Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАНИПУРА (НАБИ) ЧАКРА 10 страница




 

ПУШКАРА – Голубой лотос; седьмая Двипа или область Бхарата-варши (Индии). Знаменитое озеро около Аджмира; а также собственное имя некоторых людей.

 

ПУ`ШПАКА — чудесная ко­лесница бога Куберы, двигав­шаяся по воздуху по воле вла­дельца; была отобрана у бога его сводным братом Раваной, царем демонов, и возвращена Рамой, к-рый после победы над Раваной вернулся на ней в свое царство.

 

ПХАЛА – возмещение; плод или следствие причин.

 

Р

 

 

РА`ВАНА — в "Рамаяне" — десятиголовый демон-ракшаса амбивалентной природы: сын риши Вишраваса и брат бога богатства Куберы, подвижничеством он обретает, от Брахмы дар неуязвимости, так что его не могут покарать ни боги, ни демоны; эта задача по силам лишь человеку. Правитель Ланки, т. е. чужеземец ("чужеземных" царей сев.-инд. санскритский эпос обычно наделяет демоническими чертами), Равана похищает Ситу и погибает в битве от руки ее супруга Рамы, в котором воп­лощается Вишну.

 

РА`ВИ — одно из названий Солнца и имя персонифицированного божества этого светила. Поклонение Солнцу известно с ведического перио­да и актуально до наших дней. Благочестивому индусу пола­гается приветствовать Солнце каждое утро, оборотясь ли­цом на восток и предлагая ему в дар воду (в идеале — смешан­ную с водой из Гонги) и цветы. В календаре с этим светилом связаны 7-й день светлой поло­вины каждого месяца и воскре­сенье (равивар). Символический цвет Рави — зе­леный; посвященное ему расте­ние — кустарник арка. В традиционном инд. календа­ре солнечный день — "диваса"— делится на 60 частей (гхатика), каждая из них равняется 24 " мин.

 

РА`ГА (от "раньдж" — осн. значение — окрашивать) — одно из центральных поня­тий в музыке индуизма. Рага — порождение монодической музыки, тип ее особой ладовой орг-ции, предусматривающей наличие ряда взаимосвязан­ных компонентов: состав зву­коряда (от 5 до 7 ступеней); характерную интонационность (т. е. типичные отдельно для каждой раги мелодич. оборо­ты и опорные звуки); эмоцио­нальную образность (раса), также индивидуальную для каждого ладоинтонационного образования. В рагах прояв­ляется тесная связь с понятием индийской эмоционально-зву­ковой символики. Поэтому и время исполнения музыкаль­ных композиций, создаваемых на основе той или иной раги, должно совпадать с предписы­ваемым ей временем. Сущест­вует немало легенд, повеству­ющих о том, что если та или иная рага имеет отношение к дождю, огню, урагану и т. д., то истинно талантливое испол­нение может вызвать в действи­тельности подобные природные явления. Многие раги обладают образной характеристикой, свя­занной с конкретными богами или мифич. героями. Напр., раги Дэвгири и Биндрабани Саранг посвящены Кришне; Ананд Бхайрав ассоциируется с Виш­ну; в честь Шивы чаще всего слагаются музыкально-поэтич. композиции, основанные на рагах Дешкар, Мегх Ранджини, Шивмат Бхайрав; богине Парвати, супруге Шивы, и их божеств, любви посвящены раги Гаури и Чхая и т. д. Известен также целый набор раг, традиционно используемый для "Рамаяны ": напр., для характеристики об­раза Рамы используется рага Шукул Билаваль, а раса раги Рамкали очень тонко передает целомуд­ренный образ Ситы (полагают, что эта рага появилась еще в III в. н. э.). Рага Ланка Дахан Саранг не только посвящена Хануману, но и создана и получила название по конкретному событию, опи­санному в конце "Рамаяны": Хануман обращается к Всевы­шнему с просьбой о сверхсиле для спасения Ситы. Посвяще­ние отдельных раг богам или эпич. героям вовсе не означает, что они должны звучать только в их честь и отражать чувство бхакти. Они несут их символ и связанные с ними эмоции. Поэтому, напр., образ нежной невинной девушки лучше всего будет передан в музыкальной композиции рагой Рамкали — чистой и светлой, как сама Сита. В кач-ве образно-эмоциональной сферы раги редко высту­пает лишь одна из 9 известных рас. Для выявления тонких от­тенков, присущих настроению и характеру исключит, индиви­дуальных по своей природе раг, иногда применяются слитно две расы (напр., хасья и вир, выражающие радость победы, шрингар и каруна — любовную печаль). С другой стороны, не­редко выбирается какой-то один чувственный аспект из об­щего спектра эмоций, свойст­венных одной расе. Так, раса вир выражает храбрость, сме­лость, мужество, героизм, но также и взволнованность, воз­буждение, сродни к-рым чувст­ва вдохновения, восторженно­сти, как и противоположные им чувства возмущения и раздра­женности. По одному из извест­ных образных объяснений, вир — это состояние, когда Шива смотрит третьим глазом, когда от разгневанности он возбуж­ден (и это соответствует расе вир раги Дешкар). Но вир — это и величие Шивы, его созидательная космич. сила и духо­вная энергия (и это уже раса вир раги Шанкара). Излишне пояс­нять, сколь богата различными тонкими нюансами раса шрингар— любовь. Раги, несущие в се­бе эту расу, распадаются как бы на две ветви: одна выражает чувства вирах (разлуки), другая — милан (свидания); но и внут­ри этих состояний гамма чувств невероятно объемна и неодноз­начна. Для раскрытия их чаще всего обращаются к образам Радхи и Кришны, взаимоотно­шения к-рых универсальны в смысле полноты чувственных проявлений, вплоть до страст­ного обожания, перерастающе­го в поклонение. Данное состо­яние, как уже упоминалось, имеет весьма характерное тол­кование с точки зрения индуиз­ма, как одно из возможных непосредственных проявлений чувств любви к Богу; как одно из состояний души и тела в сложном комплексе устрем­ленности к единению земного и божественного. В целом в результа­те процесса развития рага обрета­ет особую содержательную ко­мплексность, к-рая, по сути, представляет концентрацию лу­чших музыкально-теоретич. и религ.-философских принци­пов. По образному выражению индийцев, благодаря преемст­венности поколений "древняя идея абсолютной музыки пол­ностью выразилась в концепции раги". Т. обр., если проследить весь путь становления и разви­тия раги., как и всей индийской музыки, то совершенно очевид­но предстанет постоянство ее взаимосвязи с религией, но не на примитивном уровне соподчиненности, а на высоте плодотворного взаимообогащающе­го творч. процесса, когда религ, откровения стимулируют развитие музыкально-теоретич: мысли и жанрово-стилистических направлений, вызревание к-рых, в свою очередь, способ­ствует "одушевлению" и воз­рождению религ, символов, благодаря возведению их на уровень высокой художеств, об­разности, и открытию им досту­па в души людей.

 

РАДЖА – принц или царь в Индии.

 

РА`ДЖА – ЙО`ГА ("царствен­ная" йога) — более позднее ср.-век. название "восьмичленной" йоги Патанджали и тра­диции Йога-даршаны. Цель ее — достижение мокши путем пробуждения кундалини, но методы хатха-йоги и очище­ние тонкого и физического те­ла используются ограниченно, асаны применяются лишь те, к-рые служат прямому поло­жению позвоночника; пранаямы используются не все. Те­рмин "Раджа-йога." подразумевает либо высшую ступень после подготовки в хатха-йоге, либо отличие этого пути от сверх­рациональной интуиции в джняна-йоге и эмоциональных методов бхакти-йоги.

РА`ДЖАС (букв, пыл, страсть)— одна из трёх гун санкхьи, ответственная за энер­гию, проявление активности, стремления, неравновесности, страдания, разогрева и пр. (см. Гуны).

 

РАДЖНИ`Ш (1931—1989) — популярный на Западе неоин­дуистский наставник, снискав­ший скандальную известность проповедью "раскрепощения" от цивилизации и традиций. Род. в джайнской семье, препо­давал философию в инд. вузах, с конца 60-х гг. полностью от­дался пропаганде собственного пути к просветлению через раз­работанную им "динамичес­кую медитацию" и очищению сознания от культурно обусло­вленных стереотипов.

 

РА`ДХА (Ра`дхика) — 1) Возлю­бленная Кришны-Гопала, герои­ня мифич. сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаване. Иногда рассматривается как во­площение Лакшми. В санскр. антологиях X—XII вв. и поэме "Гитаговинда" связь Кришны с Радхой закрепляется, но серьезное культовое значение она приоб­ретает, будучи философски ос­мысленной Нимбаркой и Валлабхачарьей и воспетой кришнаитскими поэтами средневековья (Мира Баи, Чондидаш, Сурдас и др.), для к-рых Радха была симво­лом человеческой души, устре­мленной к богу. Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрел в экстатическом бхакти Чайтаньи. 2) Приемная мать Карны, воспитавшая его, рожденного от Кунти до ее брака с Панду.

 

РАКА – день полнолуния.

 

РА`КША (букв, защита, охра­на) — 1) Амулет, талисман, обычно в виде браслета той или иной формы (иногда просто заговоренная нить, повязанная вокруг запястья), долженствую­щий защищать человека от не­счастья. Важное и распростра­ненное магич. средство в куль­товом обиходе индуистов. В нек-рых обрядах повязывание ракши используется как средство, символизирующее мистич. связь между людьми и дару­ющее особую магич. защиту (напр., брату от сестры в из­вестном ритуале "ракша-бандхан", или повязывание ракши. Лучшим моментом для мани­пуляций с ракшей считается полнолу­ние месяца шраван. 2) Свящ. пепел коровьего навоза, тоже употребляемый в кач-ве магич. защитного средства. См. Бхасман.

 

РА`КШАСЫ — один из трех осн. классов демонов (см. Асуры и Пишачи). Упоминаются уже в "Ригведе" как обитатели лесов, нападающие на ариев, и впоследствии изображаются как демонич. враги брахманистской религии, оскверните­ли обрядов, особенно пресле­дующие брахманов, людоеды, бродящие по ночам, колдуны и оборотни, принимающие любой облик, способные вселяться в людей и лишать их рассудка.

 

РАМАИЗМ — одно из напра­влений вишнуизма, имеющее в своей основе почитание 7-й аватары Вишну — героя-царя Рамы, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персо­нифицированного в образе ца­ря ракшасов Раваны. Тождест­во Рамы и Вишну утверждает­ся в эпосе и в пуранах. Герой и богочеловек Рама расцени­вался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы — как пример высшей божеств. любви. Один из самых зна­чит, храмовых праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы — Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март — апр.). В ежедневных богослужениях центральное значение имеет постоянное повторение имен бога (джапа), что приравнивается к пудже, и медитация. С культом Рамы связано почитание Ханумана — обезьяньего полководца, почитателя и друга Рамы.

 

"РАМА`ЯНА" — др.-инд. эпи­ческая поэма на санскрите, со­стоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны — остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроум­ным Хануманом. Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита — воп­лощением супруги Вишну, бо­гини Лакшми (или Шри).

 

РАМБХА – прекраснейшая из апсар, вышедшая их вод Молочного океана.

 

РАМЛИ`ЛА — мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Рамы. Рамлила несет функции коллективного религ. действа, в ней участву­ют все жители деревни или го­родского района. Заканчивает­ся она церемонией сожжения трех гигантских чучел демо­нов, символизирующей побе­ду Рамы над врагами. В от­личие от др. форм мистериального театра участие в рамлиле не требует профессиональной подготовки, а является актом благочестия.

 

РА`СА (букв. сок, вкус) — древнее театральное поня­тие, составившее основу ср.-век. литературных теорий и через эстетич. учение Абхинавагупты (X—XI вв.) усвоен­ное теологией кришнаитского бхакти. В эстетике Абхинавагупты раса понималась как осо­бое переживание, к-рое фор­мируется в процессе восприя­тия произведения искусства и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения, и преж­де всего к чувствам действую­щих в нем героев. Целиком принадлежа эстетич. сфере, раса, по Абхинавагупте, тем не ме­нее соотносима с обычным (жизненным) чувством, по­скольку последнее, с одной стороны, составляет предмет художеств. изображения, а с другой — включено в эмо­циональный опыт воспринимающего и т. обр. участвует в формировании эстетич. пере­живания. Это дает основание для разделения расы на виды. Следуя более ранним класси­фикациям, Абхинавагупта различает 9 рас, выступающих в кач-ве эстетических соответ­ствий 9 основных чувств (бхава) — любви, веселья, скорби, отваги, гнева, страха, отвра­щения, удивления и покоя. В трудах ученика Чайтаньи Рупы Госвамина (XVI в.) и его последователей учение Абхинавагупты преобразуется в те­орию религиозного пережива­ния. Согласно Рупе, раса, или бхакти-раса, есть чувство, рож­дающееся у верующего по ме­ре его вживания в события кришнаитского мифа и в чув­ства окружающих Кришну персонажей. Подчеркиваемая т. обр. аналогия между рели­гиозной и эстетич. ситуацией отчетливо выявляет характер­ное для кришнаитов восприя­тие мифа как реальности не только религиозной, но также жизненной и художественной. Соответственно и раса в толко­вании Рупы предстает пережи­ванием одновременно религи­озным, эстетическим и жиз­ненным. Руна сохраняет клас­сификацию рас, однако вносит в нее ряд изменений. Во-пер­вых, к традиционным 9 расам добавляются еще 3. Во-вто­рых, из 12 рас 5 выделяются в кач-ве главных: сладостная (соответствующая любви пас­тушек к Кришне), родитель­ская (соответствующая любви к Кришне Яшоды и Нанды), дружеская (соотносимая с чув­ством друзей Кришны), восто­рженная (аналог рабской при­вязанности, к-рую испытыва­ют к Кришне не столь близко стоящие к нему персонажи) и спокойная, связанная с пере­живанием Кришны как Абсо­люта. Хотя Кришна — гл. ге­рой мифа, в глазах бхактов он является не столько носите­лем, сколько объектом чувст­ва. Поэтому все без исключе­ния расы соотносятся с эмоция­ми его окружения. Поскольку же все, кто окружают Кришну в мифе, исполнены любви к нему, раса сущностно есть все­гда переживание любви, лишь варьируемое, с одной сторо­ны, естественными модифика­циями этого чувства, а с другой — его сочетанием с ины­ми, ситуационно обусловлен­ными эмоциями (напр., стра­хом за Кришну, гневом на его противников и т. д.). Класси­фикация рас имела не только теоретич. значение, но рассма­тривалась и как своего рода инструкция для верующих. Считалось, что каждый бхакт должен выбрать из пяти гл. видов бхакти-раса тот, к-рый ближе его эмоциональному складу, и, сосредоточившись на соответствующем пережи­вании, культивировать его вплоть до экстатич. слияния с мифической реальностью.

 

РА`ТИ — супруга Камы. Ког­да Шива испепелил Каму, Рати обратилась к Парвати с моль­бой о заступничестве за мужа перед Шивой, и Шива вернул Каме телесный облик.

 

РАТРИ – ночь; тело принятое Брахмой для создания ракшасов или великанов-демонов.

 

РА`ТХА — 1) Колесница, на к-рой "едут" боги во время специального храмового праздника ратха-ятра ("путе­шествие на колеснице"). 2) Разновидность индуистско­го храма.

 

РА`ХУ — демон солнечного и лунного затмений. Согласно мифу, излагаемому в эпосе, Раху единственному из асуров уда­лось, приняв образ бога, от­ведать амриты, когда боги им завладели после пахтания океана. Но Солнце и Месяц уз­нали его и выдали Вишну, к-рый отсек Раху голову, прежде чем он успел проглотить амриту. Голова Раху, оставшись бессмертной, поднялась в не­бо и с тех пор мстит Солнцу и Луне, периодически прогла­тывая их (см, также Кету).

 

РЕИНКАРНА`ЦИЯ — или Закон Перевопло­щения. Один из величайших законов мироздания, посред­ством которого происходит совершенствование, в его универсальном понимании. Одним из основных смысловых значений Р. является отрицание смерти в ее обыденном, традиционном толковании. Поскольку человек в своем истинном виде пред­ставляет многоуровневую, множественную энер­гетическую субстанцию, состоящую из нескольких тел или принципов, то смерть физического тела, согласно Р., есть не более чем изменение состояния «цельного» человека и переход его на иной уровень существования в астральные, менталь­ные и др. сферы (планы) планеты. Согласно эзотерическим и практически всем вос­точным философиям, принцип Р. сохраняется в каждой восточной школе, которая может иметь лишь отличия в терминологии, традициях, символике и т.д. Сам характер Р. наиболее предметно прослежива­ется на примере Сансары — круга, состоящего из смертей и рождений, который находится в постоян­ном движении. Древнеиндийская философия говорит, что «Душа человеческая привлекается к новым воплощениям до тех пор, пока в ней еще сильно желание, а пока желание сильно, оно вызывает ошибки и грехи и держит бессмертный Дух человека в рабстве у его низшей, смертной природы».

Множество примеров, свидетельствующих о знании Закона Перевоплощения Христом и передаче этих знаний своим ученикам можно найти в Библии. Так в Евангелии от Матфея гл. 17-10-13, где ученики спрашивают Иисуса о пришествии Илии прежде него, он указывает им на Иоанна Крестителя, как на воплощение Илии. Примеры подобные этому можно в изобилии найти во многих местах священ­ных писаний. Поэтому Закон Перевоплощения, первоначально имманентно присущий Святому Писанию, был изъят из него пятым Вселенским Собором, который признал Р. ложным учением, чем был нанесен окончательный удар по сокровенному знанию. Утеря божественного знания привела к замене Духа Христова Учения обрядностью и формализмом, что послужило причиной нетерпимости к другим религиям, и закончилось крестовыми походами, инквизицией, кострами, пытками... Современное понимание Р. снимает все противо­речия конечного существования человека, говоря о том, что человеческая Душа (Монада) проходит поочередно через все эпохи и расы с их культурами и социальными особенностями, включая семь рас, и соответственно, семь подрас, семь больших, и, соответственно, семь малых кругов, с возможными ответвлениями, которые необходимо рассматривать отдельно... Таким образом, говоря о количестве всех возможных воплощений, следует ориентироваться на число 777, как наиболее вероятное, хотя бы, показывающее порядок самого исчисления количес­тва потенциальных Р. Исходя из сказанного, можно заключить, что каждая отдельная жизнь — это определенный урок, определенное задание, которое каждому человеку надлежит выполнить. Сумма же опыта, получаемого на физическом плане планеты, синтезируется и «переплавляется» в более полные накопления между воплощениями, когда человек находится в развоплощенном состоянии, в областях мира Надземного. Здесь закладывается основа будущего человека, формируется его новый характер. Если человек был успешен в своей эволюции, он движется быстрее, если успешность менее выражена, он много раз возвращается в те же условия, в ту же обстановку, в которых он не имел успеха. Следует подчеркнуть, что физическое тело человека дается ему его родителями, включая лишь биологическую наследственность — особенности расы, нации, физиологии... Все остальное он в новую жизнь приносит сам. Помнить о своих прежних воплощениях человек в телесной оболочке, как правило, не может т.к. наше тело с его проводником сознания — мозгом, не разделяло наших прежних жизней. Весь опыт предыдущих жизней находится в «чаше» (см. Анахата), одной для всех воплощений. Место ее расположения в тонком теле человека в, районе сердца. Однако разница между функциями мозга, проводника нашего физического сознания и центром «Чаши» заключается еще и в том, что наш мозг не в состоянии принять тех высоких вибраций, которые «индуктирует» более высокая ипостась. Поэтому возможны пока только кратковременные и во многом случайные подъемы вибраций нашего тела до вибраций нашей души, которые бывают во время то ли молитвенного экстаза, то ли большой опас­ности, радости или горя, то ли связаны с твор­ческими озарениями художников, композиторов, писателей, которое принято называть вдохновением и которое эзотерическое учение называет развитием шестого принципа — чувствознания, когда человек начинает понимать истину не умом, но чувствовать ее сердцем (в то время как наша Пятая Раса должна была отработать пятый принцип человека — его интеллект, сегодня становящийся определенным тор­мозом, и проявляющийся у многих как скептицизм к эзотерическим откровениям).

 

 

"РИГВЕ`ДА " ("Книга гим­нов") — древнейший памят­ник инд. лит-ры, самая древ­няя и авторитетная из 4 Вед (самхит). В дошедшей до нас редакции Шакала "Ригведа" состоит из 1028 гимнов и разделяется на 10 мандал (букв, "циклов").

 

РИКШАРАДЖА – прародитель обезьян.

 

РИПУНДЖАЯ – царь из рода царей Каши, прозванный за своё благочестие Диводасой.

 

РИТА` (РТА) — мировой поря­док, вселенский закон, обеспе­чивающий, регулярность кос­мических процессов (смену дня ночью, движение светил, тече­ние рек и т. п.); одновременно и моральный закон, управля­ющий соц. жизнью. В "Ригведе" его блюстителем выступа­ет бог Варуна. Позднее в инду­изме понятию рита соответству­ет понятие дхармы.

РИТАМБХАРА - высший тип Самадхи (нирвичара) характеризуется высшим типом ин­теллекта, называемым ритамбхара праджна, которая богата вечной исти­ной.

 

РИЧ — священный стих, гимн "Ригведы", читаемый при об­ряде, разновидность мантры.

 

РИ`ШИ (провидец) — леген­дарные мудрецы, родовые певцы и жрецы арийских пле­мен, создатели священных те­кстов Вед, обретенных ими, согласно традиции, через от­кровение; также святые мудре­цы эпоса и пуран (трех родов: божественные, брахманы и ца­рственные).

 

РОГА – колесничий Ямы, владыка болезней.

 

РО`ХИНИ — 1. Персонифика­ция одноименного созвездия (9-й накшатры лунного зодиа­ка, включающей Альдебаран и еще 4 звезды созвездия Тельца), дочь Дакши, любимая из 27 жен бога луны Сомы. 2. Супруга Васудэвы, мать Баларамы.

 

РУ`ДРА - в пантеоне «Ригведы» бог, олицетворяющий разрушительную силу грозы. В инду­истском пантеоне он отожде­ствляется с Шивой, имя Рудра ста­новится его эпитетом. В Ведах Рудра изображается в облике оде­того в шкуру дикого охотни­ка, с иссиня-черными волосами, заплетенными в узел; ас­социируется с красным цветом (одно из толкований имени Рудра — "Красный"). Зооморфные атрибуты Рудры — вепрь или бык. Гимны Рудре выражают страх пе­ред его гневом; Рудра насылает болезни на людей и порчу на скот, его молят о пощаде, при­носят жертвы, чтобы "отку­питься". Но он же — величай­ший из целителей. Рудра — одно­временно губитель и храни­тель скота, его употребитель­ный эпитет в Ведах (унаследо­ванный Шивой) — Пашупати (Владыка скота). Рудра ассоции­руется с животными вообще, особенно со змеями. В змеи­ном облике иногда изобража­ются зловещие спутники Рудры — рудры; иногда рудры отож­дествляются с антропоморф­ными Марутами, сыновьями Рудры. В Ведах приводится миф о прегрешении бога-творца Праджапати, вступившего в кровосмесительную связь со своей дочерью Ушас; Рудра его карает, пронзая стрелой; Пра­джапати в образе оленя воз­носится на небо; впоследствии он отождествляется с созвез­дием Мригаширша (Мригаширас — Голова Оленя, часть Ориона), Ушас — с Рохини, Рудра — со звездой Мригавьядха (Охотник за Оленем, Сириус). В Ведах Рудре посвящается осеннее жертвоприношение сакамедха, завершающее год ведийского ритуального календаря. Рудре, вездесущему, приносят также жертвы на перекрёстках дорог.

 

РУ`ДРАКША (букв. Глаз Рудры) – плодики дерева рудракша красновато – коричневого цвета, из которых шиваиты делают чётки (рудракша-мала), являющиеся одновременно и талисманом. Такие чётки нередко носят на шее шиваитские брахманы, садху, отшельники. Рудракша может быть 14 разновидностей. Считается, что каждая из них обладает большей или меньшей способностью помогать духовному совершенствованию.

 

РУДРЫ — группа богов, в Ве­дах иногда отождествляются с Марутами, иногда означают класс демонич. существ, спут­ников Рудры, духов болезней, приходящих из лесного безлю­дья. В послеведийском пантео­не определяется группа рудр, чис­лом 11, куда включаются нек-рые очень древние образы, также ипостаси Шивы (Аджа Экапад, Ахир-будхнья, Хара, Ниррита, Ишвара, Бхувана, Ангарака, Ардхакету, Мритью, Сарпа, Капалин; есть др. версии перечня).

 

РУКМИ`НИ — дочь Бхишмаки, царя бходжей, похищенная у отца Кришной и ставшая его любимой женой. Позднее отож­дествляется с Лакшми.

 

РУ`ПА — облик, образ. Обы­денное значение слова углу­бляется в направлении, анало­гичном греческому "эйдос"; образ, отделенный от мате­риального наполнителя, суб­страта; прообраз. В религ. практике рупа есть иконический образ божества, а нама — имя и/или мантра его. Понимание Рупы как формы не­верно.

 

 

С

 

 

СА`ВИТАР (Побудитель)— бог, в "Ригведе" олицетво­ряющий животворящую силу солнца, отец солнечной девы Сурьи (см. Ашвины). Молитва Савитару в "Ригведе" позднее персо­нифицируется в образе богини Савитри. В Ведах Савитар дарует бессмертие богам, долгую жизнь людям, но заметного места в пантеоне не занимает, еще менее значителен его об­раз в послеведийской мифоло­гии, где он включается в груп­пу Адитья.

 

СА`ВИТРИ (Солнечная) — 1. Название мантры, части гим­на «Ригведы»,обращенного к богу солнца: "Мы хотели встретить этот желан­ный блеск бога Савитара, к-рый должен поощрять наши поэтические мысли" Эта наиб, священная мантра, именуемая также Гаятри, считается "Ма­терью Вед" и может быть про­износима только "дваждырожденными". 2. Богиня, олице­творение мантры, появилась из разделившегося надвое Брахмы и стала его супругой. Иногда Савитри считается дочерью Савитара или Дакши. В шиваизме иногда ассоциируется с Парвати. 3. Эпитет богини Сарасвати. 4. Имя царевны, героини "Сказания о Савитри", к-рая силой подвижничества и преданности своему супругу, Сатьявану, вернула ему жизнь в споре с богом смерти Ямой.

 

САДАШИВА ("всегда благосклонный") -1) одна из инкарнаций ШИВЫ, пять голов которой являются концентрацией пяти аспектов этого бога и направлены в четыре стороны света и зенит: ВАМАДЕВА - север, САДЬОДЖАТА - запад, ТАТПУРУША - восток, АГХОРА - юг, ИШАНА - зенит. Головы эти так же являются отдельными инкарнациями. 2) Шива, имеющий форму; тот, кто реализовал Бесформенного Шиву, Открывающий Завесу Неведения.

 

СА`ДХАНА — в йоге процесс или средство осуществления духовных целей. Как процесс, обычно мыслится стадиаль­ным, с предсказуемыми успе­хами и трудностями на каж­дой стадии. Как средство, садхана есть развернутая инструкция с предписанием нравственных, психических, духовных, энергетических упражнений, их оче­редности, периодичности, инте­нсивности и пр., указание при­меняемых средств - мантр, икон, воображаемых персона­жей и пр. Как правило, садхана лишь отчасти изложена в доступных текстах, ключ же к практике дает гуру. Успех не гарантиру­ется, но при должном рвении весьма вероятен. Интенсивная садхана занимает не менее несколь­ких лет. Занимающийся садханой на­зывается садхака, а достигну­тый результат — сиддхи, част­ные (паранормальные физичес­кие, психические, духовные спо­собности) и окончательные (ос­вобождение и преображение те­ла).

 

СА`ДХУ (букв, прямой, пра­вильный, превосходный, "доб­родетельный") — термин, обычный в применении к аске­там и святым в индуизме, а также иногда и к ревностно верующим мирянам.

 

САДЬОДЖАТА ("только что возникший") - одна из основных инкарнаций ШИВЫ, а также аспект САДАШИВЫ и его голова, направленная на запад.

 

САИ БАБА ИЗ ШИРДИ (Ширди ка Саи Баба, 1856-1918)— великий индусский святой, проповедник равенства людей независимо от касты и сто­ронник единства индусов и мусульман. Учение Саи Бабы близко учению Кабира и др. бхактов. Он почитается как воп­лощение Шивы. Места, связан­ные с жизнью Саи Бабы, ежегодно по­сещают миллионы паломни­ков. Саи Баба род. в деревне Панни в Махараштре. Неизвестно, к какой касте принадлежали его родители и были они индусами или мусульманами. В возрасте 16—17 лет С. посе­лился в деревне Ширди в разрушенном храме. Во многом Саи Баба походил на др. аскетов: одевался в рубище и довольствовался тем, что давали ему в кач-ве подаяния. Однако в отличие от индусских садху Саи Баба демонстративно совершал намаз в мечети и молился в индусском храме, подчерки­вая, что обращается при этом к одному и тому же богу; он творил чудеса, избавлял от болезней и выполнял др. со­кровенные желания пришед­ших к нему за помощью. Учение Саи Бабы в целом оказало на современ­ников и потомков меньше влияния, чем собственно лич­ность Саи Бабы, но секты последова­телей не возникло. Книги и брошюры, излагающие суть его учения, ограничиваются общ. положениями о едином боге, единстве человечества, о необходимости вести пра­ведный образ жизни, руково­дствуясь добрыми помысла­ми, о том, что нужно быть милосердным и стремиться к "освобождению". Вряд ли можно говорить о том, что та или иная мысль из выше­упомянутых есть собственное достижение Саи Бабы. Но примечате­льно, что о единстве индусов и мусульман и о необходи­мости милосердия индийцы часто говорят, ссылаясь на Саи Бабу. В народе популярны религ. гимны (бхаджаны) и др. по­этические произведения, при­писываемые Саи Бабе, мн. индийцы хранят дома его портреты ли­бо носят его маленькие. из­ображения с собой как обе­реги. Саи Баба, вероятно, наиб, по­читаемый святой в самой Ин­дии, и это пытаются исполь­зовать нек-рые совр. пропо­ведники. Популярный сейчас в Индии святой Сатья Саи Баба объявил себя аватарой Саи бабы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных