Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ В ПОСТАНОВКЕ ТАНЦА.




Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке, всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить ж эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей — танцевальных комбинаций.

Основной закон построения драматургического произведения как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека (любовь, ревность, отчаяние и т. п.) или его свойства (хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трусость).

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом отношении все пять его частей.

1.Экспозиция может получиться ясной, доходчивой или, наоборот, скомканной, невнятной, затянутой.

2. Завязка — четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной.

3. Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным или растянутым, расхолаживающим.

4. Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, неё вершиной танца, или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей.

5. Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не не обусловленной, а в другом случае — затянутой, расхолаживающей, надпей все впечатление от танца.

Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит создание неповторимой формы танцевального сочинения.

Рассмотрим подробнее каждый из пяти компонентов композиции, органически и неразрывно между собою связанных.

1. Экспозиция. Назначение экспозиции, как мы уже говорили, — это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая танцующих, понимают, что перед ними — люди определенной национальности, живущие или жившие в ту или иную эпоху. Становится понятным жанр танца—народно-характерный, фольклорный, исторический или классический дуэт, сольная вариация, па-де-труа, па-де-катр, массовый, кордебалетный танец. Жанры танцев могут быть очень разнообразны, и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них. Длительность экспозиции может быть разнообразной. В основном это зависит от той задачи, которую ставит балетмейстер

2. Завязка. Начало действия. Здесь герои знакомятся друг с другом, между ними или третьей силой возникает конфликт. Вышедшие на сцену и разместившиеся в определенном рисунке (по прямой линии, полукругом, по диагонали и т. п.) исполни­тели начинают собственно танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.

3. О развитии танца (ряда ступеней перед кульминацией). Развитие танца, как и его завязка, определяется замыслом и содержанием хореограф. произведения. Это та часть произведения, где развертывается действие, конфликт обретает напряженность. Ступени могут быть выстроены из нескольких эпизодов, к-во и длительность определяется динамикой развития сюжета.

Варианты развития танца:

- динамика развития действия нарастает от ступени к ступени, подводя все к кульминации.

- для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, можно, для контраста прибегнуть к снижению напряженности- временному спаду.

Здесь раскрываются разные стороны личности героев, определяются линии их поведения, взаимоотношения, переживания, сплетаясь в единый драматический узел, все более привлекая внимание зрителя к событиям.

Схема графически может выглядеть как на рис. 1.

 

Это как бы «электрокардиограмма» темпа, ритма, динамики и интонаций. В каждом отдельном случае она зависит от музыкального сочинения и определяется им, находя свое выражение в тексте и рисунке танца, в их пластическом единстве, органическом сочетании.

4. О кульминации. Кульминация — вершина музыкально-хореографи­ческого действия, подготовленная экспозицией, завязкой и развитием действия. Текст — движения, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок — в своем логическом построении приводит к этой вершине.

Следует заметить, что кульмина­ция может быть, как построена с ис­пользованием всех перечисленных эле­ментов, так и решена с помощью только текста или только рисунка.

5. О развязке. Развязка должна логи­чески вытекать из всего хода танце­вального действия, быть подготовлен­ной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку. Иногда вне­запную остановку, обрыв танца назы­вают развязкой. Это неверно. Если развязка не подготовлена всем логическим развитием произведения от экспозиции до кульминации, то танцевальное сочинение невозможно считать завершенным.

ПРИМЕР. Вот группа артистов, одетых в старинные русские костюмы, вышла на сцену и пошла по кругу (или по диагонали) простым русским шагом, затем выстроилась в линию лицом к зрительному залу. Это была экспозиция. Затем мы видим более сложные движения — начало собственно танца. Это завязка. Нам интересно, что же будет дальше. И вот темп танца нарастает, композиция усложняется, исполнители то группиру­ются в тесный круг, то стремительно из него разлетаются, меняются местами, бегут цепочкой и так далее. Это развивается танцевальное действие. И вдруг возникает неожиданная яркая композиция! Она динамична, красива по рисунку, изобретательна по движениям. Нам хочется смотреть еще и еще, но... кульминация, достигнув высшей точки, обрывается. Один из танцующих, протянув руку своей партнерше, увлекает ее в переднюю кулису. Веселые, улыбающиеся исполнители танца стремительным и замысловатым движением устремляются за ними. Это была развязка.

Вот что такое закон танцевальной драматургии, все его пять компонентов. Но одно дело — знать закон, а другое — уметь его применять. Научиться этому можно только в практической работе, в процессе сочинения танцев и их анализа. Анализ нам необходим, так как нередко мы встречаемся с ложной завязкой, кульминацией или раз­вязкой. Правильно подметить такую ошибку без достаточного опы­та и умения разобрать произведение подчас бывает нелегко.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных