Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в ЧС




Расчет времени

№ п/п Содержание занятия Время, мин.
I Вступительная часть 5 мин.
II Основная часть  
  Вопросы лекции  
  Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций 5 мин.
  Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях 15 мин.
  Медико-санитарная характеристика эпидемических очагов 20 мин.
  Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы как функциональной подсистемы РСЧС 20 мин
  Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований в чрезвычайных ситуациях 20 мин
III Заключительная часть 5 мин.  

5. Литература для самостоятельной работы:

  1. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС 2-ое издание “Военные знания” Москва 1998 г.

2. Основы РСЧС. Учебное пособие. “Военные знания” Москва 1998 г.

3. Медицина катастроф. (Организационные вопросы.) Учебник. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Москва 2002 г.

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.05.2005 № 335 и от 03.10.2006 № 600)

5. Организация медицинской помощи населению в чрезвы­чайных ситуациях: Учебное пособие. Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. - Санкт-Петербург: ООО «Издатель­ство ФОЛИАНТ», 2003 г.

6. Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие под ред. Е.Г. Жиляева и Г.И. Назаренко Москва 2001 г.

7. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией С.Ф. Гончарова. В.А. Доровских. Благовещенск 2001 г.

8. Положение о службе медицины катастроф МЗ РФ (приложение к приказу Минздрава № 380 от 27.10. 2000 г.) Москва 2000 г.

9. Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны (приложение к приказу Минздрава № 242 от 3.07. 2000 г.) Москва 2000 г.

10. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Учебник для подготовки кадров в системе медицинской службы гражданской обороны. Москва 2002 г.

11.Постановление администрации Ивановской области № 134 от 30 декабря 2002 г. “О защите жизни и здоровья населения Ивановской области при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, и совершенствовании службы медицины катастроф”

Введение

В Российской Федерации развитие и совершенствование санитарно-эпидемиологической помощи населе­нию при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных стихийными бедствиями, ава­риями, техногенными катастрофами и эпидемиями, приобретают все большую актуальность. Это обусловлено возрастанием заболеваемости такими опасными инфекционными болезнями, как холера, геморрагические лихо­радки, острые вирусные кишечные и другие инфекции, кроме того, за последние десятилетия в различных регио­нах мира выделен ряд новых вирусов - возбудителей опасных инфекций.

При стихийных бедствиях - землетрясениях, наводнениях и других - прежде всего, имеют значение масштабы разрушений, размер территории затопления, количество людей, оказавшихся без крова, питьевой воды и продук­тов питания, подвергшихся воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов, что опре­деляет массовость появления инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Особую опасность представляют крупные катастрофы, сопровождающиеся массовыми поражениями, гибе­лью людей и животных, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благо­получия, значительным материальным и экономическим ущербом.

Успешная профилактика и борьба с инфекционными болезнями при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах могут проводиться только на основе единой для всей страны организационной системы, в которой должны быть предусмотрены направления деятельности специалистов клинической и профилактической меди­цины, а также мероприятия, выполняемые другими спецслужбами с учетом общих и специальных аспектов раз­вития эпидемического процесса в районах катастроф. Такой системой в настоящее время является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Научные исследования и практические мероприятия по предотвращению развития эпидемического процесса в экстремальных условиях в настоящее время выделились в самостоятельное направление - эпидемиологию ка­тастроф, являющуюся одной из составных частей медицины катастроф. Это новое направление еще не имеет точного определения, научная база его находится пока в стадии интенсивной разработки, однако практический опыт уже достаточно обширен. Область исследования и применения эпидемиологии катастроф лежит на стыке научных и практических отраслей медицины: эпидемиологии, инфекционных болезней, коммунальной гигиены, практического здравоохранения, использующего в том числе и международный опыт.

Попытаемся сформулировать определение этой отрасли медицины катастроф. Эпидемиология катастроф - самостоятельное научное направление медицины катастроф и область практической деятельности. Она изучает эпидемический процесс, проявляющийся в специфических социальных и природных условиях ЧС, разрабатывает принципы и организацию санитарно-противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий ЧС. Эпиде­миология катастроф в своей практической деятельности осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, занимается планированием, подготовкой и проведением профилактических и противоэпидемических мероприя­тий по ликвидации медико-санитарных последствии ЧС.

Для изучения действия различных факторов ЧС применяются эпидемиологические методы. Проводится ис­следование воздействия специфических условий ЧС на здоровье человека, анализ факторов риска побочного дей­ствия окружающей среды в ЧС на здоровье и социальный статус населения, оценка эффективности различных видов санитарно-эпидемиологической помощи, мероприятий по организации санитарно-эпидемиологического надзора, направленных на восстановление состояния здоровья населения, которое было до катастрофы.

1. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах ЧС

В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ указано, что “санитарно-эпидемиологическое благопо­лучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятель­ности”. В ЧС это может быть достигнуто при надлежащем санитарно-противоэпидемическом обеспечении: осу­ществлении санитарно-эпидемиологического надзора за производственной деятельностью на сохранившихся объектах экономики; соблюдении санитарных норм и правил при размещении, питании, водоснабжении, банно-прачечном обслуживании населения, эвакуированного и оставшегося в зоне катастрофы; установлении медицин­ского контроля за захоронением погибших при катастрофах и умерших от инфекционных болезней и других при­чин; организации гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды; прове­дении комплекса мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения опасных инфекци­онных заболеваний среди пострадавшего населения, а также по локализации и ликвидации возникших эпидеми­ческих очагов.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в целях предупреждения и в ходе ликвидации последствий ЧС являются:

- государственный характер санитарно-эпидемиологической службы и ее приоритетная роль в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;

- единый подход к организации противоэпидемических мероприятий с построением общей системы орга­нов управления ВСМК и санитарно-эпидемиологической службы как подсистемы РСЧС;

- постоянная готовность сил и средств санитарно-эпидемиологической службы, четкое функциональное предназначение, мобильность формирований в организации и проведении экстренных противоэпидеми­ческих мероприятий в ЧС;

-соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру и возможностям деятельности учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы;

-дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

-взаимодействие учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы с аналогичными подразделениями других министерств и ведомств.

Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в ЧС

Цели санитарно-эпидемиологической службы в ЧС - организация, управление и осуществление противо­эпидемического обеспечения в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения. Поставленные цели достигаются решением комплекса задач на соответствующем уровне.

А. Задачи на федеральном уровне:

- разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния биологических факторов окружающей среды и ЧС;

-наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Рос­сийской Федерации;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безо­пасности и охраны здоровья населения;

-организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических ме­роприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;

- руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- наблюдение за вирулентностью возбудителей опасных инфекционных заболеваний, уровнем и динами­кой специфического иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;

- использование международного опыта в предупреждении и ликвидации эпидемиологических последст­вий ЧС.

Б. Задачи на региональном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием аварийно-опасных объектов;

- научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиени­ческого воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологической разведки, новых направлений по ликвидации эпидемических очагов;

- взаимодействие органов, учреждений и формирований служб медицины катастроф различных мини­стерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении противоэпидемических мероприятий;

-совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;

-разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе касающихся поведения пострадавших при возникнове­нии эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами, организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуации;

-контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за содержанием микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;

-рациональное использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы в РСЧС, располо­женных в регионе, их своевременное маневрирование при оказании помощи инфекционным больным и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;

-организация и участие в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, формирование резервов санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических средств.

В. Задачи на территориальном уровне:

- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отхо­дов, снижению уровня заболеваемости опасными инфекциями и усилению охраны пострадавшей терри­тории от завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний;

- внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации усиленно­го противоэпидемического режима, а при появлении особо опасных инфекционных заболеваний — стро­гого противоэпидемического режима;

- постоянный контроль за уровнем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического и неспеци­фического иммунитета, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения;

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки и индикации биологических агентов, наблюдения и лабораторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям;

- выработка рекомендаций по противоэпидемическому режиму на объектах экономики, обеззараживанию территории, помещений, транспорта в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;

- контроль за полнотой и качеством дезинфекционных мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпидемического режима при эвакуации населения и больных;

- регулярная подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской по­мощи по вопросам особенностей инфекционной патологии в экстремальных ситуациях;

- создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного обо­рудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества;

- проведение изоляционно-ограничительных и режимно-карантинных мероприятий при угрозе и после по­явления очагов опасных инфекционных заболеваний.

Г. Задачи на местном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;

- своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях ужесточенного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;

- целенаправленная работа кабинетов инфекционных заболеваний, клинико-диагностических и бактерио­логических лабораторий при проведении массовых исследований по эпидемическим показаниям;

- обучение населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых ин­фекционных заболеваний;

- проведение экстренной (общей и специальной) и специфической профилактики по эпидемическим пока­заниям;

- выявление, изоляция и госпитализация больных, диагностика и лечение инфекционных больных, соблю­дение правил выписки реконвалесцентов, наблюдение за переболевшими и имевшими контакт с больными, а также захоронение умерших.

Д. Задачи на объектовом уровне:

- характеристика учреждений здравоохранения административной территории и анализ их возможностей по организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемической обстановки;

- характеристика объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты пищевой промышленности и водо­снабжения; канализационные сети и отстойники);

-- характеристика населения региона, анализ его восприимчивости к заболеваниям в условиях прогнози­руемой санитарно-эпидемиологической обстановки при ЧС;

- краткая характеристика и основные задачи объекта при угрозе возникновения и непосредственно в ходе ликвидации последствий ЧС;

- привлечение сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов вы­полняемых мероприятий (например, лабораторных исследований или обследований эпидемических оча­гов в лагерях беженцев и др.);

- организация защиты персонала, материальных средств и особенно уникального оборудования, а также лабораторных животных, использование всех способов защиты (укрытие в защитных сооружениях, эва­куация, применение средств индивидуальной защиты, в т.ч. и медицинских) с учетом прогнозируемой обстановки;

- организация перевода объекта на режим работы в условиях ЧС;

- организация снабжения медицинским и специальным имуществом подразделений объекта и созданных на его базе формирований;

- организация материально-технического и транспортного обеспечения объекта (формирований);

- организация работы функциональных подразделений объекта и формирований;

- организация управления и связи, определение порядка представления донесений и обмена информацией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных