ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Медицинская составляющая опасностей и угроз 4 страницаЭкологическая политика - совокупность действий для достижения поставленных экологической стратегией целей и задач; использование экологических отношений для достижения общеполитических целей; основные принципы, нормы и направления деятельности государства в области обеспечения экологической безопасности личности, общества, государства и обеспечения охраны окружающей среды. Основными принципами осуществления государством политики экологической безопасности являются: · приоритет созданию благоприятной для жизни человека природной среды в ходе социально-экономического развития территорий; · государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания, в первую очередь, в зонах экологического бедствия и экологического неблагополучия; · гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды; · обеспечение полной, своевременной достоверной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозе экологической безопасности; · разрешительный порядок осуществления производственной и иной деятельности, в том числе направленной на изъятие природных ресурсов, способной создать угрозу экологической безопасности и природной среде; · проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции; · организация системы государственного экологического мониторинга; · внедрение системы страхования от последствий экологических, природных, техногенных бедствий, а также аварий, имеющих экологические последствия; · учреждение специализированной государственной службы спасения населения и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций, экологических катастроф и стихийных бедствий; · поддержка деятельности общественных организаций, массовых движений и граждан, направленной на обеспечение экологической безопасности и др. В рамках реализации государственной экологической политики исследуются наиболее актуальные проблемы охраны окружающей среды и природопользования. Среди них - проблемы, связанные с глобальным изменением климата вследствие выбросов газов, создающих "парниковый эффект", вопросы образования и распространения диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, а также проблемы, связанные с разработкой и внедрением новых технологий неистощительного природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий. Основным инструментом реализации экологической политики является выполнение экологических программ различного уровня. Важное значение имеет реализация программ, направленных на предотвращение деградации крупных природных комплексов межрегионального значения, оказывающих заметное влияние на устойчивость биосферы в пределах территории Российской Федерации. Среди них программы по решению социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря, «Возрождения Волги», «Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна», а также программы по предотвращению загрязнения и сохранению экосистем Балтийского, Черного и Азовского морей и др. 4.9. Информационная безопасность. Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. В расширенном изложении информационная безопасность - это способность государства, общества, личности обеспечить необходимыми информационными ресурсами свое устойчивое функционирование в любых условиях жизнедеятельности. Суть информационной безопасности состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при формировании и использовании информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационной деятельности. Информационная безопасность выходит на первый план в системе обеспечения национальной безопасности России:
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: · реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; · совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников. Концептуальная модель информационной безопасности государства приведена на рисунке 12.
Рис. 12. Концептуальная модель информационной безопасности государства.
Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности РФ в числе важных долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности. Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер их реализации. Она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает сферы жизнедеятельности общества. В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. 4.10. Психическая безопасность Суть психической безопасности состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психологического восприятия внешнего мира. Используя новейшие достижения практической психологии, ее современные возможности в манипулировании сознанием и поведением больших масс людей, центры психологической войны навязывают нашему обществу противоречащие национальным интересам страны решения.
4.11. Культурологическая безопасность Культурологическая безопасность - это создание условий нормального развития общества, защита культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранность своего великого культурного достояния, своей самобытности.
4.12. Научно-техническая безопасность Научно-техническая безопасность - это способность государства обеспечить поддержание своего научного и технического потенциала на соответствующем уровне, отвечающем потребности общества. Если в государстве не существует самодостаточной способности развивать фундаментальные науки, осуществлять подготовку кадров высшей квалификации, создавать новые и новейшие технологии и т.д., то безопасность государства не обеспечивается. Концептуальная модель научно-технической безопасности приведена на рисунке 13.
Рис.10. Концептуальная модель научно-технической безопасности Рис. 13. Концептуальная модель научно-технической безопасности Тема 5. Система национальной безопасности. 5.1. Содержание системы национальной безопасности. 5.2. Структура органов обеспечения безопасности. 5.3. Принципы организации и функционирования системы безопасности. 5.4. Режимы функционирования системы безопасности России.
5.1. Содержание системы национальной безопасности.
Национальная безопасность - это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз. В центре системы национальной безопасности, как и ее отдельных видов, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Нередко можно слышать критические замечания, что при таком подходе к безопасности, мы вынуждены защищать нечто непонятное, неконкретное, абстрактное, камуфлированное категорией интересов. В качестве объекта защиты предлагается ставить не интересы, а непосредственно человека, территорию, общество, государство и т. д. Подобные взгляды нашли отражение даже в некоторых законах по отдельным видам безопасности. Но это совершенно неверно. Нет ничего более конкретного и важного, чем интересы. Центральная роль и их особое значение определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом. Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию национальной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднозначно и противоречиво развивающейся социальной действительностью. Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих. Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектический сплав структурных компонентов этой системы олицетворяет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отношений личности, общества и государства в их деятельности по созданию условий существования и устойчивого развития. В реформирующейся России именно защита национальных ценностей, интересов и целей, правильный выбор национальных способов и путей является главным условием обеспечения национальной безопасности. Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюционных процессов на параметры системы национальной безопасности стремительно растут по мере исторического развития. Это определяет необходимость выработки цельной системы корректных и научно обоснованных прогностических методов исследования, оценки состояния и перспектив развития национальной безопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз национальным ценностям, интересам и целям. Такая система прогностических методов позволила бы снять социальную и экономическую напряженность, предотвратить наступление крупномасштабных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности. Известный афоризм, что в любом случае «оружие защиты» должно быть адекватно оружию «нападения», прямо ставит вопрос о необходимости наличия системы обеспечения безопасности для защиты объекта от угроз и опасностей со стороны злоумышленника на различных иерархических уровнях объектов угроз (рис.1).
Рис. 1. Трехмерная модель национальной безопасности Зарубежный и отечественный опыт показал, что: · Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей совершенствования и развития системы безопасности, непрерывном контроле, выявлении слабых мест и потенциальных опасностей и угроз; · Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы объединяются в единый, целостный механизм – систему обеспечения безопасности; · Никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности необходимыми силами и средствами, без участия соответствующих органов управления и необходимых правовых, организационных и технических мер. Система национальной безопасности – это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных институтов. Система национальной безопасности – это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов ориентированных на обеспечение безопасности и защиты жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность России как сложная система должна содержать такие общесистемные признаки и необходимые условия ее функционирования, как: · целостность; · относительная самостоятельность; · устойчивость. Целостность должна обеспечиваться сохранением суверенитета, территориальной целостностью и неделимостью Российской Федерации. Относительная самостоятельность (автономность) должна обеспечиваться достижением стабилизации экономики в максимально короткие сроки и в последующем устойчивым ее развитием с элементами разумной интеграции в мировое сообщество. Устойчивость должна обеспечиваться рациональным и гибким управлением национальной безопасностью, т.е. совокупностью скоординированных действий государственных и общественных структур по парированию внутренних и внешних угроз на основе законов и иных правовых актов. Система национальной безопасности создается с целью выявления и прогнозирования, предотвращения, нейтрализации, пресечения, локализации, устранения и уничтожения угроз национально-государственным интересам, а также для формирования международных условий благоприятствующих национальным интересам РФ и ее стратегических союзников (рис.2,3).
Рис.2. Структура системы безопасности
Рис. 3. Основные функции системы обеспечения безопасности Основными функциями системы безопасности являются: · выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; · управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; · осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; · участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией. Основными задачами системы национальной безопасности РФ являются: 1. своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2. реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; 3. обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; 4. подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; 5. преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников; 6. обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; 7. совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; 8. обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; 9. обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира; 10. подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; 11. укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; 12. принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; 13. коренное улучшение экологической ситуации в стране. Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. 14. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; 15. расширение рынков сбыта российской продукции; 16. формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Помимо перечисленных задач, непосредственно решаемых системой национальной безопасности, государство осуществляет политику по выполнению многих других задач, способствующих обеспечению национальной безопасности. В этом отношении приоритетным направлением политики Государства является решение задач, относящихся к экономической сфере. Это прежде всего: · подъем экономики страны; · проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; · преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников. Важнейшими задачами такого рода во внешнеэкономической деятельности являются: · создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; · расширение рынков сбыта российской продукции; · формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: · выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; · усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; · укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; · привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; · расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами участниками Содружества Независимых Государств. Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества. Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждении культуры. В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регламентирующих отношения в области национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются: · обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|