Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Крах воинственного мессианизма




 

Во второй половине 60-х годов до н.э. в Иудее вспыхнуло восстание против римского владычества. Шла отчаянная борьба между мощной военной машиной Римской империи и восставшим народом. Силы были весьма неравны, надежд на победу восставших при трезвом подходе к делу питать было нельзя. Но партия наиболее непримиримо настроенных повстанцев - зелоты - требовала борьбы до конца и убеждала верующих в том, что им на помощь придет божий посланец - мессия, который возглавит восстание, одолеет римлян и создаст новое еврейское государство, охватывающее весь мир. Пока не было мессии, во главе восстания стояли обыкновенные люди - Елезар, Симон бар Гиора и Иоанн из Гисхалы. В случае победы любой из них мог сойти за мессию и принять на себя все вытекавшие из этого звания божественные обязанности и права. Но победа не наступила.

Римские легионы возглавлял Флавий Веспасиан. Он брал один за

другим города Галилеи и Иудеи, расправляясь с их населением примерно

такими же способами, какими когда-то евреи расправлялись с коренным

населением Ханаана: в Иотапате он истребил 11 тысяч человек, в

Тивериаде перебил 12 тысяч нетрудоспособных, 30 тысяч продал в

рабство, а 6 тысяч наиболее сильных мужчин отправил скованными в

Грецию на рытье канала через Истм. Веспасиан неуклонно продвигался к

Иерусалиму.

Там собрались остатки разбитых войск повстанцев и три их вождя.

Так как богатые и знатные граждане были склонны к капитуляции, их

перебили. Один из вождей повстанцев объявил себя мессией, но оба

других не хотели его признать таковым и не прочь были сами занять это

место. Началась внутренняя междоусобная борьба между кандидатами в

мессии.

Между тем в апреле 70 г. сменивший Веспасиана Тит подошел к

Иерусалиму. После осады, длившейся несколько месяцев, город был взят

штурмом. Около месяца шли уличные бои, но результат был предрешен.

Иерусалим был разрушен, храм - сожжен, золотая богослужебная утварь -

захвачена для того, чтобы потом составлять одно из наиболее эффектных

украшений триумфального шествия победителя по улицам Рима. Вожди

восстания были взяты в плен и преданы мучительной казни. Не помог бог

Яхве "избранному" им народу. Все мессии, на которых по очереди

возлагались надежды, не оправдывали этих надежд, - не побеждали они

всех врагов, не овладевали троном Давида, раньше или позже терпели

поражение и погибали.

Религиозная фантазия подсказывала другие возможные решения.

Эссенский вариант мессианической легенды становился все более

убедительным. Может быть, так и надо, чтобы мессия сам погибал, а

спасение приходило именно в результате этой смерти? Может быть,

действительно мессия - не реальный политический вождь, а жертва людей,

закланный за них агнец, своими страданиями и смертью искупающий их

грехи? Конечно, когда-нибудь спасение наступит и реально, но пока это

только спасение "в духе", в идее, в принципе. Такого рода учения

начинают распространятся среди потерпевших тяжелое поражение,

потерявших всякие следы национальной самостоятельности евреев во

второй половине I века до н.э.

Сказанное относится не только к жителям Палестины, но и к евреям

диаспоры, более того - к населению всей Римской империи. Тяжелое

поражение, понесенное в Палестине, не могло не отразится на моральном

состоянии евреев независимо от места их проживания, ибо их объединяла

общая религия, центром которой был Иерусалим с его храмом. Однако, для

того чтобы понять социально-исторические корни первоначального

христианства, надо рассмотреть, в каких условиях жил трудящийся люд

Римской империи в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных