Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






32 страница. Систематические исследования по вопросу композиции группы




Систематические исследования
по вопросу композиции группы

По вопросу композиции группы существует весьма небольшой объем система-
тических исследований. Примечательное исключение составляет проект Конелли
и Пайпера, в ходе которого исследователи выявляли, в серии подготовительных
тренировочных групп, <работоспособных> и <неработоспособных> пациентов
(для оценки работоспособности применялась Therapeutic Work Rating System/снс-
тема оценки терапевтической работы), после чего целенаправленно составляли
гомогенные группы, каждая из которых целиком состояла либо из <работоспособ-
ных>, либо из <неработоспособных> пациентов489. Результаты подтвердили, что
композиция группы значительно влияет на ход терапевтической работы. Для каж-
дого пациента существовала сильная корреляция между количеством ориентиро-

Принципы композиции группы 297

ванных на работу высказываний, сделанных им в ходе предгрупповой работы и
непосредственно во время прохождения курса. Кроме того, групповой процесс в
<работоспособных> группах существенно отличался от процесса в <неработоспо-
собных>, вероятно, по причине синергических эффектов композиции. При иссле-
довании результатов терапии не было выявлено значительного различия между
результатами работы групп обоих типов, но пациенты в <работоспособных> груп-
пах достигли улучшения главным образом в сфере межличностного функциони-
рования, в то время как пациенты в <неработоспособных> - в достижении перво-
начальных целей.

Было предпринято несколько попыток исследования взаимосвязи между ком-
позицией и исходом в нетерапевтических группах получения опыта. Здесь я про-
сто резюмирую результаты; читатели, заинтересованные в деталях конкретных
исследовательских проектов, найдут их в статьях, на которые я сделал ссылки.
Для начала будет полезно разобраться в общей исследовательской схеме, приме-
няемой в подобных проектах - это поможет нам определить, в какой степени они
актуальны для групповой терапии.

Объектами исследований обычно становились участники какой-нибудь группы
человеческих взаимоотношений (human relations laboratory), как правило, профес-
сионалы в области образования, промышленности или бихевиоральных дисцип-
лин, или добровольцы из числа студентов колледжей. Всех их можно было в об-
щем и целом рассматривать как нормальных, хотя никакого психиатрического об-
следования не проводилось. Обычно при композиции гомогенных или гетероген-
ных групп опыта учитывался комплекс личностных показателей, которые выявля-
лись на основе психологического тестирования или наблюдения за поведением
индивидуумов в испытательных группах. Группы были краткосрочными, участни-
ки собирались от 6 до 15 раз, в основном в течение короткого временного проме-
жутка (от одной до двух недель). Результаты работы группы и каждого участника
оценивались с помощью какого-либо метода наблюдения и/или самоотчетов паци-
ентов. К числу наиболее часто используемых личностных показателей принадле-
жали:

1. Личностная ориентированность или ориентированность на цель. Личностно-
ориентированные индивидуумы ценят такие характеристики, как теплоту, от-
крытость, сочувствие и искренность; индивидуумы, ориентированные на
цель, ценят компетентность, мастерство, ответственность, инициативу и энер-
гичность. Аналогичная дихотомия, семантически перекрывающаяся с этой и
применяемая в других обследованиях, - низкая и высокая структурирован-
ность личности490. Характеристики высокой структурированности включа-
ют в себя любовь к ясности и порядку с меньшим интересом к личным пере-
живаниям и тенденцией преклоняться перед фигурами авторитета. К числу
характеристик низко структурированной личности принадлежит готовность
признавать и исследовать позитивные и негативные чувства и межличност-
ные отношения.

2. Характеристики по шкале FIRO-B.

298 Глава 9. Композиция терапевтических групп

3. Предпочтение определенной групповой культуры (по Биону, могут существо-
вать культуры базового допущения зависимости, бегства и парности), опреде-
ляемое с помощью самоотчетов участников491.

4. Различные характеристики, включающие в себя догматизм, локус контроля,
склонность к доминированию и отношение к любви492.

В общем и целом, данная экспериментальная работа по вопросу композиции
группы не отличается высоким качеством, хотя следует признать, что в несколь-
ких обзорах воздается должное тщательно разработанной статистической методи-
ке и убедительности полученных данных493. Сделав все эти оговорки, я перехожу
непосредственно к рассмотрению результатов:

1. Гомогенные группы ориентированных на цель, высокоструктурированных ин-
дивидуумов функционируют как эффективные группы межличностных взаимо-
отношений, способные произвести изменения в своих участниках. По всей ви-
димости, такие группы предлагают комбинацию поддержки и стимуляции.
Участников поддерживает воспринимаемое ими сходство, а стимулирует зада-
ча группы, требующая, чтобы они взаимодействовали более интенсивно и близ-
ко, чем привыкли. Такие группы отличаются высокой сплоченностью494.

2. Гомогенные группы личностно-ориентированных, низкоструктурированных

индивидуумов не функционируют как эффективные группы межличностных
взаимоотношений, хотя такие группы отличаются интерактивностью и понача-
лу стимулируют участников. Очевидно, в них слишком мало препятствий, по-
скольку участники удовлетворены задачей группы и остальными участника-
ми495.

3. Гомогенные группы индивидуумов, занимающих одинаковую позицию в отно-
шении доминирования, производят в своих участниках меньше изменений, чем
гетерогенно составленные группы индивидуумов, занимающих в отношении к
доминированию различные позиции496.

4. Гетерогенные группы встреч (в соответствии с FIRO affection scale - шкалой,
исследующей присоединение, привязанность) в большей степени способству-
ют самоактуализации участников497.

5. По поводу групп <50 на 50> (составленных из личностно-ориентированных и
ориентированных на цель индивидуумов) отмечается недостаток консенсуса.
По данным большинства исследований, это неэффективные, с низкой сплочен-
ностью группы, которые не прогрессируют в смысле исследования, саморас-
крытия и тесного взаимодействия498. С другой стороны, имеются скромные дан-
ные одного обследования, согласно которым такие группы порождают в своих
участниках большее изменение499.

6. Ориентированные на выполнение задачи гомогенные группы (совместимость
по шкале FIRO-B) продуктивнее и сплоченнее аналогичных гетерогенных
групп500.

7. Ориентированные на выполнение задачи группы, гомогенные по показателю
предпочтения групповой культуры (бегство или объединение в пары), более

Общий обзор 299

эффективны, чем смешанные группы501. Есть предположение, что смешанные
группы страдают от отсутствия объединяющего человека, который наводил бы
мосты между двумя подгруппами.

8. В общем, по композиции группы можно предсказать какая атмосфера разовьет-
ся в ней в будущем. Догматизм, доминирование, межличностная совместимость
и навыки межличностного общения - наиболее актуальные показатели502.

9. Гетерогенные группы, участники которых беспрерывно конфликтуют, не спо-
собны эффективно функционировать503.

ОБЩИЙ ОБЗОР

Мне принесло бы огромное удовлетворение, если бы я мог на данном этапе
интегрировать все эти клинические и экспериментальные данные, указать на до-
селе незаметные линии разделения и слияния и представить на суд читателя све-
жеиспеченную теорию композиции группы, которая опиралась бы на прочную базу
экспериментальных данных и которую вместе с тем можно было бы начать неза-
медлительно применять в клинической практике. К сожалению, имеющиеся дан-
ные не позволяют осуществить подобный синтез.

Однако хочется подчеркнуть некоторые наиболее неоспоримые выводы, кото-
рые можно сделать на основании этих данных. Композиция группы играет суще-
ственную роль и оказывает влияние на многие аспекты функционирования груп-
пы. Композиция группы влияет на определенные предсказуемые краткосрочные
характеристики: такие, например, как высокая сплоченность, высокая конфликт-
ность, высокий уровень бегства, высокая зависимость. Кроме того, возможно при
использовании доступных в каждой конкретной ситуации и специально разрабо-
танных для этой цели процедур предсказать, с некоторой степенью точности, груп-
повое поведение индивидуума.

Что нам неизвестно - это связь между любой из этих групповых характерис-
тик и исходом терапии для участников группы. Также не вполне ясно, в какой мере
ведущий группы в состоянии изменять групповые характеристики и как долго по-
стоянно действующая группа их сохранит.

Имеются два основных теоретических подхода к композиции группы: гомоген-
ный и гетерогенный. Давайте вкратце рассмотрим их теоретические обоснования.
Гетерогенный подход покоится на двойном теоретическом фундаменте, состав-
ленном из теории социального микрокосма и теории диссонанса. Обоснованием
гомогенного подхода служит теория сплоченности группы.

Гетерогенный подход к композиции группы

Согласно основному постулату теории социального микрокосма, поскольку
группа рассматривается как миниатюрная социальная вселенная, в которой окру-

300 Глава 9. Композиция терапевтических групп

жение подталкивает пациентов к выработке новых методов межличностного взаи-
модействия, группа должна быть гетерогенной, создавая тем самым максимум воз-
можностей для обучения. Она должна напоминать реальную социальную вселен-
ную, т. е. состоять из индивидуумов обоего пола, различных профессий, возрас-
тов, социоэкономического и образовательного уровней. Другими словами, она
должна быть демографически разнородной.

Теория диссонанса, приложенная к групповой терапии, также предполагает
гетерогенный подход к композиции, однако на несколько иных основаниях. Обу-
чение или изменение произойдет скорее, если индивидуум, пребывая в состоя-
нии диссонанса, действует в направлении ослабления этого диссонанса. Диссо-
нанс создает состояние психологического дискомфорта и толкает индивидуума к
достижению более гармоничного состояния. Индивидуумы, оказавшиеся в груп-
пе, членству в которой присущи многие желанные особенности (например, на-
дежда на облегчение страдания, притяжение к лидеру и другим участникам), но
которая в то же время предъявляет требования, порождающие напряжение (на-
пример, требования самораскрытия или межличностной конфронтации) будут
испытывать состояние дисбаланса или, прибегая к терминологии Ньюкомба,
асимметрии504.

Аналогичное дискомфортное состояние возникает, когда, пребывая в значимой
группе, человек обнаруживает, что его межличностные потребности не удовлетво-
ряются, или когда его привычный стиль межличностного поведения порождает
разлад. В таких обстоятельствах индивидуум будет искать способ ослабить дис-
комфорт: например, оставив группу или, что более предпочтительно, начав экспе-
риментировать с новыми формами поведения. Чтобы способствовать развитию
адаптивного дискомфорта, гетерогенный подход предлагает поставить пациента
перед другими участниками, которые не только не будут удовлетворять его меж-
личностные потребности (такое удовлетворение лишь способствует закреплению
невротической позиции пациента), а, напротив, будут вызывать в нем фрустрацию
и стимулировать к изменению, будут доводить до его сознания, в каких сферах он
конфликтен, вместе с тем демонстрируя альтернативные способы межличностно-
го поведения.

Из вышесказанного следует, что группа должна включать в себя участников с
разнообразными межличностными стилями и конфликтами. Если, однако, фрус-
трация и требования слишком велики, а силы, удерживающие пациента в группе
(тяготение к группе), слишком слабы, то никаких реальных асимметрии и диссо-
нанса не появляется; индивидуум не меняется. Вместо этого он физически или
психологически покидает группу. (Здесь теория диссонанса пересекается с теори-
ей сплоченности, служащей базой для иной модели групповой композиции.) Если,
с другой стороны, требования и стимуляция слишком низки, то никакого обучения
опять же не происходит: участники образуют единую, достаточно гармоничную
структуру и процесс самоисследования тормозится. Поэтому приверженцы тео-
рии диссонанса выступают за широкое разнообразие личностных реакций, представленных в группе.

 

 


 

Общий обзор 301

Гомогенный подход к композиции группы

Теория сплоченности, лежащая в основе гомогенного подхода к групповой ком-
позиции, гласит - довольно просто - что притяжение к группе есть переменная,
оказывающая решительное влияние на ход терапевтического процесса, и что це-
лью огромной важности должно стать взращивание сплоченной группы совмести-
мых индивидуумов.

 


Резюме

Как примирить между собой эти два подхода или какой из них выбрать? Для
начала имейте в виду, что нет таких исследований, данные которых свидетель-
ствовали бы в пользу модели диссонанса. Многие клиницисты сходятся во мне-
нии (к которому я присоединяюсь), что пациенты групповой терапии должны кон-
тактировать с широким диапазоном конфликтных областей, методов совладания и
конфликтных стилей межличностного взаимодействия и что конфликт в целом
является обязательной частью терапевтического процесса505. Однако эмпириче-
ские доказательства в пользу того, что группы, преднамеренно составленные как
гетерогенные, достигают болев высоких результатов, отсутствуют; и я лишь не-
давно упоминал о скромном объеме свидетельств в пользу эффективности гетеро-
генных групп.

С другой стороны, данные исследования малых групп свидетельствуют в под-
держку концепции сплоченности. В группах, характеризующихся совместимос-
тью участников, достигается больший уровень сплоченности. В сплоченных груп-
пах выше посещаемость; их участники больше способны выражать и переносить
враждебность; более склонны пытаться повлиять на других и, в свою очередь, бо-
лее открыты для влияния. Для участников, испытывающих более сильное притя-
жение к своей группе, исход терапии благоприятнее; пациенты, менее совмести-
мые с остальными участниками группы, склонны прерывать терапию раньше сро-
ка - то же самое верно и в отношении любых двух пациентов с ярко выраженной
взаимной несовместимостью. Участники с самой высокой межличностной совме-
стимостью становятся наиболее популярными, а популярность в группе заметно
коррелирует с успешным исходом терапии.

Опасения, что гомогенная группа будет непродуктивной, скованной и бесконф-
ликтной или станет заниматься лишь узким диапазоном межличностных проблем,
беспочвенны по нескольким причинам. Прежде всего, у редкого человека патоло-
гия носит монолитный, действительно локализованный характер; лишь немногие,
несмотря на свои главные конфликтные сферы, не сталкиваются также с конфлик-
тами в других сферах, например близких отношений или доминирования-подчи-
нения. Во-вторых, процесс развития группы может потребовать от таких пациен-
тов, чтобы они разобрались с определенными конфликтными сферами. Например,

законы развития группы (см. главу 11) требуют, чтобы группа на определенном
этапе занималась вопросами контроля, авторитета и доминирования. В группе,
где в сфере контроля конфликтны несколько участников, эта фаза может насту-
пить рано или очень резко. В группе, где таких индивидуумов недостаточно, дру-
гие участники - чьи конфликты в области зависимости и авторитета менее остры
или менее явственны - будут тем не менее вынуждены заниматься этими вопро-
сами, поскольку группа неминуемо придет к соответствующей стадии развития.
Если определенные ролевые <вакансии> в группе остаются незаполненными, то
большинство ведущих, сознательно или неосознанно, изменяют свое поведение с
тем, чтобы заполнить пустоту506. Кроме того - и это важный момент - ни одна
должным образом направляемая терапевтическая группа не может быть слишком
комфортабельной или недодать участникам положенную порцию диссонанса, по-
тому что участники обязательно будут сталкиваться с необходимостью выполнять
задачи группы. Научиться доверять, раскрываться, вступать в близкий контакт, ис-
следовать себя, вступать в конфронтацию - все эти задачи вызывают в индивиду-
умах, имеющих серьезные проблемы в области межличностных взаимоотноше-
ний, ощущение внутреннего разлада.

Непродуктивная гомогенная группа личностно-ориентированных индивидуу-
мов, о которой шла речь в исследовании Т-групп, - понятие для групповой тера-
пии неактуальное из-за чрезвычайно низкой вероятности, что наберется целая
группа подобных личностей, одновременно обратившихся за психотерапевтиче-
ской помощью. У меня сложилось впечатление, что гомогенная группа объеди-
ненных по признаку общего симптома или проблемы индивидуумов, которая ос-
тается на поверхностном уровне и общение в которой сковано заданными рамка-
ми - целиком и полностью ятрогенный феномен, самоисполняющееся пророчест-
во терапевта. Многие краткосрочные, нацеленные на решение специфической про-
блемы группы с легкостью могут быть преобразованы в продуктивные группы вза-
имодействия - требуется лишь соответствующее вмешательство со стороны ве-
дущего. Например, в ходе двух недавних строго контролируемых обследований
сравнивались несколько гомогенных групп пациентов с булимией. Участников
методом случайного подбора распределяли в группы бихевиоральной терапии, ког-
нитивно-бихевиоральной терапии или терапии взаимодействия (вид терапии, не
предназначенный конкретно для коррекции нарушений пищевого поведения, а фо-
кусирующийся целиком на межличностном взаимодействии). В результате выяс-
нилось, что эти гомогенные группы взаимодействия не только эффективно взаи-
модействовали, но и по достигнутым результатам (включая позитивное влияние
на пациентов с расстройствами питания) они не уступали когнитивно-бихевио-
ральным группам507.

Следовательно, исходя из нынешнего уровня знаний, я выдвигаю сплоченность
в качестве параметра, который надо прежде всего принимать во внимание при ком-
позиции терапевтических групп. Диссонанс, на который мы рассчитываем, воз-
никнет при условии эффективного функционирования терапевта на подготовитель-
но-ориентировочном этапе и в ходе первых сессий. Основной заботой должна быть
целостность группы, и следует отбирать пациентов, которые скорее всего не пре-

Последнее предостережение 303

рвут терапию досрочно. Пациентов, которые в силу разных причин не могут при-
нять групповую культуру или кого-либо из участников данной группы, не следует
включать в нее. Стоит повторить, что групповая сплоченность - не синоним ком-
форта и легкости. Совсем наоборот: только в сплоченной группе конфликт мож-
но вынести и преобразовать его в продуктивную работу.

ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Для начала позвольте заметить, что идея формирования идеальной группы -
идея заманчивая, как пение сирен, она соблазнила многих исследователей и поро-
дила колоссальный объем исследований, лишь немногие из которых, увы, доказа-
ли свою плодотворность, воспроизводимость и клиническую актуальность. На
практике получается так, что из-за условий, в которых сегодня работают группо-
вые психотерапевты, сама тема композиции группы утратила контакт с реалиями
ежедневной клинической практики. Большинство терапевтических групп в систе-
ме managed care составляют гомогенные, ориентированные на решение конкрет-
ной проблемы, когнитивно-бихевиоральные группы, в которых вопросы компози-
ции играют очень незначительную роль. В общем, эмпирическое исследование
показывает, что чем краткосрочное и структурированное группа, тем менее важ-
ны вопросы композиции50. Большую важность композиционные вопросы приоб-
ретают в менее структурированных группах, акцентирующих групповое взаимо-
действие. Организации здравоохранения, возлагающие основные надежды на
краткосрочные группы, обычно оперируют в условиях такой нехватки времени и
персонала, что зачастую даже самые общие предгрупповые отборочные собеседо-
вания проводятся наспех.

Для современных групповых клиницистов, имеющих частную практику или ра-
ботающих в государственных клиниках, дело обстоит иначе. Многие из них озабо-
чены проблемами целостности и выживания группы, так что композиция группы
занимает в их списке приоритетов далеко не первое место. В общем и целом эти
клиницисты сталкиваются с трудностями при наборе пациентов в количестве, до-
статочном, чтобы сформировать и в дальнейшем поддерживать существование
группы. (И у меня нет ни малейших сомнений, что ситуация обостряется с каждым
годом, возможно, по причине быстрого роста числа практикующих психотерапев-
тов - представителей еще более специализированных дисциплин.) Чем больше
терапевтов, чем острее профессиональная конкуренция, <борьба> за пациентов,
тем труднее в условиях частной практики формировать терапевтические группы и
поддерживать их существование. Терапевты предпочитают заполнять часы, пред-
назначенные для индивидуальной работы с пациентами, и с неохотой идут на риск
потерять пациента, направив его в терапевтическую группу. Если клиницисты ста-
нут прибегать к практике откладывания лечения пациентов, если станут дожидать-
ся, пока подберется идеальная <смесь> - при условии, что мы знаем формулу этой
смеси (а мы ее не знаем), - то им никогда не сформировать группу.

304 Глава 9. Композиция терапевтических групп

Направления на групповую психотерапию накапливаются так медленно, что
первые пациенты, признанные на собеседовании подходящими кандидатами,
устанут ждать и найдут себе подходящую терапию в другом месте.

Поэтому современные клиницисты, включая меня, обычно формируют груп-
пы, принимая, с некоторыми ограничениями, первых семь-восемь пациентов, про-
шедших отборочное собеседование и признанных хорошими кандидатами для
участия в терапевтической группе. При этом терапевты руководствуются лишь са-
мыми грубыми принципами композиции группы, такими как принцип равного
представительства мужчин и женщин в группе или широкий диапазон возраста и
рода занятий. Например, если двоих мужчин, уже отобранных в группу, отличает
особая пассивность, то желательно уравновесить ситуацию, включив в группу бо-
лее активных мужчин.

Задачей колоссальной важности для терапевта является создание сплоченной
группы. Учитывая нынешнее состояние наших знаний по этому вопросу, затраты
времени и энергии, требующиеся для тонкой шлифовки и балансировки группы,
не оправданы. Мой совет терапевтам - лучше вкладывайте время и энергию в
тщательный отбор пациентов для групповой терапии и в предтерапевтическую
подготовку (тема следующей главы). Нет сомнений: композиция группы ради-
кальным образом влияет на ее будущий характер, однако если группа <держится>
как целостная формация, а вы воздаете должное терапевтическим факторам и
гибко модифицируете, сообразуясь с ситуацией, свою роль, то сумеете обратить к
пользе терапии любые условия (кроме недостатка мотивации), которые возник-
нут в группе.

 


Глава 10

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ
МЕСТО, ВРЕМЯ, РАЗМЕР,
ПОДГОТОВКА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Прежде чем формировать группу, необходимо принять определенные решения
относительно условий ее работы. Терапевт должен обеспечить подходящее место
для собраний, а также определиться с политикой по поводу продолжительности
существования группы, принятия новых участников, частоты собраний, длитель-
ности каждой сессии и размера группы.

Физические условия

Собрания группы могут проходить в любом помещении, при условии, что оно
обеспечивает уединенность, защищено от помех и в нем имеется возможность рас-
положиться кружком. Некоторые терапевты рассаживают участников вокруг боль-
шого круглого стола. (Четырехугольный стол не годится, поскольку не все, сидя-
щие за одной стороной стола, смогут видеть друг друга. Диваны, на которых уме-
щаются трое, не подходят по той же причине.) Но большинство ведущих предпо-
читают, чтобы в центре не было никакого загораживающего поле зрения предмета,
поскольку хотят иметь возможность видеть все тело каждого участника и таким
образом наблюдать за его невербальными реакциями или позой.

Если мы хотим, чтобы сессия записывалась на видеокамеру или за ее ходом
наблюдали студенты через специальный экран, то следует заранее получить на это
разрешение участников и выделить достаточно времени для обсуждения процеду-
ры. Группа, за которой наблюдают таким образом, обычно через несколько недель
забывает об экране, однако когда дело доходит до проработки вопросов, связан-
ных с авторитетом лидера, беспокойства по этом поводу пробуждаются вновь.

306 Глава 10. Формирование группы: место, время, размер, подготовка

Если за сессиями наблюдают не больше одного-двух студентов, то лучше, чтобы
они сидели в комнате, однако вне круга участников - практика показывает, что в
конечном итоге это меньше отвлекает группу, а студентам позволяет более непо-
средственно ощущать эффект группового влияния, которое экран непонятным об-
разом отфильтровывает. Наблюдателей, которым не положено принимать участие
в терапевтической сессии, следует предупредить, чтобы они хранили молчание и
не поддавались никаким попыткам участников втянуть их в дискуссию.

Открытые и закрытые группы

Создавая группу, ведущий организовывает ее как открытую или закрытую. За-
крытая группа, начав работу, <закрывает двери>: не принимает новых участни-
ков, а количество сессий в ней заранее определено. В открытой группе поддер-
живается постоянная численность участников - за счет замены покинувших ее
пациентов новыми. В общем и целом открытые группы функционируют в течение
неопределенного отрезка времени, несмотря даже на то, что порой через год-два
состав участников полностью обновляется, а на смену прежнему ведущему прихо-
дит другой. В учебных психотерапевтических центрах я видел группы, которые
существуют по 20 лет, периодически <переходя по наследству> от закончившего
курс терапевта к новому стажеру.

Большинство закрытых групп представляют собой краткосрочные терапевти-
ческие группы, собирающиеся еженедельно в течение шести месяцев или менее.
Практика показывает, что в более долгосрочных закрытых группах возникают
трудности с поддержанием стабильности состава-дает себя знать житейская
непредсказуемость, сопровождающая амбулаторную практику. Неизменно полу-
чается так, что кто-то бросает терапию, переезжает или неожиданно оказывается
не в состоянии вписать посещение сессий в свой график. Группы не могут функ-
ционировать эффективно, если они чересчур малы, и чтобы не дать им исчезнуть,
следует включать новых участников. Формат долгосрочной закрытой группы це-
лесообразен в условиях, гарантирующих значительную стабильность, например в
тюрьме, на военной базе, в психиатрической клинике, где больные находятся по-
долгу, а порой и в амбулаторной группе, все участники которой одновременно с
групповой терапией проходят курс индивидуального психоанализа у ведущего
группы. Некоторые психотерапевты ведут закрытые группы в течение шести ме-
сяцев. По истечении этого срока участники оценивают свой прогресс и решают,
хотят ли они взять на себя обязательство продолжать терапию еще шесть месяцев.

Длительность и частота встреч

До середины 1960-х гг. длительность терапевтической сессии была фиксиро-
ванной: 45 минут индивидуальной терапии и 80-90 минут групповой относились
к области глубоко укоренившейся <житейской мудрости> психотерапии. Большин-

ч
Предварительные соображения 309

И все же, несмотря на все эти заявления, движение марафона пришло и ушло.
Терапевты, которые все еще продолжают регулярно или периодически проводить
длительные групповые собрания, составляют лишь незначительное меньшинство
практикующих клиницистов. Хотя время от времени всплывают сообщения об
интенсивных - и эффективно работающих - группах, предназначенных для па-
циентов с различными состояниями, варьирующимися от токсикомании до були-
мии519, участники которых собираются для длительных уединенных сессий на уик-
энд, на поверку выясняется, что эти группы работают по обширной программе, в
которую входят элементы групповой терапии, психологического образования и
теории, а интенсивная конфронтация и утомление, характерные для марафона,
вовсе не являются краеугольным камнем их деятельности. Пик популярных и на-
учных публикаций, посвященных длительным группам, приходится на период
между 1968 и 1971 гг.520 Группам марафона посвящено 17 докторских диссерта-
ций, написанных в 1971 г., в то время как в период между 1982 и 1993 гг. была
написана лишь одна диссертация на эту тему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных