Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ.




Трагическое — философская и эстетическая категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате актов их свободной воли и (или) предначертаний судьбы. Трагическое в искусстве носило изначально катартический характер, поскольку зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле, трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью.

· КОМИЧЕСКОЕ

(греч. komikos—веселый, смешной) — категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил. К. по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Его истоки коренятся в объективных противоречиях общественной жизни. К. может проявляться по-разному: в несоответствии нового и старого, содержания и формы, цели и средств, действия и обстоятельств, реальной сущности человека и его мнения о себе. Видом К. является, напр., попытка безобразного, исторически обреченного, бесчеловечного лицемерно изображать себя прекрасным, передовым и гуманным. В этом случае К. вызывает гневный смех и сатирическое, отрицательное отношение. Маркс считал смех сильным орудием революционной критики в борьбе против отживающего. К. имеет различные формы: сатира, юмор и т. д.

ПРИРОДА ИСКУСТВА

· ИСКУССТВО

- одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К И. относят группу разновидностей человеческой деятельности: живопись, скульптуру, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности, способом удовлетворения и воспитания человеческих чувств. В отличие от "жестких" языков науки, смысл и назначение которой - выявление общего, закономерного, необходимого, повторяющегося в мире вещей, языки И. "мягкие", ибо его поприще - стихия случайного, отклоняющегося, редкого, исключительного, неповторимого, особенного, "странного". В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смыслах.

1. Сущность искусства Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство болеевысокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»).В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, исозданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которыеотличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — отпроизведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областямичеловеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях вэтих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественноготворчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм),многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию(Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическомуизображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующееопределение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовнойдеятельности, специфика которой состоит в отображении действительностипосредством художественных образов. В практической деятельности у людейскладываются и развиваются эстетические представления, в которых явлениядействительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические икомические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчестваэстетические представления художников закрепляются, «овеществляются»различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) ипредстают как произведения искусства. Эстетические представления людей, закрепленные художественнымисредствами в произведении искусства, называются художественными образами.Главным в искусстве является именно художественный образ, а не егоматериальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует несамостоятельно, а только в слиянии с художественным образом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этикиначинается там, где целью эстетической деятельности становится не познаниеили преобразование мира, не изложение системы этических норм илирелигиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающаясоздание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическимсозданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельностиесть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, котораяисчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, гдечеловек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Вискусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мирприрода, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, ив науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен всвоей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективноесодержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическоепереживание произведения искусства, так же как и его создание, требуетвсего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательныеценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Этовнутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятиипроизведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если,читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренненастраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, чтонам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтениехудожественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовныесилы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одногомомента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван иактивизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное исвободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только приусловии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех другихмоментов человеческого духа. Синтетическим характером искусства во многом объясняется тотудивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовнойдеятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия начеловека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своейтаинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся кпорядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибоона размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещалотеатр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, котороготребовали этические христианские догматы. Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, еенарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающиедо всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего историческогоразвития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид,пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер иМаргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя вседостижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Безиспользования традиционных, живущих веками культурных символов невозможновключиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю какединый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенноенастоящее и, главное, будущее. Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества,следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека имира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом,социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеютсвоим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика,но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательноограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в егоцельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукойпласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек —тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке,которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.

 

2. Происхождение искусства

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства.

Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в

эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно

связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения

человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией

происхождения человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по

его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило

появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи

искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа,

Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он

размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует

простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и

впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью

религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму,

но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления

человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая

религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на

самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла

(которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и

символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и

создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его

на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах,

изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и

техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена

частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные

рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям

относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную

величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения

племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев,

исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после

сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя,

свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно

создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как

отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали

легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и

легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался

коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на

отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе

с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал

возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит

разделение искусства на виды.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства

существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии —

искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и

выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и

психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В

отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся

преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без

поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к

романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой

жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом

индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность.

В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки

пассивности своего существования, входит в царство свободы».

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно

не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона

«искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и

врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика.

Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то

есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем

был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не

было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

 

3. Функции искусства

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под

воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что

степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем

развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не

наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX

века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость

страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает

реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в

некоторых функциях искусства.

Искусство выполняет следующие функции:

. познавательную. Является средством просвещения и образования людей.

Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о

мире;

. мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и

представления;

. воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет

обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным,

обобщенным, осмысленным опытом;

. эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым

ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое

начало людей;

. гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными

творчеству художника;

. коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению

(по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);

. прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами

предвидения;

. медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать

музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;

. компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему

выжить в самых трудных условиях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных