Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. Педагогический колледж № 5

Педагогический колледж № 5

 

Рабочая программа курса

 

«Этика и эстетика»

 

специальность 0322

«Организация воспитательной деятельности»

 

Москва 2003

 

 

Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения среднего профессионального образования Педагогический колледж № 5, специальность 0322 «Организация воспитательной деятельности»

 

Заместитель директора по научно-методической части

 

Одинцова В.П.

 

Составитель

 

Зиновьева Т.А.

 

Пояснительная записка

Этика и эстетика – общеобразовательный предмет для изучения студентами педагогического колледжа, получающими профессиональную подготовку по специальности 0322 «Организация воспитательной деятельности».

Цель курса – способствовать повышению уровня образованности студентов в области гуманитарных наук для применения имеющихся у них знаний по предмету в педагогической работе.

Задачи курса:

- дать студентам представление об этике и эстетике как науках, об их историческом развитии и современном состоянии;

- научить студентов анализировать и оценивать явления действительности, жизненные ситуации, информацию и художественные объекты с позиций общечеловеческой морали и эстетики;

- вооружить студентов современными методами и средствами нравственного и эстетического воспитания школьников;

- расширить культурный кругозор студентов;

- способствовать развитию самостоятельности мышления студентов, формированию у них умения высказывать и аргументировать свою точку зрения по проблемам этики и эстетики.

Принципы преподавания курса:

- комплексное изложение материала этики и эстетики с выявлением взаимосвязи и взаимной обусловленности морального и эстетического аспектов человеческой деятельности;

- выявление структурного и типологического соответствия этапов развития этической и эстетической мысли, этапов становления человеческой личности и принципов воспитания;

- раскрытие теоретического содержания этики и эстетики как на историческом материале, так и на рассмотрении моральных и эстетических проблем современности;

- организация диалога со студентами по интересующим их моральным и эстетическим вопросам, использование проблемного метода обучения, активизирующего самостоятельность мышления студентов.

Усвоение студентами содержания курса происходит на лекциях и в ходе самостоятельных занятий с литературой. Студенты выполняют письменные работы и делают устные сообщения по предлагаемым им темам для самостоятельного размышления.

Результаты обучения

Знания:

Место и роль этики в системе современных знаний; сущность и специфика морали; исторические этапы развития морально-этических учений; основные нормы и духовные ценности человека и общества; этика как философия морали; нравственные основы культуры общения. Эстетика как наука; исторические этапы развития эстетической мысли; эстетическое освоение действительности; основные категории эстетики; формы эстетической деятельности; особенности искусства как вида духовного освоения действительности; условия эстетического развития личности и раскрытия её творческого потенциала. Методические принципы морального и эстетического воспитания.

Умения:

Пользоваться понятийным аппаратом этики и эстетики в устной речи и письменных работах; анализировать явления действительности, информацию и художественные объекты с позиций морали и эстетики, давать им аргументированную оценку; выбирать для практической педагогической работы методы и средства, эффективно решающие задачи морального и эстетического воспитания школьников.

 

Темы уч. часы
на уроках самост. максимум
  Введение      
  Примитивная мораль и эстетика      
  Нормативная мораль и эстетика      
  Мораль и эстетика античности      
  Мораль и эстетика христианства      
  Мораль и эстетика нового времени      
  Мораль и эстетика новейшего времени      
  Мораль и эстетика в обыденном сознании      
  Проблемы морального и эстетического воспитания      
  Всего      

Примерный тематический план

Содержание программы

Введение

Цели и задачи курса. Необходимость изучения этики и эстетики для педагога Мировоззрение как комплекс этических и эстетических взглядов. Место и роль этики и эстетики в системе современных знаний. Этика как философия морали. Эстетика как наука. Происхождение и содержание понятий «этика», «эстетика». Предмет этики и эстетики – ценностное отношение субъекта к объекту. Формы проявления этики и эстетики в сознании, поведении, воспитании.

Сущность и специфика морали. Условия морали: выбор, разум, свобода, воля. Мораль как средство саморегуляции поведения и самосохранения личности. «Золотое правило» морали. Социальная функция морали. Свойства морали. Структура морального учения: ценности, цели, идеалы, средства. Основные нормы и духовные ценности человека и общества: предназначение человека и смысл жизни, добро и зло, долг, совесть.

Эстетическое отношение как специфически человеческий феномен. Эстетическое чувство, восприятие, представления, деятельность. Эстетическое отношение к действительности, практическая эстетика. Формы эстетической деятельности: оценка и творчество. Социальная функция эстетического. Искусство как духовное освоение действительности, его структура, виды и формы. Основные категории эстетики: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное; их связь с моральными категориями.

Исторические этапы развития этических и эстетических представлений, этапы нравственного и эстетического развития человека.

Тема для самостоятельного размышления:

Моральные, эстетические и прочие мотивы поведения школьника.

2. Примитивная мораль и эстетика. Принцип удовольствия как регулятор поведения на доморальном уровне развития человека и общества. Реконструкция первичных моральных и эстетических представлений по памятникам первобытного искусства. Образ и знак в первобытном и примитивном искусстве. Тотем и табу. Свойства примитивной морали: различия в применимости норм к чужим и своим, к разным членам общества; внешнее принуждение к выполнению нормы, коллективная ответственность, мелочная регламентация поведения. Образ героя как проявление синкретизма примитивных моральных и эстетических представлений. Примитивная мораль в современном обществе. Свойства примитивной эстетики: обусловленность эстетического удовольствия психофизиологической реакцией на силу раздражителя, отсутствие индивидуального вкуса, практическая (магическая) действенность искусства. Черты примитивной эстетики в современном фольклоре, самодеятельности и массовой культуре.

Тема для самостоятельного размышления:

Проявления примитивной морали и примитивной эстетики в поведении и вкусах подростков.

3. Нормативная мораль и эстетика. Народная мудрость: пословицы и поговорки. Формулирование обобщённых моральных норм. Моральные системы древности. Реконструкция морали деспотических государств древнего мира по памятникам искусства древнего Египта. Нормативная эстетика. Канон в древнеегипетском искусстве и возможности творчества.

Библейская мораль. Десять заповедей. Утвердительные и запретительные нормы. Мораль и право. Принцип эквивалентности преступления и наказания как основа справедливости. Мусульманская мораль. Преобладание утвердительной нормы. Моральный ригоризм. Эстетические принципы мусульманского искусства: запрет на изображение человека и животных, орнаментализм. Нормативность в народном искусстве (традиции), европейском искусстве Нового времени (стили), в современной культуре (мода).

Тема для самостоятельного размышления:

На каких нормах предпочтительно строить систему воспитания детей: на запретительных или на утвердительных?

Плюсы и минусы нормативности в искусстве.

 

4. Мораль и эстетика античности. Рефлексия моральных и эстетических ценностей в эпоху античности (история) и в подростково-юношеском возрасте (становление личности). Мораль как комплекс личностных качеств. Становление и развитие теоретической этики как части философии античности (древнегреческие натурфилософы, Сократ, Аристотель, Эпикур, киники, киренаики, стоики, скептики, неоплатоники). Личность как источник морали. Моделирование моральных систем на основе разума. Моральная автономия личности. Моральное учение буддизма. Самосовершенствование как регуляция поведения.

Философские основы эстетики античности. Категории античной эстетики: совершенство, гармония, законченность, соразмерность. Рациональные основы античной эстетики. Идеал человека: единство красоты и добродетели. Эстетика Аристотеля: теория подражания, трагическое, комическое, катарсис. Реализация принципов античной эстетики в искусстве древней Греции. Наследие античности в классической европейской эстетике. Отражение принципов буддистской этики в искусстве Индии, Китая, Японии.

Темы для самостоятельного размышления:

Моральная рефлексия в становлении личности подростка.

Общность и различия эстетических систем европейской античности и дальневосточных культур (по памятникам изобразительного искусства).

 

5. Мораль и эстетика христианства. Синтез ветхозаветной и античной традиций в христианской морали. Бог как источник морали. Моральное учение Иисуса Христа (Нагорная проповедь). Ненасилие как принцип моральной регуляции общественных отношений. Идеи греха, спасения, покаяния. Христианские добродетели. Христианский гуманизм (любовь к ближнему). Зло как самостоятельная сущность. «Дух» и «буква» учения Христа. Проблема реализуемость принципов христианской морали в современном мире.

Философские и моральные основы христианской эстетики. Критика искусства античности в трудах отцов церкви. Приоритет духовных ценностей в христианском искусстве. Условность и символизм художественного языка христианского искусства. Архитектура храмов, икона как реализация принципов христианской эстетики. Канон и проблемы развития восточно-христианского искусства.

Темы для самостоятельного размышления:

Возможна ли любовь как обязанность? Как отделить зло от его носителя – человека? Отношение к войне, к смертной казни. Может ли неверующий придерживаться принципов христианской морали?

Переход искусства от натурализма к условности художественного языка – прогресс или регресс?

Положительная и отрицательная роль канона в развитии иконописи.

 

6. Мораль и эстетика нового времени. Коррекция моральных идеалов взрослого человека обстоятельствами реальной жизни. Истина и польза как моральная ценность. Зарождение прагматической морали в эпоху Возрождения. Достоинство человеческой личности как моральная ценность. Труд как добродетель в морали протестантизма. Совершенствование мира как цель деятельности в прагматических моральных системах. Моральные учения 17 – 19 вв. (Гоббс, Руссо, Кант, Гегель, Милль, Чернышевский), их исторические последствия. Тупики прагматической морали - противоречие целей и средств (Ницше, марксизм-ленинизм). Моральные основания тоталитарных режимов 20 века.

Эстетические системы, основанные на ценностях прагматической морали. Отождествление красоты и истины как основа теории «подражания» в искусстве. Возрождение античности в искусстве европейского Ренессанса. Реалистическая тенденция в европейском искусстве 17 – 19 вв. Критический реализм в русском искусстве 19 в. «Социалистический реализм» как искажение моральных и эстетических ценностей. Техническая эстетика: единство красоты и пользы. Отрицание ценностей традиционной «украшательской» эстетики в архитектуре 20 века. Факторы формообразования в архитектуре конструктивизма, производственном искусстве (дизайне): функция, конструкция, материал, психология восприятия. Кризис технической эстетики в современной культуре (рецидивы украшательства).

Темы для самостоятельного размышления:

Общность и различия «буржуазной» и «пролетарской» морали.

Положительное и отрицательное влияние реальных жизненных обстоятельств на моральное развитие личности.

Может ли «похожее» изображение нести ложь?

Противоречие классических принципов технической эстетики и психических особенностей восприятия искусства.

 

7. Мораль и эстетика новейшего времени. Исторический опыт человечества как фактор развития морали. Ценность прогрессивной морали: сохранность существования в его системном многообразии. Гуманизм и экологизм - философские основы прогрессивной морали. Моральные учения и выдающиеся моралисты 20 в.: экзистенциализм, философия «всеединства» В.Соловьёва, «ноосфера» В.Вернадского, «экология культуры» Д.Лихачёва, «конвергенция социальных систем» Д.Сахарова, учение Л.Толстого, деятельность А.Швейцера. Ненасилие, саморегуляция и развитие как средства сохранения жизни.

Постклассическая эстетика: отрицание единственно верного взгляда на мир и объективного критерия красоты. Ценность индивидуальности и творчества в искусстве. Многообразие творческих методов и моделирование художественных систем в искусстве 20 века. Взаимная дополнительность различных художественных направлений в единой культуре человечества, их общая моральная составляющая.

Тема для самостоятельного размышления:

Есть ли противоречие между гуманизмом и экологией?

Где проходят пределы «политкорректности»?

Каков может быть универсальный критерий художественной ценности для произведений искусства различных направлений?

 

8. Мораль и эстетика в обыденном сознании. Особенности реализации моральных и эстетических представлений личности в повседневной жизни. Свойства обыденной морали и обыденной эстетики: ситуативность, интуитивность, амбивалентность, архаичность, синкретичность. Категории морали, актуальные в обыденном сознании: любовь и брак, труд, корысть, честь, совесть, долг, справедливость, патриотизм, гражданственность и др. Образ врага как средство морального самооправдания. Соотношение «вертикальной» и «горизонтальной» системы ценностей в обыденном сознании. Народ и интеллигенция как носители нравственности. Нравственные основы культуры общения. Этикет как эстетическая форма обыденной морали.

Эстетический вкус: интуитивное социально и культурно обусловленное чувство и понимание красоты. Вкус в классической и постклассической эстетике. Уровни развития эстетического вкуса: гедонистический, нормативный, автономный, плюралистический. Элитарное и массовое искусство. Условия эстетического развития личности и раскрытия её творческого потенциала.

Темы для самостоятельного размышления:

Нравственный анализ собственных поступков и суждений.

Эстетический анализ собственных вкусовых предпочтений.

 

9. Проблемы морального и эстетического воспитания. Воспитание как моральная проблема. Противоречие и гармония социального и личностного аспектов воспитания. Методы воспитания (забота, принуждение, авторитет, эмоциональное внушение, рациональное убеждение, сотрудничество), их применимость на разных этапах становления личности. Принципы морального воспитания в авторитарной и в гуманистической педагогике. Роль межличностных взаимоотношений педагога и воспитанника в процессе нравственного воспитания.

Принципы эстетического воспитания: обеспечение разнообразия сенсорного опыта, организация эстетически полноценной среды, свобода эстетического выбора, равноправный диалог и сотрудничество педагога и воспитуемого в процессе эстетической деятельности, использование морального критерия эстетической оценки явлений действительности и искусства, творческая самореализация личности. Эстетическое воспитание в школе.

Темы для самостоятельного размышления:

Моральный аспект школьной оценки.

Эстетический конфликт «отцов и детей»: способы преодоления и примирения.

Литература (основная)

Бычков В.В. Эстетика. М., 2002

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., Этика. М., 2002

Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 2001

Кузьменко Г.Н. Этика. М., 2002

Эстетика. Словарь. М., 1989

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распределение часов курса по темам и видам работ | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных