Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фарнос - Красный нос




Среди прародителей русского рыжего, этого вечного шутника, пройдохи и замаскированного хитреца, прикидывающегося простачком, битого-перебитого, но всегда живого и веселого, были и постоянные персонажи лубочных картинок, получивших широчайшее распространение в России в XVII— XVIII веках.

Лубок любили. Редко в какой крестьянской избе не красовались на видном месте три-четыре лубочных картинки. Висели они на стенах торговых лавчонок, постоялых дворов, почтовых станций — всюду, где мог присутствовать простой народ.

Кого же изображали на этих картинках? Вот наиболее популярные персонажи: тут Фарное- Красный нос верхом на свинье, весело играющий на рожке; бедолага Пара-мошка, сидящий на козле и его дружок Савоська; братья-неудачники Фома да Ерема. Этим двум горемыкам везло как утопленникам. Вечно с ними происходили какие-то забавные недоразумения. Задумали они, скажем, порыбачить:

Вот Фома садится в лодку, А Ерема сел в челнок,

Вот поймал Ерема лапоть, А Фома поймал чулок.

И так на каждом шагу. Фома да Ерема очень близки к какому-нибудь сегодняшнему клоунскому дуэту, а Фарнос - Красный нос словно бы оживает в современном клоуне-дрессировщике, выезжающем на манеж под бравурные звуки оркестра на весело хрюкающей Хавронье.

 

По дорогам и рекам

Принято считать, что скоморохи были странствующими актерами. Менее известно, что немало их жило оседло. В Тверской земле, например, на берегу многоводной реки Молога существовала в старину целая скоморошья слобода. Такая же слобода известна и на окраине городка Сморгонь.

Уложат в холщовые, заплечные торбы (мешки) свой нехитрый реквизит бережно обернутые в тряпицы дудки, сопели, рожки (домбры и балалайки появятся много позже), носили в мешке и хари-личины, то есть маски, и козью шкуру с головой и рогами — непременный атрибут скомороха. Когда начнется «глум», то есть веселая игра, комедиант оденется козой, завяжет тесемки под бородой и пойдет забавлять зрителей задорной пляской.

Жили «веселые люди» оседло в XVII веке и в Москве.

Располагалось их поселение там, где встречаются нынешняя улица Пушкинская (тогда она называлась Большой Дмитровкой, поскольку тут брала свое начало дорога на город Дмитров) и Столешников переулок. Москвичи вплоть до XIX столетия называли это место скоморошками.

Давайте постоим здесь минутку-другую и попытаемся представить себе, как выглядело лет триста назад обиталище далеких предков клоуна. Само-собой понятно, что нынешних высоких зданий тут не было и в помине. Стояли только деревянные срубы, обязательно с высоким крыльцом и подклетью, то есть нижним этажом для хранения продуктов и вещей. Дом огораживали высоким плотным набором. Так было заведено строить в ту далекую пору.

Всякая слобода, где бы она ни располагалась, имела свою церковь. Приходская церковь скоморохов называлась Козьмодемьянской (в честь святых Козьмы и Демьяна, которые были покровителями, как их, так и кузнецов). Со своих насиженных мест комедианты небольшими группами в пять-шесть человек отправлялись, как сказали бы сегодня, на гастроли.

Где же выступали оседлые скоморохи? Они шагали по многочисленным московским дорогам, расходящимся лучами на север и юг, на восток и запад.

Случалось, что глумцы нанимали ладью и плыли вдоль реки, ну скажем, к примеру, — по тогдашней судоходной Клязьме, или по Москве-реке вплоть до Коломны, давая представления в

прибрежных деревнях и городах. Группы по большей части были постоянными. В них входили: игрец (музыкант), медвежатник с «ученым топтыгиным», петрушечник, акробат или фокусник. Ну и, конечно, какая же гастроль без комика-балагура.

Группа непременно имела «старшого». Не всегда это был человек пожилого возраста, им мог стать и молодой, если за ним по его актерским и организаторским способностям признавалось лидерство. Старшие заранее уславливались о маршрутах групп, чтобы не сталкиваться на одном пути.

Известно, что порой, когда в группе не хватало людей, старшой мог послать за вагантами. Жили они в Ваганьковском переулке, который проходил позади ныне знаменитого дома Пашкова — от Скоморошек минут двадцать ходу.

Можно с определенностью утверждать, что самые даровитые скоморохи-весельчаки и ваганты с задатками комика со временем переходили на подмостки первых балаганов. А отсюда до цирковой арены рукой подать.

 

Кто же такие ваганты? В театральной энциклопедии сказано:

«...средневековые бродячие певцы-сказители... пользовались популярностью во всех странах Европы». В России вагантами становились молодые люди из разжалованных священников или недоучившиеся семинаристы или те из них, в ком страсти к стихосложению и лицедейству перевешивала интерес к богословию. Ведь чаще всего они пели песни своего сочинения и в этом смысле были схожи с нынешними бардами — исполнителями авторских песен. Народ любил вагантов за их вольнолюбивые или сатирические стихи, часто направленные против богатеев и попов, любил песни, прославляющие земные радости — вино, веселье, чувственную любовь.

Ваганты неоднократно участвовали в народных движениях на стороне городского плебса — беднейшего слоя населения.

За плечами у вагантов были серьезные занятия а духовных академиях. В культурном отношении они стаяли на голову выше скоморохов, в подавляющем большинстве людей неграмотных. Надо полагать, что вагантов в Москве было немало, если они смогли заселить целый переулок. (По некоторым сведениям, Ваганьковское кладбище е Москве получило свое название от того, что здесь хоронили странствующих певцов-сказителей и комедиантов. Церковь относилась к ним нетерпимо. Погребать на городских кладбищах ни их, ни скоморохов не дозволялось. Поэтому их предавали земле за чертой города.)

 

 

Скоморохи

А.Н. Островский в своих заметках, собранных в книгу «О театре», размышляя о комическом складе русского ума, о выработанном нашим народом «богатом, метком языке», приходит к выводу, что «такой народ должен производить комиков». И действительно, уже тысячу лет назад в России появились профессиональные актеры-комики, именуемые скоморохами.

Самое старое летописное упоминание о них относится к 1068 году. Скоморошество — чисто русское явление. Как же становились скоморохами? Исчерпывающе ясный ответ находим в книге, посвященной истории отечественного цирка: «С давних времен знал русский народ песни и танцы, и постепенно появлялись люди, лучше других танцующие, поющие, исполняющие различные шутки. Из среды таких «умельцев» выходили первые скоморохи».

Как всякий актер перед встречей со своими зрителями, скоморох облачался в соответствующий костюм, неизменной принадлежностью которого были колпак на голове и жабо вокруг шеи. (Подробнее о костюме говорилось в главе о шутах.)

Иногда скоморохи собирались в большие группы и кочевали с ярмарки на ярмарку, в старину их было великое множество, и крупных, и мелких. А в промежутках между ярмарками выступали — на городских площадях, в боярских теремах и даже в княжеских палатах.

Из-за кочевого образа жизни иногда скоморохов называли «каликами перехожими» (в древнерусском языке слово «калики» означало — странники и происходило оно от слова калики, то есть башмаки).

 

Верно написал поэт Г. Сапгир:

— Эх да ах, да при царе Горохе,

Шли степной дорогой скоморохи:

Вавила да Демьян, Рубаха да кафтан,

Гусли и дудки Песни и шутки.

Веселые ребята Вавила да Демьян разговаривали со своей публикой метким народным языком, разговаривали забавно, остроумно, задиристо.

А когда добрались до мест, где преобладали инородцы, умели изъясниться и посмешить на всем понятном языке мимики и жеста.

Как ни тяжка была кочевая бездомная жизнь скомороха, однако многие из них любили свою профессию до такой степени, эго не променяли бы ее на сытое житье с подовыми пирогами и теплыми углами.

Образ скомороха, жившего в тяжелую пору татаро-монгольского ига замечательно сыграл в фильме «Андрей Рублев» наш талантливый актер Ролан Быков, показавший не только веселый нрав, неунывающий характер русского комедианта, но и его рол в борьбе за освобождение народа от всех поработителей.

Скоморохи подразделялись по профессиям: одни — умелые игрецы на всевозможных дудках, из-за чего их еще называл) дударями, другие — мастаки по части пляски, третьи - кукольники-петрушечники, четвертые — умелые акробаты или фокусники, пятые — дрессировщики медведей, свиней, сурков, шестые — весельчаки-балагуры.

Вот они-то как раз и интересуют нас, ибо являются непосредственными предтечами русских клоунов.

Скоморох первым делом смеялся над собой. Он изображал себя нескладехой, неудачником — ну прямо тридцать три несчастья.

Представлялся голью перекатной и в подтверждение заголял сокровенные места. А главное, скоморох придуривался, разыгрывал из себя непроходимого глупца. Вот уж в точку сказано:

«Трудно в мире подлунном брать быка за рога, надо быть очень умным, чтоб сыграть дурака.»

Мнимая глупость делала скомороха раскованным.свободным в смехе. Пройдет несколько столетий, и продолжатели скоморошьих традиций - балаганный паяц и цирковой клоун — так же как их далекий предок, будут изображать из себя мнимого неудачника, мнимого труса, мнимого дурака.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных