Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАТЕГОРИАЛЬН.СТР-РА ЭСТ-КИ




1) метакатегория –эстетическое

2) онтологии иск-ва(художественное пространство, элитарное и массовое иск-во, стиль)

3)эст. деятельности(законы красоты, вкус, мера)

4)эст. отношения к действительности(прекрасное и безобразное)

5)гносеологии иск-ва(худ. образ, метод, канон)

6)социологии искусства(классовость, партийность)

7)аксиологии иск-ва(ценности, мода, художественность,шедевр)

8)диалектика

9)восприятия иск-ва и его эффективности(катарсис, экстаз)

10)роды, виды иск-ва

11)структура: текст, композиция, цвет, форма

12)художественной коммуникации(знак, интонация, код)

13)морфологии иск-ва(лит-ра, хореография, изо, дизайн)

14)стр-ры иск-ва(худ. формы, пространство, цвет)

15)теория интерпретации художественной критики(ремейк, интерпретация)

16)политики и практики руководства худ. культуры(ангажированность, найм, спонсорство, меценатство, соц. заказ, цензура, блокада, замалчивание, реклама, вандализм)

17)эстетического восприятия(всестороннее развитие личности, духовное богатство, эст. потребности, способности, эст. глухота)

23)ПЛАТОН (427-347 до нэ)▶ «Калокагатия»-единство прекрасного и нравственного ▶ Мир идей - наиболее подлин ▶ худ.деят-ть -тень, которая воспроизводит средствами иск-ва все то, что уже воплотилось в конкретных формах реальности▶муза сладостная и упорядочивающая. Платон стремится фильтровать произведения иск-ва по их воспитательному значению ▶ Поэт (в момент творческого акта) нах-ся в состоянии исступления(не положит. явление)▶ Иск-во эксплуатирует чувственное восприятие в иерархии видов человеческой деятельности▶всякая вещь стремится к пределу (в человеке предел-сила любви). Любовное переживание лежит в основе эстетич. чувства удовольствия (природы красоты)▶ «Платоническая любовь» - тип любовных отношений, не связанными никакими соображениями пользы, союз, основанный на духовном и бескорыстном чувстве(мужское начало более духовно)▶1)чувственная тяга, волнующее побуждение- начальный импульс физического любования;2)уровень дух. красоты;3)науки и искусства;4)высшая сфера мудрости, благо▶ категории: 1) мера (единство предела и беспредельного),меру диктует внутренняя природа произведения, мера делает мир конечным, целым и обозримым; 2) гармония -нечто такое, что непосредственно соединяется в силу похожести, гармония создалась из первоначально расходящегося, гармония- это соединение противоположностей

24)АРИСТОТЕЛЬ (384-322г до нэ)▶теор. катарсиса (очищение от аффектов через страх и сострадание трагического действия)▶через иск-во возникают такие вещи, формы которых находятся в душе художника▶ правдоподобие -результат искусного копирования ▶ правда в иск-ве -особый худ. смысл на выражение которого направлены усилия художника(выше правдоподобия)▶теор. мимезиса (подражание): природа худ. удовольствия заключена в радости узнавания, но творческая способность не сводится к копированию ▶«Поэзия философичнее и серьезнее истории, поэзия говорит об общем, история о единичном»▶художник как демиург ▶ энтелехия (завершенность):1)любые процессы стремятся воплотится;2)трансформация неупопорядоченного «вещества жизни» в упорядоченное «вещество формы»(иск-во через выстроенность формы, через упорядочивание, гармонизацию, уравнивание страстей,катарсис);3)энтелехия -есть и процесс и результат

25)СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(ЗАПАД,ВОСТОК) I)Византия ▶противоборство 2-х пониманий роли худ. изображений в христ. культ.▶4-5в. (иконоборчество: КонстантинV, иконопоч.: Иоанн Дамаскин(675-749)) ▶8в-много изобр. И.Х., догматич.-образ котор. может и должен быть изобр. на иконах, психологич.-изобр. страданий и мучений И.Х.➙ мозаика и живопись ценны тем, что не пошли не пошли по этому пути▶Иконы(каноничность, иерархия цветов,композиц. приемов изображения, ИХ-фронтальн. изображение), обобщенность, условность, статика,самоугл.,этикетность,каноничность.▶с 9в., силу набирает светское иск-во(анкетизирующая эстетика)▶Языческие писатели(гедонистический аспект красоты): Михаил Пселл(11в.) (интерес к тому, что можно определить как красота чел-ка, телесная красота), Анна Комнина(12в),уделяет большое внимание изображению одухотворенной красоты, живому изваянию гармонии.▶Византийские авторы –идея невыразимости телесной красоты; проблема образа в иконе и его прообраза ▶Аврелий Августин(354-430)- глубоко чувствует нюансы мелодического исполнения, но именно это и вызывает смущение)▶Иконописцы старались покинуть Византию(из-за гнета жестоких канонов)➙Феофан Грек -в Россию, другие в Зап.Европу

II)Зап.Европа▶ 6-10в «несистемное развитие иск-ва», переходное иск-во

10-12вв Романский стиль (приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, особое значение интерьера, округлость, давит, аскетичность; огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в гла­за барельефы и скульптуры различных чудовищ - они при­шли в романское искусство из народного фольклора)▹епископ Бернар Клервосский писал, что не может понять для чего эти чудовища изображены на храмах▹ некоторая «мужико­ватость» в скульптуре (корни ее я в простонародном происхождении)▹ более непосредственно, менее регламентировано, чем прежнее▹ Художники очень простодушно и наивно подходят к религиозным сюжетам

12-15вв Готика (расцветает в период борьбы городов за независи­мость от феодального сеньора)

▹ Храмовая архитектура: 1) базиликальный принцип (строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами); 2) крестово-купольный принцип строительства храмов(в Визант., Др.Руси).

