Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исполнение перевозчиком обязательства по выдаче груза




Исполнение обязательства по перевозке груза заканчивается в пункте назначения выдачей груза его получателю либо иному управо-


 


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 6 (4)


 


моченному на получение груза лицу, которая составляет обязанность перевозчика перед грузоотправителем и перед получателем груза (как третьим лицом, в пользу которого был заключен договор). Последнему принадлежит право требования к перевозчику выдать доставленный груз.

Традиционно закрепляемую транспортными уставами и кодек­сами (кроме КТМ) обязанность получателя принять от перевозчика доставленный груз, в том числе незаказанный (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 111 ВК, п. 3 ст. 66 КВВТ, ст. 72 УАТ РСФСР), следует рассматривать как реликт советского транспортного законодательства, обеспечивавшего интересы транспортных министерств и ведомств зачастую за счет ущемления интересов клиентуры1. Неслучайно данная обязанность не известна ни дореволюционному, ни современному зарубежному законодательству.

Правила о ней не подлежат применению как противоречащие п. 3 ст. 308 ГК, ибо грузополучатель не связан договором грузоотправителя и перевозчика, в котором он не участвует, до момента выражения долж­нику (перевозчику) намерения воспользоваться своим правом по этому договору. Лишь с этого момента для лица, обозначенного в транспор­тной накладной в качестве получателя груза, становятся обязатель­ными предписания транспортного законодательства, определяющие обязанности грузополучателя. Если же указанное лицо, несмотря на направленное ему уведомление о прибытии груза, не обращается к перевозчику с требованием выдачи груза, то оно и не может призна­ваться участником правоотношений перевозки и не несет никаких обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством. В отношении груза, доставленного в его адрес, должен применяться правовой режим, установленный для невостребованных грузов.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах (ст. 34 УЖТ), а грузополучатель должен внести плату за перевозку этого груза и иные причитающиеся перевозчику платежи (ст. 35 УЖТ). Они должны также совершить и иные действия по офор­млению выдачи груза, которые иногда называют «раскредитованием документов». Окончательным подтверждением оформления выдачи груза признается подпись грузополучателя в дорожной ведомости.


При осуществлении выгрузки перевозчиком или выдаче груза с его участием (например, при установлении его недостачи или повреждения) подтверждением выдачи груза считается отметка в железнодорожной накладной, которая затем выдается грузополуча­телю под подпись в дорожной ведомости. В случаях, когда выгрузка осуществляется грузополучателем, в том числе на подъездных путях, подтверждением фактической выдачи груза является его отметка в памятке приемосдатчика.

При невнесении грузополучателем перевозчику причитающихся ему платежей в связи с перевозкой груза, а также несовершении иных действий, необходимых для оформления выдачи груза, перевозчик вправе удержать груз, о чем он должен уведомить грузоотправителя. Последний должен распорядиться грузом в течение четырех суток, иначе перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз (за исключением отдельных видов грузов, перечисленных в ст. 35 УЖТ).

Исполнение обязанности по выдаче грузов получателю включает в себя и выполнение перевозчиком обязанности по проверке массы груза, его количества и состояния. Такая проверка обязательна в случаях:

• прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в ваго­не, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устрой­
ствами или такими устройствами попутных станций;

• прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи
при перевозке груза в открытом подвижном составе;

• прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки
или нарушением температурного режима при перевозке груза в реф­рижераторном вагоне;

• прибытия груза, погруженного перевозчиком;

• выдачи груза, выгруженного перевозчиком в местах общего пользова­ния.

Конкретные способы проверки применительно к отдельным видам грузов, определяются Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте1.

Если при проверке состояния груза обнаружены его недостача или повреждение (порча) либо такие обстоятельства установлены состав-


 


       
 
   
 

С. 55. 176

1 Ср.: Холопов К. Основной закон железных дорог России // Закон. 2000. № 9.


1 См.: Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18 июня 2003 г. № 29 // РГ. 2003. 20 июня.


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


 


Глава 55 § 6 (4)


 


ленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция обязана определить размер фактической недостачи, повреж­дения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициа­тиве или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

• несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным,
указанным в перевозочных документах;

• повреждения (порчи) груза;

• обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозоч­ных документов без груза;

• возвращения перевозчику похищенного груза;

• непередачи перевозчиком груза на железнодорожный подъездной путь
в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки или в день выдачи груза получателю, а в пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом, но не позднее следующих суток (ст. 119 УЖТ). Не допускается внесения в него каких-либо предположений и выводов о причинах не­сохранности груза либо виновности в этом одной из сторон договора перевозки. Коммерческий акт должен быть подписан грузополучате­лем, если он участвует в проверке груза, и работниками перевозчика, указанными в правилах перевозок грузов. О выдаче коммерческого акта или о выдаче груза без его проверки делается отметка в желез­нодорожной накладной.

К сожалению, перевозчик и грузополучатель традиционно об­ладают разными возможностями по фиксации фактов недостачи, повреждения (порчи) грузов, определению их размера и причин несохранности грузов, поскольку транспортное законодательство допускает составление соответствующих документов, удостоверяющих указанные факты, перевозчиком в одностороннем порядке (без участия получателя). Некоторой компенсацией ущемленных интересов грузо­получателя служит общее правило п. 4 ст. 796 ГК о том, что документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удосто-


веряющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

На внутреннем водном транспорте обязательство перевозчика по выдаче груза получателю также включает в себя обязанность уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, которые выдаются ему после внесения всех причитающихся перевозчику платежей за их перевозку. Подтверждением выдачи груза является подпись грузопо­лучателя в дорожной ведомости. В отличие от железнодорожных пе­ревозок порядок выдачи и вывоза грузов здесь может быть определен соглашением грузополучателя и перевозчика, исключающим приме­нение норм о порядке выдачи груза, которые определены правилами перевозок грузов (ст. 66 КВВТ).

По договору автомобильной перевозки груз выдается перевозчи­ком в пункте назначения грузополучателю, указанному в накладной. Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без провер­ки веса и состояния груза и количества грузовых мест (ст. 65 УАТ). Проверка груза осуществляется при его выдаче получателю лишь в случаях прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами; поступления скоропортящегося груза с нарушением установленного срока доставки или температурного режима; прибытия груза, погруженного перевоз­чиком, со склада грузовой автостанции; выдачи груза со склада грузо­вой автостанции. Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются перевозчиком с проверкой веса и состояния только в поврежденных местах (ст. 66 УАТ).

Факты несохранности грузов удостоверяются записями в транс­портных документах, а в случае разногласий между автотранспортной организацией и грузополучателем (грузоотправителем) — актами установленной формы (ст. 157 УАТ).

Получателем груза по договору морской перевозки, осуществляе­мой по коносаменту, признается любой законный держатель оригинала коносамента, т.е. в зависимости от вида коносамента как ценной бумаги либо лицо, указанное в коносаменте; либо лицо, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или по пра­вилам, установленным для уступки требования; либо лицо, приказу которого составлен коносамент; либо лицо, указанное в последней из


 



Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 6 (5)


 


непрерывного ряда передаточных надписей или предъявитель коно­самента с последней бланковой надписью; либо лицо, предъявившее коносамент. В случаях, когда перевозка груза осуществляется на осно­вании морской накладной или иного подобного документа, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем (ст. 158 КТМ).

В отличие от иных транспортных уставов и кодексов КТМ не закрепляет обязанности грузополучателя принять от перевозчика доставленный ему груз, а потому вынужден детально регулировать судьбу невостребованного груза, а также груза, от которого отказался грузополучатель (ср. ст. 159 КТМ). Вместе с тем и здесь при выдаче груза получатель обязан возместить перевозчику расходы по пере­возке, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а в случаях, предусмотренных коносаментом или другим документом, на осно­вании которого осуществлялась перевозка, уплатить фрахт и плату за простой судна в порту погрузки. Исполнение данной обязанности обеспечивается правом удержания груза до уплаты указанных сумм, которым наделяется перевозчик. Обращение взыскания на удер­живаемый груз производится морским перевозчиком не путем его свободной продажи, а продажей с публичных торгов на основании решения суда (п. 4 ст. 160 КТМ).

В ходе выдачи груза при фактической или предполагаемой его утрате либо повреждении получатель и перевозчик обязаны предостав­лять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю. Если до выдачи или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявления перевозчику об утрате или о повреждении груза, считается, что груз получен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказательств об ином (ст. 162 КТМ).

Это, однако, не означает освобождения перевозчика от ответст­венности за несохранность груза, поскольку получатель не лишается возможности доказывать, что, несмотря на отсутствие заявления, груз был доставлен в ненадлежащем состоянии. Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отпра­вителя или получателя груза, также удостоверяются коммерческими актами (составляемыми в случаях, предусмотренных ст. 402 КТМ) или актами общей формы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных