Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ





Вторая часть — традиционные проблемы и новые подходы — содер­жит ответ на поставленный выше вопрос о том, как соотнести устояв­шиеся принципы и подходы с новым, «стучащимся в дверь» материа­лом. Хорошо известно, что существует достаточно прочно оформив­шийся спектр «сквозных» проблем социальной психологии, включаемых в ее структуру, повторяющийся в разных школах и направлениях. Здесь нет необходимости перечислять все эти проблемы и важно лишь под­черкнуть, что их набор сохраняет свое значение как важнейших ком­понентов в структуре социальной психологии как науки. Все традици­онно включаемые в эту структуру проблемы остаются важными на­правлениями фундаментальных исследований, и изменения в мире ни в коей мере не означают утраты ими права на существование, в том числе и в учебниках по данной дисциплине.

Речь идет о другом: в изменяющемся мире многие из разрабатыва­емых направлений требуют наполнения новым содержанием и его осмыслением. Это участь всех наук, имеющих дело с исследованием общества или отдельных его фрагментов. Достаточно привести лишь некоторые примеры.

В традиционной для социальной психологии проблеме общения возникают такие, например, вопросы, как толерантность в диалоге или новые грани в содержании и свойствах стереотипов. Даже харак­теристики хорошо проработанной в исследованиях малой группы при­обретают специфические черты, связанные, например, с процессами командообразования. Особый акцент требуется, по-видимому, и в области психологии организаций в связи с возникновением их новых форм. Тем более необходима тщательная проработка проблем психо­логии больших социальных групп, ибо сами эти группы или утрачи­вают, или, напротив, приобретают новое значение.

Ряд новых поворотов можно усмотреть и в проблематике личнос­ти. Так, решение абсолютно традиционной для социальной психоло­гии проблемы социальных установок требует сегодня, кроме общего анализа механизмов их возникновения, как минимум, «учета» тех но-вых реальных условий, в рамках которых осуществляется процесс их изменения. Так же обстоит дело с изучением социализации, способов конструирования человеком образа социального мира и др.

Следовательно, необходимо и специальное исследование нового состояния каждой из традиционных проблем, и акцентирование но­вых моментов при изучении курса социальной психологии студента-


ми. Вторая часть книги содержит как раз изложение тех изменений, которые происходят в традиционных областях социально-психологи­ческого знания в условиях социальных трансформаций. Материал, предложенный здесь, сконцентрирован вокруг основных разделов со­циальной психологии: общения и взаимодействия (главы 1-2), пси­хологии больших и малых групп (главы 3—5), социальной психологии личности (главы 6—7). В качестве заключения предлагается глава об особенностях построения рядовым человеком картины изменяюще­гося мира, что в известном смысле является итогом всего материала, представленного в данной части книги.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных