Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Деформация или распад формы




А. Ординарное:

1) низменное

2) слабость

3) ничтожное

Б. Отвратительное

1) грубое

2) мертвое и пустое

3) гнусное

В. Карикатура.

[править]

 

Возвы́шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения

Аналитика прекрасного и возвышенного представлена у Канта в «Критике способности суждения» (1790). Сущность возвышенного содержится в его величии. Чувство возвышенного — это чувство удовольствия, связанного со страхом.

 

Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое, в кн.: Избр. философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—299

 

[править]

 

 

Ни́зменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).[1]

 

 

В античной философии можно проследить отношение мыслителей к животным инстинктам человека, как к низменным позывам.

Аристотель в "Никомаховой этике" выделяет три основных образа жизни:

жизнь, полная удовольствий и наслаждений;

государственный образ жизни;

созерцательный

Большинство людей, говорит Аристотель, сознательно выбирают жизнь, полную удовольствий и наслаждений, чем полностью обнаруживают свою низменность.
Распущенность Аристотель связывает с теми чувствами, которые являются общими с животными. Наслаждаться такими чувствами, т.е. иметь к ним исключительное пристрастие, значит жить по-скотски.

По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей, которые выражают:

идеально-разумную способность;

вожделяюще-волевую;

инстинктивно-аффективную.

В зависимости от того, какая из эти частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Платон надеялся изменить природу человека, искоренить в нем "низменные" побуждения во имя "возвышенных", не считаясь с уже сложившейся в течение тысячелетий общественной жизни природой человека.

 

Трагическое — философская и эстетическая категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате актов их свободной воли и (или) предначертаний судьбы. Трагическое в искусстве носило изначально катарсический характер, поскольку зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле, трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью.

Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное [1]. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.

 


Театральная комедийная маска, II в. до н.э., Афины

Проблему комического подробно рассматривали Аристотель, Жан-Поль, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, З. Фрейд, а в отечественной философии и эстетике — В. Г. Белинский, М. М. Бахтин, В. Я. Пропп, Ю. Б. Борев, А. В. Дмитриев, А. А. Сычев и др.

В философии и эстетике распространено мнение, согласно которому комическое отличается от элементарно-смешного своей социально-критической направленностью. В частности, эстетик Ю. Б. Борев утверждает: «Смешное шире комического. Комическое — прекрасная сестра смешного. Комическое порождает социально окрашенный, значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, „светлый“, „высокий“ смех, отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий другие» [2].

 

Эстетика / Сократ Центр внимания древнегреческого философа Сократа (470—399 гг. до н. э.) перемещается на человека. При этом человек интересует Сократа лишь со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. С таких антропологических позиций Сократ подходит к рассмотрению эстетических проблем. Сократ излагал свое учение устно; главный источник — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Сократ хорошо знал искусство своего времени. В молодости он был скульптором. Как сообщает Ксенофонт, Сократ часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел беседы по разным вопросам искусства. Из разговоров с художником Паррасием, скульптором Клитоном, мастером Пистием и другими видно, что философ превосходно разбирался и в общеэстетических проблемах, и в профессиональных вопросах художественного творчества.   Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также является целесообразной, поэтому ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели. Следовательно, не существует прекрасное как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в отношении и в сущности совпадает с целесообразным. Прекрасная вещь, по Сократу, — это вещь, пригодная для чего-либо. Такого рода взгляды он развивает в беседе со своим учеником Аристиппом. «Так, и навозная корзина - прекрасный предмет? - спросил Аристипп. - Да, клянусь Зевсом, — отвечал Сократ. — И золотой щит - предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй дурно.   Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? - спросил Аристипп.   - Да, клянусь Зевсом, — отвечал Сократ, — равно как и хороши и дурны; часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорадки, и что хорошо от лихорадки, дурно от голода; часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега, потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено». Из приведенного отрывка видно, что Сократ отождествляет прекрасное не только с целесообразным, пригодным, но и хорошим и добрым. Антропологический подход к эстетическим категориям привел к тому, что прекрасное как центральное эстетическое понятие стало истолковываться у Сократа в релятивистском (т. е. относительном) духе. Гераклит также говорил об относительности прекрасного. Однако у него она определялась принадлежностью к разным родам. Относительность прекрасного у Сократа является следствием соотношения предмета с целями человеческой деятельности. В такой трактовке налицо тенденция к релятивизму и субъективизму.   Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение действительности посредством подражания. Но это подражание философ отнюдь не мыслил как простое копирование предметов и явлений. В разговоре с Паррасием он делает следующее важное замечание: «Так как нелегко встретить человека, у которого одного все было бы безупречно, то, рисуя красивые человеческие образы, вы берете у разных людей и соединяете вместе, какие есть у кого, наиболее красивые черты и таким способом достигаете того, что все тело кажется красивым». Эту мысль нужно понимать так, что художник творчески воспроизводит природу, т. е. изучает ее, отбирает из массы изученных единичных предметов определенные признаки, обобщает их. Преображенная таким путем природа возвышается до идеала.   По Сократу, достойны изображения те люди, у которых присутствуют прекрасные, благородные черты характера, высокие нравственные качества. Художественный критерий, по Сократу, заключается в верности и живости воспроизведения модели.   Большая заслуга Сократа как эстетика состоит в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духом и телом человек. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

 

Эстетика Аристотеля (384 - 322 до н.э.). 
Если Платон среди эстетических вопросов уделял особое внимание прекрасному, то у Аристотеля сферу эстетики преимущественно определяет искусство. Аристотель относил его к созиданию (так как оно всегда создает какой-либо продукт деятельности). Основное значение слова «техне» - способность производить, установка на созидание.
 Проблема удовольствия - это важная часть эстетики Аристотеля. Удовольствия в искусстве соответствуют разумной идее и имеют разумные основания. Так, Аристотель считал, что конечная цель трагедии - доставлять удовольствие зрителям. Этот процесс удовольствия и эмоционального очищения он называет катарсисом. Катарсис - это очищение от аффектов через страх и через сострадание трагическому действию. Ощущение себя участником и, одновременно, зрителем - важная особенность полноценного художественного переживания, катарсиса.
В отличие от платоновского понимания искусства, искусство в понимании Аристотеля способно открыть истину, но у него свои особенные правила. Аристотель одним из первых философов приходит к выводу о совершенной оригинальности, неповторимости произведений искусства. Если художник умирает, не дописав роман или не завершив работу над картиной, никто не в состоянии привести его замысел в исполнение.
Аристотель подчеркивал, что один из основных факторов художественного творчества - врожденная способность. Если ее нет, то не помогут ни знание, ни навык. У Платона аналогично ей было вдохновение: ему тоже невозможно обучить. Но Платон наделяет божественным даром только поэтов, Аристотель же говорит о возможности врожденной способности у представителей разных видов творчества. Если поэзия доставляет человеку умственное удовольствие, то музыка или изобразительное искусство - чувственное.
Аристотель наиболее глубоко разработал учение об искусстве - как мимесисе. Подражание у Аристотеля - это изображение общего, типического. Искусство подражает не только тому, что уже произошло, но и тому, что может случиться. Подражание предполагает систему, ансамбль. Например, разве позволит хормейстер участвовать в хоре кому-либо, кто поет громче и красивее всех остальных хористов.

 

Эстетика классического периода (IV в. до н.э.). Классическая античность - период с конца VI по IV в. до н.э., для которого характерно бурное развитие философской, эстетической мысли, художественной культуры.
Эстетика Платона (427 - 347 до н.э.). Схема природы всего бытия сводится к трем градациям: высшая – «идеи», средняя – реальности физического и практического мира и низшая – тени и отражения реальных предметов и фактов. Ремесленники и деловые люди имеют дело с предметами второго порядка. К третьему принадлежат поэты и художники, создающие только образы тех вещей, которые относятся к среднему разряду. Поэтам и художникам свойственно непостоянство («зеркальное отражение»). Риторы, симулирующие искусство логично речи; повара, симулирующие искусство диетического питания; закройщики и портные, симулирующие красоту человеческого тела, - все они собратья драматургов, так как создают привлекательный вид путем копирования чисто внешней формы истины, идеала и предмета.
Платон в своем творчестве противопоставил два мира - чувственный и сверхчувственный. Чувственный мир является не только противопоставленным миру истинного бытия, но и миром становления, т.е. таким рубежом, от которого человек может двигаться как в сторону небытия (материи), так и в сторону бытия (мира идей) в зависимости от того, какая сторона души берет в нем верх (чувства или ум).
По мнению философа, мир, созданный согласно вечной идее и управляемый неизменными законами, является совершенным по своему порядку и мере. Всякая вещь - частица этого порядка, обладающая соответствующей ей формой. В этом и заключается прекрасное. Философ ищет абсолютно прекрасное. Согласно Платону, лишь идея, приобщаемая к конкретным вещам, делает их прекрасными. Платон дает иерархию красоты: сначала нам нравятся физические тела, потом мы переходим к представлению о теле вообще, далее, обращаемся к прекрасным думам, а от них - к красоте наук, чтобы, наконец, возвыситься до идеального мира красоты. Поэтому подлинно прекрасное существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности все изменяется, нет ничего прочного и истинного. Поскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигается не чувствами, а разумом.
Следуя за своим учителем, Сократом, Платон полагал, что задача эстетики - постичь прекрасное как таковое. Рассматривая прекрасные вещи (прекрасную девушку, прекрасную лошадь, прекрасную вазу), Платон делает вывод о том, что прекрасное не содержится в них. Прекрасное - это идея, она абсолютна и существует в «царстве идей».
Подлинное постижение прекрасного возможно благодаря разуму, интеллектуальному созерцанию, это некое сверхчувственное переживание, т.е. эстетика Платона - рационалистическая эстетика. Стремление человека к прекрасному Платон объясняет с помощью учения об Эросе. Эрос, сын бога богатства Пороса и нищенки Пении, груб и неопрятен, но имеет возвышенные стремления. Подобно нему, и человек, будучи земным существом, вожделеет красоты. Платоническая любовь (эрос) - это и есть любовь к идее прекрасного; платоническая любовь к человеку позволяет видеть в конкретном лице отблеск абсолютной красоты.
По Платону, перед художником стоит только одна задача - открыть и воспроизвести ту единственную форму, которая присуща каждой вещи, причем любое отклонение от совершенства этой формы представляет собой ошибку. Однако, по мнению философа, художники создают только иллюзии: во многих искусствах он видит «подражание» видимому миру, который сам является лишь отражением идей. Поэтому, с точки зрения гносеологии, искусства практически бесполезны. Следовательно, способом постижения прекрасного является не художественное творчество и не восприятие художественных творений, а отвлеченное умозрение. Платон разделяет искусства на создающие образы и создающие вещи. Предпочтение он отдает первым: поэзии, музыке, трагедии.

 

 

Немецкая классическая эстетика XVIII-XIX вв. - важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Главной заслугой ее представителей является понимание эстетической науки как органичной и необходимой части философии и включение ее в свои философские системы. Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.
 Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и основоположник классической эстетики. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты.
До этого он изложил первую составную часть своей системы - теоретическую - в «Критике чистого разума», а третью - практическую - в «Критике практического разума». 
Вторая, центральная часть стала разрабатываться Кантом после того, как он открыл новый всеобщий принцип духовной деятельности, а именно «чувство удовольствия и неудовольствия». Вначале эту часть Кант называл телеологией - учением о целесообразности. Затем телеология уступила место эстетике - учению о красоте.
Работа над задуманным произведением длилась три года. Трактат получил название «Критика способности суждения». 
Способность суждения - одна из интуитивных познавательных способностей. Эстетическая способность суждения - художественное переживание, доставляющее такое же удовольствие, как и обнаружение целесообразности.
Одна из основных идей «Критики способности суждения» - единый подход к живой природе и художественному творчеству на основе принципа целесообразности (гармонической связи частей и целого).
В наши дни приобрел мировоззренческое значение взгляд Канта на окружающую среду, как на гармоническое художественное целое. Природа - своего рода произведение искусства. Нельзя нарушать гармонию природы, сложившееся в ней целесообразное равновесие.
 Эстетическое у Канта рассматривается с точки зрения двух основных категорий - прекрасного и возвышенного. Прекрасное обращено преимущественно к знанию, возвышенное - к морали.
 Аналитика прекрасного: 
1. Прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса. Оценка красоты свободна от интереса чувств и разума, от практического интереса.
2. Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятия. Благодаря свободной игре воображения и рассудка возникает благожелательная оценка, которая предшествует чувству удовольствия, порождает его и придает эстетическому суждению всеобщий характер, т. е. прекрасное воспринимается опосредованно, а не непосредственно (при наличии у человека только эстетического чувства, чуткости к красоте).
Всеобщность эстетического суждения состоит не в непосредственной общедоступности, а в «сообщаемоемости», в том, что, затратив силы и время, любой человек может до него добраться. Сама художественная культура не всегда дается от рождения, чаще воспитывается.
3. Красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели. Кант наряду с «чистой» красотой (цветы) вводит понятие красоты «сопутствующей» (красота человека, здания). Эстетический идеал реализуется только в сфере «сопутствующей» красоты. Нельзя себе представить идеал красивых цветов.
4. Прекрасно то, что вызывает благоволение с силой необходимости. Прекрасное вызывает интерес только в обществе. Это средство общения и показатель общительности. Прекрасное носит всеобщий характер и имеет значение для каждого.
 Аналитика возвышенного: 
Возвышенное в собственном смысле слова не может содержаться ни в какой чувственной форме, а касается только идей разума.
Удовольствие от возвышенного без «умствования» вообще невозможно. Восприятие возвышенного всегда связано с определенного рода волнением, которое возникает при созерцании предметов, размеры или сила которых превосходят привычные нам масштабы.
 Возвышенное - это возвышающее; бесстрашное отношение к страшному, преодоление страха и моральное удовлетворение по этому поводу.
Суждение о возвышенном требует культуры, притом в большей степени, чем суждение о прекрасном, а также развитого воображения. (Если прекрасное соотносит воображение с рассудком, то в восприятии возвышенного воображение соотнесено с разумом - законодателем поведения.) Наличие морального закона в каждом из нас создает условия общего для людей наслаждения возвышенным.
Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование в учении об искусстве. Кант разграничил искусство (свободное) и ремесло (искусство для заработка).
Основной мотив эстетической деятельности - бегство от всех форм однообразной практической деятельности. Однако свобода в искусстве - вовсе не абсолютный произвол. Художественное творчество предполагает следование определенным правилам. Но подлинное искусство должно быть таким же непринужденным и естественным как природа.
Кант считает, что нельзя вторгаться в жизнь художественного произведения, произвольно вмешиваться в созданную художником гармонию, «целесообразность».
 Эстетическое искусство, по Канту, делится на приятное и изящное.
 Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения.
 Изящные искусства содействуют «культуре способностей души», приближают сферу эстетического к сфере познания.
Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Кант абсолютизирует природную одаренность художника и недооценивает роль общественной среды в формировании творческих способностей и субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла художественного произведения. Так же Кант понимал и характер творческого процесса в искусстве как неосознаваемого, т. к. гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение.
В отличие от науки, где важно описывать технологию творческого открытия для последующего его использования в науке и производстве, воспроизведение и дублирование художественного произведения не способствует развитию искусства, а увеличивает количество подражательных и серых произведений, т. е. оригинальность - одно из необходимых качеств шедевра в искусстве. Оригинальность может быть осознана только на фоне и по сравнению с теми произведениями, которые ею не обладают.
Четыре признака характеризуют «гения»: 
1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;
2) созданное произведение должно быть образцовым;
3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;
4) сфера гения не наука, а искусство.

 

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - представитель немецкой классической философии, создатель теории диалектики на основе объективного идеализма. Его теоретическое наследие - своеобразный итог развития немецкой классической эстетики. Интерес к ней он проявил уже в молодые годы. В 1796 г. он утверждал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что «истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте».
Позднее иерархия форм общественного сознания у Гегеля выглядит так: искусство, религия, философия.
Эстетика предстает как философия искусства, занимающего подчиненную ступень в развитии абсолютного духа.
Новизна эстетики зрелого Гегеля состояла в акцентировании связи искусства и красоты с деятельностью и трудом человека (понимаемым идеалистически): изменяя предметы, человек запечатлевает в них свои определения, на этом основании возникает переживание красоты. Красота - это чувственная форма идеи.
В своей «Эстетике» Гегель строит грандиозную систему эстетических категорий, начиная с прекрасного, хотя предметом эстетики он считает искусство, точнее, изящные искусства. Тем не менее, центральной категорией остается прекрасное как чувственное бытие абсолютной идеи. Дальнейшее свое саморазвитие прекрасное осуществляет в двух направлениях: в природе и в искусстве.
 Прекрасное в природе - это инобытие духа, т.е. оно есть низшая форма красоты, мешающая его саморазвитию. Поэтому прекрасное нуждается в искусстве как форма бытия и саморазвития абсолютной идеи, и оно существует в искусстве как идеал.
Красота в искусстве стоит выше красоты в природе. Ибо красота в искусстве является красотой, порожденной и вновь порождаемой духом, и насколько дух и его произведения стоят выше природы и ее явлений, настолько также и красота в искусстве стоит выше красоты в природе. В этом смысле прекрасное в природе является лишь отражением красоты, принадлежащей духу, является несовершенным, неполным видом красоты.
Таким образом, подлинно прекрасным для Гегеля может быть только искусство, существующее как идеал, которое создается субъектом творчества - художником.
В эстетике Гегеля лежит исторический принцип рассмотрения материала (причем само историческое развитие выступает у него как прогресс в сфере духа).
Мир представляет собой воплощение божественного начала, названного им абсолютной идеей. В результате обнаружения абсолютной идеи (прекрасного) в форме идеала и художественной оригинальности художника (гения или таланта) возникают исторические формы бытия искусства:
♦ символическая (доминирует на Востоке). Идейное содержание еще не обладает здесь особой индивидуальностью. Символизм способен только создать «внешнюю среду» для идеи. Более всего этому принципу искусства соответствует, по мысли Гегеля, архитектура.
В Связи с символической формой искусства Гегель рассматривает категорию возвышенного, так как оно не может быть выражено в конечных, чувственных формах, ему соответствует символ. С развитием чувственных форм образного воплощения абсолютной идеи возвышенность исчезает;
♦ классическая (характерна для античности). Идея, получившая в образах классического искусства черты индивидуальности, выступает как идеал. Наиболее полное выражение получила в скульптуре (пластике). Классическое искусство, по Гегелю, является вершиной развития искусства вообще. В нем воплощен идеал как совершенное и гармоническое единство содержания (идеи) и формы (материи). Именно их взаимопроникновение и равновесие и порождает высокое искусство классики;
♦ романтическая (преобладает в христианской Европе). Утверждает приоритет духовного содержания над чувственной формой. Ей соответствуют живопись, музыка, поэзия.
В романтическом искусстве гармония и совершенство, а, следовательно, и идеал постепенно начинают разрушаться, на смену им приходит определенная дисгармония (господство идеи над формой).
Искусство способствует духовному развитию человека и в особенности нравственному воспитанию личности. Искусство существует не для небольшого замкнутого круга немногих образованных людей, а для всей нации в целом. Гегель считал самым важным качеством искусства его непосредственную понятность. Он часто повторял, что искусство существует не для знатоков, а для публики. 
Заслугой Гегеля является обоснование им ведущей роли сознательных усилий в творческом процессе. Творчество - создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе как момент своей собственной истории, как свою предпосылку.
Индивидуальное подчинено общему. Для индивида же есть только один способ приобщения к мировой культуре: проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством.
Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их теориях искусства и эстетических воззрениях много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства, многообразие эстетических категорий выражают общий для той эпохи вгляд на искусство как на сферу уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл немецкой классической эстетики - в трактовке искусства и красоты как некой целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума.

 

Эстетика экзистенциализма С. Къеркегора

15 Июн. 2008 - 06:29 | Автор: Виктория

Ряд важных вопросов, стоявших перед художественным сознанием современников, поднял датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813 – 1855), считающийся основоположником философии экзистенциализма. Понятие экзистенция («существование») – центральное в эстетике С. Кьеркегора. В его сочинениях (например, «Наслаждение и долг») человек исследуется в своей постоянной изменчивости, противоречивости, непрерывной динамике. Обоснование трагичности человеческой участи находит выражение в учении Кьеркегора о трех основных типах экзистенции: эстетическом, этическом и религиозном.
 Эстетическое существование, по Кьеркегору, отличается тем, что человек устремлен в идеальный мир, творимый самим же индивидом. Философ считает, что на уровне эстетической экзистенции эстетиком является не только художник, но вообще всякий человек, жизненные установки которого направлены на наслаждение. В свою очередь, подлинное наслаждение возможно лишь при погружении в художественный мир, в эстетическую реальность, освобождающую человека от действительности. Однако «свобода от действительности», лежащая в основе эстетического принципа существования, всегда иллюзорна.
Эстетический тип существования Кьеркегор характеризует как «демонический нарциссизм». Индивид растворяется в художественном вымысле, обретает в нем гармонию, но отказывается рассматривать художественный мир в перспективе его реализации. Для художественно искушенного человека мир искусства более подлинен, чем реальность. Пребывание в вымышленном мире дарит иллюзию, духовное насыщение, но оставляет человека одиноким в повседневности. Чем более захватывающе художественное переживание, тем сильнее чувство отчаяния, никчемности при возвращении «на землю». Эстетический способ существования требует от индивида огромных усилий, хотя и имеет своей целью наслаждение. Действительность жестоко наказывает человека за равнодушие к ней, по существу, пренебрежение ею заведомо трагично. Поэтому С. Кьеркегор делает главным персонажем своей эстетики изначально несчастного человека.

 

Иррационалистическая эстетика А. Шопенгауера

15 Июн. 2008 - 06:26 | Автор: Виктория

Европейская философско-эстетическая мысль второй половины XIX века подвергла решительному пересмотру классические формы философствования, нравственно-гуманистические принципы, на которых стояла философия Нового времени. Неклассическая эстетика начинается с кризиса классического рационализма. Своеобразие неклассических эстетических теорий состояло в том, что они уже не стремились к воплощению эстетического знания в рамках универсальных систем. Для неклассической эстетики характерна максимальная свобода от традиций, устойчивости стилей и жанров в искусстве, доминирования категорий прекрасного, красоты, гармонии; происходит постепенное нарастание черт пессимизма. Традиционные доктрины эстетики и искусства были подорваны эстетикой А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. 
Философия и эстетика Артура Шопенгауера (1788-1860) явилась поворотным этапом от классической немецкой философии и эстетики к современной. 
Намечается поворот к иррационализму, интуитивизму, а в целом – к явному или завуалированному примирению с буржуазной действительностью и ее оправданием. 
После революционных событий 1848 г. Шопенгауэр становится «властителем дум» западноевропейцев. В своем основополагающем труде - «Мир как воля и представление» философ создает основные элементы элитарной концепции культуры, в которой в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).
Реальный мир, по Шопенгауэру, является двойственным: с одной стороны, в своей сущности он есть воля (сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв), а с другой сто оны – представление (возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности).
Эстетическая доктрина А. Шопенгауэра основана на концепции эстетического созерцания. Понятие воли у него соседствует с понятием красоты, однако сам мир заключает в себе не красоту, а зло. Заменив разум созерцанием, философ саму идею созерцания переносит из области философии в сферу искусства, заменяя тем самым понятие духовной жизни концепцией утонченного эстетического наслаждения. Человек стремится освободиться от воли, от служения ей.
 Искусство выполняет двойную функцию: 
1) делает доступным познание идеи. Художественное произведение устраняет из сознания все побочные, случайные факты, ставит человека лицом к лицу с идеей;
2) делает возможным избавление от страданий. Искусство несет в себе вечное, скрывает истину жизни, сущностные характеристики мира. Художник заставляет смотреть нас на мир его глазами.
Идея искусства как высшей формы познания, осуществляемого художником-гением, лежит в центре эстетической доктрины Шопенгауэра. Анализируя искусство, Шопенгауэр отмечает, что искусство – это плод гения, чья сущность состоит в незаинтересованном созерцании. Гениальность – это способность пребывать в чистом созерцании. Вся сила гения направляется на созерцание идей. Художник постигнув идею, доносит ее смысл до других людей, не одаренных талантом. Шопенгауэр видел существенную разницу между обычным человеком и художником: первому всегда присущи желания, второй в жизни спокойный наблюдатель, пребывающий в спокойствии, освобожденный от индивидуальности и боли.
Шопенгауэр конструирует свою систему видов искусства и анализирует эстетику архитектуры, живописи, поэзии. Особую роль немецкий философ отводит музыке, усматривая в ней способность выражать сущность мира и являться наиболее точным языком чувства и страсти. Музыка – это особый вид искусства, она является олицетворением мировой воли и способом бессознательного философствования.
Эстетика А. Шопенгауэра близка традициям восточных философских систем, особенно буддизма. И поскольку бытие есть страдание, то человек, наслаждаясь созерцанием прекрасного, избавляется от боли, страданий и ужаса. Интуитивно Шопенгауэр отразил на строения и взгляды, которые предопределили так называемый «эстетизм» искусства конца XIX — начала XX века.

 

 

Иррационализм эстетической теории Ф.Ницше

15 Июн. 2008 - 06:31 | Автор: Виктория

Фридрих Ницше (1844-1900) воспринял и развил многие философско-эстетические идеи А. Шопенгауэра. Это развитие заключалось в основном в дальнейшей субъективации и психологизации онтологических (о бытии) проблем философии и эстетики.
Подобно Шопенгауэру, Ницше считал волю одним из двигателей человеческого прогресса. Возникновение эстетического связывалось им с освобождением человека от власти, от воли, в результате чего будто бы появлялась возможность «созерцать мир со стороны». Все то, что наблюдалось вне зависимости от притязаний воли, Ницше объявлял эстетически значимым и тем самым как бы оправданным.
По его мнению, искусство есть обожествление бытия, стремление к более полной жизни, которую он связывал с переоценкой всех ценностей. Творчество философ связывает с актом самоутверждения, который, изменяя действительность, делает ее прекрасной. Прекрасное для Ф. Ницше означало приспособленное к потребностям человека.
В своих эстетических взглядах Ницше отвергает культ оригинальности, романтический идеал спонтанного созидания, противопоставляя им новый «величественный стиль», который будет характеризоваться холодностью, ясностью и четкостью. Жесткость, отвращение к сентиментальности – вот что будет характеризовать этот стиль.
Ницше утверждал, что в искусстве и главным образом в музыке воля проявляется наиболее непосредственно и всемогуще, заражая слушателей своим экстазом и вдохновением.
В книге «Рождение трагедии из духа музыки» философ объявляет движущими началами природы и основным содержанием искусства два взаимоконфликтующих начала, которые он называет по имени античных божеств – Диониса и Аполлона. 
«Дионисийское» искусство призвано давать метафизическое утешение, преодоление разобщенности и одиночества путем «вакхического опьянения».
«Аполлоновское» искусство должно помочь людям, пробудившимся от «вакхического опьянения», преодолеть отвращение к этому миру, возродить их волю к деятельности.
Ницше объявил античную трагедию носителем «дионисийского» начала. Далее, по его мнению, Сократ девизом «Все должно быть разумным, чтобы быть прекрасным» положил начало кризису всей античной культуры. Но, благодаря расцвету немецкой музыки от Баха, Бетховена и особенно Вагнера, снова появилась возможность расцвета искусства, питаемого дионисийским экстатическим порывом.
Высший героизм своей «философии жизни» он усматривает не в противлении судьбе, не в попытке «перехитрить» рок, а в стремлении навстречу ему. Имевшая эстетические истоки элитарная концепция Ницше находит свое логическое завершение в идее «сверхчеловека».
Принцип «воли к власти» утверждается как наивысший. Истинно художественный вкус, по Ницше, это «вкус к жизни», взятой в любых ее проявлениях – как высоких, так и низменных, а порождает его принадлежность к «касте господ», обеспечивающая людям житейские удобства и физиологическое здоровье. 
Согласно Ницше, каждый художник является «подражателем»: либо аполлоновским художником сна, либо дионисийским художником опьянения, либо одновременно — художником и опьянения, и сна. Ницше упрекает художников за то, что они всегда прислуживали морали философии и религии. Поэтому его философия искусства направлена против морали, религии и науки. Немецкий философ осуждает христианство, социалистические учения, различные формы демократии, либерализма, гуманизма, несущие, на его взгляд, лишь разложение. По мнению Ницше, необходима коренная переоценка ценностей на основе высшего |принципа – раскрепощения воли к власти.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных