Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перечень основных эргатических функций




Возвращаясь к рассмотренному выше частному случаю труда (и имея на сей раз в виду любые современные виды деятельно­сти человека), представим перечень основных эргатических функций следующим образом (табл. 1.1).


 






 




 


Полагаем, читатель уже сам отметил для себя, что новое средство деятельности возникает как результат осознания обще­ственной потребности в повышении производительности, эф­фективности труда и что это новое средство, предъявляя разно­образные требования к человеку, не может не стимулировать его психического развития.

Пример о каменном рубиле мы использовали в предыдущем разделе из чисто дидактических соображений (на простой моде­ли легче начинать думать о сложных вещах), в то время как вы­деленный перечень эргатических функций может рассматривать­ся как исходная ориентировочная программа рассмотрения функций в любом труде — и оператора современной автомати­зированной системы управления производством, и участника деловых переговоров, и артиста цирка.

Нет концептуальных ограничений и к применению этого пе­речня для анализа, скажем, организаторского, научного или ху­дожественного труда. Ведь в любом труде есть и субъект, и предмет, и средство, и среда, и, конечно, цель.

В ходе применения указанного перечня заинтересованными и творчески работающими специалистами к частным случаям он должен и неизбежно будет обогащаться, детализироваться, де­формироваться, а его пункты могут получать соответствующую все более содержательную интерпретацию.

С научной точки зрения, задача единого подхода к разно­типным видам труда важна не в связи с культивированием огульного подхода к разным работникам, а в связи с тем, что решение ее способствует дифференцированному видению фено­менов профессионального мастерства, индивидуально неповто­римого стиля деятельности, отделению существенного от слу­чайного при анализе трудовых процессов.

Приведенный перечень эргатических функций, используе­мый в качестве программы рассмотрения деятельности, мало знакомой для психолога или руководителя (менеджера), новой или относимой в порядке традиционного предрассудка к катего­рии бессодержательного, "физического", "неинтересного" и прочего труда (а такого рода ситуации и задачи систематиче­ски возникают в практике профконсультации, организации тру­да, расстановки кадров, улаживания производственных кон­фликтов), поможет не упустить те ее стороны, которые на пер­вый взгляд могут показаться в этой деятельности не выражен­ными.


Упражнение

Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [87, с. 95 — 98]. Опираясь на приведен­ный в табл. 1.1 перечень эргатических функций и вашу общекультур­ную осведомленность, попытайтесь каждому этапу развития профессии тракториста приписать подходящие функции.

0. ("Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х годов двадца­того века существовали занятия — "профессии" — крестьянина-земле­дельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца.

1. В 20-е годы с появлением нескольких сотен тракторов возникли про­фессии тракториста-рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя — на базе сельского кузнеца).

2. В 30-е годы с увеличением тяговой мощности тракторов и шири­ны захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специ­альность (будем называть ее профессией) прицепщика (тракторист — за рулем, прицепщик — на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли "плугарь").

3. Примерно в 40-е годы профессия прицепщика преобразовалась в следующие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофе­леуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна.

Одновременно с появлением значительного количества колесных и гусеничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышлен­ности и строительстве, возникла профессия тракториста-водителя.

В связи с усложнением устройства тракторов и возрастанием их ко­личества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец.

4. В 50-е годы с появлением тракторов, оборудованных гидравличе­
ской системой для "навешивания" к трактору сельскохозяйственных
машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины трактори­
ста), исчезла профессия прицепщика. Работу по управлению навесным
орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, ко­
торый стал вместе с тем трактористом-машинистом. Одновременно
происходит процесс слияния профессии тракториста колесных и трак­
ториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными ору­
диями позволяет фактически выполнять трактористу разнообразные и
многие земледельческие функции (полеводческие, садоводческие, по
заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в
профессию тракториста-машиниста широкого профиля.


 




5. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появ­ляется ряд новых профессий — мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мас­тер-диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация сельского хозяйства привели к тому, что пона­добились специализации профессии тракториста: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист садовод.

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Психика развивается в деятельности. К чему идут люди, высвобождая себя от эргатических функций (передавая их тех­ническим средствам)?

2. Какие эргатические функции целесообразно передавать техническим средствам деятельности?

3. Какими техническими средствами вы хотели бы распола­гать (пофантазируйте)?

Тема 1. Представление об основных эргатических функциях и опасность огульного подхода к разнотипным профессионалам.

Тема 2. Представление об эргатических функциях и возмож­ности индивидуального подхода к субъекту труда.

Тема 3. Оптимальное распределение функций между челове­ком и техникой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных