ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в ЧСРасчет времени
5. Литература для самостоятельной работы:
2. Основы РСЧС. Учебное пособие. “Военные знания” Москва 1998 г. 3. Медицина катастроф. (Организационные вопросы.) Учебник. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Москва 2002 г. 4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.05.2005 № 335 и от 03.10.2006 № 600) 5. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003 г. 6. Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие под ред. Е.Г. Жиляева и Г.И. Назаренко Москва 2001 г. 7. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией С.Ф. Гончарова. В.А. Доровских. Благовещенск 2001 г. 8. Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ (приложение к приказу Минздрава № 380 от 27.10. 2000 г.) Москва 2000 г. 9. Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны (приложение к приказу Минздрава № 242 от 3.07. 2000 г.) Москва 2000 г. 10. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Учебник для подготовки кадров в системе медицинской службы гражданской обороны. Москва 2002 г. 11.Постановление администрации Ивановской области № 134 от 30 декабря 2002 г. “О защите жизни и здоровья населения Ивановской области при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, и совершенствовании службы медицины катастроф” Введение В Российской Федерации развитие и совершенствование санитарно-эпидемиологической помощи населению при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных стихийными бедствиями, авариями, техногенными катастрофами и эпидемиями, приобретают все большую актуальность. Это обусловлено возрастанием заболеваемости такими опасными инфекционными болезнями, как холера, геморрагические лихорадки, острые вирусные кишечные и другие инфекции, кроме того, за последние десятилетия в различных регионах мира выделен ряд новых вирусов - возбудителей опасных инфекций. При стихийных бедствиях - землетрясениях, наводнениях и других - прежде всего, имеют значение масштабы разрушений, размер территории затопления, количество людей, оказавшихся без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергшихся воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов, что определяет массовость появления инфекционных и неинфекционных заболеваний. Особую опасность представляют крупные катастрофы, сопровождающиеся массовыми поражениями, гибелью людей и животных, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия, значительным материальным и экономическим ущербом. Успешная профилактика и борьба с инфекционными болезнями при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах могут проводиться только на основе единой для всей страны организационной системы, в которой должны быть предусмотрены направления деятельности специалистов клинической и профилактической медицины, а также мероприятия, выполняемые другими спецслужбами с учетом общих и специальных аспектов развития эпидемического процесса в районах катастроф. Такой системой в настоящее время является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Научные исследования и практические мероприятия по предотвращению развития эпидемического процесса в экстремальных условиях в настоящее время выделились в самостоятельное направление - эпидемиологию катастроф, являющуюся одной из составных частей медицины катастроф. Это новое направление еще не имеет точного определения, научная база его находится пока в стадии интенсивной разработки, однако практический опыт уже достаточно обширен. Область исследования и применения эпидемиологии катастроф лежит на стыке научных и практических отраслей медицины: эпидемиологии, инфекционных болезней, коммунальной гигиены, практического здравоохранения, использующего в том числе и международный опыт. Попытаемся сформулировать определение этой отрасли медицины катастроф. Эпидемиология катастроф - самостоятельное научное направление медицины катастроф и область практической деятельности. Она изучает эпидемический процесс, проявляющийся в специфических социальных и природных условиях ЧС, разрабатывает принципы и организацию санитарно-противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий ЧС. Эпидемиология катастроф в своей практической деятельности осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, занимается планированием, подготовкой и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствии ЧС. Для изучения действия различных факторов ЧС применяются эпидемиологические методы. Проводится исследование воздействия специфических условий ЧС на здоровье человека, анализ факторов риска побочного действия окружающей среды в ЧС на здоровье и социальный статус населения, оценка эффективности различных видов санитарно-эпидемиологической помощи, мероприятий по организации санитарно-эпидемиологического надзора, направленных на восстановление состояния здоровья населения, которое было до катастрофы. 1. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах ЧС В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ указано, что “санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности”. В ЧС это может быть достигнуто при надлежащем санитарно-противоэпидемическом обеспечении: осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора за производственной деятельностью на сохранившихся объектах экономики; соблюдении санитарных норм и правил при размещении, питании, водоснабжении, банно-прачечном обслуживании населения, эвакуированного и оставшегося в зоне катастрофы; установлении медицинского контроля за захоронением погибших при катастрофах и умерших от инфекционных болезней и других причин; организации гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды; проведении комплекса мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, а также по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов. Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в целях предупреждения и в ходе ликвидации последствий ЧС являются: - государственный характер санитарно-эпидемиологической службы и ее приоритетная роль в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС; - единый подход к организации противоэпидемических мероприятий с построением общей системы органов управления ВСМК и санитарно-эпидемиологической службы как подсистемы РСЧС; - постоянная готовность сил и средств санитарно-эпидемиологической службы, четкое функциональное предназначение, мобильность формирований в организации и проведении экстренных противоэпидемических мероприятий в ЧС; -соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру и возможностям деятельности учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы; -дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий; -взаимодействие учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы с аналогичными подразделениями других министерств и ведомств. Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в ЧС Цели санитарно-эпидемиологической службы в ЧС - организация, управление и осуществление противоэпидемического обеспечения в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения. Поставленные цели достигаются решением комплекса задач на соответствующем уровне. А. Задачи на федеральном уровне: - разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния биологических факторов окружающей среды и ЧС; -наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации; - предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения; -организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности; - руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; - наблюдение за вирулентностью возбудителей опасных инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой специфического иммунитета у наиболее уязвимых групп населения; - использование международного опыта в предупреждении и ликвидации эпидемиологических последствий ЧС. Б. Задачи на региональном уровне: - осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием аварийно-опасных объектов; - научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологической разведки, новых направлений по ликвидации эпидемических очагов; - взаимодействие органов, учреждений и формирований служб медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении противоэпидемических мероприятий; -совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке; -разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе касающихся поведения пострадавших при возникновении эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами, организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуации; -контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за содержанием микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; -рациональное использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы в РСЧС, расположенных в регионе, их своевременное маневрирование при оказании помощи инфекционным больным и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний; -организация и участие в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, формирование резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств. В. Задачи на территориальном уровне: - разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов, снижению уровня заболеваемости опасными инфекциями и усилению охраны пострадавшей территории от завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний; - внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации усиленного противоэпидемического режима, а при появлении особо опасных инфекционных заболеваний — строгого противоэпидемического режима; - постоянный контроль за уровнем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения; - проведение санитарно-эпидемиологической разведки и индикации биологических агентов, наблюдения и лабораторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям; - выработка рекомендаций по противоэпидемическому режиму на объектах экономики, обеззараживанию территории, помещений, транспорта в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания; - контроль за полнотой и качеством дезинфекционных мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпидемического режима при эвакуации населения и больных; - регулярная подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей инфекционной патологии в экстремальных ситуациях; - создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества; - проведение изоляционно-ограничительных и режимно-карантинных мероприятий при угрозе и после появления очагов опасных инфекционных заболеваний. Г. Задачи на местном уровне: - осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС; - своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях ужесточенного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима; - целенаправленная работа кабинетов инфекционных заболеваний, клинико-диагностических и бактериологических лабораторий при проведении массовых исследований по эпидемическим показаниям; - обучение населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболеваний; - проведение экстренной (общей и специальной) и специфической профилактики по эпидемическим показаниям; - выявление, изоляция и госпитализация больных, диагностика и лечение инфекционных больных, соблюдение правил выписки реконвалесцентов, наблюдение за переболевшими и имевшими контакт с больными, а также захоронение умерших. Д. Задачи на объектовом уровне: - характеристика учреждений здравоохранения административной территории и анализ их возможностей по организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемической обстановки; - характеристика объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты пищевой промышленности и водоснабжения; канализационные сети и отстойники); -- характеристика населения региона, анализ его восприимчивости к заболеваниям в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемиологической обстановки при ЧС; - краткая характеристика и основные задачи объекта при угрозе возникновения и непосредственно в ходе ликвидации последствий ЧС; - привлечение сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий (например, лабораторных исследований или обследований эпидемических очагов в лагерях беженцев и др.); - организация защиты персонала, материальных средств и особенно уникального оборудования, а также лабораторных животных, использование всех способов защиты (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, применение средств индивидуальной защиты, в т.ч. и медицинских) с учетом прогнозируемой обстановки; - организация перевода объекта на режим работы в условиях ЧС; - организация снабжения медицинским и специальным имуществом подразделений объекта и созданных на его базе формирований; - организация материально-технического и транспортного обеспечения объекта (формирований); - организация работы функциональных подразделений объекта и формирований; - организация управления и связи, определение порядка представления донесений и обмена информацией. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|