ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вичи, социальной идентичности А. Тэшфела, а также в этогеническойтеории Р. Харре [см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 2001]. Фрагменты этих же требований присутствуют в теории социальной атрибуции М. Хьюстона и Й. Ясперса, при характеристике В. Дуазом уровней объяснения в социальной психологии и т.п. Хотя каждая из названных теорий неоднократно проанализирова-на в отечественной литературе, выделим некоторые их положения, чтобы доказать «сквозной» характер поставленных Гергеном проблеме Как известно, социальное представление рассматривается Мос-ковичи как специфическая форма познания социальной действитель-ности, помогающая обычному человеку понять смысл окружающего его мира [Донцов, Емельянова, 1987]. Социальное представление есть продукт группы, поскольку постичь социальный мир нельзя в одиночку, но можно лишь в процессе коммуникации с другими людьми, включившись в «идентификационную матрицу» — принятую в данной культуре систему значений и символов. Московичи постоянно педалирует мысль о том, что культура создается в общении и через его посредство, а принципы общения определяются общественными отношениями. Поэтому в теориях социальной психологии обязателен анализ социальных условий как основы не только коммуникативных процессов, но и собственно способов формирования знания. Вместе с тем в теории социальных представлений делается упор на такую характеристику индивидуальной когнитивной активности субъекта, как конструирование социального мира, в котором люди реально суще-ствуют и функционируют, т.е. в специфической форме представлена одна из идей постмодернистской парадигмы. Вопрос о том, является ли концепция Московичи фрагментом традиционного когнитивизма или она на самом деле представляет собой вариант социального конструкционизма, активно дискутируется в литературе [Augostinos, Walker, 1996]. Несмотря на критические замечания в адрес этой теории, ее более широкие объяснительные возможности по сравнению с традиционным когнитивизмом очевидны, что обусловлено своеобразным сочетанием последнего с идеями социального конструкционизма, в частности, с его центральным тезисом о преодолении дуализма «субъект — объект». Московичи делаете особый упор на то, что в социальном представлении отражается зна-чимость объекта для субъекта, «тем самым оно является как бы результатом взаимопроникновения субъекта и объекта, в котором сливаются воедино образ и значение» [Шихирев, 1999. С. 278]. И хотя вопрос о том, является ли теория социальных представлений вариантом когнитивизма (социального) или вариантом конструкционизма, остается открытым, принадлежность ее к новой парадигме в социаль-ной психологии не вызывает сомнений. Другим примером европейского вклада в эту парадигму является теория социальной идентичности А. Тэшфела9. С точки зрения дискутируемых методологических принципов, она представляет большой интерес. Осознание человеком своей принадлежности к группе и эмоциональная значимость для него этой группы обусловливают построение «образа Я» как компонента социального мира, а сам мир воспринимается именно через эту принадлежность. Социальная идентичность выступает, таким образом, элементом конструирования окружающего мира: субъект и в данном случае не противопоставляется объекту, но оба они взаимодействуют в построении образа мира. Активность субъекта проявляет себя в процессе категоризации социальных объектов, т.е. в отборе тех категорий, в которых эти объекты описываются [Андреева, 2000. С. 178]. Социальный мир предстает при этом не как противостоящий субъекту, но как построенный (сконструированный) им. Выбранные категории всегда есть результат некоторой конвенции, соглашения относительно значений, приписываемых объектам, т.е. результат коммуникации. Тот факт, что идея конструкционизма изложена здесь не в терминах концепции Гергена и, возможно, менее одиозно, не умаляет ее значения в деле создания новой парадигмы. Наконец, еще одна фундаментальная европейская заявка на построение социальной психологии XXI в. — этогеническая теория Р. Харре, которая еще более определенно рассматривается как европейская версия постмодернизма [Шихирев, 1999; Якимова, 1999; Андреева, 2000]. Концепция Харре содержит претензию именно на построение общей теории в социальной психологии («чертеж новой науки») и поэтому охватывает весьма широкий круг проблем: модели человека и общества, типологию «эпизодов» и «сценариев» социального поведения и др. В контексте данной работы необходимо выделить те из них, которые имеют непосредственное отношение к парадигме социального конструкционизма. Поведение рассматривается Харре как определенный текст, поскольку оно регламентировано нормами, выраженными при помощи языка: «Явление, подлежащее психологическому объяснению, есть то, что задается соответствующим словарем и характером его использования» [Харре, 1996]. Поэтому коммуникация — это ключевой пункт объяснения общественной жизни, а важнейшим ее элементом является дискурс. Это основное понятие теории Харре имеет много раз-Ичных определений10, но, в общем, может быть описано как рассуж-
дение по поводу какой-либо проблемы, как ее обсуждение, как форма разговора, работа с текстом. В ходе дискурса его участники вырабатывают единое значение категорий, которыми обозначены явления окружающего мира, их «разделенное» понимание: категория наполняется содержанием за счет характеристик, приводимых разными участниками дискурса. Тем самым категория конструирует мир, уточняя его образ и направляя действие участников процесса [Андреева, Богомолова, Петровская, 2001]. На основе этого подхода Харре критикует ряд идей традиционной социальной психологии, в частности, идею «Я-концепции». Различные предлагаемые описания «образа Я», будь то шкалы Айзенка и Кеттела или методы гуманистической психологии Роджерса и Мас-лоу, Харре оценивает как асоциальные, психологизирующие сущность проблемы. Он предлагает переключить внимание с поиска Я «как сущности» на конструирование Я, иными словами, концентрировать внимание не столько на «заданности Я», сколько на «творении Я». Этим обеспечивается перенос Я-концепции в сферу социального дискурса: отныне необходимо исследовать не просто «образ Я», а «Я-наррати-вы», т.е. повествования о себе, которые неизбежно включены и закреплены во взаимодействии индивидов. В приведенных фрагментах очевидно прослеживаются идеи социального конструкционизма. Вместе с тем, также очевидно, что исходные идеи Гергена в этих вариантах значительно сглажены. Будучи включенными в специфически социально-психологические проблемы, они приобретают, по-видимому, более «приемлемый» вид, сохраняя ориентацию на те поиски, которые вообще характерны для социальной психологии конца столетия: требование большего учета социального и культурного контекста, включение коммуникации как обязательного компонента процесса социального познания, принятие идеи конструирования мира. Все это свидетельствует о настойчивых поисках новой ориентации социальной психологии в наступающем столетии, связанных с изменениями объекта. В этих поисках принципиально важно определить место отечественной традиции. Хотя все дальнейшее содержание данной работы будет посвящено этой проблеме, сейчас необходимо сделать несколько общих замечаний. Первое из них имеет отношение к некоторым особенностям истории становления социальной психологии в России. Как известно, в советский период социальная психология имела довольно драматическую судьбу. После дискуссии 20-х и до конца 50-х годов развитие этой науки, во всяком случае, как самостоятельной дисциплины, было прекращено. Ее «второе рождение» относится практически к началу 60-х годов, т.е. к тому периоду, когда в мировой науке уже проявились первые черты как кризиса, так и попыток его пре-24 одоления. Следовательно, советской социальной психологии начинать надо было не с начала, а, быстро пройдя пропущенные этапы, воспользоваться накопленным опытом критических построений, уже предложенных западными коллегами. Второе замечание касается традиций отечественной психологии, которые способствуют достаточно «легкому» усвоению предложений, исходящих сегодня от лица реформаторов социальной психологии. Более того, некоторые из провозглашаемых принципов вряд ли могут рассматриваться как подлинные новации. В наследии выдающихся отечественных психологов, прежде всего в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского, не трудно увидеть размышления, опережающие многие современные нововведения. Необходимость учета социального контекста представлена у Л. С. Выготского в идее социальной ситуации развития, в признании генетической обусловленности высших психических функций социальными отношениями [Выготский, 1983. С. 145]; признание значения изменений в культуре для изменений в познавательных процессах присутствует в работах А. Р. Лурия [Лурия, 1971]; наконец, у А. Н. Леонтьева находим тезис о роли построенного «образа мира», в котором люди живут, действуют, который переделывают и частично создают и который функционирует, опосредуя деятельность людей [Леонтьев, 1979]. К сожалению, эти идеи не всегда четко проработаны в социальной психологии, хотя и представляют собой надежный методологический фундамент для поисков новой парадигмы". Наконец, третье замечание, которое должно быть учтено при поисках новой ориентации социальной психологии в России, акцентирует внимание на том, что темп, характер осуществляемых здесь социальных изменений не идут ни в какое сравнение с изменениями, коснувшимися других стран на исходе века. Вопрос о специфике этих изменений должен быть обсужден более детально. Сейчас же важно подчеркнуть, что со стороны всего профессионального сообщества требуется огромная работа по осмыслению проблематики, порожденной новым типом социальных отношений, и поиску стратегий анализа социально-психологических феноменов радикально изменяющегося мира [Социальная психология экономического поведения, 1999]. Несомненно, что задача поисков новой парадигмы социальной психологии, адекватной требованиям наступившего века, актуальна и для отечественной науки. Н25 Литература Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. Андреева Г. М., Богомолова Н. И., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр соч.:В6т.Т.З.М., 1983. Герген (Джерджен) К. Движение социального конструкционизма в современной психологии//Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М, 1995. Герген (Джерджен) К. Социальная психология как история//Там же. Грауманн К. Введение в историю социальной психологии//Перспективы социальной психологии/Под ред. Хьюстон М., Штребе В., Стефен-сон Дж. Пер. с англ. М., 2001. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений во французской психологии. М., 1987. Леонтьев А. Н. Психология образа//Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. МакГвайр (Магуайр) У. Ин и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов//Социальная психология. Тексты. М., 1984. Московией (Московичи) С. Общество и теория в социальной психологии// Социальная психология. Тексты. М., 1984. Ньюком Т. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов//Социальная психология. Тексты. М., 1984. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. ТэшфелА. Эксперименты в вакууме//Социальная психология. Тексты. М., 1984. Харре Р. Вторая когнитивная революция//Психологический журнал. Т. 17. 1996. № 2. Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон М. Перспективы социальной психологии. М., 2001. Шихирев П. N. Современная социальная психология. М., 1999. Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с польск. М., 1996. Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М., 1999. Andreeva G. M. Successes and Failures of Russian Social Psychology//European Bulletin of Social Psychology. 2001. Vol. 13. № 3. Augoustinos M., Walker I. Social Cognition. An Integrated Introduction. L., 1995. Deutsch M., Krauss R. Theories in Social Psychology. N.Y., 1965. Fan R. The Roots of Modern Social Psychology. Oxford, 1996. Gergen K. Realities and Relationships. Sounding in Social Construction. N.Y, 1994. Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. New Delhi, 1987. Shaw M., Costanzo R. Theories of Social Psychology. N.Y., 1970. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ В понятийном аппарате американской социальной психологии само понятие культура долгое время отсутствовало, а исследователи были заняты поиском универсальных закономерностей социального поведения, общения и взаимодействия индивидов. Практически все разработанные ими теории и модели — от концепции фрустрации—агрессии до атрибутивных теорий — могут быть охарактеризованы как структуры интраиндивидуальных механизмов или процессов обработки информации, которые активируются в ответ на некоторые стимуль-ные условия и более или менее непосредственно определяют социальные когниции, аттитюды и поведение. Во всех подобных, считавшихся универсальными, концептуальных системах бросается в глаза отсутствие культурных переменных и даже подчеркивается инвариантность социально-психологических механизмов и процессов для всех индивидов во всех социальных и культурных контекстах. Так, теория когнитивного диссонанса индифферентна к содержанию когниции, а теория фрустрации-агрессии — к конкретному содержанию фрустрации и фрустрируемой цели. Этим социальная психология отличалась от другой «американской» науки — культурантропологии, с 20-х годов XX в. занимавшейся поисками связей между внутренним миром человека и культурой и видевшей главную свою задачу в выяснении того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения. Удивительным образом социальные психологи не вступили в «незримый колледж» междисциплинарных исследователей — прежде всего культурантропологов и философов — даже в 40-50-е годы, которые У. Магуайр (МакГвайр) назвал «эрой личности и культуры» в американской и европейской социальных науках [McGuire, 1999]. Как уже отмечалось в главе 1 настоящей книги, только в послед- ние десятилетия XX столетия социальные психологи стали задумы- ваться о месте культуры в психологии, о проблемах их взаимосвязи и о необходимости налаживания в этой области контактов с другими науками о человеке и обществе. И только на рубеже веков многие, как и С. Фиск, пришли к осознанию того, что «мы рискуем, пренебрегая культурой, так как решающим для научного прогресса в XXI в. окажется международное сотрудничество» [Fiske, 2000. Р. 313]. Подобные тенденции можно обнаружить не только в американской и западноевропейской, но и в современной отечественной науке [см.: Агеев, 1990; Лебедева, 1999; Шихирев, 1999]. Необходимо только помнить, что в СССР подход к социальной психологии как к культурно-исторической науке был заложен еще Л. С. Выготским. Однако с сожалением приходится признать правоту В. П. Зинченко в том, что особенности советской эпохи, в которой создавалась культурно-историческая психология, не могли не отложить определенного отпечатка: Выготским и его последователями был осуществлен настоящий прорыв в социально-историческую психологию, но не в культурно -историческую психологию в более узком смысле слова [Зинченко, 1997]. Попытаемся ответить на два взаимосвязанных вопроса. Во-первых, почему культура игнорировалась в социально-психологических теориях и концепциях на протяжении большей части XX в. Во-вторых, почему включение культурного контекста в наше время оказалось для социальной психологии столь важной и практической, и гносеологической задачей, ведь именно культуру рассматривают матрицей социальной психологии XXI в. [A. Fiske et al., 1998]1. Собственно говоря, это один большой вопрос, не имеющий одного правильного ответа. Первая причина того, что культура заняла в социальной психологии подобающее ей место лишь в последние десятилетия, — тенденции мирового общественного развития. Необходимо учитывать, что лишь начиная с 60—70-х годов XX столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся повышенным интересом народов во всем мире к своей традиционной культуре — стремлением сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность психологического склада, всплеском у многих миллионов людей этнической идентичности. В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения, характерного для второй половины XX в. Мы не будем анализировать достоинства и недостатки социоло- 1 Стремясь к сближению со смежными науками, социальные психологи заимствуют и самое короткое и одновременно самое широкое определение культуры, которое предложил американский культурантрополог М. Херсковиц, утверждавший, что «культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» [цит. по: Berry et al., 1992. P. 165]. Иными словами, к культуре принадлежит как любой, даже простейший предмет, созданный человеком, так и любая мысль, зародившаяся в его сознании. Все эти феномены созданы людьми и одновременно помогают «делать» людей, т.е. участвуют в их социализации. ческих концепций роста этнической идентичности, так как этнос интересует нас прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и эт-нос - не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Но в наши дни этнос благодаря ряду присущих ему качеств является для человека одной из самых надежных групп поддержки. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно из этноса «исключить». Конечно, кроме этнических, есть и другие стабильные большие группы. Еще больше их существовало на более ранних этапах развития человечества. В традиционных обществах и сейчас имеются группы (большая семья, род, сообщество соседей), которые более успешно, чем современные этносы, выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции. Так, информация, получаемая в подобных постфигуративных, по терминологии М. Мид, культурах, не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность [Мид, 1988]. Современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются — интернализируются хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Этносы в значительной степени оторваны от традиций, поведение предков не рассматривается членами группы как модель. Это кофигуративные культуры, в которых «преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников» [Мид, 1988. С. 342]. Но разрыва поколений все-таки не происходит. Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознавать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями. Американская исследовательница предсказывала появление еще одной культурной нормы — префигуративных культур, где не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия. В жизни современного общества можно найти прояв- ления того, что прогноз Мид сбывается. Но если бы ее предсказание сбылось полностью, человечество исчезло бы с лица Земли. Несмотря на любые инновации, человечеству, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями. Более того, в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — больший интерес к корням. Это умонастроение есть последствие восприятия людьми современной эпохи как периода упадка, разложения, кризиса цивилизации [Тоффлер, 2001]. Международные конфликты, опасность ядерной войны, экологической угрозы и т.п. сопровождаются чувствами страха, неуверенности, ощущением бессмысленности существования. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед, он испытывает «шок будущего» [Тоффлер, 2001]. Все больше людей стремятся преодолеть оторванность от своих корней, склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Кроме того, экономически развитые общества не сформировали к настоящему времени «идеологии, способные удовлетворить человеческую потребность в осмысленном существовании и ощущении общности» [Росс, Нисбетт, 1999. С. 326]. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, несмотря на предсказанные М. Мид и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека. В настоящее время возрастание роли этнических и культурных факторов, этническое возрождение рассматриваются как одна из основных черт развития человечества на рубеже веков. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах — от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. А когда эти законные интересы сталкиваются с интересами других народов, возникают ситуации межэтнической напряженности, открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн. Итак, одна из психологических причин того, что роль факторов культуры в жизни народов и отдельных людей на рубеже веков возрастает — поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией, вызывающем чувство беспокойства и тревоги нестабильном мире. Вторая психологическая причина не требует особых доказательств — это интенсификация контактов между культурами, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации — от 30
спутникового телевидения до сети «Интернет». Это то, что в современной науке называют «глобализацией», основными характеристиками которой как раз и являются новые технологии, приведшие к разительным переменам в самом характере, объеме и скорости передачи информации, а также международные путешествия, ставшие частью образа жизни для широких слоев живущих на Земле людей. Естественно, что современные общества, находящиеся в процессе этнического возрождения, являются «заказчиком», требуя от социальной психологии решения связанных с ним непростых проблем. Но есть и другая причина роста интереса к культуре в социальной психологии последней трети XX в. Ее следует искать в истории самой науки, которая долгое время интенсивно развивалась в одной стране — США, а исследователи и объект их изучения (в большинстве своем студенты-психологи второго курса) являлись носителями одной культуры — евро-американской в широком смысле слова. В этой ситуации американские исследователи могли бы выявить некие универсальные закономерности, не зависящие от расы, культуры, социального класса, только избежав проявлений группоцентризма, заключающегося в предпочтении своей группы, в том числе в восприятии норм и ценностей своей культуры как естественных, правильных и даже универсальных. Но, как с сожалением отмечают Ф. Могаддам, Д. Тейлор и С. Райт, «этноцентризм, включающий уверенность в превосходстве собственной культурной группы, столь сильно повлиял на социально-психологические исследования, что даже некоторые из наиболее известных результатов не подтверждаются при проверке в культурах вне Северной Америки» [Moghaddam, Taylor, Wright, 1993. P. 11]. Нормальными и универсальными воспринимались социальными психологами ценности западного индивидуалистического общества (свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях и власть над окружающими). Например, считалось само собой разумеющимся, что в результате социализации в западной культуре «дети, по мере своего взросления, становятся все более склонны интерпретировать поведение с точки зрения личностных качеств другого» [Майерс, 1997. С. 112]. И именно эту особенность западной культуры до сих пор рассматривают как основу для фундаментальной ошибки атрибуции, хотя сомнения в ее «всемирной» фундаментальности зародились еще в 80-е годы XX столетия. Уже тогда Дж. Миллер обнаружила, что выросшие в коллективистической культуре индийцы чаще, чем американцы, объясняют происходящее в терминах ситуационных факторов и реже прибегают к терминам общих личностных диспози-ций [см.: Росс, Нисбетт, 1999]. Приведем пример из другой области социальной психологии. На протяжении длительного времени конформность не только рассмат- ривалась в качестве фундаментального процесса групповой динами-ки, но и ее уровень, выявленный С. Ашем в начале 50-х гг. XX в. в США, считался универсальным и не зависящим от культуры. Действительно, при повторении экспериментов в разные годы и во многих странах — Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Португалии Франции и др. — уровень конформности был близок к обнаруженному в США. Но столь же длинным оказывается и список стран, в которых испытуемые демонстрировали более высокий (Зимбабве, Гана, Фиджи, Китай), более низкий (Германия, Япония) и даже нулевой (Канада, та же Великобритания) уровни конформных реакций [Bond, Smith, 1996]. Столь противоречивые результаты можно объяснить влиянием культурных традиций. В культурах Запада с их акцентом на самовыражение и отстаивание своего мнения конформность обычно ассоциируется с покорностью и уступчивостью и считается однозначно отрицательным явлением. Но в культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, податливость мнению большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная сензитивность, как положительное и желательное явление, социальная ценность и норма. И действительно, в исследованиях не раз подтверждалось, что представители одних народов — индонезийцы, китайцы, японцы — одобряли конформность, покорность и уступчивость больше, чем представи-. тели других — американцы, англичане и итальянцы [Matsumoto, 1996]. Из этого можно сделать только один вывод — конформность является продуктом социализации и инкультурации, от особенностей которых зависит ее уровень. Так, необычайно высокий уровень конформности (51%) был выявлен у африканских племен банту, чьи методы социализации отличаются необыкновенной суровостью [Triandis, 1994]. Британские исследователи Р. Бонд и П. Смит, осуществившие мета-анализ исследований конформности за период 1952-1994 гг., предприняли попытку рассмотреть связь уровня конформности с культурными ценностями в широком контексте [Bond, Smith, 1996]. Всего в публикациях и диссертациях ими было обнаружено 68 отчетов о 133 исследованиях, авторы которых до мельчайших подробностей повторяли экспериментальную процедуру Аша по определению длины линий. Считая наиболее важными измерениями культуры индивидуализм и коллективизм, Бонд и Смит рассматривали их в качестве регуляторов поведения, влияющих на степень конформности. Сравнение уровней конформности и индивидуализма-коллективизма в семнадцати странах мира подтвердило гипотезу авторов, согласно которой в коллективистических культурах конформность выше, чем в индивидуалистических. Можно приводить и другие примеры, свидетельствующие о том, что социальная психология добилась весьма ограниченных успехов в установлении универсальных, не зависящих от культуры принципов. Ее якобы «естественные» законы очень часто ограничены только европейской культурой, а большинство теорий нерелевантно незападным культурным условиям. Впечатляющий пример, подтверждающий культурные границы социальной психологии, — попытка повторить в Израиле исследования, проведенные в США. И. Амир и И. Шарон из тридцати пяти исследований, результаты которых были опубликованы в 1973—1975 гг., выбрали шесть, затрагивавших общечеловеческие, а не уникальные американские проблемы и не требовавших сложного оборудования. Однако даже в этом случае из 64 возможных результатов в Израиле подтвердились только 30, т.е. меньше половины, а остальные оказались подвержены влиянию культурного контекста [Amir, Sharon, 1987]. Социальные психологи убедились в невозможности «импорта» из США многих социально-психологических концепций. Так, среди множества различий между культурами Запада и Востока, которые в наибольшей степени повлияли на то, что результаты, полученные американскими исследователями, оказались нерелевантными в других культурах, в качестве стержневых следует выделить два: отношение к соответствию и отношение к контексту. Более того, из дальнейшего изложения станет понятно, что они взаимосвязаны. В американской социальной психологии значительное место занимают теории «когнитивного баланса», «когнитивного диссонанса», «когнитивной конгруэнтности» и т.д., в основе которых лежит зародившаяся еще в древнегреческой философии идея соответствия. Японцы или индийцы намного меньше озабочены проблемой когнитивного соответствия, чем представители западной культуры. «Мы на Западе полагаем, что если «истинно А, то Б истинным быть не может», но эта точка зрения имеет мало смысла в таких культурах, как индийская, где широко распространен философский монизм, согласно которому «все едино» и «противоположность великой истины также является великой истиной»» [Triandis, 1994. Р. 4]. Не случайно индийские психологи установили, что основным свойством личности индийцев является принятие противоречий. Так, они могут определять себя как «едящих мясо вегетарианцев», подразумевая, что обычно они едят растительную пищу, но, находясь в компании с «мясоедами», не отказываются от животной пищи. Иными сло-вами, не обращая внимания на противоречия, индийцы обращают внимание на контекст, на то, с кем и при каких условиях происходит общение. Когда испытуемых из Индии и США просили описать зна-комого им человека, американцы чаще, чем индийцы, использовали
не зависимые от контекста характеристики (например, «разумный») а индийцы чаще описывали индивида в определенном контексте («разумный на базаре» или «неразумный в общении с тещей») [Triandis 1999]. Итак, идеи когнитивного соответствия и суждений вне контекста оказываются более пригодными при сборе данных на Западе, чем в странах Востока. Тем не менее традиционная американская социальная психология как раз и не учитывала социальный в широком смысле (в том числе и культурный) контекст: незнакомых между собой людей помещали в непривычную для них обстановку и просили решить далекие от реальной жизни задачи. Или, по выражению европейского критика американской социально-психологической традиции А. Тэш-фела, проводились «эксперименты в вакууме», но при этом в определениях социальной психологии указывалось, что она изучает социальное поведение в социальном контексте [Тэшфел, 1984]. Однако при всех вышеперечисленных особенностях американская психология долгое время оставалась эталоном для психологов Азии, Африки и Латинской Америки, которые считали, что, если их результаты не соответствуют западным теориям, что-то не в порядке с их результатами, а не с теориями. Как отмечает Г. Триандис, у многих социальных психологов третьего мира даже сформировался комплекс неполноценности [Triandis, 1994]. Кроме того, во многих культурах скромность является большей добродетелью, чем на Западе, поэтому «незападные» психологи долго не говорили своим американским коллегам: «Ваша теория если и не ошибочна, то не универсальна». Первыми это осмелились сказать японцы. А затем и в других странах пришли к осознанию того, что бездумное доверие к западным теориям приводит к неполному, даже искаженному пониманию местных культур и их представителей. Постепенно в странах «третьего мира» приступили к созданию индигенных теорий, «стремящихся взглянуть на группу глазами ее членов» и учитывающих социальный и культурный контекст — ценности, нормы, систему верований конкретной этнической общности [Но, 1998. Р. 94]. Например, исследователи из Японии и Кореи подчеркивают, что социальная психология в их регионе должна подвергнуться значительной трансформации и учитывать наиболее важные аспекты конфуцианской культуры — стремление к групповой сплоченности, сохранению социальной гармонии и коллективного благоденствия. Эти особенности культуры проявляются даже в работе научных коллективов психологов, где руководитель, исполняющий, согласно конфуцианской модели, роль отца, должен обеспечивать единогласное принятие групповых решений и функционально и символически представлять группу во вне [Kim, 1995]. 34 Вместе с тем психологи «третьего мира», борясь с массовым импор-западной психологии в их регионы как с «формой культурного империализма, который увековечивает колонизацию сознания» [Но, 1998- Р- 89], признают, что создание сепаратной психологии для каждой этнической общности и огульный отказ от достижений западной психологии были бы теоретически и практически ошибочным решением. На Западе тоже озаботились новой ситуацией и предприняли значительные усилия по включению культурного контекста в социальную психологию. Сформировались две субдисциплины, различающиеся по взглядам на роль культуры в психологии и на методы изучения психологических переменных, обусловленных культурой: культурная психология и кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология. Основы культурной (кулътуральной) психологии, изучающей систематические связи между психологическими и этнокультурными переменными на уровне этнической общности, заложены в последние десятилетия во взаимодействии психологии и культурантропологии. В основе культурной психологии лежит культурно-специфичный, так называемый emic, подход, особенностями которого, как и в любой гуманитарной науке, являются: 1) изучение только одной культуры со стремлением ее понять; 2) использование специфичных для культуры единиц анализа; 3) изучение любых элементов культуры, будь то способы социализации детей или лидерство, с точки зрения участника (изнутри системы). В широком смысле слова предметом культурной психологии и одним из основных предметов социальной психологии в целом рассматривается сама культура, точнее субъективная культура. Например, Г. Триандис субъективной культурой называет характерные для каждой культуры способы социального восприятия, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризуют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, какие категории (нормы, роли и ценности) признают своими [Triandis, 1994]. Понимаемая таким образом культу-ра охватывает все представления, идеи и убеждения, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов. Представляется, что чрезвычайно емкое представление о субъективной культуре дано Ю.М. Лотманом, отметившим, что каждая культура в качестве своего идейного автопортрета создает мифологизированный образ [Лотман, 1992]. Схожие идеи получили распространение и в современных социо-логических и философских концепциях. Только там «прижился» другой термин — репрезентативная культура. Так, немецкий философ Ф. Тенбрук утверждает, что «культура является общественным фактом
постольку, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания» [цит. по: Ионин, 2000. С. 19]. Раскрывая идею Тенбрука, Л. Г. Ионин подчеркивает, что «репрезентативная культура репрезентирует, представляет в сознании членов общества все или любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов», а само общество существует только в культурной репрезентации [Ионин, 2000. С. 19]. Именно субъективная культура выполняет регулятивную функцию, оказывая влияние на социальное поведение и определяя поведение, которое А. Г. Асмолов называет социотипическим поведением личности. Это то поведение, которое, выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений [Асмолов, 1990. С. 271-272]. На наш взгляд, все регуляторы социотипического поведения (или типовые программы культуры) можно объединить понятием традиция, включающим в себя как передаваемые из поколения в поколение особенности отношения человека к миру — ценности, интересы, убеждения, нравственные нормы, так и стереотипные формы поведения (обычаи). Именно исследование элементов традиции, прежде всего ценностей и норм, получило распространение в культурной психологии. Представляется, что еще большее значение данный раздел социальной психологии приобретет в XXI в., особенно если сбудутся предсказания о замене хрупкой, крайне неустойчивой индустриальной цивилизации, исчерпавшей свои возможности, на уже нарождающуюся новую цивилизацию, задача которой «соединить прогресс индустриальной эры со стабильностью традиционных обществ, которые мерят свое существование не веками, а тысячелетиями» [Генис, 2001. С. 142]. При рассмотрении традиции в качестве структуры взаимосвязанных элементов первостепенное внимание в последнее время уделяется особенностям той или иной культуры, которые «пронизывают» все ее элементы и проявляются в поведении ее членов. Такой подход характерен для многочисленных попыток найти одну или несколько стержневых психологических особенностей или измерений культуры-Проанализировав большой объем литературы, У. и К. Стефаны выделили 11 предложенных разными авторами измерений культур: ♦ индивидуализм/коллективизм (ориентация на индивидуальные/ групповые цели); ♦ степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (степень «натяжения поводка» между нормами и индивидом);
♦ степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах; ♦ маскулинность/феминность, т.е. оценку в культуре качеств, считающихся стереотипными для мужчин/женщин, и степень поощрения традиционных тендерных ролей; ♦ оценку природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»; ♦ сложность культуры, степень ее дифференциации; ♦ эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности; ♦ близость контактов, т.е. допустимые во время общения дистанции и прикосновения; ♦ дистанцию между индивидом и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими; ♦ высокую контекстность/низкую контекстность, т.е. максимизация/минимизацию различий в поведении в зависимости от ситуации; ♦ дихотомию человек/природа (степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой) [Stephan, Stephan, 1996]. Конечно, это далеко не все измерения культур, в основу которых положены оппозиции психологического типа. Так, из анализа американских исследователей выпало различение культур по ориентации во времени (на прошлое, настоящее или будущее) и по степени предпочитаемой активности (стремление быть, становиться или делать), а также принятое в культурантропологии противопоставление культуры вины и культуры стыда [Berry et al., 1992]. Измерения культур охватывают разное количество элементов, регулирующих поведение индивида в общности. Но между ними имеется и нечто общее: во всех случаях элементы традиции — ценности, нормы, обычаи и т.п. — анализируются с точки зрения проявляющегося в них стержневого компонента структуры. Такие наборы элементов субъективной культуры, организующиеся вокруг какой-то темы, Г.Триандис называет культурными синдромами [Triandis, 1994]. Так, при рассмотрении в качестве культурного синдрома индивидуализма подо бной точкой отсчета является ориентация на автономного инди-вида,. а при рассмотрении коллективизма — ориентация на некий коллектив — семью, племя, этнос, государство, религиозную группу и т.п. Иными словами, если использовать более привычное для отечественной науки понятие, это все те особенности традиции, в ко-торых отражается первоочередное поощрение культурой потребнос- тей, желаний, целей либо автономного и уникального индивида, либо группы. Кроме культурной психологии в последние десятилетия в рамках социальной психологии сформировалась и вторая субдисциплина — сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология, в основе которой лежит универсалистский, так называемый etic, подход, отличающийся следующими особенностями: 1) изучением психологических переменных двух или нескольких культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; 2) использованием единиц анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния; 3) стремлением исследователя дистанцироваться от изучаемой культуры, занятием позиции внешнего наблюдателя. Были выделены основные задачи, стоящие перед сравнительно-культурной социальной психологией. Первая и наиболее очевидная из них — проверка универсальности существующих социально-психологических теорий. Этой задаче Дж. Берри дал название «перенос и проверка», что означает перенос гипотез на другие этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих, а желательно, во всех культурных контекстах [Berry et al., 1992]. Вторая задача, стоящая перед сравнительно-культурной психологией, — изучение психологических переменных, которые отсутствуют в западном — весьма ограниченном — культурном опыте. И создание индигенных теорий является при решении этой задачи необходимым этапом исследовательского процесса. Предполагается, что, лишь решив эти задачи, можно прийти к конечной цели — попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной социальной психологии, валидной если не для всех, то для широкого круга культур. Но хотя исследователи универсалистского направления и верят в возможность раскрытия социально-психологических явлений, которые характеризуют Homo sapiens как вид, пока их усилия направлены на решение первой из упомянутых задач. При этом возникает большое количество проблем и трудностей при переносе исследований из одной культуры в другую и даже встает вопрос: возможно ли валидное сравнительно-культурное исследование? По мнению Г. Триандиса, наилучшие результаты могут быть достигнуты при использовании комплексного etic-emic-etic подхода, при котором выделяются etic категории и emic способы их измерения [Triandis, 1994]. Примером использования данного подхода может служить проведенное самим Триандисом сравнительно-культурное исследование социальной дистанции. Не вызывает сомнений, что понятие «социальная дистанция», введенное Е. Богардусом, является универсальным {etic) конструктом и имеет смысл во всех культурах. Однако оригинальные вопросы Бо- гардуса являлись культурно-специфичными {emic) для США начала прошлого века, и серьезную ошибку допускают исследователи, использующие их в другое время и в других культурах. Во-первых, существуют значимые и даже специфичные для культур группы, и индивид в разной степени идентифицирует себя с ними: в одних культурах он тесно связан с малой (нуклеарной) семьей, в других — с племенем, в одних культурах наиболее значимой группой является группа соседей, а в других — элитарный клуб. Триандис учитывал это обстоятельство, поэтому в каждой культуре он выявил связи индивида со всеми возможными группами и сконструировал разные, но эквивалентные между собой (стандартизированные для культуры) наборы вопросов. Например, в Греции измерялось согласие испытуемых на включение представителей этнических общностей в парею (компанию друзей), а в США — согласие видеть их своими приятелями в клубе. Во-вторых, некоторые формы контактов, используемые для измерения социальной дистанции в одной культуре, не имеют смысла в другой. Так, в Индии для измерения социальной дистанции может быть использовано emic понятие «прикасаться к моей посуде», так как в этой стране до сих пор сохранились идеи «ритуального осквернения». Но, как не без иронии отмечает Триандис, абсолютно бессмысленно было бы выяснять отношение американца к тому, что к его посуде прикоснется турок. Итак, в сравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные {etic) категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и только затем сравнивать, используя etic подход. Впрочем, такое комбинированное исследование возможно лишь в рамках социальной психологии, изучающей систематические связи между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей, т.е. социальной психологии, которая будет обладать достоинствами Двух ныне существующих подходов и избежит их недостатков. Хотя emic и etic подходы, как мы видели, во многих отношениях различаются, сторонники обеих традиций рассматривают культуры как некие дискретные единицы, которые имеют границы и внутреннюю территорию и могут быть описаны с точки зрения присущих им стабильных ценностей, норм, верований и т.п. И только на рубеже веков в социальной психологии нашла своих сторонников точка зрения, согласно которой в современном мире все более проблематичным становится рассмотрение культуры как пространственного цело-го. И, действительно, чем меньше благодаря современным технологиям становится мир («большая деревня»), тем больше возникает контактов между культурами и их представителями. В результате обще- ства становятся все более мультикультурными, а людям не нужно покидать свой дом, чтобы столкнуться с межкультурными различиями. В начале нового тысячелетия большинство жителей Земли, кроме своей собственной, в той или иной мере связаны и с другими культурами, иными словами, они живут в гибридных культурах [Hermans, Kempen, 1998]. Взаимопроникновение культур привлекло внимание многих социальных психологов, которые приходят и к осознанию того, что «решить методологические проблемы гибридных культур намного сложнее, чем проблемы изучения или сравнения культур дискретных» [Phinney, 1999. Р. 25]. С этими проблемами в 90-е годы столкнулись исследователи биэтнической идентичности индивидов, живущих в мультикультурном обществе. Но решать их, причем по отношению к широкому кругу социально-психологических процессов и явлений в гибридных культурах, придется уже ученым XXI в. Рискнем предположить, что в XXI в. мировая социальная психология будет развиваться как наука культурно-историческая, учитывающая не только влияние культуры на социальное поведение, но и исторические трансформации культур (еще раз вспомним идеи Герге-на о социальной психологии как истории) и взаимосвязей между ними. Необходимо также учитывать, что в отличие от традиционного общества, которое само вовлекало индивида в культурную практику, освобождая от индивидуальных решений, трансформационные процессы, затронувшие культуры в наши дни, постоянно ставят человека перед проблемами выбора и адаптации. Поэтому важным направлением социально-психологического анализа неизбежно становится активная деятельность личности по конструированию этнокультурной реальности, или порождению, используя терминологию Л. С. Выготского, культуры в процессе личностного развития. Литература Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. Генис А. Билет в Китай. СПб., 2001. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры//Избр- статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 76-89. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. Мид M. Культура и мир детства. М., 1988. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М, 1999. Тоффлер О. Шок будущего. М., 2001. Тэшфел А. Эксперименты в вакууме//Современная зарубежная социальная психология. Тексты/Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. С. 229-243. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999. Amir Y., Sharon I. Are social psychology's laws cross-culturally valid?//Journal of Cross-Cultural Psychology. 1987. Vol. 18(4). P. 383-470. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992. Bond R., Smith P. B. Culture and conformity: A meta-analysis of studies using Asch's (1952b, 1956) line judgment task//Psychological Bulletin. 1996. Vol.ll9(l). P. 111-137. FiskeA. P., Kitayama S., Markus H. R., Nisbett R. E. The cultural matrix of social psychology//The handbook of social psychology. Vol. 2/Ed. by D.T. Gilbert, S.T. Fiske, G. Lindzey. N.Y., 1998. P. 915-981. Fiske S. T. Stereotyping, prejudice and discrimination at the seam between the centuries: evolution, culture, mind and brain//European Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 30. P. 299-322. Hermans #., Kempen H. Moving cultures: The perilous problem of cultural dichotomies in a globalizing society//American Psychologist. 1998. Vol.53. P.llll-1120. Ho D. Y. F. Indigenous psychologies: Asian perspectives//Journal of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29(1). P. 88-103. Kim U. Psychology, science and culture: cross-cultural analysis of national psychologies//International Journal of Psychology. 1995. Vol. 30(6). P. 663- 679. McGuire W. J. Constructing social psychology: creative and critical process. Cambridge, 1999. Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.), 1996. Moghaddam F.M., Taylor D.M., Wright S.C. Social psychology in cross-cultural perspective. N.Y., 1993. Phinney J. An intercultural approach in psychology: cultural contact and identity// Cross-Cultural Psychology Bulletin. 1999. Vol. 33(6). P. 24-31. Stephan W. G., Stephan С W. Intergroup relations. Madison, 1996. Triandis H. C. Culture and social behavior. N.Y., 1994. Triandis H. C. Cross-cultural psychology//Asian Journal of Social Psychology. 1999. Vol. 2(1). P. 127-143.
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Общеизвестное утверждение, что социальная психология имеет короткую историю, но богатое прошлое, в наибольшей степени может быть отнесено именно к той ее части, которая обращается к анализу личности. Проблема социальной детерминации различных психологических реальностей, в том числе реальности личности, имеет колоссальные традиции, причем не только изучения, но и сомнения. Является ли человек в своей социальной сущности продуктом и «слепком» своего окружения или же он творит его? Психологическое есть результат социального влияния или же социальные явления суть отражения психологических закономерностей? Какой логике отдать предпочтение: социальному конструированию личности или конструированию личностью «поля социального»? Сам предмет социальной психологии как самостоятельной науки складывался во многом через попытки ответить на эти вопросы. И в этом смысле история становления социально-психологических исследований личности сливается с прошлым всей социальной психологии. Именно последние два-три десятилетия развития социальной психологии оказались отмечены значительной актуализацией исследовательского интереса к вопросам личности. Во многом это было связано с появлением и бурным развитием относительно новой ее области — психологии социального познания. Ставя своей основной задачей анализ закономерностей, которым подчиняются понимание и интерпретация человеком окружающей социальной действительности, а также его адаптация к ней, социальная психология с необходимостью задала новые перспективы изучения традиционной проблемы «общественного животного». Все больший интерес исследователей к проблематике личности обусловливался также и объективной динамикой современного общественного развития. Высокий темп социальных изменений в различных областях общественной практики, нарастание количества ранее не возникавших, неопределенных социальных ситуаций, иными слова-
ми, та новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляют повышенные требования к ее субъекту в плане активности [Андреева, 2000]. Именно поэтому исследование процессов построения человеком своей социальной и личностной идентичности, формирования персональной системы ценностей, когнитивных механизмов, обеспечивающих индивидуальные стратегии поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах, т.е. того, что в целом можно определить как активность личности в ходе социализации, составляет сегодня значительную часть социально-психологического знания. Однако заметим, что как с точки зрения «богатого прошлого», так и с позиций своей «короткой истории» проблематика личности неизменно оставалась одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Будучи объективирована Другим именно как некоторая социальность, личность каждого из нас неизменно дана в субъективном восприятии как неповторимость, уникальность, соответственно за любым социально-психологическим подходом к личности постоянно «тенью отца Гамлета» вставала общефилософская проблема индивидуальной свободы и детерминации. Таким образом, внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека: не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой. Однако данная внутренняя конфликтность задавалась и задается не только этим. Как справедливо отмечается современными исследователями проблемы личности в социальной психологии [Beauvois, Dubois, Doise, 1999], за тем или иным решением вопроса «общественного животного» всегда стоят вопросы морали и возможностей социального влияния: может ли человек быть носителем некоторых универсальных ценностей или же определяющими выступают социальные ценности, всегда имеющие весьма конкретную пространственно-временную локализацию? И следует ли воздействовать на социальные структуры в целях изменения их членов или же необходимо так или иначе влиять на людей, чтобы изменить эти социальные структуры? И если для других психологических дисциплин данные вопросы носили, в общем, довольно умозрительный характер, то для социальной психологии их решение имело вполне «приземленные», практические следствия. Наконец, отметим, что определенная внутренняя дисгармония проблематики личности в социальной психологии была связана с неоднозначностью имеющихся трактовок самого понятия социальной детерминации. В целом их выделялось две. Во-первых, социальное понималось как непосредственное окружение человека, как «другие люди». Для социальной психологии эту позицию впервые отчетливо эксплицировал Дж. Г. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными Другими. Интересно, что в этой логике в дальнейшем развивались не только чисто интеракционистские концепции личности. Даже исходно более чем далекие от нее теории социального научения также были вынуждены постепенно переходить от изучения только внешних, средовых факторов развития ко все большему включению в анализ и когнитивных элементов, увязывающих прошлый опыт личности с новыми социальными ситуациями (характерна в этом смысле, например, эволюция взглядов А. Бандуры [Бандура, 2000]). Во-вторых, социальная детерминация понималась и более широко — как влияние общества в целом, которое очевидно всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение. В этом случае в анализ включались и включаются социальные отношения, институты социализации, культура (или культуры), социальные представления и т.п. Подобный подход необходимо задавал определенные «рамки» для социально-психологического исследования личности. С этой точки зрения, анализ поведения в конкретной ситуации взаимодействия признается весьма затруднительным и даже иногда невозможным. Кроме того, очевидность факта, что макросоциальное влияние — это процесс, развивающийся в гораздо более длительном интервале, чем время непосредственного межличностного взаимодействия, закономерно обращала социальных психологов не столько к изучению формирования и развития тех или иных «социальных наслоений» в личности, сколько к исследованиям ее исторической и межкультурной изменчивости. Заметим, что подобный фокус анализа, приведший сегодня к однозначному утверждению в социальной психологии идеи социальной вариативности самого понятия личности, имел своим следствием и определенное «размывание» предметного поля ее исследований. На сегодняшний день оно все более включает в себя культурологический, этнопсихологический, социологический акцент, о чем подробно говорится в главе 2 настоящей книги. Обратимся теперь к общей логике развития проблематики личности в социальной психологии. Прежде всего, отметим, что, хотя время активного социально-психологического исследования личности насчитывает всего два-три последних десятилетия, основные методологические принципы ее анализа сложились еще в начале прошлого столетия. Во многом они были определены как самим «происхождением» социальной психологии, испытавшей на заре своего становления известное влияние западноевропейской социологической традиции, так и спецификой начального периода ее развития. Так, еще на ранних этапах развития в социальной психологии были заложены некоторые общие представления о социальной природе личности, имевшие значительный «отклик» во всей ее дальнейшей истории. К ним можно отнести прежде всего различные понимания природы социальной детерминации личностного развития, представление о социализации как процессе интернализации форм социального контроля и возможность изучения социального влияния через анализ структур индивидуального самосознания. Одной из характерных особенностей социально-психологического подхода к анализу личности стало преимущественное обращение к ней через «безличностное», через анализ процессов деперсонализации. Определенную парадоксальность данной исследовательской позиции заложил еще Г. Лебон. Причин формирования подобной точки зрения могло быть, как минимум, две. Прежде всего, в формировании подобного подхода сыграла свою роль доминирующая в социологии того времени методология позитивизма: исходное стремление «очистить» представления об обществе от любого рода мистицизма неизбежно приводило к преобладанию полюса социальности в анализе личности. Возможно, немаловажной оказалась и просто «здравосмыс-ловая» логика, согласно которой любой предмет изучения оказывается наиболее эксплицированным именно в ситуации «нехватки» каких-либо своих сущностных черт: соответственно и собственно личностное в индивиде становится наиболее очевидным в случае его деперсонализированных проявлений. Данная особенность социально-психологических исследований личности сохранялась достаточно долго, несмотря на все изменения, происходившие с социальной психологией в целом, которые, заметим, довольно продолжительное время заставляли исследователей обращаться к совсем другим проблемам. С конца 20-х — начала 30-х годов прошлого столетия, с того времени, когда требования эксперимента все отчетливее зазвучали в среде социальных психологов, а центр исследовательской мысли переместился из Западной Европы на американский континент, и вплоть до середины 60-х годов, до момента известного кризиса, проблематика преимущественно центрировалась вокруг феноменологии малой группы. Однако это не значит, что проблема личности вообще «не звучала» в социально-психологических исследованиях. Скорее она оставалась некоторой «конечной рамкой» анализа. Прежде всего это касалось изучения процессов влияния группы на личность [Кричевский, Дубовская, 2001]. Однако если ранним социально-психологическим концепциям был присущ интерес к процессам утраты человеком своих собственно личностных атрибутов в результате включенности в большие социальные группы, то в дальнейшем исследователи обратились к изучению аналогичной проблемы на материале малых групп. (Эта линия прослеживается от одного из самых ранних социально-психологических экспериментов — эксперимента Н. Триплетта, модифицированного и проанализированного впоследствии Ф. Олпортом, до значительно более поздних исследований Р. Зайонца и С. Аша.) Несмотря на все различие в экспериментальных схемах и исходных исследовательских задачах, все эти исследования объединяет фактически общий фокус интерпретации изучаемых феноменов. Как и в случае лебоновского анализа поведения человека в толпе, постулируется, что индивидуальные действия направляются некоторым групповым стандартом, а определяющим признаком социального поведения человека становится его нормативность. Очевидно, что в предельном значении такой «для-других-понятный» субъект оказывался полностью деперсонализированным. Подобный же фокус интерпретации сохранялся и в известных исследованиях конформизма. Малая группа не рассматривалась более как группа молчаливого соприсутствия, она превращалась в самостоятельный объект социально-психологического исследования прежде всего потому, что с этого момента за ней признавалось наличие некоторой внутренней структуры, отражающей характер взаимоотношений ее членов [Кричевский, Дубовская, 2001]. Соответственно личность в группе начала рассматриваться уже с точки зрения такого ее качества, как способность принимать решения (преимущественно о своем согласии или несогласии с мнением группы). (Не случайно, что в это время в социальной психологии доминирует «теория согласия» Т. Ньюкома.) Тем самым личность изучалась, по сути, лишь через условия достижения бесконфликтных («согласных») отношений с другими, через установление единообразия ее мнений и поведения с групповыми стандартами. В основе этого лежало приписываемое ей стремление к социальному принятию. Заметим, что и в более поздний период (а именно в начале 80-х годов) ряд исследователей в качестве одной из основных функций группы по отношению к человеку выделяли защитную функцию [Кричевский, Дубовская, 2001], и, следовательно, личность расценивалась как «группозависимая», как ищущая поддержки и одобрения. И тем самым тенденция «безличностного» существования социальной психологии сохранялась. Однако наиболее полное свое воплощение традиция «жесткого» понимания социальной детерминации индивидуального развития нашла в изучении ролевого поведения. Не останавливаясь детально Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|