Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел I. Теодориканское (или Остготское) Возрождение и судьбы Римской империи в 5-6 вв.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)   -      
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зач.      
Общая трудоемкость час зач. ед.   ?      
         

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Теодориканское (или Остготское) Возрождение и судьбы Римской империи в 5-6 вв.  
2. Каролингское Возрождение и греко-римская древность  
3. Оттонововское Возрождение и его обращение к империям  

4. Истоки европейского

Возрождения 14-16 вв.

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

Вводная лекция. Предмет и задачи курса. «Возрождение до Возрождения» как периоды подъема средневековой культуры с 6 до13 вв. Содержание понятия. Ренессансные парадигмы.

Средневековье и его отношение к языческой культуре античности. Интенсивная культурная деятельность при Теодорихе (к.5-6 вв.- остготское возрождение), Карле Великом (к.8-9 вв., каролингское возрождение), императорах Оттоне I, Оттоне II, Оттоне III (оттоновское возрождение) с обращением к античности. Место политической концепция «Обновление Римской империи» в подъемах культуры названных периодов.

«Интеллектуальная революция» 12-13 – ее интеллектуальные и идейные основы. Обоснованность применения понятие «возрождение» к этому явлению. Связь с культурной традицией предшествующих эпох и разрыв с ней. Подготовка к «истинному» Возрождению.

Источники и литература.

 

Раздел I. Теодориканское (или Остготское) Возрождение и судьбы Римской империи в 5-6 вв.

1. Закат Римской империи на Западе. Изменения в политическом строе Римской империи в 3 в. н.э.: оформление домината, отражение этого процесса в статусе императорской власти и представлениях о ней. Рождение Ромейской империи. Дисперсия власти на Западе. Упадок Рима как политической и культурной столицы. Конкуренты Рима. Рим и Константинополь. Варваризация римского общества. Поиски новых этических, идейных и религиозных ориентиров. Кризис римской культуры: право, язык, литература, строительство, архитектура и скульптура; система образования.

2. Теодорих Великий и его политическая концепция. Крушение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств. Варвары и христианство. Тяга к «римской форме»: варвары и римская культура; отношение к римской государственности.

Теодорих Великий: формирование личности. Завоевание Италии и создание Остготского королевства в конце 5 века. Теодорих между Римом и Константинополем. Попытка «примирения» варварского и римского на базе римской государственности. Отношение к ортодоксальной христианской церкви. Цель: восстановление Римской империи. Двор Теодориха в Равенне как культурный и политический центр государства.

3. Интеллектуальная культура в Остготском королевстве. Книжное дело, язык. Светская и религиозная литература. Переводческая деятельность Ульфилы. Просвещение и образование. Римская система образования и его судьба в Остготском королевстве. Отличие римской и германской воспитательной концепций. Боэций: государственный деятель, педагог и философ. «Утешение философией». Кассиодор: государственный деятель, просветитель и писатель. Наука и религия у Боэция и Кассиодора.

4. Архитектура и искусство в остготской Италии. Равенна в 5-6 вв. Памятники архитектуры и изобразительного искусства Равенны до Теодориха: мавзолей Галлы Плацидии. Строительная деятельность Теодориха: Рим, Верона, Равенна. Дворец Теодориха и мавзолей в Равенне. Церковное строительство от Теодориха до Юстиниана: баптистерии, церкви Сан Аполлинаре ин Классе и Сан Аполлинаре Нуово. Мозаики Равенны. Греко-римские традиции в строительстве и изобразительном искусстве Равенны. Исторические судьбы и значение Теодориканского Возрождения.

 

Раздел 2. Каролингское Возрождение и греко-римская древность.

1. Идейно-политические основы Каролингского Возрождения. «De Civitate Dei» Августина и его концепция христианской империи. Идея «трансляции» империи в раннее Средневековье. Карл Великий как последователь идей Блаж. Августина. Империя Карла Великого на рубеже 8-9 вв.. Идейное обоснование завоевательной политики. Римская коронация Карла, ее политическое значение, ближайшие и отдаленные и последствия. Символика императорской власти. Церковная и социальная политика Карла, как стремление воплотить в жизнь «имперскую» концепцию Августина.

2. Духовная культура в эпоху Каролингов. Личность Карла Великого и его роль в подъеме культуры эпохи. Королевский двор как центр культуры. Придворная Академия, ее состав и задачи. Алкуин как глава Академии. Метод преподавания в Академии: кельтско-германская традиция. Судьба «семи свободных искусств». Подражание античности. Эйнгард и его «Vita Caroli Magni». Павел Диакон – проводник идеи союза королевской власти с церковью.

Монастыри как центры культуры. Анналистика и историописание. Собирание древних рукописей. Критический метод при восстановлении текстов. Скриптории. Искусство переписывания книг. Каролингский минускул. Развитие немецкого языка: первая немецкая грамматика; собирание древнегерманских мифов и песен; немецкий язык в церкви. Монастырские школы. Место школьного образования в воплощении в жизнь концепции Августина. Школы для клириков и мирян, певческие школы. Педагогическая и ученая деятельность Рабана Мавра.

3. Архитектура и изобразительное искусство Каролингского Возрождения. Репрезентативные задачи искусства в империи Каролингов. Итальянские походы Карла Великого, знакомство с античным греко-римским наследием. Иконография Карла Великого. Императорская резиденция в Аахене: дворцовый комплекс, дворцовая капелла. Равеннская церковь Сан Витале как образец для аахенской придворной капеллы капеллы Санкт Михаэля в Фульде. Античные влияния в архитектуре лоршского монастыря. Новые веяния в архитектуре: вестверк и его символика. Церковь монастыря Корвей. Культ реликвий и архитектура крипт. Книжная культура в Каролингскую эпоху. Ирландско-британское влияние в книжной культуре монастырских библиотек и скрипториев. Ирландские рукописи Санкт Галленского монастыря. Искусство книжной миниатюры. Прикладное искусство.

 

Раздел 3. Оттоновское Возрождение и его обращение к империям.

1. Идейно-политические основы Оттоновского Возрождения. Саксонская династия и возникновение Германской (Священной Римской) империи в первой половине 10 века. Аахенская коронация Оттона I как демонстрация программы воссоздания империи Карла Великого. Имперская церковь – опора центральной власти против герцогов. Итальянские походы Оттона I и коронация императорской короной в Риме в 962 г. с титулом «император-август». Притязания на «божественный» характер власти императора. Борьба с Византией за власть над Италией. Изменение Оттоном II императорского титула на «император-август римлян» как отражение новых притязаний Саксонской династии в борьбе с Византией за римское наследие. Византийский брак Оттона II и усиление византийского влияния при дворе Оттонов. Планы Оттона III по созданию мировой христианской империи с центром в Риме. Римская традиция в придворном церемониале императоров Оттонов. Крах идеи Оттона III «обновления империи». Судьбы империи Оттонов.

 

2. Духовная культура в Оттоновскую эпоху. Судьба каролингской интеллектуальной традиции. Королевские монастыри как центры культуры: Рейхенау, Фульда, С. Максимин, Гандерсхейм. Включение королевского двора в культурный процесс с целью восстановления каролингской культурной традиции. Культурная политика Бруно. Герберт Аурилакский – «обновитель философской мудрости». «Саксонский Цицерон» Отрик.

Бернард Хильдесхеймский, Бруно Кверфуртский – философское обоснование новой империи. Новая историография: Видукинд Корвейский, Лиутпранд Кремонский, Титмар Мерзебургский. Новые центры культуры – епископские церкви в Кельне, Магдебурге, Вормсе, Вюрцбурге, Трире. Соборные школы. Королевский двор и епископские школы. Новый епископат и его меценатская деятельность.

 

3. Архитектура и изобразительное искусство Оттоновской эпохи. Пропагандистские цели искусства. Императорская иконография как средство репрезентации императорской власти. Византийское влияние при дворе Оттона II и Оттона III. Византийский стиль в архитектуре, фресках и книжном искусстве монастырей Оттоновского времени. Рождение романского искусства, его характерные черты. Романская трехнефная базилика (Рейхенау, Кведлинг, Падеборн). Особенности саксонской церковной архитектуры (церковь св. Михаэля в Хильдесхайме). Романские церкви Кельна. Аахенская архитектурная традиция на Верхнем Рейне и ее перекличка с архитектурой Равенны 6 в. (церковь женского монастыря Оттмархайма в Эльзасе). Оттоновское архитектурное наследие в эпоху Салической династии в 11 в. (соборные церкви в Шпайере, Майнце, Кельне). Светская романская архитектура: императорский дворец в Госларе). Книжное искусство в монастырях 10-11 вв. Эстетические идеи Иоганна Скотта Эриугены и их отражение в книжной миниатюре Клюнийского аббатства. Каролингская традиция в изобразительном искусстве Оттоновского Возрождения.

 

Раздел 4. «Интеллектуальная революция» 12-13 вв.

1. «С небес на землю». Перемены в ценностной ориентации в Западной Европе 12-13 вв. Главное содержание: духовный подъем, обращение к земному миру. Реабилитация «нового». Понятие «современности». Причины перемен: завоевание городом интеллектуального и материального пространства. Технический прогресс. Развитие ремесла, торговли, денежного хозяйства. Торжество грамотности и знаний. Распространение образования. Городские школы. Рационализация знаний. Секуляризация некоторых видов духовной деятельности. «Новая христианизация» Европы. Библия для народа. Новое в представлениях о земном и телесном. Пересмотр представлений о времени, пространстве, бедности и богатстве, труде. Расширение пространственных горизонтов. Новая модель христианского «героя»: от монаха-аскета к идеалу активного мирянина.

 

2. Наука и духовная культура в 12-13 вв. Средневековые университеты: организация и методы обучения. Мистика и схоластика (Бернар Клервоский, Бонавентура; Ансельм Кентерберийский). Номинализм и реализм. Рационализм Шартрской школы. Петр Абеляр – интеллектуал нового типа. Открытие Аристотеля. Новое почтение к античным источникам. Духовная культура ХШ в.: (Альберт Великий, Фома Аквинский). Развитие опытного знания в ХШ в.: Роджер Бэкон. Новое в схоластике ХШ-начала Х1У в. Дунс Скотт: новая антропология, проблема воли и разума, новая этика. Латинская словесность и ее ориентация на античные образцы. Обращение к Боэцию. Рецепция римского права. Школа «глоссаторов». Споры о путях к овладению знаниями. Новоязычная литература.

 

 

Вопросы к зачету по спецкурсу «Четыре Возрождения»

 

1.Политические судьбы Римской империи и остготское королевство

2. Римское культурное наследие и Остготское возрождение

3. Римские интеллектуалы на службе у остготов (Боэций и Кассиодор)

4. Архитектура Равенны 5-6 вв.

5. Искусство мозаики Равенны.

4. Возрождение Империи в политической концепции Карла Великого

5. Придворная Академия

6. Каролингское возрождение и его культурные ориентиры

7. Монастырская школа в каролингскую эпоху.

8. Педагогическая мысль и практика в каролингскую эпоху.

9. Архитектура Каролингского возрождения

10. Изобразительное искусство Каролингского возрождения

11. Книжная культура в эпоху Каролингов

7. Священная Римская империя германских императоров Оттонов

8. Оттоновское возрождение и его место в системе культурных связей предшествующей и

последующей эпохи

9. Романская архитектура оттоновской эпохи.

10. Книжная миниатюра оттоновской эпохи.

11. Переворот в мировоззрении европейцев в ХШ в.

12. Опытная наука ХШ в.

13. Схоластика в ХП-ХШ вв.

14. Обращение к античности в ХП-ХШ вв.

 

 

Источники и литература:

 

  1. История средних веков. Учебник для университетов/Под ред. С.П.Карпова. В 2-х тт. М., 2006 (и более ранние издания).
  2. Антология педагогической мысли христианского средневековья /под ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 1994.
  3. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью //Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
  4. Беркут Л. Карл Великий, франкская образованность и литература его времени. Варшава, 1912.
  5. Боэций. Об утешении философией /Пер. Уколовой, М.Н. Цетлина //Средневековье в свидетельствах современников. М., ИВИ АН СССР, 1984. С. 4-158.
  6. Гаспаров М.Л. Каролингское возрождение //Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. М., 1970.
  7. Гаспаров М.Л. Латинская литература между империей и папством //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
  8. Горгунг Б.В. Существовал ли «Ренессанс XII века //Историко-филологические исследования. М., 1967.
  9. Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997.
  10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
  11. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.
  12. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.
  13. Карсавин Л.П. История европейской культуры. Ч.1. Римская империя, христианство и варвары. Пер. с литовского. Санкт-Петербург, 2003.
  14. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.
  15. Пфальшифтер Г. Теодорих Великий. Санкт-Петербург, 2004.
  16. Каролингская эпоха. Из истории Западной Европы в раннее Средневековье. Сб. документов /Сост. А.А. Сванидзе. Казань, 2002.
  17. Левандовский А.П. Карл Великий. М., 1999.
  18. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПБ., 1866-1867.
  19. Визигин А.С. Идеалы «божьего царства» в монархии Карла Великого. СПб, 1912.
  20. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.
  21. Послушник и школяр, наставник и магистр: средневековая педагогика влицах и текстах /Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1996.
  22. Пфайльшифтер Г. Теодорих Великий. СП., 2004.
  23. Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции XIII-XIV вв. М., 1975.
  24. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  25. Словарь средневековой культуры /Под общей ред. А.Я. Гуревича. М., 2003.
  26. Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 1898.
  27. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец У – середина УП в.). М., 1989.
  28. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.
  29. Хэгерман Д. Карл Великий. М., 2003.
  30. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003.
  31. Эйнхард. Жизнь Карла Великого /Левандовский А. Карл Великий. Через империю к Европе. М.,1995. С.177-207.
  32. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.

 

Доцент

Т.П.Гусарова

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | СОП «Конкордия», СОП НТЖТ и СОП ННГАСУ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных