Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обязательства из договора транспортной экспедиции




Понятие договора транспортной экспедиции

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК по договору транспортной экс­педиции

одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентагрузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экс­ педиции услуг, связанных с перевозкой груза:

• организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным
экспедитором или клиентом;

• заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры)
перевозки груза;

• обеспечить отправку или получение груза;

• выполнить другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспе­диции может быть предусмотрено также:

• получение требующихся для экспорта или импорта документов;

• выполнение таможенных и иных формальностей;

• проверка количества и состояния груза;

• осуществление его погрузки и выгрузки;

• уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 §8(1)


 


ф хранение груза;

• его получение в пункте назначения;

• выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Отсутствие закрытого перечня услуг, оказываемых экспедитором

по данному договору, позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополуча­телем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для грузоотправителя или грузопо­лучателя любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза.

По своей юридической природе договор транспортной экспеди­ции является консенсуальным1, двусторонним и возмездным догово­ром. Согласно п. 1 ст. 802 ГК он подлежит заключению в письменной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 801 ГК принят специальный Федераль­ный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности)2, нормы которого имеют приоритет перед соглашением сторон. Данный закон не содержит правил, определяющих условия договора транспортной экспедиции, но предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемых Пра­вительством РФ. В конкретных договорах транспортной экспедиции по соглашению сторон могут определяться лишь те условия, которые не предусмотрены названным законом, а также другими законами или иными нормативными актами.

Договор транспортной экспедиции относится к категории граж­данско-правовых договоров об оказании услуг3, будучи вместе с тем их вполне самостоятельным видом. Сочетание в нем элементов иных обязательств (перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д.) дает новое качество, в результате чего обязательство транспортной экспе-

1 Данный договор не становится реальным и в том случае, когда экспедитор вы­полняет экспедиционные услуги «с вверенным ему грузом», выступая в роли перевоз­чика (Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 479 (авторы
главы —Д.А. Медведев и В. Т. Смирнов), ибо само получение груза от клиента представ­ляет собой исполнение обязательств из консенсуального договора транспортной экспе­диции, а возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию также возможно лишь при наличии соглашения между ним и грузоотп­равителем (грузополучателем).

2 СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2701.

См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 544.


диции приобретает самостоятельный характер1, который не уклады­вается в рамки известных договоров, например поручения, комиссии или агентского договора (что исключает применение к нему правил об этих договорах)2.

Неразрывная связь экспедиционных услуг с перевозкой грузов, направленность договора транспортной экспедиции исключительно на организацию или обеспечение процесса перевозки грузов позво­ляют отличать услуги, оказываемые клиенту экспедитором, от иных операций и услуг, оказываемых организациями, обслуживающими участников транспортного процесса. Например, лоцманские, на­вигационные и иные подобные услуги на морском транспорте или осуществляемое за плату метеорологическое, радио-, электро- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное и другое обеспечение полетов воздушных судов (ст. 69 ВК) характеризуются направленностью на обеспечение безопасности движения и сохран­ности самих транспортных средств и потому не могут составлять предмет договора транспортной экспедиции.

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспеди­тор и клиент. В качестве экспедитора выступают либо коммерческая организация, либо индивидуальный предприниматель, располага­ющие лицензией на занятие транспортно-экспедиционной деятель­ностью.

Клиентами по этому договору являются любые правосубъектные лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном обслужи­вании и являющиеся грузоотправителями или грузополучателями в отношении экспедируемого груза. В частности, в этом качестве могут выступать граждане-потребители, на которых в этом случае распро­страняется действие законодательства о защите прав потребителей (п. 3 ст. 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей могут осуществляться и пере­возчиком груза на основании договора перевозки (п. 2 ст. 801 ГК). На

1 См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 544—545; Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 156—157; Шварц ХМ. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С: 151—152.

2 Подробнее об отличиях договора транспортной экспедиции от договоров по­ручения, комиссии, агентирования, хранения и перевозки см.: Брагинский М.И., Вит-
рянский В.В.
Договорное право. Книга четвертая. С. 663—685.


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 8 (2)


 


автомобильном транспорте такая возможность прямо предусмотрена ст. 124 и 125 УАТ. Другие транспортные уставы и кодексы не содер­жат на этот счет каких-либо положений, что дает основания для регулирования соответствующих отношений соглашениями сторон (п. 2 ст. 784 ГК)1. В этом случае договор перевозки содержит в себе элементы договора транспортной экспедиции, т.е. приобретает черты смешанного договора2.

Содержание договора транспортной экспедиции

Содержание обязательств из договора транспортной экспедиции составляют взаимные обязанности его сторон. Прежде всего это обя­занности экспедитора по предоставлению клиенту услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе по организации их предоставления, конкретное содержание которых по-разному определяется в отдельных разновидностях данного договора.

Оказываемые экспедитором услуги, связанные с перевозкой груза, нередко не вполне удачно разделяют на основные (по организации перевозок) и дополнительные, которые могут охватывать любые воп­росы, касающиеся транспортировки груза3. Но такое деление отно­сится лишь к закрепленной в ГК общей модели данного договора и не учитывает его конкретных разновидностей, в которых и «основные», и «дополнительные» услуги, по-разному сочетаясь, могут как нали­чествовать, так и отсутствовать. Выделение законом дополнительных

1 Наиболее удобной формой согласованного возложения на перевозчика гру­
за обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя
(грузополучателя) является договор об организации перевозок грузов, в который могут
быть включены любые «условия организации перевозки» (ст. 798 ГК). Договор чартера
также допускает включение в него помимо прямо предусмотренных законом «иных
условий и оговорок» (ст. 120 КТМ).

2 Поэтому при нарушении перевозчиком обязательств по транспортно-экспе­диционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя) он несет полную (а
не ограниченную, как при перевозке грузов) ответственность; к требованиям гру­зоотправителя (грузополучателя) применяется общий, а не сокращенный срок ис­ковой давности, отсутствует обязательный претензионный порядке урегулирования
спора и т.д.

3 См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 482 (ав­торы главы — Д.А. Медведев и В. Т. Смирнов); Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 173.


услуг связано с тем, что при их оказании экспедитор всегда действует от своего имени, тогда как «основные услуги» он по условиям конкрет­ного договора может оказывать как от своего имени, так и от имени клиента (по его доверенности).

Обязанности клиента в договоре транспортной экспедиции за­ключаются в предоставлении экспедитору необходимых документов и информации, а также в возмещении понесенных экспедитором расходов и в уплате вознаграждения за оказанные услуги. Договоры транспортной экспедиции, предусматривающие обязанность экспе­дитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридичес­кие действия от имени клиента, должны включать также обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой ему для совершения соответствующих юридических действий. В конкретном договоре транспортной экспедиции по усмотрению сторон могут быть предусмотрены и иные обязанности, возлагаемые на клиента.

Особенность содержания договора транспортной экспедиции составляет также закрепленное законом право его сторон на од­носторонний отказ от его исполнения. Согласно ст. 806 ГК любая из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от его исполнения, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив ей убытки, вызванные расторжением договора.

Правда, такое правило представляется обоснованным и объяс­нимым лишь для тех ситуаций, когда в соответствии с условиями договора экспедитор заключает сделки и совершает иные юридиче­ские действия от имени клиента (по его доверенности)1. В этом случае договор транспортной экспедиции приближается к «договорам о представительстве» (поручения и агентирования), которым известна такая возможность. Впрочем, обязанность по возмещению контраген­ту убытков, вызванных односторонним отказом от договора, служит стимулом для воздержания от реализации этого права. Кроме того, п. 5 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности пре­дусматривает для этой ситуации помимо возмещения всех убытков еще и уплату штрафа (законной штрафной неустойки) в размере 10% от суммы понесенных контрагентом затрат.

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая.

С. 733.


 



 


 

 

 

Раздел XIII3.

Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных