Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: «ПРЕДМЕТ БИОХИМИИ. ХИМИЯ БЕЛКА».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определить понятие «жизнь» с позиций биохимии, назвать задачи биохимии, в том числе клинической.

2. Назвать функции живого организма.

3. Химическая природа белков (состав, уровни организации и типы связей).

4. Биологическая роль белков (функции в организме).

5. Принципы выделения и разделения белков, определения их молекулярной массы и пространственной конфигурации.

6. Принципы классификации белков. Простые и сложные белки, классы, общая характеристика. 7. Классификация аминокислот (химическая и основанная на их пищевой ценности).

8. Пространственная структура белков. Понятие о нативном и денатурированном белке.

9. Индивидуальные белки сыворотки крови, их функции, содержание, диагностическое значение результатов лабораторного исследования, «белки острой фазы».

 

ТЕМА: «ФЕРМЕНТЫ. БИОЭНЕРГЕТИКА. ОКИСЛИТЕЛЬНО-

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. БИОМЕМБРАНЫ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Ферменты: природа и свойства. Ферменты – простые и сложные, типы коферментов.

2. Номенклатура и классификация ферментов.

3. Как установить скорость ферментативной реакции, как выражают активность или количество фермента?

4. Зависимость скорости ферментативной реакции от времени (реакции нулевого и первого порядка), концентрации субстрата, температуры и pH: графическое выражение зависимостей.

5. Эффекторы ферментативных реакций (активаторы и ингибиторы). Биологический смысл конкурентного ингибирования продуктами реакции.

6. Аллостерические эффекторы, их особенности, биологическое значение (привести примеры).

7. Как с помощью графического анализа результатов эксперимента отличить конкурентное торможение от неконкурентного?

8. Ферменты плазмы крови: диагностическое значение в лабораторной диагностике.

9. Понятия «Обмен веществ», «Метаболизм», «Катаболизм», «Анаболизм», «Амфиболизм», «Анаплеротический процесс», «Метаболический путь», «Метаболический цикл», «Метаболит» и «Конечный продукт».

10. Основные положения биоэнергетики. Сходство и различия в использовании энергии ауто- и гетеротрофными организмами, связь между теми и другими.

11. Сформулировать понятия «Макроэргическая связь», «Макроэргическое соединение». Макроэргические соединения в живых организмах. Виды работ, совершаемых живым организмом, связь с окислительно-восстановительными процессами.

12. Особенности биологического окисления, его виды. Тканевое дыхание.

13. Ферменты тканевого дыхания, их особенности, компартментализация.

14. Типы дегидрирования основных окисляемых в организме субстратов (насыщенных и ненасыщенных соединений, спиртов, кетонов, кислот, аминокислот).

15. Как запасается энергия, высвобождающаяся при биологическом окислении? Хемиоосмическая гипотеза Митчелла (принципы).

16. Механизм окислительного фосфорилирования. Почему окислительное фосфорилирование называют также сопряженным фосфорилированием, какой структурный элемент клетки является сопрягающим фактором?

17. Классификация ингибиторов окислительного фосфорилирования. Понятие о разобщении тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования. Разобщающие факторы.

18. Субстратное фосфорилирование: биологическое значение, примеры.

19. Принципиальные стадии метаболизма и анаболизма.

20. Связь основного метаболического пути Мейергофа – Парнаса – Эмбдена – Кребса с тканевым дыханием (точки ответвления дыхательных цепей от основного пути).

21. Главные составные компоненты мембран. Состав и характеристика липидного бислоя, его свойства, белки мембран, их функции.

22. Типы механизмов чрезмембранного переноса веществ, простая и облегченная диффузия.

23. Активный транспорт веществ через мембраны: механизм первично активного транспорта.

24. Механизмы вторично активного транспорта веществ через мембраны (симпорт, антипорт).

25. Перенос через мембрану секретирующихся в клетке соединений.

 

 

ТЕМА: «OБМEH ВЕЩЕСТВ. МЕТАБОЛИЗМ УГЛЕВОДОВ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Общие и частные пути метабо­лизма углеводов, липидов н белков. Принципиальные стадии метаболизма и анаболизма.

2. Связь основного метаболического пути Мейергофа – Парнаса – Эмбдена – Кребса с тканевым дыханием (точки ответвления дыхательных цепей от основного пути).

3. Сопоставить энергетический эффект окисления глюкозы по основному и по анаэробному путям.

4. Важнейшие углеводы пищи, их переваривание и всасывание.

5. Потребность в углеводах, их источ­ники и биологическое значение.

6. Основные пути метаболизма глюкозы и других моносахаридов, соотношение гликолиза (гликогенолиза) и основного пути катаболизма углеводов.

7. Источники глюкозы в крови и пути ее по­требления, регуляция содержания глюкозы в крови.

8. Инсулин: контроль об­мена углеводов, липидов и белков (точки приложения активности).

9. Пато­химические характеристики гликемии, виды отклонений от нормогликемии, причины.

10. Врожденные нарушения обмена моносахаридов (галактоземия, эссенциальная фруктозурия и наследственная непереносимость фруктозы – молекулярные дефекты, биохимические сдвиги и их причины).

11. Неперено­симость дисахаридов, виды, молекулярные дефекты.

l2. Гликогенозы: формы и соответствующие молекулярные дефекты.

13. Биохимические сдвиги при сахарном диабете.

14. Механизмы возникновения гипергликемии при сахар­ном диабете.

15. Кетоновые тела: определение понятия, образование в норме.

16. Причины кетонемии (кетонурии).

17. Глюконеогенез: механизм, гормо­нальный контроль.

18. Биологическое значение пентозофосфатного пути пре­вращения глюкозы (гексозомонофосфатный шунт).

 

ТЕМА: «МЕТАБОЛИЗМ ЛИПИДОВ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Типы пищевых жиров, их источники, потребность в липидах.

2. Биологическая роль липидов.

3. Механизмы эмульгирования липидов, значение для усвоения.

4. Липолитические ферменты пищеварительного тракта, условия их функционирования.

5. Роль желчных кислот в переваривании и всасывании липидов.

6. Всасывание продуктов переваривания липидов, их превращения в сли­зистой кишечника, транспорт.

7. Транспортные формы липидов, места образования, биологическое значение.

8. Образование и транспорт триглицеридов в организме.

9. Источники свободных жирных кислот крови, их судьба.

10. Холестерол: источники, транспорт, утилизация, биологическое значение. Гиперхолестероле­мия: причины, связь с атеросклерозом.

11. Важнейшие фосфолипиды, биологическая роль. Сурфактант. Жировое перерождение печени. Липотропные факторы.

12. Регуляция обмена липидов.

13. Механизм влияния инсулина на содержание липидов.

14. Свободные жирные кислоты крови – регулятор синтеза липидов (ме­ханизм).

15. Липолиз: стимуляторы и ингибиторы процесса.

16. Мобилизация липидов при стресс-воздействиях, зависимость от ско­рости и длительности стрессорного сдвига.

17. Стеаторея: определение, формы, различающиеся по происхождению.

18. Дифференциация гепатогенной, энтерогенной и панкреатической стеаторей.

19. Перекисное окисление липидов. Биологическое значение. Механизмы повреждения клеточных мембран.

20. Антиоксидантные системы.

21. Типы гиперлипопротеинемий по данным биохимического исследова­ния сыворотки крови, мочи. Молекулярные дефекты.

22. Типы гиполипопротеинемий (синдром Базен-Корнцвейга, болезнь Тэнжи, болезнь Норума).

 

ТЕМА: «МЕТАБОЛИЗМ БЕЛКОВ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Переваривание и всасывание нуклеопротеидов, метаболизм пурино­вых и пиримидиновых оснований. 2. Синтез пиримидиновых и пуриновых оснований.

3. Биологические функции белков, условность разделения функций.

4. Реакции дезаминирования, переаминирования, восстановительного аминирования и декарбоксилирования аминокислот: энзимы, кофакторы, продукты превращения.

5. Основные направления в использовании аминокислот, роль системы глутаминовой – a-кетоглутаровой кислот в сохранении баланса аминокислот.

6. Важнейшие биологически активные амины: образование, функция.

7. Источники аммиака, пути обезвреживания, орнитиновый цикл Кребса.

8. Понятие об азотистом равновесии как основе для установления норм потребности в белках.

9. Протеолитические ферменты пищеварительного тракта, профер­менты, их активация.

10. Потребность в белках, критерии пищевой ценности.

11. Белки плазмы крови по данным электрофореза.

12. Основные индивидуальные белки плазмы крови, общее содержание белка в сыворотке крови, соотношение альбуминов и глобулинов.

13. Основные типы изменений содержания белков в сыворотке крови.

14. Типы гипопротеинемий (абсолютных и относительных) и вызываю­щие их патологические состояния.

15. Гиперпротеинемии: типы, причины.

16. Типы врожденных нарушений обмена аминокислот (гипераминоаци­демии с гипераминоацидурией, врожденные нарушения транспорта амино­кислот, вторичные аминоацидурии).

17. Наиболее частые виды молекулярных нарушений обмена аминокис­лот.

18. Основной конечный продукт обмена аминокислот, пути его обезвре­живания.

19. Катаболизм гема, конечный продукт.

20. Обезвреживание и выведение билирубина.

21. Причины и уровни нарушения катаболизма билирубина (патохимия желтух).

22. Катаболизм пуриновых оснований.

23. Молекулярные механизмы нарушений пуринового обмена (классиче­ская подагра, вторичные гиперурикемии).

ТEMA: «БИОМОЛЕКУЛЫ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕГУЛЯТОРНЫМИ ФУНКЦИЯМИ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие признаки позволяют отнести биологически активное вещество к классу витаминов, к витаминоподобным соединениям?

2. Классификация витаминов.

3. Что представляет собой кофермент, что обозначают как коферментную функцию витаминов, назовите коферменты, содержащие тиамин, рибофлавин, пантотеновую кислоту, никотиновую кислоту, пиридоксин и процессы, в которых они участвуют?

4. Назвать важнейшие источники витамина..........., суточную потребность, процессы, в которых он участвует, его коферментную форму (если она известна), биохимические сдвиги при гипер-, гипо-, и авитаминозе (вопрос может быть отнесён к каждому отдельному витамину).

5. Какие витамины или их коферментные формы участвуют в транспорте протонов и электронов по дыхательной цепи?

6. Какие витамины (витаминоподобные вещества) и каким путем определяют соотношение между синтезом триглицеридов и фосфолипидов в печени?

7. Как связан процесс светоощущения с обеспеченностью организма витамином А?

8. Опишите последовательность превращений 7-дегидрохолестерола в организме и связь его с обменом кальция.

9. Какие реакции, связанные с тромбинообразованием, зависят от витамина К?

10. Сформулируйте понятие «Антивитамины», назовите принцип их классификации и механизмы действия.

11. Какие биологически активные соединения можно называть гормонами? На чем основана их номенклатура и классификация?

12. В какой последовательности взаимодействуют гормоны в управлении метаболизмом (характер соподчиненности)?

13. Какими путями реализуются эффекты гормонов на органы-мишени (механизм действия гормонов)? 14. Назовите нейрогормоны гипофиза, их органы-мишени и эффекты.

15. Назовите гормоны аденогипофиза, охарактеризуйте эффекты тиреотропина, расскажите, как регулируется его продукция и каковы его функции.

16. Как регулируется продукция АКТГ? Какие функции он выполняет?

17. Назовите гонадотропные гормоны аденогипофиза, их мишени и опишите эффекты.

18. Опишите этапы и регуляцию продукции тироксина и трийодтиронина, их эффекты на метаболизм. 19. Как регулируется продукция паратгормона и кальцитонина, какие виды обмена и в каких тканях они регулируют?

20. Охарактеризуйте природу гормонов коркового и мозгового вещества надпочечников, их влияние на обменные процессы.

21. Опишите гормональную регуляцию овогенеза, функцию желтого тела, взаимодействие гонадотропных гормонов, эстрогенов, прогестерона в осуществлении подового (оварио-менструального) цикла у самок.

22. Экскреторная и инкреторная функции семенников (сперматогенез и андрогены).

23. Биологическое значение инкреторного отдела поджелудочной железы: молекулярные механизмы влияния инсулина на метаболизм глюкозы, липогенез и протеиногенез; функции глюкагона (стимуляция глюконеогенеза, торможение элонгации или терминации в биосинтезе белка; активация протеолиза).

ТЕМА: «СВЯЗЬ ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Генерация энергии как процесс, объединяющий метаболизм белков, липидов и углеводов.

2. Интеграция всех видов обмена веществ через образование строительных блоков и восстановительных эквивалентов.

3. Общность механизмов регуляции обменных процессов для биосинтеза.

ТЕМА: «БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ.»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Водные компартменты организма и принципы их количественной оценки.

2. Способ определения объема интравазального сектора с помощью красителя (синий Эванса).

3. Регуляция параметров внеклеточной жидкости – осмотического давления и объема.

4. Описать взаимодействие вазопрессина, альдостерона и натрийуретического гормона в регуляции параметров внеклеточной жидкости.

5. Шесть основных патологических состояний, вызванных изменением осмотического давления или объема внеклеточной жидкости – причины, диагностические критерии.

6. Как проявляется гипер - и гипокалиемия, каковы причины их развития?

7. Биологическое значение кальция, какими факторами контролируется его содержание?

8. Чем может обуславливаться гипер- и гипокальциемия, чем проявляются эти состояния?

9. Каким образом печень участвует в обмене веществ (анаболические и катаболические процессы, детоксикация)?

10. Какими биохимическими сдвигами характеризуются мезенхимально-воспалительный синдром, синдромы цитолиза и печеночно-клеточной недостаточности?

11. Назвать биохимические признаки, по которым можно диагносцировать обтурацию желчевыводящих путей.

12. Истинные и ложные желтухи. Механизм их возникновения, дифференциальная диагностика (по лабораторным данным) надпеченочных, печеночных и подпеченочных желтух.

13. Назвать показатели, определение которых в крови позволяет судить о состоянии печени (их нормальные значения), опишите функциональные печеночные пробы.

14. Структура мышечной клетки (мышечного волокна) по данным электронной микроскопии.

15. Структура и взаиморасположение мышечных белков в филаментах.

16. Механизм сокращения мышцы.

17. Структура и функция высокополимерных образований соединительной ткани (коллаген, эластин, гликозаминогликаны, протеогликаны).

18. Структура и функции фибронектина

19. Состав нервной ткани (миелиновая оболочка, нейротрубочки и нейрофиламенты, микрофиламенты). 20. Особенности метаболизма нервной ткани (углеводы, аминокислоты и белки, нуклеиновые кислоты и липиды).

21. Проведение и передача нервного импульса (потенциал покоя, потенциал действия, синапсы, медиаторные вещества).

22. Понятие «Гемостаз», составляющие его компоненты.

23. Охарактеризовать сосудисто-тромбоцитарный (первичный) гемостаз. В какой последовательности взаимодействуют сосудистая стенка и тромбоциты, какими соединениями обеспечивается взаимодействие?

24. Чем представлен коагуляционный (вторичный) гемостаз: перечислить про- и антикоагулянты и назвать их функции.

25. Изобразить графически последовательность превращения факторов плазмокоагуляции.

26. На чем основана классификация заболеваний гемостаза, какие группы заболеваний различают?

27. Как связаны непрерывное свертывание крови, протекающее в условиях физиологической нормы, и диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови?

28. С помощью, каких лабораторных приемов можно охарактеризовать общую свертывающую активность и дифференцировать нарушение одной из фаз свертывания крови?

29. Какова роль витамина К в функционировании гемостаза, при каких формах коагулопатий имеет смысл его применение?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы жизни, основанные на фотофосфорилировании. | Какие функциональные группы обусловливают амфолитную природу белковой молекулы, разделите их на важнейшие и второстепенные.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных