ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Повторяется обычно полустих С НЕЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СЛОГОВ.НЕРАВЕНСТВО полустиший = выдающаяся особенность русского народного стихосложения. Музыкальная мелодия как бы дополняет то, чего недоставало тексту — ритмической симметрии. Музыка делит время на правильные участки. Напев имеет свои ритмические акценты, которые могут совпадать, но часто и не совпадают с грамматическими акцентами текста. [Анализ песни «Как по морю»]. Считает, что в песне «Как по морю» «2 ритмических фасона» — один тетический (начинается с сильной доли), другой — с анакрузой (с затактом). ВНИМАНИЕ: Шафранов считал, что народное стихосложение не ведет свет слогам (не слогочислительное), а законы его строения определяются исключительномузыкой. По Сокальскому, народное стихосложение все-таки слогочислительное. В «Как по морю» преобладает норма 4+5, с некоторыми отступлениями.
ВНИМАНИЕ: необходимо восстановить первоначальную или основную схему стиха песни, в которой — при подлаживании ее под напев — обыкновенно допускаются разнообразные приемы повторения слов и полустиший. Итого: Сокальский (1888!) поставил вопрос о поисках «основной схемы» — вопрос, который решился в конце концов у Квитки, Гиппиуса (раздел «Метод») и Рудневой.
Глава 6: Распространено мнение, что у русского народа нет стихосложения, а все определяется только напевом. К.Аксаков: «наша народная песня не имеет определенного метра, отличающего его от прозы». С.Шафранов: соглашение слов с напевом ограничивается лишь совпадением предложений с концами мелодии (коленом). Каждый стих в двоестишии соответствует одной половине мелодии, каждое полустишие — одному музыкальному колену. Русское народное стихосложение не подходит ни под одно из европейских литературных стихосложений. К нему не подходит ни греческая просодическая (с чередованием долгих и коротких слогов), ни акцентная (метрическая) система. С.Шафранов: «русская народно-песенная речь свободна как от силлабической шнуровки, так и от искусственных уз мнимотактового построения». Шафранов использовал для музыкального ритма слово «лад». А для метра — «склад». Но в ритме народного стихосложения есть свой лад (и без пения). Соединяясь с напевом, русский стих приобретает в нем метрическую основу, но ритм есть и в стихе без пения.
ВНИМАНИЕ. Русский народный стих в своей первоначальной схеме (без повторений) — слогочислительный, сгруппированный в 2 полустишия, близкие по числу слогов (не всегда). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|