Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ж жертвоприношение (см. хадж, праздники мусульманские). 3 страница




· Примерно 85% всех мусульман мира являются суннитами.

Суннизм настаивает на выборности главы уммы — халифа. Однако возглавлять умму имеет право только представитель племени курейшитов, к которому принадлежал Мухаммед. В качестве законных преемников пророка сунниты почитают первых четырех праведных халифов: Абу Бакра, Омара, Османа и Али.

Суннизму присущи верность традициям и идеализация образа пророка. Наряду с Кораном, суннизм особое место отводит Сунне пророка Мухаммеда, делая акцент на обязательности следования правилам и предписаниям, основанным на его поступках и высказываниях. Отсюда — название " сунниты ", т.е. " люди Сунны " — те, кто следуют путем пророка.

Суннитские богословы не вправе выносить собственные суждения по вопросам вероучения, а лишь толковать священные тексты, которые являются беспрекословными божественными источниками. В сложных и спорных вопросах окончательное решение достигается общим согласием богословов и других авторитетных в исламской иерархии личностей — иджма.

Суннизм не является однородным течением, а делится на 4 равноправных толка (школы) в зависимости от толкования Корана и особенностей культа.

· Идеология шиизма [от араб. ши'апартия, группа приверженцев ] основывается на авторитете семьи Мухаммеда. После убийства четвертого халифа Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) мусульмане разделились на две фракции — последователей и противников Али. Последователи Али объединились в политическую партию, которая утверждала, что власть должна принадлежать исключительно прям ы м потомкам пророка, так как это — божественное установление. Остальные халифы считались узурпаторами. На основе этой партии и сформировалось самостоятельное религиозное течение — шиизм.

В настоящее время шиитами являются около 10 % всех мусульман.

Согласно шиитской традиции, главой мусульманской общины является имам, который получает власть от самого Аллаха (т.е. выборность исключается), поэтому шииты признают духовными наследниками пророка 12 имамов, являющихся прямыми потомками Мухаммеда, а первым имамом — его зятя Али.

Имам в шиизме выступает посредником между Богом и людьми, являясь непогрешимым образцом благочестия, подлинным хранителем и толкователем коранического знания, а следовательно, непререкаемым авторитетом и примером для верующих. Мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу для шиитов — истина в последней инстанции. В этом отношении шиизм принципиально отличается от суннизма, в котором окончательное решение достигается общим согласием богословов.

В отличие от суннизма, шиизм допускает иносказательное толкование Корана. В противовес Сунне, шиизм создал собственное Священное предание — ахбар, содержащее повествования о деяниях и словах пророка Мухаммеда, несколько отличающиеся от хадисов сунны. Важное место в ахбаре отводится первому имаму Али.

В шиизме развит культ святых мучеников, т.к. все имамы, кроме последнего, умерли мученической смертью. Мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных шиитских ритуалов, в которых широко практикуются самоистязания (избиения себя до крови веревками, цепями, протыкание различных частей тела кинжалами и пр.), что является неприемлемым в суннизме.

Этому течению присуща также вера в " скрытого имама " — грядущего духовного лидера, который установит на земле Божье царство добра и справедливости.

 

5.3. Другие течения и секты в исламе

· Монашества, как такового, в исламе нет. Однако в VIII-X вв. в противовес догматизации и ритуализации религии возникло мистическое полумонашеское течениесуфизм [от араб. суф — грубая шерстяная ткань, которую носили отшельники ].

Согласно суфийскому учению, главные жизненные процессы происходят в душе. Бог — не где-то, недостижимый и недоступный, а везде — вокруг нас, в нас самих. Отсюда — вера в возможность истинного богопознания, мистического слияния с Аллахом. Однако достичь высшей Истины нельзя, следуя только путем рационального познания. Цель суфиев — поиск практических путей непосредственного общения человека с Богом.

Поэтапное (до 12 ступеней) восхождение суфия по пути духовного совершенствования проходит под руководством наставника.

Суфизм проповедует благо-честие и самоотречение, отказ от мирских благ, бедность и аскетизм, воплощением которых стали странствующие отшельники — дервиши.

К культовым практикам суфизма относятся "безмолвные" молитвы, близкие к медитации; танец дервишей, представляющий собой верчение на месте (как это практиковалось в шаманизме) для достижения "мистического опьяне-ния" — т.е. вхождения в транс, символизирующего переход в иную, высшую реальность. В суфийской практике психотренинга (как и в дзэн-буддизме) особую роль играют стихи, притчи, парадоксы, как правило, символического, ино-сказательного характера.

· От 2 до 5% мусульман принадлежат к исламским сектам.

Большинству сект присущи свободное толкование Корана, сведение к минимуму обрядов и ритуалов, отрицание культа святых, стремление, в той или иной мере, к аскетизму — запрет на табак, кофе, драгоценности, шелковые одежды и т.п., некоторые исповедуют переселение душ.

Наиболее известные секты:

мутазилиты, отвергающие предопределение;

— близкие к суннитам крайне нетерпимые к греху и грешникам хариджиты;

— умеренные ибадиты, отстаивающие право любого правоверного, вне зависимости от происхождения, национальной принадлежности и социального положения, возглавлять умму;

— отколовшиеся от шиитов исмаилиты, ратующие за свободу воли человека, отрицающие обрядовость и считающие текст Корана аллегорическим;

— радикальные, крайне фанатичные и жестокие по отношению к инакомыслящим карматы;

суннитским протестантизмом называют ваххабизм, возникший в XVIII в. в условиях борьбы арабов против турецкого ига с целью вернуть правоверных к основам вероучения, которые, по их мнению, были извращены Священными преданиями. Ваххабиты отличаются предельным консерватизмом и отрицанием прогресса; они отвергают любых посредников между богом и людьми — имамов, святых и даже самого пророка Мухаммеда; паломничество в Каабу считают идолопоклонством.

· Политические, экономические, нравственные и религиозные противоречия нашего времени в условиях набирающего темпы процесса глобализации способствуют усилению разных форм религиозного фундаментализма — движения, рассматривающего в качестве одной из основных своих задач возвращение религии господствующих позиций в современном мире.

Исламские фундаменталисты любой ценой стремятся вернуть общество к единственно правильным, согласно их представлениям, мировоззренческим и моральным устоям, добиться строгого следования законам и нормам шариата. При этом они проявляют крайнюю нетерпимость к любому инакомыслию, ко всему новому и прогрессивному, особенно к внешним (западным) влияниям, которые считают причиной всех бед и проблем современности. Причем, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направлений ислама.

Исламский фундаментализм опирается на радикальную и весьма воинственную религиозно-политическую идеологию конца ХХ столетия — исламизм. Согласно идеологии исламизма, мусульмане должны считать себя не гражданами того или иного государства, а членами всемирного сообщества мусульман — уммы. Любые противоречия внутри общества и государств, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения, по их мнению, должны решаться исключительно на основе норм шариата.

Европейские государства (Франция, Великобритания и др.), где мусульмане сегодня составляют внушительную часть населения, столкнулись с серьезными проблемами экономического, политического и, главное, социокультурного порядка, т.к. эмигранты из мусульманских стран не желают интегрироваться в европейский уклад жизни, оставаясь довольно замкнутой, но при этом весьма агрессивно отстаивающей свое право жить по своим законам частью общества.

Не меньшую нетерпимость исламские фундаменталисты проявляют к тем, кого считают отступниками от основ веры в среде единоверцев. Этим объясняются военные конфликты между мусульманскими странами и межконфессиональные столкновения внутри ислама, например, между суннитами и шиитами.

Любой фанатизм, особенно религиозный, рано или поздно приводит к экстремизму и терроризму. И хотя основная часть мусульман исповедуют умеренные взгляды, исламисты, будучи фанатично преданными идее торжества ислама, несут террористическую угрозу всему современному миру, в первую очередь, западному. Рассматривают они свою деятельность как священную войну за веру — джихад в ее самых агрессивных формах, породив такое чудовищное явление, как смертники-террористы — шахиды [от араб. шахада ], уничтожающие "врага" (в том числе, мирных жителей и даже детей) ценой собственной жизни. Исламисты считают шахидов мучениками за веру и верят, что за это они обретают рай.

Идейным знаменем исламизма стало следующее изречение из Корана: " Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать верующих с пути Аллаха и пока они не будут поклоняться только Аллаху ". [8:39]

 

6. Культурное наследие мусульманского Востока

 

6.1. Средневековый характер мусульманской культуры

За свою без малого полуторатысячелетнюю историю ислам стал не только мировой религией, но и фундаментом, на котором возник неповторимый мир мусульманской культуры, пополнивший сокровищницу общечеловеческой культуры такими шедеврами, как мавзолей Тадж-Махал в Индии и дворец Альгамбра в Испании, поэзия Омара Хайяма и энциклопедический трактат Ибн Сины "Книга исцеления" ("Китаб аль-Шифа").

В основе мусульманского типа культуры лежит средневековая арабо-мусульманскаякультура, которая, в свою очередь, формировалась на традициях кочевников-бедуинов, называвших себя " арабами " [араб. лихие наездники ], под влиянием иудейской, античной и христианской культур.

В VIII-XIII вв. динамично развивающаяся арабо-мусульманская культура опередила европейскую цивилизацию, вступившую с VIII в. в полосу заметного упадка. Арабский язык, искусство, государственность, обычаи, этика оказали огромное воздействие на страны и народы, попавшие в орбиту ее влияния.

Современная мусульманская культура представляет собой довольно пестрое соцветие множества культур, сохраняющих свою национально-региональную самобытность и, при этом, объединенных исламскими идеологией и традициями, общими чертами, характерными для культур средневекового типа.

Каковы же основные черты, определяющие, несмотря на все регионально-культурное многообразие, неповторимый облик мусульманской культуры?

· Как и любой культуре средневекового типа, мусульманской культуре присущи абсолютное доминирование религии во всех сферах общественной жизни и теоцентризм [от греч. theos — бог ], т.е. бог — в центре мироздания, бог — центральная фигура в культуре;

· жесткая регламентация (законами шариата) жизнедеятельности человека и общества;

· традиционализм и консерватизм, которые стали причиной ограничения свободы самовыражения в творчестве, а со временем и утраты новаторского духа;

· патриархальный характер мусульманского общества способствовал формированию " мужского характера " культуры, ориентированной на потребности и вкусы мужчин, при абсолютном доминировании мужчин во всех видах творчества;

· в мусульманской художественной культуре так и не сложился единый художественный стиль, что, однако, способствовало становлению местных художественных школ (арабской, турецкой, персидской, испано-арабской, узбекской и др.);

· религиозный запрет на изображение живых существ, неприятие реализма, как способа художественного и научного отражения действительности, способствовали, в частности, развитию орнаменталистики в искусстве;

· гедонизм [от греч. hedone ― наслаждение ], с его тяготением к роскоши, неге, наслаждению, стал визитной карточкой мусульманской культуры;

· стремление к пышности и декоративности, филигранная проработка деталей — художественные приемы безошибочно узнаваемой и неповторимой мусульманской художественной культуры.

 

6.2. философия и наука

· В период средневекового расцвета исламской культуры особых успехов достигли философияи наука, в основе которых — стремление мусульманских мыслителей рационально осмыслить истины Откровения, переданные через Мухаммеда.

В этом на них большое влияние оказали труды античных философов — Аристотеля, Пифагора и др. Влияние античной научной мысли выразилось и в классификации наук на Востоке, разделенных на два блока: теоретическую и практическую философию.

Теоретическая философия включала науку о природе, состоящую из медицины, астрономии и химии; науку о Боге и математику.

Практическая философия разделялась на этику, экономику и политику.

В мусульманской системе образования приоритетными считались арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти же науки являлись основой "семи свободных искусств", преподававшихся в европейских университетах, а до этого в древнегреческих школах.

Идеи и труды выдающихся исламских мыслителей Авиценны (Ибн Сины), заслужившего прозвище "князь ученых", Аль-Газали, Аверроэса (Ибн Рушда) и др. со временем стали известными и популярными даже в университетах средневековой Европы.

Достижения арабской медицины долгое время были панацеей от многих болезней в Европе, в том числе, от свирепой чумы.

Значительное влияние наука Арабского Востока испытала со стороны индийской науки. Хотя "арабские" цифры пришли к арабам из Индии, именно у арабов позаимствовали их европейцы, что значительно упростило им математические записи. Алгебра [араб. аль-джебра ], достигшая успехов в Индии, также стала известна европейцам из трактатов арабских ученых.

Большой вклад внесли арабские ученые и путешественники в развитие географической науки. В арабских трудах Х века по географии можно найти подробные описания не только тогдашнего мусульманского мира, простиравшегося от Атлантического океана до низовьев Инда, но и соседних с мусульманскими территорий, в том числе, славянских. В них описываются главные города, обычаи жителей, приводятся точные сведения о добывающей и обрабатывающей промышленности, распространении культурных растений, некоторые из которых были привезены арабами в Европу (например, хлопчатник). Благодаря арабским географам мы располагаем сегодня материалами для сопоставления климатических процессов, изучения изменений физико-географических условий в этих регионах за последние 1,5 тысячи лет.

· В мусульманской культуре эпохи Средневековья процветал культ книги. Каждая крупная мечетьбыла своеобразным культурным центром и имела библиотеку, ибо существовал обычай завещать свои книги мечетям.

Наряду с библиотеками были популярны " дома науки ", в которых хранение книг по любой отрасли знания сочеталось с обучением. Посещение библиотек и "домов науки" было весьма демократичным. Доступ к книгам был открыт каждому желающему, а неимущим даже выдавалась бумага. Правда, право такое имели только мужчины — женщины на средневековом Востоке в большинстве своем были неграмотными.

Наиболее популярной формой обучения были богословские диспуты. Это способствовало появлению нового типа учебного заведения ― религиозной мусульманской школы медресе.

Со временем религиозное образование стало доминирующим в мусульманской культуре, а философия и наука вступили в период стагнации.

Как раз в это время начался бурный расцвет европейской культуры, связанный с эпохой Возрождения. И хотя в отдельных областях исламской культуры еще будут периоды подъема, присущие ей консерватизм и традиционность стали тормозом для прогресса, позволив Европе далеко и надолго опередить культуру мусульманского Востока, в первую очередь, в области науки и техники.

 

6.3. Литература

Мировую литературу сегодня нельзя представить без замечательных творений прославленных мусульманских поэтов и писателей.

· Традиции светской литературы были особенно сильны на Ближнем Востоке ― в Иране (Персии) и близких к нему странах, где доминировали три литературных языка: арабский, персидский, а с XIII в. — турецкий. Главным достоинством арабской литературы считалось красноречие, персидской ― идейное содержание, а турецкой ― правдивость и искренность чувств.

На литературу Арабского Востока большое влияние оказала индийская литература в персидской обработке. А вот античное литературное наследие, в отличие от науки и философии, не было воспринято арабами.

· Ярчайшим образцом мусульманской литературы по праву считается лирическая поэзия. Вырваться из строгой религиозной регламентации человек мог только в своем восхищении красотой, в чувственных переживаниях, любви. Суровые условия жизни в пустыне приучили арабов, а за ними следом и всех мусульман, ценить красоту во всех ее проявлениях, любоваться цветком, драгоценным камнем, грацией лошадей... На вершине же этого культа ― женская красота. Не потому ли мусульмане так трепетно оберегают красоту своих женщин от посторонних глаз (этому служит и социальная изоляция женщин, и традиции в одежде) и, в то же время, так любят украшения, еще больше подчеркивающие эту красоту?! Что же, как не поэтическая форма, позволяет максимально красочно выразить свое восторженное отношение к красоте, воспеть тонкость чувств?!

В арабо-мусульманской литературе любовь воспринимается как вершина чувств, приносящая блаженство любящим, и в то же время, любовь ― роковое чувство, нередко несчастное и трагическое. Диапазон любовных переживаний в восточной поэзии необычайно широк ― от чистого целомудренного восхищения до откровенного эротизма и чувственности.

Весомый вклад в сокровищницу мировой литературы внесли иранские поэты Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный " Хорасанским соловьем "; Фирдоуси (Х-ХI вв.), снискавший себе славу изумительной поэмой "Шах-Намэ"; Низами (ХII-ХIII вв.) автор знаменитой "Пятерицы" (пяти поэм).

· Важное место в литературе, в том числе, поэтической, занимают вечные философские вопросы, тревожащие беспокойный человеческий ум. Таджикский поэт Омар Хайям (ХI-ХII вв.), соединивший в себе талант ученого-математика и мудрость философа, обессмертил свое имя созданием кратких, чеканных по форме четверостиший ― рубаи (одноименное название носит сборник поэзии Хайяма). Каждый его стих ― это законченное миниатюрное лирическое произведение, в четырех строчках которого поэт сумел выразить широчайшую палитру человеческих чувств и глубокие философские мысли.

· И, несомненно, важнейшим достоянием мировой культуры является священный текст Корана, признанный самым поэтичным религиозным произведением в мире (см. раздел 4.1).

 

6.4. Изобразительное искусство и архитектура

Вмусульманской культуре отношение кизобразительному искусствурадикальным образом отличается от других культур средневекового типа. Как уже говорилось, каноны ислама запрещают изображать Бога и живых существ. В Коране об этом ничего не сказано — в этом мусульмане наследовали традицию иудеев, одна из десяти заповедей которых гласит: " Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе наверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им… ". [Библ. Исх. 20:4,5] поэтому такие ведущие виды изобразительного искусства, как живопись и скульптура, остались практически вне поля зрения мусульманских художников.

· Исключением является персидская миниатюра, посвященная, в основном, таким темам, как женская красота, лошади, бытовые и батальные сцены. Одним из направлений этой изящной живописно-графической техники является книжная миниатюра, благодаря которой созданные вручную в период Средневековья мусульманские книги представляют собой настоящие произведения искусства.

· Как бы компенсируя существовавшие в искусстве запреты, исламские художники достигли небывалого мастерства в орнаменталистике ― разнообразнейших как по сложности и витиеватости узоров, так и по технике исполнения, орнаментов.

В мусульманском искусстве выделяют два основных вида орнамента: геометрический ― гирих и растительный ― ислими. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, а еще — многоугольники, звезды и т.д. Любой гирих выверен математически, создается с помощью циркуля и линейки. Растительный же орнамент символизирует райские кущи — извечную мечту жителей пустыни о райском саде.

Даже в Европе, с ее богатейшими художественными традициями, мусульманская орнаменталистика, которой европейцы дали название " арабески ", неизменно вызывает восхищение своей изысканностью и филигранностью исполнения.

· Орнаментальное искусство теснейшим образом связано с каллиграфией [греч. искусство писать четким красивым почерком ]. Искусство арабской каллиграфии, с присущими ему изысканностью, ритмичностью узоров и многообразием стилей, занимает почетное место среди других видов изобразительного искусства, превратившись в одну из форм орнаменталистики.

 
 

Начертание фраз или имени до такой степени насыщалось декоративными элементами (завитками, растительными и геометрическими мотивами), что графика самих букв практически растворялась в общем узоре.

В своей изобразитель-ной витиеватости арабески подобны поэтической и цветистой арабской речи.

Каллиграфическое письмо применялось в разных сферах духовной культуры: религиозных, философских, поэтических и даже научных текстах, декоративном оформлении архитектурных сооружений, став наивысшей формой духовного и художест-венного творчества.

Обозначить Бога, изображение которого в исламе считается недопусти-мым, возможно с помощью слова — т.е. букв и символов. А фрагменты священного текста Корана, выполненные в одной из каллиграфических техник, искусно вплетенные в орнамент, не просто служили украшением книг, ковров, стен и куполов мечетей, а визуальным воплощением Слова Божьего.

· Как видим, изобразительное искусство в исламской культуре носит преимущественно декоративный характер, являясь дополнением и украшением архитектуры и предметов быта, а стремление к гедонизму способствовало тому, что именно в области декоративно-прикладного искусства арабо-мусульманский мир достиг высочайших вершин.

Изумительные по красоте и технике исполнения образцы ювелирных украшений, посуды, мебели, тканей, вышивки, оружия обеспечили заслуженную славу исламскому Востоку как краю изысканной эстетики и роскоши.

· В системе изобра-зительных искусств ведущая роль в исламской культуре принадлежит архитектуре.

В отличие от средневековой Европы, где абсолютным приоритетом пользовалась культовая (религиозного назначения) архитектура, в исламской культуре светская архитектура отличалась не меньшей пышностью и нарядностью, чем культовая.

Типы архитектурных сооружений разнообразны: мечети, медресе, погребальные сооружения — тюрбе (увенчанные куполом мавзолеи), дворцы, караван-сараи — постоялые дворы и др.

В VII в. сложился специфический тип арабской колонной мечети, на конструктивное решение которой повлияла конструкция православного византийского храма с куполами, колоннами, арками. Однако, в отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей поток верующих от входа к алтарю. Наоборот, войдя в зал через один из входов (как правило, без обозначения, какой из них главный), нужно было остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды колонн.

Внешне мечети часто напоминают крепости, окруженные высокими стенами. Стремление к замкнутости архитектурного пространства характерно для всей мусульманской средневековой архитектуры, как бы воздвигавшей преграду между внутренним пространством здания и окружающим миром. Это в равной мере справедливо как для мечетей, так и для светских сооружений ― дворцов, караван-сараев, окруженных глухими стенами. Тем самым, индивидуальность здания, его смысловое наполнение и убранство, вытекающие из его назначения, сосредотачивались внутри.

Архитектурные детали интерьеров даже в гигантских по размерам сооружениях отличаются изысканностью и изяществом. Богато декорированные резьбой, инкрустацией, орнаментальной мозаикой и позолотой стены и колонны создают эффект легкости, воздушности.

 
 

Самым известным примером мечети такого типа является соборная мечетьМескита [исп. mezquita — мечеть ] в испанском городе Кордова, великолепный интерьер которой украшают более тысячи колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита.

Типично исламским архитектурным сооружением является минарет — высокая башня, возводившаяся рядом с мечетью, с которой служитель-муэдзин пять раз в день созывает правоверных на молитву. Устремленные ввысь минареты (числом от 1 до 4) символически связывают земной мир с небом.

Следует отметить, что немало христианских храмов на завоеванных мусуль-манами территориях не подвергались разрушению, а были превращены в мечети с минимальными переделками: кресты заменялись полумесяцем, лики святых ― орнаментами. Так, в знаменитом 13-купольном соборе св. Софии в Константинополе (Стамбуле), известном в исламском мире как мечеть Айя-София, под слоем штукатурки прекрасно сохранились византийские мозаики VIII-IХ веков.

 

Музыка и театр

· Арабское музыкальное искусство всегда было тесно связано с поэзией. Даже простое чтение стихов (в том числе, Корана) превращается в напевное декламирование текста.

Изначально традиционная арабская музыка носила преимущественно вокальный характер. Это объясняет тонкую восприимчивость арабов к пению, техническую сложность и особую пронзительность вокальной техники, от которой у многих слушателей, по их же словам, " улетала душа ".

Расцвет классической арабской вокально-инструментальной музыки берет свое начало с конца VII в. Формируется музыкальная наука. Самым популярным жанром становится вокально-инструментальный ансамбль с минимальным набором музыкальных инструментов, главным образом, струнных, в котором ведущая роль принадлежала певцу.

· Еще одним примером синтеза в музыкальном искусстве являются различные направления танцевальной музыки, соединившей инструментальную музыку, вокал и танец (например, ритмичный, чувственный " танец живота ").

Средневековая арабская музыка оказала сильное воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на конструкцию ряда европейских музыкальных инструментов.

· Что же касается театрального искусства, то изначально оно рассматривалось в исламе как неугодное Богу лицедейство, а потому должного развития не получило.

У разных народов существовали, конечно, уличные представления — незамысловатые инсценировки на бытовые темы, в которых высмеивались человеческие пороки и слабости, театр кукол, театр теней и т.п.

В некоторых шиитских странах популярны мистерии на религиозные темы. Таков, к примеру, исламский театр " тазийе " в Иране. камерные спектакли в мечетях с полупрофессиональными актерами представляют мистерии о жизни и смерти имама-мученика Хусейна (сына Али).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных