Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть I. Глава 1. Введение. Понятие о центре и развитии сил




Элементами шахматной стратегии, с нашей точки зрения, являются: 1) центр, 2) открытая линия для ладьи, 3) игра на 7-й и 8-й горизонталях, 4) проходная пешка, 5) связывание, 6) открытый шах, 7) размен, 8) пешечная цепь.

Каждый из этих элементов мы в дальнейшем изложении постараемся осветить возможно полнее и тщательнее. Мы начнем с центра, причем предварительно примем во внимание интересы начинающего игрока. Во второй части книги, посвященной позиционной игре, мы попытаемся изложить вопрос с точки зрения "высшего знания". Как читателю, вероятно, известно, именно в понятии центр началась в 1911-1913 годах своего рода "шахматная революция". Мы имеем в виду наши статьи вроде: "Соответствует ли “Современная шахматная партия” д-ра Тарраша современному пониманию игры?" и т.п. Эти статьи были направлены в первую очередь против устаревшего взгляда на центр и явились сигналом к "восстанию", т.е. к созданию "новейшей школы" в шахматном искусстве. Ввиду такой сложности вопроса предпринимаемое нами изложение "учения о центре" в два приема представляется с педагогической точки зрения вполне оправданным.

 

Для начала несколько небольших определений.

№1

Средняя линия. Граница.
Центральная точка.
Маленький квадрат обозначает центр

Изображенную на диаграмме пунктирную линию (линия разделяющая горизонтали "4" и "5") мы назы­ваем средней линией или, иначе, границей для враждующих на доске сил, причем линия пони­мается здесь в математическом, но отнюдь не в шахматном смысле. Точка пересечения двух наиболее длинных диагоналей является центральной точкой доски, опять-таки только в ма­тематическом смысле.

1. Под развитием следует по­нимать планомерную группиров­ку сил в направлении к границе.

Здесь мы имеем полную ана­логию с мобилизацией в начале войны: воюющие стороны стре­мятся как можно быстрее до­стичь границы, чтобы затем по возможности проникнуть за пре­делы ее.

Развитие – понятие собира­тельное (кол­лективное). Дейст­вовать нужно "ско­пом". Вывести одну-две или даже три фигуры для развития недостаточно; для этой цели должны быть выведе­ны все фигуры. Каждой же из них полагается сделать только один ход и... уступить очередь другой.

2. Ход пешкой сам по себе является не развивающим хо­дом, а только вспомогатель­ным к развитию.

Весьма важное соображение для начинающего. Если бы воз­можно было развить свои фи­гуры не делая ходов пешками, то такое развитие было бы наи­более правильным. Это понятно, так как пешка не является ведь агрессивным бойцом в том смыс­ле, что переход ею границы создает для противника какие-то особенные опасности, – атакую­щая сила пешки слишком незна­чительна по сравнению с силой фигуры. Однако, беспешечное по­строение невозможно, ибо не­приятельский пешечный центр в силу присущей ему актив­ности (то есть стремления к про­движению вперед) отбросит на­зад наши уже развитые фигуры. Поэтому, чтобы развитие наших сил могло идти без помехи, не­обходимо предварительно пост­роить пешечный центр.

Под центром мы понимаем наименьший из квадратов, рас­положенных около центральной точки, то есть поля е4, d4, e5, d5 (см. диаграмму 1).

На небольшом примере мы можем убедиться, насколько тру­дно обойтись в развитии без ходов пешками: 1. Nf3 Nс6 2. е3 (так как пешка не занимает центра, то, невзирая на этот ход, развитие белых остается в нашем смысле все еще беспешечным) 2...е5 3. Nс3 Nf6 4. Bс4 d5 (здесь обнаруживается ошибочность предпринятой бе­лыми системы развития – чер­ные пешки начинают действо­вать на наши силы демоби­лизующим образом) 5. Bb3 (уже плохо, так как фигура хо­дит в дебюте два раза!) 5...d4, и положение белых (по край­ней мере с точки зрения неза­каленного в борьбе шахматиста) несколько неудобно.

Другим примером может по­служить партия, уже приводив­шаяся нами в книге "Шахмат­ная блокада". (См. партию № 1.– Прим. ред.)

Из того соображения, что хо­ды пешками в дебюте лишь по­могают развитию, следует, что они имеют смысл только в том случае, если способствуют заня­тию центра либо стоят с этим процессом в какой-нибудь логи­ческой связи. К таковым мы от­несем, например, ходы, защища­ющие собственный центр или ата­кующие неприятельский. В по­ложении открытой партии после 1. е4 е5 ходы d2-d3 и d2-d4 (сейчас или впоследствии) яв­ляются с этой точки зрения всег­да одинаково солидными про­должениями.

Из целесообразности только что упомянутых ходов следует, что всякие ходы крайними (то есть коневыми или ладейными) пешками, столь излюбленные в настоящее время, являются не чем иным, как потерей вре­мени. (В закрытых партиях это правило не имеет общего значе­ния; в них соприкосновение с неприятелем не такое полное и развитие идет более медленным темпом.)

Резюмируя, скажем: в откры­тых партиях быстрота разви­тия – высший закон; каждую фигуру следует развивать одним ходом; каждый ход пешкой, за исключением создающего центр, либо защищающего его, либо атакующего неприятельский центр, является потерей вре­мени. Итак, как правильно за­мечает уже Ласкер, один - два хода пешками в дебюте, но не больше.

3. Преимущество в разви­тии – идеал.

При состязании в беге было бы по меньшей мере несвоевре­менно потерять хоть частицу драгоценного времени для удов­летворения такого, скажем, не­вероятного желания, как "по­топтаться на месте": это дало бы сопернику изрядное преиму­щество. В шахматах таким "бе­гом на месте" является повтор­ное движение одной и той же фигурой в дебюте. В некоторых случаях можно заставить про­тивника потерять таким обра­зом время, например если раз­вивать свои фигуры с одновре­менным нападением на уже раз­витые фигуры противника.

 

№3

Типичный выигрыш темпа

Это столь типичное положение получилось после ходов 1. e4 d5 2. ed Qxd5 3. Nc3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных