ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Всероссийский хэппенинг как логическое завершение игрового проекта методологии, или Игры интеллектуалов на фоне гибнущей Империи. 5 страницаПервая фаза завершается в феврале 1986 года, когда мы почувствовали, что команда сработалась[40] и мы можем проводить игры на любые темы. 2-й период. Освоение игры – экспериментирование с формой ОДИ (1985 – 1987 гг.) Преодолевая проблемы становления команды, примерно к середине 1985 года мы сформулировали принципиальную для нас игротехническую задачу – «освоение игры». Дело в том, что техника игры оказалась чрезвычайно сложной, а стиль, темп и манера проведения очень сильно зависела от лидеров (руководителей) игры. Именно в этом наши игры сильно отличались от игр Г.П. Вопрос о том, что же именно в проведении ОДИ зависит от личных качеств, опыта, культуры руководителей (создателей) игры, а что имеет объективный, инструментально-технический и методический смысл, довольно сильно волновал нас в то время. Этот вопрос и дал начало экспериментированию с игрой и игровой формой в 85-86 годах. Пытаясь «восстановить полную ОДИ», мы шли на самые рискованные эксперименты, проводя игры без игротехников, со сменными руководителями, с самым разным контингентом участником и в различных условиях. Результатом интенсивной работы по освоению игры явилась возможность организовать игру, в которой участвовали на равных руководители различных методологических групп и направлений[41]. Серия глубоких содержательных конфликтов фактически развалила содержательную работу участников, – но спроектированное пространство игры «выдержало» напряжение. Освоенная ОДИ перестала быть самоцелью, теперь мы могли применять ее как инструмент для решения содержательных и социально-организационных задач. 3-й период. Проблематизация ОДИ. Этот период в явном виде начался с января 1987 года, когда ОДИ использовалась как средство проведения конкурса руководителей на заводе РАФ и закончился, видимо, проведением в октябре 1988 года социально-экологической экспертизы на озере Байкал. Использование ОДИ как средства социального действия вынудило ведущих игротехников группы встать во внешнюю позицию по отношению к игре: процессы, происходившие на игре, выходили за ее пределы и ими уже нельзя было управлять игротехническими методами. Плацдарм игры разрушался и становился неопределенным. Теоретическая проблема состояла в исследовании вопроса о соотношении игры и общественных процессов (регионализации, государственного строительства, социально-экономических и политических реформ). Однако решена она в то время не была. Это видно и по нашей статье «Игровое движение...»[50]. Хотя проблему мы уже чувствовали – отсюда часть рассуждений про социальные функции ОДИ. Организационно-методологическое решение проблемы сочленения пространства игры и общественного действия было найдено в виде включения игры в более сложный комплекс: методологически организованную экспертизу. За счет полипрофессионального экспертирования результатов проблематизации в ОДИ мы пытались эти результаты оформить в виде знаний (документов, проектов, прогнозов), которыми можно было бы пользоваться за пределами ОДИ. Безусловно, это был самый драматический период в жизни группы. Можно указать на ряд последствий, к которым привели события этого периода: - игротехника стала быстро оформляться в профессиональную дисциплину – стало возможным организовать подготовку игротехников; - «классическая ОДИ» стала распадаться на ряд «ОДИ-образных форм»[42], имеющих свое специфическое применение (общественные сессии, экспертные семинары, ситуационные анализы, учебные игры и тренинги – список этих форм чрезвычайно велик и игротехники и по сей день изощряются в создании новых – см. последний столбец таблицы); - теоретические исследования привели впоследствии к проблемам методологии гуманитарных дисциплин – с одной стороны, и к понятию игры и схемам ее создания [16,29]. 4-й период. Институционализация игротехники. В конце 1987 года произошло два события, положившие начало новому этапу в жизни игротехники. Первое: Г.П.Щедровицкий создал при Всесоюзном научно-техническом обществе Комитет по организационно-деятельностным играм. Второе: С.Поповым и П.Щедровицким был проведен набор в первую профессиональную Школу игротехники, на базе этой Школы несколькими месяцами позднее была создана Межрегиональная методологическая ассоциация. Начался интенсивный процесс оформления игротехники, в котором активно участвовали члены нашей группы: стали проводиться конференции (Съезды), появились самостоятельные направления и школы, появились организационные структуры. На февраль 1994 г. мне известны четыре основные организованные структуры: Сеть методологических лабораторий (А.П.Зинченко), Межрегиональная методологическая ассоциация (ММАСС, С.Попов), Школа культурной политики (П.Щедровицкий), Независимый методологический университет и Московская академия развития образования (МАРО) (Ю.Громыко). Кроме того, существует еще большое количество слабо структурированных образований, групп и отдельных игротехников и методологов. В нашей игротехнической группе в то время произошли качественные изменения: игротехники-энтузиасты стали вытесняться профессионально подготовленными игротехниками: специально отобранными, специально обученными, ориентированными на проведение ОДИ[43]. Пятый период. Распад группы. Перенос основной тяжести проведения ОДИ на профессиональных игротехников автоматически привел к началу распада «старого состава» группы. Многие члены группы стали формировать самостоятельные направления работы, готовить команды, проводить собственные мероприятия. Фактически к 1991 году образовалось уже несколько самостоятельных направлений. Шестой период. Окультуривание игротехники. Поверх процессов распада[44] начинается формирование нового процесса – я его назову процессом «окультуривания»: стали появляться описания игровой практики, теоретические статьи про ОДИ, возникли несколько игротехнических и методологических журналов[45]. Но это уже касается не столько истории группы, сколько всего сообщества игротехников и методологов. Приведенная выше периодизация жизни группы, создает, как мне кажется, возможности для понимания – откуда и как возник интерес к исследованию игры и каковы были социально-организационные предпосылки появления схем игры. В истории появления знания интересно и то, что к 1986 году при анализе игры методологи практически перестали использовать собственно методологические схемы. Я имею в виду несколько активно использовавшихся при анализе ОДИ схем: схема «клуб-производство», использованная Г.П. в его работах по описанию детской игры [9], так называемую схему многофокусной организации игры (попытка схематизировать несколько одновременно реализующихся оргтехнических отношений на едином плацдарме) [1,2,10], схему игры как деятельности, имитирующей деятельность (схема-конфигуратор, составленная из социотехнической схемы и схемы «клуб-производство» Ю.Громыко [11]) и представление игры как плацдарма осуществления мыследеятельности (в статье Г.П.Щедровицкого [1,2]). Это можно увидеть, посмотрев статью того времени [50, 50а]. Если теперь вести речь о дальнейших исторических реконструкциях игрового периода методологии, то, как мне кажется, основу подлинной исторической реконструкции этого сложного периода методологии можно будет строить на основе двух видов представлений: представления об игре и представления о сущности общественных процессов. Я считаю, что этот период уже невозможно рассматривать как следующий теоретический этап развития методологии в версии ММК: сначала был этап содержательно-генетической логики, потом – теоретико-деятельностный период, потом – системомыследеятельностный, потом –? Игровой период – это период перехода к практической социальной (общественной) инженерии, включающей внутрь себя как теоретическую работу, так и организацию общественных процессов, оснащенных методологической рефлексией.
Литература 1. Г.П.Щедровицкий. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. В сб.: Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов. М.: 1983, с.153-178. 2. Г.П.Щедровицкий, С.И. Котельников. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В сб.: Нововведения в организациях. М.: 1983, с.33-54. 3. С.В. Наумов. Организационно-деятельностные игры. «Природа», 1987, N 4, с.24-33. 4. П.В.Баранов, Б.В.Сазонов. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М.: МНИИПУ, 1989. 5. Ю.В.Громыко. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М.: Независимый Методологический Университет, 1992. 6. П.Г.Щедровицкий. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Пущино, НЦБИ, 1986. 7. Л.Шестов. Апофеоз беспочвенности. Ленинград, Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 8. С.В.Попов. Неизбежность странного мира. «Кентавр», N 1, 1991 г. 9. Г.П.Щедровицкий. Игра и детское общество. «Дошкольное воспитание», 1964, N 4. 9а. Р.Г.Надеждина. Игра и взаимоотношения детей. «Дошкольное воспитание», 1964, N 4. 9б. Г.П.Щедровицкий, Р.Г.Надеждина. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей. «Вопросы психологии», 1973, N 5. 10. Программно-целевой подход и деловые игры. Тезисы конференции. Новосибирск, НГУ, 1982. 11. Материалы совещания «Игра». 1983 г. Архив ММК. 12. Г.П.Щедровицкий. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. Системные исследования. Ежегодник. 1981. М.: Наука, 1981. 13. П.Г.Щедровицкий. Доклад на семинаре по рефлексии игры на БАМе 25.11.87 «О теории игры». Архив ММАСС. 14. С.В.Попов. Лекция в Школе игротехников ММАСС «Основы игротехники» 07.06.88. Архив ММАСС. 15. С.В.Попов, П.Г.Щедровицкий. Конкурс руководителей. М.: Прометей, 1989. 16. С.В.Попов. По следам «Глубоко протезированного менталитета». «Вопросы методологии», 1992, N 1. 17. Д.Лесной. Игорный дом. Толковый словарь карточных терминов, игорных понятий и шулерских приемов. Под ред. Е.Витковского. Вильнюс: «Рома», 1994. 18. Х.-Г.Гадамер. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 19. Й.Хейзинга. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 20. П.Файерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 21. Г.К.Честертон. Святой Франциск Ассизский. В кн.: Вечный человек. М.: Издательство политической литературы, 1991. 22. Д.Б.Эльконин. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 23. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 24. О.И.Генисаретский. Упражнения в сути дела. М.: Русский мир, 1993. 25. И.Е. Берлянд. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992. 26. М.М.Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Реннесанса. М.: 1965. 27. Л.С.Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. «Вопросы психологии», 1966, N 6. 28. Л.С.Выготский. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 29. С.В.Попов. Методология построения гуманитарных дисциплин. Лекции на 3-й Школе ММАСС по методологии. Омск, 1991. Архив ММАСС. 30. «Апокриф». Культурологический журнал. N 2, 1993. 31. П.Брук. Пустое пространство. М.: 1978. 32. А.Е.Левинтов. Программа регионального развития Крыма. Отчет ВТК «Регионал». По заказу концерна «Интерконт». М.-Симферополь. 1993 (гл. 22.7. «Региональные игры»). 33. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование (теория и методология). М.: Стройиздат,1975. 34. К.Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1973. 35. Т.Кун. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 36. А. Камю. Миф о Сизифе. Эссе об Асурде. В кн.: Бунтующий Человек. Изд-во политической литературы, М.: 1991. 37. М.К.Петров. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. 37а. М.К.Петров. Пентеконтера: в первом классе европейской школы мысли. «ВАопросы истории естествознания и техники», N 3, 1986. 38. Р. Декарт. Правила для руководства ума., Рассуждение о методе. Сочинения. М.: Мысль, 1989. 39. В.А.Лефевр. Конфликтующие структуры. М.: Сов. радио, 1973. 39а В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян. Алгебра конфликта. М.: Знание, 1986. 40. Х.Л.Борхес. Коллекция. С.- Петербург, 1992. 41. В.М.Розин. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знания. «Вопросы философии», 1986, N 6. 42. А.А.Зиновьев. Коммунизм как реальность. Париж, 1979; Москва, Полиграфсервис, 1994. 43. М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 44. К.Маркс. Капитал. Соч., т.1-3. 45. Ф.Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.1: Структуры повседневности., Т.2: Игры обмена., Т.3: Время мира. М.: Прогресс, 1989 – 1992. 45а. Ф.Бродель. Динамика капитализма. Смоленск, Полиграмма, 1993. 46. С.В.Попов. Идут по России реформы... «Кентавр» 1992. NN 2,3. 47. Й.Хейзинга. Осень средневековья. М.: Наука, 1988. 48. Е.Мизулина. Уголовное право: концепция самоограничения государства. Таллинн, 1990. 49. Г.П.Щедровицкий. Синтез знаний: проблемы и методы. В сб.: «На пути к теории научного знания». М.: 1984. 50. С.В.Попов, П.Г.Щедровицкий. «Игровое движение и организационно-деятельностные игры». «Вопросы методологии», 1993, NN 1-2. 50а. П.Г.Щедровицкий. «Вместо послесловия» (Комментарий к статье «Игровое движение и организационно-деятельностные игры»). Ibid. 51. М.К.Мамардашвили. Картезианские размышления. М.: 1994.
[1] Подробный анализ складывающегося в современности типа мышления предполагается дать в следующих статьях, поэтому в данной работе многие положения, касающиеся темы «мышление», излагаются в тезисном виде – в объеме, необходимом для понимания дальнейшего. [2] Типы мышления выделяются методологически – согласно различию в используемых средствах. [3] Не путать мышление с умственными действиями человека, работой его сознания и пр. Здесь мышление понимается пока в традиции ММК – как культурно нормируемая деятельность, имеющая специфические средства и методы. [4] Начало его становления описано, в частности, в работах М.К.Петрова [37,37а] [5] Классическое описание этого ощущения – работы А. Камю [36], то же ощущение можно найти у Ницше и у Л. Шестова [7]. [6] О технологической форме организации и идее управления см. [8, 46]. [7] Термин Х.Ортега-и-Гассета, однако об этом писал и Г. Гессе в «Игре в бисер», когда описывал фельетонную эпоху. [8] Интересно, что существует очень мало философских работ, в которых анализировалась бы «бытие и время» в технологически организованной жизни. Пока этим занимаются в основном публицисты от науки. [9] «Выращивать на себе», как говорил С. Наумов, «жить в мышлении», как говорил Г.П. Щедровицкий. [10] Термин «мир» здесь и далее употребляется как обозначение особой логической категории, о которой ниже. [11] Ср: «...Игру можно постичь только играя». [30, с.11]. [12] Эту обусловленность мирообразующих понятий опытом личного проживания хорошо передает анекдот, услышанный мною от ГП: Когда на заре советской власти отстранили от должности директора института психологии Челпанова (за идеализм), новый директор (Корнилов) набрал студентов из рабочих и крестьян. И вот между двумя студентами состоялся диалог: – «Вася, я тут Кюльпе читаю, у него написано, что у человека интроспекция есть. У тебя есть интроспекция?» Вася посмотрел на себя и говорит: – «Нету». – «И вот у меня тоже нету. Врут буржуазные профессора.» [13] В качестве примера можно привести такую попытку описать ОДИ С.В. Наумовым [3], а также номер журнала «Апокриф», посвященный игре и построенный в идеологии игры смыслов в текстах [30]. [14] При предъявлении понятия игры я ориентируюсь на читателя, знакомого с классическими работами по исследованию игры, такими как работа Хейзинги [19], Гадамера [18], Эльконина [22] и многих других. Поэтому представление понятия дается предельно кратко, многие важные характеристики игры не попадают в текст. Я не хочу повторять уже написанное. Нужно читать классиков. [15] «Этимология: от итал. azzardo – риск; giochi d`azzardo – азартные игры, через франц.: hasard – случай, случайность; un jeu de hasard – азартная игра. Слово "азарт" пришло в европейские языки – итальянский, французский – из арабского: az zahr – игра в кости. Зар (zahr) – это игральная кость, шестигранный кубик для игры в кости. Если в русском языке некоторые игры называются азартными, т.е. вызывающими возбуждение, запальчивость, то арабы характеризовали сами чувства как возникающие при игре в кости. В русском языке XIX в. писалось и произносилось "азард". В XVIII веке – газарт.» [17] [16] «Вся жизнь театр и люди в ней – актеры», написал Шекспир. А для Э. Берна [23] это дало возможность построить теорию, рассматривающей любые действия людей как игровые, – правда, с ущербом для понятия игры – содержательность понятия исчезает, понятие превращается в смыслообразующий символ. [17] Лучше других это превращение описал, видимо, М. Бахтин, развивая свою идею карнавальной культуры [26]. [18] Интересный в этом плане материал дан в журнале «Апокриф»: отрывки из книги И. Морозова и И. Слепцовой «Круг игры: старинные забавы и развлечения русских», где показано, что часто к игре в буквальном смысле принуждали – не играющий становился в деревне изгоем и не мог найти себе пару для замужества [19, с. 198]. [19] Конечно, человек может это сделать и иллюзорно – но это уже не игра, а игривость, игрушечность или безумие (см.выше), – и этого я здесь не обсуждаю. [20] Уже практически написав статью, я обнаружил, что общий строй вводимых для описания игры понятий удивительным образом напоминает строй языка космогонических представлений древности – о том, как создавался мир (а иногда и миры). Наверное, это связано с архаичной природой игры. Исследование этой темы не входит в мои задачи, хотя это могло бы быть интересным. Но вообще исследование игры и попытки ее адекватного описания еще раз показали мне, насколько мы привыкли к плоскому и однообразному «научному» описанию всего на свете: одинаково описываются природные эффекты и социальные, машины, человек и игра. Только термины разные. [21] П. Щедровицкий как-то назвал «междумирье» – «интермундиями», ссылаясь на каких-то древних греков. Но на русском языке это не звучит. Поэтому не употребляю. Хотя по смыслу – «междумирье» – неплохо. [22] Протестанты не знали, что являются началом капиталистической эпохи (да и слова такого не было), – они пытались реализовать свои религиозные идеалы и отстоять право на свой образ жизни. Что получилось – описали Вебер и Маркс [43,44]. [23] Конечно, игра может строиться и на взаимодействии трех, четырех и более миров. Два мира – это минимум, с которого она может начаться. Но если один из миров исчезает, исчезает и игра. [24] «В каждой игре многое зависит от случая, от распределения карт; качество всякой игры определяется умением сопротивляться неблагоприятному ходу карт и использовать благоприятный; но в коммерческих играх и то, и другое, облегчено известной возможностью точного расчета; в игре же азартной, где никакой точный расчет невозможен, все решается только чувством ритма и стилем игры...» (Ходасевич. Московский Литературно-Художественный Кружок.[17]. [25] А со многими действительно надо было работать психиатрам. Таких, правда старались удалить с игры, но далеко не всегда удавалось. [26] Хотя техника работы с группами, благодаря новой системе средств – прежде всего схемам и понятиям – в игротехнике на очень высоком уровне – много выше того, что я видел в США в психологических тренингах на основе т.н. Т-групп. [27] Для нас с П. Щедровицким примерно с 1987 г. становилось все тяжелее сохранять единство плацдарма при разных воззрениях на каждый момент игры. [28] В ходе заседания это приобрело более сложную форму: суд с элементами экспертизы и схоластического диспута. [29] «Первый известный закон об играх – "Lex aletoria" (alea – игральная кость) – был утвержден в Риме в III в. до н.э. Он запрещал alea – азартные игры – и разрешал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские. В Древнем Китае (II век до н.э.) отправляли на каторгу за игру в шупу. В Х в. императором Священной Римской империи Оттоном Великим игра в кости была запрещена духовенству под страхом отлучения. В 1188 г. английский король Генрих II запретил крестоносцам играть в кости» [17]. [30] Это вовсе не недоразумение: если взять тексты методологических семинаров игровой поры – запросто строится все: понятия, схемы, знания. И чем дальше от 1979 года, тем проще и быстрее это заявлялось. [31] Яркий пример того, как строится «методологическое» рассуждение про игру, не приводящее к пониманию ее сущности – комментарий П. Щедровицкого [50a] к статье [50]. [32] «Кентавр» перепечатал эту статью в №1 за 1991 г. в рубрике «С методологами не шутят»: И. Шевелев. Модель второй гражданской войны в России, или Антиутопия эпохи Горбачева. [33] Рабочее совещание и организационно-деятельностная игра "Современнная ситуация в методологии и теории проектирования", Киев, март-апрель 1985. [34] Игры N 3 и N 4 (см. табл.) [35] Этому была посвящена игра 12.2 "Школа игротехников", на этой основе возникла идея создания Школы профессиональных игротехников, реализованная ММАСС в 1988 – 1991 гг., повлиявшая на создание Школы культурной политики и на возникновение еще ряда игротехнических школ. [36] Игры N 3,4, 9,11,12,13,14... [37] Игры 7 – 8, затем на их базе была проведена серия Школ по экологии развития. [38] Игры 10, 15, 17-19... [39] Игра 21 и серия юридических школ, проведенных позднее. [40] В команду входили: С.Попов, П.Щедровицкий, Г.Харитонова, Т.Сергейцев, А.Павлов, Р.Шайхутдинов, М.Флямер, В.Головняк, Г.Копылов, позднее присоединились С.Поливанова, Т.Бочкарева, в разное время участвовали – С.Табачникова, Д.Иванов, А.Левинтов, и многие другие. [41] Я имею в виду игру П-15, уже описанную выше. [42] Термин Н.Г.Алексеева, активно обсуждавшего судьбу ОДИ. [43] В числе первых профессионально подготовленных игротехников, получивших через три года подготовки дипломы ММАСС, были: П.Мрдуляш, А.Ожигин, Р.Кожура, Д.Знотс. Позднее получили дипломы еще более 10 человек. [44] Процессы распада и институционализации практически одновременно стали разворачиваться и в других игротехнических группах, прежде всего в основной группе, группе вокруг Г.П. (см. [50a]) [45] Я имею в виду прежде всего журналы "Кентавр" и "Вопросы методологии". Появился также журнал "Россия 2010", но он практически не помещает статей игротехнической тематики.
Дата публикации статьи: 24 июня 2005, 00:00 Адрес страницы в интернете: http://v2.circle.ru/kentavr/n/12/3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|