▹Музыка: григорианский хорал(одноголосое пение в храмах, неметризованное, мело­дическая линия- непрерывная, текучая, лишенная индивидуаль­ности)

▹Театр: 1)религиозные мистерии(сюжеты Ветх. и Нов. Заветов);2)театральный миракль(13в,Франция)- бытовые, житейские эпизоды с изображением чудес святых; 3)моралите(дидактическая пьеса с аллегори­ческими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувствен­ное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей..)▾Перв.драма- «Жених, или Девы мудрые и девы неразумные»(11в, Франц)

▹легенда об акробате: любое самовыражение, если оно идет от души, допустимо, не явля­ется нарушением религиозных догматов▹Изображение угнетенного и страдающего чел-ка, художествен­ное утверждение духовного начала оказывается обратно пропорци­ональным физической красоте

▶ в поздн. Среднев.: усиление внимания художественного творчества к реальному миру, интерес к ре­альным подробностям, вполне заземленным деталям

III)Русь▶ Лейтмотив иконы- представления о религиозном вели­чии святых и мучеников доминировали воспоминания о славном прошлом, преобладали стойкие надежды на победу доб­ра, стремления к благообразию жизни➙церквям Др. Руси св-нна компактная пластичность, телесная округленность форм▶в худ.сознании демократичность, простота, простонародность, спокойствие, ясность

феномен иконостаса (рус­.изобретение):иконы вплотную примыкают друг к другу, их не разделяют даже обрамления, каждый иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета каждой иконы находятся в сопод­чинении и в гармонии с целым

▶симметричность, цветовая, световая особенность рус. иконы(приоритет золотого и красного цвета)

▶14-15вв Новгородская икона(Феофан Грек, Андрей Рублев)

Источники ▶ Сумма - свод знаний▶ Ульрих Страсбургский (ум. 1277) «Сумма о благе»(одна из глав наз-ся «О красоте»)▶ Фома Аквинский (1225—1274) в «Сумме теологии» пишет о неза­интересованном характере переживания прекрасного; Специфика прекрасного заключается в том, что при лицезрении его успока­ивается желание; вопрос о несводимости художественно-выразительного начала к сумме уже имеющегося знания; искусство гораздо богаче, чем то, что способно выразить слово; прекрасное- это нечто завершенное, обладающее числовой гармонией, чувственным восприятием и блеском

 

26) ВОЗРОЖДЕНИЕ ▶ в Италии термин «Возрождение» имел первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готичес­кой культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного ста­новлением гуманизма и ростом самосознания личности

▶Периоды:1)проторенессанс (кон.13-14 вв..);2)Ранний Ренессанс (15в.);3)Высокий Ренессанс (с кон.15в.до1530 г.);4)поздн.Ренессанс (до кон.16в)

▶возникла принципиально новая картина мира в сознании современников. Эта картина формирует иной ментали­тет, новые принципы поведения, образа жизни, творчества — науч­ного и художественного. В искусстве эпохи Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль Ренессанс

▶жажда непрерывного самопознания, любознательн ости к себе и окружающе­му миру. Первоначально это проявляется в своеобразном «коллекци­онировании» коллизий наблюдаемого мира

Петрарака: 1)его «Письма к потомкам»-оче­видная стилизация под античность, литературный прием, плод сочинительства;2) желание возвысить себя, сделать себя другим;3)состояние несовпадения творчества и жизни;4) Петрарка смог совершить прорыв и сформировать духовную территорию для последующих раскрепо­щенных творческих дерзаний, для утверждения авторского своеволия и человеческого достоинства

совмещение противоположностей — торжество духа и одновременно радость плоти, мифологизм и демифологизация, реа­лизм и фантастика, небесный верх и телесный низ, космический порядок и свобода воли, натурализм и этический пафос, античность и христианство▶актуализации идеалов античности.(«Любовь небесная и земная» Тициана, «Битва рассудка со страстью» Б. Бондинелли)▶

▶ продолжались разрабатывать уже имеющиеся понятия меры, гармонии, пропорции, композиции. Специальных общеэстетических трудов в эту эпоху не создается, только «Десять книг о зодчестве» Леона Батиста Альберта (1404—1472), «Книга о живописи» Леонардо да Винчи(1452—1519), «Установление гармонии» Джозеффо Царлино (1517— 1590)

возвышение индивидуальности ▶жажда активности, жажда преобразований, созидания ▶«время — деньги»: художник стремится не тратить впустую: все за­полнить работой, использовать каждый час, трудиться с максималь­ным напряжением▶ качество самосознания деятелей искусства чрезвычайно воз­вышается по сравнению с предшествующей эпохой, когда к худож­никам привыкли относиться как к плотникам ▶Зачинателями Возрождения считаются художники Мазаччо, До­нателло и Брунеллески: развивали идею безгра­ничности развития чел-ких способ-тей

▶представление о единстве законов, лежащих в основе развития чел-ка и природы. Этому способствовали и новые художественные приемы — завоевание живописью трехмерного пространства, создание типа самостоятель­но стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, движение в сторону простых, гармоничных, изящных пропорций, когда со­всем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала. Идея единства законов развития чел-ка и природы формиро­вала взгляд на живопись как способную вобрать в себя максимум реалий окружающего мира▶ Почти любой сюжет «обогащается» живот­ными, насекомыми, растениями

▶ художник должен отбирать в окружающем мире все самое со­вершенное, самое прекрасное ▶Живопись вторгается в область скульптуры и с увлечением добивается иллюзии пластического объема на плоскости(теория перспективы)▶ рационализм и наукообразность художественных теорий Возрождения, разработка нормативов для композиторов, скульпторов, живо­писцев▶ Леонардо да Винчи: обсуждение законов перспективы, числовой симметрии, пропорции, анатомии ▶Детальные своды художественных приемов мыслились как идеальный путь к воплощению прекрасного во всем его совершенстве▶ утопичным оказался главный тезис Возрождения, полагавший, что самое идеальное и совершенное имманентно (внут­ренне присуще) реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы. В соответствии с этим Возрождение педантично искало неопровержимые компоненты идеального, демонстрируя их апофе­оз в художественном творчестве. Бесстрашие в восхождении духа, соединенное с неустанной творческой активностью, рождало поис­тине невиданные образцы совершенства(«Сикстинская ка­пелла» Микеланджело, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи)▶Реальная жизнь была жестокой и кровавой. Глобальные установки Возрождения были заведомо утопичны, рисовали мир совсем не его красками ▶принципиальная нетраге­дийность Возрождения ▶недолговечность Ренессанса была сопряжена с сочиненностью и недолговечностью самих ренессансных идеалов ▶Главное противоречие Ренессанса — противоречие между абсолютно­стью умозрительного идеала и относительностью реальных возможно­стей обычного чел-ка

 

27) ЭСТ.НОВОГО ВРЕМ. (17-18 вв.) ▶18в вошел в исто­рию как век Просвещения; а 17в- время «ис­торического бездорожья», отсутстви­е какой-либо единой позитивной программы(мироощущение максимально поляризовано, ломка старых стереотипов, потребность и невозмож­ность обрести новые)

▶17в в Европе появился новационный тип общества(это разомкнутое и относ-но открытое общество, спо­собное сущ-вать и развив-ся, лишь непрерывно модифицируя свою основу)

▶ в 17в. последовательное развитие мировых художественных стилей сменяется их параллельным развити­ем, взаимодополняющим сосуществованием- почти одновременно возни­кают и развив-ся большие мировые стили, имеющие наднацио­нальный хар-р, охватывающие разные виды искусств,- барокко и классицизм

▶ Вопросы предназначения искусства, эволюции худ.вкуса, иерархии иск-в становятся достоянием худ.критики, разрабатываются и самими мастерами иск-ва(«эст. снизу»)

▶теперь требуется сделать вы­бор, самому избрать круг ценностей

▶Новые культурные условия расширяли и возможности индивиду­ального начала в худ.творч-ве — возможности форми­рования авторских стилей

▶Искусство Нов.врем. отличается богатством художествен­ных накоплений, традиций, утвердилось как доста­точно самостоятельная сфера деятельности, не свя­зано ни с культовыми, ни с этическими, ни с политическими целя­ми

▶ориентация на требование вкуса

▶заинтере­сованное внимание к человеку, усилия измерить его возможнос­ти, проникая в психологию, в анализ его внутренней, субъективной жизни. Эта доминанта пронизывает и искусство барокко, и искусст­во класс-зма

▶искусство Нов. врем. тяготеет к драматическим сюжетам, которые характерны для прак­тики как барочной, так и классицистской драмы, художественной литературы

▶В филос-ии «война всех против всех» (слова Т. Гоббса):Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Рене Декарт (1596-1650), Пьер Гассенди (1592-1655), Бенедикт Спиноза (1632—1677), Готфрид Лейбниц (1646—1716)пытались созд. фил. модель мира, придерживаясь т.н. деизма

▶Деистическое мировоззрение как нельзя лучше характеризовало состояние разорванности сознания, брожения умов

▶ интерес к проблеме вре­мени

▶Представление о картине мира как иррациональной, хаотической, динамичной соседствует с усилием проанализиро­вать конфликты, вывести «формулу» сложной борьбы противопо­ложных начал. На этом фоне вполне закономерно возникновение такой стиле­вой формы, как барокко

●БАРОККО полнее других стилей совмещало в себе полярные полюсы

▶ проявилось в наибольшей степени в архитектуре(Л. Бернини-классик этого стиля).Для архи­тектуры и скульптуры барокко хар-ны импульсивность, динамика, чрезмерность и, в какой-то мере, мистицизм

в музыке проявилось в оратории(отличается особой помпезностью, стремлением к внешним эффектам, необычайной пышности),в некоторых ораториях использовалось до двенад­цати четырехголосных хоров

В живописи (Рубенс,Ремб­рандт, Веласкес, Веронезе, Бассано, Тинторетто)-разрушение линейного восприятия в пользу живописного, начи­нает доминировать не рисунок, а цветосветовые отношения

▶появление открытого мазка

▶Часто в портретах и натюрмортах контуры отдельных предметов не прорисованы, материально-осязательная выразительность передается гаммой цве­товых и световых бликов, уходящих в сгущения мрака

▶эти приемы очень точно передали нарастание черт пессимизма, меланхолии, трево­г

▶Мастера ба­рокко сознают: искусство сильно не только тем, что способно к наблю­дению действительности, но и непредсказуемым творческим порывом, не только правилом, но и неправильностью. Привлекательность художе­ственного мира основана на алогизмах, парадоксах, соедине­нии несоединимого

Фил-ия пока еще застыла на рассуждениях о вспомогательной роли искусства в совершенствовании человека

▶Активно обсуждали проблемы худ. вкуса Дэвид Юм (1711—1776)«О норме вкуса», Шарль Баттё. (1713—1780)«Изящные искусст­ва, сведенные к единому принципу»

▶перемещение внимания с фигуры художника на фигуру ре­ципиента (того, кто воспринимает искусство)

▶интерес к уникальности индивидуального опыта, внутреннего мира личности, формирующего разные худ.установки

▶Относительность вкуса расценивается как норма

▶внимание к драматичес­ким сюжетам

▶англ. мыслит. Бернард Мандевиль (1670—1733),«Басня о пчелах»: «То, что мы называем в этом мире злом(…)делает нас социальными существами, является прочной основой…», «Самыми необходимыми качествами(…)являются наиболее низменные и отвратительные свой­ства чел-ка»,«челове­ческая природа от рождения не хороша и не плоха, поддается совершенствованию», «цивилиза­ции сама нередко ставит человека в усло­вия, провоцирующие авантюрность…»

▶в произве­дении Мандевиля прочитывается попытка

объяс­нить поиски, происходящие в это время в искусстве, не чурающем­ся отрицательных хар-ров и отриц. героев

●Музыка 18в свободное от церковных рамок искусство, развивающееся в самостоятельных крупных формах

▶Секуля­ризация муз. жанров позволила музыке вырваться на волю, она начинает обогащать себя множеством выразительных средств и приемов. На рубеже 17-18 вв. возник. опера(К. Монтеверди, К. В. Глюк, Ж. Б. Люлли, Г. Перселл)

▶Начальный образец этого жанра — т.н.onepa-сериа(главенство принадлежит арии, речитативу отводится служебная роль, а значение хора и ансамблей сведено к минимуму)

▶разработка в музыке приемов перерастания одной образной индивидуальности в другую

▶В оперной музыке дается связанная галерея индивидуализирован­ных картин-образов

▶кон.17-18в опера становится общедоступным зрелищем, одним из самых популярных жанров

▶ на рубеже 17-18 вв. возник новый жанр- опера-буффа.(«Служанка-гос­пожа» Дж. Перголези,Гольдони, Лопе де Вега, Кальдерона)-преоб­ладает не солирующий голос и ариозное пение, а ансамбль

драматический театр

▶во Франции, где еще в 16 в. возникают первые профессиональные труппы

▶ популярность комедий Мольера

▶ Драматический театр в большей степени испытал влияние клас­сицизма, нежели барокко

КЛАССИЦИСТСКАЯ драма­тургия и эст. классицистского представления стремились максимально поднять проф. уровень театрального иск-­ва

▶ классицизм искал особые приемы пластической выразительности для разных чувств, состояний, диктовал правила их воплощения в жесте, в позе, в интонации, стремился к достижению целостности и завершенности образов и сцен, убедительной компо­зиции всего спектакля

▶Требовательная эст. классицизма выступала заслоном на пути скороспелого творче­ства, способствовала подъему мастерства и профессионализма в раз­ных видах иск-ва

▶ теоретик просветительской эст.- Дени Дидро (1713-1784) («Пара­докс об актере», «Беседы о "Побочном сыне"»), восставал против игры «нутром», неспособной обеспечить устойчи­во высокий уровень исполнения. По-настоящему зажечь зал может тот, который сохраняет холодную голову и точно выве­ряет воздействие интонаций своей речи, жестов, мизансцен, стремится найти золотую середину между искренностью внутренних движений и их отточенной пластической выразительностью

▶Продуктивным классицизм ока­зался для тех форм творчества, которые носили монументальный ха­рактер. Сильное тоталитарное государство (Франция 17-18вв) обычно тяготеет к классицистским монументальным формам, воплощающим идеи порядка, рациональности, единения(Версаль, Дом инвалидов, Лувр)

▶ 18в в б.м. проходит под знаком класси­цизма, возни­кает искренняя вера в бесконечные возможности разума, в силы самого человека. Необходимо бесстрашно возделывать возможности разума, и он в конце концов приведет человечество «куда надо».

С одной стороны, для просветителей хар-рен взгляд на чел-ка как на фигуру идеальную, которую можно успешно воспитывать, формиро­вать, к чему и призвано иск-во. С другой стороны, они отмечают в чел-ке сильные природ.инстинкты, способн. сокрушить любые рациональные установления

▶Жан-Жак Руссо (1712-1778) скепти­чески относился к оценке общественных функций иск-ва: в усл-ях глубокого падения нрав-ти, считал, что с помощью ис­кусства «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковываю­щие людей», а Дидро,напротив,возлагает на искусство большие надежды, размышляет об историческом подходе к крите­риям художественности, о понятии правды и правдоподобия в ис­кусстве, сам создает художественные произведения

▶Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) отстаивает мысль о расширении иск-вом своих границ в новейшее время. Художник призван подчинять красоту основному устремлению и не пытаться воплощать ее в боль­шей мере, чем это позволяют правда и выразительность, одержим иде­ей борьбы с эстетическими принципами классицизма и его ориента­цией на абстрактно-логический способ типизации

▶Уильям Хогарт (1697-1764)отстаивал относительную самостоятель­ность эст. принципов в оценке искусства

▶в Нов. вр. искусство уже в полной мере ощущает себя деятельностью самодостаточной

▶Исторически сложив­шийся уровень художественного вкуса выражает себя в требовании полноценного худ. переживания — лишь в зависимости от этого условия в произведении способны проявиться привходящие эт., политические, религ. мотивы

▶Иск-во окончательно освободилось от «под­порок» религиозного или морализаторского обоснования, в то время как в эстетике 18 в. осмысление этого процесса еще запазды­вает

▶проблематика эст. теорий иск-ва традиционна: искусство и окружающий мир, искусство и воспитание человека

▶Просветители еще не готовы сформулировать мысль об ис­к-ве как деят-ти, имеющей оправдание в самой себе

▶Если в конечном счете Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза, Лей­бниц и оказали влияние на развитие теории иск-ва, то скорее контекстуально, своей разработкой общефилософских методов ана­лиза, нежели эстетикой

▶Только во 2-ой пол. 18в положение начинает менять­ся

▶Герм: Александр Готлиб Баумгартен (1714—1762) впервые вводит сам термин «эстетика». Эстетическая проблематика постепенно начинает пере­мещаться с периферии в центр фил. систем

 

28)ЭСТЕТИЧЕСК. ИДЕИ КАНТА. ▶Кант в 1790г. в "Критике способности суждения" изложил теорию эстетического суждения, а также эстетическое отношение к миру с телеологической точки зрения. Уже само вычленение эстетического отношения к миру как самостоятельной области человеческой активности имеет большое значение, ибо до этого эстетическое восприятие часто отождествлялось с чувствами - любимое и нелюбимое, приятное и неприятное.

▶Кант выдвинул важную идею, что предметы эстетической приятности разыгрывают наши способности, представления и суждения и тем самым вызывают в нас ощущения эстетической приятности.
▶Эстетическое приятное, выражаемое в "суждениях вкуса", имеет объективный характер.
Красота понимается как свойство предмета и выражает в действительности сопринадлежность этого предмета и нашего ощущения.

▶Для эстетического приятного Кант выбрал термин "незаинтересованное приятное".Кант хочет этим термином подчеркнуть, что эстетическое отношение к предмету происходит вне наших практических интересов, что интерес к обладанию предметом, его использованию или к его созданию отсутствует. Поэтому эстетическим предметом является не реальная вещь, но вещественное представление или нереальный предмет (например, герой романа).
▶Для выражения эстетического полезного Кант употребил термин "приязнь".
Этот термин показывает, что если мы находимся в эстетическом отношении к некоему предмету, то мы находимся в состоянии особого расслабления, которое является продуктивным, однако в ином смысле, чем продуктивность в практической области.
▶Эстетические суждения отличаются также и от познавательных суждений.
Кант говорит об эстетических суждениях как об "оценках". Эстетические суждения высказывают наше состояние.
▶эстетические предметы приводят наши познавательные силы к оптимальной взаимной связи, отношению. Кант полагает дальше, что синтез "игры" образности и рассуждения, который совершается в эстетическом настроении, является благоприятным и познанию, однако это не познание на основе понятий, но познание на основе чувств.
▶Кант приходит к следующим двум парадоксальным тезисам. Первый - об обязательности эстетического суждения и звучит так: "Прекрасное есть то, что нравится вообще без понятий".
Другой утверждает, что "прекрасное есть то, что познается без понятий как предмет необходимой склонности".

▶К дальнейшей спецификации ощущений, которые в нас вызывают эстетические предметы Кант приходит, анализируя " возвышенное ". В эстетике XVIII в. различию между красотой и возвышенным придавалось гораздо большее значение, чем в наше время.
Если мы называем вершины гор или бурный океан возвышенными, то, по Канту, речь идет об отдельном случае прекрасных предметов.
В действительности возвышенными не являются ни горы, ни океан, но они своей мощью возбуждают ощущение возвышенности.
Нахождение приятного в прекрасных предметах и нахождение приятного в возвышенных предметах подобное, объяснение этих обоих восприятий аналогично.
Различие же состоит лишь в том, что прекрасные предметы вызывают у нас чувство динамики жизни, в то время как величественные предметы внушают нам "заторможение жизненных сил", после которого, разумеется, следует и более сильное их "излияние".
▶ Кант считает, что эстетические суждения основаны на "неопределенной идее сверхчувственного в нас", на осознании "сверхчувственного субстрата, который невыразим, но настолько определенен, что о нем можно говорить как о "глубоко скрытом и всем людям общем принципе единомыслия в оценке форм, в которых предметы им даются".
Из этого видно, что проблематика "вещей в себе" не исчерпывается "Критикой чистого разума", что Кант вновь возвращается к этой теме и заканчивает ее в "Критике способности суждения" более позитивным решением.
▶Эстетика Канта является примером формальной эстетической теории, в которой эстетическое приятное освещается без отношения к познанию.
▶Эстетика Канта имеет большое значение. Позднейшая немецкая философия реагирует на эстетику Канта теорией истинности функции искусства, которая была разработана Шеллингом и, в частности, Гегелем. В этом случае, однако, искусство вновь подчинено понятийному сознанию как низшая составная часть.

 

 

29)ЭСТЕТИЧ. ИДЕИ ГЕГЕЛЯ ▶В основе "Эстетики " Гегеля лежит кантовский подход, однако в интерпретации этого подхода Гегель значительно отличается от Канта

▶Кант различает теоретический, практический и эстетический подходы к миру. Первый означает созерцательное отношение к миру, второй - практическое, третий - "незаинтересованное", т.е. такое отношение, когда мы позволяем предметам воздействовать на нас, чтобы они разыграли наши познавательные способности до "свободной" игры, которая воспринимается как эстетическое приятное.
▶Гегель развил концепцию влияния на чел-ка произведений искусства.
Гегель, так же как и Кант, считает, разумеется, собственно предметом искусства не природу, но произведения искусства. Его основное определение эстетического отношения аналогично "незаинтересованному" отношению Канта. По Гегелю, в эстетическом отношении мы оставляем произведение искусства существовать "свободно для себя".
▶Произведение искусства должно иметь чувственную форму, чувственная сторона эстетического предмета является для Гегеля "кажимостью" в смысле "излучения и откровения" того, чем вещи в своей основе являются, т.е. идеей. Если художник изображает внешнюю действительность, то он должен выразить ее так, чтобы из его изображения излучался тот порядок и смысл мира, который Гегель обозначает понятием "идея".
Воспринимающий субъект должен быть определенным образом направлен на восприятие того внутреннего сияния, которое излучают эстетические объекты.

▶В художественном восприятии преодолевается "разделение", или "раздвоение", т.е.фрагментарность, которая характеризует практический и, конечно, теоретический подход чел-ка к миру.
Гегель уже в первой печатной работе утверждал, что с философией Нового времени, с ее механистической моделью целого исчезло прежнее целостное отношение к миру, что великая эпоха искусства принадлежит прошлому.
▶Чтобы понять это искусство, мы должны, прежде всего, обратить внимание на идею Гегеля о прозаичности современного общества, проявляющейся в сложном опосредовании каждого произведения разделением труда, машинным трудом в производстве, косвенной деструкцией и т.д. Это относится и к учреждениям современного государства, в которых действуют сложные формальные предписания.
▶Тезис о том, что у искусства лучшие времена позади, что уже больше не возникнут новые произведения искусства, - это тезис о прозаичности современного мира
▶Другой довод прозаичности современной эпохи связан с современной индивидуальностью.
Современный человек ориентирован на множество интересов, обязанностей и видов деятельности, которые имеют свое основание в сложности социальной организации. Это разрушает цельность личности, которую человек обретал в героическом веке.
▶Гегель выдвигает требование к драматическим произведениям, герои которых должны стремиться к реализации существенных, общественно значимых интересов, каковыми являются освобождение отечества, религиозная свобода, родовая честь (в древности) или государственный интерес. Герой должен действовать с пафосом, т.е. с "внутренне оправданной силой мысли", которая выражает "существенное разумное содержание". Этим подразумевается значимое, даже необходимое в смысле тождества разумного и действительного содержание.
▶По Гегелю, в произведениях современного искусства в значительной мере отсутствует соединение общих и индивидуальных целей. Человеческий герой является идеалом искусства, т.е.чувственной формой, в которой идея выражена достаточно адекватно. В согласии с этой теорией Гегель интерпретирует и те произведения и области искусства, в которых человеческое содержание не заметно с первого взгляда.
▶Сила "Эстетики " Гегеля, прежде всего в анализе литературных произведений. Гомер, Софокл, Шекспир, Шиллер и Гете нашли в нем своего замечательного интерпретатора. Его эстетические принципы, например, полностью противоположны романтизму, в котором возвышение природы тем более интересно в художественном отношении, чем более естествен пейзаж и менее затронут человеком. Отрицание романтической иронии было важным моментом развития, характерным не только для немецких романтиков, но и для Пушкина, Флобера и др., которые не изображают лишь внешнюю сторону жизни героев, но и их внутренний мир, их переживания и оценки. Это является признанием того, что Гегель завершает эпоху, которая в литературе была ограничена Гете и Шиллером, и что он не идет дальше.

 

АРХИТЕКТУРА

▶@(с греч.=старший строитель)-строительное иск-во▶=зодчество(др.славянск.«зд»=глина)-первые мазонки

▶не каждое строительство -@

▶@-такой вид строительства, кот. отвечает 3-м правилам: польза, прочность, красота

▶@ не редко явл-ся звеном материального производства(промышленная @, жилищная, военная)

▶как вид иск-ва относится к духовной культуре

▶в целом @ должна иметь идейно-образное содержание

▶худ. облик опред-ся рядом атрибутивных качеств:

1) худ. форма: @ подчиняется стилям, напрвлениям, национальным традициям.

▶желательно, чтобы внешний облик и содержание были схожи;

2) композиция (лат.=составление, связывание)организация взаимного расположения частей, соподчинение частей здания целому(композиция придает зданию торжественный, мрачный …вид);

3) масштаб (учитывать масштаб частей, окружающ. пространство);

4) пропорции (соразмерность)закономерное сочетание величин худ. произведения(составляет гармонию);

5) пластика - плавность, естественность перетекания одного объема в другой;

6)ритм(греч. ritmos=поток)чередование соизмеримых элементов целого, котор. совершается с определенной последовательностью;

7 )фактура (=обработка)оформление фасада(рустованный -украшенный камнем; гладкие поверхности; маскароны, столбики, полуколонны);

8) колорит: кремли, монастыри, храмы,крепости

Кремль (слав. «кремь»=укрепленное место)-архитектурный ансамбль, представляющий собой синтез многих видов @,начинается с крепости(искусственные рвы, холмы, башни), в кремле находится резиденция князей, царей, патриархов

Административная @ (здание думы, другого законодательного или совещательного органа)

Культовая @( храмы, монастыри):

- монастырь - архитектурный ансамбль, представляющий собой синтез крепостной, культовой и служебной архитектуры(храмы, трапезные, гостиницы, иногда царские дворцы[Зенигородский, Спасторожевский монастырь], иногда больница, кельты, сама крепость, хозяйственный двор, несколько ворот);Соловецкий, Волоанский, Псково-Печерский, Кирилло-Белозерский, Диверевский, Раифский, Ипатьевский монастыри, Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Новоспасский, Данилов, Высокопетровский монастыри, Оптина пустынь;

- храмы( хр. Василия Блаженного, ансамбль в Кижах, хр. Пскова и Новгорода, хр. Московского Кремля:Успенский, Архангельский;хр. Рождества в Путинках, Ивана Лестовичника, Исаакиевский собор)

Оборонная @ (арсенал), крепости: Изборск, Орешек, Петропавловская, Кронштадт.

Промышленная (оружейная палата)

Казнохранилище (оружейная палата, алмазный фонд)

Сад (в Чехии, России, был и в Симбирске; по назначению использовался Московский, Казанский, Нижегородский; сохранились: Псковский, Новгородский, Смоленский, Московский, Тульский, Рязанский, Ярославский, Нижегородский, Волоколамский, Зарайский, Коломенский, Нижегородский, Казанский, Астраханский, Тобольский, Ростовский)

Садово-парковый ансамбль: Коломенское(до 18в), Петергоф, Царское село, Ораньенбаум(Ломоносов);Гатчина, Останкино, Архангельское, Шереметьевых, Кусково, Царицино(русская готика, Баженов), Павловск.

▶СИМБИРСК

▹1648г построен как крепость

▹1652г город сгорел

▹18в-первые каменные дома

▹храмостроительство(Николаевский собор, Никольская церковь, Ильинская церковь[всего 29 церквей], самый главный- Троицкий собор[1841г]-авт.академик Мих.Пет.Коринфский)

сейчас остались:

Здание присутственных мест(С/х академия) авт.Адриан Захаров(тот, что построил Адмиралтейство); Зд. Дворянского собрания(Научная библиотека); Воспитательный дом(Гимназия №1);Уездная Управа(Дом офицеров)авт.Алякринский; Зд. Духовного Училища(здание мед.фак-та);

Барокко, Ренессанс, Рококо: Зд. Кукольного театра(барокко, арх.Шоде), Епархиальное Управление(напротив Книгомира, арх. Шоде), особняк Шатрова(Дворец Бракосочетаний), Нем.Кирха, Краеведческие и худ. музеи;

Модерн (Левчак): корпус УлГУ(на Л.Толстого), Деревянный Теремок(ул.Радищева);

Неоклассицизм: Главпочтамт, Казнохранилище;

Конструктивизм (гостин.Венец)

31-32)ДЕКОР. И ДЕК.-ПРИКЛАДН. ИСК-ВО ▶Декоративное(лат.=украшаю) иск-во относится к пластическим, пространствен.,вечным и неизобразительным; охватывает все сферы чел-кой жизни, тесно связано с дизайном

▶в чистом виде к дек. иск-ву можно отнести: ювелир., бижутерию, икебану

▶1)МАНУМЕНТАЛЬНО-ДЕК. ИСК-ВО - иск-во украшения зданий, фасадов, крыш(мозайками, фресками, маскаронами, декор. балкончиками, флюгерами), интерьеров(фресками, витражами, мозаиками),неразрывно связано со строением

2)ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСК-ВО -иск-во оформления маскарадов, шествий, витрин)

3)ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСК-ВО (художники декораторы)

4)ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛ. ИСК-ВО - изготовление любых вещей, кот. используются в быту(но этим вещам предано худ.-эстетическое содержание), самый распространенный вид, через него раскрывается дух. мир чел-ка;

▹Класс:1)по материалу(металл, керамика, дерево, камень, ткань);2)по предназначению(мебель, посуда, игрушки, оружие, курительные приборы, одежда);3)по технике(литье, чеканка, штамповка, вязание, скань, зернь, чернь, перегородчатая эмаль, Гжель,, Палех, Дымка, Жестово)

Художествен. лаки:

1)Хохлома(Нижегородская обл-ть, село)промышленное изготовление дерев. изделий(посуда, мебель, игрушки), расписанных по определенной технике (черн., красн., золотой, зелен.), секрет в том, что при обжиге покрытие лаков не засыхает, не растворяется в кипятке, можно мыть);

2)Палех(Ивановская обл.)изготовление шкатулок из папье-маше, иногда деревян., роспись(сказочные сюжеты, мелкое письмо, котор. родилось из иконописи);

3)Федоскино -золотисто-зеленый фон, преобладают портреты девушек;

4)Мстер -похож на Федоскино;

5)Жостово- декоративные лаковые подносы, покрытые черно-зел. лаком, яркие цветы;

6)Гжель- сейчас: Дмитровский завод(ок.Москвы),Кузнецовский завод(г.Дулёво)

Керамика (греч.=глина)-изделия из различн. глины:

1)Фарфор: а)изготовлен из каолина(бел. глина), изобретен в Китае в 4-6вв до н.э., в Европе(в Германии, 1709г Юдгер; потом во Франции;1747г в России,СПб - Дм. Виноградов; сейчас:СПб, Фарфор. завод им.Ломоносова с 1744г.), изделие из бел. глины, покрыто лаком, легкое; б) фаянс(Итал. г. Фоэнцо)-дешевый; в)бисквит - матовый, неглазурован. фарфор, напоминает кость;

2)Шамот: издел. из глины, пористое, насыщено хрусталиками, при обжиге дает разные цвета, часто делают статуи;

3)Майолика (о.Майорка)поливная керамика, вазы, украшенные искусственными цветами, гирляндами;

4)Изразец-кафель, разноцветн., глазурован.

5)Терракоты (=обожженная земля)-красного цвета, неглазурованная глина(самые первые изделия из глины в Др.Грец.)

Стеклопроизводительн. центры:

1)Гусь-хрустальный(г.Гусь-хр.,Владимирск. обл.);2)г. Никольск (Пензенская обл.)

Кружева:

1)плетение на коклюшках;

2)вязание крючком(платки- Оренбургские, Ивановские);

3)шитье иглой(Вологда, Елец, Михайлов, Кадм -Рязанск.обл., Брюссель).

Металл: Кослинское литье(г.Косли)из чугуна, полируют, мелкое, изящное; Ижевск(оружие); Тула(оружие)

Игрушки: Полхов-Майдан(матрешка,Нижегор.обл.); Сергиев Посад; Городец (мужики с медведями),Дымка(с.Дымково, под Кировом, керамич. игрушки)

Литье колоколов -занесено в Россию с христианством из Византии, в 12в, приобрело новый тип, 3 способа звукоизвлечения:1)удар по неподвижно висящему колоколу молотком, бревном;2)Привязывают языки к бревну и раскачивают;3)Язык раскачивают; Гигантизм(самый большой-Иван Моторин,1935-1937г(200тонн), но в 1937 в Кремле пожар, колокол в яме стали поливать водой, отвалился кусок 4тонны); в Симбирске 1янв 1918-18 колоколов, самый большой (17тонн); Недавно: Троице-Сергиева Лавра(76 тонн), Храм Христа Спасителя(150тонн).

Художественное шитье золотой нитью(г.Торжок,Тверская обл)расшивают по парче,бархату(для знамен,иполетов, погон..); церковное- изготовление одежды для церковных иерархов(Сафрино, Московск. завод)

▶Зернь-украшение металлической поверхности мельчайшими металлическими шариками и кристалликами

▶Скань(филигрань)плетение из тонкой ниточки-проволки кружев(серьги, украшения)

▶Чернь- рифленую серебряную поверхность черным порошком

▶Чернение-техника крашения серебряных изделий путем обжига

▶Эмаль прегородчатая-полоски, между ними заливают стекловидную массу.

СКУЛЬПТУРА

I) Сущ-ть © ▶©(греч.= высекаю, вырезаю)=пластика(греч.=леплю) ➙воятель, вояние, лепнина

▶пластическое, пространственное, вещное, создается с учетом законов 3-х мерного пространства

▶Атрибутивн. кач-ва: форма, масштаб, расположение в пространстве, фактура материал, цвет, колорит, игра света-тени, силуэт, моделировка, смена элементов

●II)▶ Виды:

1) по тому возможно ли обозреть со всех сторон- круглая- законченное изображение во всей полноте; поколенная, торс, бюст, голова, деталь-часть тела;

2)рельеф: выпуклые (▹плоский рельеф- когда незначительно возвышается над плоскостью;▹борильеф-выступает до 50% от фона);▹горильеф(более 50%)); вогнутые (▹гибтика-иск-во резьбы по камню;▹герма)

3)инсталляция –соединение чередующихся деталей(автомобили, мусор);

4)монохромная и полихромная;

5)стабиле-неподвижная, мобиле-движ., либо под влиянием ветра;

6)по материалу(керамич., дерев.,литьевое,резьба по кости, стекло)

Жанры: портрет, анималистический, ню, натюрморт, пейзаж; скульпт. группы, композиции, конные статуи

III)Скульпторы мира и Росс. ▶Ⓒ зародилась боле 10тыс. л. назад, она заперщена в иудаизме, исламе, протестантстве, православии; Др.Греч. скульпторы: Федей(Акрополя),Мирон(Дискобол),Поликлет, Скопаз, Пракситель, Лесипп; Итал.: Микельанжелло, Донателло, Вероккио, Бенвенутто Челлини; Франц-Ит(17-18в)Гужон, Гудон, Канола, Фальконе; Рус: Шубин, Козловский, Щедрин, Мартос(19в), Демут-маляновский, Клодт, Пименов, Онтокольский, Лансере, Федор Толстой; 20в: Роде(Фр),Майоль(Фр),Бурдель(Фр),Барлах(Герм),Эрзян(Рос), Коненков, Голубкина, Мухина, Андреев-Томский, Вучетич(Родина-мать), Кембель, Церетели.

IV)Ульяновск

▶1) пам. Н.М.Карамзину,1845,классицизм, Гальберг-не дожил до открытия (изображена статуя Клио в значении образа славы, античная красавица,в античн. одежде, прическа-малый факел(3в до н.э),труба, рукописи-на символически изображенном алтаре,лицом на запад; слева:Карамзин в г.Твери читает имп. АлександруI и его сестре, Кармзин-босой,импер-р с обнаженным торсом; справа: Карамзин на смертном одре, рядомдети,К. отвергает рукой дар Фортуны-рога изобилия, сыпет монеты НикI, только ребенок сидит и играет монетами);

▶2) К. Марксу -гранитный рельеф-герма, детально лицо, а тело лишь прочерчено, сзади надпись: «Идея, овладевшая массами, становится единой…силой»,арх. Щуко, самый ранний монументальный памятник в России

▶3) Ленину (на пл.Ленина),ск. Матфей Генрих Манизер, арх. Витман, открыт в 1940г, место, где стоит памятник называлось Соборным садиком

▶4) отцу Ленина -И.Н.Ульянову,ул.12-сентября, не вдалеке от могилы ИН. Ульянова, на гранитном пьедестале пам. И.Ник., с южн. стороны борильеф мальчика-постушка, кот. пришел учиться

▶5) бюст Гончарова (рядом с Обл.библиотекой),откр. в 1940г; в 1911 убит Столыпин, кот. в 1908г посещал Симбирск, и с ним было достигнуто соглашение о ходатайстве перед императором за мост через Волгу (Столыпин-правнук Симбир. помещика), местные дворяне заказали пам.(Ит.)Химендосу, он его отлил, так был открыт памятник Столыпину, но в марте 1917-съезд крестьянских депутатов,памятник сброшен с пьедестала; а в 1948г по случаю 300-летия Ульяновска на этом пьедестале решили установить бюст Гончарова(ск.Ветров)

▶6) Пам. Гончарову - 1965,ул.Гончарова(ск.Писаревский),Гончаров сидит в кресле(на этом месте был собор, где в 1812г крестили Гончарова)

▶7) пам.Гаю (армянин)в 1986г нам армяне подарили нам памятник(ск. Назарян, арх.Нуркозян)

▶8) пам.Нариману Нариманову никакого отношения к Ул-ску не имеет, нам подарили его азер-ы(ск.Рустамов,арх.Саметов,Аликперов), это рельеф ▶9) монумент в честь Победы (ск. Клюев)на пьедестале богиня Ника

▶10) бюст Гимову одному из первых губернаторов, на эспланаде к Лен. мемориалу, долго лежал

▶11) Парк дружбы народов - с1975г,15 республик-каждый свой уголок, рельефы, статуи, арх. Татьяна Тарасова(трава, цветы)

▶12) Пластову (арх. Бичуков)внешне не похож

▶13)Лен. мемориал: пам. матери Ульянова и Володе Ул. (ск. Олег Колбов, Ол. Кирюхин, Юр. Чернов); голова В.И.Ленина -барельеф на южной части Лен. мемориала; Ленин- рельеф по колен(ск. Бондаренко)нах-ся в торжественном зале; ск. Рабочий, матрос …(3 человека)на 1-ом этаже

▶14) в честь 30-летия Победы на ул. Минаева –рельефная композиция (ск. Рафик Аминокиевич Аробитян, арх. Сир Титов, Н. Медведев)

ЖИВОПИСЬ

I. живопись как вид изобразительного искусства

живопись -вид пространственного пластического искусства, основанный на законах природы,размещения изображения на плоскости и законах физиологии восприятия

Атрибутивн.кач-ва: композиция, перспектива(прямая,обратная…),масштаб, колорит, светотеневая моделировка;

II. Виды живописи ▶ Классификации:

▪по материалу:

1)масляная(растит.масла);

2)темпера(минеральные краски,расств. в яичн.желтке,яркие); 3)акварель(краски расств. в воде);

4)гуашь;

5)пастель(мелки);

6)сангина(розов.мелок);

7)тушь;

8)соус;

9)карандаш;

10)уголь;

11)энкоустика(восковые краски)

▪в кабинете,на пленере

▪1)монументальная; 2)декоротивно-монументальная; 3)станковая; 4)миниатюрная

▪по эффекту изготовления:

1)мозаика;

2)смальта(мозаика из цв.стекла);

3)фреска(роспись минер.красками по сырой штукатурке –альфреско, по сухой- альсекко);

4)витраж(по стеклу)

5)комбинация живописи с макетированием(диарамма, панарамма{худ.Рубо «Оборона Севастополя»; «Бородинская битва»; «Сталинградская битва»}






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных