ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОЦИАЛЬНАЯ НИША ПОП-ПСИХОЛОГИИС. 3 ПОП-ПСИХОЛОГИЯ А.В. ЮРЕВИЧ Автор рассматривает поп-психологию как относительно новое явление в системе взаимодействия психологической науки и массового сознания, а также связующее звено между ними. По его мнению, поп-психология является третьей глобальной социодигмой в психологии, не сводимой к двум другим — к исследовательской (академической) и к практической психологии, а ее основными источниками являются: 1) академическая психология, 2) практическая психология, 3) эзотерика, 4) здравый смысл. В статье анализируются основные особенности поп-психологии, ее отличия от академической и практической психологии, основные функции и социальная ниша. Ключевые слова: поп-психология, академическая и практическая психология, отличительные особенности, социальные функции, парадигма, социодигма, научное знание, эзотерика, здравый смысл. СОЦИАЛЬНАЯ НИША ПОП-ПСИХОЛОГИИ Наше многоликое время можно охарактеризовать по-разному, в том числе и как время поп-культуры, не только прони-каюшей во все сферы общественной жизни, но и диктующей ее новые правила. А любое массовое явление, характерное для общества, рано или поздно проникает и в науку, которая является его «зеркалом». В частности, «теневая» сторона общественной жизни отображается и в науке — в таком явлении, как «теневая наука», охватывающая все более разнообразные стороны научной деятельности — от проведения исследований и подготовки научных текстов до защиты диссертаций [16]. Феномен поп-культуры тоже оказал влияние на науку, породив поп-науку, в том числе и такую, как поп-психология. Чтобы получить представление о масштабах этого явления, достаточно зайти в любой наш книжный магазин, где на полках психологической литературы всегда обильно представлены книги, названия которых начинаются с наречия «как»: «Как научиться общаться», «Как заводить друзей», «Как преуспеть в бизнесе», «Как защититься от обмана», «Как не позволить манипулировать собой», «Как читать человека как книгу» и т.п., а также близкие им произведения под названиями «Не дай своим мозгам засохнуть», «Думай и богатей» и др., являющиеся версиями психологического знания и его практического применения, адресованными массовому читателю, не имеющему психологического образования. Сразу же подчеркнем, что негативное или, в лучшем случае, пренебрежительное отношение к поп-культуре, сложившееся в кругу анализирующих это явление, несправедливо проецировать и на поп-науку, в том числе на поп-психологию. Было бы неоправданным упрощением объявить данный феномен, выражающий новые тенденции в развитии науки, массового сознания и их взаимодействия, лишь проявлением ее «деградации» и приспособления ко вкусам обывателя. Поп-наука вообще, и поп-психология в частное-
с.4 ти, - куда более сложное и неоднозначное явление, обусловленное как внутренней логикой развития науки, так и сложными закономерностями ее взаимодействия с массовым сознанием (и бессознательным). Поп-психологию было бы ошибочным считать и абсолютно новым феноменом, не имеющим аналогов на прежних этапах развития психологической науки. История этой научной дисциплины знает немало удачных попыток популяризации психологического знания, в нашей стране нашедших выражение в замечательных книгах К.К. Платонова, В.Л. Леви, Я.Л. Коло-минского, которые сыграли важную роль в ознакомлении наших сограждан с тем, что такое психология, в привлечении общественного внимания к ней и во многом способствовали увеличению численности психологов. Естественно, еще больше популярных книг по психологии было из-1ано за рубежом, где многие из них, на-пример книги Э. Берна, стали бестселле-рами, что неудивительно, поскольку «во всем мире неизменным читательским сросом пользуются самоучители жизненного успеха» [11; 35]. Однако, хотя издававшуюся в прежние годы популярную психологическую литературу можно считать предшественницей современной поп-психологии, последнюю не следует отождествлять с популяризацией психологической науки прежде все-го потому, что это была популяризация преимущественно научной психологии — доступное описание выявленных в ней фактов, закономерностей и т.д., в то вре-мя как поп-психология, хотя и имеет определенную связь с научной психологией, представляет собой существенно иной вид знания и рекомендаций по его практическому применению. Одной из главных характеристик современной психологии и вместе с тем одним из основных симптомов ее кризиса принято считать раскол, или говоря словами Ф.Е. Василюка, «схизис», между исследовательской (академической) и практической психологией – ситуация, когда «Психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как дне субличности диссоциированной личности: у них нет взаимного интереса, разные авторитеты (уверен, что больше половины психологов-практиков затруднились бы назвать фамилии директоров академических институтов, а директора, в свою очередь, вряд ли информированы о "звездах" психологической практики), разные системы образования и экономического существования в социуме, непересекающиеся круги общения с западными коллегами» [1; 26]1. Наверное, подобная характеристика «схизиса» слишком утрирована — хотя бы потому, что такие психологи, как сам Ф.Е. Василюк, знают и фамилии директоров академических институтов, и имена «звезд» психологической практики, многие академические психологи занимаются и этой практикой, «кабинетные» психологи постепенно превращаются в реликтовое явление, и можно констатировать если не когнитивное, то, по крайней мере, социальное сближение двух областей психологии — за счет стирания границ между развивающими их сообществами. Тем не менее проблема разобщенности исследовательской и практической психологии сохраняется, они по-прежнему опираются на существенно различные области ____________________ 1. Заслуживает внимания и уточненный образ этого «схизиса», обрисованный Т.В. Корниловой и С.Д. Смирновым: «На самом деле речь сегодня может идти не о двух психологиях — академической и практической, а о двух направлениях в рамках собственно практической психологии. Во-первых, это те виды решения практических проблем (от психологии менеджмента до медицинской психологии), при которых исследователи и критики, осуществляющие психологическую помощь, опираются на психологические теории, используя ставшие для психологии классические методы и разрабатывая новые. Во-вторых, это те направления в практической психологии, представители которых сознательно реализуют отказ от категориальных и методических средств традиционной научной (академической) психологии, предполагая либо отказ от представлений о предмете психологического исследования, либо заведомый поиск его в других, но никак не в категориальных глубинах осмысления психологических представлений» (6, 192)
с.5 разы психического, используют разные «единицы» ее анализа, разные способы ее изучения, различные формы оформления получаемого знания и т.п. |18|.В результате и теории, разрабатываемые в академической психологии, и типовой продукт психологического исследования — коэффициенты корреляции между изучаемыми переменными — мало дают практическим психологам, что вынуждает их использовать другие виды психологического знания3. Естественно, типовые формы знания, добываемого академической психологией, еще менее адекватны для обывателя, или «человека с улицы» (автор и в эти слова, далее употребляемые как синонимы, не вкладывает сколь-либо уничижительного смысла), они непонятны ему. Если не обученный психологии человек, задумав решить какую-либо свою личную психологическую проблему или просто повысить уровень своей психологической культуры, начнет читать академическую литературу по психологии, результат нетрудно пре-дугадать. И только очень примитивный антисциентист может возложить за это ответственность на психологическую науку, на ее оторванность от практики, нужд «человека с улицы» и т.п. Фундаментальная паука и не должна быть понятной ему, а ее наиболее знаковые достижения, такие как теория относительности, признан- 2 Г.В. Корнилова и С.Д. Смирнов справедливо отмечают, что «психологические теории не обеспечивают полностью запросов психологической практики. И психологическая практика начинает "подпитываться сегодня такими способами построения психологического знания, которые возрождают постулат непосредственности — как непосредственной данности психологического знания — или основываются на всякою рода иррациональных построениях» |<>: 126|. 3 Главной причиной является несостыковка соответствующих областей каузальности. Академическая психология раскрывает причины психологических явлений, знание которых не дает практическому психологу возможности воздействовать на психику клиентов. Что, например, может дать ему знание нейронных механизмов психологических процессов или культурно-исторической психологии? Ведь он не может ни вторгаться в мозги своих клиентов, ни изменить окружающий их культурно-исторический контекст. ___________
ная величайшим научным достижением ХХ в., непонятны не только обывателю, но и многим ученым. (Если же наука понятна ему, то ее представителям следует задуматься над тем, занимаются ли они собственно наукой.) В норме между наукой и миром «человека с улицы» существует связующее звено в виде инженерии, воплощающей фундаментальное научное знание в технические изобретения, и бытовой техники, являющейся главным элементом «научной» организации быта. Если спроецировать эту ситуацию на психологию, то связующим звеном между психологической наукой и обыденной жизнью должна быть психологическая практика, превращающая фундаментальное психологическое знание в психологические рецепты для обывателя. Однако, во-первых, как было отмечено выше, психологическая практика преимущественно строится на базе отнюдь не фундаментального психологического знания, а других его видов. Во-вторых, услуги практикующих психологов, за исключением бесплатной психологической службы, слишком дороги для наших сограждан4. В частности, как отмечает С.С. Степанов, «и по сей день психоанализ продолжает оставаться привилегией (или причудой?) людей обеспеченных» [11; 56]. В-третьих, в нашей стране отсутствует массовая культура обращения к психологам, а наши сограждане предпочитают решать свои психологические проблемы либо традиционным российским способом — с помощью крепких напитков, либо путем «самокопания» или обращения к друзьям и к людям, которые слывут «хорошими психологами», не имея психологического образования. При этом современное общество можно охарактеризовать как «психологическое общество» — в том смысле, который вкладывают в данное понятие И.Е. Си- 4 Отметим, что в этом плане сложившаяся в нашей стране ситуация отличается от характерной для западных стран, где существуют психологи как «для богатых», так и «для бедных».
с.6 роткина и Р. Смит [10|\ Если у наших первобытных предков едва ли имелись психологические проблемы, а люди средневековья, озабоченные защитой от врагов и добыванием хлеба насущного, не слишком обращали на них внимание, то современный человек их неизбежно имеет, нуждаясь в профессиональной психологической помощи. В результате у современного общества сформировалась большая потребность в психологическом знании, существующая на фоне ограниченных возможностей и академической, и практической психологии в его удовлетворении. Существуют и непрагматические причины массового спроса на это знание. Психология — одна из наиболее интересных для «человека с улицы» наук, и к тому же, в отличие от познания мира, которое осуществляется такими науками, как физика или химия, психологическое познание доступно для него, ибо любой человек является «наивным психологом». Это создает у значительной части людей повышенный интерес к психологии как на уке. Однако тексты, характерные для научной, академической психологии, изобилующие специальными терминами, длинными цитатами, коэффициентами корреляции и т.п., мало понятны и скучны для обывателя6. Поп-психология переводит знания научной психологии в простую, доступную для него форму и к тому же стремится преподнести это знание в наиболее интересном для него виде, выступая, таким образом, «зоной пиара» науч- 5 Они пишут: «Современное общество характеризуется не только и не столько большим, чем в прошлом, присутствием психологов, сколько распространением в нем психологических взглядов и практик.. Усваивая эти взгляды и практики, современный человек начинает мыслить психологическими категориями, смотреть на мир через "психологические очки". Перефразируя, можно сказать, что и психологическом обществе" каждый ~ сам себе психолог» [10; 114-115]. 6 Они нередко наводят скуку и на профессиональных психологов. «Я устал от академической психологии, особенно от той, которая существует в нашей стране в последние десятилетия. Уж очень она серьезна и скучна», пишет В.П.Зинченко |4; 22.1|.
ной психологии, где массовый интерес к ней удовлетворяется более успешно, чем на «территории» самой психологической науки. Описанная ситуация может быть проиллюстрирована данными опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Этот опрос показал, что телепередачи, посвященные проблемам психологии7, смотрят часто 9 % наших сограждан, смотрят редко 30 %, не смотрят вообще 60 %. Публикации или книги, посвященные проблемам психологии, читают часто 16 %, читают редко 9 %, не читают вообще 73 % опрошенных. При возникновении душевных переживаний, проблем в личной жизни или в отношениях с другими людьми к кому-либо за советом, психологической поддержкой, помощью обращаются 37 %, не обращаются 58 %. За помощью, советом к профессиональному психологу или психотерапевту когда-либо обращались 6 %, не обращались 93 %. Допускают для себя возможность в будущем обратиться за помощью, советом к профессиональному психологу или психотерапевту 33 %, исключают 47 %. Считают, что сегодня в нашей стране профессиональных психологов, психотерапевтов, служб, оказывающих профессиональную психологическую помощь, слишком много, 14 % респондентов, слишком мало — 22 %, столько, сколько нужно, — 20 % (в данном случае затруднившихся ответить 44 %). Считают, что профессиональные психологи и психотерапевты в целом заслуживают доверия и обращение к ним обычно приносит пользу, 35 % опрошенных, что они в целом не заслуживают доверия и обращение к ним обычно не приносит пользы — 18 % (затруднившихся ответить 47 %) [9]. Из описанных данных можно сделать три основных вывода. Во-первых, наша психологическая культура имеет «закрытый» характер: большая часть наших сограждан носит свои психологические проблемы в 7 При изложении результатов опроса приводятся формулировки, использованные его организаторами.
с.7 себе, не обращаясь к кому-либо за психической помощью и поддержкой. Во-вторых, в нашей стране еще не сформировалась очень характерная для Запада культура обращения к профессиональным психологам и психотерапевтам, чьими услугами пользуются лишь 6 % наших создан, и почти половина их не может сказать, ничего определенного про психологические службы, психологов и психотерапевтов, очевидно, ничего не зная о них (44 % затруднившихся ответить на соот-ветствующий вопрос). В-третьих, много людей смотрят телепередачи, посвященные психологическим сюжетам (в сумме 39 %), и читают соответствующую литературу (25 %), что говорит о хотя и не доминирующем, но все же массовом интересе к ним. Таким образом, достаточно выраженный массовый интерес к психологии сочетается с редким обращением к профессиональным психологам и психотерапевтам, удовлетворяясь в основном с помощью телепередач и литературных изданий. Данные обстоятельства определяют социальную нишу поп-психологии, представляющей собой преподнесение обывателю психологического знания (или его суррогатов), которое он в силу упрощенной формы этого преподнесения может самостоятельно усвоить, что избавляет его от трудностей обращения к академической психологии, и самостоятельно применять, что избавляет от финансовых издержек общения с представителями практической психологии. К тому же покупка и чтение психологических поп-изданий вполне iвписываются в традиции нашей «закрытой психологической культуры, предполагающей самостоятельное решение человеком ею психологических проблем. Поп-психология, таким образом, является вполне естественным связующим звеном между потребностями «человека с улицы», с одной стороны, академической и практической психологией – с другой. А наиболее близкой аналогией из взаимоотношений обыденной жизни с естественной наукой служит ситуация, когда мы меняем электрические розетки или чиним бытовые приборы самостоятельно, не дожидаясь прихода профессиональных электриков, а тем более физиков или инженеров. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|