ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 10 страница
ПУШКАРА – Голубой лотос; седьмая Двипа или область Бхарата-варши (Индии). Знаменитое озеро около Аджмира; а также собственное имя некоторых людей.
ПУ`ШПАКА — чудесная колесница бога Куберы, двигавшаяся по воздуху по воле владельца; была отобрана у бога его сводным братом Раваной, царем демонов, и возвращена Рамой, к-рый после победы над Раваной вернулся на ней в свое царство.
ПХАЛА – возмещение; плод или следствие причин.
Р
РА`ВАНА — в "Рамаяне" — десятиголовый демон-ракшаса амбивалентной природы: сын риши Вишраваса и брат бога богатства Куберы, подвижничеством он обретает, от Брахмы дар неуязвимости, так что его не могут покарать ни боги, ни демоны; эта задача по силам лишь человеку. Правитель Ланки, т. е. чужеземец ("чужеземных" царей сев.-инд. санскритский эпос обычно наделяет демоническими чертами), Равана похищает Ситу и погибает в битве от руки ее супруга Рамы, в котором воплощается Вишну.
РА`ВИ — одно из названий Солнца и имя персонифицированного божества этого светила. Поклонение Солнцу известно с ведического периода и актуально до наших дней. Благочестивому индусу полагается приветствовать Солнце каждое утро, оборотясь лицом на восток и предлагая ему в дар воду (в идеале — смешанную с водой из Гонги) и цветы. В календаре с этим светилом связаны 7-й день светлой половины каждого месяца и воскресенье (равивар). Символический цвет Рави — зеленый; посвященное ему растение — кустарник арка. В традиционном инд. календаре солнечный день — "диваса"— делится на 60 частей (гхатика), каждая из них равняется 24 " мин.
РА`ГА (от "раньдж" — осн. значение — окрашивать) — одно из центральных понятий в музыке индуизма. Рага — порождение монодической музыки, тип ее особой ладовой орг-ции, предусматривающей наличие ряда взаимосвязанных компонентов: состав звукоряда (от 5 до 7 ступеней); характерную интонационность (т. е. типичные отдельно для каждой раги мелодич. обороты и опорные звуки); эмоциональную образность (раса), также индивидуальную для каждого ладоинтонационного образования. В рагах проявляется тесная связь с понятием индийской эмоционально-звуковой символики. Поэтому и время исполнения музыкальных композиций, создаваемых на основе той или иной раги, должно совпадать с предписываемым ей временем. Существует немало легенд, повествующих о том, что если та или иная рага имеет отношение к дождю, огню, урагану и т. д., то истинно талантливое исполнение может вызвать в действительности подобные природные явления. Многие раги обладают образной характеристикой, связанной с конкретными богами или мифич. героями. Напр., раги Дэвгири и Биндрабани Саранг посвящены Кришне; Ананд Бхайрав ассоциируется с Вишну; в честь Шивы чаще всего слагаются музыкально-поэтич. композиции, основанные на рагах Дешкар, Мегх Ранджини, Шивмат Бхайрав; богине Парвати, супруге Шивы, и их божеств, любви посвящены раги Гаури и Чхая и т. д. Известен также целый набор раг, традиционно используемый для "Рамаяны ": напр., для характеристики образа Рамы используется рага Шукул Билаваль, а раса раги Рамкали очень тонко передает целомудренный образ Ситы (полагают, что эта рага появилась еще в III в. н. э.). Рага Ланка Дахан Саранг не только посвящена Хануману, но и создана и получила название по конкретному событию, описанному в конце "Рамаяны": Хануман обращается к Всевышнему с просьбой о сверхсиле для спасения Ситы. Посвящение отдельных раг богам или эпич. героям вовсе не означает, что они должны звучать только в их честь и отражать чувство бхакти. Они несут их символ и связанные с ними эмоции. Поэтому, напр., образ нежной невинной девушки лучше всего будет передан в музыкальной композиции рагой Рамкали — чистой и светлой, как сама Сита. В кач-ве образно-эмоциональной сферы раги редко выступает лишь одна из 9 известных рас. Для выявления тонких оттенков, присущих настроению и характеру исключит, индивидуальных по своей природе раг, иногда применяются слитно две расы (напр., хасья и вир, выражающие радость победы, шрингар и каруна — любовную печаль). С другой стороны, нередко выбирается какой-то один чувственный аспект из общего спектра эмоций, свойственных одной расе. Так, раса вир выражает храбрость, смелость, мужество, героизм, но также и взволнованность, возбуждение, сродни к-рым чувства вдохновения, восторженности, как и противоположные им чувства возмущения и раздраженности. По одному из известных образных объяснений, вир — это состояние, когда Шива смотрит третьим глазом, когда от разгневанности он возбужден (и это соответствует расе вир раги Дешкар). Но вир — это и величие Шивы, его созидательная космич. сила и духовная энергия (и это уже раса вир раги Шанкара). Излишне пояснять, сколь богата различными тонкими нюансами раса шрингар— любовь. Раги, несущие в себе эту расу, распадаются как бы на две ветви: одна выражает чувства вирах (разлуки), другая — милан (свидания); но и внутри этих состояний гамма чувств невероятно объемна и неоднозначна. Для раскрытия их чаще всего обращаются к образам Радхи и Кришны, взаимоотношения к-рых универсальны в смысле полноты чувственных проявлений, вплоть до страстного обожания, перерастающего в поклонение. Данное состояние, как уже упоминалось, имеет весьма характерное толкование с точки зрения индуизма, как одно из возможных непосредственных проявлений чувств любви к Богу; как одно из состояний души и тела в сложном комплексе устремленности к единению земного и божественного. В целом в результате процесса развития рага обретает особую содержательную комплексность, к-рая, по сути, представляет концентрацию лучших музыкально-теоретич. и религ.-философских принципов. По образному выражению индийцев, благодаря преемственности поколений "древняя идея абсолютной музыки полностью выразилась в концепции раги". Т. обр., если проследить весь путь становления и развития раги., как и всей индийской музыки, то совершенно очевидно предстанет постоянство ее взаимосвязи с религией, но не на примитивном уровне соподчиненности, а на высоте плодотворного взаимообогащающего творч. процесса, когда религ, откровения стимулируют развитие музыкально-теоретич: мысли и жанрово-стилистических направлений, вызревание к-рых, в свою очередь, способствует "одушевлению" и возрождению религ, символов, благодаря возведению их на уровень высокой художеств, образности, и открытию им доступа в души людей.
РАДЖА – принц или царь в Индии.
РА`ДЖА – ЙО`ГА ("царственная" йога) — более позднее ср.-век. название "восьмичленной" йоги Патанджали и традиции Йога-даршаны. Цель ее — достижение мокши путем пробуждения кундалини, но методы хатха-йоги и очищение тонкого и физического тела используются ограниченно, асаны применяются лишь те, к-рые служат прямому положению позвоночника; пранаямы используются не все. Термин "Раджа-йога." подразумевает либо высшую ступень после подготовки в хатха-йоге, либо отличие этого пути от сверхрациональной интуиции в джняна-йоге и эмоциональных методов бхакти-йоги. РА`ДЖАС (букв, пыл, страсть)— одна из трёх гун санкхьи, ответственная за энергию, проявление активности, стремления, неравновесности, страдания, разогрева и пр. (см. Гуны).
РАДЖНИ`Ш (1931—1989) — популярный на Западе неоиндуистский наставник, снискавший скандальную известность проповедью "раскрепощения" от цивилизации и традиций. Род. в джайнской семье, преподавал философию в инд. вузах, с конца 60-х гг. полностью отдался пропаганде собственного пути к просветлению через разработанную им "динамическую медитацию" и очищению сознания от культурно обусловленных стереотипов.
РА`ДХА (Ра`дхика) — 1) Возлюбленная Кришны-Гопала, героиня мифич. сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаване. Иногда рассматривается как воплощение Лакшми. В санскр. антологиях X—XII вв. и поэме "Гитаговинда" связь Кришны с Радхой закрепляется, но серьезное культовое значение она приобретает, будучи философски осмысленной Нимбаркой и Валлабхачарьей и воспетой кришнаитскими поэтами средневековья (Мира Баи, Чондидаш, Сурдас и др.), для к-рых Радха была символом человеческой души, устремленной к богу. Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрел в экстатическом бхакти Чайтаньи. 2) Приемная мать Карны, воспитавшая его, рожденного от Кунти до ее брака с Панду.
РАКА – день полнолуния.
РА`КША (букв, защита, охрана) — 1) Амулет, талисман, обычно в виде браслета той или иной формы (иногда просто заговоренная нить, повязанная вокруг запястья), долженствующий защищать человека от несчастья. Важное и распространенное магич. средство в культовом обиходе индуистов. В нек-рых обрядах повязывание ракши используется как средство, символизирующее мистич. связь между людьми и дарующее особую магич. защиту (напр., брату от сестры в известном ритуале "ракша-бандхан", или повязывание ракши. Лучшим моментом для манипуляций с ракшей считается полнолуние месяца шраван. 2) Свящ. пепел коровьего навоза, тоже употребляемый в кач-ве магич. защитного средства. См. Бхасман.
РА`КШАСЫ — один из трех осн. классов демонов (см. Асуры и Пишачи). Упоминаются уже в "Ригведе" как обитатели лесов, нападающие на ариев, и впоследствии изображаются как демонич. враги брахманистской религии, осквернители обрядов, особенно преследующие брахманов, людоеды, бродящие по ночам, колдуны и оборотни, принимающие любой облик, способные вселяться в людей и лишать их рассудка.
РАМАИЗМ — одно из направлений вишнуизма, имеющее в своей основе почитание 7-й аватары Вишну — героя-царя Рамы, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя ракшасов Раваны. Тождество Рамы и Вишну утверждается в эпосе и в пуранах. Герой и богочеловек Рама расценивался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы — как пример высшей божеств. любви. Один из самых значит, храмовых праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы — Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март — апр.). В ежедневных богослужениях центральное значение имеет постоянное повторение имен бога (джапа), что приравнивается к пудже, и медитация. С культом Рамы связано почитание Ханумана — обезьяньего полководца, почитателя и друга Рамы.
"РАМА`ЯНА" — др.-инд. эпическая поэма на санскрите, состоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны — остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроумным Хануманом. Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита — воплощением супруги Вишну, богини Лакшми (или Шри).
РАМБХА – прекраснейшая из апсар, вышедшая их вод Молочного океана.
РАМЛИ`ЛА — мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Рамы. Рамлила несет функции коллективного религ. действа, в ней участвуют все жители деревни или городского района. Заканчивается она церемонией сожжения трех гигантских чучел демонов, символизирующей победу Рамы над врагами. В отличие от др. форм мистериального театра участие в рамлиле не требует профессиональной подготовки, а является актом благочестия.
РА`СА (букв. сок, вкус) — древнее театральное понятие, составившее основу ср.-век. литературных теорий и через эстетич. учение Абхинавагупты (X—XI вв.) усвоенное теологией кришнаитского бхакти. В эстетике Абхинавагупты раса понималась как особое переживание, к-рое формируется в процессе восприятия произведения искусства и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения, и прежде всего к чувствам действующих в нем героев. Целиком принадлежа эстетич. сфере, раса, по Абхинавагупте, тем не менее соотносима с обычным (жизненным) чувством, поскольку последнее, с одной стороны, составляет предмет художеств. изображения, а с другой — включено в эмоциональный опыт воспринимающего и т. обр. участвует в формировании эстетич. переживания. Это дает основание для разделения расы на виды. Следуя более ранним классификациям, Абхинавагупта различает 9 рас, выступающих в кач-ве эстетических соответствий 9 основных чувств (бхава) — любви, веселья, скорби, отваги, гнева, страха, отвращения, удивления и покоя. В трудах ученика Чайтаньи Рупы Госвамина (XVI в.) и его последователей учение Абхинавагупты преобразуется в теорию религиозного переживания. Согласно Рупе, раса, или бхакти-раса, есть чувство, рождающееся у верующего по мере его вживания в события кришнаитского мифа и в чувства окружающих Кришну персонажей. Подчеркиваемая т. обр. аналогия между религиозной и эстетич. ситуацией отчетливо выявляет характерное для кришнаитов восприятие мифа как реальности не только религиозной, но также жизненной и художественной. Соответственно и раса в толковании Рупы предстает переживанием одновременно религиозным, эстетическим и жизненным. Руна сохраняет классификацию рас, однако вносит в нее ряд изменений. Во-первых, к традиционным 9 расам добавляются еще 3. Во-вторых, из 12 рас 5 выделяются в кач-ве главных: сладостная (соответствующая любви пастушек к Кришне), родительская (соответствующая любви к Кришне Яшоды и Нанды), дружеская (соотносимая с чувством друзей Кришны), восторженная (аналог рабской привязанности, к-рую испытывают к Кришне не столь близко стоящие к нему персонажи) и спокойная, связанная с переживанием Кришны как Абсолюта. Хотя Кришна — гл. герой мифа, в глазах бхактов он является не столько носителем, сколько объектом чувства. Поэтому все без исключения расы соотносятся с эмоциями его окружения. Поскольку же все, кто окружают Кришну в мифе, исполнены любви к нему, раса сущностно есть всегда переживание любви, лишь варьируемое, с одной стороны, естественными модификациями этого чувства, а с другой — его сочетанием с иными, ситуационно обусловленными эмоциями (напр., страхом за Кришну, гневом на его противников и т. д.). Классификация рас имела не только теоретич. значение, но рассматривалась и как своего рода инструкция для верующих. Считалось, что каждый бхакт должен выбрать из пяти гл. видов бхакти-раса тот, к-рый ближе его эмоциональному складу, и, сосредоточившись на соответствующем переживании, культивировать его вплоть до экстатич. слияния с мифической реальностью.
РА`ТИ — супруга Камы. Когда Шива испепелил Каму, Рати обратилась к Парвати с мольбой о заступничестве за мужа перед Шивой, и Шива вернул Каме телесный облик.
РАТРИ – ночь; тело принятое Брахмой для создания ракшасов или великанов-демонов.
РА`ТХА — 1) Колесница, на к-рой "едут" боги во время специального храмового праздника ратха-ятра ("путешествие на колеснице"). 2) Разновидность индуистского храма.
РА`ХУ — демон солнечного и лунного затмений. Согласно мифу, излагаемому в эпосе, Раху единственному из асуров удалось, приняв образ бога, отведать амриты, когда боги им завладели после пахтания океана. Но Солнце и Месяц узнали его и выдали Вишну, к-рый отсек Раху голову, прежде чем он успел проглотить амриту. Голова Раху, оставшись бессмертной, поднялась в небо и с тех пор мстит Солнцу и Луне, периодически проглатывая их (см, также Кету).
РЕИНКАРНА`ЦИЯ — или Закон Перевоплощения. Один из величайших законов мироздания, посредством которого происходит совершенствование, в его универсальном понимании. Одним из основных смысловых значений Р. является отрицание смерти в ее обыденном, традиционном толковании. Поскольку человек в своем истинном виде представляет многоуровневую, множественную энергетическую субстанцию, состоящую из нескольких тел или принципов, то смерть физического тела, согласно Р., есть не более чем изменение состояния «цельного» человека и переход его на иной уровень существования в астральные, ментальные и др. сферы (планы) планеты. Согласно эзотерическим и практически всем восточным философиям, принцип Р. сохраняется в каждой восточной школе, которая может иметь лишь отличия в терминологии, традициях, символике и т.д. Сам характер Р. наиболее предметно прослеживается на примере Сансары — круга, состоящего из смертей и рождений, который находится в постоянном движении. Древнеиндийская философия говорит, что «Душа человеческая привлекается к новым воплощениям до тех пор, пока в ней еще сильно желание, а пока желание сильно, оно вызывает ошибки и грехи и держит бессмертный Дух человека в рабстве у его низшей, смертной природы». Множество примеров, свидетельствующих о знании Закона Перевоплощения Христом и передаче этих знаний своим ученикам можно найти в Библии. Так в Евангелии от Матфея гл. 17-10-13, где ученики спрашивают Иисуса о пришествии Илии прежде него, он указывает им на Иоанна Крестителя, как на воплощение Илии. Примеры подобные этому можно в изобилии найти во многих местах священных писаний. Поэтому Закон Перевоплощения, первоначально имманентно присущий Святому Писанию, был изъят из него пятым Вселенским Собором, который признал Р. ложным учением, чем был нанесен окончательный удар по сокровенному знанию. Утеря божественного знания привела к замене Духа Христова Учения обрядностью и формализмом, что послужило причиной нетерпимости к другим религиям, и закончилось крестовыми походами, инквизицией, кострами, пытками... Современное понимание Р. снимает все противоречия конечного существования человека, говоря о том, что человеческая Душа (Монада) проходит поочередно через все эпохи и расы с их культурами и социальными особенностями, включая семь рас, и соответственно, семь подрас, семь больших, и, соответственно, семь малых кругов, с возможными ответвлениями, которые необходимо рассматривать отдельно... Таким образом, говоря о количестве всех возможных воплощений, следует ориентироваться на число 777, как наиболее вероятное, хотя бы, показывающее порядок самого исчисления количества потенциальных Р. Исходя из сказанного, можно заключить, что каждая отдельная жизнь — это определенный урок, определенное задание, которое каждому человеку надлежит выполнить. Сумма же опыта, получаемого на физическом плане планеты, синтезируется и «переплавляется» в более полные накопления между воплощениями, когда человек находится в развоплощенном состоянии, в областях мира Надземного. Здесь закладывается основа будущего человека, формируется его новый характер. Если человек был успешен в своей эволюции, он движется быстрее, если успешность менее выражена, он много раз возвращается в те же условия, в ту же обстановку, в которых он не имел успеха. Следует подчеркнуть, что физическое тело человека дается ему его родителями, включая лишь биологическую наследственность — особенности расы, нации, физиологии... Все остальное он в новую жизнь приносит сам. Помнить о своих прежних воплощениях человек в телесной оболочке, как правило, не может т.к. наше тело с его проводником сознания — мозгом, не разделяло наших прежних жизней. Весь опыт предыдущих жизней находится в «чаше» (см. Анахата), одной для всех воплощений. Место ее расположения в тонком теле человека в, районе сердца. Однако разница между функциями мозга, проводника нашего физического сознания и центром «Чаши» заключается еще и в том, что наш мозг не в состоянии принять тех высоких вибраций, которые «индуктирует» более высокая ипостась. Поэтому возможны пока только кратковременные и во многом случайные подъемы вибраций нашего тела до вибраций нашей души, которые бывают во время то ли молитвенного экстаза, то ли большой опасности, радости или горя, то ли связаны с творческими озарениями художников, композиторов, писателей, которое принято называть вдохновением и которое эзотерическое учение называет развитием шестого принципа — чувствознания, когда человек начинает понимать истину не умом, но чувствовать ее сердцем (в то время как наша Пятая Раса должна была отработать пятый принцип человека — его интеллект, сегодня становящийся определенным тормозом, и проявляющийся у многих как скептицизм к эзотерическим откровениям).
"РИГВЕ`ДА " ("Книга гимнов") — древнейший памятник инд. лит-ры, самая древняя и авторитетная из 4 Вед (самхит). В дошедшей до нас редакции Шакала "Ригведа" состоит из 1028 гимнов и разделяется на 10 мандал (букв, "циклов").
РИКШАРАДЖА – прародитель обезьян.
РИПУНДЖАЯ – царь из рода царей Каши, прозванный за своё благочестие Диводасой.
РИТА` (РТА) — мировой порядок, вселенский закон, обеспечивающий, регулярность космических процессов (смену дня ночью, движение светил, течение рек и т. п.); одновременно и моральный закон, управляющий соц. жизнью. В "Ригведе" его блюстителем выступает бог Варуна. Позднее в индуизме понятию рита соответствует понятие дхармы. РИТАМБХАРА - высший тип Самадхи (нирвичара) характеризуется высшим типом интеллекта, называемым ритамбхара праджна, которая богата вечной истиной.
РИЧ — священный стих, гимн "Ригведы", читаемый при обряде, разновидность мантры.
РИ`ШИ (провидец) — легендарные мудрецы, родовые певцы и жрецы арийских племен, создатели священных текстов Вед, обретенных ими, согласно традиции, через откровение; также святые мудрецы эпоса и пуран (трех родов: божественные, брахманы и царственные).
РОГА – колесничий Ямы, владыка болезней.
РО`ХИНИ — 1. Персонификация одноименного созвездия (9-й накшатры лунного зодиака, включающей Альдебаран и еще 4 звезды созвездия Тельца), дочь Дакши, любимая из 27 жен бога луны Сомы. 2. Супруга Васудэвы, мать Баларамы.
РУ`ДРА - в пантеоне «Ригведы» бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы. В индуистском пантеоне он отождествляется с Шивой, имя Рудра становится его эпитетом. В Ведах Рудра изображается в облике одетого в шкуру дикого охотника, с иссиня-черными волосами, заплетенными в узел; ассоциируется с красным цветом (одно из толкований имени Рудра — "Красный"). Зооморфные атрибуты Рудры — вепрь или бык. Гимны Рудре выражают страх перед его гневом; Рудра насылает болезни на людей и порчу на скот, его молят о пощаде, приносят жертвы, чтобы "откупиться". Но он же — величайший из целителей. Рудра — одновременно губитель и хранитель скота, его употребительный эпитет в Ведах (унаследованный Шивой) — Пашупати (Владыка скота). Рудра ассоциируется с животными вообще, особенно со змеями. В змеином облике иногда изображаются зловещие спутники Рудры — рудры; иногда рудры отождествляются с антропоморфными Марутами, сыновьями Рудры. В Ведах приводится миф о прегрешении бога-творца Праджапати, вступившего в кровосмесительную связь со своей дочерью Ушас; Рудра его карает, пронзая стрелой; Праджапати в образе оленя возносится на небо; впоследствии он отождествляется с созвездием Мригаширша (Мригаширас — Голова Оленя, часть Ориона), Ушас — с Рохини, Рудра — со звездой Мригавьядха (Охотник за Оленем, Сириус). В Ведах Рудре посвящается осеннее жертвоприношение сакамедха, завершающее год ведийского ритуального календаря. Рудре, вездесущему, приносят также жертвы на перекрёстках дорог.
РУ`ДРАКША (букв. Глаз Рудры) – плодики дерева рудракша красновато – коричневого цвета, из которых шиваиты делают чётки (рудракша-мала), являющиеся одновременно и талисманом. Такие чётки нередко носят на шее шиваитские брахманы, садху, отшельники. Рудракша может быть 14 разновидностей. Считается, что каждая из них обладает большей или меньшей способностью помогать духовному совершенствованию.
РУДРЫ — группа богов, в Ведах иногда отождествляются с Марутами, иногда означают класс демонич. существ, спутников Рудры, духов болезней, приходящих из лесного безлюдья. В послеведийском пантеоне определяется группа рудр, числом 11, куда включаются нек-рые очень древние образы, также ипостаси Шивы (Аджа Экапад, Ахир-будхнья, Хара, Ниррита, Ишвара, Бхувана, Ангарака, Ардхакету, Мритью, Сарпа, Капалин; есть др. версии перечня).
РУКМИ`НИ — дочь Бхишмаки, царя бходжей, похищенная у отца Кришной и ставшая его любимой женой. Позднее отождествляется с Лакшми.
РУ`ПА — облик, образ. Обыденное значение слова углубляется в направлении, аналогичном греческому "эйдос"; образ, отделенный от материального наполнителя, субстрата; прообраз. В религ. практике рупа есть иконический образ божества, а нама — имя и/или мантра его. Понимание Рупы как формы неверно.
С
СА`ВИТАР (Побудитель)— бог, в "Ригведе" олицетворяющий животворящую силу солнца, отец солнечной девы Сурьи (см. Ашвины). Молитва Савитару в "Ригведе" позднее персонифицируется в образе богини Савитри. В Ведах Савитар дарует бессмертие богам, долгую жизнь людям, но заметного места в пантеоне не занимает, еще менее значителен его образ в послеведийской мифологии, где он включается в группу Адитья.
СА`ВИТРИ (Солнечная) — 1. Название мантры, части гимна «Ригведы»,обращенного к богу солнца: "Мы хотели встретить этот желанный блеск бога Савитара, к-рый должен поощрять наши поэтические мысли" Эта наиб, священная мантра, именуемая также Гаятри, считается "Матерью Вед" и может быть произносима только "дваждырожденными". 2. Богиня, олицетворение мантры, появилась из разделившегося надвое Брахмы и стала его супругой. Иногда Савитри считается дочерью Савитара или Дакши. В шиваизме иногда ассоциируется с Парвати. 3. Эпитет богини Сарасвати. 4. Имя царевны, героини "Сказания о Савитри", к-рая силой подвижничества и преданности своему супругу, Сатьявану, вернула ему жизнь в споре с богом смерти Ямой.
САДАШИВА ("всегда благосклонный") -1) одна из инкарнаций ШИВЫ, пять голов которой являются концентрацией пяти аспектов этого бога и направлены в четыре стороны света и зенит: ВАМАДЕВА - север, САДЬОДЖАТА - запад, ТАТПУРУША - восток, АГХОРА - юг, ИШАНА - зенит. Головы эти так же являются отдельными инкарнациями. 2) Шива, имеющий форму; тот, кто реализовал Бесформенного Шиву, Открывающий Завесу Неведения.
СА`ДХАНА — в йоге процесс или средство осуществления духовных целей. Как процесс, обычно мыслится стадиальным, с предсказуемыми успехами и трудностями на каждой стадии. Как средство, садхана есть развернутая инструкция с предписанием нравственных, психических, духовных, энергетических упражнений, их очередности, периодичности, интенсивности и пр., указание применяемых средств - мантр, икон, воображаемых персонажей и пр. Как правило, садхана лишь отчасти изложена в доступных текстах, ключ же к практике дает гуру. Успех не гарантируется, но при должном рвении весьма вероятен. Интенсивная садхана занимает не менее нескольких лет. Занимающийся садханой называется садхака, а достигнутый результат — сиддхи, частные (паранормальные физические, психические, духовные способности) и окончательные (освобождение и преображение тела).
СА`ДХУ (букв, прямой, правильный, превосходный, "добродетельный") — термин, обычный в применении к аскетам и святым в индуизме, а также иногда и к ревностно верующим мирянам.
САДЬОДЖАТА ("только что возникший") - одна из основных инкарнаций ШИВЫ, а также аспект САДАШИВЫ и его голова, направленная на запад.
САИ БАБА ИЗ ШИРДИ (Ширди ка Саи Баба, 1856-1918)— великий индусский святой, проповедник равенства людей независимо от касты и сторонник единства индусов и мусульман. Учение Саи Бабы близко учению Кабира и др. бхактов. Он почитается как воплощение Шивы. Места, связанные с жизнью Саи Бабы, ежегодно посещают миллионы паломников. Саи Баба род. в деревне Панни в Махараштре. Неизвестно, к какой касте принадлежали его родители и были они индусами или мусульманами. В возрасте 16—17 лет С. поселился в деревне Ширди в разрушенном храме. Во многом Саи Баба походил на др. аскетов: одевался в рубище и довольствовался тем, что давали ему в кач-ве подаяния. Однако в отличие от индусских садху Саи Баба демонстративно совершал намаз в мечети и молился в индусском храме, подчеркивая, что обращается при этом к одному и тому же богу; он творил чудеса, избавлял от болезней и выполнял др. сокровенные желания пришедших к нему за помощью. Учение Саи Бабы в целом оказало на современников и потомков меньше влияния, чем собственно личность Саи Бабы, но секты последователей не возникло. Книги и брошюры, излагающие суть его учения, ограничиваются общ. положениями о едином боге, единстве человечества, о необходимости вести праведный образ жизни, руководствуясь добрыми помыслами, о том, что нужно быть милосердным и стремиться к "освобождению". Вряд ли можно говорить о том, что та или иная мысль из вышеупомянутых есть собственное достижение Саи Бабы. Но примечательно, что о единстве индусов и мусульман и о необходимости милосердия индийцы часто говорят, ссылаясь на Саи Бабу. В народе популярны религ. гимны (бхаджаны) и др. поэтические произведения, приписываемые Саи Бабе, мн. индийцы хранят дома его портреты либо носят его маленькие. изображения с собой как обереги. Саи Баба, вероятно, наиб, почитаемый святой в самой Индии, и это пытаются использовать нек-рые совр. проповедники. Популярный сейчас в Индии святой Сатья Саи Баба объявил себя аватарой Саи бабы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|