Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКИХ ШКОЛ




Роль эстетического воспитания и образования в целостном процессе развития личности осознается во многих странах. Опыт Японии представляется нам одним из наиболее интересных, с устоявшимися традициями, и что самое главное - можно наблюдать его эффективность. Эта система характеризует страну, достигшую самого высокого уровня развития в мире, поэтому закономерен интерес к ее системе образования. Стоит обратить внимание на отношение японцев к проблемам эстетического воспитания и образования в массовойобщеобразовательной школе.

Япония – страна, имеющая вековые традиции широкого художественного развития и уважения к красоте, что сочетается с ее бурным развитием в сфере новейших технологий. Критерии красоты выступают как значимые и являются важнейшими факторами, стимулирующими развитие промышленности, во многом объясняющими «экономическое чудо» этой страны.

В начале 70-х годов ХХ века с этим опытом знакомился Б.М.НЕМЕНСКИЙ, один из создателей системы художественного образования в нашей стране. Свои наблюдения он опубликовал в книге «Мудрость красоты» (1981), ставшей сегодня библиографической редкостью. Мы посчитали необходимым познакомить Вас с основными положениями данной системы, представленными в его книге (отдельные фрагменты цит. по его книге – с. 47-56. Полный текст Вы можете прочитать в его книгах и статьях).

Основные положения ныне существующей системы художественного развития личности сложились в отдельных школах страны к 40-м годам. Эта система была разработана передовыми художниками и педагогами Японии на основе изучения опыта Европы и России (начала века и первых послереволюционных лет). Была осуществлена попытка собрать воедино всё лучшее, что было наработано в системе образования разных стран, и соотнести с традициями японской культуры.

Основой данной системы стало «свободное», т.е. творческое рисование, а не развитие чисто технических навыков. Цель новой системы - не просто обучать изобразительной грамоте, но - через обучение искусству развивать личность.

Важный принцип новой системы – принцип всеобщности, который основывался на убеждении в том, что не только у талантов, а у каждого ребенка можно и нужно развивать не только логическое, но и ассоциативное мышление. Для этого через развитие у каждого ребенка зрения и слуха подвести его к образному мышлению. Таким образом, по мнению педагогов, происходит воспитание творческой, а не стандартно мыслящей личности.

После окончания Второй мировой войны стало возможным внедрение данной системы в массовую практику. Система действует уже не одно десятилетие, она «обкатана» в тысячах школ, не одно новое поколение учителей само прошло такую подготовку. Издаются новые, нестандартные учебники (в рамках единой программы), которые дают возможность педагогам работать гибко и индивидуально.

В отличие, например, от американской системы, которая предполагает изначальную дифференциацию детей по качеству способностей и определение для каждой группы определенного уровня и характера развития (т.е. содержания, форм и методов занятий), японская система строится на иных подходах. Перед педагогом ставится задача работать в целях более гармоничного развития КАЖДОГО ребенка, подтягивая слабо развитые способности до общего уровня, причем этот уровень оговорен программой). До IХ класса включительно (это обязательное образование) педагоги стараются всесторонне развивать каждого ребенка, не ставя задачи особого развития одаренных детей. Вся система выстроена на фронтальном развитии класса. И только в вышесредней школе (Х-ХI классы) предусмотрен переход к усиленному развитию индивидуальных склонностей и способностей (происходит выбор направлений).

Почему, по мнению японских педагогов, в работе со школьниками так важны фронтальные формы? Педагоги убеждены в том, что обучение искусствам необходимо человеку не только для того, чтобы научиться грамотно рисовать, а, в первую очередь, для развития у него гибких ассоциативных форм мышления.

В начальной и средней школе (1-IХ классы) на предмет «изобразительное искусство и труд» предусматривалось по 2 часа в неделю. В высшей школе (Х-ХI классы) предусмотрено доведение этих часов до 6 в неделю в зависимости от выбранного курса. Выбрать необходимо два обязательных курса из четырех, предложенных программой: музыка, иероглифия, изобразительное искусство, дизайн.

Методической ОСНОВОЙ этой системы является развитие целенаправленной, осмысленной, творческой деятельности, жесткий контроль соответствия итогов работы с поставленной задачей.

Основной ПУТЬ для достижения этого результата – выполнение задания с четко оговоренными задачами и определенными ограничениями возможностей. Виды ограничений уже для 1-2 классов предусматриваются следующие: сюжетные, композиционные, колористические, количественные, временные функции пространства, техники исполнения. И результаты работы обязательно оцениваются с точки зрения четкого выполнения поставленной задачи.

Ребенок с первого класса приучается ставить себе определенную задачу и добиваться ее выполнения. Таким образом развивается способность детей к самоорганизации и к целенаправленной творческой и трудовой деятельности. Обязательная изобразительная грамотность включает широкий круг знаний и умений.

ФОРМЫ работ разнообразны: рисование с натуры, по памяти, по представлению; предлагаются многие виды конструирования – от лепки и работы с подручными материалами до создания действующих и движущихся моделей, как фантастических, так и применяемых в быту, дома и в школе. Важное значение имеет такая форма занятий, как «любование».

Особое значение уделяется ЦВЕТОВОМУ ВОСПИТАНИЮ (т.е. освоению колористической грамотности), что дает человеку возможность наиболее широко и глубоко развивать органы чувств, его мышление и творческие способности.

В Японии действует цветовая система «Ироритай», обязательная для применения на любом производстве. Закон требует соблюдения этой системы. На ее основе Институт цветоведения разработал систему на 240 цветов, обязательных для знания школьников. Они строятся из расчета 24 по цветовому кругу и 10 модуляций каждого из них. Каждый из 24 «чистых» спектральных цветов смешивается, постоянно ослабляясь в активности, с черно-белой шкалой, давая неограниченное количество тончайших оттенков-переходов. 10 из них отобраны в системе «Ироритай» как обязательные. Все 240 цветов имеют свои названия и номера, и поэтому знания легко контролируются.

К VII классу различительные способности глаза каждого ребенка должны быть доведены до этого уровня - 240 цветов и их оттенки. Разработаны специальные пособия, которые дают возможность постепенно решать эти задачи.

Занятия по цвету проводятся не только с цветом в вычлененном, чистом виде – они проходят через все виды работы: и через рисование с натуры, и через работы по представлению, и через работу над объемными формами, и в прикладном искусстве, в конструировании, и через «любование». Теория цвета доводится до сознания, вводится в привычку восприятия и мышления через постоянные и разнообразные виды деятельности.

К VI классу дети должны научиться (кроме запоминания цветов) различать цвета по линиям: тяжелое – легкое, прозрачное – глухое, густое – негустое, холодное – теплое, сильное – слабое, жесткое – мягкое и т.д. В следующих трех классах они занимаются вопросами цветовой гармонии, добиваясь ее реализации во всех возможных вариантах: контрастные – сближенные, ослабленные – обостренные, спектральные – еле подсвеченные и т.д.В своей системе работы педагоги стремятся вырабатывать способность к выражению функции цвета в утилитарных вещах (жилище, одежда), в процессах ( повышение производительности труда, рациональных трудовых навыков). Например, рассматриваются вопросы цвета в одежде, ее историческое развитие; и даже праздничный стол также становится предметом теоретической и практической работы. При таком подходе цвет изучается теоретически и «пробуется» на практике.

Изучение цвета (а также и формы) на таком уровне дает возможность довольно широко развивать различительные и аналитические возможности зрения, что приносит человеку огромную пользу кем бы он ни стал. Во многих профессиях необходима тонко развитая, а значит, быстро реагирующая наблюдательность.

Следует отметить, что программы по «Цветовидению» используются в практике детских садов в нашей стране, действуют они и в нашей области. Авторы присутствовали на занятиях, когда детям 4-5 лет предлагали смешивать краски и наблюдать те изменения, которые происходят с цветом. Например, в большое пятно желтой краски детям предлагают капнуть одну каплю зеленой, затем еще, еще и еще…. до тех пор, пока она не станет синей. Можно наблюдать гамму радостных переживаний, которую испытывают при этом дети: восторг, удивление…. Постепенно дети научаются замечать изменения в цвете краски даже после добавления одной капли…

Для японской системы эстетического воспитания характерен метод «ЛЮБОВАНИЯ», который включает в себя попытку четко построить поэтапное развитие эстетической чуткости в восприятии мира, способность к его эстетической оценке, создаются условия для переживания прекрасного и наслаждения от сознания красоты. Через наблюдение, изображение, осмысление красоты самых различных явлений жизни ребенок подводится к привычке ощущать, чувствовать красоту. Например, в VII классе так сформулирована воспитательная задача: «Развивать понимание разных типов красоты, разных форм красоты не столько в форме объяснений, как в творческом процессе, вырабатывая определенные критерии, концепции».

Дети занимаются созерцанием красоты камней, скульптур, корней растений, цветов и т.д. Конечно, в этом сказывается традиция японской (восточной) национальной традиции, но как естественно это получило продолжение в школьной системе воспитания и образования.

Эстетическое воспитание и образование тесно связаны с ТЕХНИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ, а потому создаются более совершенные условия для развития технических форм мышления. В данной воспитательной системе присутствует художественное КОНСТРУИРОВАНИЕ: от заданий в 1 классе на создание утилитарных вещей, которые могут быть и будут использованы в жизни, до разработки сложных, часто фантастических проектов машин, мостов, городов в старших классах. Эти знания ставят себе целью развитие изобретательских способностей и получение радости самостоятельного создания новых и конкретных предметов.

Уровень развития учеников, оканчивающих вышесреднюю школу, если он выбрал профессии технического профиля (например, конструирование), близок к начальному профессиональному образованию. Очевидно, что такая система повышает профессиональную культуру рабочего и инженера.

Эстетическое и художественное воспитание и образование продолжаются и в системе профессионального образования, в технических вузах его значение еще более повышается.

 

Начиная с 80-х годов прошлого столетия, японская промышленность прочно занимает ведущее место в мире. И как отмечается, это происходит не только из-за высокого художественного качества отделки предмета, но и из-за способности работников всех уровней легко схватывать задачу (видеть то, что выражено неясно) и наиболее гармонично решать ее. Опыт Японии показывает, что глубокими знаниями в области техники и точных наук человек с развитым образным ассоциативным мышлением овладевает быстрее, и именно художественное образование лучше, чем иные виды знаний, развивает у ребенка гибкие образно-ассоциативные формы мышления.

 

Что Вам понравилось в опыте японской школы? Что бы Вы хотели увидеть в практике современной российской школы? Что из данного опыта Вы сможете использовать при проведении уроков по Вашему предмету – биологии, химии, физике, литературе, истории и т.д.?

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Мы предложили Вам поразмышлять об одном из направлений в целостном процессе развития личности. Мы рассмотрели эстетическое развитие личности во всей его сложности. Вам были предложены материалы, на основании которых Вы можете самостоятельно составить социально-психологический портрет эстетически развитой личности с учетом психологических основ ее становления, проследить процесс ее развития на разных возрастных этапах развития личности.

Мы попытались представить Вам систему эстетического воспитания и образования, которая складывается в нашей стране. Мы надеемся, что это поможет Вам в процессе практической деятельности выработать собственные подходы и принципы, разработать те формы и методы воспитания и обучения, которые составят стиль Вашей педагогической деятельности.

Мы познакомили Вас с зарубежным опытом эстетического воспитания и образования. Это позволит Вам оценить серьёзность постановки данного вопроса, увидеть озабоченность, которая проявляется во всём мире. Эстетическое развитие личности связывается в проблемой целостного развития личности. У Вас есть возможность сравнить зарубежный и отечественный опыт, оценить преимущества каждого, решить, что из практики зарубежного опыта возможно взять для использования в нашей школе.

В нашем пособии представлены различные точки зрения на каждый сложный вопрос, который требует своего решения. Мы считали необходимым предоставить Вам возможность выразить свои суждения и оценки, выявить положительные и негативные стороны каждой точки зрения или подхода к решению проблемы. Только детальный анализ существующего опыта дает возможность сформировать грамотную, педагогически обоснованную позицию, прийти к созданию системы в работе, выработать собственный стиль педагогической деятельности.

Мы посчитали необходимым помочь Вам зафиксировать те суждения и точки зрения, которые могут стать исходными, которые в последующей практической деятельности будут уточняться, совершенствоваться, а возможно, изменяться и корректироваться. Педагогическая наука, конечно же, не может заменить собой педагогический опыт, но она может научить познавать этот опыт и использовать его в целях самосовершенствования своей личности. Осмысление теоретических и практических основ эстетического воспитания, мы надеемся, помогло Вам выработать установки и ориентиры, значимые для организации воспитательного процесса, а также – принципы и правила, на которых будет выстаиваться Ваша воспитательная деятельность.

 

Литература для самостоятельного изучения

Нормативные документы:

1. Закон «Об образовании» от 10.07.1992 и 07.08.2000 (новая редакция).

2. «Национальная доктрина образования в РФ» от 4 октября 2000 г.

3. «Концепция художественного образования в РФ» от 26.11.2001.

Философская ипсихолого-педагогическая литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1975.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.

3. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

5. Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. – М., 1994.

6. Библер В. Школа диалога культур: Основы программы. – Кемерово, 1992.

7. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. Методическое пособие /Под ред. Г.И.Щукиной. – М., 1970.

8. Верб М.А. Эстетическое воспитание школьников //Теория и методика коммунистического воспитания. – М.: Просвещение, 1974.

9. Волков Г. Три лика культуры. – М.: Молодая гвардия, 1986.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.

12. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. – М., 1968-73.

13. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

14. Гольберг Н.Э. Экспериментальная программа «Мировая художественная культура». – Л., 1989.

15. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. – М., 1977.

16. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. – М., 1978.

17. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства //Музыка в школе. – 1988. - № 2.

18. Грегори А. Психология зрительного восприятия. - М., 1970.

19. Гуревич И.С. Культурология. – М., 1995.

20. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988.

21. Дмитриева А. Ретроспективный анализ систем преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах России (Изобразительное искусство. Литература) //Директор школы. – 2001.- № 6.

22. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. – М., 1977.

23. Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. – М., 1973.

24. Илиади А. Природа художественного таланта. – М., 1965.

25. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом /Ред.- сост. В.Шестаков. – М., 1969.

26. Искусство и школа /Сост. А.К.Василевский. – М., 1981.

27. Искусство слышать. – М., 1994.

28. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.

29. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избр.статьи и

доклады. - М.: Педагогика, 1986.

30. Кабалевский Д.Б. Музыка: Основные принципы и методы программы по

музыке для общеобразовательной школы //Программы для общеобразова-

тельных учреждений МО РФ. – М., 1988.

31. Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного

воспитания: В 2 т. – М., 1981-85

32. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.

М.: Знание, 1979.

33. Конюхов В.Д. Прекрасное: объективная природа и социальная

ценность. – М.: Знание, 1980.

34. Коровин В.И. Художественный талант. – М.: Знание, 1980.

35. Кочубей Б.И., Новикова Е.Н. Эмоциональная устойчивость

школьника. – М.: Знание, 1988..

36. Крылов Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. –

М.: Знание, 1980.

37. Крюковский Н.И. Homo pulcher. Человек прекрасный. - Минск, 1983.

38. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать

художественное восприятие у школьников. – М.: Знание, 1988.

39. Культура чувств /Сост. В.И.Толстых. – М., 1968.

40. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.

41. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М., 1985.

42. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М., 1972.

43. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития:

В 2 т. – 1992-1994.

44. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Мировые языки русской

литературы. – М., 1996.

45. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб, 1994.

46. Лукач Д. Своеобразие эстетического: В 4 т. – М., 1985-87.

47. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976.

48. Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном. – М., 1982.

49. Масару Ибука. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М.: Знание, 1992.

50. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск:

Изд-во ин-та ПК и ПРО, 2000.

51. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема

//Художественное восприятие. – Л., 1971.

52. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. –

М.: Знание, 1981.

53. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.

54. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

55. Морено Дж. Театр спонтанности /Пер. с англ. – Красноярск, 1993.

56. Морозова Т.В., Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей

детей 3-7 лет: теория и диагностика. – М., 1994.

57. Муравов И.В. Спорт и физическая красота человека. – Киев, 1981.

58. Неменский Б.М. Принципы программы непрерывного художественного

образования //Образовательная область «Искусство»: Сб. научн.- метод.

материалов по проблемам непрерывного художественного образования

/Под ред. Курнашева. – М., 1994.

59. Неменский Б.М. Культура, искусство, образование. – М., 1993..

60. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического

воспитания: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.

61. Новикова Л.И. Эстетическое сознание и его структура //Марксистско-

ленинская эстетика. – М., 1973.

62. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983.

63. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под

ред. Н.А.Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.

64. Паке Д. История красоты /Пер. с франц. – М.: Астрель. АСТ, 2003.

65. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М., 1976.

66. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок //Советская

педагогика. – 1976. - № 6.

67. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. – М.,1991.

68. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. – М., 1978.

69. Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание //Избр. пед. соч. –

М.: Педагогика, 1984.

70. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. – М.: Знание, 1982.

71. Понаморев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

72. Попков А.В., Целищев Д.П. Эстетическое содержание труда.– М., 1994.

73. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание

учащихся во внеклассной работе: Кн. для учителя. – М., 1987.

74. Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в совре-

менных социокультурных условиях: В 2 ч. – М., 1994.

75. Проблемы эстетического развития личности школьника /Под ред.

А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. – М.: Педагогика, 1987.

76. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. – М., 1978.

77. Рождественский Г., Щедрин Р. Вариации на современные темы: Диалог о

музыке //Лит. газета. – 1973. - 14 февраля.

78. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века: В 2 т. – М.,1974.

79. Самохвалов В.И. Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. –

М., 1990.

80. Современный мир и эстетическое развитие личности. – М., 1993.

81.Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова.

– М., 1983.

82. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. – М., 1994.

83. Структура и уровни эстетического сознания у школьников. – М., 1989.

84. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина //Собр. соч.: В 3 т., т. 1. –

М.: Педагогика, 1979.

85. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.– М.: Просвещение,1979.

86. Теоретические основы формирования художественного вкуса у

подростков. – М., 1993.

87. Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на

интегративной основе. – Ростов-на-Дону, 1995.

88. Теория эстетического воспитания. – М., 1979.

89. Толстых А.В. Психология юного зрителя. – М.: Знание, 1986.

90. Толстых В.И. Образ жизни. – М., 1975.

91. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З.Художественное восприятие и структура

личности //Творческий процесс и художественное восприятие. – Л., 1978.

92. Усов Ю.Н. В мире экранного искусства. – М., 1994.

93. Флоренский П.А. Особенное. – М., 1990.

94. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.– М.,1982.

95. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Книга

для учителя. – М., 1992.

96. Художественно-эстетическое образование и развитие школьников. –

Екатеринбург, 1996.

97. Чередниченко Т.В. Курс лекций для всех //Программа обновления гуманитарного образования в России.– Долгопрудный:Allegro-Пресс,1994.

98. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание? – М.:

Знание, 1990.

99. Шаров Ю.В. Типы современных старшеклассников //Молодежь и образование. – М., 1972.

100. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека //Собр. соч., т. 6. – М.; Л., 1956.

101. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1956.

102. Эстетика педагогической деятельности. – М., 1994.

103. Эстетика творчества. – М., 1992.

104. Эстетический опыт и эстетическая культура. - М., 1992.

105. Эстетическое воспитание //Педагогическая энциклопедия: В 2 т., т.2. –

М., 1999.

106. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1973.

107. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода.– М.,1980

108. Эстетическое воспитание в современном мире: теория и практика эстетического воспитания за рубежом. – М., 1991.

109. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика. – М., 1990.

110. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики /Под ред. М.Д.Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988.

111. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя

/Сост. Г.С.Лабковская. - М.: Просвещение, 1983.

112. Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М., 1981.

113. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. – Луганск, 1990.

114. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. – М., 1976.

115. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие

//Художественное восприятие. – Л., 1971.

116. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. – М., 1979.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Концепция

художественного образования в Российской Федерации

(ноябрь 2001 года)

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Концепция художественного образования в РФ (далее – концепция) опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в РФ», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

свободу литературного и художественного вида творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Целями художественного образования на современном этапе являются:

· обеспечение реализации Национальной доктрины образования в РФ;

· повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

· формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

· создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

· подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, также педагогических кадров для системы художественного образования;

· сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

· широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

· формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

· использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизиологического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

· привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

· вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

· выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связно с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся:

· недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

· культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению и даже отрицаются;

· усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер;

· второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

· распространение платных форм обучения н фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;

· чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.

Содержание художественного образования включает:

· формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

· формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

· формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания образования происходит на трех уровнях:

· формирование отношения к культуре как важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

· формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

· формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусств, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.

 

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе следующих методологических принципов:

· начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

· мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

· опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусств;

· комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

· распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

· внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

ПУТИ РЕЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

· формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

· взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

· сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

· непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

· усиление образовательной области «Искусство» на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства;

· активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

· издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

· совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

· разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

· проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

· повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

· существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и доступной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;

· создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;

· повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

------

Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.

Для успешного воплощения Концепции необходима разработка программы развития художественного образования как комплекса мероприятий, направленных на подготовку документов, конкретизирующих излагаемые в Концепции положения, обеспечивающие их внедрение в практику.

Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документов для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры.

 

Министр образования РФ – В.М.Филиппов

Министр культуры РФ - М.Е.Швыдкой

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных