Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Разработать эскиз эмблемы любого направления, используя художественные приемы композиций типа «клеймо».




В традиции человеческих представлений широко используется язык символов.

Символ – это образ в аспекте знаковости и знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа.

Знаковость в искусстве существует со времен древнейших цивилизаций. Во времена палеолита, с появлением первых форм религии: анимизма, фе­тишизма и тотемизма, возникает подражание живой природе в художествен­ных образах и стремление подчинить ее себе с помощью магии, колдовства над рисунками зверей, что в свою очередь порождает магическую семантику (греч. semantikos — обозначающий).

Схематизация реалистического изображения символов благополучия и плодородия постепенно приводит к абстрактным геометрическим изобра­жениям этих символов, которые по своему значению восходят к семантике натуралистических изображений.

Так, в росписи ранней керамики встречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, ова­лы. Орнамент, состоящий из таких элементов, подчеркивал структуру сосуда, на который он был нанесен, но также содержал и определенную информацию о хозяине сосуда или каком-либо событии.

Произведение искусства несет в себе семантическую и прагматическую информацию (т, е. результаты познавательной и оценочной деятельности) и рассчитано на передачу этой информации.

Языку искусства присуща специфическая знаковость. Произведение ис­кусства представляет не только самое себя, но отсылает к иным предметам и явлениям, существующим помимо материализованного плана. Знаковый ас­пект произведений искусства предполагает понимание, коммуникабельность между художественным произведением и воспринимающим его зрителем.

Во всех видах искусства материально-изобразительная сторона, знаковая сфера обозначают ту или иную предметно-духовную содержательность.

Знаковостью в искусстве, закономерностями знаковых систем и особыми связями между художественными произведениями и их значениями занима­ется наука семиотика (от греч. semeion — знак, признак).

В теории композиции существует понятие композиции типа«клеймо». Это специальный композиционный прием, основанный на широком использовании художественной знаковое™ при создании художественного произведения.

Этому композиционному принципу принадлежат особые формы декоратив­но-графического изображения: эмблема, экслибрис, фирменный знак и т. д.

С изобразительной точки зрения эти формы строятся на переводе объем­но-пространственного изображения в декоративно-плоскостное (контурное и силуэтное) и на декоративном использовании цвета, шрифта, и органичес­ком соединении их с изображением и орнаментом (рис. 24).

а б

Рис. 24. Композиции типа «клеймо»

а – пример эмблемы парусного клуба, б – пример эмблемы музыкального учреждения

Эмблема — художественная форма, основывающаяся на изображении конкретного чувственно воспринимаемого предмета (предметов), обозна­чающего другой предмет или явление с более развернутой точкой зрения с целью передачи через это конкретное значительной идеи при помощи ис­пользования символики, понятной современникам и принятой в это время и в определенном обществе, с определенными культурными традициями и эстетическими ценностями. В своем создании эта форма может опираться на самое общее отвлеченное понятие и значение, «аккумулируя» в матери­але художественные образы под влиянием истории культуры и искусства, но может и конкретизировать это значение и направление по прикладному признаку, представляя собой как бы авторскую принадлежность. Например, эмблемы первых книгопечатников эпохи немецкого ренессанса. Это были миниатюрные гравюры в узорных рамках с многословными сюжетными композициями, содержание которых чаше всего связывалось с мифологи­ческой символикой. Зачастую их авторами становились крупнейшие худож­ники того времени, такие как Дюрер и Гольбейн. Книжные знаки Италии XV в., наоборот, отличаются лаконичной строгостью монограмм и условных.

Эмблема по своей композиции не должна быть громоздкой, сложной по конфигурации, большой по размерам, она должна обладать единством тек­стовой части и изобразительной, смысловое значение ее должно читаться с первого взгляда; единство стиля и соответствие уровня видовых формаль­но-технических возможностей конкретному замыслу художника также яв­ляются неотъемлемым специфическим признаком этого вида композиции (рис. 24).

В построении художественного образа эмблемы используется такой способ достижения художественной выразительности, который называется ассоциация (от лат. associo – связываю).

Ассоциативное мышление основывается на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности.

Понятие «ассоциация» сложилось в философии античности. Аристотель выдвинул идею о возможном формировании образов на основе ассоциаций. Он выделил основные виды ассоциаций: по смежности, временной последо­вательности, сходству и контрасту. Художественное преобразование действи­тельности в процессе художественной деятельности обусловливается способ­ностью ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, конструировать посредством воображения их новые оригинальные связи. Развитая ассоциативность является важнейшим компонентом художествен­ного мышления и формирования художественных образов.

Ассоциация — понятие многозначное. В форме облаков один наблюдатель увидит лицо, другой — птицу, третий — литературный персонаж. В практике восприятия существенную роль играет индивидуальный опыт, культурно-эс­тетическое развитие воспринимающего.

Таким образом, использование ассоциаций в искусстве закономерно свя­зано с созданием и восприятием художественного произведения (рис. 25).

В практике создания художественного произведения широко распростра­нен иносказательный принцип аллегории.

Аллегория (греч. allegoria — иносказание) — принцип художественного ос­мысления действительности и организации материала в искусстве, при кото­ром отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии.

Рис. 25. Ассоциация: шелковый платок

Аллегория также служит приемом создания художественной формы эмблемы.

Аллегория — это олицетворение мыслительных форм в образах живых су­ществ или метафорических атрибутах (рис. 26).

Например, победа изображается в образе древнегреческой богини Ники — крылатой девы в лавровом венце и на колеснице; в облике льва, мед­ведя и орла геральдически изображаются сила, доблесть, прозорливость и т. д. В содержании аллегории сосуществуют два смысловых пласта — глубинный и поверхностный. Собственно аллегорический смысл художественного образа формируется на основе традиционно закрепившегося смысла, но выходит за его пределы, обнаруживая новое, актуальное содержание.

Рис. 26. Аллегория

В различные эпохи, в различных видах искусства аллегория находила ши­рокое применение как форма выражения высоких моральных ценностей, а в художественной практике классицизма она становится принципом художес­твенного осмысления действительности.

Античные сюжеты и характеры служат художественным каноном для выражения возвышенных идей и общественного идеала. По высказыва­нию теоретика искусства Винкельмана, иносказательные возможности ал­легории позволяют ей в единичном образе передать всеобщее содержание. В современном искусстве аллегория существует как прием и принцип ор­ганизации художественного материала в традиционных жанрах и получает новые формы проявления: в монументальной скульптуре, в декоративно-прикладном искусстве, в графическом дизайне.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных