Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально –экономические факторы формирования образа среды




Будучи внутренне свободным, творчество дизайнера внешне обусловлено целым рядом ограничений. С одной стороны, дизайнер, как деятель искусства, должен наращивать культурный потенциал общества, с другой — обязан следовать социально-экономическим, функциональным, технологическим и другим законам и требованиям, учитывая непременное многообразие целей для каждой проектной ситуации, причем целей зачастую противоречивых или даже взаимоисключающих друг друга.

Образ среды — конкретное представление о средовом объекте, закрепленное в сознании его характерными чертами и визуальными впечатлениями, передающими эмоционально-эстетическое, духовное содержание этого объекта; комплексное эмоционально-художественное впечатление от среды.

Основная, результирующая категория восприятия и художественного осмысления окружающего нас мира, в контексте понятия «среда» неразрывно связанная со свойствами ее слагаемых. (пространственный и предметный комплексы, единство процессов жизнедеятельности и их отношений с человеком, потребителем среды), синтезирующая впечатления от каждого из них в общее идейно-чувственное представление.

Образ среды. может складываться стихийно, в результате случайного взаимодействия спонтанно действующих факторов и материально-пространственных условий, может «программироваться» целенаправленно, в процессе работы специалиста (архитектора, дизайнера, художника). Восприятие Образа среды.. разными людьми и слоями общества происходит индивидуально, но обязательно на базе определенного, общего для всех содержательного начала, что делает образ среды наиболее значимых произведений архитектурно-дизайнерского искусства достоянием и ценностью общечеловеческой культуры.

Различают четыре уровня содержания и освоения образного начала в среде:

1) реальное зрительное представление об объекте, его индивидуальных особенностях и свойствах;

2) осознание принадлежности средового объекта общезначимым функционально-художественным стереотипом среды (жилая, производственная, историческая и т.п.);

3) внедрение в «родовые» характеристики облика средового объекта индивидуальных оттенков и эмоциональных ощущений (торжественность, деловитость и пр.);

4) появление в образных характеристиках яркого «личного» художественного и идейного содержания, преображающего средовую систему в признанное произведение искусства

Формирует образ среды. в процессе проектной работы, с одной стороны, система определенных художественных средств и приемов их организации (композиция и гармонизация предметно-пространственного комплекса и образующих его функциональных явлений), с другой — нарушение композиционных и функциональных канонов, появление новых форм и структур как в содержании среды, так и в принципах ее овеществления и визуализации. Таким образом, формирование новых художественных разновидностей образа среды. есть одновременно и процесс социального и материально-технического развития общества, и результат поиска и развития его художественной культуры, отраженные в объективных и субъективных закономерностях и возможностях сре­дового проектирования. Этим объясняется многообразие вариантов содержания и формы образа в средовых объектах и системах и непрерывная смена этих форм, накопление новых об­разных ценностей в нашей истории и повседневной жизни.

Жилая среда человека довольно точно репрезентирует его социальный мир во всем своем обустройстве. То, как организовано жилое пространство коллективного поселения и отдельного конкретного жилища, свидетельствует о занятиях населяющих их людей, о возможных угрозах и опасностях, о способах решения ежедневных утилитарных проблем, о групповой структуре сообщества и свойственной людям философии пространства и даже общественной иерархии. Тысячелетиями существуют и развиваются города − центры торговли, образования, производства. В них сформировались особые механизмы территориального управления, были конституированы свободы городского сообщества, эволюционировала и совершенствовалась политика. В городском пространстве, так же, как в пространстве отдельного дома, спроецирована субъективная история и культура населяющих его хозяев. Собственно организация пространства и его функциональное наполнение является свидетельством того делового прагматизма и той ценностной иерархии, которую исповедуют жители. Исследователи справедливо отмечают, что «причины урбанизации не сводятся к производству, расселению, ресурсам или территории, а складывается из многомерной совокупности параметров жизни человека, прежде всего связанных с развитием культуры и цивилизации в их широком понимании.

Прежняя модель строительства дома вокруг очага (кухни) сменяется концепцией дома как центра релаксации и неформального досуга, где кухни может и не быть; множество комнат как олицетворение ценности и роскоши уединения сменяется концепцией открытого пространства, где зоны перетекают друг в друга, максимально освобождая человека от физических и визуальных преград. Такие же изменения претерпевает и ландшафтный дизайн, и архитектурное пространство современного города, возносящегося стрелами многоэтажек делового центра и ниспадающего в частные земельные владения жителей окраин

Совокупность социально-бытовых требований к типу жилой среды формируется образом жизни данного человека или группы людей (семья, студенческий или рабочий отряд и пр.). Именно он кристаллизует наиболее общие, наиболее емкие характеристики поведения человека в быту, определяет количество и качество функций, осуществляемых в пределах жилища (от еды до воспитания детей) в зависимости от конкретики жизненных обстоятельств.

Если условно не принимать во внимание законы стоимости, ограничивающие уровень комфорта жилой среды, то важнейшими среди факторов ее организации считаются длительность пребывания (использования) и степень коллективности (социальная обусловленность) этого использования.

Чем короче срок связи человека с данной жилой ячейкой (гостиница, каюта парохода и т.д.), тем ограниченнее круг требований к ее "личному" оснащению, тем меньше отводится ему пространства и оборудования, обеспечивающих минимум предметно-пространственных услуг (сантехкабина, спальное место, емкости для багажа и т.п.). И наоборот, "постоянное" жилище всегда имеет тенденцию к "обрастанию" как бы ненужными, но дорогими человеку вещами и удобствами (специальное место для отдыха, для чтения, домашней работы и пр.), "резервными" пространствами многоцелевого использования. Соответствующие средовые структуры наиболее полно осуществлены в композиции "средней" городской квартиры, где есть места приготовления и потребления пищи, хранения продуктов и хозяйственных вещей, санитарно-технический блок, прихожая, спальни,

Современный мир активно актуализирует решение проблем совершенствования нашего образа жизни, что делает важнейшей задачей архитектуры и дизайна улучшение так называемой «средовой обстановки», обеспечение культурной преемственности в условиях интенсивной модернизации всех сторон мироустройства. Через дизайн архитектурной среды архитекторы и дизайнеры, расширяя свое участие в формировании условий для различных областей жизнедеятельности, переходят к дизайн - программированию многоотраслевых и региональных проблем, углубляют связи с художественной культурой, привлекают данные и методы гуманитарных наук, опираясь при этом на истолкование достижений проектной культуры в свете выявления гармоничных взаимосвязей образа жизни и оптимальной организации предметно - пространственной среды обитания.

Гармоничное единство предметных и пространственных условий «нормального» образа жизни является целью взаимодействия архитектуры и дизайна. А значит, преобразования предметно - пространственной среды затрагивают не только функционально - экономические вопросы, но и сферу духовной культуры. Ибо речь идет о новом человеке, о воспитании его эстетических вкусов, о красоте и рациональности окружающего нас мира. В конечном счете — о формировании условий для нового, «идеального» образа жизни

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных