привыкли относиться как к плотникам ▶Зачинателями Возрождения считаются художники Мазаччо, Донателло и Брунеллески: развивали идею безграничности развития чел-ких способ-тей ▶представление о единстве законов, лежащих в основе развития чел-ка и природы. Этому способствовали и новые художественные приемы — завоевание живописью трехмерного пространства, создание типа самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, движение в сторону простых, гармоничных, изящных пропорций, когда совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала. Идея единства законов развития чел-ка и природы формировала взгляд на живопись как способную вобрать в себя максимум реалий окружающего мира▶ Почти любой сюжет «обогащается» животными, насекомыми, растениями ▶ художник должен отбирать в окружающем мире все самое совершенное, самое прекрасное ▶Живопись вторгается в область скульптуры и с увлечением добивается иллюзии пластического объема на плоскости(теория перспективы)▶ рационализм и наукообразность художественных теорий Возрождения, разработка нормативов для композиторов, скульпторов, живописцев▶ Леонардо да Винчи: обсуждение законов перспективы, числовой симметрии, пропорции, анатомии ▶Детальные своды художественных приемов мыслились как идеальный путь к воплощению прекрасного во всем его совершенстве▶ утопичным оказался главный тезис Возрождения, полагавший, что самое идеальное и совершенное имманентно (внутренне присуще) реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы. В соответствии с этим Возрождение педантично искало неопровержимые компоненты идеального, демонстрируя их апофеоз в художественном творчестве. Бесстрашие в восхождении духа, соединенное с неустанной творческой активностью, рождало поистине невиданные образцы совершенства(«Сикстинская капелла» Микеланджело, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи)▶Реальная жизнь была жестокой и кровавой. Глобальные установки Возрождения были заведомо утопичны, рисовали мир совсем не его красками ▶принципиальная нетрагедийность Возрождения ▶недолговечность Ренессанса была сопряжена с сочиненностью и недолговечностью самих ренессансных идеалов ▶Главное противоречие Ренессанса — противоречие между абсолютностью умозрительного идеала и относительностью реальных возможностей обычного чел-ка
27) ЭСТ.НОВОГО ВРЕМ. (17-18 вв.) ▶18в вошел в историю как век Просвещения; а 17в- время «исторического бездорожья», отсутствие какой-либо единой позитивной программы(мироощущение максимально поляризовано, ломка старых стереотипов, потребность и невозможность обрести новые) ▶17в в Европе появился новационный тип общества(это разомкнутое и относ-но открытое общество, способное сущ-вать и развив-ся, лишь непрерывно модифицируя свою основу) ▶ в 17в. последовательное развитие мировых художественных стилей сменяется их параллельным развитием, взаимодополняющим сосуществованием- почти одновременно возникают и развив-ся большие мировые стили, имеющие наднациональный хар-р, охватывающие разные виды искусств,- барокко и классицизм ▶ Вопросы предназначения искусства, эволюции худ.вкуса, иерархии иск-в становятся достоянием худ.критики, разрабатываются и самими мастерами иск-ва(«эст. снизу») ▶теперь требуется сделать выбор, самому избрать круг ценностей ▶Новые культурные условия расширяли и возможности индивидуального начала в худ.творч-ве — возможности формирования авторских стилей ▶Искусство Нов.врем. отличается богатством художественных накоплений, традиций, утвердилось как достаточно самостоятельная сфера деятельности, не связано ни с культовыми, ни с этическими, ни с политическими целями ▶ориентация на требование вкуса ▶заинтересованное внимание к человеку, усилия измерить его возможности, проникая в психологию, в анализ его внутренней, субъективной жизни. Эта доминанта пронизывает и искусство барокко, и искусство класс-зма ▶искусство Нов. врем. тяготеет к драматическим сюжетам, которые характерны для практики как барочной, так и классицистской драмы, художественной литературы ▶В филос-ии «война всех против всех» (слова Т. Гоббса):Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Рене Декарт (1596-1650), Пьер Гассенди (1592-1655), Бенедикт Спиноза (1632—1677), Готфрид Лейбниц (1646—1716)пытались созд. фил. модель мира, придерживаясь т.н. деизма ▶Деистическое мировоззрение как нельзя лучше характеризовало состояние разорванности сознания, брожения умов ▶ интерес к проблеме времени ▶Представление о картине мира как иррациональной, хаотической, динамичной соседствует с усилием проанализировать конфликты, вывести «формулу» сложной борьбы противоположных начал. На этом фоне вполне закономерно возникновение такой стилевой формы, как барокко ●БАРОККО полнее других стилей совмещало в себе полярные полюсы ▶ проявилось в наибольшей степени в архитектуре(Л. Бернини-классик этого стиля).Для архитектуры и скульптуры барокко хар-ны импульсивность, динамика, чрезмерность и, в какой-то мере, мистицизм ▶ в музыке проявилось в оратории(отличается особой помпезностью, стремлением к внешним эффектам, необычайной пышности),в некоторых ораториях использовалось до двенадцати четырехголосных хоров ▶ В живописи (Рубенс,Рембрандт, Веласкес, Веронезе, Бассано, Тинторетто)-разрушение линейного восприятия в пользу живописного, начинает доминировать не рисунок, а цветосветовые отношения ▶появление открытого мазка ▶Часто в портретах и натюрмортах контуры отдельных предметов не прорисованы, материально-осязательная выразительность передается гаммой цветовых и световых бликов, уходящих в сгущения мрака ▶эти приемы очень точно передали нарастание черт пессимизма, меланхолии, тревог ▶Мастера барокко сознают: искусство сильно не только тем, что способно к наблюдению действительности, но и непредсказуемым творческим порывом, не только правилом, но и неправильностью. Привлекательность художественного мира основана на алогизмах, парадоксах, соединении несоединимого ▶ Фил-ия пока еще застыла на рассуждениях о вспомогательной роли искусства в совершенствовании человека ▶Активно обсуждали проблемы худ. вкуса Дэвид Юм (1711—1776)«О норме вкуса», Шарль Баттё. (1713—1780)«Изящные искусства, сведенные к единому принципу» ▶перемещение внимания с фигуры художника на фигуру реципиента (того, кто воспринимает искусство) ▶интерес к уникальности индивидуального опыта, внутреннего мира личности, формирующего разные худ.установки ▶Относительность вкуса расценивается как норма ▶внимание к драматическим сюжетам ▶англ. мыслит. Бернард Мандевиль (1670—1733),«Басня о пчелах»: «То, что мы называем в этом мире злом(…)делает нас социальными существами, является прочной основой…», «Самыми необходимыми качествами(…)являются наиболее низменные и отвратительные свойства чел-ка»,«человеческая природа от рождения не хороша и не плоха, поддается совершенствованию», «цивилизации сама нередко ставит человека в условия, провоцирующие авантюрность…» ▶в произведении Мандевиля прочитывается попытка объяснить поиски, происходящие в это время в искусстве, не чурающемся отрицательных хар-ров и отриц. героев ●Музыка 18в свободное от церковных рамок искусство, развивающееся в самостоятельных крупных формах ▶Секуляризация муз. жанров позволила музыке вырваться на волю, она начинает обогащать себя множеством выразительных средств и приемов. На рубеже 17-18 вв. возник. опера(К. Монтеверди, К. В. Глюк, Ж. Б. Люлли, Г. Перселл) ▶Начальный образец этого жанра — т.н.onepa-сериа(главенство принадлежит арии, речитативу отводится служебная роль, а значение хора и ансамблей сведено к минимуму) ▶разработка в музыке приемов перерастания одной образной индивидуальности в другую ▶В оперной музыке дается связанная галерея индивидуализированных картин-образов ▶кон.17-18в опера становится общедоступным зрелищем, одним из самых популярных жанров ▶ на рубеже 17-18 вв. возник новый жанр- опера-буффа.(«Служанка-госпожа» Дж. Перголези,Гольдони, Лопе де Вега, Кальдерона)-преобладает не солирующий голос и ариозное пение, а ансамбль ▶ драматический театр ▶во Франции, где еще в 16 в. возникают первые профессиональные труппы ▶ популярность комедий Мольера ▶ Драматический театр в большей степени испытал влияние классицизма, нежели барокко ● КЛАССИЦИСТСКАЯ драматургия и эст. классицистского представления стремились максимально поднять проф. уровень театрального иск-ва ▶ классицизм искал особые приемы пластической выразительности для разных чувств, состояний, диктовал правила их воплощения в жесте, в позе, в интонации, стремился к достижению целостности и завершенности образов и сцен, убедительной композиции всего спектакля ▶Требовательная эст. классицизма выступала заслоном на пути скороспелого творчества, способствовала подъему мастерства и профессионализма в разных видах иск-ва ▶ теоретик просветительской эст.- Дени Дидро (1713-1784) («Парадокс об актере», «Беседы о "Побочном сыне"»), восставал против игры «нутром», неспособной обеспечить устойчиво высокий уровень исполнения. По-настоящему зажечь зал может тот, который сохраняет холодную голову и точно выверяет воздействие интонаций своей речи, жестов, мизансцен, стремится найти золотую середину между искренностью внутренних движений и их отточенной пластической выразительностью ▶Продуктивным классицизм оказался для тех форм творчества, которые носили монументальный характер. Сильное тоталитарное государство (Франция 17-18вв) обычно тяготеет к классицистским монументальным формам, воплощающим идеи порядка, рациональности, единения(Версаль, Дом инвалидов, Лувр) ▶ 18в в б.м. проходит под знаком классицизма, возникает искренняя вера в бесконечные возможности разума, в силы самого человека. Необходимо бесстрашно возделывать возможности разума, и он в конце концов приведет человечество «куда надо». С одной стороны, для просветителей хар-рен взгляд на чел-ка как на фигуру идеальную, которую можно успешно воспитывать, формировать, к чему и призвано иск-во. С другой стороны, они отмечают в чел-ке сильные природ.инстинкты, способн. сокрушить любые рациональные установления ▶Жан-Жак Руссо (1712-1778) скептически относился к оценке общественных функций иск-ва: в усл-ях глубокого падения нрав-ти, считал, что с помощью искусства «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковывающие людей», а Дидро,напротив,возлагает на искусство большие надежды, размышляет об историческом подходе к критериям художественности, о понятии правды и правдоподобия в искусстве, сам создает художественные произведения ▶Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) отстаивает мысль о расширении иск-вом своих границ в новейшее время. Художник призван подчинять красоту основному устремлению и не пытаться воплощать ее в большей мере, чем это позволяют правда и выразительность, одержим идеей борьбы с эстетическими принципами классицизма и его ориентацией на абстрактно-логический способ типизации ▶Уильям Хогарт (1697-1764)отстаивал относительную самостоятельность эст. принципов в оценке искусства ▶в Нов. вр. искусство уже в полной мере ощущает себя деятельностью самодостаточной ▶Исторически сложившийся уровень художественного вкуса выражает себя в требовании полноценного худ. переживания — лишь в зависимости от этого условия в произведении способны проявиться привходящие эт., политические, религ. мотивы ▶Иск-во окончательно освободилось от «подпорок» религиозного или морализаторского обоснования, в то время как в эстетике 18 в. осмысление этого процесса еще запаздывает ▶проблематика эст. теорий иск-ва традиционна: искусство и окружающий мир, искусство и воспитание человека ▶Просветители еще не готовы сформулировать мысль об иск-ве как деят-ти, имеющей оправдание в самой себе ▶Если в конечном счете Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц и оказали влияние на развитие теории иск-ва, то скорее контекстуально, своей разработкой общефилософских методов анализа, нежели эстетикой ▶Только во 2-ой пол. 18в положение начинает меняться ▶Герм: Александр Готлиб Баумгартен (1714—1762) впервые вводит сам термин «эстетика». Эстетическая проблематика постепенно начинает перемещаться с периферии в центр фил. систем
28)ЭСТЕТИЧЕСК. ИДЕИ КАНТА. ▶Кант в 1790г. в "Критике способности суждения" изложил теорию эстетического суждения, а также эстетическое отношение к миру с телеологической точки зрения. Уже само вычленение эстетического отношения к миру как самостоятельной области человеческой активности имеет большое значение, ибо до этого эстетическое восприятие часто отождествлялось с чувствами - любимое и нелюбимое, приятное и неприятное. ▶Кант выдвинул важную идею, что предметы эстетической приятности разыгрывают наши способности, представления и суждения и тем самым вызывают в нас ощущения эстетической приятности. ▶Для эстетического приятного Кант выбрал термин "незаинтересованное приятное".Кант хочет этим термином подчеркнуть, что эстетическое отношение к предмету происходит вне наших практических интересов, что интерес к обладанию предметом, его использованию или к его созданию отсутствует. Поэтому эстетическим предметом является не реальная вещь, но вещественное представление или нереальный предмет (например, герой романа). ▶К дальнейшей спецификации ощущений, которые в нас вызывают эстетические предметы Кант приходит, анализируя " возвышенное ". В эстетике XVIII в. различию между красотой и возвышенным придавалось гораздо большее значение, чем в наше время.
29)ЭСТЕТИЧ. ИДЕИ ГЕГЕЛЯ ▶В основе "Эстетики " Гегеля лежит кантовский подход, однако в интерпретации этого подхода Гегель значительно отличается от Канта ▶Кант различает теоретический, практический и эстетический подходы к миру. Первый означает созерцательное отношение к миру, второй - практическое, третий - "незаинтересованное", т.е. такое отношение, когда мы позволяем предметам воздействовать на нас, чтобы они разыграли наши познавательные способности до "свободной" игры, которая воспринимается как эстетическое приятное. ▶В художественном восприятии преодолевается "разделение", или "раздвоение", т.е.фрагментарность, которая характеризует практический и, конечно, теоретический подход чел-ка к миру.
АРХИТЕКТУРА ▶@(с греч.=старший строитель)-строительное иск-во▶=зодчество(др.славянск.«зд»=глина)-первые мазонки ▶не каждое строительство -@ ▶@-такой вид строительства, кот. отвечает 3-м правилам: польза, прочность, красота ▶@ не редко явл-ся звеном материального производства(промышленная @, жилищная, военная) ▶как вид иск-ва относится к духовной культуре ▶в целом @ должна иметь идейно-образное содержание ▶худ. облик опред-ся рядом атрибутивных качеств: 1) худ. форма: @ подчиняется стилям, напрвлениям, национальным традициям. ▶желательно, чтобы внешний облик и содержание были схожи; 2) композиция (лат.=составление, связывание)организация взаимного расположения частей, соподчинение частей здания целому(композиция придает зданию торжественный, мрачный …вид); 3) масштаб (учитывать масштаб частей, окружающ. пространство); 4) пропорции (соразмерность)закономерное сочетание величин худ. произведения(составляет гармонию); 5) пластика - плавность, естественность перетекания одного объема в другой; 6)ритм(греч. ritmos=поток)чередование соизмеримых элементов целого, котор. совершается с определенной последовательностью; 7 )фактура (=обработка)оформление фасада(рустованный -украшенный камнем; гладкие поверхности; маскароны, столбики, полуколонны); 8) колорит: кремли, монастыри, храмы,крепости ▶ Кремль (слав. «кремь»=укрепленное место)-архитектурный ансамбль, представляющий собой синтез многих видов @,начинается с крепости(искусственные рвы, холмы, башни), в кремле находится резиденция князей, царей, патриархов ▶ Административная @ (здание думы, другого законодательного или совещательного органа) ▶ Культовая @( храмы, монастыри): - монастырь - архитектурный ансамбль, представляющий собой синтез крепостной, культовой и служебной архитектуры(храмы, трапезные, гостиницы, иногда царские дворцы[Зенигородский, Спасторожевский монастырь], иногда больница, кельты, сама крепость, хозяйственный двор, несколько ворот);Соловецкий, Волоанский, Псково-Печерский, Кирилло-Белозерский, Диверевский, Раифский, Ипатьевский монастыри, Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Новоспасский, Данилов, Высокопетровский монастыри, Оптина пустынь; - храмы( хр. Василия Блаженного, ансамбль в Кижах, хр. Пскова и Новгорода, хр. Московского Кремля:Успенский, Архангельский;хр. Рождества в Путинках, Ивана Лестовичника, Исаакиевский собор) ▶ Оборонная @ (арсенал), крепости: Изборск, Орешек, Петропавловская, Кронштадт. ▶ Промышленная (оружейная палата) ▶ Казнохранилище (оружейная палата, алмазный фонд) ▶ Сад (в Чехии, России, был и в Симбирске; по назначению использовался Московский, Казанский, Нижегородский; сохранились: Псковский, Новгородский, Смоленский, Московский, Тульский, Рязанский, Ярославский, Нижегородский, Волоколамский, Зарайский, Коломенский, Нижегородский, Казанский, Астраханский, Тобольский, Ростовский) ▶ Садово-парковый ансамбль: Коломенское(до 18в), Петергоф, Царское село, Ораньенбаум(Ломоносов);Гатчина, Останкино, Архангельское, Шереметьевых, Кусково, Царицино(русская готика, Баженов), Павловск. ▶СИМБИРСК ▹1648г построен как крепость ▹1652г город сгорел ▹18в-первые каменные дома ▹храмостроительство(Николаевский собор, Никольская церковь, Ильинская церковь[всего 29 церквей], самый главный- Троицкий собор[1841г]-авт.академик Мих.Пет.Коринфский) ▹ сейчас остались: Здание присутственных мест(С/х академия) авт.Адриан Захаров(тот, что построил Адмиралтейство); Зд. Дворянского собрания(Научная библиотека); Воспитательный дом(Гимназия №1);Уездная Управа(Дом офицеров)авт.Алякринский; Зд. Духовного Училища(здание мед.фак-та); Барокко, Ренессанс, Рококо: Зд. Кукольного театра(барокко, арх.Шоде), Епархиальное Управление(напротив Книгомира, арх. Шоде), особняк Шатрова(Дворец Бракосочетаний), Нем.Кирха, Краеведческие и худ. музеи; Модерн (Левчак): корпус УлГУ(на Л.Толстого), Деревянный Теремок(ул.Радищева); Неоклассицизм: Главпочтамт, Казнохранилище; Конструктивизм (гостин.Венец) 31-32)ДЕКОР. И ДЕК.-ПРИКЛАДН. ИСК-ВО ▶Декоративное(лат.=украшаю) иск-во относится к пластическим, пространствен.,вечным и неизобразительным; охватывает все сферы чел-кой жизни, тесно связано с дизайном ▶в чистом виде к дек. иск-ву можно отнести: ювелир., бижутерию, икебану ▶1)МАНУМЕНТАЛЬНО-ДЕК. ИСК-ВО - иск-во украшения зданий, фасадов, крыш(мозайками, фресками, маскаронами, декор. балкончиками, флюгерами), интерьеров(фресками, витражами, мозаиками),неразрывно связано со строением ▶ 2)ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСК-ВО -иск-во оформления маскарадов, шествий, витрин) ▶ 3)ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСК-ВО (художники декораторы) ▶ 4)ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛ. ИСК-ВО - изготовление любых вещей, кот. используются в быту(но этим вещам предано худ.-эстетическое содержание), самый распространенный вид, через него раскрывается дух. мир чел-ка; ▹Класс:1)по материалу(металл, керамика, дерево, камень, ткань);2)по предназначению(мебель, посуда, игрушки, оружие, курительные приборы, одежда);3)по технике(литье, чеканка, штамповка, вязание, скань, зернь, чернь, перегородчатая эмаль, Гжель,, Палех, Дымка, Жестово) ▹ Художествен. лаки: 1)Хохлома(Нижегородская обл-ть, село)промышленное изготовление дерев. изделий(посуда, мебель, игрушки), расписанных по определенной технике (черн., красн., золотой, зелен.), секрет в том, что при обжиге покрытие лаков не засыхает, не растворяется в кипятке, можно мыть); 2)Палех(Ивановская обл.)изготовление шкатулок из папье-маше, иногда деревян., роспись(сказочные сюжеты, мелкое письмо, котор. родилось из иконописи); 3)Федоскино -золотисто-зеленый фон, преобладают портреты девушек; 4)Мстер -похож на Федоскино; 5)Жостово- декоративные лаковые подносы, покрытые черно-зел. лаком, яркие цветы; 6)Гжель- сейчас: Дмитровский завод(ок.Москвы),Кузнецовский завод(г.Дулёво) ▹ Керамика (греч.=глина)-изделия из различн. глины: 1)Фарфор: а)изготовлен из каолина(бел. глина), изобретен в Китае в 4-6вв до н.э., в Европе(в Германии, 1709г Юдгер; потом во Франции;1747г в России,СПб - Дм. Виноградов; сейчас:СПб, Фарфор. завод им.Ломоносова с 1744г.), изделие из бел. глины, покрыто лаком, легкое; б) фаянс(Итал. г. Фоэнцо)-дешевый; в)бисквит - матовый, неглазурован. фарфор, напоминает кость; 2)Шамот: издел. из глины, пористое, насыщено хрусталиками, при обжиге дает разные цвета, часто делают статуи; 3)Майолика (о.Майорка)поливная керамика, вазы, украшенные искусственными цветами, гирляндами; 4)Изразец-кафель, разноцветн., глазурован. 5)Терракоты (=обожженная земля)-красного цвета, неглазурованная глина(самые первые изделия из глины в Др.Грец.) ▹ Стеклопроизводительн. центры: 1)Гусь-хрустальный(г.Гусь-хр.,Владимирск. обл.);2)г. Никольск (Пензенская обл.) ▹ Кружева: 1)плетение на коклюшках; 2)вязание крючком(платки- Оренбургские, Ивановские); 3)шитье иглой(Вологда, Елец, Михайлов, Кадм -Рязанск.обл., Брюссель). ▹ Металл: Кослинское литье(г.Косли)из чугуна, полируют, мелкое, изящное; Ижевск(оружие); Тула(оружие) ▹ Игрушки: Полхов-Майдан(матрешка,Нижегор.обл.); Сергиев Посад; Городец (мужики с медведями),Дымка(с.Дымково, под Кировом, керамич. игрушки) ▹ Литье колоколов -занесено в Россию с христианством из Византии, в 12в, приобрело новый тип, 3 способа звукоизвлечения:1)удар по неподвижно висящему колоколу молотком, бревном;2)Привязывают языки к бревну и раскачивают;3)Язык раскачивают; Гигантизм(самый большой-Иван Моторин,1935-1937г(200тонн), но в 1937 в Кремле пожар, колокол в яме стали поливать водой, отвалился кусок 4тонны); в Симбирске 1янв 1918-18 колоколов, самый большой (17тонн); Недавно: Троице-Сергиева Лавра(76 тонн), Храм Христа Спасителя(150тонн). ▹ Художественное шитье золотой нитью(г.Торжок,Тверская обл)расшивают по парче,бархату(для знамен,иполетов, погон..); церковное- изготовление одежды для церковных иерархов(Сафрино, Московск. завод) ▶Зернь-украшение металлической поверхности мельчайшими металлическими шариками и кристалликами ▶Скань(филигрань)плетение из тонкой ниточки-проволки кружев(серьги, украшения) ▶Чернь- рифленую серебряную поверхность черным порошком ▶Чернение-техника крашения серебряных изделий путем обжига ▶Эмаль прегородчатая-полоски, между ними заливают стекловидную массу. СКУЛЬПТУРА ● I) Сущ-ть © ▶©(греч.= высекаю, вырезаю)=пластика(греч.=леплю) ➙воятель, вояние, лепнина ▶пластическое, пространственное, вещное, создается с учетом законов 3-х мерного пространства ▶Атрибутивн. кач-ва: форма, масштаб, расположение в пространстве, фактура материал, цвет, колорит, игра света-тени, силуэт, моделировка, смена элементов ●II)▶ Виды: 1) по тому возможно ли обозреть со всех сторон- круглая- законченное изображение во всей полноте; поколенная, торс, бюст, голова, деталь-часть тела; 2)рельеф: выпуклые (▹плоский рельеф- когда незначительно возвышается над плоскостью;▹борильеф-выступает до 50% от фона);▹горильеф(более 50%)); вогнутые (▹гибтика-иск-во резьбы по камню;▹герма) 3)инсталляция –соединение чередующихся деталей(автомобили, мусор); 4)монохромная и полихромная; 5)стабиле-неподвижная, мобиле-движ., либо под влиянием ветра; 6)по материалу(керамич., дерев.,литьевое,резьба по кости, стекло) ▶ Жанры: портрет, анималистический, ню, натюрморт, пейзаж; скульпт. группы, композиции, конные статуи ● III)Скульпторы мира и Росс. ▶Ⓒ зародилась боле 10тыс. л. назад, она заперщена в иудаизме, исламе, протестантстве, православии; Др.Греч. скульпторы: Федей(Акрополя),Мирон(Дискобол),Поликлет, Скопаз, Пракситель, Лесипп; Итал.: Микельанжелло, Донателло, Вероккио, Бенвенутто Челлини; Франц-Ит(17-18в)Гужон, Гудон, Канола, Фальконе; Рус: Шубин, Козловский, Щедрин, Мартос(19в), Демут-маляновский, Клодт, Пименов, Онтокольский, Лансере, Федор Толстой; 20в: Роде(Фр),Майоль(Фр),Бурдель(Фр),Барлах(Герм),Эрзян(Рос), Коненков, Голубкина, Мухина, Андреев-Томский, Вучетич(Родина-мать), Кембель, Церетели. ● IV)Ульяновск ▶1) пам. Н.М.Карамзину,1845,классицизм, Гальберг-не дожил до открытия (изображена статуя Клио в значении образа славы, античная красавица,в античн. одежде, прическа-малый факел(3в до н.э),труба, рукописи-на символически изображенном алтаре,лицом на запад; слева:Карамзин в г.Твери читает имп. АлександруI и его сестре, Кармзин-босой,импер-р с обнаженным торсом; справа: Карамзин на смертном одре, рядомдети,К. отвергает рукой дар Фортуны-рога изобилия, сыпет монеты НикI, только ребенок сидит и играет монетами); ▶2) К. Марксу -гранитный рельеф-герма, детально лицо, а тело лишь прочерчено, сзади надпись: «Идея, овладевшая массами, становится единой…силой»,арх. Щуко, самый ранний монументальный памятник в России ▶3) Ленину (на пл.Ленина),ск. Матфей Генрих Манизер, арх. Витман, открыт в 1940г, место, где стоит памятник называлось Соборным садиком ▶4) отцу Ленина -И.Н.Ульянову,ул.12-сентября, не вдалеке от могилы ИН. Ульянова, на гранитном пьедестале пам. И.Ник., с южн. стороны борильеф мальчика-постушка, кот. пришел учиться ▶5) бюст Гончарова (рядом с Обл.библиотекой),откр. в 1940г; в 1911 убит Столыпин, кот. в 1908г посещал Симбирск, и с ним было достигнуто соглашение о ходатайстве перед императором за мост через Волгу (Столыпин-правнук Симбир. помещика), местные дворяне заказали пам.(Ит.)Химендосу, он его отлил, так был открыт памятник Столыпину, но в марте 1917-съезд крестьянских депутатов,памятник сброшен с пьедестала; а в 1948г по случаю 300-летия Ульяновска на этом пьедестале решили установить бюст Гончарова(ск.Ветров) ▶6) Пам. Гончарову - 1965,ул.Гончарова(ск.Писаревский),Гончаров сидит в кресле(на этом месте был собор, где в 1812г крестили Гончарова) ▶7) пам.Гаю (армянин)в 1986г нам армяне подарили нам памятник(ск. Назарян, арх.Нуркозян) ▶8) пам.Нариману Нариманову никакого отношения к Ул-ску не имеет, нам подарили его азер-ы(ск.Рустамов,арх.Саметов,Аликперов), это рельеф ▶9) монумент в честь Победы (ск. Клюев)на пьедестале богиня Ника ▶10) бюст Гимову одному из первых губернаторов, на эспланаде к Лен. мемориалу, долго лежал ▶11) Парк дружбы народов - с1975г,15 республик-каждый свой уголок, рельефы, статуи, арх. Татьяна Тарасова(трава, цветы) ▶12) Пластову (арх. Бичуков)внешне не похож ▶13)Лен. мемориал: пам. матери Ульянова и Володе Ул. (ск. Олег Колбов, Ол. Кирюхин, Юр. Чернов); голова В.И.Ленина -барельеф на южной части Лен. мемориала; Ленин- рельеф по колен(ск. Бондаренко)нах-ся в торжественном зале; ск. Рабочий, матрос …(3 человека)на 1-ом этаже ▶14) в честь 30-летия Победы на ул. Минаева –рельефная композиция (ск. Рафик Аминокиевич Аробитян, арх. Сир Титов, Н. Медведев) ЖИВОПИСЬ I. живопись как вид изобразительного искусства ▶ живопись -вид пространственного пластического искусства, основанный на законах природы,размещения изображения на плоскости и законах физиологии восприятия ▶ Атрибутивн.кач-ва: композиция, перспектива(прямая,обратная…),масштаб, колорит, светотеневая моделировка; II. Виды живописи ▶ Классификации: ▪по материалу: 1)масляная(растит.масла); 2)темпера(минеральные краски,расств. в яичн.желтке,яркие); 3)акварель(краски расств. в воде); 4)гуашь; 5)пастель(мелки); 6)сангина(розов.мелок); 7)тушь; 8)соус; 9)карандаш; 10)уголь; 11)энкоустика(восковые краски) ▪в кабинете,на пленере ▪1)монументальная; 2)декоротивно-монументальная; 3)станковая; 4)миниатюрная ▪по эффекту изготовления: 1)мозаика; 2)смальта(мозаика из цв.стекла); 3)фреска(роспись минер.красками по сырой штукатурке –альфреско, по сухой- альсекко); 4)витраж(по стеклу) 5)комбинация живописи с макетированием(диарамма, панарамма{худ.Рубо «Оборона Севастополя»; «Бородинская битва»; «Сталинградская битва»} Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|