Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Археология и библейские повествования 9 страница




Главный же бог Зевс отличается своей склонностью к романтическим

похождениям как с богинями, так и с земными женщинами. Другие боги и

богини тоже весьма склонны к легкомысленному образу жизни: Афродита,

например, изменяет своему мужу Гефесту с Аресом.

Почему же религиозная фантазия изображает богов в таком совсем не

возвышенном виде? Потому, что человек всегда строил свое представление

о боге по своему образу и подобию. А этот образ и это подобие всегда

отражали наличный уровень развития производительных сил, характер

существующих производительных отношений и общественного строя,

сложившиеся формы общественного и личного быта, сложившийся умственный

и моральный облик людей. Таковы были люди, в сознании которых

сложились мифы, и герои этих мифов могли отличаться от людей того

времени лишь настолько, насколько религиозная фантазия в состоянии

извратить отражение действительной жизни в человеческом сознании.

То же относится и к библейскому образу бога Яхве. Почему он

выглядит в таком неприглядном свете? Разве не могли иудейские и

христианские священники изобразить в Библии своего бога образцом всех

добродетелей?

Это было бы возможно только в том случае, если Библия создавалась

бы той или иной группой современных церковников единовременно и, так

сказать, "по специальному заказу". Но, как мы видели выше, она

формировалась постепенно на протяжении тысячелетия, и в ней отразились

нравственные представления людей того исторического периода, когда

соответствующие библейские тексты появлялись. Единственное, что могут

теперь сделать церковники, - это пытаться при помощи всяких натяжек и

прежде всего при помощи произвольных аллегорических "истолкований"

придать нравственному облику библейского бога и других библейских

персонажей благообразный вид. Стоит, однако, подойти к вопросу при

помощи методов беспристрастного и научного исторического анализа, как

несостоятельность попыток приукрашивания библейского и всех прочих

богов делается очевидной.

Научить людей нравственному и достойному поведению на библейских

примерах даже в рамках и нормах, которые требуются религией,

невозможно.

Не все, правда, решается примером. Можно сказать, что в Библии

есть определенные предписания, требования, заповеди, и что именно они

учат человека добру. Неважно, дескать, как ведут себя библейские

герои, а важно, чему учит Библия в своих поучениях. Попробуем

рассмотреть вопроси и с этой стороны.

*Слово и дело* Свод нравственных правил Библии дан в знаменитых

десяти заповедях. Мы уже говорили о том, что в Ветхом Завете они

содержатся в двух разных вариантах. В данной связи это не имеет

решающего значения, и мы возьмем те заповеди, которые представляются

наиболее соответствующими представлению о нравственном поведении.

В самом деле, разве плохое нравственное правило - "не

прелюбодействуй", т.е. не развратничай? Не убивай, не кради, не

произноси ложного свидетельства, не желай имущества ближнего своего,

почитай отца и мать - совсем, казалось бы, неплохие нравственные

нормы. И любой верующий или служитель религии скажет в связи с этим,

что нужно не критиковать эти библейские заповеди, а, наоборот,

пропагандировать их и распространять. Но дело обстоит здесь совсем не

так просто.

В заповеди сказано "не убивай", а люди, которые считаются

образцом выполнения заповедей, убивают на каждой странице Библии и в

одиночку, и в массовых масштабах. Сказано "не прелюбодействуй" - и тут

же описывается такая прелюбодейная практика самых "праведных"

библейских персонажей, что и сама заповедь выглядит каким-то пустым

звуком. Не кради, не желай чужого имущества - и в то же время

праведники только и делают, что присваивают чужое имущество, притом с

полного благословения бога, а чтобы легче это было осуществлять,

владельцев имущества уничтожают, тоже с божьего благословения. Такое

систематическое и вопиющее расхождение слова с делом само по себе

влияет отрицательно на нравственность.

Когда человек видит, что на словах проповедуется одно, а на деле

практикуется нечто прямо противоположное, он перестает верить в какую

бы то ни было проповедь. Самые благонамеренные заповеди превращаются в

его глазах в пустую болтовню, которой не следует придавать значение.

Слова - для формы, для "вывески", для обмана легковерных людей, а на

деле - поступай, как тебе выгодно и не стесняй себя никакими

ограничениями. Лицемерие глубоко развращает людей, оно лишает их не

только определенных норм морали, но и вообще всякой морали. Такой

человек может с чувством проповедовать любые заповеди, может

произносить прочувствованные речи на возвышенные темы и в то же время

заниматься самыми грязными делами. Именно так поступает любой ханжа,

уверяющий всех в своей абсолютной преданности заповедям и без

колебания нарушающий их не только тайно, но иногда и явно.

То вопиющее расхождение слова с делом, которое мы видим в Библии,

не может научить людей ничему хорошему, оно в состоянии только научить

их изощренному лицемерию, воспитать в них лживость и ханжество. Дело,

однако, не только в расхождении слова с делом. Само это "слово"

таково, что его никак нельзя рассматривать как руководство к

нравственному поведению.

*Мораль рабовладельцев* Как мы уже говорили, не существует единой

морали для всех времен, даже для различных классов одного и того же

общества. Это и имеется ввиду, когда мы говорим, что мораль имеет

исторический и в классовом обществе классовый характер. Нормы морали,

выраженные в Библии, носят на себе отпечаток той эпохи, в которую

соответствующие библейские книги возникали. Возьмем, например, такую

заповедь: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего

твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего,

что у ближнего твоего"[Исход, гл.XX, ст.17.]. Самый текст этой

заповеди ясно говорит о тех общественных условиях, в которых она

возникла. Это условия рабовладельческого общества, основанного

преимущественно на земледельческом производстве с применением тягловой

силы волов и ослов; женщина в этом обществе по существу является

собственностью главы семьи наряду с такой собственностью, как рабочий

скот, жилище и т.д.

Любая другая из заповедей также исторически обусловлена. "Не

укради" - это значит не посягай на собственность рабовладельца.

Заповедь "не убивай" означала в условиях того времени запрещение не

убийства вообще, но только убийства своих соплеменников, а в еще более

ранние времена - членов своего рода. Заповедь о почитании родителей

имеет в Ветхом Завете совсем другое содержание, чем то уважение к

старшим и к родителям, которое мы воспитываем у нашего молодого

поколения. Там это была норма родового строя - требование

беспрекословного повиновения главе рода или семьи вплоть до того, что

он имел полное право принести своего сына или свою дочь в жертву богу

или богам, и никакое сопротивление несчастной жертвы не могло

встретить чьей-либо поддержки: в Ветхом Завете много рассказано о

жертвоприношении детей. Какой смысл имеют попытки доказать, что

исполнение заповедей библейской морали в наше время может иметь

какое-то положительное значение?

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нет, не может рабовладельческая мораль Библии научить чему-либо

хорошему трудящегося человека, сознающего свое классовое и

человеческое достоинство. В нашу эпоху только то, что способствует

построению коммунистического общества, является нравственным и

соответствует понятию добра. Но, конечно, не Библия и не какая бы то

ни было другая религиозная книга может научить людей бороться за

коммунизм.

Построить такой общественный порядок, при котором навсегда отошли

бы в прошлое войны и эксплуатация человека человеком, вражда между

людьми, жестокость и грубость нравов, несчастное и придавленное

положение людей, - построить такое общество трудовое человечество

сможет, только руководствуясь марксистско-ленинской наукой. А

марксизм-ленинизм по существу своему чужд всякой мистике и религии.

Библия для него есть, как и всякая религиозная книга, человеческое

произведение, созданное в те времена, когда над сознанием людей

тяготели религиозные кошмары. Сознательный трудящийся человек

освобождает свое сознание от религиозного ига и устремляет все свои

силы на овладение наукой, дающей ему возможность с наибольшим успехом

участвовать в строительстве новой счастливой жизни для себя и для всех

других людей.

 

======================================================================

Прим: ** - жирный шрифт. {} - наклонный шрифт.

Популярность: 79, Last-modified: Wed, 18 Mar 1998 04:51:10 GMT






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных