Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На фотографии 1890-х годов за склоны горы Парнас еще цепляются жилые до­ ма, но раскопки уже вторглись на свя­ щенную дельфийскую землю (в конце




 

XIX века — деревня Костры). На перед­ нем плане видны руины северо-восточной террасы храма Аполлона. Чтобы дать возможность работать археологам, при­ шлось выкупить и разрушить 1000 домов местных жителей.

 

 

Мая 1894 года участники раскопок в Дельфах собрались вокруг редкой наход­ ки: верхней части куроса — мужской статуи периода архаики. Скульптурная деталь только что извлечена из современ­ ной исследователям каменной кладки.


 


ма небрежно, что порой сопровождалось трагическими последст­ виями. Одна из траншей, должным образом не закрепленная, об­ валилась, что стоило жизни копавшему ее рабочему. Не удосужился Вуд также задуматься над тем, чтобы оставить опи­ сание своих работ, которое позволило бы пройти по его следам будущим поколениям археологов.

 

К счастью, в самом ближайшем будущем археологии Греции предстояло обрести новое и довольно основательное подкрепление в лице германской группы, начавшей в 1875 году тщательное и гораздо более ответственное изучение Олим­

 

пии. В течение шести полевых сезонов немцы раскрыли всю заповедную территорию, окру­ жавшую храм Зевса, подготовили обнаруже­ ние мастерской Фидия, которое произошло спустя почти 80 лет, а также вернули миру сотни надписей, изделий из терракоты и брон­ зы, мраморных скульптур. Среди них — ста­ туя юного бога Гермеса, убаюкивающего своего младшего брата Диониса; ее считают копией работы великого скульптора четвер­ того века до н. э. Праксителя.

Тем не менее, как бы немцы ни скры­ вали обнаруженные ими изумительные про­ изведения, вывезти они их не могли, так же как не могли они присвоить и другие наход­ ки. Впервые раскопки велись в соответствии с юридически обязывающим соглашением, за­ ключенным между суверенными государства­ ми. Подписанный в апреле 1874 года договор (он известен как Олимпийская конвенция) обеспечивал немецким археологам право вы­ полнять все необходимые работы под наблю­ дением греческой стороны, разрешалось делать копии и слепки с любого античного фрагмента, пока Германия оплачивала расхо­ ды по раскопкам, но все оригинальные на­ ходки оставались в Греции.

 

 

Благодаря немецким раскопкам были определены новые критерии в отношении точности той или иной находки, было уси­ лено внимание к подробностям. Стремясь вы­ явить планировку и историю создания не только одного сооружения, а всего монумен­ тального комплекса, немцы вели ежедневные записи своих работ и дотошно излагали под­ робные обстоятельства каждого открытия. Художники зарисовывали каждую вновь най­ денную скульптуру, часто еще не полностью


 

 


 

очищенную от грунта. И в отличие от Вуда археологи этой ко­ манды писали детальные отчеты о раскопках, публиковавшиеся с определенной периодичностью, чтобы привлечь к находкам воз­ можно более широкое внимание.

 

Такой новый и столь тщательный подход к археологиче­ ским раскопкам задал схему, и ей пытались всемерно соответст­ вовать школы археологии, которые создавались в Афинах западными державами. Первую школу открыли уже в 1846 году французы, спустя всего девять лет после основания Греческого археологического общества и всего через семнадцать лет после того, как Эллада освободилась от турецкого господства. Теперь их примеру последовали немцы, американцы и англичане, а в последующие несколько десятилетий к ним присоединились авст­ рийцы и итальянцы.

 

Раскопки, однако, остались сложным и дорогим делом, как это выяснила французская группа, ведшая переговоры о работах в Дельфах, находившихся примерно в 80 милях к северо-западу от Афин, — там находился самый известный в Греции оракул. В античные времена нуждавшиеся в прорицаниях направлялись

 

в дельфийский храм Аполлона, весьма романтично расположен­ ный между 240-метровыми скалами Парнасской горы, чтобы по­ лучить советы по жизненно важным вопросам. После омовения

 

в близлежащем источнике паломникам, прежде чем им откроется доступ к божеству храма, надлежало принести жертву: козу, овцу или быка.

 

В храме их направляли к каменному алтарю, откуда лест­ ница вела в подземную пещеру. Здесь над разломом в.скале как бы парила жрица оракула: обычная местная женщина, окутанная облаком скверно пахнущих газов, которые исходили, казалось, из самого чрева земли. Вдохновленная якобы самим божеством, она бормотала ответ, а храмовые жрецы затем превращали его в ла­ коничные рифмованные фразы.

 

Предлагавшиеся оракулом советы обрели сомнительную славу из-за своей двусмысленности. Когда царь Македонии Филип II в четвертом веке до н. э. спросил, следует ли ему вторгаться в Персию, ему сообщили: "Быка уже украсили венком. Все готово. Жрец ждет". Предполагая, что это знамение будущего поражения персидского императора, Филипп начал готовить поход, но еще до его начала македонского властителя зарезал убийца.

 

Место, где стоял храм, естественно, притягивало иностран­ ных археологов, и правительство Греции постаралось извлечь мак­ симальную пользу из подобной заинтересованности. В обмен на право вести раскопки от французов потребовали, например, сни­ зить импортные пошлины на традиционно ввозимый из гречес­ кого города Коринфа изюм. Расценив это не как деловую сделку, а как шантаж, французы ответили отказом — и вскоре узнали, что заповедная территория предложена немцам. Переговоры греков с германскими представителями также закончились ничем,


 


 

На том месте, где в 1896 году обнаружи­
ли фигуру "Возницы" (показана на пра­
вом рисунке ), собралась толпа зрителей.
Возбужденные находкой, они истоптали и
практически уничтожили истори­
ческий слой, в котором лежала  
скульптура, исключив таким об­  
разом возможность выяснить,  
               

 

когда она была низвержена и по­ гребена.

 

 

тогда французы, возобновив переговоры, сумели наконец вытор­ говать приемлемые условия. Но против раскопок решительно вы­ ступили жители деревни Кастры, располагавшейся в то время над тем, что некогда было Дельфами: люди не желали оставлять свои

 

дома и куда-то переезжать. Их переселение заняло несколько лет, причем негодование аборигенов не прекращалось. Когда в 1892 году французская экспедиция начала раскопки, ей при-

 

шлось вести работы под защитой вооруженной охраны. Дельфийские сокровища с лихвой окупили долгое ожидание

 

археологов. Еще не завершенные раскопки уже открыли около 235 зданий и памятников. Кроме того, более 7000 экспонатов насчитывает построенный здесь музей. Одним из самых известных из них является, пожалуй, почти двухметровая скульптура "Дель­ фийский возница", найденная по частям в конце апреля и начале мая 1896 года.

 

Сначала рабочие Теофиля Гомолля, директора Француз­ ской школы археологии в Афинах, обнаружили нижнюю часть статуи, разбирая древний акведук на месте разрушенного совре­ менного дома. По воспоминаниям археологов, проводивших рас­ копки, скульптура оказалась босоногой, но почти до щиколоток скрытой под туникой, складки которой лежали "с классической правильностью, словно каннелюры ионической колонны". Правая рука и кисть, а также фрагменты вожжей, зажатых в руке, были открыты спустя три дня одновременно с верхней частью корпуса и головой "Возницы".

 

Фигура "Возницы" находилась на бронзовой колеснице, за­ пряженной четверкой бронзовых коней. Тогда же исследовате­ ли нашли камень с надписью в стихах, гласящей, что композиция


 


 

посвящена Полизалом, правителем Гелы, — старой греческой ко­ лонии на острове Сицилия, — собственной победе на состязаниях колесниц в Дельфах, на Пифийских играх 478 или 474 года до н. э. Находящаяся сегодня в дельфийском музее статуя "Возницы" пред­ ставляет собой одно из самых замечательных произведений ми­ рового искусства. Глядя на юное, исполненное решимости лицо, "зритель возвращается, — писал греческий археолог, — к тому давно ушедшему мгновению, когда возница-победитель, одновре­ менно гордый и спокойный, принимал овации толпы словно еще один лавровый венок".

 

Обстоятельства открытия этой скульптуры стали образцом для современной археологии, не стремящейся к прославлению ка­ кого-то благородного мецената или расширению собрания какого-то известного музея, но работающей только ради получения новых знаний об античной Греции. С подобной точки зрения, Дельфы оказались богатейшим хранилищем исторических сведений, по­ скольку раскопки дали десятки текстов, оставленных эллинскими городами-государствами в ознаменование побед в сражениях или на таких спортивных праздниках, как Пифийские игры.

 

Но Дельфы пролили свет и на доисторическую Грецию, на очень мало изученные столетия, в недрах которых еще только вызревали будущие достижения классического периода. Археологи обнаружили здесь следы поселения, которое существовало более 3300 лет и было разрушено только в конце микенской культуры. Его последние обитатели исчезли за несколько веков до утвер­ ждения в Дельфах культа Аполлона. Выяснить, как после их ис­ чезновения выглядела жизнь на этой территории до появления первых паломников из городов-государств, окажется, быть может, самой увлекательной задачей для современной классической ар­ хеологии.












Ч А С Т Ь В Т О Р А Я

 

 

МРАК

ДРЕВНОСТИ

РАССЕИВАЕТСЯ


 

 

Этот терракото­ вый кентавр, найден­ ный близ селения Лефканды на грече­ ском острове Эвбея, датируется X веком до н. э, но несет он следы влияния го­ раздо более ранней микенской культуры.


 

 

  городом Халкидой, распо-
ложенном на большом в Эгейском море, поднима-

ются отвесные скалы высотой в 900 метров. На еще большей высоте описывают летом круги хищные птицы. Попасть на остров можно по мосту, через пролив Эврипос: он отделяет остров от материковой Греции и имеет здесь в ширину всего 40 метров. Кроме моста, восторженные туристы наблюдают, как по крайней мере шесть раз в день течение в проливе меняет направление, становясь из южного северным и наоборот. Но есть в этих местах и еще кое-что, способное потрясти воображение. Чуть к югу от­ сюда, в заливе Авлида, согласно Гомеру, ахейцы снаряжали флот для похода на Трою; здесь, по преданию, микенский царь Ага­ мемнон принес в жертву свою дочь Ифигению, чтобы боги по­ слали кораблям попутный ветер.

 

Вполне естественно поэтому, что остров, напоенный аро­ матом античной греческой истории, должен был привлекать ар­ хеологов новыми перспективами в изучении той загадочной эпохи. Самые замечательные находки последовали после того, как в 1981 году ученые приступили к работам на холме Тумба близ селения Лефканды. Предыдущие раскопки, проведенные в 1960-х годах афинской Британской школой археологии, позволили обна­ ружить здесь древнее кладбище, но лишь спустя десять лет курган раскрыл свои поистине потрясающие тайны.

 

Обстоятельства последнего открытия довольно необычны. Вершина холма Тумба принадлежала местному греку, который в 1980 году обратился за разрешением вести на этом месте строи-


 


 

тельство. Его заявку направили в Греческую археологическую службу, выполнявшую здесь в то время пробные раскопки для определения археологической ценности данной площадки. Архео­ логам уже удалось откопать каменное основание большого здания X века до н. э. с мощными стенами и составить план дальнейших работ.

 

Однако прежде чем работы продолжились, землевладелец решил действовать по собственному разумению и нанес удар в самый неожиданный момент. В августе 1980 года в праздник Па-най — священный день, отмечаемый всей Элладой, в том числе и Греческой археологической службой, склоны Тумбы огласило над­ садное пыхтение бульдозера. Достигнув вершины, трактор начал снимать грунт на месте будущего строительства на глубину почти в 3 метра. Таким образом оказалась уничтоженной третья часть античного здания, только что обнаруженного учеными. Для спа­ сения уцелевшего Греческая археологическая служба, представлен­ ная Эвой Тулупой, и афинская Британская школа археологии под руководством Мервина Попема из Оксфордского университета со­ ставили график полномасштабных совместных раскопок, которые должны были вестись со следующей весны.

 

Приступая к работам в сезоне 1981 года, археологи знали (основанием служили результаты, полученные на предыдущих рас­ копах), что исследуют не только обнаруженное ранее огромное со­ оружение, но и часть территории некогда крупного и процветаю­ щего поселения. Оно существовало, видимо, с начала бронзового века приблизительно до 700 года до н. э., то есть во времена, име­ нуемые по научной традиции "Темным веком" античной Греции.

 

Особенно богатыми на находки оказались пять кладбищ, причем одно из них дало множество золотых изделий. Происхож­ дение некоторых вещей повергло команду археологов в изумление. До сих пор древних жителей Эвбеи считали диким, оторванным от остального мира народом, однако в одной из могил ученые обнаружили вазы из Аттики (с греческого материка), кипрские бронзовые диски и кольцо с резной геммой, изображающей Амо-на — египетское божество, которое имело баранью голову. Еще более удивительной была находка из двух других могил: две брон­ зовые египетские вазы, — что заставляло предположить, что эв-бейцы в X веке до н. э. поддерживали торговые связи с Египтом.

 

За полтора тысячелетия до появления найденных на Тумбе захоронений в царстве, окруженном морями, расцвели три величе­ ственные цивилизации бронзового века, которые породили позднее классическую Элладу. Кикладская культура развивалась на остров­ ном кольце в Эгейском море к юго-востоку от материка в начале бронзового века (3500—2000 годы до н. э.), ей наследовала миной-ская (2000—1470 годы) — с центром на острове Крит. Критяне создали замечательные произведения искусства и вели весьма ком­ фортную жизнь, используя в городах усовершенствования, которые Европа вновь увидела лишь спустя тысячу лет. Главной особенно­ стью этой культуры является наличие письменности: так называе­ мого слогового письма А, не расшифрованного по сей день.


 

Этот скелет,возможно, останки женщины, принесенной в жертву на по­ гребении ее мужа-воина,найден в од­

ной из могил у селения Лефканды. Тело
украшали золотой кулон тонкой работы
и ожерелье, одежды с золотым шитьем,
а на груди покоилась пара великолепных
           

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных