Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Медицинская составляющая опасностей и угроз 5 страница




· разработка организационных и правовых механизмов защиты государ­ственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России:

· выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей опти­мальный баланс федеральных и региональных интересов;

· совершенствование механизма, препятствующего созданию политиче­ских партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступно­стью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении эконо­мической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет лам, способность отстаивать эти идеалы и ценности, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении, а их неразвитость - признак ин­фантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. А уровень развития ценностей определяет в значительной мере и уровень развития интересов.

Национальная безопасность - достаточная по уровню и характеру за­щищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государствен­ных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнитель­ной и судебной властей, государственные, общественные и иные органи­зации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регла­ментирующее отношения в сфере безопасности.

Совокупная система национальной безопасности государства - ком­плексная система, включающая три взаимосвязанных системы (рис.4):

· систему обеспечения жизнедеятельности государства, общества, че­ловека;

· систему защиты государства, общества, человека;

· систему управлениянациональной безопасностью.

 
 

 

 


Рис. 4. Совокупная система национальной безопасности

 

Система обеспечения жизнедеятельности - совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и человека, обеспечивающая при дос­таточной защищенности и соответствующих условиях взаимодействия эф­фективное их использование и развитие.

Система защиты государства, общества и человека - совокупность всех законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

Система управления национальной безопасности - это совокупность го­сударственных органов и общественных структур, возглавляемая Советом Безопасности и обеспечивающая оперативное и стратегическое управление системой национальной безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объ­ектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, опреде­ляются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются ор­ганы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их дея­тельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспе­чивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Фе­дерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее предела­ми, государством гарантируются защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, законодательством республик в составе Российской Фе­дерации, нормативными актами органов государственной власти и управ­ления краев, областей, автономной области и автономных округов, приня­тыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечи­вает правовую и социальную защиту граждан, общественных и иных орга­низаций и объединений, оказывающих содействие в обеспечении безопас­ности в соответствии с законом.

Таким образом, в систему обеспечения национальной безо­пасности входят органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного само­управления, общественные и иные организации и объедине­ния, граждане, принимающие участие в обеспечении безопас­ности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности

 

 

5.2. Структура органов обеспечения безопасности.

Состав и структура органов обеспечения безопасности с учетом их ие­рархии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Органы обеспечения безопасности

№ п/п Уровни Состав
  Международный Совет Безопасности ООН
  Региональный (межгосударственный) 1. Организация по безопасности и со­трудничеству в Европе (ОБСЕ) 2. Организация африканского единства (ОАЕ) 3. Организация американских госу­дарств (ОАГ) 4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 5. Европейское экономическое сооб­щество
  Государственный Совет Безопасности РФ
  Региональный (внутригосударственный) Региональный Совет по безопасности
  Предприятия Служба безопасности
  Индивид Частная охрана, детективное бюро

 

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с законом РФ "О безопасности".

Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинен­ные ему прокуроры.

Проблемы национальной безопасности могут быть разрешены только благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов с ак­тивным подключением общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной законодательной сис­темой в области национальной безопасности.

Условия, в которых приходится действовать структурам, обеспе­чивающим национальную безопасность России, требует сегодня выбора и применения не только новых форм и методов, но и новой идеологии, т.е. формирования иных правовых, организационных и нравственных похо­дов.

5.3. Принципы организации и функционирования системы безопасности.

Организация и функционирование системы безопасности должны соот­ветствовать следующим принципам:

1. Комплексность:

· обеспечение безопасности персонала, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средст­вами, методами и мероприятиями;

· обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение все­го жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирова­ния;

· способность системы к развитию и совершенствованию в соответст­вии с изменениями условий функционирования предприятия.

Комплексность достигается:

§ обеспечением соответствующего режима и охраны коммерческого предприятия;

§ организацией специального делопроизводства с ориентацией на за­щиту коммерческих секретов;

§ мероприятиями по подбору и расстановке кадров;

§ широким использованием технических средств безопасности и защи­ты информации;

§ развернутой информационно-аналитической и детективной деятель­ностью.

§ Комплексность реализуется как совокупность правовых, организацион­ных и инженерно-технических мероприятий.

2. Своевременность.

Своевременность предполагает постановку задач по комплексной безо­пасности на ранних стадиях разработки системы безопасности на основе анализа и прогнозирования экономической обстановки, угроз безопасности предприятия, а также разработку эффективных мер предупреждения по­сягательств на законные интересы.

3. Непрерывность.

Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам.

4. Активность.

Защищать интересы предприятия необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя маневр силами и средствами обеспече­ния безопасности и нестандартные меры защиты.

5. Законность.

Принцип законности предполагает разработку системы безопасности на основе федерального законодательства в области предпринимательской деятельности, информатизации и защиты информации, частной охранной деятельности и других нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственного управления в пределах их компетенции, с при­менением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правона­рушений.

6. Обоснованность.

Используемые возможности и средства защиты должны быть реализо­ваны на современном уровне развития науки и техники, обоснованны с точки зрения заданного уровня безопасности и соответствовать установ­ленным требованиям и нормам.

7. Экономичность.

Имеется в виду экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (критерий "эффективность — стоимость"). Во всех случаях стоимость системы безо­пасности должна быть меньше размера возможного ущерба от любых видов угроз.

8. Специализация.

Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к кон­кретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами службы безопасности и функциональных и обслуживающих подразделений предприятия.

9. Взаимодействие и координация.

Означает осуществление мер обеспечения безопасности на основе чет­кой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних спе­циализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудничества с заинтересован­ными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами.

10. Совершенствование.

Предусматривает совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изме­нений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нор­мативно-технических требований, достигнутого отечественного и зарубеж­ного опыта.

11. Централизация управления.

Предполагает самостоятельное функционирование системы безопасно­сти по единым правовым, организационным, функциональным и методоло­гическим принципам и централизованное управление деятельностью сис­темы безопасности.

5.4. Режимы функционирования системы безопасности России.

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосу­дарственном, региональном или отраслевом уровнях:

§ режим мирного времени;

§ резким повышенной готовности;

§ режим чрезвычайного положения;

§ режим военного времени.

Режим мирного времени - это нормальное функционирова­ние системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

В этих условии, субъекты национальной безопасности проводят:

· работу по прогнозированию, выявлению, оценке, предотвращению и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам России;

· разработку, согласование, утверждение и корректировку планов и программ обеспечении национальной безопасно­сти, вводимых в действие в установленном порядке в слу­чае возникновении угроз национальной безопасности;

· подбор, обучение и совершенствование кадров в сфере на­циональной безопасности, в том числе допризывников, ре­зервистов и узких специалистов.

Режим повышенной готовности – это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

В этих условиях мероприятия мирного времени дополняются:

· уточнением и совершенствованием мобилизационных планов;

· повышением общей мобилизационной готовности органов, сил и средств национальной безопасности.

С целью пресечения угроз национальным интересам в атом режиме создается действующая на время его функционирования комиссия Совета Безопасности, которая:

· принимает полное руководство и ответственность по пре­сечению выявленной угрозы;

· вводит, корректирует и планирует дальнейшие планы и программы обеспечения безопасности;

· привлекает специалистов и профилирующие организа­ции;

· принимает решение о привлечении необходимых для пре­сечения угроз ресурсов.

Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устране­ния.

В этом случае дополнительно проводятся следующие мероприятия:

· вводит чрезвычайное положение на угрожаемой территории или угрожаемой области жизнедеятельности;

· обеспечивается профилирующая мобилизация.

Совет Безопасности создает постоянно действующую комиссию, которая:

· принимает полное руководство и ответственность по локализации и устранению выявленных угроз;

· осуществляет режим прямого государственного регулирования:

· вводит, корректирует и реализует дальнейшие планы и программы обеспечения национальной безопасности;

· принимает решения о привлечении дополнительных ре­сурсов и стимулирующих мер, в том числе выделение бюджетных средств, льготных кредитов и налогообложе­ния.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

Режим военного положения - это функционирование систе­мы национальной безопасности при наличии угроз националь­ным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Этот режим регулируется законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного по­ложения и созданием на базе Совета Безопасности Государствен­ного Комитета по обороне, который:

· осуществляет режим прямого государственного управле­ния;

· принимает полное руководство и ответственность по отра­жению и уничтожению угроз национальной безопасности;

· разрабатывает, вводит и реализует оперативные планы по обеспечению национальной безопасности и ведению бое­вых действий;

· принимает решение о привлечении и задействовании стратегических ресурсов страны.

Тема 6. Методическая оценка уровня национальной безопасности и ее видов.

6.1.Методические подходы количественной оценки уровня национальности безопасности.

6.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства.

6.1.Методические подходы количественной оценки уровня национальности безопасности.

Жизненно важные интересы личности, общества и государства находят свое отражение в политике государства в различных конкретных сферах жизнедеятельности. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации, достижения поставленных целей развития и выполнения принятых решений.

Однако на практике поставленные цели сплошь и рядом не достигаются в полной мере из-за изменения различных факторов внешней и внутренней среды, но главным образом из-за противодействия, порождаемого угрозами безопасности, которые и возникают только в процессе реализации социальных интересов. Поэтому уровень защищенности интересов в процессе их реализации определяет степень достижения поставленных целей и в конечном итоге эффективность государственного управления в целом.

При этом возникает сложнейшая теоретическая и практическая задача разработки методов измерения уровня национальной безопасности. Это необходимо для создания механизма заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз безопасности, которую нельзя решить без разработки определенного набора индикаторов, позволяющих с достаточной степенью достоверности оценить уровень текущего состояния безопасности личности, общества и государства.

Сейчас превалируют два ос­новных направления решения этой задачи в нашей стране:

§ путем определения пороговых значений некоторого набора социально-экономических показателей.

§ сформировать набор специальных измеряемых показателей по отдельным видам угроз безопасности и регулярно осуществлять мониторинг состояния окружающей среды по этим показателям.

Первый путь представляется бесперспективным по ряду причин. Во-первых, сам набор этих показателей не имеет отношения к безопасности, поскольку отражает только текущее состояние страны, а не ее национальные интересы. Во-вторых, эта методика ориентирована исключительно на определение допустимого порога ухудшения реальной ситуации в различных сферах жизнедеятельности. В-третьих, условность и неэффективность метода пороговых значений.

Второй путь представляется более плодотворным, поскольку он ориентирован на оценку одного из важнейших элементов системы безопасности - потенциальных и реальных угроз. Однако и этот подход не позволяет решить задачу оценки уровня безопасности из-за отрыва угроз от интересов. А этого допускать нельзя, так как даже по определению угроза всегда связана с конкретным интересом. Смешение уровня безопасности с уровнем опасности угроз - это методологическая ошибка.

В связи с вышеизложенным наиболее обоснованным с методологической точки зрения подходом к оценке уровня национальной безопасности, всех ее типов и видов следует признать метод определения уровня защищенности жизненно важных интересов от угроз. Решение этой задачи представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Алгоритм решения этой задачи в самом общем виде выражает последовательность операций и взаимосвязанных расчетов.

При этом выделяются три самостоятельных, но взаимосвязанных блока расчетных операций:

1. Блок жизненно важных интересов. Определение жизненно важных интересов объектов безопасности. Формирование параметрической структуры жизненно важных интересов Количественная оценка параметров, характеризующих жизненно важные интересы.

2. Блок угроз жизненно важным интересам. Выявление угроз безопасности. Привязка угроз безопасности к конкретным жизненно важным интересам.

3. Блок рисков безопасности. Определение риска безопасности по каждому жизненно важному интересу. Оценка уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности.

6.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства.

 

 

Важнейшей исходной базой для оценки уровня национальной безопасности является разработка системы количественных показателей, отражающих содержание конкретного жизненно важного интереса личности, общества, государства. Без отражения интересов в конкретных количественно-качественных показателях невозможно перейти к государственному управлению через интересы, к научному управлению обществом вообще. Без этого нельзя также измерить безопасность и осуществлять оптимальное управление безопасностью, ориентированное, главным образом, на предупреждение воздействия угроз.

Для каждого объекта (личность, общество, регион, государство и т.д.) можно выделить несколько жизненно важ­ных интересов, являющихся доминирующими, ключевыми, по сути определяющими и другие более мелкие и конкретные интересы.

Простой перечень интересов сам по себе не может лечь в основу политики и государственного управления и останется простой декларацией, если не наполнить каждый интерес конкретным содержанием. Поэтому необходимо сформировать параметрическую структуру жизненно важных интересов - систему показателей, совокупность которых выражает содержательную сторону интереса. Вполне достаточной для практических нужд представляется система из 10-20 показателей в денежной или ненадежной форме по каждому интересу.

Например, к жизненно важным интересам личности следует отнести:

· повышение уровня жизни;

· повышение качества жизни;

· гарантия конституционных прав;

· обеспечение социальной справедливости;

· стабильность жизнедеятельности, личная и имущественная безопасность.

Параметрическую структуру этих интересов можно представить в следующем виде (таблица 1).

Таблица 1

Жизненно важный интерес
Уровень жизни Качество жизни Гарантия конституционных прав Социальная справедливость Стабильность жизнедея­тельности. Личная и иму щественная безопасность
оход на одного человека   Расход на одно го человека.   Средний уровень реальной заработной платы.   Доля расходов на питание.   Доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.   Среднее количество дней оплачиваемого пуска.   Продолжительность рабочей недели.   Доля пенсионеров в населении   Чистая миграция (прибыло-убыло).   Доля доходов, направляемых на сбережение.   Величина официального прожиточного минимума.   Доля оплаты жилья в доходах семьи Общая жилая площадь на душу населения.   Число телефонов на 1000чел. населения. Количество легковых автомобилей на 1000 чел. населения.   Количество граждан, совершивших турпоездки в дальнее Зарубежье.   Количество библиотек.   Количество музеев.   Среднее количество свободного времени в неделю.   Количество больничных коек на 1000 чел. населения.   Доля расходов на образование в общих расходах.   Ожидаемая продолжительность жизни.   Уровень рождаемости.   Количество детских садов на 1000 чел. населения.   Доля газифицированных жилых домов. Доля безработных в трудоспособном населении   Количество бездомных людей.   Число обращений с жалобами к Президенту РФ- га- ранту конституционных прав.   Число обращений граждан в органы Прокуратуры РФ о нарушении их прав.   Число постановлений органов Прокуратуры РФ об отмене противозаконных решений органов исполнительной власти.   Число обращений граждан в Верховный суд РФ о нарушении их прав.   Число обращений граждан РФ в Международный суд в Страсбурге. Разница в доходах богатых и бедных слоев населения (коэффициент Джини).   Разница в доходах на душу населения по ре- гионам страны.   Разница в зарплате мужчин и женщин.   Число обучающихся за границей.   Число не обучающихся лиц школьного возраста.   Доля школьников, обучающихся во вторую смену.   Доля женщин в парламенте.   Доля женщин в государственном управлении.   Доля женщин в численности официальных безработных.   Разница в оплате труда по секторам и сферам жизнедеятельности.   Доля не работающих пенсионеров в их общем количестве. Количество совершенных преступлений.   Количество транспортных происшествий.   Количество пожаров.   Доля занятых, получивших профессиональные заболевания.   Доля занятых, получивших производственные травмы.   Доля детской преступности в общем количестве преступлений.   Уровень смертности.   Уровень детской Смертности.   Доля больных людей в общем населении.   Доля заключенных в населении.   Доля людей, имеющих судимость, в населении.   Количество разводов.

 

Предложенная параметрическая структура жизненно важных интересов личности представляет собой, безусловно, только лишь один из возможных вариантов решения этой проблемы. Необходимо модернизировать статистику на всех уровнях и выработать отечественную систему показателей, отражающих содержание основных национальных интересов, опираясь при этом на опыт других стран и Организации Объединенных Наций.

Так специалистами ООН в 1990 г. был предложен показатель - индекс человеческого развития (ИЧР), характеризующих развитие человека - долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения. Уровень жизни определяется объемом реального ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни - паритет покупательной способности (ППС).

Важной особенностью ИЧР является то, что в отличие от ВВП он позволил выйти за рамки чисто стоимостных значений, объединить показатели, измеряемые в различных единицах, и выработать для них единую меру измерения.

По методологии расчета ИЧР каждый исходный показатель входит в него не в абсолютных значениях, а в виде относительного индекса, характеризующего место конкретной величины данного показателя в шкале между минимальным, принимаемого за «0», и максимальным, принимаемого за «1», его значениями. Так, при расчете ожидаемой продолжительности жизни за минимум принято 25 лет («0»), за максимум - 85 лет («1»). Тогда для страны или региона с фактической ожидаемой продолжительностью жизни в 55 лет ее индекс составит 0,5.

Уровень образованности рассчитывается как среднеарифметическое значение двух показателей: грамотности взрослых в пределах от 0 до 100% (всеобщая грамотность) с весом в две трети и средней продолжительности учебы от до 15 лет, принимаемого за максимум, с весом в одну треть.

Для расчетов индекса уровня жизни приняты за минимум 200 долл. США («0»), а за максимум - 40 тыс. долл. США («1»). Для учета влияния на величину ИЧР резкого неравенства в уровне материального благополучия в различных странах или регионах в расчет данного индекса введены некоторые коэффициенты частичности по прогрессивной шкале. Если величина реального ВВП на душу населения с поправкой на ППС превышает среднемировой уровень, то величина этого коэффициента уменьшается, так как считается, что дальнейшее увеличение дохода на душу населения рассматривается как излишество и уменьшение его вклада в общее человеческое развитие.

В результате считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень, страны с ИЧР в диапазоне 0,5-0,8 -средний уровень, а страны с ИЧР свыше 0,8 - высокий уровень челове­ческого развития.

Сравнение показателей ВВП и ИЧР подтвердили высокую степень корреляции между ними, т.е. более богатые страны с большим ВВП, естественно, имели и большее значение ИЧР. Однако во многих случаях эта взаимосвязь не прослеживается. Более того, за исследованный период ни у одной страны величина ИЧР не уменьшилась, в то время как объем ВВП в ряде стран в этот период периодически снижался. Иными словами, показатель ИЧР более устойчив в оценке состояния и тенденций развития человека и общества.

Для оценки общего благосостояния необходимо использовать в тесной взаимосвязи показатели, характеризующие и экономическое, и неэкономическое благосостояние.

Главным инструментом изменения в ту или другую сторону неэкономического благосостояния является воздействие на использование дохода. Одну и ту же сумму денег можно направить на удовлетворение разных потребностей. При этом различные виды потребления могут по разному влиять на уровень общего благосостояния. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку при разработке госу­дарственной экономической и социальной политики необходимо учитывать насколько сильно неравенство в распределении доходов скажется на общем благосостоянии, а не только на его материальной, экономической стороне. А это, в свою очередь, обяжет государство принимать большее участие в формировании подлинно необходимых обществу осознанных потребностей, т.е. интересов. Радикально-уравнительное распределение богатства между членами современного цивилизованного общества ведет к ограничению роста культуры в обществе и в конечном итоге к его деградации. Поэтому, хотя мы и привыкли подчеркивать, что экономика определяет политику, действие одного и того же экономического фактора неизбежно ведет к различным последствиям даже экономического характера в зависимости от общих сложившихся в обществе условий, в том числе и политических.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных