Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выполнение эскизов художественно-промышленных изделий




Процесс создания эскизов в век компьютерных технологий часто осуществляется при помощи разнообразных компьютерных программ, но традиционное выполнение эскизов на листе бумаги ручным способом не утратило своего значения и в наши дни. Более того, рекомендуется приступать к освоению компьютерного проектирования после овладения техникой и приемами ручного эскизирования и умением применения различных графических материалов. Эскизирование предусматривает совмещение чертежных и рисовальных методов изображения. На их основе осуществляется в дальнейшем моделирование и макетирование.

Задачей художественного эскизирования является графическая подача изображения изделия (изделий) для составления наиболее полного впечатления о нем, т. е. у зрителя должно составиться представление о его объеме, пластике, конструктивных особенностях, качестве поверхности (матовая, блестящая, фактурная и т.д.), цвете, функции и, возможно, технологии изготовления.

На листе бумаги изображаются ортогональные проекции (виды с различных сторон), аксонометрическое изображение изделия (изделий) или перспективное изображение (общий вид).

Изображение подается в тонально-цветовом виде, чертежи – в линейном, с проставлением размеров и масштаба изображения.

Инструменты применяются как чертежные, так и рисовальные, кроме того, графические материалы, как: акварель, тушь, гуашь, темпера (ограниченно), цветные карандаши, пастель, перо, гелевые ручки, фломастеры. Эскизы предпочтительно выполнять на белой бумаге, хотя, по замыслу автора, возможно выполнение на тонированной бумаге.

При выполнении эскизов потребуется применение светотени для светотеневой моделировки формы и условное освещение, при котором принято считать подачу света слева сверху под углом 45°.

Очень важно продумать композицию графического материала представляемого на листе бумаги.

Формат бумаги определяется типом изделия, его масштабом (может быть А1, А2). От композиционного размещения элементов композиции зависит общее впечатление от работы. Необходимо найти верный масштаб изображения от предполагаемого в реальности. Изображение не должно «плавать» по листу бумаги, в то же время ему должно быть предоставлено достаточно места и выбрано нужное положение для аксонометрического изображения или перспективного ракурса.

Необходимо найти равновесность частей композиционного целого (графической подачи), всех компонентов, как: отдельных проекций, перспективного изображения, чертежей, заголовка и собственно графической части (внизу справа), где указывается вид изделия, его серийность, предполагаемая технология изготовления (кратко), материал и располагаются подписи автора и преподавателя.

В художественном эскизировании большое значение имеет изображение материалов, из которых состоит форма изделия. Требуется умение передавать различные физические материалы графическими способами. В этой связи применяются самые разные технические приемы графического моделирования: отмывка тушью, акварелью с применением лессировок, растушка и растяжка тона графическими материалами (карандаш и т.п.), ретуширование, торцевание кистью или губкой, применение фактурной бумаги, тонированной, различных грунтов, совмещение различных графических материалов и техник и т.д.

В светотональном моделировании объемов выкажется умение студента владеть понятием формы и пользоваться графическими материалами, а в композиционном размещении графического материалаего владение композицией.

Композиционная идея, ее свежесть и оригинальность могут быть погублены плохой графической подачей, поэтому, прежде чем перейти к чистовому выполнению проекта, необходимо потренироваться в передаче объема и материала различными графическими техниками и графическими материалами, выбрать наиболее подходящую технику для авторского замысла и только потом приступать к выполнению эскизов.

 

Рис. 33. Эскиз ювелирного гарнитура

Рис. 34. Эскиз ювелирного гарнитура

 

 

VI. Придумать логотип (товарный знак, фирменный знак) для промышленности. Свободный выбор. Черно-белый вариант. Техника и масштаб исполнения свободные.

Термины «фирменный знак» и «логотип» имеют назначение служить отличительным сим­волом товара и его производства. Существуют и другие названия — «клеймо», «торговая марка», «товарный знак». На многих производствах существуют личные клейма заслуженных мастеров как отличительный признак безупреч­ного качества.

В знаке понятие товара и его производства сливаются в одно неразрывное целое. Например, знак Горьковского автомобильного завода «ГАЗ» дает пред­ставление о видах товара и о предприятии, отвечающем за их качество.

Термин «знак обслуживания» применяется, когда речь идет о гостиницах, туристском бюро и т. д.; знаки различных клубов, спортивных обществ, теат­ров носят название марок или эмблем.

Фирменный или товарный знаки состоят на службе у промышленности, являясь в то же время особым видом графического искусства.

Существует определенная связь современного знака с клеймами прошлых веков, но в нашу эпоху гигантского технического прогресса роль товарного знака, защищающего интересы собственности и приоритет новых товаров, особенно возросла. Фирменный знак, этот маленький графический символ, неотделимый от товара, его достоинств и недостатков, неразрывно связан с промышленным процессом и по-своему стимулирует его. Авторитет фирмен­ного знака воплощает в себе качество товара, его репутацию на рынке. Знак выполняет служебную и эстетическую функции.

В искусствоведении фирменный знак и логотип определяются как дизайн-символ, т. е. символ специального назначения, спроектированный художником на основе заданного содержания. Он должен быть прежде всего произведением графического искусства, несущим в себе точную и лаконичную информацию о предприятии. Графика знака должна быть на уровне художественной куль­туры своего времени, соответствовать современному способу его нанесения на товар и материалу самого знака. Пластическая выразительность знака должна сохраняться на бланке предприятия, на этикетке, ярлыке, в световой рекламе. Знак обязан быть легко узнаваемым.

В работе А. А. Ветрова «Семиотика и ее основные проблемы» дается такая характеристика знака: «Чувственно воспринимаемый предмет, указывающий на другой предмет, отсылающий к нему организм или машину, называется знаком этого предмета, а сами ситуации, в которых один предмет функцио­нирует в качестве знака другого предмета, называются знаковыми ситуация­ми».

В данном случае чувственно воспринимаемые предметы — это зрительно воспринимаемые графические изображения, которые указывают на товар, промышленное предприятие или предприятие обслуживания. Организмом, или восприемником товарного знака, является реальный или потенциаль­ный покупатель. Кроме предметного значения (человека отсылают к обоз­начаемому предмету) возникает смысловое значение знака в объеме опы­та восприемника: он может себе представить одно или несколько изделий предприятия, вспомнить их достоинства или недостатки. Смысловых значений может быть много, в зависимости от богатства опыта воспринимаю­щего.

При наличии знаковой ситуации знак функционирует, т. е. выполняет коммуникативную функцию, следовательно, человек купит или возымеет на­мерение купить товар, в этом смысл существования знака.

Фирменный знак не только отсылает восприемника к определенному предмету (фирме), не только обращается к его опыту, но и несет в себе свое особое содержание — содержание произведения изобразительного искусства.

Таким образом, знак обращается к опыту человека как покупателя и к его опыту в области искусства, т. е. художественная функция знака помогает выпол­нению его служебной функций, в этом — двухплановость значения знака.

Художественное содержание фирменного знака направлено на то, чтобы представить информацию о предприятии и его продукции потенциальному покупателю.

Степень нагрузки знакового содержания может быть разная и зависит от характера предприятия и выпускаемой продукции и т. д.

Средства выражения должны быть предельно лаконичны, знак должен быть простой, ясный по форме и цельный по восприятию.

Основной принцип выражения содержания фирменного знака строится на символах. Символ — это знак, но не условно абстрактный, как буквы, а знак, в своем содержании опирающийся на традицию человеческих представле­ний. От ассоциативного мышления художника, от его графической культуры зависит оригинальность идеи и глубина содержания знака. Неповторимость каждого знака, таким образом, зависит от выбора символа и от удачно най­денного художественного приема.

Так, знак художника М. Симеоняна для Ждановской сетевязальной фаб­рики собирает в единый запоминающийся образ рыб и ячейки сети, читае­мый с первого взгляда (рис. 35).

Интересный пластический прием нашел художник Л. Саксонов, из­брав сюжетным символом знака циркуль и связав форму циркуля с буквой «у» (Уфа) — для фирменного знака завода чертежных инструментов в Уфе (рис. 36).

Преображаясь в символы, форма вещей предельно упрощается. Отбрасываются подробности, второстепенные детали, остается только глав­ная схема вещи — ее знак. Графическое изображение никогда не повторяет реально существующий предмет, а представляет собой преображенный худо­жественный образ.

 

Рис. 35. Фирменный знак Ждановской сетевязальной фабрики. Худ. М. Симеонян   Рис. 36. Фирменный знак Уфимского завода чертежных инструментов

Выразительность линии имеет огромное значение для передачи смысло­вой основы знака.

Так, линии знака В. Гордона передают сочность стеблей, листьев и плодов, что соответствует продукции завода фруктовых напитков (рис. 37).

Б. Коган в изображении буквы «а» — знака Алтайского вагоностроитель­ного завода — дал своеобразный знаковый образ его продукции (рис. 38).

Рис. 37. Фирменный знак завода фрук- товых напитков. Худ. В. Гордон   Рис. 38. Фирменный знак Алтайского вагоностроительного завода. Худ. Б. Коган

Таким образом, не только сюжетные символы являются знаковыми еди­ницами, но и элементы художественного языка представляют собой знаки, имеющие смысловое значение.

Фирменный знак — это сложный знак, состоящий из ряда элементов зна­ковых единиц. Их гармоничное взаимодействие формирует пластическую выразительность эмблемы, ее художественный образ, Конечный результат зависит от точной выразительности графики, эмоционально-смысловых зна­чений ее языковых единиц.

Знаки-символы и знаковые единицы графического языка выступают как равноценные средства выражения содержания и построения художественно­го образа.

Образно отразить характер и значимость предприятия в знаке можно и без сюжетного символа – это задача логотипа. Логотип – это знак, представляющий собой буквенную монограмму предприятия (рис. 39), дает образную характеристику производства и его продукции всей архитектоникой построения монограммы, движениями линий, масштабным соотношением пятен знаковых единиц. Таким образом, в знаке Минского тракторного завода художник К. Козьмин ассоциативно передает образ трак­тора через грузную весомость букв, их объемность и монолитность монограммы.

В последнее время содержание знаков все чаще строится на эмоциональ­но-образной связи с производством. Знак создается как замкнутый образ, построенный по законам внутренней логики, и его тематическая связь с предприятием основывается на сложной цепи ассоциаций.

 

Рис. 39. Логотип. Знак Минского тракторного завода. Худ. К. Козьмин   Рис. 40. Фирменный знак. Худ. Т. Киселева

Например, знак Т. Киселевой (рис. 40) ассоциативно связывается и с жен­ским нарядным платьем, и с традиционным манекеном для примерки.

Тенденция к укрупнению промышленных предприятий создает условия для систематизации знаков. Работа Л. Ляка и А. Солдатова дает пример комп­лексных знаков (рис. 41). Этот комплекс создан для Управления «Колэнерго» (системы электростанций Кольского полуострова). Главный знак управления символизирует мощную концентрацию энергии. Он лаконичен и выразите­лен. В эмблемы трех гидростанций он входит в уменьшенном и упрощенном виде.

Рис. 41. Комплекс знаков для Управления «Колэнерго». Худ. Л. Ляк и

А. Солдатов

 

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Писарева, А.Н. Композиция. Основные законы и выразительные средства: учебное пособие / А. Н. Писарева. – СПб.: СПГУТД, 2011

2. Писарева, А. Н. Художественные стили прикладного искусства: методические указания / А. Н. Писарева. – СПб.: СПГУТД, 2006

3. Бельчук, А. Г. Композиция, орнамент, шрифт: учебник / А.Г. Бельчук, Л. Т. Жукова, Ю. М. Лиленков. – СПб.: СПГУТД, 2007. – 155 с.

4. Орнамент всех времен и стилей. 2 тома: сборник. – М.: Арт-родник. 2 т., 2010. – 1 т. – 69 с., 2 т. – 73 с.

5. Буткевич, Л. М. Орнамент как процесс / Л. М. Буткевич. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002

6. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие для ВУЗов / Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 144 с., 16 с. ил.: ил.

7. Народные художественные промыслы / под ред. М. А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2007

8. Фокина, Л. В. История декоративно-прикладного искусства / Л. В. Фокина. – Ростов н /Д: Феникс, 2009

9. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для ВУЗов / Н. П. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 176 с.: ил.

10. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: учебное пособие / В. Б. Кошаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, - 2010. – 272 с., 16 с. ил. – (Изобразительное искусство)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных