Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Патопсихологическое исследование нарушений памяти




Патопсихологический подход к исследованию нарушений памяти осуществляется с позиций деятельностного подхода. В рамках этого подхода в исследовании патологии памяти наиболее важными являются вопросы о:

а) строении мнестической деятельности опосредованного и непосредственного, произвольного и непроизвольного запоминания;

б) динамике мнестического процесса;

в) мотивационном компоненте памяти.

Амнестические синдромы имеют сложное строение, в них не всегда удается вычленить отдельно эти характеристики, большей частью они переплетаются; однако экспериментально удается нередко выделить ведущую роль того или иного компонента.

В патопсихологии наиболее полно экспериментально исследованы такие формы нарушения памяти, как:

- нарушение непосредственной памяти;

- нарушение опосредованной памяти;

- нарушение динамики мыслительной деятельности;

- нарушение мотивационного компонента памяти.

 

Вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с психологическим исследованием нарушений памяти по книге [2].

2. Какие методики используются для исследования нарушений памяти?

3. Какова сущность Корсаковского синдрома, и какой процесс памяти при этом нарушается?

4. В чем проявляется нарушение динамической стороны памяти?

5. Что такое "эффект Зейгарник", и как он проявляется у психически больных людей?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 70-84.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 147-169.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 113-119.

 


Нарушения мышления

 

Классификация нарушений мышления в психопатологии

 

1. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения (маниакальное, гипоманиакальное состояние), характеризуется быстрым, облегченным возникновением ассоциаций. Суждения поспешны, не продуманы, односторонни. Мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При значительном ускорении мышления появляется скачка идей.

б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления, уменьшении количества идей, затруднениях осмысления при сохранности уровня обобщения и отвлечения. Характерен монодеизм – своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (сосредоточенность на отрицательных эмоционально окрашенных мыслях).

в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга). Инертностью протекания психических процессов может объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые объединяются понятием "фиксированные формы поведения" – акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения.

Один из видов инертного мышления – вязкое мышление – наблюдается при эпилептическом слабоумии. Характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, "топтанием" на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое.

2. Нарушение структуры мыслительной деятельности – нарушение логики, целенаправленности мышления. Вот некоторые виды подобных нарушений:

а) Аутистическое мышление. Понятие "аутизм" в психиатрию было введено Э. Блейлером (1911). Под аутизмом он подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Аутистичное мышление управляется не законами логики, а "аффективными потребностями", под которыми Блейлер подразумевал стремление человека испытывать удовольствие и избегать неприятных переживаний. Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни.

б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Основано на поверхностных, формальных аналогиях. Преобладают формальные, случайные ассоциации при уходе от содержательной стороны задачи. Цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к "рассуждательству". Обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных, их потребностью в самоутверждении. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.

в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов – ошибок преднамеренных, цель которых – ввести в заблуждение кого-либо, паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются. Характерна страстность, с которой доказываются и защищаются недостаточно подкрепляемые выводы. Критика в отношении логических ошибок отсутствует.

3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления):

а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. Больной понимает их нелепость, критически к ним относится.

б) Сверхценные идеи – отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. Связаны с паралогическим мышлением и резонерством. Мышление становится тенденциозным, односторонним, все, что стоит в стороне от сверхценной установки или идет вразрез с ней, игнорируется.

Сверхценные идеи, как патологическое явление отличаются от доминирующих идей, которые могут встречаться у психически здоровых. Например, человек одержим научной идеей, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких. Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).

в) Бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.

 

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации. В психиатрии не существует единого принципа анализа этих расстройств. Б.В. Зейгарник, опираясь на понимание мышления как особой деятельности, попыталась определить наиболее общие параметры этих нарушений и на их основе выделила определенные виды патологии мышления.

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

а) Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны.

б) Искажение процесса обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. В основу обобщения берутся чрезвычайно общие признаки, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

в) Соскальзывания – ошибочные суждения, носящие единичный, эпизодический характер. Наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Напоминают непоследовательность суждений, но не связаны с истощаемостью. Обусловлены своеобразным нарушением ассоциативного процесса, большей частью не корригируются исследующим. Отсутствует связь между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений.

2. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

а) Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания. Два вида:

– Неустойчивость суждений. Уровень обобщения не снижен, но адекватный характер суждений неустойчив, т.е., адекватные суждения чередуются с неадекватными. Является проявлением нарушения умственной работоспособности при повышенной истощаемости психической деятельности органического генеза.

– Скачка идей – хаотичность ассоциаций, повышенная откликаемость. Характерна для больных, находящихся в маниакальном состоянии.

б) Инертность мышления проявляется в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. В ее основе –инертность связей прошлого опыта. Больные не могут изменять ход своих суждений, склонны к чрезмерной детализации, затрудняются операции обобщения и отвлечения.

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления:

а) Разноплановость мышления: ее суть в потере предметной однозначности ("полисемантизме"). Предметная однозначность – это закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. При разноплановости мышления, суждения больного о каком-то явлении протекают как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих вкусов и установок. Соответствует общей неадекватности установок, мотивов, эмоций больных шизофренией.

б) Резонерство (бесплодное мудрствование).

4. Нарушение критичности мышления: человек не сравнивает свои действия с ожидаемыми результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их. Связано с нарушением процесса саморегуляции познавательной деятельности – проявлением нарушений личности (невозможность осознания своего поведения, нарушение подконтрольности своих действий, их опосредованности).

 

Вопросы и задания:

1. Какие стороны нарушения мышления выделяют в патопсихологии?

2. Какие методики используются для исследования нарушений мышления?

3. В чем сущность явлений снижения и искажения процессов обобщения?

4. В чем проявляется нарушение критичности мышления?

5. К нарушению какой стороны мыслительной деятельности относится явление резонерства и почему?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных