Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организационно-методические указания. Изучение курса эстетики и эстетики, предполагает тесное взаимодействие основных форм обучения: лекций




Изучение курса эстетики и эстетики, предполагает тесное взаимодействие основных форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы.

Лекции знакомят студентов с основными этапами развития этической и эстетической мысли, природой и категориями этики, эстетики, видами искусства, основными формами художественного творчества.

На семинарах студенты самостоятельно излагают этического и эстетического учений, обучаются свободному оперированию категориями эстетики, излагают и оценивают различные точки зрения по вопросам прекрасного.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с первоисточниками, основной и дополнительной литературой, готовятся к докладам и выступлениям на семинарских занятиях.

Текущая форма контроля - доклады, сообщения, выступления на семинарских занятиях.

Итоговая форма контроля - зачет.

Этика и эстетика является неразрывной частью гуманитарных наук и тесно связана с такими дисциплинами, как философия, культурология, история, психология, социология. Этика и эстетика является основой для изучения конкретных дисциплин в искусствоведческом и художественном образовании.

 

Целевая установка

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач специалист должен:

Знать:

- основные этапы развития этической и эстетической мысли прошлого и настоящего;

- роль и значение эстетического в духовной культуре человечества;

- основные этапы развития этических учений, происхождение, сущность и функции морали;

- формы межличностного общения и нравственных основ личных отношений.

Уметь:

- оперировать категориями эстетики и этики;

- понимать и воспринимать красоту во всех сферах человеческой жизни в ее противостоянии безобразному;

- формировать собственное отношение к миру прекрасного через призму нравственного самосовершенствования,

- оперировать основными понятиями и категориями морального сознания;

- понимать ценностную природу этики и гуманизма;

- выработать собственную нравственную культуру.

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Определение этики как философского учения морали. Основные категории этики.

Этика - учение о морали. Основные категории этики: счастье, свобода, любовь, долг, совесть. Этика в системе гуманитарных наук.

 

Тема 2. Основные этапы в развитии этических учений.

У истоков этики. Зачатки первых этических концепций периода существования древнейшей философии в Индии, Китае, Греции.

Древнеиндийские "Веды", космогония Эмпедокла, философия орфиков. Гуманистический смысл конфуцианства и даосизма.

Античная этика. Этика Демокрита - в соотношении справедливости и счастья и линия Сократа - Платона (стремление решить этические проблемы на почве отвлеченных понятий и теорий).

Аристотель как основатель первой логически обоснованной системы этики. "Никомахова этика". Связь этики с политикой. Благоцель каждого человеческого поступка. Благо и деятельность. Дианоэтические и этические добродетели.

Послеаристотелевская античная этика: стоицизм, скептицизм.

Раннехристианская этика и христианская этика средневековья. Первоначальное христианство: фантастическое отражение идеи жгучего стремления к равенству, протест против деспотизма императора, насилия и гнета, презрения к физическому труду.

Схоластическая этика Фомы Аквинского. Учение Аквинского о низших и высших добродетелях.

Этические системы французских мыслителей XVIII в. Этика Гельвеция, его добродетели. Свобода и разум. Роль общественного интереса. Добродетели у Гольбаха.

Взгляды французских материалистов на природу человека и на роль среды в его воспитании. Ж.Ж. Руссо.

Свобода и необходимость, соотношение чувства и разума в сложном феномене человеческой природы, роль прогресса в развитии человечества. Вовенарг.

Этика социалистов-утопистов. Сен-Симон об этике как науке об обществе. Фурье об этике как учении, обеспечивающем условия для гармонии страстей. Оуэн об этике как системе, дающей истинные представления о "Новом нравственном мире, идеальном обществе.

Этика представителей классической немецкой философии. Место этики в немецкой классической философии. Проблема долженствования в этических воззрениях Канта. Всеобщий нравственный закон.

Русская революционно-демократическая этика. Теория "разумного эгоизма" Н.Г. Чернышевского и Н.Л. Добролюбова, ее современное значение. Осмысление понятий "отечество", "патриотизм".

Нравственные идеи русского религиозно-философского Ренессанса конца XIX- начала ХХ века. Нравственная философия В.С. Соловьева. Нравственный смысл свободы в учении Н.А. Бердяева. Свобода как высшая ценность. Свобода и творчество. Этика ненасилия. Милосердие и благотворительность. От культа силы к диалогу и согласию.

 

Тема 3. Происхождение, сущность и функции морали.

Происхождение морали как научная проблема. Соотношение морали с другими формами общественного сознания.

Ранние формы моральной регуляции: типы существования и функционирования ритуалов, табу и запретов. Половозрастные различия и мораль.

Талион (принцип воздающей справедливости) - первичная форма регуляции отношений между социальными группами и индивидами. "Золотое правило нравственности". Универсальный характер ранних форм нравственной регуляции.

Исторические типы нравственности. Нравственный прогресс и его критерии. Классовое и общечеловеческое в нравственности. Нравственное состояние современного общества.

Функции морали, их специфика. Регулятивная функция морали. Воздействие регулятивной функции морали на общественные отношения. Подвижность границ морального регулирования.

Воспитательная функция морали. Гуманистическая ценность морали, роль морали в формировании человеческой личности, ее самосознания.

Познавательная функция морали. Сочетание информационного и нормативно-оценочного отражения как программирующая способность морального сознания.

Единство основных социальных функций морали. Взаимосвязь морали с экономикой, политикой, правом, наукой, искусством в современном мире.

Структура морали. Взаимодействие общественного и индивидуального морального сознания. Императивность, нормативность, оценочность - основные свойства морального сознания. Идеал и действительность. Идеалы и поколения.

4.Ценностная природа этических категорий.

Ценность и ее истолкование. Моральные ценности. Сущность этических категорий. Историческая изменчивость содержания категорий этики и их нормативно-оценочная роль.

Категории "благо", "добро" и "зло". Ценностная природа блага. Этический аспект категории блага. Добро и зло в этических учениях древнегреческих философов (Аристотель, Платон), французских материалистов (Гольбах, Дидро, Гельвеций), немецкой классической философии (Кант, Гегель), в философии Ф. Ницше и в религиозной морали.

Диалектика добра и зла. Соотношение цели и средств как условие добра. Истоки добра и зла.

Справедливость как мера моральной оценки, ее генезис. Справедливость и правда. Справедливость воздающая и распределительная. Причины несправедливости. Связь социальной и политической справедливости с нравственностью.

Долг, совесть, ответственность. Деонтология - учение о должном. Кант о соотношении деонтологии и аксиологии. Характеристика долга как абстрактно-положительного и формального в добре. Рационалистичность и императивность долга. Долг как моральная потребность. Совесть как нравственный страх личности. Совесть как знание и чувство. Совесть - чуткий индикатор соответствия индивидуального поведения моральным предписаниям общества. Негативное и позитивное проявление совести. Формирование совести. Самовоспитание и совесть. Действенность контроля совести в труде педагогическом.

Ответственность как сплав свободы и долга. Воспитание и самовоспитание ответственности. Моральная ответственность как форма социальной ответственности (политической, административной, правовой, профессиональной).

Категории "честь" и "достоинство". Фиксирующие отношения к человеку как высшей ценности. Социально-исторические детерминанты достоинства и чести. Честь и достоинство в условиях современной жизни. "Декларация прав человека" о достоинстве личности.

Достоинство как критерий высшего благородства.

Смысл жизни и счастье как морально-мировоззренческие понятия. Социальные корни в понимании смысла жизни и счастья (эвдемонизм, геденизм, прагматизм, корпоративизм, перфекционизм).

Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. Идеалы счастья. Факторы счастья. Счастье и судьба, счастье и здоровье. Счастье и несчастье. Воспитание предрасположенности к счастью.

Семинарское занятие. Ценностная природа этических категорий

1. Счастье

2. Свобода и ответственность

3. Долг и совесть

4. Любовь

Литература:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998

Гусейнов А.А. Язык и совесть. М., 1996

Скрипник А.П. Моральное дело. М., 1992

 

Тема 5. Гуманизм как моральная ценность.

Эволюция идеи ценности человеческой личности: античный гуманизм, гуманизм Возрождения, буржуазный гуманизм, идем гуманизма и человечности в философии русских мыслителей начала ХХ в.

Этика ненасилия (учения М. Ганди, А. Швейцера, Л. Толстого). Гуманистические традиции русских педагогов (А. Макаренко, В. Сорока-Росинский, Я. Корчак, В. Сухомлинский). "Новое мышление" (Манифест Рассела-Эйнштейна).

Нравственная реализация идей гуманизма в современном обществе. Три модуса проявления гуманизма: человек-человек, социуми-индивид, человечество-природа. Гуманистические принципы педагогической деятельности. Человеколюбие, доброжелательность.

 

6. Внутренний мир человека и общение. Нравственные основы личных отношений.

Моральное сознание, чувства и поведение личности. Свобода морального выбора и нравственная ответственность личности за свое поведение. Внутри личностный конфликт - нравственно-психологическое содержание столкновения ценностей. Нравственный конфликт и пути его предотвращения и разрешения. Позитивная роль конфликтов в совершенствовании межличностных отношений. Коллективизм как моральный принцип. Сущность конформизма и индивидуализма.

Проблема риска - в профессиональной, общественно-политической, бытовой, досуговой сферах. Культурно-творческий и нравственный потенциал риска.

Любовь как половое чувство, духовный союз, нравственно-ценностное отношение. Социально-историческая обусловленность форм любви. Нравственно-психологическая палитра любви.

Дружба. Исторические формы и социально-нравственные характеристики. Возрастные особенности. Нравственно-психологическое содержание дружбы, товарищества, уважения, толерантности. Толерантность и нетерпимость. Семья. Проблема должного в семейно-брачных отношениях. Функции семьи. Историческая динамика семейных отношений и семейных нравственных ценностей. Нравственные основы отношений между супругами, между родителями и детьми. Семейные конфликты и пути их преодоления. Семейное воспитание. Проблема одиночества.

Семинарское занятие. Внутренний мир человека и общение Нравственные основы личных отношений

1. Моральное сознание

2. Система моральной регуляции

3. Нравственный конфликт и пути его предотвращения и разрешения

4. Дружба

Литература:

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988

Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск,1995

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. Спб, 1995

 

Тема 7. Средства и формы межличностного общения. Культура общения. Этикет в повседневной жизни.

Природные предпосылки и культурные инструменты общения. Параязык в общении. Словесное общение. Культура речи. Имидж человека и его роль в общении. Культура общения. Правила поведения во всех сферах общения. Этикет. История этикета. Роль этикета в современной жизни. Нравственные основы этикета. Основные требования этикета.

 

Тема 8. Актуальные проблемы этики.

Эвтаназия, самоубийство, аборт, отношение к безнадежно больным людям, голодающим, к умирающим, инвалидам, физически и умственно отсталым, старикам и одиноким. Отношение к этим проблемам в западной и отечественной этике. Проблема жизни и смерти как главная философская проблема. Человек как высшая ценность.

Семинарское занятие. Актуальные проблемы этики

1. Проблема жизни и смерти как главная философская проблема.

2. Эвтаназия и самоубийство

3. Милосердие в христианской и светской этике.

4. Проблема одиночества

Литература:

Зеленкова И.Л., Беляева Е.Б. Этика. Минск, 1997

Опыт ненасилия в ХХ столетии: социально-этические очерки. М., 1996

Осовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987

Этика: новые старые проблемы. М., 1999

 

 

Тема 9. Предмет эстетики.

Предмет эстетики. Эволюция взглядов на сущность "эстетического". Эстетика в современной системе гуманитарного знания. Задачи эстетики. Положительные и отрицательные ценности ориентации эстетики. Роль эстетики в развитии стремления личности к творчеству.

 

Тема 10. Основные этапы развития эстетической мысли.

Эстетическое в первобытном обществе.

Феномен античного мира: эстетика Древней Греции и Рима. История западноевропейской эстетической мысли. История эстетических воззрений Восточных цивилизаций. Основные тенденции развития эстетической мысли в ХХ веке.

Семинарское занятие. Основные этапы развития эстетической мысли.

1. Художественное сознание Древней Греции

2. Эстетические представления Средневековья

3. Художественные идеалы Возрогждения

4. Художественная теория и практика Нового Времени

5. Концепция искусства Романтизма

Литература:

Августин. Исповедь. М., 1997

Буало. Поэтическое искусство. М., 1957

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962

 

Тема 11. Категории эстетики.

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. Трагическое и комическое. Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве и других сферах общественного бытия.

Семинарское занятие. Категории эстетики.

1. Прекрасное

2. Возвышенное

3. Трагическое

Литература:

Борев Ю. Эстетика. М., 1975

Вольтер Эстетика. М., 1974

Гегель. Лекции по эстетике// Гегель. Сочинения: в 14 т. М., 1958. Т. 14

Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 1999

Тема 12. Эстетическое в природе и человеческой деятельности.

Эстетика природы. Эстетические начала трудовой деятельности. Эстетика быта и человеческих отношений.

Семинарское занятие. Эстетическое в природе и человеческой деятельности.

1. Эмоциональность и рациональность.

2. Фантазия и воображение.

3. Преображенное и освоенное пространство.

4. Эстетический вкус

Литература:

Асмус В. Вопросы теории и истории эстетки. М., 1968

Басин Е.Я. Творчество и эмпатия. // Вопросы философии. 1928, №2

Психология эмоций. Тексты. М., 1984

Шагал М. Красота, чистота, любовь. // Огонек, 1987, № 27

 

Тема 13. Эстетическая природа и специфика искусства и художественного творчества.

Предмет и понятие искусства. Отличие искусства от науки. Специфика объема искусства. Сущность и специфика художественного творчества. Основные этапы процесса художественного творчества.

 

Тема 14. Виды искусства.

Виды искусства и их природа: архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, театр, кино, телевидение, аудио и видео. Качественная характеристика и типология развития искусства. Взаимодействие и синтез искусств.

Семинарское занятие. Виды искусства.

1. Проблема классификации искусств в истории эстетики

2. Киноискусство как пространственно-временной вид творчества

3. Создание художественного образа в театре и кино

Литература:

Вагнер Г.К. В поисках истины: религиозно-философские искания русских художников. М., 1993

Ганадер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

Новикова Т.М. Философия искусства. Эзатерические традиции. М., 1996

Современное западное искусство. М., 1982

Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996

Тема 15. Художественное творчество и его восприятие.

Природа художественного образа. Диалектика субъективного и объективного в художественно-образном восприятия искусства. Мировоззренческий аспект художественно-образного мышления. Художественное произведение, его эстетическая природа и основные черты. Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса.

Тема 16. Формирование эстетической и художественной культуры личности.

Понятие эстетической и художественной культуры личности. Эстетическое и художественное воспитание: цель, задачи, эффективность. Искусство в системе эстетического воспитания личности.

Семинарское занятие. Формирование эстетической и художественной культуры личности

1. Эстетическое воспитание и творчество

2. Природа и сфера действия творческой личности

3. Вдохновение и мастерство

4. Роль искусства в эстетическом воспитании личности

Литература:

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992

Эстетическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1992

 

Темы контрольных работ (рефератов)

для студентов заочного отделения

 

1. Предмет и задачи эстетики. Природа эстетического.

2. Основные этапы истории эстетической мысли.

3. Эстетика и ее роль в развитии личности.

4. Ценностные ориентации эстетики.

5. Эстетическое в профессиональной деятельности.

6. Эстетическое и художественное сознание.

7. Восприятие искусства. Эстетика и искусство.

8. Эстетика природы.

9. Эстетика человеческих отношений и быта.

10. Эстетика как система категорий, законов, понятий.

11. Прекрасное - основная эстетическая категория. Загадки и законы прекрасного.

12. Исторические представления о прекрасном.

13. Эстетическая категория трагическое. Понятие "катарсис".

14. Сущность трагического в исторических представлениях.

15. Эстетические категории "безобразного", "низменного", "ужасного" и их проявление в современном мире.

16. Философское осмысление связи "прекрасного" и "безобразного".

17. Категория "комическое". Формы комического.

18. Искусство как социальное явление.

19. Полифункциональность искусства.

20. Художественный образ. Роль художника в создании художественного образа.

21. Художественное произведение как система образов и как форма бытия искусства.

22. Эстетическое богатство мира и многообразие искусства. Виды искусства.

23. Архитектура как вид искусства.

24. Архитектурные стили.

25. Русское зодчество.

26. Материал и выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры.

27. Скульптура Санкт-Петербурга.

28. Живопись: выразительные средства, виды, жанры.

29. Творчество Микеланджело.

30. Мировая и русская живопись.

31. Театр как особый вид искусства.

32. История мирового и русского театра. Театральный Санкт-Петербург.

33. Кино как вид синтетического искусства.

34. Крупнейшие достижения киноискусства.

35. Особенности музыки и ее выразительные средства.

36. Выдающиеся композиторы прошлого и настоящего.

37. Феномен художника и художественное творчество. Реальный мир и личность художника.

38. Сущность эстетического анализа.

39. Техническая эстетика.

40. Дизайн, его методы и требования.

41. Цвет и его роль в формировании производственной среды.

42. Эстетика рабочего места и одежды.

43. Гуманизм - цель, назначение и высший смысл искусства и эстетики.

44. Актуальные проблемы эстетики. Взаимоотношение эстетики и этики.

Контрольные вопросы

 

1. Предмет и задачи эстетики. Природа эстетического.

2. Основные этапы истории эстетической мысли.

3. Эстетика и ее роль в развитии личности.

4. Ценностные ориентации эстетики.

5. Эстетическое в профессиональной деятельности.

6. Эстетическое и художественное сознание.

7. Восприятие искусства. Эстетика и искусство.

8. Эстетика природы.

9. Эстетика человеческих отношений и быта.

10. Эстетика как система категорий, законов, понятий.

11. Прекрасное - основная эстетическая категория. Загадки и законы прекрасного.

12. Эстетическая категория трагическое. Понятие "катарсис".

13. Эстетические категории "безобразного", "низменного", "ужасного" и их проявление в современном мире.

14. Философское осмысление связи "прекрасного" и "безобразного".

15. Категория "комическое". Формы комического.

16. Искусство как социальное явление.

17. Полифункциональность искусства.

18. Художественный образ. Роль художника в создании художественного образа.

19. Художественное произведение как система образов и как форма бытия искусства.

20. Эстетическое богатство мира и многообразие искусства. Виды искусства.

21. Архитектура как вид искусства.

22. Русское зодчество.

23. Материал и выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры.

24. Живопись: выразительные средства, виды, жанры.

25. Мировая и русская живопись.

26. Театр как особый вид искусства.

27. Кино как вид синтетического искусства.

28. Особенности музыки и ее выразительные средства.

29. Феномен художника и художественное творчество. Реальный мир и личность художника.

30. Сущность эстетического анализа.

31. Техническая эстетика.

32. Дизайн, его методы и требования.

33. Гуманизм - цель, назначение и высший смысл искусства и эстетики.

34. Актуальные проблемы эстетики. Взаимоотношение эстетики и этики.

35. Предмет этики. Этика в системе гуманитарных наук.

36. Структура, категории и функции этики.

37. Зачатки этических концепций периода древнейших цивилизаций.

38. Этика античного мира.

39. Раннехристианская этика и христианская этика средневековья.

40. Этические системы французских мыслителей XVIII века.

41. Этика представителей немецкой классической философии.

42. Русская революционно-демократическая этика.

43. Нравственные идеи русских мыслителей конца XIX - начала ХХ века.

44. Российская этика и ее проблемы в ХХ веке.

45. Происхождение морали. Нравственные отношения и моральное сознание.

46. Функции морали и их специфика. Структура морального сознания.

47. Ценностная природа этических категорий.

48. Категории "благо", "добро", "зло". Диалектика добра и зла.

49. Справедливость как мера моральной оценки и ее генезис.

50. Категории "долг", "совесть", "ответственность" и их исторические понимание.

51. Категории "честь" и "достоинство" и их социально-историческая детерминация.

52. Смысл жизни и счастье как морально-мировоззренческие понятия.

53. Гуманизм как моральная ценность и его историческая эволюция.

54. Нравственная реализация идей гуманизма в современном обществе.

55. Моральное сознание, чувства и поведение личности, свобода морального выбора и нравственная ответственность.

56. Культурно-творческий и нравственный потенциал риска.

57. Любовь и дружба. Нравственный смысл, исторические и половозрастные особенности.

58. Этическое содержание семейно-брачных отношений и их историческая динамика.

59. Семейное воспитание. Семейные конфликты и пути их преодоления.

60. Средства и формы межличностного общения.

61. Культура общения и ее нравственные нормы.

62. Этикет и его история. Этикет в современной жизни.

63. Отношение к труду как нравственная проблема.

64. Профессиональный этикет. Этика бизнеса.

65. Проблема жизни и смерти как философская проблема.

66. Актуальные проблемы этики.

67. Гуманистические ценности и современность. Этика ненасилия.

68. Мораль и политика.

69. Экология и мораль. Экологическая этика.

70. Глобальная этика. Биоэтика и ее проблемы.

 

Литература

 

Основная литература:

 

1. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М., 2000

2. Борев Ю.В.: Эстетика. В 2-х томах - М., 1998.

3. Каган М.С.: Эстетика как философская наука - СПб, 1997.

4. Кривцун О.А.: Эстетика - М., 1998.

5. Лосский Н.О.: Мир как осуществление красоты: Основы эстетики - М., 1998.

6. Эстетика. //Под ред. А.А. Радугина - М., 1998.

7. Эстетика - СПб, 1994.

8. Эстетика. М., 1993.

9. Эстетика. Киев, 1991.

10. Эстетика: Учебное пособие. М., 1998.

11. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.: Этика - М., 1998.

12. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.: Этика. Учебное пособие и практикум - М., 1997.

13. Попов Л.А.: Этика: Курс лекций - М., 1998.

14. Лики морали: Введение в этику - СПб, 1996.

15. Хрестоматия по этике - Ярославль, 1998.

16. Шрейдер Ю.А.: Этика: введение в предмет - М., 1998.

17. Этика: Словарь афоризмов и изречений - М., 1996.

 

Дополнительная литература:

1. Кондрашев В.А. Этика: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2000

2. Абрамян Д.И. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.

3. Афасижев М.И. Западные концепции художественного творчества. М., 1990.

4. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.

5. Гончаренко Н.Ф. Гений в искусстве и науке. М., 1990.

6. Западноевропейская эстетика ХХ в. СПб - М., 1991.

7. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев., 1990.

8. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

9. Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997.

10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

11. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. М., 1994.

12. Милтис А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990.

13. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград, 1994.

14. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

15. Тэн И. Философия искусства. М., 1996.

16. Эстетика природы. М., 1994.

17. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.

18. Громова Л.А.: Этика взаимоотношения поколей - Л., 1989.

19. Гусейнов А.А.: Введение в этику - М., 1985.

20. Ефимов В.Т.: Этосология как учение о нравах и нравственности - М., 1992.

21. Кон И.С.: В поисках себя - М., 1984.

22. Столович Л.Н.: Красота. Добро. Истина. М., 1994.

23. Краткий этический словарь - М., 1989.

24. Антология ненасилия - М., 1991.

25. Имаметдинова Р.Х. Этика и психология управления. М., 1995.

26. Голота А.Н., Халеджан Н.Н. Этика. М., 1993.

27. Основы этики. СПб, 1994.

28. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

29. Громова Л.А. Этика взаимоотношений поколений. Л., 1989.

30. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

31. Ефимов В.Т. Этосология как учение о правах и нравственностях. М., 1992.

32. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

33. Семья. М., 1991.

34. Скрипник А.П. Моральное зло. М., 1992.

35. Фрейд З. Введение в психологию. Лекции. М., 1989.

36. Фромм Э. Психология и этика. М., 1993.

37. Шлеман Р. Основные понятия морали. М., 1993.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных