Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Работа по таблице (ксерокопии раздаются на каждый стол). Обучение конспектированию по учебнику и лекции учителя




Комментарий. Русская литература ХVIII в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

 

Русская литература ХVIII в.
Период Характерные черты Имена
I. Литература Петровского времени Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы Феофан Прокопович
Становление новой литературы
II. 1730—1750 гг. Формирование классицизма. Расцвет жанра оды А. Д. Кантемир В. К. Тредиаковский М. В. Ломоносов А. П. Сумароков
III. 1760 —пер. пол. 1770-х годов Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма В. И. Майков М. Д. Чулков Н. И. Новиков В. В. Тузов М. М. Херасков
IV. Последняя четверть века Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций Д. И. Фонвизин Г. Р. Державин А. Н. Радищев И. А. Крылов Н. М. Карамзин И. И. Дмитриев

 

IV. Определение понятия «классицизм». Классицизм в России

Истоки мирового классицизма — во Франции ХVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н. Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:

 

Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.

 

Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров.

Вот еще одно высказывание Буало:

 

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

 

Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».

Характерные черты классицизма (записываются в тетрадь):

— культ разума

— художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

— строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

— жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

— человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

— идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;

— подчеркивается объективность повествования;

— активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Основной лозунг классицизма ХVII—ХVIII вв. — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).

Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа — тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии — это идеальная героиня, герой любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных