Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ




С ПОМОЩЬЮ КИНО

Нравственный идеал в кинематографе. Значение кинематографа в разви­тии художественного вкуса. Киноленты об искусстве.

I I

Воспитание студенческой молодежи — целостный соци­ально-педагогический процесс. Студент испытывает на себе влияние сложного комплекса явлений и людей, которые его окружают; он не развивается по частям под влиянием како­го-либо одного изолированного фактора. На практике же воспитательная работа в вузе может и должна строиться функционально, по разделам. Конкретизация ее содержания применительно к отдельным задачам помогает обеспечить последовательность, преемственность и непрерывность, пре­одолеть эпизодичность, стихийность и случайность в этом процессе. Преподавателю необходимо ясно представлять, ка­ким должен быть человек коммунистического общества, ка­кие качества и черты характера следует развивать у буду­щего специалиста в первую очередь.

Этот же принцип применим к анализу воспитательного потенциала кинематографа.

 


 

Традиционная функция художника — утверждение и пропаганда исторически сложившихся принципов и пра­вил общественного поведения «В творчестве истинно-народ­ном эстетика — учение о красоте — всегда тесно связана с этикой — учением о добре» ' (А. М. Горький). И хотя нравственные нормы не исчерпывают содержания произве­дений искусства, они всегда находятся в центре внимания их авторов.

Какова природа человека, хорош он или плох? Что по­буждает к героическим, самоотверженным поступкам и что приводит к преступлениям? Эти вопросы тысячелетиями за­нимали поэтов, драматургов, живописцев. Добро является основным понятием этики, подобно тому как жизнь — био­логии, истина — теории познания. В произведениях худо­жественного творчества конфликт всегда 'Сводится к столк­новению добра со злом, которые принимают различные фор­мы, воплощаясь в том или ином персонаже, суть же их остается неизменной.

Кинематограф, следуя традициям, вносит свой вклад в решение проблемы «что есть добро и что зло», стремится корректировать поведение своих зрителей в семье, в -обще­стве. Поскольку мораль — явление классовое, с классовых позиций оцениваются в фильмах такие понятия, как спра­ведливость и несправедливость, честь и бесчестье. «Пред­ставления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»2, — писал Ф. Энгельс, имея в виду, что с из­менением условий материальной жизни людей меняются и правила их поведения.

Объективную потребность общества в той или иной про­грамме формирования морального облика личности отража­ет нравственный идеал.



 

Киноискусство стремится пропагандировать основные черты нравственного идеала, обладающие большой мобилизующей силой. Фильмы «Прос­тая история» (реж. Ю. Егоров), «Дело было в Пенькове» и «Доживем до понедельника» (реж. С. Ростоцкий), «От­чий дом» и «Когда деревья были большими» (реж. Л. Ку­лиджанов), «Два Федора», «Мне двадцать лет», «Июль­ский дождь» (реж. М. Хуциев), «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой» (реж. Г. Чухрай), «Живет такой па­рень», «Ваш сын и брат» (реж. В. Шукшин), «Зной» «Крылья», «Ты и я» (реж. Л. Шепитько), «Звонят, открой­те дверь» (реж. А. Митта) и многие другие дают возмож­ность молодому человеку наметить, четко представить путь духовного и морального роста.

Картины «Твой современник» (реж. Ю. Райзман), «Ти­шина» (реж. В. Басов), «Журналист», «У озера», «Любить человека» (реж. С. Герасимов) и другие произведения о современности, раскрывая сущность нравственого идеала, указывают на его тесную связь с об­щественным идеалом. Четкие представления о нравственном идеале, его структуре особенно важны дли молодежи, кото­рая берет за образец какого-либо героя или следует примеру человека, являющегося в ее глазах высшим моральным ав­торитетом. Им может быть и образ собирательный, в кото­ром воплощены в гармоническом единстве черты характе­ра, свойственные многим людям. Одновременно студенты могут конкретизиро-


вать представление о нравственном идеальном человеке в той или иной реальной личности.

 

…..

 

 

Педагогический коллектив вуза помогает сту­дентам правильно определить свою нравственную позицию, подняться с уровня эмпирического мораль­ного сознания на уровень теоретического. И все же прихо­дится констатировать: знаний по вопросам нравственности, которые приобретаются во время лекций, явно недостаточно.

Студентам Ленинградского механического института был задан вопрос: «В какой степени вы знакомы с проблемами этики?» Студенты четвертого курса ответили: «Хорошо зна­ком» — 38%; «Мало знаком» — 50%; «Не знаком» — 12%. Ответы первокурсников распределялись соответственно — 33%, 49%, 18% 4. Смело можно утверждать, что и в других


 




вузах большинство студентов мало знакомы с законами этики и сдвиги у них в этой области за период обучения, как пра­вило, незначительны.

Одновременно нашу общественность беспокоят отрица­тельные явления в настроении и поведении некоторой части студенческой молодежи, которые частично объясняются сла­бой информированностью в вопросах социально-психологи­ческих отношений. Снижение общественной активности, иж­дивенческое отношение к обществу, равнодушие и эгоизм, недостаточно развитое чувство личной ответственности пе­ред коллективом — все это, к сожалению, не преодолено полностью. Расширению и углублению нравственных пред­ставлений молодежи мог бы способствовать специальный учебный кинокурс. С его помощью преподавателю стало бы легче бороться с имеющимися нарушениями некоторых эле­ментарных требований: не­умением вести себя в общественных местах, бесцеремон­ностью, отсутствием вежливости, такта по отношению к старшим и т. д.

Благодаря этике воспитуемые усваивают определенные конкретные нормы поведения и учатся вести себя в соответ­ствии с ними. Задача научной этики заключается не толь­ко в кодификации морали для практических нужд форми­рования личности будущего специалиста, но и в исключе­нии уже отживших норм, в добавлении новых. В области пропаганды этих правил, транспортировки информации о них первостепенная роль принадлежит учебным и научно-популярным фильмам.

В изучении норм морали, о которых рассказывает учеб­ный фильм, нельзя видеть самоцель, превращать их в пред­мет экзаменов и оценки учащихся. Это привело бы к фор­мализму и нравственному лицемерию. Нельзя считать целью •таких фильмов дать правило на все случаи жизни — чтобы студенческая молодежь строила свое поведение в точном соответствии с теми основными этическими нормами, о ко­торых рассказано с экрана. Самый подробный свод правил морали не может предвидеть всех положений, в которых человек может оказаться после окончания вуза.

Воздействие произведений киноискусства нельзя пони­мать прямолинейно: посмотрят студенты фильм и тотчас изживут в своей среде социальную пассивность, грубость, равнодушие или другие отрицательные черты. Фильм не


столько тактическое, сколько стратегическое оружие, ре­зультаты воздействия которого не могут сказаться на дру­гой день. Культура взаимоотношений не ограничивается знанием этических правил, а требует стойких привычек по­ступать всегда и везде согласно этим правилам. Этика по­ведения — не просто элементарная вежливость, это слож­ное искусство взаимоотношений между людьми, умение держать себя в обществе, умение владеть собой в любой обстановке.

Трудности формирования нравствен­ных качеств связаны с моментом превращения требований этики в неотъемлемые свойства личности. На этом этапе воспитательного процесса максимальную пользу способны принести художественные фильмы.

В решении проблемы морального развития встречаются крайности: одни педагоги преувеличивают значение знаний, другие — привычек. Сторонники обеих тенденций забыва­ют о необходимости подготовки гармонически развитой лич­ности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы студент был че­ловеком не только мыслящим, но и чувствующим. Эмоции, по мнению психолога Л. С. Выготского, никогда не могут быть связаны с пассивным состоянием организма, они по­буждают к активности, стимулируют и регулируют наши взаимоотношения с окружающей средой. Вот почему такую важную роль играет воспитание культуры чувств в слож­ном процессе нравственного развития. Художественный ки­нематограф содержит богатейшие возможности воздействия на эмоциональную сферу и, следовательно, является на­дежным инструментом решения проблемы.

Задача художественных фильмов иная, чем учебных. Они раскрывают общий смысл коммунистической морали. исходя не из ее частных разрешений и запретов, а из основ­ных принципов, среди которых ведущим является социали­стический гуманизм. В конце концов нравственный импульс должен стать самостоятельным решением кинозрителя., следствием его идейно-политического убеждения и оценки показанной в картине ситуации.

Лучшие художественные фильмы содействуют воспитанию нравственного сознания и нравственного чувст-



ва, учат молодого человека в любой жизненной ситуации са­мостоятельно находить наиболее правильный способ пове­дения. Речь идет о том, чтобы будущий специалист глубоко проникся благородной идеей гуманизма, был способен всегда действовать безошибочно, не огляды­ваясь на механически заученные законы, регламентирую­щие, что он должен и чего не должен делать.

Дифференцированное использование фильмов в зависи­мости от их видов исключит возможность противопоставле­ния нравственных норм нравственным чувствам, 'создаст предпосылки для их взаимной обусловленности.

Разумеется, можно воспитать определенные моральные чувства, не занимаясь изучением конкретных нравственных правил, и, наоборот, привить студентам определенные эти­ческие нормы, не заботясь о становлении чувств. Но в обо­их случаях не будет достигнута конечная цель коммунисти­ческого воспитания. Комплекс разнообразных фильмов по­может педагогу создать для студентов такой моральный климат, который в наибольшей степени будет способство­вать правильному развитию их культуры поведения.

Выработать высокий нравственный идеал — дело не лег­кое. Но еще сложнее отстаивать его и совершенствовать.

….

Кинематографисты по-разному в своих работах отстаи­вают высокий нравственный идеал... Одни всю силу своего художественного дара вкладывают в изоб­ражение лучших черт людей... Другие разоблачают тех, кто мешает обществу.. Третьи стараются заставить зрителей находить вместе с героями самостоятельное решение сложных мо­ральных проблем. Все три типа фильмов одинаково важны


для воспитания молодого поколения; разными способами они служат одной цели — разоблачают пороки, прививают молодежи добрые чувства, привычки.

Против фальшивой морали, которая духовно уродует мо­лодых людей, толкает на путь преступления, против страш­ной силы равнодушия выступают создатели фильма «Обви­няются в убийстве» сценарист Л. Агранович и режиссер Б.Волчек, удостоенные Государственной премии СССР.

Замечательным примером произведений первого типа мо­жет служить «Баллада о солдате». Г. Чухрай и В. Ежов посвятили фильм своему сверст­нику, солдату, погибшему в боях за Родину. В образе юно­го героя отражены представления об идеальной красоте и гармонии. Девятнадцатилетний боец Алеша Скворцов прекрасен, как светлая память о самом близком человеке, как народная легенда о юном герое-освободителе.

Сюжетная история, стремящаяся полнее раскрыть потен­циал нравственных качеств центрального персонажа, прос­та. Алеша Скворцов получил исключительный для фронто­вых условий подарок — отпуск домой. Паренек мог пробыть в (родной деревне двое суток. Он же провел там несколько минут. Остальным отпускным временем щедро поделился с другими.

В войну особо очевидной была та истина, что нельзя быть счастливым в одиночку, индивидуально. В картине по­стоянно подчеркивается антитеза: у тебя радость — у сосе­да беда; ты здоров — рядом путается в костылях инвалид; у тебя в вещмешке сало и тушонка — худенькая девочка на толкучке смотрят голодным взглядом; твои проездные документы в полном порядке, а безбилетную спутницу от­пихивает проводница...

Судьба устроила Алеше засаду, подарив ему отпуск. Она с любопытством наблюдает, как поведет себя крестьянский паренек в солдатской форме, как справится с ролью счаст­ливчика-единоличника в океане людского горя. Алеша не смог справиться, не захотел. Не стал пользоваться приви­легированным положением, словно горячим питанием по та­лану. «Простите, мама, — только и сможет он сказать в свое оправдание в финале фильма. — Простите, мама».

Во время своего затянувшегося путешествия Алеша столкнулся с неожиданностью: множество людей, о сущест­вовании которых он и не подозревал, нуждаются в его бес-


корыстной помощи. Полюса нравственности— все для себя или для других. Остальные моральные качества так или иначе с ними соотносимы; их координаты — столько-то градусов в ту или иную сторону. Алеша Скворцов «а одном из полюсов; на противоположном — шофер из фильма «Бе­лорусский вокзал» (реж. А. Смирнов), у которого герои си­лой отбирают пикап, чтобы отвезти в больницу рабочего, попавшего в аварию. К сожалению, подобные случаи отка­зов совершить акт милосердия еще встречаются. В дни премьеры «Белорусского вокзала» в 174 за 1971 г. «Из­вестий» было опубликовано письмо врача Атаповской рай­онной больницы Челябинской области Ф. Кашаяовой о том. что владелец личной автомашины отказался довезти до больницы тяжелобольного (машина «Скорой помощи» в тот момент была на вызове). Как выяснилось впоследствии, вла­дельцем автомобиля оказался председатель Агаповского районного народною суда Н.М.Черноскутов.

Минуты, подаренные Алешей Скворцовым людям, — символ мечты о всеобщей социальной справедливости. В произведении искусства обязательно присутствуют обо­значаемое и обозначающее. Как у Пушкина: «Ты же коршу­на убил, чародея погубил». Не отпуском жертвует Алеша Скворцов. Он отдал людям жизнь.

«Щедрый человек добровольно раздал свое богатство лю­дям, — писал о фильме М. Хуциев, — дал отломить от сво­его ломтя каждому, кто в этом нуждался. Но стал ли он в результате в наших глазах беднее? Нет, он оказался не­измеримо богаче, потому что у него осталось ело неисчер­паемое сердце»6.

Алеша Скворцов постоянно совершает альтруистические

поступки, лично ему невыгодные и даже опасные, но при­носящие пользу другим. Юный солдат жертвует своими ин­тересами и даже интересами близких во имя всего общест­ва. Авторы фильма положительным примером героя стре­мятся и зрителей побудить к свершению благородных, са­моотверженных поступков, которые ничего общего не имел л бы с простой позой и мелочным расчетом на компенсацию. «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте, — вспоминает Г. Чухрай. — Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они вы­полнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства.


чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти»7.

В «Балладе о солдате» постоянно ощущаем присутствие авторов, что ничуть не уменьшает естественности и жиз­ненной достоверности эпизодов и характеров. Это относит­ся не только к прологу и эпилогу, когда диктор за кадром рассказывает «от автора». По словам Г. Чухрая, создатели фильма четко представляли, что хотели сказать, в чем убе­дить зрителей. Каждому поступку и явлению они выносят свой приговор, нравственную оценку, которые сообщаются с помощью центрального героя. Зритель не успевает задумать­ся, что хорошо и что плохо, — герой его опережает.

В качестве примера использования в кино метода диало­га с аудиторией остановимся на фильме «Городской ро­манс». Авторы сценария Ф. Миронер и П. Тодоровский не претендуют на роль менторов, всегда знающих, как надо и как не надо поступать. Они не дают готовых рецептов, а заставляют нас напряженно размышлять над происходя­щим. «Зритель — третий соавтор спектакля», — говорил К. С. Станиславский. И подобного фильма тоже. В «Город­ском романсе» сюжет движут не только поступки, но и мысль. В том числе и мысль зрительская. Если не помнить про это, то просмотр кинокартины сведется к восприятию простейшей сюжетной схемы, напоминающей «Евгения Онегина». Молодые зрители должны иметь собственное мнение о том, кто прав и кто виноват, какие пути ведут к исправле­нию допущенной несправедливости, нравственной ошибки.

Фильм целомудренно, сдержанно и поэтично рассказы­вает о том, как в большом современном городе встретились и полюбили друг друга Женя и Маша. Они были счастливы, потом расстались. Евгений щедро наделен всем необходи­мым для «безоблачного» существования: молод, здоров, красив, у него современная квартира в высотном доме, благородная по призванию работа врача-рентгенолога. Фильм убеждает нас в его доброте, отзывчивости, умной ироничности. Словно принц из старой доброй сказки, пред­стает он перед Машей и одерживает победу.

Характер Маши очерчен ярче. Она — студентка педаго­гического училища, ее поведение уже испытывает влияние бу­дущей профессии. Девушке предстоит формировать детские души, и она чутко реагирует на все, связанное с проблемами нравственности: взаимоотношения с другими, права и обя-


занности в обществе. Замкнутость для нее противоестествен­на. Крайности суждений и агрессивная категоричность — следствие ее юности. Для нее все просто и ясно. Она не до­пускает и мысли, что любимый человек во многом отличает­ся от нее.

После недолгого триумфа Маша начинает догадываться, что она в тягость Евгению, и возвращается в студенческое общежитие. В фильме отсутствуют прямые авторские оценки поведения героев. Создатели картины лишь констатируют обстоятельства. Прав ли Евгений, пренебрегая формально­стями загса? Правильно ли делает Маша, переселяясь к Ев­гению? И снова возвращаясь в общежитие? На все эти во­просы герои, а вместе с ними и зрители должны са­мостоятельно искать ответы. Воспитательное воздейст­вие картины сопоставимо с воздействием проблем­но-ситуационного метода, включающего воспитанников в проблемные, жизненные ситуации. В результате у юношей и девушек в зрительном зале создается иллюзия, будто они самостоятельно решают, как поступать героям, и нравственный урок фильма оказывается более глубоким.

Молодой зритель (Начинает сосредоточенно размышлять, как бы он повел себя на месте Евгения — прислушался к доводам разума или сердца? Вместе с Машей в жизнь Ев­гения врывается вихрь осложнений, ибо у каждого из них есть «элементы несовместимости» — особенно в области ду­ховной жизни. С другой (стороны, Евгений достаточно чут­кий человек, чтобы понять: Маша — его любовь, единствен­ная и неповторимая.

В Евгении нет снобистской (самоуверенности его друзей, тем не менее он растерялся, осознав, как много разделяет его и любимую девушку. Точнее оказать — струсил, его от­пугнули усилия, которые нужны, чтобы Маша стала ему ровней.

Один из Жениных друзей, возражая против его выбора, прямо заявляет: «Есть понятие «люди одного круга». Никто его не отменял». Спорит ли фильм с этим утверждением? Да, и мы тоже. У каждого есть демографические параметры: общность интересов, возраста, образования и т. д. Но они не заданы от всевышнего, не статуарны, а подвижны. Во­прос не в том, знает или не знает Маша полотна Гогена, а


в том, стремится ли она узнать или будет бахвалиться не­ведением. Девушка «их круга» не от рождения же владеет информацией о постимпрессионистах. В свою очередь, у Ма­ши есть качества, которых не хватает Жениным друзьям. Прежде всего это доброе отношение к людям. Она вступает в борьбу за Женю. Вспомним ее ответ на телефонный зво­нок с предложением «выгодной» должности: «Работать к вам Женя не пойдет».

Отношение героя к Маше первоначально основывается во многом на чувстве жалости — жалости к ее незащищенно­сти, уязвимости, неопытности. Пройдет время, Женя поймет: в этой незащищенности, повышенной чувствительности к добру и злу, открытости людям — ее сила. Отдать другому лучшее, что есть в твоей душе,— вот основа совершенного союза, семьи-монолита.

Каждый расшифровывает слово «любовь» соответствен­но .собственному опыту. После просмотра фильма ответы должны сойтись в одном: любить — значит нести ответствен­ность за любимого человека. Сама по себе ответственность членов семьи — не новинка. Веками формировалось тради­ционное разделение обязанностей: мужчине — ответствен­ность за материальное благополучие семьи, женщине—за потомство, быт. Наше время взрывает шаблонную модель. Мужчина и женщина несут равную ответственность за все, в том числе и друг за друга.

Один из лучших эпизодов фильма — посещение молоды­ми людьми больного бухгалтера. Как случилось, что чело­век, бывший на фронте смелым и талантливым, умевший по­дарить радость товарищам по оружию, стал иллюстрацией к рассказу Чехова «Смерть чиновника?» Виной тому цепь обстоятельств, но и жена тоже. Это она, самый близкий ему человек, должна была не позволять зарывать свой талант, не позволять, чтобы служебные дрязги стали причиной инфарк­та. Рожденный для большой яркой жизни, человек не име­ет права мириться с тусклым прозябанием.

Влюбленные замечают друг в друге гораздо больше хо­рошего, чем все посторонние. Проходит время, и у любимого человека могут обнаружиться черты, про которые принято говорить, будто с ними нельзя ужиться. Не доказывает ли наша нетерпимость, что. мы не хотим взвалить на себя от­ветственность за исправление другого? Коль эти недостатки были всегда, мы виноваты, что не замечали их. Если благо-


приобретены — тем более виновны, что равнодушно взирали на первые симптомы.

Достоинство «Городского романса» — в умении заставить молодежь еще раз задуматься, что такое любовь, над соб­ственным отношением к любимым. Любовь — это стремле­ние к взаимопониманию, желание точно знать, в чем сила любимого человека, в какой он помощи нуждается. Это ответственность друг друга за общее мировоззрение, идеалы, мечты, мораль, начитанность и за многое другое. Без этой ответственности немыслимо равенство, в том числе и духов­ное, немыслимо счастье. Вот вывод, к которому приходят молодые зрители после просмотра фильма.

Неправильная позиция по отношению к молодежи заклю­чается иногда в том, что, знакомя ее с нашими достижения­ми, педагог обходит молчанием ряд сложных явлений, с которыми сталкиваются студенты вне стен института. Неко­торые преподаватели стараются уйти от острых вопросов, волнующих их воспитанников. Поэтому у юношей и деву­шек, не обладающих достаточным жизненным опытом, мо­гут возникнуть неправильные, однобокие представления о сложных нравственных проблемах. Фильмы «Обвиняются в убийстве», «Городской романс» и другие подобные им про­изведения исправляют этот недостаток. Они не только сме­ло изображают трудности, подстерегающие молодежь в са­мостоятельной жизни, но и показывают поиски путей, веду­щих к преодолению моральных ошибок.

Таким образом, «Баллада о солдате», «Обвиняются в убийстве», «Городской романс», как и многие другие кино­ленты, разными способами утверждают нравственный идеал коммунистического общества, пробуждают в юной аудито­рии светлые, благородные чувства.

Говоря об использовании художественного кино, нельзя недооценивать роль объяснений преподавателя, которые все­гда остаются важным средством идейно-политического во­спитания. Решение сложной проблемы нравственного разви­тия не сводится к замене словесного воздействия демонстра­цией фильмов. Ведущим эвеном воспитательного процесса является по-прежнему преподаватель, но последний теперь использует наряду с устными объяснениями произведения экранного искусства.

Эффективность словесных воздействий увеличивается или уменьшается в зависимости от того, насколько они опи-


раются на жизненный опыт студента. Чем лучше последний знаком с окружающей действительностью, тем глубже он воспринимает советы преподавателя. Жизненный опыт — не­обходимое условие усвоения моральных категорий; мно­гие же студенты обладают им в минимальной степени, и в первую очередь это относится к тем, кто приходит в вуз сра­зу после школьной скамьи. Произведения киноискусства вос­полняют этот пробел, они обладают громадными возможно­стями расширения кругозора молодежи, обогащения ее жиз­ненного опыта.

Нравственность студента зависит не только от слов пре­подавателя, «что такое хорошо и что такое плохо», но и от того, какие поступки молодой человек видит вокруг себя, как к ним относится. Человек не только «продукт воспита­ния», но и продукт социальной среды, которая его окружает. Фильмы —составная часть этой микросреды. Воспитатель, осуществляя контроль за производством и прокатом филь­мов, получит возможность регулировать факторы, влияю­щие на социальные условия жизни и деятельность молодого человека и — в конечном итоге — на его поведение.

Эмпирическая, вырабатывающаяся в практике повседнев­ной жизни нравственность — основа формирования мораль­ного облика молодого человека. Просмотры художествен­ных фильмов оказывают значительное влияние на возникно­вение и характер эмпирической нравственности. У героев фильмов молодые зрители заимствуют опыт целесообразно­го поведения, а сюжетная линия картины ставит их в усло­вия, в которых те или иные моральные качества не только проявляются, но и усваиваются, фиксируются.

Опираясь на эмпирическую нравственность, воспитатель организует работу со студенческой молодежью так, чтобы в итоге происходило формирование морального сознания. Ре­гулятор поведения — четкие требования, побуждающие сту­дентов к одним поступкам, к одной линии поведения и за­прещающие или осуждающие другие. Нравственные принципы являются неотъемлемой частью системы воспитания молодого поколения. Кино содействует их глу­бокому усвоению, превращает в личные убеждения.

Передовые идеи обладают способностью опережать ре­альную действительность. В первую очередь это положение

 


распространяется на область морали, так как принципы и нормы не говоря уж об идеале, всегда устремлены в будущее Фильм помогает воспитателю стихийный жизненный опыт и требования нравственного сознания сливать в еди­ную стройную систему, которая формирует человека, сочета­ющего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физи­ческое совершенство.

Мировоззрение студента, его нравственный облик во мно­гом определяются отношением к труду… Участие студентов в научно-исследовательской и общест­венной работе, деятельность во время практики в школах, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, ра­бота во время «третьего», трудового семестра — главное средство трудового воспитания. Функции кино в данном слу­чае отступают на второй план, но не следует забывать о них полностью. В теоретической литературе достаточно ясно ос­вещен вопрос об отношении к труду. Необ­ходимо, чтобы четкое представление об этом понятии стало достоянием массового сознания; в решении данной проблемы кино становится падежным союзником воспитателя.

 

….

Основная функция кино в области воспитания сознатель­ного отношения к труду — пропаганда положительного при­мера, образца высокосознательного творческого отношения к труду.

 

…..

 

……….

 

Во время Великой Отечественной войны советские люди проявили беспримерный героизм на фронтах и в тылу, была проведе­на перестройка всей промышленности и сельского хозяйства на военный лад. Государство преврати­лось в единый боевой лагерь для отпора фашистской армии. В телефильме «Летопись полувека» («Год 1942») имеется вдохновенный документальный репортаж о жизни и труде тыла во время Отечественной войны. В нем рас­сказывается об эвакуации из прифронтовых районов сотен крупных заводов, о нечеловеческих усилиях тружеников ты­ла, стремившихся, чтобы фронт не испытывал нужды в ору­жии и боеприпасах.

Трудовому героизму людей в тылу, с исключительным мужеством переносивших все тяготы и лишения войны, посвящены художественные фильмы «Большая зем­ля» (реж. С. Герасимов), «Родные поля» (реж. Б. Бабоч­кин), поставленные в дни Великой Отечественной войны. В первом рассказывалось об эвакуации на Урал крупного завода, о борьбе его коллектива за то, чтобы скорее нала­дить в новых условиях выпуск танков. Герои фильма «Род­ные поля» — женщины и старики, заменившие ушедших сражаться с врагом односельчан.

После войны люди совершили новый подвиг, в короткое время восстановив разрушенное народное хозяй­ство. Один из лучших фильмов о рабочем классе послевоен­ного времени — «Большая семья» (реж. И. Хейфиц). …

Труд становится высшим смыслом жизни для героев та­ких фильмов, как «Возвращение Василия Бортникова» (реж. В. Пудовкин), «Дело Румянцева» (реж. И. Хейфиц), «Весна на Заречной улице» (реж. М. Хуциев и Ф. Миронер), «Высота» (реж. А. Зархи), «Дело было в Пенькове» (реж. С. Ростоцкий), «Девять дней одного года» (реж. М.Ромм). В середине 50-х годов тысячи юношей и девушек поехали на освоение це­линных и залежных земель в восточных районах страны. О этом рассказывают фильмы «Первый эшелон» (реж. М. Калатозов), «Это начиналось так» (реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель).

Главным завоеванием советского кино последних десяти­летий стало правдивое изображение духовной красоты че­ловека труда, смелое проникновение в его внутренний мир.

103
В уста героев «Поэмы о море» — генерала армии Федорченко и его отца старого деревенского плотника, шофера самосвала Ивана Кравчины, председателя колхоза Саввы Зарудного, его дочери Катерины, молодых рабочих Ивана и Олеси, начальника строительства гидроэлектростанции Аристархова — выдающийся кинематографист А. Довженко вложил самые сокровенные свои мысли. «Как много счастья знал я в жизни, — говорит генерал Федорченко, — счастье борьбы, предельных напряжений во­ли, трудов. Счастье любви и грозных битв и побед моего народа в гигантской борьбе труда с капиталом. И счастье моих побед. Ведь это я, босой пастушок, гонял здесь чужие стада, познал здесь первые мозоли на детских руках. Я бро­дил по нетронутым пляжам великой моей реки». «Ненави­жу!_ — гневно бросает Савва Зарудный благополучному негодяю «с мозгом инженера и совестью клопа» Голику. — Двадцать пять лет не покладал я рук. Здесь все полито мо­им потом и кровью. Ничего не пожалел: ни бога, ни черта, ни загробной жизни, ни персонального запаса хлеба. Село родное стер с лица земли для нового моря... Я думаю: по­чему я беден дольше, чем надо?.. Кто закрывает мне ра­дость труда? Кто сеет во мне сомнения?.. Ты! Если мы мо­жем такое учинять друг другу — растлить, оклеветать, уни­зить, — зачем тогда нам это море?..»

Фильм показывает, что потребность в труде — нравст­венная необходимость человека. Формирование ее — сложный, длительный процесс, обусловленный мно­жеством факторов. К сожалению, до сих пор еще. есть лю­ди, которые в заработке видят единственную цель работы; встречаются и такие, которые вообще уклоняются от труда. Разоблачению потребительского отношения к обществу посвящены многие картины последних лет. Например, «Инспектор уголовного розыска» (реж. В. Цы-бульник), «Возвращение святого Луки» (реж. А. Бобров­ский) и другие.

 


….. (105-106)

 

 

Фильмы о современниках — самый важный и одновре­менно самый трудный участок нашего киноискусства. Дале­ко не все произведения, посвященные труженикам города и деревни, отвечают тем высоким требованиям, которые к ним предъявляются. Авторы лучших произведений помо­гают развивать у молодежи подлинное отношение к труду…

В фильме «Укрощение огня» изображены ученые, инже­неры, конструкторы, творческий труд которых воплощен в таких выдающихся научно-технических победах, как со­здание мощной ракетной техники, с помощью которой стал возможным запуск искусственных спутников, исследование космических пространств, полеты человека в космос. Герой фильма — главный конструктор Андрей Ильич Башкир­цев — блестящий ученый, талантливый государственный деятель… Незабываемое впечатление производят кинокадры, с документальной точностью запечатлевшие де­ловые будни многочисленных специалистов космодрома в Байконуре, сосредоточенную работу центра управления космическими полетами.

….

Одновременно воспитатель не должен скрывать, что в сфере труда еще много нерешенных проблем. Авторы фильмов «Битва в пу­ти» (реж. В. Басов), «Живет такой парень», «Ваш сын и брат» (реж. В. Шукшин), «Большая руда» (реж. В. Ор­дынский), «Мимо окон идут поезда» (реж. Э. Гаврилов, В. Кремнев), «Крылья» (реж. Л. Шепитько) я других сме­ло показывают явления, тормозящие развитие производства, осложняющие трудовое воспитание лю­дей, предлагают варианты решения сложных вопросов.


 




 



В фильме «Председатель» (реж. А. Салтыков) расска­зывается о суровых послевоенных годах нашей деревни, о сражении колхозников не только с нищетой и разрухой, но и с казенщиной, показухой и другими отрицательными яв­лениями… Фильм поднимал животре­пещущие проблемы способа ведения коллективного хозяйст­ва, материального стимула. Не награждая председателя колхоза Трубникова чертами идеальной личности, авторы акцентировали его творческую энергию, несгибаемость в борьбе с препятствиями.

… Любимый труд дает человеку возможность испытать счастливую полноту жизни, говорил писатель Михаил Пришвин. Эти слова вспоминаются каж­дый раз, когда экран показывает нам мастеров, работающих со страстью, подлинных специалистов своего дела, руки ко­торых принято уважительно называть золотыми.

Людей, вся жизнь которых полна любви к выбранному ими труду, мы встречаем в фильме «Шахтерский характер» (реж. Т. Золоев). В нем показывается, как красиво и поэ­тично может быть любое ремесло, которое принято считать «прозаическим», если человек им блистательно владеет и вкладывает в него душу. Шахтерское дело принадлежит к числу трудных профессий, требующих большой физиче­ской силы, выносливости, личного бесстрашия, способности к точному хладнокровному расчету. … Восхищаясь героями картины и их красивым, отважным и доблестным нелегким трудом, Татьяна Тэсс писала: «Воспитательное значение хо­рошего документального фильма огромно, ибо оно воспиты­вает на примерах реальной жизни, на примере судьбы лю­дей, которые живут рядом с нами, людей, у которых есть реальный адрес, подлинное имя. За рассказом о них, пока­занном на экране, стоит сама жизнь, с ее трудностями, огорчениями и радостями, жизнь, с которой ты сравниваешь свою собственную — ту, которой живешь» ю.

Киноэкран на конкретных фактах, зафиксированных в действительности, показывает, как ре­шаются у нас в стране проблемы дальнейшего развития


труда. Документальные ленты дают воз­можность молодежи сделать вывод, что каждый гражданин утверждает свое человеческое достоинст­во прежде всего в труде. Среди этих произведений — фильм «Без легенды» (реж. Г. Франк, А. Сажин, А. Бренч), посвя­щенный экскаваторщику Борису Коваленко, который при­нимал участие в строительстве плотин крупнейших гидро­электростанций на Волге, Днепре, Ниле. Ему было всего 34 года, когда он погиб «при исполнении служебных обязан­ностей». Товарищи по работе ярко и интересно рассказали о нем с экрана.

На ленинградском заводе «Электросила» одной из луч­ших по праву считается бригада, которой руководит сле­сарь, полковник в отставке С. С. Витченко. О воспитании в бригаде рабочей молодежи сообщает фильм «18 моих мальчишек» (реж. В. Гурьянов). Другая лента — «Здравствуй, Выборгская сторона!» (реж. С. Шустер).

….

 

Героями фильма «Трое в пути» (реж. В. Трошкин) ста­ли люди разных профессий — электромонтажник Краснояр­ской ГЭС Владимир Филимонов, бригадир алтайского зер­носовхоза «Бийский» Владимир Карпов, физиолог академик Петр Анохин. Разными дорогами идут они по жизни… А герои фильма «Лучшие дни нашей жизни» (реж. Б. Галантер, В. Горохов) — лет­чики гражданской авиации, представители одной из самых мужественных профессий.

Трудовым подвигам славных дочерей нашего народа посвя­щены многие документальные фильмы…

 


 




….

 

С интересом смотрят студенты документальные фильмы о своих товарищах и сверстниках. «Улицей надежды» (реж. А. Ниточкин) названа единственная пока улица в новом си­бирском городе Светлом. Его начали строить студенты, от­правившиеся работать в Сибирь во время «третьего» трудо­вого семестра. Фильм «Поднятые целиной» (реж. Н. Лебе­дев) начинается кинокадрами 1954 г., когда на земли Алтая пришли комсомольцы, чтобы своим трудом преобразить степь, добыть Родине новые миллионы тонн драгоценного зерна. Менялся облик древней земли, вместе с ней меня­лись люди, для которых эти места стали родными.

….

 

В комплексе воспитательных функций наиболее специ­фичной для него является эстетическая. Все остальные тес­но связаны с ней. Экранное искусство воздействует на зри­теля в большинстве своих произведений эстетическими средствами. В решении многих проблем целенаправленного формирования личности искусство играет служебную роль;


когда же речь заходит об эстетическом воспитании, произве­дения художественного творчества, в том числе и фильмы, выступают на первый план.

Эстетически воспитанные юноши и девушки острее вос­принимают окружающую действительность, живут более полнокровно, получают больше возможностей для своего общего развития. И наоборот, тот, у кого не развито чувст­во прекрасного, рискует остаться ограниченным человеком.

Искусство — богатый источник радости, знакомство с его произведениями всегда доставляет молодому человеку эстетическое наслаждение. «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образован­ным человеком» и.

…..

 

Эстетическое воспитание охватывает широкий круг яв­лений. Оно начинается с приобщения человека к миру пре­красного, предусматривает развитие способности восприни­мать, правильно понимать и оценивать прекрасное во всех сферах его проявления — как в реальной действительности, так и в произведениях художественного творчества. Педагог руководит становлением эстетического сознания, которое стихийно возникает у студенческой молодежи, организует эмпирические импульсы в стройную систему, содействует всестороннему гармоническому развитию личности молодо­го человека.

Все фильмы в зависимости от их способности выполнить перечисленные задачи условно разделим на три группы. Первую составят картины, развивающие чувство прекрас­ного самим фактом их просмотра, одновременно с решени­ем других воспитательных и познавательных задач, вто­рую — специальные ленты по вопросам эстетического об­разования; третьи — кинорепродукции.

Первая группа самая многочисленная, в нее входят поч­ти все произведения кино как искусства — художественные

 


 


документальные и мультипликационные. Ценность этих ки­нокартин для эстетического воспитания заключается в том, что с их помощью эстетическое отношение к действительно­сти материализуется, приобретает зримую устойчивую форму. Фильмы впитывают в себя, запечатлевают и доносят до ауди­тории все то прекрасное, что имеется в природе и обществен­ной жизни.

В произведениях кинематографа авторы стре­мятся воплотить идеалы, связанные с передовым миро­воззрением, высоким гуманизмом, гражданственностью... Но замыслы не будут восприняты зрите­лями, если фильм скучен, не волнует, не вызывает ответно­го чувства. Авторская мысль может быть передана кино­экраном лишь через чувственно-эмоциональную сферу, с которой тесно связано эстетическое переживание.

Кинорежиссер Г. Александров писал о лучшей своей ки­нокомедии 30-х годов «Цирк»: «Мы поставили себе задачей отразить в нем большую идею: расового равенства и интер­национальной солидарности. На этом мы сосредоточили всю нашу мысль, этому подчинили все детали нашей карти­ны» 13. Цель была достигнута, хотя в ленте нет прямых дидактических поучений. Фильм вызывает сложную гамму чувств — восхищение талантом актрисы Марион Диксон, сочувствие ее нелегкой судьбе, негодование и презрение к поступкам расиста Кнейшица, снисходительную насмешку над злоключениями инженера Скамейкина и, конечно, много веселого смеха.

Остроумный диалог И. Ильфа, Е. Петрова, В. Катаева, целый каскад превосходных комедийных находок режиссе­ра, блестящая игра Л. Орловой и других актеров, наконец, незабываемая музыка И. Дунаевского — «Песня о Родине», «Выходной марш», «Лунный вальс», «Колыбельная» — все вызывает приподнятое праздничное настроение, доставляет сидящим в зале эстетическое удовольствие, делает их от­зывчивее ко всему прекрасному.

Фильм аккумулирует и передает нам эстетический опыт общества. Сложный комплекс эстетических чувствований и размышлений авторов сконцентрирован прежде всего в образном строе картины. Преподаватель, используя фильм как средство управления воспитательным процессом, всегда должен помнить об его образном строе; для форми-


рования чувства прекрасного последний имеет первостепен­ное значение. В предыдущих разделах речь шла о содержа­нии картин — сюжетной истории, характеристике персона­жей. Эстетическая оценка находится в тесной зависимости от этих элементов. Например, если поступок киногероя про­тиворечит нравственным нормам советского общества, он не соответствует и нашим представлениям о прекрасном. Но для эстетического воспитания недостаточно уделять внимание лишь изображенным в фильме событиям и персонажам: воспринимая то, что изображено, нельзя упускать из виду то, как изображено. Эстетическая сущность произведения с максимальной полнотой раскрывается при анализе образ­ного строя фильма, который дает представление о единстве изображаемых явлений и выразительных средств.

В фильме «Чайковский» есть эпизод, посвященный со­зданию оперы «Евгений Онегин». Петр Ильич Чайковский сидит в петербургском трактире; камера медленно панора­мирует, выхватывая подгулявшую компанию, половых, иг­роков на бильярде. Мы перестаем слышать шум и выкри­ки захмелевших соседей композитора; начинает звучать чистый и нежный женский голос — знаменитая ария «Письмо Татьяны к Онегину». Мелькают белоснежные ство­лы берез, по ярко-желтому ковру опавших листьев мчится экипаж. В седоке узнаем П. И. Чайковского. За кадром женский хор поет «Девушки, красавицы, душеньки-подру­женьки...»

Зрители фильма, наслаждаясь чудесной музыкой, долж­ны почувствовать замысел авторов: великий композитор как мог боролся с безобразным, антиэстетичным в окружающей жизни, противопоставляя ему светлый мир прекрасного. Одновременно нельзя не оценить новаторство драматургии фильма, выдающееся мастерство оператора М. Пилихиной и исполнителя главной роли актера И. Смоктуновского.

Человек, недостаточно развитый эстетически, несколько прямолинейно воспринимает происходящее на экране. Он следит за внешним действием, замечает лишь незначи­тельную часть того, что содержится в кинопроизведении. Если в картине нет лихо закрученного сюжета, художествен­ные достоинства остаются таким зрителем незамеченными. Кинематограф развивает нашу способность подмечать и восторженно переживать красоту; фильм, если это под­линное произведение искусства, сам часть сферыпрекрасно-


го, как полотно живописца, книга стихов, творение зодчего. Недаром критики, в том числе и москвичи, писали о филь­ме «Мне двадцать лет» (реж. М. Хуциев), что такой пре­красной, какой показана Москва в этой кинокартине, они столицу никогда на экране не видели.

Кинематограф как бы заново открывает для наших глаз окружающую действительность: весь видимый мир в движе­нии и отношение человека к нему, городской и сельский пейзажи, ритм грандиозных массовых событий и интимное выражение лица, снятого крупным планом. В 20-е годы по­явился специальный термин — «фотогения». Теперь фото­геничным называют актера, чье лицо на экране или открыт­ке выглядит привлекательным. Первоначально это слово обозначало способность кинематографа выражать особый, предельно поэтический облик людей и неодушевленных предметов. Изображая в определенном ракурсе и освеще­ния пейзаж, портреты героев, детали машин для создания •нужного настроения, кинематограф способен пробудить в ду­ше зрителя чувство прекрасного.

Произведения киноискусства могут сделать явной и общедоступной скромную красоту обыденного, заставить восхищаться тем, мимо чего молодые люди порой скользят равнодушным взглядом. Это относится к изображению на экране не только внешних проявлений, но и скрытых слож­ных процессов. В фильме «Рыцарь мечты» окружающие героя речные просторы, лес, горы, морское побережье, небо зафиксированы зрением более острым и восторженным. По­становщик картины (он же главный оператор) В. Дербенев заставляет зрителей вместе с юным Грином наслаждаться очарованием южной ночи на палубе медленно плывущего парохода, ощущать всем телом соленые брызги волн, по­следнее тепло осени. Но радость бытия выражена в картине не одним созерцанием блистательно снятых пейзажей — экран показывает романтику внутреннего мира человека в неповторимо прекрасный момент расставания с детством.

Юноша покидает родной дом. Он едет в портовый город, надеясь поступить юнгой на корабль. Фильм в поэтической форме рассказывает о радостях и бедах сложного переход­ного возраста. У героя и восторг перед только что начи­нающейся самостоятельной жизнью, и растерянность, неуве­ренность в собственных силах. В неустоявшемся мироощу­щении фантазия и реальность не поддаются четкой диффе-


ренциации; экран показывает юношу и таким, каков он есть, и таким, каким он видит себя в мечтах. Застенчивый бледнолицый подросток в громадной соломенной шляпе и тесноватом гимназическом кителе через минуту предстает отважным капитаном шхуны, берет в плен пиратов, спа­сает благородных спутников, мчится через горы вдогонку за алым конем.

Фильм «Рыцарь мечты» завершается реальной схваткой с разбушевавшейся стихией. Юный мечтатель одерживает по­беду над штормом. Словно персонаж сказки Андерсена «Гад­кий утенок», он не осознал еще свой потенциал и тем не ме­нее мужественно вступает в борьбу за самоутверждение. Фильм расширяет представления молодежи о мире красоты, показывает, что диапазон оттенков прекрасного богаче, чем многие себе представляют.

Таким образом, недостаточно следить за изображенны­ми в фильме событиями, необходимо проникновение в идей­ное содержание картины, авторский замысел. Фильм создает «эффект присутствия», иллюзию максимального правдопо­добия происходящего, вызывает сопереживание. Одновре­менно необходимо помнить, что между экранным действием и реальным миром нельзя ставить знак равенства; это явле­ния разного характера.

Молодой человек на первой стадии приобщения к искус­ству не способен ощущать трудноуловимую грань между ки­нозрелищем и действительностью. Артист Малого театра Ю. Соломин, удостоенный Государственной премии РСФСР 1971 г. за роль отважного советского разведчика Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (реж. Е. Ташков), получал письма, на которых адресат обозначался как Павел Андреевич Кольцов. Зрители отождествили образ вос­хитившего их персонажа с исполнителем.

В откровенной форме такая наивность проявляется ред­ко, но многие юноши и девушки в той или иной мере ей под­вержены, и если, например, актер сыграл незадолго перед тем роль злодея, непроизвольно относятся к нему насторо­женно-враждебно. Поэтому одна из первоначальных задач эстетического воспитания — научить дифференцировать худо­жественные и документальные фильмы и тем самым помочь избавиться от утрированного понимания правдоподобия, ис­ключающего полет фантазии и вымысел.

Следующий этап формирования художественного вкуса -


 



 



умение ориентироваться в образном строе произведения, раз­личать авторскую индивидуальность. Только тот зритель, ко­торый взволнован рассказанной историей и творческим ма­стерством авторов, способен испытывать подлинное эстетиче­ское переживание. Есть виды искусства, в которых это ма­стерство откровенно выступает на первый план, — например, цирк, балет. В кино требуются определенные усилия, чтобы обнаружить авторский замысел, наслаждаться талантом и мастерством драматургии, режиссуры, актерской игры, изо­бразительного решения. Необходимость таких усилий отпу­гивает зрителей, которые предпочитали бы бездумно прово­дить время в кинотеатре, отдыхать и развлекаться.

Кинематограф заботится о развитии художественных вкусов и эстетических знаний публики; просмотры фильмов не проходят для нее бесследно. Эволюция станет очевидной, если вспомнить, что каких-нибудь полвека назад кинозрите­ли были столь неопытны, что, глядя на актеров, снятых круп­ным планом, ничего не в состоянии были понять и кричали: «А где же их ноги?» Теперь даже дети свободно разбира­ются в приемах современного киноязыка. Каждое подлинное произведение киноискусства обогащает художественное вос­приятие, расширяет эстетический кругозор. И все же темпы распространения эстетической культуры отстают от стреми­тельного движения вперед (искусства нашего века. Уменьшить разрыв (между ними призваны фильмы второй группы. Это ленты, специально посвященные эстетике и искусствоведе­нию, разъясняющие их теоретические положения.

Так, С. Образцов в фильме «Удивительное рядом» прямо обращается к зрителям и учит их умению наблюдать пре­красное в окружающей жизни. В новом своем фильме «Не­обыкновенная правда» он на конкретном примере искусства кукольного театра раскрывает секреты воздействия художе­ственного творчества.

Девушки едут в автобусе и поют песню о рябине: «Кабы мне рябине к дубу перебраться, я б тогда не стала гнуться и качаться...» Автобус мчится по лесной просеке, мелькают деревья. С. Образцов спрашивает за кадром: «Как же мо­жет рябина перебраться к дубу? Ведь это неправда? Ока­зывается, правда, только особая, художественная. Под ря­биной подразумевается девушка...» Просто и наглядно дает­ся представление о таких (сложных понятиях, как образность и условность искусства. С. Образцов напоминает о силе зри-


тельского воображения, благодаря которому и возможно су­ществование театра. Он ссылается на пример детских игр, механизм которых (идентичен восприятию спектакля: в основе и того и другого лежит наша способность к фантазии. Фильм — что очень важно — знакомит с трудом исполни­телей, предоставляет редкостную возможность побывать за кулисами во время спектакля «Необыкновенный концерт» и следить за напряженной работой кукловодов, присутствовать на репетиции будущего представления, заглянуть в мастер­ские декораторов, скульпторов, костюмеров.

В заключение фильма С. Образцов надевает на указа­тельные пальцы два шарика, проходит за ширму и исполня­ет романс П. Чайковского «И он ей ничего не сказал». Снова мы убеждаемся в «необыкновенной» правде искусства: руки с шариками превратились в чуть комичных и грустных влюб­ленных.

В творческую лабораторию прославленных советских ар­тистов И. Моисеева и А. Райкина вводят зрителей фильмы «Вечное движение» (реж. М. Меркель) и «Аркадий Райкин» (реж. В. Катанян). В первом концертные номера ансамбля пе­ремежаются снятыми скрытой камерой подготовительными занятиями моисеевцев в репетиционном зале. Фильм демон­стрирует, какой громадный труд скрывается за каждым но­вым танцевальным движением. «Важно, чтобы у художника и у аудитории были одни и те же струны, чтобы аудитория понимала бы этого художника и воспринимала так же, как воспринимает действительность и жизнь этот самый худож­ник», — говорит А. Райкин в посвященном ему фильме.

В синтетическом, коллективном искусстве театра и кино одно из ведущих мест принадлежит актеру, непосредственно воплощающему идеи драматурга, замыслы режиссера. Филь­мы и спектакли последних лет немыслимы вне высокого «ав­торского» актерского искусства. Широкие возможности экра­на для знакомства с актерским мастерством продемонстри­ровал критик Е. Сурков, автор телефильма «Андрей Попов».

За круглым столом сидит несколько людей. Большинство в костюмах прошлого. И чуть поодаль — А. Попов и Е. Сур­ков. «Люди, которые здесь сидят, — говорит Е. Сурков,— никогда бы не могли встретиться. Их судьбы несовместимы. Все они чем-то похожи на одного из нас. Не на меня, конеч­но, а на соседа...» Удачное начало соответствует требовани­ям, предъявляемым к научно-популярным фильмам: о чем


бы ни шла речь — будь то строение атомного ядра «ли тай­ны возникновения жизни — аудитории нужно дать нагляд­ное представление о предмете рассказа.

Е. Суркову удалось материализовать такое, казалось бы, сугубо отвлеченное понятие, как сценический образ.

«Для того и существует критика, — продолжает Е. Сур­ков,— чтобы понять логику этих случайных встреч. Все со­бравшиеся здесь — разная ступень проявления одного акте­ра. Каждый из них — целый мир. Рядом со мной Яков Бого­молов из спектакля по незавершенной пьесе М. Горького. Яков Сергеевич, в чем счастье?» — «Счастье в труде, в твор­честве»,— отвечает Богомолов. «Но и в борьбе», — подхваты­вает капитан Платонов из спектакля по пьесе А. Штейна «Океан».

На экранах часто демонстрируются фильмы, посвященные самому кинематографу. Это и кинопериодика (журнал «Со­ветское кино»), и документальные очерки об истории совет­ского киноискусства (например, «Кино рассказывает о себе»), и фильмы-монографии, знакомящие с творчеством киноре­жиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, бра­тьев Васильевых, Д. Вертова, актеров М. Бернеса, И. Ильин­ского, М. Жарова. М. Штрауха и других.

Нет такого вида искусства, о котором бы не рассказы­валось с экрана. Научно-популярные и документальные фильмы знакомят широкую аудиторию с творчеством И. Ай­вазовского, А. Сурикова, О. Кипренского, С. Сарояна, В. Фа­ворского, К. Петрова-Водкина, Б. Ефимова, Е. Вучетича и многих других живописцев, графиков, скульпторов. В науч­но-популярной картине «Размышление о портрете» (реж. А. Усольцев) прослеживается история этого жанра изобра­зительного искусства, кратко 'рассказывается о прославлен­ных художниках-портретистах. Фильм «Окна настежь» (реж. Г. Ельницкая) — о новых архитектурных принципах в совет­ском градостроительстве.

Большую ценность для эстетического воспитания молоде­жи представляют ленты о творчестве композиторов и испол­нителей, о лучших музыкальных произведениях, о вырази­тельных средствах музыки. Кинофильмы не только воспиты­вают любовь к этому виду искусства, но и учат ориентиро­ваться в нем, пропагандируют музыкальные знания. В ка­честве примеров монографических киноочерков о музыкантах можно сослаться на картины «Играет Эмиль Гилельс» (реж.


А. Цинеман), «Играет Леонид Коган» (реж. С. Райтбург); «Дмитрий Шостакович» (реж. А. Генделынтейн). С большим успехом прошел на экранах фильм «Семь нот в тишине» (реж. В. Аксенов), в увлекательной форме рассказавший о многообразии музыки, о различных ее жанрах. Каждые два года выпускаются полнометражные ленты, посвященные оче­редному международному конкурсу исполнителей имени П. И. Чайковского. Как правило, они включают синхронно снятые выступления виолончелистов, скрипачей, пианистов, вокалистов и приближаются к третьей группе фильмов — ки-норепродукции.

Кинематограф с первых дней своего существования вы­ступает в двух ролях: создает самобытные произведения и служит средством популяризации других видов искусства. Кино может нам рассказать о балетном спектакле «Кармен», познакомить с дирижером, художником, режиссером-поста­новщиком, артистами, раскрыть их замысел, проинтервьюиро­вать зрителей. А может просто показать этот спектакль без каких-либо купюр, как это сделано в фильме «Балерина» (реж. В. Дербенев).

Современная техника — цветная пленка, широкий формат, стереофоническое звучание — позволяет почти полностью со­хранить впечатление о балете и великолепном мастерстве М. Плисецкой. Единственной потерей будет утрата ощущения, что видишь живых актеров, спектакль рождается на твоих глазах.

Фильмы третьей группы не содержат словесной искус­ствоведческой информации. Они репродуцируют художест­венное творчество, стараясь, насколько это возможно, не корректировать его. Создания различных видов искусства легко подразделяются на произведения-предметы и произве­дения-процессы. Последние представляют собой продолжа­ющуюся определенное время исполнительскую деятельность и связаны с движением — например, танец, драма, опера, пантомима, цирк. Они главным образом и фиксируются ки­нокамерой (вспомним: сам термин «кинематограф» означает «запись движения»). Но статичные произведения также соз­дают порой на экране сильное эстетическое впечатление. С Московским Кремлем как архитектурным памятником пред­почтительнее знакомиться в кино, чем по изображению на цветной открытке. Фильм выгодно подчеркивает красоту ве­личественного сооружения, сохраняя окружающую среду,


показывая древние стены и башни в неповторимом сочета­нии с потоком людей и транспорта в центре столицы, на фо­не трепещущей листвы деревьев, струящихся вод Москвы-реки и бегущих облаков.

Кино в данном случае выполняет вспомогательную функ­цию, служит способом консервации и тиражирования. Копия всегда уступает оригиналу, тем не менее значение лент этой группы для эстетического воспитания велико.

В 1940 г. было снято два фильма-концерта — «Концерт на экране» (реж. С. Тимошенко) и «Концерт-вальс» (реж. И. Трауберг, М. Дубсон). В первом участвовали И. Москвин, Н. Черкасов, Е. Мравинокий, С. Образцов, В. Давыдова, В. Хенкин, Н. Дудинская, В. Чабукиани, Л. Утесов, Э. Уте­сова, П. Березов, В. Юрьев, К. Джапаридзе и другие, во втором — И. Козловский, Д. Ойстрах, Д. Шостакович, А. Мелик-Пашаев, О. Лепешинская, М. Семенова, А. Мессерер, П. Гусев, Л. Черная. Одного перечня имен достаточно, чтобы понять, какое громадное эстетическое удовольствие испытывали зрители, многие из которых лишь благодаря ки­нематографу могли познакомиться с мастерством выдающих­ся представителей художественной культуры. Сегодня, три десятилетия спустя, ценность этих кадров лишь возросла. Игра пианиста, танец балерины, драматический спектакль, словно рисунок на песке, не могут сохраняться во времени. Кинокамера их фиксирует и делает достоянием всех последующих поколений.

Толчком бурного развития производства фильмов третьей группы послужило телевидение. Искусству голубых экранов требовалось большое количество «законсервированных» про­грамм, которые можно показывать в любое время. По зака­зу Центрального телевидения в 1951 г. впервые был снят на кинопленку спектакль Малого театра «Правда хорошо, а сча­стье лучше» (реж. С. Алексеев); 15 из 22 фильмов, выпу­щенных на экраны в следующем году, являлись фильмами-спектаклями, концертами, экранизациями пьес. Благодаря кинорепродукциям в любом месте необъятной территории Советского Союза можно познакомиться с постановками луч­ших театров страны.

В связи с массовым развитием телевизионного вещания и увеличением производственных возможностей киностудий резко возросла консервация произведений искусства с по­мощью кинопленки. В 1972 г. в творческом объединении


«Экран» шла работа над фильмами-спектаклями «Светит, да не греет» (реж. М. Царев), «Правда хорошо, а счастье луч­ше» (реж. Б. Бабочкин), «Мещане» (реж. Г. Товстоногов), снимались также гарьковские спектакли МХАТ «Враги» и «Последние», фильм-опера «Майская ночь» Н. Римското-Корсакова, фильмы-концерты с участием известных солистов балета и несколько эстрадных обозрений. Однако в канторы кинопроката новые картины третьей группы поступают те­перь очень редко. Они сосредоточены в основном в фильмохранилищах телевидения и, к сожалению, пока недоступны для демонстрации в вузовских аудиториях.

Эстетическая потребность не ограничивается восприятием художественного творчества, она побуждает молодежь при­нимать в нем участие. Одним из самых результативных средств приобщения молодого человека к миру прекрасного является самостоятельная его деятельность в области како­го-либо искусства, в том числе и кино. Многие студенты име­ют собственные киноаппараты, занимаются в любительских институтских киностудиях. Кинолюбительство стало в нашей стране массовым видом художественной самодеятельности…

Итак, кинематограф способен побуждать человека к вос­приятию эстетических ценностей, находить и беречь красоту в окружающей жизни и искусстве, предоставляет возмож­ность самому творить «по законам красоты». Фильмы помо­гают успешнее решать и частные вопросы художественного воспитания: облегчают встречу с произведениями других ви­дов искусства, знакомят с жизнью и творчеством их авто­ров и исполнителей; сообщают сведения по истории музыки, театра, живописи, архитектуры и общей теории эстетики.

… Даже выдаю­щееся произведение не даст ожидаемого воспитательного эф­фекта, если будет восприниматься слабо подготовленным чи­тателем, зрителем, слушателем. Молодой человек с неразви­тым художественным вкусом не сможет отличить истинное искусство от ремесленной поделки. Кино и эстетическое вос-


 




питание — союзники, поддерживающие друг друга. Фильмы оказывают громадное влияние на формирование нравствен­ного облика молодого человека, расширяют его представле­ние о мире прекрасного; эстетическое воспитание развивает культуру чувств кинозрителя, служит гарантией, что идей­ный замысел создателей кинопроизведения будет верно рас­шифрован и усвоен.

1 Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. М.,
1941, с. 305.

2

3

4 Власкин А, Покровский И. Нравственное воспитание
студентов // Воспитательная работа со студентами во внеучебное
время. Л., 1971, с. 22.

5

6 Хуциев М. Тема еще не исчерпана // Искусство кино. I960.
№ 1, с. 72.

7 Чухрай Г. Путь к экрану // Баллада о солдате. М., 1967,
с 151.

8.

9

ю Тэсс Т. Душа труда // Искусство кино. 1971. № 5, с 67.

11 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, т. I, с. 171.

12

13 Очерки истории советского кино в 3 т. М., 1959, т. 2, с. 206.

 


ГЛАВА 5

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных