Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОЦИАЛЬНАЯ НИША ПОП-ПСИХОЛОГИИ




С. 3

ПОП-ПСИХОЛОГИЯ

А.В. ЮРЕВИЧ

Автор рассматривает поп-психологию как относительно новое явление в системе взаимодействия психологической науки и массового сознания, а также связующее звено между ними. По его мнению, поп-психология является третьей глобальной социодигмой в психологии, не сводимой к двум другим — к исследовательской (академической) и к практической психологии, а ее основными источниками явля­ются: 1) академическая психология, 2) практическая психология, 3) эзотерика, 4) здравый смысл. В статье анализируются основные особенности поп-психологии, ее отличия от академической и практической психологии, основные функции и социальная ниша.

Ключевые слова: поп-психология, академическая и практическая психология, отличительные особенности, социальные функции, парадигма, социодигма, науч­ное знание, эзотерика, здравый смысл.

СОЦИАЛЬНАЯ НИША ПОП-ПСИХОЛОГИИ

Наше многоликое время можно оха­рактеризовать по-разному, в том числе и как время поп-культуры, не только прони-каюшей во все сферы общественной жиз­ни, но и диктующей ее новые правила. А любое массовое явление, характерное для общества, рано или поздно проникает и в науку, которая является его «зеркалом». В частности, «теневая» сторона обществен­ной жизни отображается и в науке — в та­ком явлении, как «теневая наука», охва­тывающая все более разнообразные сто­роны научной деятельности — от прове­дения исследований и подготовки научных текстов до защиты диссертаций [16].

Феномен поп-культуры тоже оказал влияние на науку, породив поп-науку, в том числе и такую, как поп-психология. Чтобы получить представление о масшта­бах этого явления, достаточно зайти в лю­бой наш книжный магазин, где на полках психологической литературы всегда обиль­но представлены книги, названия которых начинаются с наречия «как»: «Как на­учиться общаться», «Как заводить друзей», «Как преуспеть в бизнесе», «Как защитить­ся от обмана», «Как не позволить мани­пулировать собой», «Как читать человека как книгу» и т.п., а также близкие им про­изведения под названиями «Не дай своим мозгам засохнуть», «Думай и богатей» и др., являющиеся версиями психологического знания и его практического применения, адресованными массовому читателю, не имеющему психологического образования. Сразу же подчеркнем, что негативное или, в лучшем случае, пренебрежительное отношение к поп-культуре, сложившееся в кругу анализирующих это явление, несправедливо проецировать и на поп-на­уку, в том числе на поп-психологию. Бы­ло бы неоправданным упрощением объ­явить данный феномен, выражающий но­вые тенденции в развитии науки, массо­вого сознания и их взаимодействия, лишь проявлением ее «деградации» и приспо­собления ко вкусам обывателя. Поп-наука вообще, и поп-психология в частное-

 

с.4

ти, - куда более сложное и неоднозначное явление, обусловленное как внутренней логикой развития науки, так и слож­ными закономерностями ее взаимодействия с массовым сознанием (и бессознательным).

Поп-психологию было бы ошибочным считать и абсолютно новым феноменом, не имеющим аналогов на прежних этапах развития психологической науки. История этой научной дисциплины знает немало удачных попыток популяризации психо­логического знания, в нашей стране на­шедших выражение в замечательных кни­гах К.К. Платонова, В.Л. Леви, Я.Л. Коло-минского, которые сыграли важную роль в ознакомлении наших сограждан с тем, что такое психология, в привлечении об­щественного внимания к ней и во многом способствовали увеличению численности психологов. Естественно, еще больше по­пулярных книг по психологии было из-1ано за рубежом, где многие из них, на-пример книги Э. Берна, стали бестселле-рами, что неудивительно, поскольку «во всем мире неизменным читательским сросом пользуются самоучители жизненного успеха» [11; 35].

Однако, хотя издававшуюся в прежние годы популярную психологическую литературу можно считать предшественницей современной поп-психологии, последнюю не следует отождествлять с популяризацией психологической науки прежде все-го потому, что это была популяризация преимущественно научной психологии — доступное описание выявленных в ней фактов, закономерностей и т.д., в то вре-мя как поп-психология, хотя и имеет определенную связь с научной психологией, представляет собой существенно иной вид знания и рекомендаций по его практическому применению.

Одной из главных характеристик современной психологии и вместе с тем одним из основных симптомов ее кризиса принято считать раскол, или говоря словами Ф.Е. Василюка, «схизис», между исследовательской (академической) и практической психологией – ситуация, когда «Психологическая практика и психологи­ческая наука живут параллельной жизнью как дне субличности диссоциированной личности: у них нет взаимного интереса, разные авторитеты (уверен, что больше половины психологов-практиков затрудни­лись бы назвать фамилии директоров ака­демических институтов, а директора, в свою очередь, вряд ли информированы о "звездах" психологической практики), раз­ные системы образования и экономичес­кого существования в социуме, непересе­кающиеся круги общения с западными коллегами» [1; 26]1. Наверное, подобная характеристика «схизиса» слишком утри­рована — хотя бы потому, что такие пси­хологи, как сам Ф.Е. Василюк, знают и фа­милии директоров академических инсти­тутов, и имена «звезд» психологической практики, многие академические психоло­ги занимаются и этой практикой, «каби­нетные» психологи постепенно превраща­ются в реликтовое явление, и можно кон­статировать если не когнитивное, то, по крайней мере, социальное сближение двух областей психологии — за счет стирания границ между развивающими их сообще­ствами.

Тем не менее проблема разобщеннос­ти исследовательской и практической пси­хологии сохраняется, они по-прежнему опираются на существенно различные области

____________________

1. Заслуживает внимания и уточненный образ этого «схизиса», обрисованный Т.В. Корниловой и С.Д. Смирновым: «На самом деле речь сегодня может идти не о двух психологиях — академической и практической, а о двух направлениях в рамках соб­ственно практической психологии. Во-первых, это те виды решения практических проблем (от психоло­гии менеджмента до медицинской психологии), при которых исследователи и критики, осуществляющие психологическую помощь, опираются на психологические теории, используя ставшие для психологии классические методы и разрабатывая новые. Во-вторых, это те направления в практической психологии, представители которых сознательно реализуют отказ от категориальных и методических средств традиционной научной (академической) психологии, предполагая либо отказ от представлений о предмете психологического исследования, либо заведомый поиск его в других, но никак не в категориальных глубинах осмысления психологических представлений» (6, 192)

 

с.5

разы психического, используют разные «единицы» ее анализа, разные способы ее изучения, различные формы оформления получаемого знания и т.п. |18|.В результате и теории, разрабатываемые в академической психологии, и типовой продукт психологического исследования — коэффициенты корреляции между изучаемыми переменными — мало дают практическим психологам, что вынуждает их использовать другие виды психологического знания3.

Естественно, типовые формы знания, добываемого академической психологией, еще менее адекватны для обывателя, или «человека с улицы» (автор и в эти слова, далее употребляемые как синонимы, не вкладывает сколь-либо уничижительного смысла), они непонятны ему. Если не обу­ченный психологии человек, задумав ре­шить какую-либо свою личную психоло­гическую проблему или просто повысить уровень своей психологической культуры, начнет читать академическую литературу по психологии, результат нетрудно пре-дугадать. И только очень примитивный антисциентист может возложить за это от­ветственность на психологическую науку, на ее оторванность от практики, нужд «человека с улицы» и т.п. Фундаменталь­ная паука и не должна быть понятной ему, а ее наиболее знаковые достижения, та­кие как теория относительности, признан-

2 Г.В. Корнилова и С.Д. Смирнов справедливо отмечают, что «психологические теории не обеспе­чивают полностью запросов психологической практики. И психологическая практика начинает "подпитываться сегодня такими способами построения психологического знания, которые возрождают по­стулат непосредственности — как непосредственной данности психологического знания — или основыва­ются на всякою рода иррациональных построениях» |<>: 126|.

3 Главной причиной является несостыковка соответствующих областей каузальности. Академическая психология раскрывает причины психологических явлений, знание которых не дает практическому психологу возможности воздействовать на психику клиентов. Что, например, может дать ему знание нейронных механизмов психологических процессов или культурно-исторической психологии? Ведь он не может ни вторгаться в мозги своих клиентов, ни изменить окружающий их культурно-исторический контекст.

___________

 

ная величайшим научным достижением ХХ в., непонятны не только обывателю, но и многим ученым. (Если же наука понятна ему, то ее представителям следует задуматься над тем, занимаются ли они собственно наукой.)

В норме между наукой и миром «че­ловека с улицы» существует связующее зве­но в виде инженерии, воплощающей фун­даментальное научное знание в техниче­ские изобретения, и бытовой техники, яв­ляющейся главным элементом «научной» организации быта. Если спроецировать эту ситуацию на психологию, то связую­щим звеном между психологической на­укой и обыденной жизнью должна быть психологическая практика, превращающая фундаментальное психологическое знание в психологические рецепты для обывате­ля. Однако, во-первых, как было отмече­но выше, психологическая практика пре­имущественно строится на базе отнюдь не фундаментального психологического зна­ния, а других его видов. Во-вторых, услу­ги практикующих психологов, за исклю­чением бесплатной психологической служ­бы, слишком дороги для наших сограж­дан4. В частности, как отмечает С.С. Сте­панов, «и по сей день психоанализ про­должает оставаться привилегией (или при­чудой?) людей обеспеченных» [11; 56]. В-третьих, в нашей стране отсутствует массовая культура обращения к психоло­гам, а наши сограждане предпочитают ре­шать свои психологические проблемы ли­бо традиционным российским способом — с помощью крепких напитков, либо путем «самокопания» или обращения к друзьям и к людям, которые слывут «хорошими психологами», не имея психологического образования.

При этом современное общество мож­но охарактеризовать как «психологичес­кое общество» — в том смысле, который вкладывают в данное понятие И.Е. Си-

4 Отметим, что в этом плане сложившаяся в нашей стране ситуация отличается от характерной для западных стран, где существуют психологи как «для богатых», так и «для бедных».

 

с.6

роткина и Р. Смит [10|\ Если у наших пер­вобытных предков едва ли имелись пси­хологические проблемы, а люди средне­вековья, озабоченные защитой от врагов и добыванием хлеба насущного, не слиш­ком обращали на них внимание, то со­временный человек их неизбежно имеет, нуждаясь в профессиональной психологи­ческой помощи. В результате у современ­ного общества сформировалась большая потребность в психологическом знании, су­ществующая на фоне ограниченных воз­можностей и академической, и практиче­ской психологии в его удовлетворении.

Существуют и непрагматические при­чины массового спроса на это знание. Психология — одна из наиболее интерес­ных для «человека с улицы» наук, и к то­му же, в отличие от познания мира, кото­рое осуществляется такими науками, как физика или химия, психологическое по­знание доступно для него, ибо любой человек является «наивным психологом». Это создает у значительной части людей повышенный интерес к психологии как на уке. Однако тексты, характерные для на­учной, академической психологии, изобилующие специальными терминами, длинными цитатами, коэффициентами корреляции и т.п., мало понятны и скучны для обывателя6. Поп-психология переводит знания научной психологии в простую, доступную для него форму и к тому же стремится преподнести это знание в наиболее интересном для него виде, выступая, таким образом, «зоной пиара» науч-

5 Они пишут: «Современное общество характеризуется не только и не столько большим, чем в прошлом, присутствием психологов, сколько распространением в нем психологических взглядов и практик.. Усваивая эти взгляды и практики, современный человек начинает мыслить психологическими категориями, смотреть на мир через "психологические очки". Перефразируя, можно сказать, что и психологическом обществе" каждый ~ сам себе психолог» [10; 114-115].

6 Они нередко наводят скуку и на профессиональных психологов. «Я устал от академической психологии, особенно от той, которая существует в нашей стране в последние десятилетия. Уж очень она серьезна и скучна», пишет В.П.Зинченко |4; 22.1|.

 

ной психологии, где массовый интерес к ней удовлетворяется более успешно, чем на «территории» самой психологической науки.

Описанная ситуация может быть про­иллюстрирована данными опроса, прове­денного фондом «Общественное мнение». Этот опрос показал, что телепередачи, по­священные проблемам психологии7, смот­рят часто 9 % наших сограждан, смотрят редко 30 %, не смотрят вообще 60 %. Пуб­ликации или книги, посвященные пробле­мам психологии, читают часто 16 %, чи­тают редко 9 %, не читают вообще 73 % опрошенных. При возникновении душев­ных переживаний, проблем в личной жиз­ни или в отношениях с другими людьми к кому-либо за советом, психологической поддержкой, помощью обращаются 37 %, не обращаются 58 %. За помощью, сове­том к профессиональному психологу или психотерапевту когда-либо обращались 6 %, не обращались 93 %. Допускают для себя возможность в будущем обратиться за по­мощью, советом к профессиональному пси­хологу или психотерапевту 33 %, исклю­чают 47 %. Считают, что сегодня в нашей стране профессиональных психологов, пси­хотерапевтов, служб, оказывающих про­фессиональную психологическую помощь, слишком много, 14 % респондентов, слиш­ком мало — 22 %, столько, сколько нуж­но, — 20 % (в данном случае затруднив­шихся ответить 44 %). Считают, что про­фессиональные психологи и психотера­певты в целом заслуживают доверия и об­ращение к ним обычно приносит пользу, 35 % опрошенных, что они в целом не за­служивают доверия и обращение к ним обычно не приносит пользы — 18 % (за­труднившихся ответить 47 %) [9].

Из описанных данных можно сделать три основных вывода. Во-первых, наша пси­хологическая культура имеет «закрытый» характер: большая часть наших сограждан носит свои психологические проблемы в

7 При изложении результатов опроса приводятся формулировки, использованные его организаторами.

 

с.7

себе, не обращаясь к кому-либо за пси­хической помощью и поддержкой. Во-вторых, в нашей стране еще не сформировалась очень характерная для Запада культура обращения к профессиональным психологам и психотерапевтам, чьими услугами пользуются лишь 6 % наших со­здан, и почти половина их не может сказать, ничего определенного про психологические службы, психологов и психотерапевтов, очевидно, ничего не зная о них (44 % затруднившихся ответить на соот-ветствующий вопрос). В-третьих, много людей смотрят телепередачи, посвященные психологическим сюжетам (в сумме 39 %), и читают соответствующую литературу (25 %), что говорит о хотя и не домини­рующем, но все же массовом интересе к ним. Таким образом, достаточно выражен­ный массовый интерес к психологии соче­тается с редким обращением к профессиональным психологам и психотерапевтам, удовлетворяясь в основном с помощью телепередач и литературных изданий.

Данные обстоятельства определяют социальную нишу поп-психологии, пред­ставляющей собой преподнесение обывателю психологического знания (или его суррогатов), которое он в силу упрощен­ной формы этого преподнесения может самостоятельно усвоить, что избавляет его от трудностей обращения к академичес­кой психологии, и самостоятельно приме­нять, что избавляет от финансовых издер­жек общения с представителями практи­ческой психологии. К тому же покупка и чтение психологических поп-изданий впол­не iвписываются в традиции нашей «закры­той психологической культуры, предполагающей самостоятельное решение человеком ею психологических проблем. Поп-психология, таким образом, является впол­не естественным связующим звеном меж­ду потребностями «человека с улицы», с одной стороны, академической и практической психологией – с другой.

А наиболее близкой аналогией из взаимоотношений обыденной жизни с естественной наукой служит ситуация, когда мы меняем электрические розетки или чиним бытовые приборы самостоятельно, не дожида­ясь прихода профессиональных электри­ков, а тем более физиков или инженеров.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных