Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обзор психических регуляторов труда




Читатель, имеющий общепсихологическую подготовку (в любом случае перед изучением психологии труда полезно про­штудировать какой-то общепсихологический курс), может опус­тить этот параграф и перейти сразу к §1.4.

Одним из фундаментальных понятий психологии является "образ" (как отображение субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта). Часто вместо слова "отображение" употребляют в том же смысле слово "отражение", которое ука­зывает скорее на "ответный удар" ("отразить"), чем на некое подобие одной реальности относительно другой. Не будем,


впрочем, нападать на слова, а постараемся вникать в их.контек­стное значение.

Образ в психологическом смысле — это субъективная модель чего-либо. Отображение (субъективное моделирование) реально­сти может происходить не только в форме ясно сознаваемых представлений (мысленных "картинок" чего-то) или отвлечен­ных идей, но и разного рода реакций ("ответных" активностей, "отражений"), не вполне сознаваемых или даже не поддающих­ся осознанию психических состояний, процессов, а также в форме обнаруживающихся и складывающихся относительно ус­тойчивых свойств субъекта, его нервной системы, мозга.

Утверждение о психических регуляторах поведения, не под­отчетных сознанию человека, находящегося "в здравом уме и твердой памяти", не должно нас шокировать. Глаз не видит сам себя, и нас это не удивляет. Мы определяем на слух направле­ние источника звука и ни на кого не обижаемся, что нам неиз­вестен ни сложнейший механизм, ни процесс взаимодействия правого и левого уха, которые "срабатывают" при этом. Если бы факты, закономерности психической регуляции были бы чем-то "само собой разумеющимся", не нужна была бы психология. В отношении психики, внутреннего мира дело обстоит принципи­ально так же, как и в отношении мира внешнего: чтобы знать, надо прибегать к средствам науки.

Естественное существование языка привело к тому, что та­кие слова, как "субъект", "субъективное", будучи строгими тер­минами науки, одновременно используются и вне ее, приобре­тая новые и разные значения, становясь материалом для слово­образования. Если мы откроем соответствующие словари рус­ского языка (толковые, синонимические и др.), то легко убедим­ся, что слово, например, "субъект" применительно к человеку может употребляться и в отрицательном, ироническом, обесце­нивающем смысле ("субчик", "тип", "элемент", "молодчик", "фрукт", "негодяй"). Слово "субъективность" может пониматься как "вкусовщина" (отсутствие объективности в оценках), при­страстность, предвзятость мнений, позиций. Это нормальная судьба слов. Не будем поддаваться житейской магии речи и ус­ловимся, что слово "субъект" будем далее понимать как "инициатор" или "носитель" активности (до тех пор, пока не познакомимся с более строгим определением этого понятия), а слова "субъективное", "субъективный", "субъективность" будем понимать не в значении противопоставления объективному,


 



2 Введение в психологию труда



объективности (как характеризующие только пристрастность, предвзятость или ненадежность), но как указывающие прежде всего на принадлежность субъекту. Что же касается специфики качеств субъективных (субъектных) явлений, она должна уста­навливаться научными методами, а не извлекаться из контекста житейского словоупотребления. Субъективные (субъектные) яв­ления подчиняются объективным (в смысле невымышленным, не зависящим от произвола исследователя) законам и столь же реальны, как любые явления материального мира.

Соображения о реальности психики могут, в частности, не­вольно навести на чисто инженерный ход мысли (не бесспор­ный в приложении к психике), т. е. на такой подход к понима­нию человека и управлению им, который приводит к успеху в области технических саморегулирующихся систем. Ведь и чело­век — это своего рода сложный саморегулирующийся автомат. Следует признать, что в наши дни сходство сложных техниче­ских автоматов и человека простирается очень далеко. Созданы приборы, машины, которые неусыпно следят за качеством про­дукции, безошибочно и быстро делают сложные вычисления, ведут по заданным программам технологические процессы, учат­ся на своем "опыте", сочиняют музыку, играют в шахматы. Нельзя ли человека понять "по образу и подобию" современной автоматической машины, а значит, и управлять его поведением, обучением, приобретением опыта на основе передовой инже­нерно-технической мысли?,

Знание об указанном сходстве полезно. Но есть в поведении, в регуляции поведения человека много таких закономерных осо­бенностей, которые, с одной стороны, нельзя упускать из виду, а с другой — нельзя понять и учитывать вне категорий психо­логии. Вот общепонятная зарисовка о четырнадцатилетних:

Однажды строили во дворе снежную крепость. Пришли ребята постарше и стали ее крушить. Олег бросился на них. Дома долго смывал кровь... а мама стояла с полотенцем и чуть не плакала. Она хотела бежать разбираться с обидчиками, но Олег не назвал никого.

— Я сам.... Сам разберусь (по П. Соловей [310, с. 41]).

С чисто "технической" или "экономической" точки зрения здесь все в поведении Олега нерационально — снежная крепость не представляет ценности, тем более в сравнении с понесенны­ми потерями. А он, по-видимому, иначе не мог, а если бы встал в сторонке, "махнул рукой" — пусть ломают, то потерял бы не-


что большее, чем капли крови, — какую-то долю веры в спра­ведливость, стремление к активной позиции в конфликтных жизненных ситуациях. В основе поведения Олега лежат такие "нетехнические" регуляторы, как самоотверженность, самостоя­тельность, отвага — их успешное воспитание сделало бы честь любому педагогу.

Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Не приходится рассчитывать, что она стихийным образом всегда сформирускря в наилучшем варианте.,По сути дела центральная задача психологии труда как науки состоит в изучении фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда, в создании инфор­мационных условий (содержательно-информационного обеспе­чения) для практики формирования должной системы соответ­ствующих психических регуляторов. Основные их группы:

I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий
и проявлений трудовой деятельности):

1) чувственный образ (сенсорный, перцептивный),

2) репрезентативный конкретный образ (представления памя­ти, воображения),

3) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, сис­темы понятий, усвоенные алгоритмы действий).

II. Образ субъекта:

4) актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях),

5) обобщенный "Я-образ" ("Я — концепция" — я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель про­фессиональной общности, я как организм, как индивидуаль­ность, как член общества).

III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отно­
шений:

6) потребности, потребностные состояния,

7) эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

8) характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности,

9) направленность личности, мировоззрение.

Все названные выше регуляторы подводятся под категорию "субъективный образ". Ниже мы приводим краткие коммента­рии (в соответствии с п. 1), 2), 3) и т.д.), которые могут быть


 



2*



полезны читателю, не имеющему систематического психологи­ческого образования.

1) В соответствии с "речевым штампом" часто говорят, что "предмет действует на органы чувств", наделяя тем самым пред­мет свойствами субъекта, способностью направленно действовать. Хотя мы тоже будем пользоваться такого рода "штампами", счи­таясь с "эстетикой" и традициями речи, важно знать, что в дейст­вительности происходит нечто иное, чем "действие" предмета.

В ходе биологической эволюции и исторического развития, во-первых, наши органы чувств специализировались и выделя­ют, "выхватывают" из внешнего хаоса нечто определенное (ухо чувствительно к периодическим колебаниям воздуха, но "глухо" к тому, к чему чувствительны глаз или нервные окончания в слизистой оболочке носа и пр.); во-вторых, сообразно опыту, культуре, образованию, профессиональной принадлежности раз­ные люди выделяют и усматривают в среде очень разные цело­стности; в-третьих, тот или иной субъективный образ (пусть сенсорно-перцептивный — "чувственный", т. е. складывающий­ся во время работы воспринимающих систем организма, "органов чувств", "анализаторов") возникает только при неко­торой активности субъекта. Некоторые поясняющие примеры: для одного существует "маска Гиппократа", а другой не слыхал, что это такое; один слышит стук шатунной втулки двигателя трактора, а для другого существует только "шум"; специалист-товаровед, дегустатор, попробовав яблоко, воспринимает огром­ный набор признаков его вкусовых достоинств, привкусов (скажем, таких, как "пресное", "горьковатое", "кислое", "кисло-сладкое", винно-кислое" и пр.), консистенции (начиная от "плотной" или "рыхлой" и кончая "мучнистой" и "тающей"); в то же время данный, казалось бы, "общеизвестный" объект вы­зывает у неподготовленного в профессональном отношении че­ловека лишь диффузный, нерасчлененный образ, окрашенный общим аффективным (эмоционально приятным или неприятным) тоном: "вкусно" — "невкусно", "приятно" — "неприятно".

Точно так же обстоит дело с восприятием показаний прибо­ров, например, на пульте управления: опытный оператор смот­рит и видит (у него складывается перцептивный образ предъяв­ленного объекта), в то время как человек некомпетентный, в сущности, не видит находящегося перед ним комплекса прибо­ров (не говоря уже о том, что он, естественно, не может ничего дельного представить себе о том "заочном" объекте, например,


об энергоблоке электростанции, рабочие состояния которого отображены в показаниях приборов на пульте управления).

Тр обстоятельство, что, взаимодействуя с объектом, мы име­ем дело, строго говоря, не с ним, а с его отображением в нашем сознании, иллюстрируется фактами ложных восприятий, иллю­зий, галлюцинаций (например, человек с болезненными нару­шениями нервной системы или здоровый человек, работающий в необычных условиях, уверенно воспринимает то, чего нет, и действует сообразно этой несуществующей "обстановке"). Так, летчик в полете, полагаясь на ощущения, идущие от внутренних органов тела, мышц, может воспринимать свой собственный ле­тательный аппарат как находящийся в обычном горизонтальном полете, тогда как на самом деле находится в вираже или даже в перевернутом положении. Это объясняется тем, что на образ пространственного положения самолета, складывающийся в сознании летчика, влияют результирующие перегрузки при ис­кривлении траектории полета и подобные этому факторы [267].

Отдельные люди в разной степени чувствительны к внешним факторам различных "модальностей" (оптических, акустических, пространственного положения тела и его частей, а также хими­ческих, вызывающих ощущения запахов, вкусов, температурных, тактильных, вызывающих ощущения прикосновения, давления на кожу и др.). Это, в частности, приводит к закономерным раз­личиям между ними в так называемой "сенсорной организации" трудовой деятельности: одному плотнику или столяру важнее разглядеть древесину, а другому — понюхать или послушать, как она звучит при ударе, чтобы уверенно оценить ее качество, хотя каждый делает и первое, и второе, и третье.

Указанного рода факты ставят задачу специального изучения закономерностей формирования, динамики, а также стойких индивидуальных различий чувственных образов объективной ситуации, складывающейся в процессе труда.

К сведению новичков: сенсорикой называют область ощущений, т. е. отображения относительно разрозненных свойств объектов; перцепцией — область восприятий, т. е. отображения целостностей; различие между указанными областями, как мы могли заметить, относительно, кроме того, сенсорный образ может "хлопком" пре­вратиться в перцептивный, когда анализируя разрозненные впечат­ления, человек вдруг опознает целостный предмет.

Недооценка роли и значения сенсорно-перцептивных, чувст­венных образов в труде нередко приводит в практике к построе-


 




нию неэффективных или даже ложных стратегий профессио­нального обучения: вместо того, чтобы культивировать умение видеть, слышать, замечать существенные стороны трудового процесса и строить соответствующие субъективные образы, ин­структоры, мастера, наставники "налегают" на формирование исполнительных движений. Но ученик плохо "делает" часто вовсе не потому, что у него не натренированы мышцы и "нетвердая рука", а потому, что он плохо выделяет в восприятии важные признаки ситуации, плохо различает градации этих признаков, а все это как раз и ориентирует исполнительную сторону ак­тивности.

2) Забывать не менее важно, чем запоминать и помнить. И особенно важно оперировать образами, удержанными в памяти (слово "соображать" имеет в качестве корневого значения имен­но "образ"). Значительная часть конкретных представлений, во­влекаемых "в оборот" в процессе труда, должна удерживаться в памяти ограниченное время (в связи с этим культ "прочного за­поминания", создаваемый время от времени в системе общего и профессионального образования, является, по крайней мере, не единственно ценным). Так, жестянщик, изготавливающий слож­ный элемент промышленной вентиляции, должен, конечно, помнить в ходе работы, какие бортики листа металла и под ка­ким углом он уже загнул, а какие еще предстоит загнуть не­сколько позднее; где, сколько и когда надо будет подрезать, что и как согнуть, закрепить временно или постоянно, что "простучать" и пр. Но, как ясно, вовсе не значит, что весь сложный массив представлений, которыми рабочий оперировал, пока изготовлял изделие, он должен "запомнить на всю жизнь". Наоборот, все или очень многие результаты анализа "вот этой" заготовки и хода данной работы нужны в сознании только до завершения изделия. Они относятся к представлениям так называемой опе­ративной памяти и "выветриваются" из сознания, когда в них отпадает необходимость.

Явления оперативной памяти имеют место в любом труде (а не только в труде "оператора" как такового, т. е. специалиста, осуществляющего функции взаимодействия с непосредственно не воспринимаемым объектом труда, отображенном в показани­ях приборов). Разные виды труда требуют разных объемов и разных составов (по признаку модальности представлений) опе­ративной памяти. В "цикл" оперативной памяти вовлекаются как представления, сформированные непосредственно в ходе


актуальной работы, так и представления, понятия, понятийные и иные мысленные схемы, "извлекаемые" из так называемой долговременной памяти (тот же жестянщик оперирует знаниями планиметрии, стереометрии, технологии обработки листового ме­талла — мысленными схемами, стратегиями и тактиками правки, гибки, клепки и т.д.). Эта часть содержания ("начинки") системы оперативной памяти, удаляясь после завершения работы из зоны ясного актуального сознания, продолжает сохраняться в то же время в долговременной памяти.

Процессы оперирования представлениями, а также более или менее обобщенными, отвлеченными идеями, знаниями в ходе работы подмечены в психологии давно, но не всегда их относят к понятию оперативной памяти. Иногда они выступают в лите­ратуре под именем воображения (воссоздающего или творче­ского), иногда — мышления (образного, художественного, прак­тического, причем либо творческого, либо репродуктивного), поскольку и в самом деле эти процессы, строго говоря, не явля­ются просто "следами впечатлений", а характеризуются некото­рым единством образа и действия. Памятью же стремятся назы­вать процессы запечатления, сохранения и воспроизведения не­которого психического содержания (другой вопрос: возможна ли память как простое "складирование материала" и не является ли слишком искусственной "вырезка" из целостной психики про­цессов памяти, вображения, мышления? Если и так, то указан­ные различения позволяют более дифференцированно видеть психику, чем если бы их не было. Мы ими будем пользоваться).

Разные люди существенно различаются по характеристикам того, что мы называем здесь "оперативной памятью", — по объ­ему удерживаемого в сознании материала, модальности пред­ставлений (запоминать можно образцы объектов, процессов, свои собственные движения, состояния, чувства, а также сло­весно-логический — "вербальный", знаково-символический ма­териал, не говоря уже о запахах, прикосновениях, звуках, "шероховатостях" и т.д.), по яркости и деталированности субъ­ективных моделей, представлений и т.д. Так, способный кули­нар может мысленно представить, что произойдет с целостным "вкусовым букетом" фирменного блюда, если туда добавить лук, обжаренный до "золотистого колера", в то время как некомпе­тентный в данной области человек едва ли может представить себе вкус такого лука самого по себе.

Для чего нужна оперативная память? Человек как система имеет необозримо много степеней свободы исполнительного


 




поведения. И единственный способ упорядочить это поведение — задать управляющую программу (читатель заметит, что мы говорим на языке "компьютерной метафоры", полагая что он понятен и здесь не затемняет психологической сути дела). Сис­тема образов оперативной памяти (субъективных моделей того "мира", "мирка", который в данной ситуации существует для человека) и является такой непосредственной программой пове­дения человека в актуальной трудовой ситуации (в целом же роль программы жизненной активности человека выполняет вся система присущих ему субъективных образов). Сказанным и оп­ределяется важность задач по изучению оперативной памяти.

3) Понятие отражает общие и существенные признаки неко­торой реальности и поэтому также есть "образ" в широком зна­чении этого термина. Существует распространенное заблужде­ние, что точные, определенные понятия — это область только теории; в то же время со знаниями практическими иногда мало считаются как с "житейскими", в смысле — второсортными. Полагаем, это слишком пристрастная продукция честолюбивого сознания некоторых представителей "ученого сословия". Верно лишь то, что в теории оперировать понятиями несколько проще, чем в практике, поскольку в теории они как бы оторваны от жизни, очищены от сопутствующих практическому труду пер­цептивных образов и конкретных представлений; тем самым субъект как бы удален от многих противоречий, несвязностей, которые возникают при сличении мысленных моделей с непо­вторимыми жизненными ситуациями. Однако в практическом труде, когда человек смотрит не в книгу, а в "жизнь", он все время находится в потоке более или менее "неотвязных" кон­кретных впечатлений и в то же время должен удерживать в уме общее и существенное, т. е. должен фактически оперировать и понятийным знанием ответственно и строго (цена ошибки мо­жет быть очень высокой), причем оперировать в затрудненных условиях.

Другой распространенный ошибочный ход мысли состоит в том, что понятийное знание в основном понимается как постро­енное на материале зрительных впечатлений (так сказать, "геометрическая" или "знаково-символическая" метафора поня­тийного знания). Полагают, что теория есть там, где есть фор­мальный язык или хотя бы "чертежи", "схемы". В общеобразова­тельной школе, которая традиционно логоцентрична (преобладает "мир слов"), это, возможно, и так, но в школе профессиональ-


ной и в различных видах труда могут быть загружены самые разные сенсорные каналы человека, поставляющие сознанию чувственную основу для обобщений, понятий. Так, скорняк-раскройщик может категоризовать заготовки меховых изделий "на ощупь", регулировщик пианино и роялей — руководство­ваться общими и существенными (т. е. понятийными) призна­ками изделий "на слух" и т.д. Эта область субъективных моде­лей изучена в психологии мало, но это не основание для того, чтобы априори лишать такого рода модели статуса понятийного, теоретического знания.

Понятия, понятийные (концептуальные, как иной раз выра­жаются) схемы, как и конкретные образы, вовлекаются в "циклы" оперативной памяти, о чем сказано в предыдущем пункте.

4), 5) В наши дни даже технические системы (например, робото­технологические комплексы, гибкие производственные системы, компьютеры) оснащаются средствами специальной (внутрисистем­ной) диагностики, сигнализирующими о состояниях и, в частно­сти, неполадках, об износе инструмента и т.п. Техническая сис­тема благодаря этому начинает как бы "знать" самое себя и мо­жет либо сообщать об этом оператору, либо вносить на основе полученной информации поправки в работу (сигнализирует, на­пример, о необходимости замены резца, сверла или компенси­рует соответствующим движением износ обрабатывающего ин­струмента).

Образы самосознания человека (наряду с образами окру­жающего мира) — необходимая основа целесообразной регуля­ции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодейст­вия с окружающими людьми, (ибо это взаимодействие сущест­венно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, "за кого себя принимает", что думает о том, как он вы­глядит "в глазах" окружающих). Здесь пора заметить, что, говоря об "окружающем" мире и, в частности, "окружающих" людях, не следует попадаться в "ловушку" представлений о простом геометрическом пространстве. Что именно для данного человека является "окружающим", зависит не просто от того, что физиче­ски его окружает, а от того, как он категоризует и как видит это окружающее. В результате разные люди живут в разных мирах (подробнее о понятии "жизненный мир" см.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических си­туаций. М., 1984). Биолога волнуют (значит, для него существу-


 



41


ют) процессы в почве, о которых физик может годами не ду­мать, хотя ходит по этой самой почве. Для политика реальны, как кирпичи, незримые социальные процессы; математик живет в мире чисел, формул; художника все это мало волнует (значит для него не существует), зато он в окружающем видит, скажем, растительное обрамление городской площади, мимо которого, не замечая его, проходят многие другие.

Далее без специальных оговорок мы будем иметь в виду, го­воря об "окружающем" мире, тот реальный и уникальный, или "оперативный", или "жизненный", мир, который выделяет для себя и в котором фактически действует человек как субъект. Вернемся к вопросам самосознания.

,Человек планирует и строит свою трудовую деятельность с учетом не только внешних обстоятельств и вероятности ожидае­мых внешних событий, но и своих личных качеств, функцио­нальных состояний. Так, отдавая себе отчет в степени утомле­ния, человек регулирует свою рабочую нагрузку, изыскивает возможности для кратковременных передышек (а возможно, и для применения специальных внутренних средств расслабления, психологической релаксации, если он ими владеет) и тем самым сохраняет оптимальный или хотя бы минимальный уровень ра­ботоспособности (вот, в частности, почему нецелесообразно ре­комендовать всем и разным людям единый микрорежим смены труда и отдыха; хорошо, если вам не доводилось работать в уч­реждении, где руководители, заботясь о вашем здоровье, вводи­ли огульный — единый для всех — режим каких-нибудь "физкультпауз" и пр.; одному такая пауза как раз нужна, а дру­гой — только сосредоточился, и — бац! Звонок — полагается выходить в общий коридор "дрыгать" ногами и руками).

Человек, отдавая себе отчет в том, что на него "находит", "накатывает"состояние сонливости из-за однообразия обстанов­ки на работе, применяет средства, помогающие именно ему (а не обязательно всем) преодолеть это неблагоприятное состояние (одному надо напевать, другому — что-нибудь пожевать-пососать, третьему — поговорить вслух с самим собой, четвертому по­могает то, что он начинает представлять предметы, например, изготовляемые или сортируемые металлические детали или электролампы, окрашенными в разные цвета. "Игра"? "Баловство"? Но это помогает данному человеку сохранить ра­ботоспособность и никому не приносит вреда. Значит, это хо­рошо).


Развитое самосознание — одно из условий формирования оптимального индивидуального стиля ("своего почерка") в ре­шении трудовых задач, связанного с максимальным использова­нием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков. Так, рабочий, зная, что, увле­каясь скоростью обработки материала, он может сделать ошиб­ку, периодически напоминает себе об этом и избегает ошибок именно в труде, хотя в прочих делах может быть "торопыгой", небрежным. В труде он природную торопливость компенсирует (возмещает) и подавляет привычкой повышенного самоконтроля.

Образы самосознания — одно из необходимых условий на­хождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности, в профессиональной общности, а также условие пла­нирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Выраженное профессиональное само­сознание, окрашенное положительным эмоциональным отно­шением к делу, чувством гордости за "свою", "нашу" сферу тру­да — важный критерий подготовленности специалиста. Профес­сионал — это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудя­щихся: "Мы, швейники, всех одеваем!", "Мы, слесари, будем нужны и при самом высоком уровне автоматизации производст­ва", "Мы, экскурсоводы, помогаем людям увидеть удивительное рядом" и т.п.

Одна из задач психологии труда — изучение структуры и ди­намики (развития) профессионального самосознания как важ­нейшего регулятора труда и построения профессиональных жиз­ненных путей, "карьер", "трудовых судеб" людей

6) Может возникнуть вопрос: "При чем тут образ?" Как от­мечалось, под образом в широком смысле мы понимаем не обя­зательно некую визуализацию, но любую субъектную модель ре­альности.

Потребность — сложное психическое образование, вклю­чающее три рода субъектных моделей-образов: а) сознаваемое человеком переживание беспокойства, напряжения; б) более или менее ясное представление желаемого состояния субъекта и в) представление видов активности, объектов, посредством кото­рых могут быть устранены указанные беспокойство, напряжение и достигнуто желаемое состояние.

Поскольку названные виды субъектных моделей-образов яв­ляются в сущности процессами, т. е. характеризуются временем


 




возникновения, протекания, имеют "начало" и "конец", то фак­тически мы имеем здесь то или иное потребностное состояние психики как системы, хотя для краткости говорим "потребность", как бы давая "моментальный снимок" потребностного состоя­ния. Пусть это будет, в частности, потребность в отдыхе, выра­жающаяся в чувстве усталости, или потребность в дополнитель­ной информации, выражающаяся в состоянии тревожности,

и т.п.

Потребности — это своего рода переживания человеком сво­ей нужды в чем-либо. Как известно, "не хлебом единым жив человек". Потребности очень разнообразны. Это и природные (влечение к новизне, деятельности, активности, пище, половое влечение, влечение самосохранения), и так называемые социо­генные (потребность в определенных, "излюбленных" предметах питания, одежды, в одобрении окружающих, потребность занять достойное место среди людей, иметь семью, воспитать детей, потребность в познании специальной области действительности и др.). (Трудовая деятельность побуждается обычно целым "спектром" потребностей, в котором всякий раз неплохо бы разбираться. Интересы и склонности являются конкретными формами выражения потребностей.

Удовлетворение одних потребностей приводит к возникно­вению новых, содержание которых существенно зависит от на­личных, доступных способов удовлетворения нужд человека (будет ли, например, подрастающий человек в дальнейшем ин­тересоваться техническими новинками или тонкостями стихо­сложения, зависит немало от того, какими средствами удовле­творяются его природные влечения к новизне, к активности). Доставляя определенного рода средства удовлетворения потреб­ностей, можно как бы управлять их развитием у человека (по отношению к человеку более уместен термин "руководить", а не "управлять", поскольку в идеале важно, чтобы человек созна­тельно и самостоятельно выбирал линию поведения, а не был просто "техническим", "тупым" объектом управления со сторо­ны какого-либо другого субъекта. "Руководство" — это форма делового общения, а притязания на "управление" выдают пози­цию, "презумпцию" неуважения к разумности и самостоятель­ности себе подобных).

Так называемые функциональные состояния человека в тру­де можно рассматривать как некоторый результирующий эффект потребностных состояний человека. Поэтому их изучение очень


важно, в частности, для того, чтобы понять, что же нужно улуч­шить в процессе труда, его условиях, чтобы человек чувствовал себя и проявлял себя на оптимальном уровне дееспособности, трудоспособности.

7) Каждому так или иначе интуитивно понятно, когда речь идет о чувствах; известны или понятны выражения такого, ска­жем, рода — "приятный цвет", "веселый ситец", "отвратительный запах". Правда, здесь предмету, объекту приписывается признак, которого у него, конечно, нет. Не ситец "веселый", а человеку "весело", когда он на него смотрит (известный феномен проек­ции чувства, эмоции на объект). Тем не менее никакого взаимо­непонимания в обыденном общении здесь, как правило, не происходит; а по поводу возможных несогласованностей вполне "успокаивает" народная мудрость — "на вкус и на цвет товари­щей нет".

Не только сенсорно-перцептивные образы, но и общие по­нятия, практические и мысленные действия тоже сопровожда­ются эмоциональными переживаниями, которые мы обозначаем как "аффективный тон" (образов или действий любого уровня). Иногда эмоциональный "аккомпанемент" мысленных действий, являющийся одновременно и одним из их регуляторов, называ­ют "интеллектуальными чувствами", а в связи с практическими действиями говорят о "праксических чувствах". Мы будем из­бегать в этих случаях слова "чувства" и пользоваться термином "аффективный тон".

И аффективный тон различных образов, действий, и эмо­циональные реакции человека на происходящие в его организме или внешней среде более или менее сложные события, явления (такие, например, реакции, как удивление, радость, страх, гнев страдание, презрение) как бы сигнализируют человеку (дают знание) о благоприятности или неблагоприятности для него со­ответствующих обстоятельств, сигнализируют еще до того, как он успел обдумать, "взвесить" рационально все "за" и "против". Это одно из существенных проявлений отображательной функ­ции описываемых эмоциональных переживаний, выступающих в роли специфической субъективной модели — образа — объек­тивных обстоятельств (образа очень интегрального).

Если эмоциональное переживание длится относительно про­должительное время — часы или дни, его обозначают как эмо­циональное состояние (в отличие от кратковременных реакций). Эти состояния менее ярко выражены внешне, чем эмоциональ-


 




ные реакции, и человек менее определенно осознает их связь с теми или иными причинными обстоятельствами, событиями (состояние бодрости, тоска, радостное настроение и пр.). Эмо­циональные состояния, настроения входят как компонент в так называемые функциональные состояния человека в труде (такие; как "состояние адекватной мобилизации", "напряженности", "монотонии", "утомления", "стресса", "вдохновения", "наслаж­дения" и др. [41]; [193]; [194]; [195]).

Кроме эмоциональных реакций и состояний (настроений), выделяют также эмоциональные отношения личности (или высшие чувства). Это переживания избирательного отношения к внешним или мыслимым (включая и отвлеченные идеи) объек­там, опирающиеся на ясное осознание этих объектов, на созна­ваемые доводы, принципы. Особенность эмоциональных отно­шений в том, что они могут так или иначе сохраняться у чело­века очень долго, даже в течение всей жизни (например, чувство патриотического долга, ответственности, чувства дружбы, любви к человеку, интернационализма, гордости за свою профессию, любовь к труду и т.д.)

8)Словом "характер" обозначают устойчиво присущую дан­ному человеку систему эмоциональных отношений к существен­ным сторонам действительности (к людям, коллективу, общест­ву, к труду, вещественному окружению, самому себе) Эта сис­тема отношений, как и личность в целом (о ней несколько ни­же), характеризуется некоторым единством социально-типичных и индивидуально-неповторимых особенностей. Характер — очень интегральный регулятор деятельности, как бы приподни­мающий человека над конкретной ситуацией в том смысле, что он становится от нее относительно независим —благодаря сво­ему разумению дела и присущим устойчивым эмоциональным отношениям он может действовать вопреки мнению и сопротив­лению окружающих, не взирать на опасность и т.д. Наличие ха­рактера как регулятора деятельности — одно из условий, позво­ляющих человеку преследовать далекие во временной перспек­тиве цели, осуществлять жизненные планы

9) Системообразующим звеном мировоззрения, его "ядром" являются убеждения личности — твердые, сознательно обосно­ванные определенными доводами взгляды человека на природу, общество, самого себя. Убеждения составляют основу характера и вместе с ним обеспечивают прежде всего "надситуативную" регуляцию поведения, придают поведению и деятельности чело-


века устойчивую направленность независимо от частных обстоя­тельств.

Черты направленности, характера и самосознания составля­ют у данного определенного человека относительно устойчивую "конструкцию", в результате чего он становится способным к инициативной, активной деятельности, способным сохранять "свое лицо" (свою качественную определенность как члена общности и деятеля, "делателя" чего-то полезного) в самых раз­ных частных обстоятельствах, преследовать далекие обществен­но важные цели (а не просто "грести к себе"). Иначе говоря, человек оказывается личностью. Личность — это психическое образование ("конструкция"), являющееся наиболее интеграль­ным регулятором поведения и всей общественно значимой ак­тивности человека. Может возникнуть вопрос: для чего нужна еще и такого рода регуляция? Есть же у человека "глаза", "голова" и "руки", т. е. процессы познания и исполнения! С таким вооружением можно и "гвозди забивать" и "книги пи­сать". Чего еще? Дело в том, что социальная среда настолько сложна, изменчива, многофакторно обусловлена, что природа не могла в ходе эволюции создать для ориентировки и поведения в "социуме" подходящую систему "готовых" регуляторов. Такая система должна прижизненно сложиться, и она начинает скла­дываться в ходе непростых кризисов развития уже с раннего и особенно явно — дошкольного возраста. Личность обнаруживает себя, начиная с разумного называния себя личным местоимени­ем "Я" (известно, что вначале дети говорят о себе в третьем ли­це — "Вове надо кису" и пр.), а затем и знаменитых упрямых заявлений "Я сама!" или "Я сам!".

3ная, что представляет собой данный человек как личность, можно с большой долей вероятности предвидеть его действия, поступки в той или иной обстановке. Вот почему важно созда­вать условия для развития и формирования человека, рассматри­вая его не как просто "вычислитель" или "сензомоторный аппа­рат", а как именно личность. Свойства человека, характеризую­щие процессы приема, переработки им информации, принятия решений и их исполнение, закономерно связаны (как в разви­тии, так и в актуальном проявлении) со свойствами личности. Хорошо организованная группа, подлинный коллектив в разные периоды своего существования и в разных направлениях своей активности нуждается в разных, индивидуально своеобразных членах и этим стимулирует развитие не только социально-типичных, но и индивидуально неповторимых черт каждого из


них. В связи с этим руководить настоящим трудовым коллекти­вом нужно умно и тонкое

Упражнение

В связи с приводимым ниже описанием поведения людей сделайте предположения о том, какие виды психических регуляторов вероятнее всего действуют в тех или иных случаях.

Девочке-подростку первой доверили подойти к станку на празднике "первой стружки". "... Слегка побледневшая Кира ступила на деревянную решетку возле станка и оглянулась на Вадима Васильевича. Тот кивнул. Кира вставила в патрон круглую заготовку и, поворачивая патрон, начала ключом поджимать кулачки. Ключ вырвался у нее из рук и звякнул о салазки.

— Осторожно! — страдальчески крикнул Еременко, протягивая к
станку руку...

... патрон с заготовкой завертелся... Кира осторожно подвела суп­порт... съедая черноту, к патрону поплыла блестящая поверхность ме­талла. Подрагивая, вилась спиралью стружка... Кира отвела суппорт, выключила станок и обернулась...

Захлопали, закричали все зрители. Кира вытерла пальцами высту­пившие от волнения бисеринки пота на губе, на лбу. Там появились темные пятна и полосы. Перепачканная масляными пятнами, она была сейчас не смешной, а красивой, эта девочка с полуоткрытым в счастли­вой улыбке ртом и сияющими гордостью глазами...

Вадим Васильевич поднял змеящуюся, в синих разводах спираль струж­ки. Отломив кусок, он положил его в коробочку, которую достал из кармана

— Конечно, это не брильянт, — сказал он, — но пройдет время, и
ты поймешь, что память о сделанном впервые своими руками дороже
всех брильянтов. На, береги!

... Снова изо всех сил хлопали в ладоши и что-то кричали ребята.... Такого дня еще не было в Кириной жизни (по Н. Дубову, 1963).

Вопросы и темы для размышления, и разработки

1. Можно ли реально учесть и использовать психические регуляторы труда? (Ведь их так много, и они практически "цепляют" все психологические науки!).

2. Если психические регуляторы труда составляют систему, то, быть может, целесообразно выделять среди них ведущие и ведомые, производные?

3. Можно ли произвольно строить (в воспитании, обучении, профессионально-трудовом самоопределении) любые наборы, "комплекты" психических регуляторов активности?


Тема 1. Закономерное и случайное в психической регуляции труда.

Тема 2. Возможные последствия игнорирования психических регуляторов трудовых процессов.

Тема 3. Подумаем о психологической безопасности (как по­ставить "стоп" опасности манипулирования сознанием людей на основе знания психических регуляторов их активности).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных