Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза




Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытека­ющих из договора перевозки груза, наступает за нарушение установ­ленного срока доставки груза и за необеспечение его сохранности.

Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она установлена либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза), либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК'.

При этом общие положения гражданского законодательства о полном возмещении убытков не подлежат применению и в тех слу­чаях, когда законодательством или договором прямо не предусмот­рена ответственность перевозчика за какие-либо нарушения своих обязательств2. Дело в том, что содержащееся в п. 1 ст. 400 ГК пра­вило о возможности ограничения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств «привязано» в целом к отдельным видам обязательств и к обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, а не к нарушениям отдельных условий указанных обязательств. Поэтому действие принципа ог­раниченной ответственности применительно к обязательствам по перевозкам грузов не сводится только к тем нарушениям, за которые такая ответственность непосредственно предусмотрена транспортным законодательством или соглашением сторон, а распространяется на все нарушения любых условий договора перевозки.

При ином подходе могут быть обойдены императивные нормы законодательства, устанавливающие ограниченную ответственность

1 Согласно п. 2 ст. 793 ГК соглашения транспортных организаций с грузовладель­цами об ограничении или устранении ответственности перевозчика, предусмотренной законодательством, недействительны, а в соответствии со ст. 123 ВК перевозчик даже вправе заключать соглашения с грузоотправителями или грузополучателями о повы­шении пределов своей ответственности по сравнению с установленными ВК. Однако ст. 114 УЖТ и ст. 113 КВВТ объявляют недействительными соглашения участников перевозки, ограничивающие или устраняющие также и ответственность грузоотправи­телей и грузополучателей, что не соответствует общему правилу ГК.

2 Несмотря на противоположные утверждения, высказанные в литературе (см.,
например: Гражданское право России. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Са­диков. С. 494—495.


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 6 (7)


 


перевозчика. Например, при просрочке в доставке или утрате пере­возимого груза (за которые прямо предусмотрена его ограниченная ответственность), последовавших из-за невыполнения указаний грузоотправителя о переадресовке груза, утраты им перевозочных документов либо выдачи груза не в пункте назначения, можно будет предъявить к перевозчику требование о полном возмещении при­чиненных им убытков, ссылаясь на отсутствие ответственности за указанные нарушения правил и условий перевозки груза.

Следовательно, в тех случаях, когда законодательством предусмот­рена какая-либо обязанность перевозчика при отсутствии ответствен­ности за ее нарушение, он может быть привлечен к ответственности только в том случае, если невыполнение им такой обязанности пов­лекло за собой такие правонарушения, за которые ответственность пре­дусмотрена. Поэтому во всех случаях нарушения договора перевозки подлежит применению ограниченная ответственность перевозчика.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных