Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 8 страница




 

МО`КША (избавление, освобо­ждение) — предельная, окон­чат, цель стремлений иддивидуума, мыслимая как избавле­ние от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре.

 

МО`ХИНИ — прекрасная обо­льстительная женщина, герои­ня нескольких мифов, легенд и преданий. Согласно одному из них, Вишну принял облик Мохини, когда во время пахтания океана появился напиток бес­смертия, и унес его. По другой версии, изложенной в "Махабхарате", асуры были так пленены красотой и очарованием Мохини, что сами отдали ей амриту.

 

МРИГАШИРША – созвездие из трёх звёзд, частично соответствующее Ориону.

 

МРИ`ТЬЮ (Смерть) — олице­творение смерти, иногда ото­ждествляется с Ямой, иногда выступает как самостоятель­ное божество, подчиненное Яме.

МУ`ДРА (печать, знак) — 1) Определенная позиция паль­цев руки или обеих рук, име­ющая магич. смысл, во время ритуалов (в первую очередь тантристских). 2) Составлен­ные из пальцев фигура, жест, имеющие символич. и эстетич. значение в классических школах индийского танца.

 

МУЗЫКА В ИНДУИЗМЕ. Музыкальный звук в Индии издревле был связан с представлениями, придающими ему характер силы, творящей и поддерживающей мир. Му­зыка понималась как проявле­ние божественного начала, и через нее становилось воз­можным достижение осн. це­лей жизни, открывался путь к единению индивидуальной души с Брахманом. В древних трактатах философско-мистич. толкование природы му­зыкальных звуков подразуме­вало слияние физич. и духов­ного, воспроизведение посред­ством определенных гортан­ных колебаний осознанной высотно-смысловой вибрации,— не просто звука, но нада-Брахма, т. е. звука, наделенного духом Брахмы, музы­кального зародыша всего су­щего. Позже музыкальный звук, тон, голос обозначались термином "свара" (от "свар"— небо, свет), сохранявшим связь с глубокими религиоз­но-философскими идеями. Не случайно традиция понимает его как соединение корней "свар" и "ра" (давать, да­рить), что определяет его зна­чение "небесного дара". Подо­бным же образом интерпрети­руется и термин "тала", где первый слог "та" исходит от "тандава" (неистового кос-мич. танца Шивы) и "ла" — от "ласья" (его женской противо­положности — пленительного танца богини Парвати). Свя­щенный "утверждающий" слог "Ом", протяжно произ­носимый главным жрецом (брахманом) в начале, в тече­ние и в заключение рецитации ведич. гимнов, явился симво­лическим ключевым элемен­том на пути развития индий­ской музыки. Он стал как бы прообразом "постоянно зву­чащего" осн. определяющего тона (своеобразного звуково­го "эпицентра" лада), уровень взаимосвязи и притяженности к к-рому других тонов, сопо­ставимость специфичности и звуковысотной окраски и т. д. определили суть монодической (одноголосной) природы индийской музыки. В ходе ее развития формировался особый (отличный от западной многоголосной гармонич. системы) тип музыкального мы­шления и мироощущения, ос­нованный на интонационной образности и эмоционально-звуковой зависимости, что во многом определялось религ, концепциями. Музыкальному звуку, как "божественному да­ру", предписывалась, способ­ность сильного воздействия как возвышающего, созида­тельного характера, так и раз­рушительного. В этом смысле отмечалось проявление посто­янной взаимосвязи между природой, музыкой и челове­ком на самых разных уровнях. Напр., соответствие семицветия радуги семитоновому зву­коряду (с присущей обоим бо­гатой палитрой красочно-зву­ковых переходных оттенков) и чувственному восприятию человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее, соответствие времен года, как и внутрисуточной цикличности, определенным звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, особенная обостренность чувств ощутима в переходные часы суток — от дня к ночи, из ночи в день; и это сумеречное время — "сандхи", отмеченное слия­нием фаз сознательного и под­сознательного восприятия, отводилось для медитации и мо­литв ("сандхья-вандана"), в интонациях к-рых доминировали неустойчивые пони­женные или повышенные зву­ки, находящие "успокоение" в устойчивом тоне. Выявление и канонизирование соответст­вующей интонационно-вре­менной зависимости, проявив­шееся в известной мере еще в древних обрядах "чатурмасъя" порождало и известные запреты, в части, в отношении особо выделяемых молитвен­ных песнопений, исполнение к-рых в неурочный час могло обернуться "разрушительной силой". Наиб, древним высо­коразвитым религ. жанром, родившимся в Сев. Индии, яв­ляется стотра (или стути). Этот жанр хвалебных песен, обращенных к богам, ведет начало от ведич. гимнов (ведик-мантра или ведик-рича). Основу ведич. музыки состав­ляла самагана, песнопение, развившееся на основе гимнов "Ригведы", преобразовавших­ся в саманы, составившие "Самаведу". Звуковой арсенал самаганы, преодолев длитель­ный путь развития, возрос от трехвысотного звукового уровня до семиступенного. Параллельно идущий процесс выявления закономерностей на основе эмоционально-зву­ковой зависимости (теория ра­сы) привел к образованию множества звукорядов с хара­ктерными или доминирующи­ми в них звуками и интонаци­ями. Все эти преобразования находили непосредственное выражение в стотре, постепен­но усложняющей свою композиционную структуру и мело­дия, язык (вплоть до употреб­ления сформировавшейся по­зже раги), но по-прежнему со­храняющей издревле прису­щий ей стиль и характер стро­го гимнического песнопения. Живя активной жизнью почти до XV в. (когда она стала от­тесняться на второй план дру­гими, более сложными жанрами), стотра явилась той "жи­вой нитью", к-рая протяну­лась от "Самаведы" — гл. му­зыкального материала ведич. эпохи, к рагсангит — ныне процветающей классич. ин­дийской музыке. Народное песнетворчество, всегда сосуще­ствующее с высокопрофессио­нальным искусством (посто­янное взаимовлияние к-рых неоспоримо), также порожда­ло свои формы и стили, мно­гие из к-рых пережили века и тысячелетия. Это и простые киртигана — песни во славу Кришны, известные еще современ "Бхагавадгиты ", и бо­лее сложные народно-профес­сиональные кришна-киртана, панчали, сопана-сангитам, вирашайва-вачана, а также более поздние — бходжан, абханг, дэвара-нама, бауль, киртан и др. Это многообразие религиозных жанров отражало очевидную потребность веру­ющих людей художеств. сред­ствами выражать свою ус­тремленность к высшим си­лам, безграничную любовь к богу. Эти песнопения испол­нялись либо одиночными пев­цами, либо группой. Особен­ной демократичностью и ши­рокой распространенностью отличался бхаджан, т. к. его можно было посвящать любо­му божеству, исполнять в лю­бом месте (как в храме, так и дома) и при самых разных обстоятельствах (по случаю больших релит, празднеств, семейных торжеств, в неболь­шом кругу верующих или наедине). Сохранились самые различные типы бхаджанов, от простейших по мелодике и содержанию нама-бхаджанов (где практич. нет текста, а произносится лишь имя бога с восклицаниями "хари", "джай" и др.), до высоких музыкально-поэтич. образцов, созданных Тулсидасом, Сурдасом, Кабиром и др. И в наши дни бхаджан равно популярен как в кач-ве молитвенного пес­нопения, так и песенного жан­ра классич. музыки, исполня­ющегося выдающимися пев­цами современности. Поэти­ческую основу бенгальского киртана составляли истории любви пастушки Радхи и Кришны. Рождение киртана как самостоятельного народно профессионального жанра относится к XV в. и связыва­ется с именем Чайтаньи. Опи­раясь на народные молитвен­ные песнопения, рожденные под влиянием раннего бхакти, нек-рые классич. песенные жа­нры (вершиной к-рых явилась "Гитаговинда" Джаядэвы), Чайтанья, используя те же об­разы Кришны и Радхи, объ­единил постулат преданности человека богу с идеей возмож­ности единения с ним для лю­дей независимо от их касто­вых и религ, различий. Притягательная сила киртана вдох­новляла последователей Чай­таньи на творчество в этом жанре; кроме того, ощутимое влияние оказывал на него и расцветший к тому времени классич. дхрупад. В результа­те, на кон. XVI в. приходится очередной взлет киртана, получившего наименование лила- или раса-киртан. Именно это направление, основанное на передаче разл. эмоциональ­ных состояний (до 64), стало преобладающим на протяже­нии последующих веков и обеспечило жанру необычай­ную жизнестойкость и даль­нейшее развитие. Практич. в тот же период времени на юге Индии происходит стано­вление и развитие глубоко ре-лиг, жанра классич. музыки — крити. Полагают, что ос­новы его (в виде трехчастной музыкальной формы и поэти­ки религ.-философского со­держания) были заложены еще в XV в. прославленным Т. Аннамачарьей, к-рым было со­здано около 14 тыс. крити (на языке телугу), посвященных в основном Венкатешваре, к-рому он поклонялся. К XVIII в. относится расцвет этого жанра благодаря твор­честву талантливых сочините­лей и исполнителей Ш. Шастри, Тъягараджи и М. Дикшитара. Их музыкально-поэтич. творения, проникнутые пафо­сом "йогического прозрения", доходили до сердец даже тех, кто не знал телугу. Особенной мелодич. проникновенностью отличались сочинения Тьягараджи (нашедшие распростра­нение практич. по всей Индии), слагавшего кроме крити еще и песнопения для религ. празднеств, песни во славу име­ни бога и даже мистич. музы­кальные драмы. Как предшест­венники этой "троицы" (осо­бенно в лице Пурандарадасы, считающегося отцом традиции "карнатак"), так и их современ­ники и последователи (знаме­нитый Свати Тирунал или из­вестный музыкант и поэт-ми­стик Кшетраджня и др.) твори­ли в духе и традициях предше­ствующей многовековой ин­дийской культуры, где возвы­шенный религ, экстаз и творч. вдохновение сливались воеди­но. Высокая духовность, религ. экстатичность южноиндийской музыки, называемой "карна-такской", сыграли существ, роль в ее дальнейшем развитии как самостоят, традиции, отде­лившейся от северной (назван­ной впоследствии "хиндуста­ни") в результате вторжения мусульманства. Что касается музыки хиндустани, то она пе­реживала процесс весьма слож­ного своеобр. синтеза индийс­ких и мусульманских музы­кальных традиций. Суть его состояла не в революционной замене старого новым, так же, как и не в равномерном сплаве двух равноценных величин, а в чрезвычайно тонком восприятии, переосмыслении и свое­обр. творческом преломлении определенных черт иноземной культуры на основе глубоких исконных традиций. Более то­го, активному процессу соб­ственно синтеза предшествовал значительный по длительности и по сути период (прибл. XIV—XVII вв.), в к-ром в кач-ве основного лейтмотива выделя­ется ориентация на сохранение традиционной индийской му­зыки. Интегрирующие же тен­денции в музыкальном матери­але долгое время носили огра-нич. характер и наиб, ощутимо начали проявляться только на этапе распада Могольской империи (т. е. в течение уже XVIII в.). Отмеченный феномен убе­дительно ярко проявился в од­ном из высочайших жанров классич. индийского музыкаль­ного наследия—дхрупаде. Как оригинальный вокально-поэтич. жанр, он формировался на основе древней традиции песно­пений и развивал индуистские традиции бхакти. Заявив о себе уже в кон. XIII в., дхрупад не мог беспрепятственно разви­ваться, поскольку подвергался активному гонению со стороны мусульманских правителей, подавлявших любое инакомыс­лие. Однако с течением времени благодаря исполнительству музыкантов-профессионалов, в осн. саннъяси, поддержке в на­родной среде и покровительст­ву отдельных независимых рад­жей, происходит становление этого жанра и закрепление тех структурных принципов, к-рые сохранились и до наст. вр. Рас­цвет дхрупада приходится на XVI в. и совпадает с годами правления Акбара (1542—1605), поощрявшего исполнение клас­сич. индийской музыки. Имен­но при его дворе творил вели­кий дхрупадия Тансен, ученик прославленного отшельника-йога Свами Харидаса. Дхрупад как бы сфокусировал в себе и развил все лучшие традиции прошлого. В его структуре в удивительном балансе сосу­ществуют "закрытые" (нибаддха) и "открытые" (анибаддха), т. е. импровизационные, фор­мы, строгая последователь­ность чередования к-рых ассо­циируется с мистич. толковани­ем преобразовательных про­цессов вселенной. Свойствен­ные исполнительскому стилю дхрупада внутренняя сосредо­точенность, углубленность, одухотворенная возвышен­ность как нельзя лучше сочета­ются с кругом разрабатывае­мых в нем тем, имеющих, в си­лу вековых традиций, ярко вы­раженный религ. характер. Воспеваются индуистские боги и явления природы, восприни­маемые как божеств, проявле­ния; воспроизводятся мифоло-гич. сюжеты; прославляются достойные земные властители и герои. В развившемся парал­лельно с дхрупадом и родствен­ном ему хори-дхамаре, отличающемся большей подвижнос­тью и легкостью, фигурируют только образы Радхи и Криш­ны и связанные с ними сюжеты о весеннем празднике Холи. Дхрупад, как и дхамар, создает­ся на основе одной (избранной по желанию исполнителя) раги. Собственно, с появлением "раз­вернутой" формы дхрупада вся сложная и тонкая ладо-интона­ционная сфера раги обрела, на­конец, благодатную почву для своего раскрытия и выражения. В значит, разработанности (к XIII в.) индийской системы ра­ги, развивающейся по своим внутренним законам и не меня­ющей своей сути ни при каких привходящих обстоятельствах, заключалась еще одна из важ­ных причин того, что музыка Индии периода мусульманско­го господства не потеряла свое­го глубоко национального ха­рактера.

 

МУКТИ – освободжение от чувственной жизни; тот, кто достиг блаженства или освободился; готовый достичь состояния Мокша, свободы от плоти и материи, или жизни на этой земле.

 

МУЛАДХАРА ЧАКРА

Число лепестков Четыре

Божества Шри Ганеша (центр и левая), Шри Нирмал Ганеша (левая), Шри Картикея (правая)

Местонахождение Ниже основания позвоночника, в промежности

Проекции на теле Основания ладоней, пятки, затылок

Символ Свастика

Элемент Земля

Цвет Коралловый красный

День Вторник

Планета Марс

Камень Коралл

Растение Гибиск

Плод Кокосовый орех, гранат

Физические аспекты Функции и органы выделения, органы воспроизведения, предстательная

железа, тазовое сплетение, тазобедренные суставы, плечевые суставы Качества Невинность, мудрость, вечное детство, чистота, святость (благоприятность), преданность Божественному принципу, интуиция, память, чувство направления, доблесть, знание, способность к учебе; начало левого канала.

Враг Духа Похоть

Причины блокировок Чрезмерное увлечение сексом, разврат, половые извращения, беспорядочные половые связи, мысли о сексе и сексуальные фантазии, порнография, тан тризм, оккультная практика (левая); попытка подъема Кундалини не имеющим на то права человеком, чрезмерная активность симпатетики, грех против Матери, Ее святости, Ее невинноcти и чистоты (центр);

чрезмерное половое воздержание и пуританизм (правая)

Проблемы Понос (левая сторона), запор (правая сторона), импотенция

 

Первый центр называется Муладхара чакра. Мула означает «корень», Материнскую Энергию внутри нас, а дхара означает «поддержку». Таким образом, Муладхара чакра обеспечивает поддержку и защиту корней, Кундалини и всей на­шей тонкой системы. Она имеет четыре лепестка (суб-сплетения), помещается ниже треугольной косточки и отвечает на физическом уровне за проявления тазового сплетения (рelvic plexus), которое следит за всеми нашими выделениями, включая половую деятельность. Когда Кундалини поднимается, тогда эта чакра становится пассивной в отношении функций выделения, но активной в поддержке подъема Кундалнни. В то время как Кундалини должна подняться и пройти через шесть центров, первый центр, Муладхара, защищает чистоту целомудрия Кундалини в момент Ее пробуждения.

Центр Муладхара существует для нашей невинности, и нужно знать, что невинность никогда не может быть разрушена. Она является неразрушимой, хотя и может быть покрыта множеством туч вследствие извращенного сексуального поведения людей. Думая или связывая все с сексом, мы становимся ориентированными на секс, низведенными до уровня секса, и наше поведение не является более человеческим, но становится даже хуже, чем у животных — флирт, проституция, гомосексуализм, лесбиянство, растление детей, кровосмесительство и т.п. Несмотря на капризный отказ от природных законов, невинность, энергия Муладхары, остается, хотя и в спящем или болезненном состоянии, которое может быть излечено и нормализовано посредством пробуждения Кундалини. Невинность является силой, которая действительно поддерживает Кундалини, когда Она поднимается и восстанавливает все тонкие центры. При пробуждении Кундалини этот центр прекращает все другие свои функции (физические функции, за которые отвечает тазовое сплетение, функции выделения). Таким образом, в это время искатель становится невинным, как ребенок.

 

МУНДЖАВАТ – гора в Гималаях, на которой совершал подвижничество Шива.

 

МУ`НИ (святой мудрец) — оп­ределение, к-рое часто приме­няется к создателям сутр. В отличие от многочисл. синонимов, слово несет коннота­цию "тот, кто даром, впустую не проронит ни звука"; "тот, чье каждое слово веско и глу­боко".

 

МУ`РТИ (букв, фигура, облик, воплощение) — в обрядовом контексте индуизма, прежде всего изображение божества (обычно скульптурное), в к-рое, как считают, божество вселяется после совершения над ним определенных риту­альных действий. Тогда уже с мурти обращаются как с воп­лощенным богом и отправля­ют обряд его почитания.

 

МУРТИМАТ – что-то, присущее чему-то или воплощённое в нём, и неотделимое от него; как влажность воды, качество, всегда ей присущее и неотъемлемое. Употребляется с некоторыми атрибутами Брахмы и других богов.

 

МУСУЛЬМАНИН – от слова «муслим» - «отдавший себя богу»

 

 

Н

 

НАБХИ – отец Бхараты, который дал своё имя Бхарата Варша – Земле Бхараты или Индии.

 

НАВАГРА`ХА (букв, девять планет) — устойчивый комп­лекс небесных объектов, вклю­чающий Солнце, Луну, 5 ре­альных планет: Юпитер, Марс, Сатурн, Венеру и Меркурий, а также 2 мифические — Раху и Кету. Наваграха имеет важное значе­ние в индийской науке джъотиша. Сочетание наваграха с накшатрами (зодиакальными созвез­диями) является осн. предме­том наблюдения астрологов и основанием для их прогно­зов. Групповое скульптурное изображение 9 планет — обяза­тельный атрибут индуистского храма.

НАВАРА`ТНА (букв. девять сокровищ) —- набор драгоцен­ных камней, включающий же­мчуг, изумруд, рубин, алмаз, коралл, сапфир, топаз, ля­пис-лазурь и кошачий глаз. Наваратна также — ожерелье из 9 драгоц. камней. И то и другое — осо­бые магич. средства.

НАВАРА`ТРИ/НАВАРА`ТРА (букв, девять ночей), иначе Дурготсава (праздник Дурги) — один из крупнейших празд­ников индуистов, прежде всего шиваитов. Отмечается дважды в год: в светлую половину весеннего месяца чайтра (апрель—май) и осеннего месяца ашвина (сентябрь—октябрь)— к последнему приурочиваются наиболее пышные празднества. Наваратри ашвина можно рассматривать и как предварительную часть праздника дасера, или дасаин, который называется также виджаядасами (победный десятый день), празднуется на десятый день светлой половины ашвина и посвящен победе Рамы над Раваной; существуют легенды о том, что сам Рама и основал празднование осеннего наваратри. Посвящен наваратри преимущественно Дурге, называемой разными именами (Дурга, Кали, Чанди, Чандика, Махишасурамардини и др.). С наваратри увязывается легенда о победе Дурги над демоном Махишей. Нере­дко первые три дня наваратри посвя­щают Лакшми, следующие три — самой Дурге (Шакти), а последние — Сарасвати. В дни наваратри проходят большие храмовые праздники.

 

НА`ГА (жен. р. — нагини) — змея; мифич. существо, получеловек-полузмея, божество низшего разряда, к-рое может быть и милостивым, и гроз­ным по отношению к человеку; наги - противники и богов, и де­монов. Наги — осн. объект почи­тания в культе змей.

 

НАГАЛО`КА (мир змей) — один из подземных миров. где обитают мифич. существа нага; ад, преисподняя.

 

НАДИ – энергитические каналы в теле человека, прводники праны.

 

НАЙВЕ`ДЬЯ — ритуальное подношение пищи богам, один из 16 обязат. элементов богослужения (пуджи). Под­ношение, обычно включает 5 типов пищи — для проглатывания, разжевывания, слизывания, сосания и питья. Найведья предварительно показывается божеств. изваянию, затем ус­танавливается по правую руку божества и совершающий бо­гослужение поочередно под­носит ко рту изваяния то или иное кушанье. Найведья, предлагаемую Вишну, обычно съедают те, кто ее предлагает; найведья дру­гих богов отдается брахма­нам; найведья Шивы, как правило, выбрасывается. По особым — сезонным — календарным датам или в связи с семей­ными событиями богов уго­щают маханайведьей — праздничной едой. У некрых богов есть личные пристрас­тия в отношении тех или иных видов кушаний.

 

НАКША`ТРА (букв, звезда, планета, созвездие) — в ин­дийской науке джъотиша "дом", или знак зодиака. В со­лнечном календаре насчиты­вается 12 накшатр: Меша, Вришабха, Митхуна, Кирк, Синха, Канья, Тула, Вришика, Дхану, Макара, Кумбха, Мина (т. е. от Овна до Рыб соответствен­но), а в лунном — 27 или 28.

НА`МА - КИ`РТАНА — песно­пение, в к-ром восхваляются имена бога. См. Киртана.

НАМАСКАР -жест, когда вы складываете друг с другом ладони у груди, возле области сердца, сопровождающий устное приветствие - «намасте».

 

НАМАСТЕ – устное индийское приветствие.

 

НА`МАСМА`РАНА — рецита­ция имени бога в традиции ин­дуизма. Божье имя считается наделенным не меньшим мо­гуществом, чем его облада­тель, и соотносится с Брахма­ном — мировой душой, к слиянию с к-рой стремится индивидуальная душа — Атман. Ре­цитация имени непосредственно связана с медитацией и мо­жет быть выраженной или мысленной.

 

НАМАХ — на языке пали — Намо. У буддистов это первое слово ежедневно произносимой формулы, означа­ющее «Я смиренно верю, или обожаю, или преклоняюсь» Господу; как: «Намо тассо Бхагавато Арахато» и т.п., адресованное Господу Будде. «Мастерами Намаха» называют священнослужителей, как буддистских, так и таоистских, поскольку это слово используется и в священнослужении, и в молитвах, в призывах к Триратне и, с небольшим изменением, в оккультных заклинаниях, обращенных к Боддхисаттвам и Нирманакайям.

 

НАНА`К, гуру (15 апр. 1469 — 7 сент. 1539) — основатель сикхизма, первый сикхский гу­ру. Нанак был по происхождению индуистом кхатрийской касты беди (Кхатрии –влиятельная торговая каста в сикхской общине претендующая на кшатрийское происхождение). Нанак создал свое учение на основе идей бхактов и суфизма, с к-рым был знаком через бхактов и натхов в том виде, в каком он бытовал в Пенджабе. Нанак провозгласил равенство всех людей независи­мо от религии, касты, пола, как созданий единого бога, как бы его ни именовали в разных рели­гиях. Нанак отрицал аскетическое служение богу, проповедуя бла­гочестивую мирскую жизнь. При Нанаке в Картарпуре сложилась община его учеников — сикхов. Сочинения Нанака и его живая мысль дошли до нашего времени в кни­ге "Ади Грантх", свящ. для сик­хов, где представлено 976 его гимнов. Учение Нанака было допол­нено и развито его преемниками. Но неоспорим тот факт, что идея всеобщего равенства людей, строгий монотеизм, настрой на благочестивую деятельную жизнь и взаимопомощь в об-ве единомышленников, отрицание идолопоклонничества были про­возглашены в сикхизме именно Нанаком. Учение Нанака нашло горячий отклик в сердцах и душах индий­цев, воспитанных в жесткой, час­то бесчеловечной иерархичности кастовой системы, с одной сто­роны, и противопоставления индуистов и мусульман — с дру­гой. Сикхская община существу­ет уже полтысячелетия

 

НА`НДА — предводитель племени пастухов в Гокуле, приемный отец Кришны и Баларамы.

 

НА`НДИ — священный бык, вахана и один из символов Шивы; выступает также как индивидуальный объект почитания в индуизме, как воплощение сексуальной мощи, идеи плодородия и чадородия. В шиваитских храмах скульптурное изображение нанди ставится перед входом, головой к алтарю. В этом случае бык воплощает преданного адепта бога, бхакта.

 

НА`РАДА -— божественный мудрец, риши. Он считается сыном Брахмы, хотя существуют иные версии его происхождения (порождение Ману, аватара Вишну и т. д.). Нарада— посланец и советчик богов, хотя его советы и сообщения нередко приводят к негативным последствиям (именно он, напр., предупредил Кансу о рождении Кришны, и тот стал уничтожать детей Васудэвы), размолвкам и ссорам. В "Махабхарате" Нарада выступает как учитель дхармы. Он — любимый сын Сарасвати и, как и она, связан с искусством — хорошо играет на вине, с к-рой, как правило, и изображается.

 

 

НА`РАКА — 1) Ад или сово­купность адов в индуистской мифологии. Они находятся под подземным миром, ниже столицы царства бога смерти Ямы. В разных версиях ми­фов называется 6, 7, 21, 28 или 50 кругов ада, расположенных друг под другом. Ка­ждый круг имеет свое назва­ние, несколько подразделений и "специализацию" по типам грешников: первый предназ­начен для бездетных, следу­ющий — для ожидающих очередного воплощения и т. д. Чем глубже круг ада, тем тяжелее и страшнее наказа­ния. В последнем, погружен­ном в вечную тьму, горят и не могут сгореть в пыла­ющей яме преступники, а де­моны усугубляют их муки, раздирая их на части, варя в раскаленном масле, бросая на острые колья и т. п. Чувства пребывающих в аду предельно обострены, и пото­му мученья их особенно невы­носимы. Обитатели верхних кругов, отбыв положенный срок, вновь попадают в круг бытия — сансару; обитатели же нижних обречены на муки до конца кальпы. 2) Имя демона, сына Вишну и богини земли Бхуми.

НАРАСИ`МХА — Человек-лев, полуантропоморфная аватара Вишну, отражающая демоноборческие мотивы его образа: появившись из колон­ны, Вишну карает смертью от­ца своего почитателя Прахлады — демона Хираньякашипу, не уверовавшего в вездесущ­ность бога.

 

НАРА`ЯНА — возможно, або­ригенное по происхождению божество, в ведизме отождест­вляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Вла­дыка аскетов и учитель йоги, из­древле именуется Бхагаваном — "Владыкой", "Подателем благ". Связь Нараяны с водной стихией отражена в космогонич. мифе "Махабхараты": Перед творением он пребывает в мировых водах (отсюда одна из интерпрета­ций его имени как "Тот, чье обиталище — воды"), погру­женный в сон, пока все живое гибнет во вселенской катаст­рофе. В эпосе Нараяна отождествля­ется с Кришной как Все-богом и одновременно с Вишну как верховным божеством. То же имя в "Махабхарате" носит древний мудрец, к-рый в паре с другим риши — Нарой про­славлен демоноборчеством; в новом рождении Нараяна является как Васудэва-Кришна, тогда как Нара — как эпический ге­рой Арджуна.

 

НА`РМАДА (Рева) — свящ. Река, а также имя богини, ее персонифицирующей. С ней связано не так много легенд, как, напр., с Гангой. Согласно одной из известных легенд, бог Сурья некогда благосло­вил ее, повелел течь на запад и называться Нармада. Быстрое тече­ние реки обкатывает гальку, придавая ей форму линги, что усиливает репутацию реки как священной. Добродетельной акцией почитается паломниче­ство от устья Нармады до ее истоков по одному берегу и возвращение обратно по другому (в об­щей сложности это занимает около двух лет). Считается, что одно лишь созерцание вод Нармады избавляет от всех прегреше­ний. Индуисты верят, что в каждой белой гальке, найден­ной на берегу Нармады, обитает Ши­ва, и почитают его специальны­ми ритуалами.

НА`СИК (Нашик) — один из священных для индуистов го­родов. Расположен в верхо­вьях р. Годавари в сев. Маха­раштре. Один из 4 городов (наряду с Праягом, Хардваром и Удджаини), в котором прово­дится праздник Кумбхамела. Существует предание, соглас­но к-рому после пахтания Мо­лочного океана боги и асуры устроили бой за обладание на­питком бессмертия (амрита) и другими драгоценностями, добытыми со дна океана. Со­судом с амритой сначала овла­дели асуры, но затем Джаянта, сын бога Индры, превра­тившись в огромную птицу, схватил сосуд и полетел на не­бо. Полет длился 12 дней бо­гов, т. е. 12 человеч. лет. За это время уставший Джаянта 4 ра­за останавливался отдохнуть, ставил на землю сосуд и неча­янно проливал в каждом ме­сте по капле амриты. В этих местах теперь и находятся го­рода Насик, Праяг, Хардвар и Удджаини. Раз в 12 лет в ка­ждом из них происходит Кумбхамела. Причем порядок про­ведения этих празднеств таков, что они следуют порядку оста­новок Джаянты, и раз в три года можно застать Кумбхамелу в одном из упомянутых го­родов. Паломников привлека­ют прежде всего гхаты свя­щенной реки Годавари и пеще­ра, известная как Пещера Ситы. По преданию, в районе Насика находился в изгнании Рама со своей женой Ситой и братом. Здесь Ситу похитил могущест­венный правитель ракшасов Равана. Здесь же Лакшмана отру­бил нос ракшаси Шурпанакхе (отсюда название места, проис­ходящее от слова "нос").






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных