Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение ислама

ИСЛАМ

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу")

является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,

Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Возникновение ислама

Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный

политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей. Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу

осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов - ранней формы арабского монотеизма.

Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. - куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама. В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских курейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм и обрядовые пережитки староарабских культов.

Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканских ханифов.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благотворительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами в Ясрибе (позднее - Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев - мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отношениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульманское летоисчисление.

В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины нашла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и поддержку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская

община носила не только религиозный, но и политический характер.

Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский

Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата. В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны.

Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуострова.

Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим

и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое видение получило название "Лайлат алкадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число

месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.

Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявленный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов

(стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсхатологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христианской мифологии, древнего арабского фольклора.

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть

покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.

- Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности

Корана.

- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухаммеду.

- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки

из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду -бесконечные пытки и муки.

- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.

- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истинности.

Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "намаз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед

каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблюдение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков,

беременных женщин и др.

Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят былдобровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения от грехов. Размеры закята (существует ещедобровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода*.

Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего

Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов.

Джихад (в переводе с арабского усердие)
Джихад - это действия, направленные на защиту Ислама. Условно можно сказать, что он бывает:
1. Военным ("Сражайтесь с теми, кто воюет против вас, но не нападайте первыми, не любит Бог нападающими первых" Коран сура 2, аят 190) для защиты от вооруженной агрессии, для спасения угнетенных и распространения справедливости. Имам Али свою борьбу с Муавией считал джихадом. Однако, рекомендуется перед войной использовать все средства для сохранения мира.
2. Для обеспечения экономической безопасности. Например, развитие промышленности в Египте во второй половине 20 века называлось джихадом.
3. Джихад, который ведется для внутреннего совершенствования. Например, имам Хомейни в "Религиозном и политическом завещании" написал: "Но самыми высочайшими областями знаний, которые должны стать предметом всеобщего изучения, являются исламские гуманитарные науки, такие как исламская этика, учение о самосовершенствовании и др. Это и есть величайший джихад". Это является столпами веры и признается всеми мусульманами.

 

Исламское право.

 

Шариат (исламское право) защищает следующие ценности:
1. Вера
Преступления против веры считаются самыми тяжелыми
2. Жизнь
Убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей
3. Разум
С охраной разума связан запрет на употребление спиртного и наркотиков.
4. Продолжение рода
Если совершено прелюбодейство и 4 человека будут свидетельствовать, то это считается преступлением против права супруга на продолжение рода
5. Собственность
Собственность честных людей является священной.

В идеале права всех членов исламского общества в одинаковой степени защищены законом. На западе часто высказывают мнения, что права женщины в Исламе ограничены. Эти ограничения богословы связывают с природными различиями между мужчиной и женщиной, а так же с тем, что в исламской семье ответственность перед обществом несет мужчина, (достаточно сказать, что доля женщин во власти в таких странах как Иран и Турция, не меньше, чем во многих западных странах).

Принципы исламского права:

1. Равенство всех тяжущихся.

2. Ответчик и истец должны предстать перед кази (судьей).

3. Обвиняемому должно быть предоставлено право принести клятву.

4. Наказание хадд должно служить устрашением, чтобы люди не могли сделаться самоуверенными и совершать преступления просто потому, что наказание за них чисто номинально. Но, назначая наказание хадд, судья должен быть уверен, что преступление действительно было совершено. Если существует хоть какое-то сомнение в этом, он должен воздержаться от назначения наказания хадд. Некоторые правоведы неодобрительно относятся к наказаниям в виде тюремного заключения и призывают ограничить их применение.

5. Запрет пыток, как средства принуждения к признанию.

 

По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два) являются праздник "ид аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк, " курбан-байрам ") и "ид аль-фитра" – малый праздник разговения (тюрк, " ураза-байрам "). Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Ж жертвоприношение (см. хадж, праздники мусульманские). 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных