Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Динамика и статика в костюме. Понятие ритма

Динамика и статика композиции, как термины, были введены в лексикон художников-прикладников в начале XX века в связи с первыми попытками научного обоснования проектной деятельности и зарождением дизайна в нашей стране.

 

 

Ритм в композиции задаётся дроблением композиционного поля

 

· Дробление (членение) композиционного поля определяется как

                       
   
 
       
 
         
 

 

 


а. Горизонтальное б. Вертикальное в. Диагональное

 

· Дробление (членение) композиционного поля характеризуется

           
   
 
   

 


Свойствами Средствами

(какое?) (как?)

       
   


Ритм Пропорция

Рисунок 1 – Выбор ритма структур в системе пропорционирования

Ритм (греч. rhythmos – происходящее с определенной последовательностью) – как средство композиции способствует приданию ясности, четкости и стройности любому эстетическому объекту, созданному природой или человеческими руками:

ü в музыке, танце, поэзии – закономерное чередование звуков, движений и слов в определенном порядке,

ü в оформлении товаров – порядок размещения элементов в рисунке,

ü в тканях – размещение рисунка внутри раппорта,

ü в пространственном формотворчестве (архитектура, скульптура, костюм) – создается чередованием материальных элементов в пространстве и в границах композиционного поля,

ü в текстильном рисунке выражается повторяемостью элементов орнамента.

 


На ритме в костюме строятся:

· Складки, драпировки, фалды, воланы, сборки;

· Отделка кантом, защипами, буфами, оборками, строчками стёжкой, вышивкой, бахромой, стеклярусом;

· Застёжки на пуговицы, кнопки, разнообразную фурнитуру, молнии, завязки, банты, резинки;

· Рельефы, подрезы, вытачки, кокетки;

· Ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани;

· Ритмические повторы слоёв ткани.

 

Рисунок 2 – Ритмы формы и силуэта

Рисунок 3 – Ритмы структур

Рисунок 4 – Ритмы отделочных деталей

 

Ритм

           
     
 


Ритм Метр Темп

 

  • Ритм – неравномерное чередование структур
  • Метр – равномерное чередование структур
  • Темп – скорость чередования структур

       
   
 

 

 


- Пропорционально- - Простой - Медленный

последовательный - Простые - Умеренный

- Радиально-лучевой (неподвижные) - Быстрый

- Слом формы (линии) цветосочетания

- Динамичные и фактуры

цветосочетания и

фактуры

                   
   
 
   
 
     
 
 

 


Ритм может проявляться:

1 В закономерных изменениях размеров элементов

2 В изменениях интервалов, формы, цвета.

Ритмические ряды образуются чередованием:

ü Акцентов – более выразительных элементов и

ü Интервалов – менее выразительных (пассивных) элементов.

Выразительность ритмического ряда создается не только за счет характера и размещения используемых элементов, но и за счет их количества. Варьируя порядком нарастания или убывания ритмического ряда, объемом элементов, их размерами, выразительностью, тональностью и т.п., можно усилить или ослабить динамичность любой формы.

Чтобы избежать монотонности, можно:

· Выделить в метрическом ряду несколько групп элементов.

· Включить в метрический ряд акценты.

· Установить между группами элементов разрядки.

· Изменить некоторые свойство повторяющихся элементов.

· Соотнести в композиции несколько разных по построению метрических рядов.

· Ритмизировать форму.

Еще один способ организации ритмической композиции – изменение величины отдельных элементов. Если нарастание или убывание величины происходит плавно, композиция воспринимается как «спокойная». Если резко – как «напряженная».

Как уже отмечалось, на ритм композиции существенно влияет не только изменение составляющих ее элементов, но и изменение интервалов между ними. Если расстояния между элементами сокращаются, образуются сужающиеся ритмические ряды, если увеличиваются – расширяющиеся. Образование простейшего ритмического ряда возможно при использовании не менее трех-четырех составляющих, увеличение количества которых усиливает выразительность, но до определенного предела. Ш. Монтескье писал: «Длительное однообразие делает все невыносимым; одинаковое построение периодов речи производит гнетущее впечатление, однообразие размера и рифм вносит скуку в длинную поэму». Чем монотоннее ритм – тем скучнее композиция.

Ритм может быть направлен по горизонтали и по вертикали. Горизонтальные членения зрительно уменьшают высоту, но увеличивают ширину и придают статичность изделию, а вертикальные – увеличивают высоту, но уменьшают ширину и создают иллюзию легкости. Изменения по вертикали сами по себе способствуют формированию иллюзии зрительной завершенности.

Метрический повтор представляет собой неоднократное, с одинаковым интервалом повторение элемента. Характерным для метрических композиций является создание чувства покоя и статичности. В большинстве случаев метрический порядок отражает функциональные особенности предмета и связан с его конструкцией (клавиши на клавиатуре, ячейки шкафов, сенсорные выключатели на пультах дистанционного управления, салоны самолетов и т.п.). Но иногда метрический повтор вводится искусственно в качестве дополнительного средства организации формы или с декоративной целью.

По сложности метрические ряды различают:

ü Простой – предполагает повтор всего лишь одного элемента;

ü Сложный – предполагает координацию рядов с другими элементами;

ü Чрезвычайно сложный – предполагает использование в композиции одновременно нескольких метрических рядов и элементов.

При формировании метрического ряда возможны как перенасыщение, так и разреженность. Чрезмерно близкое расположение элементов или группы элементов затрудняет восприятие метрического ряда. При разреженности ряда его элементы теряются в пространстве, создаваемом на большом фоне.

· Примеры костюма, построенного на пропорционально-последовательном ритме

 

а. б.

Рисунок 5 – Пропорционально-последовательный ритм в микроструктурах.

а. - Быстрый темп.

б. - Умеренный темп.

 

 

Рисунок 6 – Пропорционально-последовательный ритм в макроструктурах.

«Кокетка-лиф» - быстрый темп; «Жакет-юбка» - медленный

темп

 

а. б. в.

Рисунок 7 – Пропорционально-последовательный ритм в рисунках ткани

а. – Умеренный темп

б, в. – Медленный темп

· Примеры костюма, построенного на радиально-лучевом ритме

Рисунок 8 – Радиально-лучевой ритм в формальном решении силуэта

 

 

Рисунок 9 – Радиально-лучевой ритм в строении структур

 

· Примеры костюма, построенного на ритме слома

Рисунок 10 – Слом линий дробления формы

 

 


 

· Примеры костюма, построенного на метре

 

Рисунок 11 – Метр в рисунках и структурах. Медленный темп

 

 

 

Рисунок 12 – Комбинации ритмов

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных