Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел I. Введение в педагогическую психологию




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Педагогическая психология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 28 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии С.С. Котова
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.

 

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О. Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.

 

Председатель методической комиссии ИПс   О. В. Мухлынина  
       
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
       
Директор ИПс   И. И. Хасанова  
           

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2013

© Котова С.С., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения, воспитания, а также психологические основы педагогической деятельности.

Методологические аспекты учебного курса раскрывают содержание основных научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы педагогической психологии – взаимосвязи обучения и развития. Данный учебный курс, позволяет в ходе очного обучения получить комплексное всестороннее представление об изучаемом предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны педагогической психологии.

Наряду с принципами деятельностного подхода рассматриваются и другие, определяющие трактовку диалектики взаимосвязи обучения и развития в современном психологическом познании. Во всех разделах программы значительное внимание уделяется приоритетным взглядам понимания природы развивающего обучения и воспитания на основе личностно ориентированных технологий.

Педагогическая психология вооружает будущего специалиста знаниями, не-обходимыми для проектирования разного типа учебно-воспитательных ситуаций и прогнозирования поведения, что позволяет управлять интеллектуальным и лич-ностным развитием учащихся и педагогов. Эти знания помогают осуществлять квалифицированную профессиональную деятельность психолога, эффективно взаимодействовать с педагогами, учащимися и их родителями.

Целью дисциплины является повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов: формирование общих теоретических основ психолого-педагогической направленности, развитие профессионально-психологических умений.

Задачи дисциплины:

• ознакомить с предметом, проблемами и современным состоянием педагогической психологии;

• сформировать теоретические знания о психологических особенностях обучения и воспитания, психологии труда педагога;

• сформировать у студентов навыки разработки и составления коррекционных программ, направленных на решение проблем, связанных с обучением и воспитанием учащихся.

• способствовать профессиональному саморазвитию будущих специалистов.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогическая психология» относится к вариативной части Профессионального цикла дисциплин ООП по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Учебная дисциплина «Педагогическая психология» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по «Общей психологии», «Истории педагогики и образования» и «Социальной педагогики». Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о подходах к процессам обучения и воспитания, как в историческом контексте, так и в аспекте социальных систем и отношений.

Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин (технологии психологической помощи семье, психологическое консультирование, основы психотерапии, психолого-педагогическая коррекция и др.).

Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебного плана по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование. Она предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. Изучение дисциплины «Педагогическая психология» рассчитано на один семестр, подразумевает проведение текущей аттестации и завершается экзаменом.

Воспитательной целью дисциплины является развитие психолого-педагогической компетентности и роста профессионально-личностного самосознания студентов; формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах.

Место и роль дисциплины «Педагогическая психология» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из дисциплины «Общая психология»:

Знания: теоретических и практических задач общей психологии;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

2.2. Из дисциплины «История педагогики и образования»:

Знания: теоретических и практических задач педагогики и образования;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

2.3. Из дисциплины «Социальная педагогика»:

Знания: теоретических и практических задач социальной педагогики;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Педагогическая психология» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

- основные теоретические подходы к процессам обучения и воспитания;

- современное состояние образовательного пространства в контексте технологий обучения и воспитания;

Уметь:

- осуществлять психолого-педагогическую деятельность на основе методологических подходов к образовательному процессу;

- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

Владеть:

- современными технологиями психолого-педагогической деятельности;

- конкретными методами организации процессов обучения и воспитания.

 

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы, 180 часов.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объемы учебной работы Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Заочная с применением дистанционных технологий с сокращенным сроком
Виды и объем учебной работы в часах
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные занятия        
лекции        
практические занятия        
семинарские занятия - - - -
лабораторные работы - - - -
текущие консультации - - - -
другие виды аудиторных занятий - - *36 *36
Самостоятельная работа        
изучение теоретического курса        
курсовая работа        
домашние задания        
подготовка к экзамену        
Вид промежуточного контроля экзамен экзамен экзамен экзамен
           

* часов уже изучено и переаттестовано

 


 

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию   1-2          
1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии           Еженед. Изучение теоретического курса. Письменная творческая работа. Входной контроль знаний.
2. Психологическая сущность научения           Еженед. Изучение теоретического курса. Оформление таблицы, заполнение схемы.
Раздел 2. Психология обучения   3-5          
1. Концепции обучения и их психологические основания           Еженед. Изучение теоретического курса. Проект.
2. Учебная деятельность           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса.
3. Психологические основы развивающего обучения           Еженед. Изучение теоретического курса. Творческое задание.
Раздел 3. Психология воспитания   6-9          
1. Психологические основы и концепции воспитания           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Разработка элементов тренинга.
2. Психологические механизмы формирования личности           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Творческая работа.
3. Психологические аспекты воспитательных технологий   8-9       Еженед. Проект оказания психологической помощи конкретной семье. Текущий контроль.
Раздел 4. Психология педагогической деятельности   10-15          
1. Профессиональная подготовка и личность педагога           Еженед. Аннотированный список сайтов по психологии. Заполнение сравнительной таблицы.
2. Педагогические способности   11-12       Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Эссе, таблица.
3. Психологические основы организации педагогической деятельности           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Коллективный проект с презентацией на занятии
4. Педагогическое общение           Еженед. Изучение теоретиче-ского курса. Реферат, письменный отчет.
5. Индивидуальный опыт деятельности педагога           Еженед. Аннотационно-рефера-тивное сообщение. Промежуточный контроль.
Итого:   1-15         Экзамен

 


4.3. Содержание дисциплины

Раздел I. Введение в педагогическую психологию






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных