Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Счастье, смысл жизни, цель и идеал человеческой жизни.




Трудно найти другие категории этики, которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес. Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен?
Эти и другие подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии - это глубоко нравственный вопрос - только человеку свойственно задумываться о конечности своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни, счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека.
В истории этики известно множество ответов на вопросы о смысле жизни человека.
Все их можно разделить на три основных направления:
1) одни усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии;
2) другие видели его в реализации каких-то внеземных задач;
3) провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия.
Индивидуалистические концепции счастья и смысла жизни мы находим в гедонизме и эвдемонизме. Кроме того, в том или ином варианте понимание счастья как максимума удовольствий встречается в этике утилитаризма.
Второе направление в понимании смысла жизни ярче всего проявляется в религиозной этике. Наивысшей ценностью понимается, провозглашается потусторонний мир, а земное бытие понимается как некое испытание, ниспосланное Богом человеку. Поэтому смысл земной жизни - это перенесение всяческих испытаний, трудностей, но во имя искупления первородного греха, во имя спасения бессмертной души. В противоположность гедонистической концепции религиозная этика делает принципом земной жизни отказ от наслаждения, аскетизм, ее идеал - это человек аскет.
Третье направление в понимании смысла жизни можно назвать пессимистическим. Это отрицание какого-либо смысла человеческого существования, глубокое убеждение в абсурдности, полной бессмысленности человеческого бытия. С этой точки зрения жизнь человека лишена какой-то объективной определенности, а поэтому всегда бессмысленна и абсурдна. Одинокий, предоставленный самому себе человек испытывает постоянное чувство беспокойства и страха. Как сказал еще Байрон: "Кем бы ты ни был, лучше было бы не быть". Пессимистические настроения мы найдем в самой поэтической книге Библии, в Екклесиасте: "И возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа", "Все произошло из праха и в прах возвратится". В книге Иова говорится: "Человек рождается на страдания".
Отцом пессимизма в европейской философии признается А. Шопенгауэр, согласно которому желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому "жизнь со всех сторон по существу своему - страдание" (Смысл жизни и цель жизни - не равнозначные понятия, хотя они и тесно связаны между собой. Смысл жизни - это объективная независимая от желания человека значимость его жизни, она имеет место, хочет того человек или нет. Цель жизни ставится самим человеком, это внутреннее, личное осознание человеком смысла и содержания жизни, конкретизация его в каком-либо деле, или явление.
Размышляя над проблемой смысла жизни, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не рационально аргументированного знания. Понятие веры в философии Толстого не совпадает с традиционным понятием веры: "Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни". Таким образом, для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же. Понятие счастья во всех этических системах непосредственно связывается с пониманием смысла жизни, так как в самом общем виде счастье определяется как состояние моральной удовлетворенности, удовлетворения своей жизнью. Философские манифесты счастья имела каждая эпоха. Во многих этических системах счастье провозглашалось неотъемлемым правом человека, стремление к счастью рассматривалось как прирожденное свойство личности и в этих учениях счастье и стремление к нему рассматривалось в качестве основы и источника моральной деятельности. Ламетри, французский просветитель XVIII в. писал: "Кто нашел счастье, тот все нашел". Во Франции в XVIII в. даже был основан "Орден счастья".
По мнению Вольтера, "великое дело жизни и единственное о чем следует заботиться - это жить счастлива". Это и есть формула эвдемонизма. Однако эвдемонизм отличается от гедонизма, ибо источником счастья может быть не только удовольствие, но и благополучная судьба, совершенство человека, удовлетворение жизнью.
Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности человека условиями своего бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни - это и благополучие, и здоровье и степень свободы и уверенности человека в полезности своего существования на земле.
Счастье не может быть состоянием постоянным, это не состояние непрерывной радости, а скорее, момент особого эмоционального подъема. Один древний мыслитель сказал, что счастье перемежается с несчастьем как роза с шипами. Генрих Гейне подтвердил распространенное убеждение, когда сравнил счастье с легкомысленной девушкой, которая приласкает, поцелует и убежит; несчастье, наоборот похоже на женщину, которая сильно привязывается, не спешит уйти и спокойно сидит вокруг тебя. Следовательно, как правило, счастье мимолетно, его трудно удержать, несчастье же наоборот отличается постоянством.

 

12. Любовь как духовная ценность.

Любовь делится на три вида:

1. Любовь, основанная на эгоизме – цель любви ее обладание. Человек, одержимый такой любовью не думает о страданиях, которые он причиняет другому. Главное для него благополучие и его собственное процветание. Подобная любовь не приносит никому счастья. При такой любви человека самого эта ситуация не волнует, т.к. он волнуется только о собственном благополучии.

2. Когда человек желает получить только собственную выгоду, притворно выражая свою любовь к другому человеку, который обладает богатством, властью или силой, но надо помнить, что это все временно, поэтому такой вид любви фальшив, т.к. в его основе лежит своекорыстие и желание использовать другого человека.

3. Высший тип любви – это любовь бескорыстная, над такой любовью не властны, ни богатство, ни слава. Подобная любовь основана на понимании того, что вечный и беспредельный дух присутствует во всем и всегда. Поэтому если человек научится одинаково ровно относиться ко всем, это будет означать, что ему стало доступно высочайшее чувство любви.

Любовь подобна компасу, который всегда показывает на север. Поэтому и любовь всегда должна направлять нас к Богу в каждом своем действии. Надо в первую очередь развивать любовь как высшее качество человека. Эту любовь нельзя сравнивать с привязанностью к людям. Следует различать земную любовь и божественную. Земная любовь знает только, как получать, но не отдавать. Божественная любовь дает и прощает, она не ждет никакой взаимности. В земной любви нет духа жертвенности, и только материнская любовь приближается к божественной любви. На самом деле любовь одна, но находит выражение во многих формах, опят различен, но цель одна и чтобы поддерживает жизнь любовь и принимает различные формы, но чистая божественная любовь не изменена, сегодня она, к сожалению загрязнена эгоизмом.

 

13.Этические проблемы валеологии.

Валеология — наука об индивидуальном здоровье человека. Сайнология — наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна). Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. В XX веке медицина болезней должна быть дополнена медициной здоровья, а нозологическая подготовка врача общей практики продолжена и усовершенствована валеологической подготовкой.

Состояние здоровья населения планеты — критическое. Обостряется ситуация от того, что соединились два типа патологии — тип дегенеративный (склерозы, сердечно-сосудистая патология, рак, эндокринные заболевания) и тип инфекционно-эпидемический.

Экология — это экософия: культура страны, нравственность народа и совесть правительства. И если мы сталкиваемся с дефицитом культуры, нравственности и совести, то страна входит в полосу экоцидного кризиса, с чем мы имеем дело сегодня. Экологическая валеология разделяется на две составные части: экзоэкологию и эндоэкологию. Экзоэкология изучает влияние внешних экологических факторов (космос, магнитосфера, гравитация, солнечная радиация, климат, атмосфера, гидросфера, литосфера) на здоровье человека. Эндоэкология — это состояние биологического потенциала, внутренней среды организма, его биоритмов, хроноритмов, это концепция "чистого организма", проблема питания экологически чистыми продуктами, проблема очистки организма (органов, крови, лимфатической и других систем) от шлаков. Особой проблемой экологической валеологии является проблема здоровых городов (районов, регионов, сел), вопросы поведения человека в экстремальных условиях, изучение геопатогенных зон планеты (регионов, районов проживания).

В XX веке мы прошли через политический геноцид, бесправный юрисцид, экономический экоцид и психофизический валеоцид. Зловещая диалектически взаимосвязанная цепь: геноцид нации, юрисцид народа, экоцид природы, валеоцид человека. Геноцид и юрисцид — это депортация лучших умов национального генофонда, насильственное переселение народов, политические репрессии, уничтожение интеллигентов, рабочих, крестьян, духовенства

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных