Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интеграция и дифференциация субъектов в группе.




Знание процессов интеграции и дифференциации, происхо­дящих в группе, имеет большое практическое значение, так как от этого зависит существование самой группы, результаты её деятельности и характер межличностных отношений, которые возникают между её членами. Особенно большое влияние на жиз­недеятельность группы оказывает сплоченность её членов в одну дружно действующую команду, для которой характерно нали­чие единства целей и действий.

Для того, чтобы происходил процесс интеграции субъектов в сплоченную группу необходима не только совместная физи­ческая активность, но и психологическая близость, возникшая на основе чувств симпатии и взаимного тяготения в силу совпа­дения нравственных ценностей и установок. Отсюда интегра­ция - это процесс объединения субъектов в сплоченную группу под влиянием взаимного притяжения, возникшего на основе чувств симпатии и совпадения нравственных ценностей и уста­новок.

Одним из психологических факторов, обеспечивающих ин­теграцию субъектов в сплоченную группу, является психологи­ческая совместимость. В основе психологической совместимос­ти лежит не только совпадение социально-психологических ха­рактеристик, но и психофизиологическое сходство индивидов. Причем, в одном случае интеграция группы зависит от психофи­зиологической совместимости, а в другом случае - от социаль­но-психологической. Это связано как с характером деятельнос­ти, так и с психическими свойствами и с профессиональной под­готовкой субъектов. Так, если они занимаются умственным тру­дом, то их интеграция в сплоченную группу возможна только при оди­наковом уровне умственного развития и при наличии соответствующей профессиональной компетентности.

В педагогических коллективах сплоченность зависит, кро­ме этого, от наличия у педагогов высоконравственных психи­ческих свойств личности. В трудовых группах интеграция зави-


психофизиологической совместимости индивидов, совершающих совме­стно сложные производственные операции на одном и том же месте. Есть и такие виды групп, где требуется как психофизиологическая, так и социально-психологическая совместимость (спорт, авиация, космо­навтика и др.)

Большое значение психологическая совместимость имеет и для интеграции бытовых групп. Семейная жизнь, как известно, невозможна без психологической совместимости супружеской пары. В этой групповой диаде взаимоотношения должны иметь гармонический характер. Конечно, лучше всего, чтобы эти от­ношения были идеальными или, по крайней мере, согласованны­ми. Между супругами должна быть, прежде всего, психологи­ческая близость, основанная на совпадении духовных, культур­ных и нравственных ценностей. Если этого нет, то хотя бы про­являлось взаимное уважение и согласие при решении основных жизненных и бытовых вопросов. В противном случае между суп­ругами начинают возникать конфликты, которые часто приво­дят к распаду семьи.

Кроме психологической совместимости большое влияние на уровень интеграции группы оказывает психологический климат. Психологический климат - это общее психическое состояние всех членов группы, обусловленное особенностями ее жизнедеятель­ности, проявляющееся в виде общих переживаний, отношений, установок, мнений, мыслей, желаний и стремлений. На формиро­вание психологического климата оказывают влияние три фак­тора: социально-экономический, организационный и психологи­ческий.

Социально-экономический фактор связан с особенностями общественно-экономического устройства страны, уровнем раз­вития производства, культуры и духовной жизни общества, ко­торые определяют духовный облик и благогосостояние народа, его надежды и чаяния. От этого фактора во многом зависит пси­хологический климат в групповых объединениях. Он может быть по­ложительным, если люди видят, что все делается для блага народа, и отрицательным, если наблюдается спад производства, безработица, развал эк ономики, беззак оние, к оррупция, разгу л преступности.

Не менее важное влияние на психологический климат оказывает организационный фактор, который определяет социальную структуру


группы, распределение функций между её членами, общую организа­цию групповой деятельности, систему управления и контроля, наличие технических средств, санитарно-гигиенические условия, в которых на­ходится группа.

Если деятельность группы четко организована и созданы нор­мальные условия для выполнения своих функций всеми членами группы, если система управления и контроля обеспечивает вы­сокие результаты, а состояние оборудования и санитарно-гигие­нические условия являются нормальными, то психологический климат в группе создается благоприятным и оказывает положи­тельное влияние на психическое состояние каждого члена груп­пы. Если же организация групповой деятельности налажена кое-как, обязанности между членами группы распределены непра­вильно, управление и контроль направлены только да выявле­ние недостатков и наказание виновных, если руководство не за­ботится о создании нормальных условий для труда и отдыха, то это вызывает недовольство, разлад между руководителями и подчиненными и создает атмосферу напряжения в деловых и меж­личностных отношениях. Все это, безусловно, способствует воз­никновению отрицательного климата в группе, который оказы­вает негативное влияние на психику и поведение индивидов в группе. Группа становится неустойчивой, из нее уходят старые члены, появляются новые, сменяются руководители, падает тру­довая дисциплина, начинается развал и неразбериха.

Существенное влияние на психологический климат в груп­пе оказывает также третий фактор - психологический, который связан с характером взаимоотношений между членами группы. В каждой неформальной группе существует несколько нефор­мальных микрогрупп, между которыми могут быть гармонич­ные, противоречивые или конфликтные отношения. Если между этими микрогруппами существуют гармоничные отношения, проявляющиеся в форме дружбы, товарищества, взаимного уважения, и доверия, то это способствует появлению в группе благоприятного пси­хологического климата. Если же между ними существуют противоре­чивые или конфликтные отношения, то возникает недоверие, подозри­тельность, недоброжелательность, завистливость, озлобленность, что приводит к ссорам, взаимным оскорблениям и другим подобного рода явлениям. Естественно, такие взаимоотношения вызывают нездоро-


вызывают нездоровый психологический климат и отрицательно влия­ют на состояние всей группы.

В высоко развитой группе в коллективе на интеграцию и сплочен­ность, как отмечает А.В. Петровский, оказывает влияние такое явле­ние как ценностно-ориентировочное единство, которое проявляется в совпадении установок, оценок и отношений к объектам, имеющий наи­большее значение для группы. Ценностно-ориентированное единство в коллективе предполагает тождество оценок по отношению к нравствен­ному поведению субъектов, проявляющемуся как в деловой сфере, так и в личных взаимоотношениях. Но это единство оценок и позиций не касается индивидуальных вкусов, личных интересов, привычек и эстети­ческих потребностей.

Наряду с интеграцией в группах происходит процесс диф­ференциации. Этот процесс является таким же необходимым как и интеграция, так как группы то возникают, то распадаются в зависимости от сложившихся внешних и внутренних обстоя­тельств.

Дифференциация - это процесс расслоения группы на более мелкие объединения в соответствии со штатным расписанием офи­циальной структуры группы, а также в результате образования неофициальных микрогрупп, возникших на основе межличност­ных взаимоотношений между индивидами. Расслоение формаль­ной группы заложено в её официальной структуре, которая пре­дусматривает наличие более мелких образований и должност­ное положение каждого индивида в их составе. Наряду с этим в группе происходит неофициальное расслоение на микрогруппы, которые возникают в результате проявления чувств симпатии между одними членами группы и антипатии к другим ее членам.

Изучение процессов интеграции и дифференциации в груп­пах осуществляется посредством метода социометрии, который, как уже указывалось, дает возможность установить место каждого субъекта в неофициальной структуре и выявить психологические ме­ханизмы объединения индивидов в микрогруппы.

Другой способ изучения этих процессов, который широко применяется в психологии, называется методом гемеостата. Ге-меостат - это прибор, которым одновременно управляют несколь­ко человек. Это дает возможность изучить проявление процес­сов интеграции и дифференциации, имеющих место в группе,


дача членов группы заключается в том, чтобы совместными действи­ями установить стрелку прибора в заданном положении. Эту задачу можно решить только в том случае, если каждый член группы согласу­ет свои действия с действиями остальных её членов. Если члены груп­пы стремятся к интеграции, то есть к объединению своих усилий для решения задачи, то это им удается сделать. Если же в группе преобла­дает дифференциация, то каждый действует самостоятельно, не счи­таясь с действиями других, и поставленная задача не может быть ре­шена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных