Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Медицинская составляющая опасностей и угроз 4 страница




Экологическая политика - совокупность действий для дос­тижения поставленных экологической стратегией целей и задач; ис­пользование экологических отношений для достижения общеполи­тических целей; основные принципы, нормы и направления дея­тельности государства в области обеспечения экологической безо­пасности личности, общества, государства и обеспечения охраны окружающей среды.

Основными принципами осуществления государством по­литики экологической безопасности являются:

· приоритет созданию благоприятной для жизни человека природ­ной среды в ходе социально-экономического развития террито­рий;

· государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания, в первую очередь, в зонах экологического бедствия и экологического неблагополучия;

· гласность планов осуществления деятельности, способной угро­жать экологической безопасности населения, общества или при­родной среды;

· обеспечение полной, своевременной достоверной информиро­ванности граждан, учреждений и организаций об угрозе экологи­ческой безопасности;

· разрешительный порядок осуществления производственной и иной деятельности, в том числе направленной на изъятие при­родных ресурсов, способной создать угрозу экологической безо­пасности и природной среде;

· проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

· организация системы государственного экологического монито­ринга;

· внедрение системы страхования от последствий экологических, природных, техногенных бедствий, а также аварий, имеющих экологические последствия;

· учреждение специализированной государственной службы спа­сения населения и ликвидации последствий чрезвычайных эколо­гических ситуаций, экологических катастроф и стихийных бедст­вий;

· поддержка деятельности общественных организаций, массовых движений и граждан, направленной на обеспечение экологиче­ской безопасности и др.

В рамках реализации государственной экологической политики исследуются наиболее актуальные проблемы охраны окру­жающей среды и природопользования. Среди них - проблемы, свя­занные с глобальным изменением климата вследствие выбросов га­зов, создающих "парниковый эффект", вопросы образования и рас­пространения диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, а также проблемы, связанные с разработкой и внедрением новых техноло­гий неистощительного природопользования и реабилитации окру­жающей среды от техногенных воздействий.

Основным инструментом реализации экологической поли­тики является выполнение экологических программ различного уровня.

Важное значение имеет реализация программ, направленных на предотвращение деградации крупных природных комплексов межрегионального значения, оказывающих заметное влияние на ус­тойчивость биосферы в пределах территории Российской Федера­ции. Среди них программы по решению социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъемом уровня Каспийско­го моря, «Возрождения Волги», «Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна», а также программы по предотвращению загрязнения и сохранению экосистем Балтийского, Черного и Азовского морей и др.

4.9. Информационная безопасность.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищен­ности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирова­ние и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

В расширенном изложении информационная безопасность - это спо­собность государства, общества, личности обеспечить необходимыми ин­формационными ресурсами свое устойчивое функционирование в любых условиях жизнедеятельности.

Суть информационной безопасности состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при формировании и использовании информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационной деятельности.

Информационная безопасность выходит на первый план в системе обеспечения национальной безопасности России:

  • национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;
  • человек и его права, информация и информационные системы и право на них – это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;
  • решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно-практического метода;
  • проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.

 

 

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

· реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Феде­рации в сфере информационной деятельности;

· совершенствование и защита отечественной информационной инфра­структуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информацион­ной сфере.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного об­наружения угроз и определения их источников.

Концептуальная модель информационной безопасности государства приведена на рисунке 12.

 
 

 

 


Рис. 12. Концептуальная модель информационной безопасности государства.

 

Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности РФ в числе важных долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности.

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер их реализации. Она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает сферы жизнедеятельности общества.

В рамках такой политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

4.10. Психическая безопасность

Суть психической безопасности состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психологического восприятия внешнего мира. Используя новейшие достижения практической психологии, ее современные возможности в манипулировании сознанием и поведением больших масс людей, центры психологической войны навязывают нашему обществу противоречащие национальным интересам страны решения.

 

4.11. Культурологическая безопасность

Культурологическая безопасность - это создание условий нормального развития общества, защита культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранность своего великого культурного дос­тояния, своей самобытности.

 

4.12. Научно-техническая безопасность

Научно-техническая безопасность - это способность государства обеспе­чить поддержание своего научного и технического потенциала на соответст­вующем уровне, отвечающем потребности общества. Если в государстве не существует самодостаточной способности развивать фундаментальные науки, осуществлять подготовку кадров высшей квалификации, создавать новые и новейшие технологии и т.д., то безопасность государства не обес­печивается. Концептуальная модель научно-технической безопасности приведена на рисунке 13.

 
 
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НТБ– это способность отечественной промышленности обеспечить обороноспособность и жизнедеятельность страны во время войн или вооруженных конфликтов. Цель – развитие науки, технологий, промышленной и сырьевой базы в интересах обеспечения средствами производства и армии – высокоэффективным вооружением и военной техникой. Критерий – отечественное производство средств производства, вооружения и военной техники с качеством и в количествах, обеспечивающих военную безопасность государства и его жизнедеятельность в условиях войн и военных конфликтов.

 


Рис.10. Концептуальная модель научно-технической безопасности

 
 


Рис. 13. Концептуальная модель научно-технической безопасности


Тема 5. Система национальной безопасности.

5.1. Содержание системы национальной безопасности.

5.2. Структура органов обеспечения безопасности.

5.3. Принципы организации и функционирования системы безопасности.

5.4. Режимы функционирования системы безопасности России.

 

5.1. Содержание системы национальной безопасности.

 

Национальная безопасность - это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз.

В центре системы национальной безопасности, как и ее отдель­ных видов, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Нередко можно слышать критические замечания, что при таком подходе к безопасности, мы вынуждены защи­щать нечто непонятное, неконкретное, абстрактное, камуфли­рованное категорией интересов. В качестве объекта защиты предлагается ставить не интересы, а непосредственно человека, территорию, общество, государство и т. д. Подобные взгляды нашли отражение даже в некоторых законах по отдельным ви­дам безопасности. Но это совершенно неверно. Нет ничего бо­лее конкретного и важного, чем интересы.

Центральная роль и их особое значение определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Изучение общей системы национальной безопасности невозможно без интеграции различных научных знаний. Междисциплинарный подход к исследованию националь­ной безопасности позволяет достичь большего объема знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к осмыслению конкретной реальности и соотнести положения теории национальной безопасности с неоднознач­но и противоречиво развивающейся социальной действитель­ностью. Комплексное исследование национальной безопас­ности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только от­дельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаи­мосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление соци­альных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих.

Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опаснос­ти, политика обеспечения национальной безопасности, принци­пы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности. Диалектичес­кий сплав структурных компонентов этой системы олицетворя­ет взаимодействие социальных, социально-психологических, природных, биологических и космических факторов и отноше­ний личности, общества и государства в их деятельности по соз­данию условий существования и устойчивого развития.

В реформирующейся России именно защита националь­ных ценностей, интересов и целей, правильный выбор наци­ональных способов и путей является главным условием обес­печения национальной безопасности.

Сложность исследуемых процессов и явлений, их комплексный характер, уровень непредсказуемости и сила влияния эволюцион­ных процессов на параметры системы национальной безопаснос­ти стремительно растут по мере исторического развития. Это оп­ределяет необходимость выработки цельной системы коррект­ных и научно обоснованных прогностических методов исследова­ния, оценки состояния и перспектив развития национальной бе­зопасности в связи с усилением процессов глобализации, выбора мер, адекватных уровню реальных и потенциальных угроз нацио­нальным ценностям, интересам и целям.

Такая система прогнос­тических методов позволила бы снять социальную и экономичес­кую напряженность, предотвратить наступление крупномасш­табных катастроф экономического, политического, военного и экологического характера Проблемы национальной безопаснос­ти относятся к числу важнейших и сложнейших проблем совре­менности. Их важность настолько велика, что все методы, сред­ства и инструменты, применение которых может помочь их ре­шению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.

Известный афоризм, что в любом случае «оружие защиты» должно быть адекватно оружию «нападения», прямо ставит вопрос о необходимости наличия системы обеспечения безопасности для защиты объекта от угроз и опасностей со стороны злоумышленника на различных иерархических уровнях объектов угроз (рис.1).

 

Рис. 1. Трехмерная модель национальной безопасности

Зарубежный и отечественный опыт показал, что:

· Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей совершенствования и развития системы безопасности, непрерывном контроле, выявлении слабых мест и потенциальных опасностей и угроз;

· Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы объединяются в единый, целостный механизм – систему обеспечения безопасности;

· Никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности необходимыми силами и средствами, без участия соответствующих органов управления и необходимых правовых, организационных и технических мер.

Система национальной безопасности – это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных институтов.

Система национальной безопасности – это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов ориентированных на обеспечение безопасности и защиты жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Национальная безопасность России как сложная система должна содержать такие общесистемные признаки и необходимые усло­вия ее функционирования, как:

· целостность;

· относительная самостоятельность;

· устойчивость.

Целостность должна обеспечиваться сохранением суверенитета, терри­ториальной целостностью и неделимостью Российской Федерации.

Относительная самостоятельность (автономность) должна обеспечи­ваться достижением стабилизации экономики в максимально короткие сроки и в последующем устойчивым ее развитием с элементами разумной интеграции в мировое сообщество.

Устойчивость должна обеспечиваться рациональным и гибким управле­нием национальной безопасностью, т.е. совокупностью скоординирован­ных действий государственных и общественных структур по парированию внутренних и внешних угроз на основе законов и иных правовых актов.

Система национальной безопасности создается с целью выявления и прогнозирования, предотвращения, нейтрализации, пресечения, локализации, устранения и уничтожения угроз национально-государственным интересам, а также для формирования международных условий благоприятствующих национальным интересам РФ и ее стратегических союзников (рис.2,3).

Система безопасности – это организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства от внутренних и внешних угроз
.

 

 

 


 

Рис.2. Структура системы безопасности

 
 

 

 


Рис. 3. Основные функции системы обеспечения безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

· выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплек­са оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

· управление силами и средствами обеспечения безопасности в повсе­дневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

· осуществление системы мер по восстановлению нормального функ­ционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

· участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными догово­рами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Основными задачами системы национальной безопасности РФ являются:

1. своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних уг­роз национальной безопасности Российской Федерации;

2. реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3. обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

4. подъем экономики страны, проведение независимого и социально ори­ентированного экономического курса;

5. преодоление научно-технической и технологической зависимости Рос­сийской Федерации от внешних источников;

6. обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

7. совершенствование системы государственной власти Российской Феде­рации, федеративных отношений, местного самоуправления и законода­тельства Российской Федерации, формирование гармоничных межнацио­нальных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

8. обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Россий­ской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государствен­ными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

9. обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

10. подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потен­циала государства;

11. укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

12. принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресече­нию разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

13. коренное улучшение экологической ситуации в стране. Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

14. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции рос­сийской экономики;

15. расширение рынков сбыта российской продукции;

16. формирование единого экономического пространства с государства­ми - участниками Содружества Независимых Государств.

Помимо перечисленных задач, непосредственно решаемых системой национальной безопасности, государство осуществляет политику по выполнению многих других задач, способствующих обеспечению национальной безопасности.

В этом отношении приоритетным направлением политики Государства является решение задач, относящихся к экономиче­ской сфере.

Это прежде всего:

· подъем экономики страны;

· проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

· преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников.

Важнейшими задачами такого рода во внешнеэкономической деятельности являются:

· создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

· расширение рынков сбыта российской продукции;

· формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежно­сти к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

· выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порож­дающих преступность;

· усиление роли государства как гаранта безопасности личности и обще­ства, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

· укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего струк­тур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

· привлечение государственных органов в пределах их компетенции к дея­тельности по предупреждению противоправных деяний;

· расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в пра­воохранительной сфере, в первую очередь с государствами участниками Содружества Независимых Государств.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в об­ласти борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспе­чивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь не­обходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступ­ностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность пита­тельной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризи­сом в экономике и социальной сфере.

В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализа­ции капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действен­ную систему финансового контроля, усовершенствовать меры админист­ративного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуще­ствляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресе­чению этих видов преступной деятельности.

Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организа­циями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступ­ления из-за рубежа.

Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, не­зависимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации вклю­чает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культур­ного достояния всех народов России, формирование государственной по­литики в области духовного и нравственного воспитания населения, введе­ние запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя проти­водействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли рус­ского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств - уча­стников Содружества Независимых Государств.

В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и ду­ховного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреж­дении культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федера­ции к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страхо­вой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической про­мышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищен­ности жизненно важных интересов объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регламентирующих отношения в области национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов госу­дарственной власти и управления в данной области, формируют­ся или преобразуются органы обеспечения национальной безо­пасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их все­стороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной госу­дарственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной полити­ки, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонациональ­ного демократического федеративного государства.

Укрепление российской государственности, совершенствование федера­тивных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необхо­дим комплексный подход к решению правовых, экономических, социаль­ных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении инте­ресов Российской Федерации и ее субъектов.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех ор­ганов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функцио­нального распределения полномочий между государственными института­ми, укреплением федеративного устройства России путем совершенство­вания ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их кон­ституционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России яв­ляются:

· обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенст­вование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных