Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Замок Попова и Новороссия

 

Многие, проезжая станцию Таврическ, Приднепровской железной дороги, помнят почти кремлевские стены какого-то замка, расположенного на возвышенности. Откуда это средневековье в бывшем Диком поле? Зачем был построен? Кого и от кого он оборонял? На эти вопросы приходится слышать самые различные версии. Приоткроем же завесу тайны. Для этого нам необходимо окунуться в относительно недавнюю, но незаслуженно забытую историю Новороссии.

Череда русско-турецких войн. Россия рвется к Черному морю. В результате, завоеванные земли крымского ханства (причерноморские и приазовские степи) становятся частью Российской Империи. Наместником и устроителем на новых землях становится фаворит Екатерины Великой Григорий Александрович Потемкин, который и начал заселять практически безлюдные земли и развивать их промышленную инфраструктуру.

Так уж сложилась судьба этого края, что имя он получил Новороссия.

Новороссия – терра инкогнита для большинства наших современников. Край, где как в плавильном котле перемешались судьбы русских, украинцев, казаков, сербов, немцев, болгар, армян, евреев и многих других национальностей (всего более ста), в результате которого появился новый этнос, проживающий на юго-востоке современной Украины. Имеющий свой язык, культуру, традиции, но не имеющий своего названия, если не считать унизительного – русскоговорящие украинцы. По темпам развития Новороссия опережала все регионы царской России. «Наша Америка» - так гордо называли жители свой процветающий край. Но, ближе к замку.

Основатель города Васильевка Василий Степанович Попов служил управляющим канцелярии у князя Григория Александровича Потемкина. То есть, был непосредственным воплотителем идей основателя Новороссии. За свои заслуги перед Отечеством в 1790 году на краю Великого луга, он получает сорок три тысячи десятин земли. Переселив сюда своих крестьян из Полтавской губернии, положил начало развития города, назвав его в свою честь - Васильевка. Город, как и все города и села края, бурно развивался. Так и осталась бы Васильевка рядовым, ничем не примечательным городком, если бы не внук основателя Василий Павлович Попов. Это он задумал строить замок, практически посреди степи.

«Ты задумал великое строительство но, закончив его, ты умрешь» - нагадала ему цыганка на рынке. Так гласит местная легенда. Вложив в стройку полтора миллиона рублей и построив замок сказочной красоты, Василий Павлович Попов в 1894 году сильно заболевает, приехавший на помощь к больному Иоанн Кронштадский ничего уже не может сделать. Как и предсказала цыганка, он умер сразу по завершению строительных работ.

Сын Василия Павловича - Юрий получает в наследство новехонький дворцовый комплекс, состоящий из непосредственно самого дворца, почти симметричных друг другу Восточного и Северного флигелей, Смотровой башни, Каретной, Западного флигеля (Английский замок) и, похожего на Московский кремль, Манежа-конюшни, ныне являющегося визитной карточкой города. Будучи страстным коллекционером и любителем искусств, Юрий Васильевич наполняет дворец богатейшими коллекциями картин, скульптур и книгами из собственной библиотеки. Проживая постоянно в Крыму и бывая в Васильевке лишь изредка, он оставляет всю усадьбу на управляющего Перовского – брата печально известной Софьи Перовской. Дальнейшую судьбу замка можно охарактеризовать одной фразой «Смерть на взлете». В скором времени, рушится в огне революции и гражданской войны Российская империя, похоронив под собой удивительный Новороссийский край. Разделяет судьбу Новороссии и Васильевский замок, наверное, как символ той эпохи, не может выйти из состояния руин до сих пор.

Благодаря подвижничеству неравнодушных людей, на территории замка в конце восьмидесятых годов возник краеведческий музей, который ныне вырос до областного историко-архитектурного музея – заповедника «Усадьба Попова».

У только что рожденного государства Украина денег на реставрацию архитектурного великолепия за все это время тоже не нашлось. Многочисленные же кандидаты в меценаты, увы, ничего не видели в дворцовом комплексе кроме гостиниц и ресторанов, здания которого для этой цели явно не годились, а постройка новых в разы дешевле реставрационных работ. Поэтому, наобещав с три короба, спонсоры навсегда исчезали. «Так, замок дійсно цікавий, але ж для історії України він не має будь якої цінності»- пытались нам объяснить ситуацию с отсутствием выделения финансов на реставрацію туристы с Западной Украины. Насильно мил не будеш, и мы с ними, в конце концов, согласились. Ведь Усадьба Попова и его замок - порождение славной эпохи Новороссии, историю и существование, которой так не хотят признавать «свидомые». Поэтому дальнейшая идея развития замкового комплекса – отображение не только развития усадьбы, но и истории Новороссии, как многонационального края, путем осуществления проекта «Ренессанс Новороссии».

 

 

Проект «Ренессанс Новороссии»

 

Еще до возникновения идеи проекта на территории Васильевского замка время от времени проводились этнофестивали, посвященные дням греческой и грузинской культур. «Причем тут наш замок до армян и грузин» - недоуменно пожимали плечами Васильевцы - «Ну ладно, грузины, куда не шло, мать Попова – строителя Елена Эристави была грузинской княжной, а греки?»

Идея пришла как-то сама собой. Васильевка находится чуть южнее реки Конки – естественной границы между Землями Запорожского казачества и ханства. Соответственно и освоение Дикого поля начиналось с этих мест (за исключением греков и армян, которые шли с Крыма). Земли заселялись представителями более ста народов и народностей. Новороссия родилась при непосредственном участии основателя нашего города В.С. Попове, управляющего канцелярии светлейшего князя Потемкина. Имея такое стечение обстоятельств, ограничиться музею-заповеднику отображением только родословной Поповых – предательство дела которому они добросовестно служили – процветанию Новороссии. Логически все складывается и с туристической точки зрения: из овеянного казацкой славой острова Хортица через 50 километров по трассе Москва - Симферополь мы попадаем в другую эпоху, другой край – Новороссию. и знакомство с ней начинается в «Усадьбе Попова» организованной как музейный комплекс Новороссийского края. Как рождалась Новороссия, кем заселялась, ее успехи и поражения, биографии ее сынов – все должно отображаться здесь, в самом начале Дикого поля. Безусловно, фактически географически границы Новороссии были гораздо севернее, да и Днепропетровск когда-то Новороссийском назывался. Но пока «свидомые» ученые мужи пытаются представить полиэтничный состав казаков как украинскую нацию, давайте, соблюдая традиции Новороссии, где всегда были толерантные взаимоотношения в национальном вопросе, определимся, что знаменитый одесский транспарант «Вас приветствует Новороссия» должен встречать гостей сразу после пересечения реки Конки.

Итак, родилась совершенно новая идея развития Замка Попова, которая в свою очередь сформировала базу для нового проекта. С точностью до наоборот поменялась тактика работы. Если раньше все сводилось к выбиванию и выпрашиванию денег на реставрацию, и лишь только потом планировались какие-то культмассовые мероприятия, то теперь наоборот, не дожидаясь не только полного восстановления, но и начала реставрационных работ в дворцовом комплексе, используя имеющуюся территорию, организуются мероприятия, призванные возродить жизнь в замке. А это, прежде всего:

- Проведение этнофестивалей народов, заселявших Новороссийский край, с общим большим межэтническим фестивалем «Ренессанс Новороссии», название которого и дало имя разрабатываемому проекту. Цель мероприятий - возродить былую гордость за свой край, где слились судьбы представителей различных народов и образовавших за двести с лишним лет единый народ Новороссии. Рассказать, как стремительно рос наш край, показывая миру чудеса экономического развития, используя лучшие качества каждой национальности. При этом за всю историю не имея сколько-нибудь значимых конфликтов на межэтничесой или межконфессиальной основе. Как пишет известный геополитолог Владимир Дергачев: «…Историческая Новороссия в Российской империи явилась самым удачным примером создания полиэтнического социума по-европейски с элементами личной и экономической свободы. В отличие от украинцев Галиции, бывшей колониальной окраины Австро-Венгерской империи, в менталитете новороссов межэтническая солидарность всегда доминировала над идеями национализма. Становление края было связано с именами государственных деятелей, для которых интересы Отечества были выше личных. Европейский либерализм, полиэтничность и традиции экономической свободы обеспечили не только уровень жизни, но и высокое её качество…».

Естественно «Ренессанс Новороссии» это название большой темы, которая включает в себя несколько направлений.

 

Этнофестиваль «Ренессанс Новороссии»

Ежегодный международный фестиваль с участием представителей национальностей, участвовавших в освоении Новороссийского края. Театрализованное действо с показом элементов культуры и быта переселенцев. Обыгрываются юмористические сценки, демонстрируется кухня народов Новороссии.

Цель:

- возрождение традиций Новороссийского края

- знакомство гостей и участников с его историей.

- формирование патриотических чувств и гордости за свое Отечество.

 

 

Этнофестиваль «Мы нашего края частица»

Ежемесячный сольный фестиваль одного из народов населяющий (населявший) Северное Причерноморье. Например, греческий «Огонь Эллады», грузинский, армянский, немецкий (меннониты) фестивали и т.д.

Цель: Познакомить посетителей с культурой населяющих народов подробно

 

Этнофестиваль «Великая Степь»

Ежегодный международный фестиваль с участием народов проживавших на территории Дикого поля: ногайцы, черкесы, татары…с костюмированной исторической реконструкцией хазар, половцев, печенегов, сарматов, скифов и т.д. Театрализовано обыгрываются сцены из истории Дикого поля. Зритель наглядно видит как выглядели исторические народы.

Цель:

- наглядно показать различия и преемственность культур народов, заселявших Великую Степь.

- дать почувствовать, что эти народы не исчезли, а их кровь течет в жилах каждого из жителей Юго-Востока Украины.

 

Круглый стол «Новороссия – полиэтничный край»

Участники круглого стола – историки, социологи, политологи, этнографы делятся своими исследованиями в изучении Новороссийского края. Объекты исследования: история, быт, культура, взаимоотношения и взаимовлияние культур друг на друга.

Цель:

- изучение и пропаганда толерантных межэтнических взаимоотношений на примере народов Новороссийского края на научной основе.

 

Свадебные обряды

Начальный этап: Свадьбы - выкуп (освобождение) невесты женихом из башни замка. При этом жених должен пройти ряд испытаний: в доспехах сразиться с противником, попасть в цель из лука, спеть невесте серенаду под балконом башни и т.д. Постепенное развитие и усложнение сценария вплоть до проведения свадеб под заказ: (в национальных традициях) украинских, русских, немецких, греческих, еврейских, болгарских и т.д. Под любую эпоху: (европейское средневековье, царская Россия, казачество и т.д.).

Цель:

- участие каждой молодой семьи в ритуалах и обрядах своих предков.

- пробуждение у молодежи интереса к изучению истории края.

 

В стенах серебряного века

 

Музыкально – поэтический фестиваль с участием поэтов и бардов. Основная идея – Васильевский замок – ровесник Серебряного века. На первом этапе привлечь клубы поклонников Цветаевой, Есенина, Ахматовой, Волошина и т.д. Создать атмосферу поры Серебряного века, в дальнейшем проводить и как костюмированное мероприятие.

Цель:

- возрождение культурных ценностей у населения

- создание на территории замка атмосферы свободного общения поклонников поэзии, бардов, поэтов и литераторов, как молодых, так и опытных.

 

Парк советского периода

 

Ознакомление посетителей с жизнью края в годы советской эпохи. За период фестиваля 1-2 дня отображение событий от анархии 1917 года до распада Советского Союза. Зрители вживую видят костюмированные представления, окунаются в атмосферу хаоса гражданской войны, индустриализации, страха периода репрессий, героики Великой Отечественной Войны, раскрепощение хрущевской оттепели, стабильности брежневской эпохи и т.д. Сопровождается речами и музыкой Советской поры.

Цель:

- ознакомление молодого поколения с недавним прошлым страны

- дать возможность оценить все плюсы и минусы Советского периода

 

Клуб исторического моделирования.

Организация клуба на базе музея – заповедника «Усадьба Попова». Члены клуба изготавливают костюмы народов нашего края различных эпох.

Цель:

- изготовление интерьера к этническим фестивалям и костюмированным действам.

- привлечение членов клуба в театрализованных представлениях (свадьбы, торжества, городские праздники)

- изготовление постоянно действующей галереи воинских костюмов (доспехов) разных времен и народов.

 

Галерея бытовых и воинских костюмов (доспехов).

Создается в результате деятельности клуба исторического моделирования.

Представляет собой коллекцию гражданского и воинского обмундирования разных времен и народов населявших Дикую степь (русичи, скифы, сарматы, печенеги, хазары, монголы, и т.д.), народов Новороссии русские, малороссы, немцы-меннониты, сербы, греки, армяне и т.д. Выставляется на манекенах и задействуются в массовках.

Цели:

- привлечение туристов

- наглядное пособие для школьников и студентов при изучении уроков истории

 

 

Казачьи сборы

 

Приграничные территории были всегда ареной больших и малых боев между кочевниками и казаками. Не углубляясь в историю всего казачества сделать акцент на воинские традиции и боевые искусства казаков, особенно искусство пластунов и характерников. Показательные выступления представителей Казачеств: Запорожского, Донского, Кубанского и т.д. Театрализованные бои между степняками и казаками. Показать в положительном свете приемы борьбы как одних, так и других.

Цель:

- патриотическое воспитание

- возрождение боевых навыков у молодежи

- популяризация казачьего движения как носителя духа свободы, отваги и традиций верного товарищества.

 

Что из намеченного нам удалось за последнее время сделать. Сразу оговорюсь, что ни средств, ни штатных единиц на проведение массовых мероприятий для коммунального учреждения нашего разряда, не предусмотрено ни каким законом. Фандрайзинг – такое модное слово в последнее время все чаще слышится в вечно недофинансируемых бюджетных организациях. Судя по всему именно им, родным, мы и занимаемся.

Итак, во исполнение задачи возродить жизнь в замке были проведены два рыцарских турнира в 2009 и 2010 годах. Причем первый больше походил на тусовку. Новая команда районной администрации, пришедшая в 2010 году, поддержала почин и вот уже второй год проводит на территории замка байкерский слет «Байкерское средневековье». Причем, в этом году слет проводился дважды, и последний раз 13 октября совместно с рыцарями.

Совершенно неожиданный поворот событий получило цветаевское движение. Началось с банальной экскурсии по замку цветаевцев и ответным визитом руководства музея-заповедника на мероприятие «Цветаевский костер 2009», проводимый в Запорожье. Поразившись дороговизне аренды помещения для столь благого дела, директор музея пригласил цветаевцев провести следующий свой слет в Усадьбе Попова, что и было сделано в 2010 году. Совместное сотрудничество с Васильевскими поэтами породило совершенно новый фестиваль «В стенах серебряного века», который прошел в этом году. А цветаевцы, мало, того, что уже третий год имеют постоянную базу для проведения столь интересного мероприятия, но и развернулись так, что в этом году охватили своими «кострами» всю область. И мероприятие длилось не три часа, как в 2009, а три дня. В перспективе привлечение поклонников и других авторов времен «Серебряного века». Опять поблагодарю областные и районные властные структуры, поддержавшие своими ресурсами такое начинание. Васильевский район даже свою стратегию развития туризма в районе назвал «Ренессанс Новороссии».

Вдохнуло свежую струю энергии в этнофестивальное движение армянское общество культурных связей АОКС. Видимо зацепил их наш девиз: «На территории замка запрещено употреблять слова «титульная нация» и «национальное меньшинство», ибо на земле Новороссии мы все равны. Вот уже третий год они, в стенах замка, проводят свои культурные мероприятия, темы которых, так или иначе, сводятся к идее – Новороссия - наш общий дом.

Есть и еще одна тема, какая нас очень волнует. Согласно принятой концепции, частично расположившийся на территории усадьбы Попова школа-интернат должен быть перемещен в другое место. Наше предложение создать и разместить в корпусах интерната кадетский корпус областное руководство поддержало, но не нашло достойного места для школы-интерната. На наш взгляд, Новороссийский кадетский корпус на территории замка, придал бы не только особый колорит месту, но и стал бы кузницей кадров для нашего края, воспитывая юношей на примерах образцового служения Отечеству государственных деятелей Новороссии.

Совершенно очевидно, что спектр применения Васильевского замка и его территории достаточно большой. И, конечно же, сам он должен представлять собой, прежде всего, музейный комплекс, отображающий историю Новороссии, а не пьяно-увеселительные заведения. Опять сошлюсь на любимого мной Владимира Дергачева: «…Новороссия не имеет консолидирующего центра, наподобие Львова в Галиции. Днепропетровск, Харьков и Донецк борются не за регионально лидерство, а за власть в Киеве. Для Восточной Украины характерен «олигархический регионализм» и доминирование местной территориальной идентификации (харьковчане, одесситы, крымчане) над этнической (русские, украинцы, евреи, крымские татары)». Давайте же, наконец, учиться у истории. Помнится, в начале девяностых, когда, как, впрочем, и сейчас у Украины кружилась голова от самостийности, корреспондент какого-то украинского телеканала обратился с вопросом к приехавшему на гастроли Бари Алибасову, как он относится к самостийности Украины. Ответ артиста был как взорвавшаяся граната: «Украина, Украина - боль моя» – произнес Алибасов задумчиво,– «Неужели мы, татары, так вас ничему и не научили?». У нас есть прекрасный шанс создать совместный, единый для Новороссии, культурный центр на базе Васильевского замка. Хватит делиться, давайте объединяться, не станем повторять ошибок раздробленности Киевской Руси и смутного времени. Новороссия должна дать пример возрождения и объединения страны, ибо, само ее название несет в себе этот смысл. 1612, 1812 года стали переломными для нашего Отечества, наши деды с честью вынесли испытания и передали нам Великую Империю. Теперь 2012 год, с таким же интервалом в 200 лет, снова смута и раскол. Враг применил новое оружие - он растлевает наши души, и поле брани теперь проходит через наши сердца. Нет Рюриковичей и нет Романовых - нас некому вести, неужели среди нас не объявятся новые Минины и Пожарские, неужели наше поколение покроет свои головы пеплом позора? Отступать уже некуда! Предки с надеждой смотрят на нас!

 

Заместитель директора Васильевского историко-архитектурного музея заповедника «Усадьба Попова» Виктор Мешков

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заместительная номенклатура ИЮПАК. | Мясные, рыбные блюда


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных