Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УМИРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО БЛИЗКИХ




Беспомощность, зависимость умирающего человека от окру­жающих, его изолированность требуют всестороннего понимания и заботы медицинского работника.

Большинство врачей и сестер, которые изо дня в день сталки­ваются со смертью, часто не просто «профессионально» подходят к этому явлению, но всеми силами стараются защитить себя от воздействия, они жесткие, замкнутые. «Привыкли видеть смерть, закалились», — говорят об этом в повседневной жизни.

Элизабет Каблер-Росс считает, что в наше время умирание выглядит ужаснее, чем раньше: одиноко, безлично и так «механи­зированно». Одиночество, безличное обслуживание начинается уже тогда, когда больного вырывают из привычной обстановки и поспешно доставляют в больницу. Попадая в приемное отделение клиники, больной видит, что врачи, сестры больше интересуются рентгеном, ЭКГ, анализом крови. Вопросы задаются его близким, а не ему самому. Медленно, постепенно, но неизбежно больного начинают рассматривать как предмет, он перестает быть лично­стью. Больному хотелось бы, чтобы среди людей, снующих во­круг него, считающих его пульс, проверяющих функцию легких, изучающих его анализы, хотя бы один человек остановился около него, а он задал бы ему всего один вопрос.

Все делается для спасения личности, но никто не смотрит на человека как на личность.

Больной не хочет, чтобы о нем забыли! Он кричит, предъявляет новые претензии, жалуется, как бы давая понять: «Я еще жив, не за­бывайте этого! Вы ведь слышите мой голос, я еще не умер!»

К просьбам больного необходимо относиться с глубоким вни­манием — исполнять «последнее» желание умирающего, каким бы оно ни было. Забота родных, внимание друзей, посещение ими больных также необходимо.

Что можно сказать умирающему? Это будет зависеть от кон­кретной обстановки, но в любом случае необходима высокая так­тичность. Характер и широта работы с умирающим зависит от его физического состояния, особенностей его личности, от его эмоциональной настроенности, мировоззрения. Если у больного отмечается выраженная реакция отрицания, если он и знать не желает о смерти, то говорить с ним о смерти нельзя, это было бы грубой ошибкой. Верить утверждениям больных, что они могут перенести любое известие, что им «спокойно можно сказать все», следует лишь в особенных случаях, в этом отношении надо быть очень осторожным, поскольку такие утверждения очень часто ничего не значат. Изменения личности, ее перестройка, возникающая в результате хронического заболевания, измененное состояние самого сознания больных часто не позволяют сообщить ему правду. В таких случаях лучше беседовать с родственниками.

Необходимо следить за тем, чтобы у постели больного, даже находящегося в бессознательном состоянии, не прозвучали раня­щие слова, не говорилось ничего обидного.

Все исследователи подчеркивают, что одним из важнейших средств работы с умирающим является стремление помочь всеми силами тому, чтобы они высказались: рассказ больного о своих самых сокровенных переживаниях помогает рассеять его страхи и сомнения, устранить его изолированность, замкнутость. Если больной будет ощущать заботу о себе, ему будет легче перено­сить удары судьбы. В этот чрезвычайный период жизни многому можем научиться и мы. «Мертвые учат живых» — гласит латин­ская пословица. То же можно сказать и об умирающих.

В больницах следует уделять больше внимания и вопро­су о размещении умирающего в палате. Часто смерть является огромным потрясением для остальных больных. Смерть одного из больных в палате таит в себе опасность «психической инфек­ции». Неожиданная смерть еще более глубоко потрясает соседей по палате. Поэтому очень важно вовремя изолировать умираю­щего. Уход за такими больными в небольших палатах более ин­тенсивный, что благоприятно и для самих больных, и для окру­жающих: не наносится вред остальным больным.

Поскольку период утраты включает в себя не только болезнь, но и смерть, сестринская помощь в виде психологической под­держки должна быть направлена и на родственников, пережива­ющих и понесших потерю.

После того как родственники узнали от врача правду о забо­левании и тяжести состояния пациента, сестра может отвечать на последующие вопросы, связанные с уходом и обеспечением до­стойного качества жизни. Следует помочь родственникам снять вину и напряжение от вынужденной разлуки с больным, находя­щимся в лечебном заведении. Некоторых родственников нужно научить, как наносить визиты к больному. Следует при этом ве­сти себя так, как если бы они находились в домашних условиях, например, сидеть и читать книгу, газету, вместе смотреть телеви­зор, поскольку для умирающего, больного человека бывает важ­но само присутствие близких, ощущение, что он не одинок.

Ухаживая за умирающими и помогая их семьям пережить по­терю, нужно стараться оказывать им поддержку, нужно помнить, что семья и близкие умирающего человека проходят те же стадии горевания, которые проходит он сам.

Членам семьи будет легче пережить потерю, если они будут видеть, что уход за близким им человеком осуществляется добро­совестно, в палате поддерживается комфортная обстановка.

Сообщение близким о смерти больных телеграммой — дело естественное. Все, что принадлежало умершему, —не просто предметы, подлежащие инвентаризации, но и дорогая память для близких, поэтому такт по отношению к ним требует бережного сохранения этих вещей. Близкие родственники умершего требу­ют заботы, сочувствия, особого внимания. Прежде всего следует быть гоговым к проявлению сильных аффектов, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого постигло несчастье.

ЭВТАНАЗИЯ

Эвтаназия (от греч. — «хорошо» и «смерть») — намеренное ускорение смерти или умервлещение неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Термин «эвтаназия» впервые употреблен английским, философом Ф. Бэконом в XVII столетии для определения «легкой смерти» и с XIX в. приобрел значение «умертвить кого-либо из жалости».

В последние годы широко обсуждается вопрос о допустимо­сти эвтаназии. Однако проблема не нова. К эвтаназии прибегали в глубокой древности. В первобытных племенах убивали сопле­менников, ставших обузой. В Спарте сбрасывали со скалы мла­денцев, родившихся слабыми и больными, поощряли самоубий­ство стариков. Теперь мы считаем подобные обычаи варварскими и не достойными цивилизованного общества. Тем не менее эв­таназия узаконена в некоторых странах. Нидерланды — первая в мире страна, в которой официально разрешена практика пре­рывания жизни неизлечимо больных людей. Голландский парла­мент значительным большинством голосов одобрил законопро­ект, легализирующий эвтаназию. Теперь ее может проводить по многократно выраженному желанию больного врач, проконсуль­тировавшись со своими коллегами.

В американском штате Орегон закон о медицинском само­убийстве был принят в 1994 г., но вступил в силу лишь с ноября 1999 г. после ожесточенных судебных разбирательств но поводу его отмены.

В Дании разрешена «пассивная эвтаназия», решение о кото­рой может принять сам больной.

Активная эвтаназия — это прямое причинение смерти боль­ному, находящемуся в терминальном состоянии, например, путем «смертельной инъекции».

Пассивная эвтаназия — это особая тактика лечения, ухода за терминальными больными, в основе которого лежит отказ от экстраординарных методов лечения, «в результате чего смерть при­чиняет сама природа».

В 1998 г. китайское правительство разрешило применять эвта­назию для умирающих.

Нынешняя ситуация в медицине радикально отличается от той, что была еще полвека назад, а тем более во времена Гип­пократа. Основное отличие современной системы здравоохране­ния - расширение прав больного и пациента вместо бытовавшей в течение многих столетий патерналистской традиции. Раньше больной, как некомпетентная инстанция, был практически ли­шен права голоса при обсуждении состояния своего здоровья и методов лечения.

Нынешняя концепция отношений «врач-пациент» провоз­глашает уважение моральной автономии личности и признание права пациента на сотрудничество с докторами. Осторожность и нерешительность врачей и юристов, занимающихся проблемами легализации эвтаназии, вполне понятны и оправданны. Так же, как и стремление людей достойно умереть.

Проблема эвтаназии обсуждается с медицинской, этической и философской точек зрения. В дискуссии активно участвует цер­ковь, категорически отвергающая любое самоубийство.

Россия не готова к принятию закона об эвтаназии. В совре­менных условиях подобный закон может в любую минуту пре­вратиться в удобную ширму для устранения неугодных и бесконтрольной торговли органами для трансплантации.

Конечно, можно принять законы, регламентирующие каждый шаг при эвтаназии, чтобы попытаться не допустить злоупотреблений, Но они вряд ли окажутся эффективными. И так будет до тех пор, пока жизнь человека не станет в нашей стране самой большой ценностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных