Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стратегические изменения




4.2.1. Система стратегических изменений

4.2.2. Лидирующие стратегические изменения

4.2.3. Органичность стратегических изменений

Управление процессом реализации стратегических изменений

4.3.1. Концептуальные подходы

4.3.2. Реализация стратегии и получение информации

4.3.3. Программа конкретных действий

Выводы

Учебный элемент №5. Эффективность стратегического управления

Учебные цели элемента

Эффективность стратегического менеджмента

5.1.1 Сущность стратегической эффективности

5.1.2. Рефлексия на тему «Стратегия организации

Стратегический контролинг

5.2.1. Функции стратегического контролинга

5.2.2. Стратегический и тактический контролинг

От стратегии к программе развития организации

5.3.1. Схемы перехода

5.3.2. Стратегические указания

Конкуренция за будущее как новая парадигма стратегии

5.4.1. Конкуренция за будущее: стратегический фактор

5.4.2. Новая парадигма стратегии

Как поставить стратегический менеджмент

5.5.1. Заповеди становления

5.5.2. Задачи и функции подразделения стратегического развития

5.5.3. Привлечение консультантов

5.5.4. «Стратегические уединения»

5.5.5. Развитие стратегического управления по спирали «Менеджмент—Обучение»

Выводы

Выводы

Глоссарий

Библиография

Учебный элемент № 1.

Введение в «Стратегическое управление»

Учебные цели элемента

Получить представление о стратегическом управлении в рамках различных

парадигм, характеризующих эволю­ционное развитие менеджмента, и научиться

понимать, в чем заключается стратегический аспект управления со­временной

организацией.

Изучить объективные и субъективные причины перехо­да от стратегического

планирования к стратегическому менеджменту.

Научить различать в любых конкретных проявлениях ме­неджмента принципы,

которые присущи концепции стратегического менеджмента.

1.1. Стратегическое управление в системе менеджмента

1.1.1. Исходные представления

Прежде, чем заняться стратегическим менеджментом, не­обходимо уточнить

некоторые исходные понятийные пред­ставления о менеджменте или управлении в

целом.

В качестве одной из понятийных основ в системе менедж­мента, состоящей из

двух подсистем — стратегической и оперативной, предлагается модель

стратегического управ­ления (рис. 1.1).

Исходное представление (первичный формат) о стратеги­ческом управлении дано

на рис. 1.2.

Далее показана эволюция менеджмента как особого вида профессиональной

деятельности, которая проходит три ка­чественно разных этапа.

Общее направление развития менеджмента представлено на рис. 1.3. А основные

характеристики каждого этапа (уров­ня) эволюции: «Управление по инструкциям»,

«Управле­ние по целям» и «Менеджмент—Обучение» демонстриру­ются на отдельных

рисунках (рис. 1.4, 1.5, 1.6).

Рис. 1.1. Модель стратегического управления

Особое значение фактора обучения для современного ме­неджмента, его связь с

феноменом бизнес-лидерства и, наконец, Менеджмент—Обучение как ключевое

конкурен­тное преимущество и стратегический фактор бизнес-успеха— все это

сжато представлено на рис. 1.7.

На рис. 1.8 приводится общая модель организации. Данная схема организации как

своеобразной «стратегической пи­рамиды», конечно, является очень упрощенной.

Но при этом она довольно удачно показывает системность и целостное единство

стратегического, тактического и организацион­ного аспектов менеджмента.

I. Стратегическое управление должно давать ответы на следующие три ключевых

вопроса:

1. Каковы цели нашей организации?

2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?

3. Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?

II. Основами стратегического управления являются:

1) анализ внешней среды организации;

2) внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;

3) определение миссии и целей организации;

4) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным

подсистемам организации;

5) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как

программы конкретных действий;

6) реализация стратегии;

7) оценка результатов и обратная связь.

Рис. 1.2. Основы стратегического управления

Рис. 1.3. Эволюция в теории и практике управления

 

 

 

     
Внешняя среда: Стабильная  
Продукт; Простой, стандартизированный  
Рынок: Массовый  
Взаимоотношения с потребителем: Покупается все, что производится  
Характер труда: Однообразный, простой  
Теория: А. Смит, Ф. Тейлор,  
  М. Вебер
Власть: Централизованная
Структура: Иерархия
Символ: Пирамида
Отношение к будущему: «Я контролирую будущее»
Будущее достаточно определенно и допускает
  экстраполяцию прошлого
Концепция стратегического планирования
Способ обеспечения качества: Военная приемка
Эффективный тип поведения: Человек-функция
Эффективный тип  
менеджера/руководителя: Авторитарный технократический босс
Корпоративная культура: Нормативно-манипулятивная, низкоадаптивная
Терминология: «Я держу это на контроле», «Я владею вопросом»
  «Ситуация под контролем»
Базовый способ реализации власти: Прямое указание или инструкция, закрепленные приказом

 

Рис. 1.4. Управление по инструкциями (MBI — Management by Instructions)

 

   
Внешняя среда: Меняющаяся    
Продукт: Относительно сложный,    
  стандартизированный    
Рынок: Массовый сегментированный    
Взаимоотношения с потребителем: Развитые обратные связи    
Характер труда: Сложный, нетворческий    
Теория: Р. Акофф, П. Дракер, Г. Одиорне,    
  А. Райя  
Власть: Децентрализованная  
Структура: Неодномерная иерархия  
Символ: Матрица  
Отношение к будущему: Будущее в принципе неконтролируемо  
Концепция стратегического менеджмента:  
  1-й этап развития  
Способ обеспечения качества: Военная приемка в сочетании с манипулятивным подходом  
Эффективный тип поведения: Человек-манипулятор  
Эффективный тип    
менеджера/руководителя: Лидер, способный увидеть будущий образ  
и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей  
Корпоративная культура: Нормативно-процедурная, адаптивная  
Терминология: «Давайте будем решать это вместе»,  
«Предлагаю еще раз посмотреть на ситуацию»  
Базовый способ реализации власти: Процедура и/или механизм, закрепленные приказом  

 

Рис. 1.5. Управление по целям {МВО—Management by Objectives')

 

Внешняя среда: Динамичная
Продукт: Сложный, сделанный
  «под конкретного клиента» (customised)
Рынок: Быстро заполняющиеся ниши
  внутри сегментов
Взаимоотношения с потребителем: Партнерство
Характер труда: Сложный, творческий
Теория: П. Дракер, Т. Питере,
  С. Арджирис, П. Сенге
Власть: Распределенная
Структура: Гетерархия, Проектно-ориентированная
Символ: Сеть, Обучающаяся организация (Learning Organization)
Отношение к будущему: Будущее неопределенно в принципе —
  и в этом источник развития
  Концепция стратегического менеджмента:
  2-й этап развития
Способ обеспечения качества: Технологии, основанные на включении персонала
  в изменение способов функционирования
Эффективный тип поведения: Человек-партнер
Эффективный тип
менеджера/руководителя: Тренер, заботящийся о достижениях своей команды
  и/или коллег-сотрудников
Корпоративная культура: Высокоадаптивная, партнерская, игровая, созидательная
Терминология: Стратегическое видение, Системный подход,
  Источники неопределенности, Ключевая компетенция
  (Core Competence), Социотехнический дизайн. Эффективные
  коммуникационные способности. Креативность
Базовый способ реализации власти: Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре

 

Рис. 1.6. Менеджмент—Обучение (MBL—Management by Learning)

 

1. В ближайшее время процветать будут только те организации, которые поняли, как достигать заинтересованности и обязательности сотрудников на всех уровнях и как постоянно развивать у сотрудников способности к самообучению.      
2. «Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть единственным заслуживающим поддержки конкурентным преимуществом». Арие де Геус  
     
  3. Быть ЛИДЕРОМ — значит быть ПЕРВЫМ. Быть ПЕРВЫМ означает: УЧИТЬСЯ быстрее, ИЗМЕНЯТЬСЯ быстрее.    
4. Если ИЗМЕНЕНИЕ и ОБУЧЕНИЕ не начинаются наверху — они НЕ начинаются вообще. Если ОНИ не начинаются — можно называть себя ЛИДЕРОМ — но нельзя БЫТЬ им.      
               

 

Синонимы: система «Управление—Обучение», Менеджмент как обучение,

Менеджмент как непрерывное научение конкурентоспособности.

Рис. 1.7. Система «Менеджмент—Обучение»: высказывания

Рис. 1.8. Упрощенная модель организации («Стратегическая пирамида»)

1.1.2. Исходные определения

Система менеджмента — главное средство разработки и практического

осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии.

Конечная цель си­стемы менеджмента — выполнение миссии* организации.

Миссия — это наиболее общая цель организации как кон­курентоспособной

структуры, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную

причину су­ществования организации.

Стратегия корпорации — это деловая концепция организа­ции на заданную

стратегическую перспективу, представ­ленная в виде долгосрочной программы

конкретных дей­ствий, которые способны реализовать данную концепцию и

обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.

Важный элемент стратегии организации — это ответ на воп­рос: «Как вести

конкурентную борьбу?».

Решающий элемент стратегии — целевая ориентация в ис­пользовании ресурсов

организации.

В конечном счете, корпоративная стратегия данной конк­ретной организации

сводится к системе ее конкретных кон­курентных преимуществ.

При этом ключевая компетентность {Core Competence) как стратегии, так и

соответствующей программы развития орга­низации заключается в знаниях и

практических навыках организации по созданию и реализации своих конкурент­ных

преимуществ.

Стратегическое управление — это подсистема менеджмен­та организации, которая

осуществляет весь комплекс кон­кретных работ профессиональной деятельности по

страте­гическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии

организации.

Конкурентное преимущество — это те характеристики, ко­торые создают для

производящей и/или реализующей дан­ный продукт организации определенное

превосходство над ее конкурентами.

Эти характеристики могут быть самыми различными и от­носиться как к самому

продукту-товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам,

сопровождающим базовую, т.е. к формам производства, сбыта, продаж и т.д.,

специфичным для организации и/или ее продукта.

Такое превосходство является относительным, т.е. опреде­ляется сравнением с

конкурентом.

Конкурентное преимущество делится на два основных вида:

более низкие издержки и дифференциация.

Низкие издержки отражают способность организации раз­рабатывать, выпускать и

продавать сопоставимый продукт-товар с затратами меньшими, чем у конкурентов.

Дифференциация — это способность обеспечить покупате­ля уникальной и/или

большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских

свойств или послепродажного обслуживания.

Любая потенциально эффективная стратегия и соответству­ющее стратегическое

управление должны уделять достаточ­ное внимание обоим типам конкурентного

преимущества.

Реальное конкурентное преимущество достигается благо­даря тому, как данная

организация на практике осуществ­ляет отдельные виды своей деятельности и всю

их сово­купность в целом.

1.1.3. Стратегический аспект в управлении организацией

Для определения стратегического аспекта в управлении организацией сначала

необходимо уточнить существующие термины.

Первым таким термином является «организация». Понят­но, что практически у

любого читателя этих строк уже есть свое представление об организации.

Учитывая это и не ста­вя перед собой цель найти лучшее определение, приведем

лишь одно наиболее удачное определение. Его главное дос­тоинство —

соответствие контексту данного модуля.

«Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно ска­зать, что основными

составляющими любой организации яв­ляются люди, входящие в данную

организацию, задачи, для решения которых данная организация существует,

и управ­ление, которое формирует, мобилизует и приводит в дви­жение

потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно

определить как систематизирован­ное, сознательное объединение действий людей,

пресле­дующее достижение определенных целей» {Библ. 5).

Таким образом, речь идет об организации как о социаль­ном институте, в

отличие от организации как процессе или функции. Использование термина

«организация» в процесс-ном или функциональном значении каждый раз будет

ого­вариваться отдельно.

Ранее уже уточнялась целевая аудитория предполагаемых пользователей данного

модуля. Кроме того, в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации

четко определено понятие «юридического лица» (статья 48) и поня­тия

«коммерческая организация» и «некоммерческая орга­низация» (статья 50).

В настоящем модуле слово «организация» прежде всего ис­пользуется в значении

такого юридического лица, как ком­мерческая организация. И, следовательно,

термины «орга­низация» и «коммерческая организация» выступают как си­нонимы.

Второй базовый термин — это «управление» и, как уже от­мечалось, термин

«менеджмент» в качестве его тождествен­ного синонима в данном модуле.

С этими терминами помогает разобраться тот же источник.

«Любая организация может быть представлена как откры­тая система, встроенная

во внешний мир. На входе органи­зация получает ресурсы из внешней среды, на

выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих

процессов:

• получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю среду.

Ключевая роль в поддержании баланса между этими про­цессами, а также в

мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит

менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации,

и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации»

(Библ. 5—13).

Третий термин связан с развитием организации. Так как в настоящем модуле

организация рассматривается в качестве открытой системы, то все многообразие

факторов, опре­деляющих и задающих ее развитие, можно разделить на вне­шние и

внутренние. Внешние — это те факторы развития, которые своими корнями

«сидят» во внешней среде орга­низации. А внутренние факторы — это те,

истоки которых находятся в самой организации.

В данном контексте, если учесть ранее представленную ин­формацию, по поводу

стратегического аспекта можно от­метить следующее: во-первых, стратегический

аспект — и прежде всего, и в основном — связан с внешними факто­рами развития

организации; во-вторых, стратегичность — в отличие от тактических или

оперативных моментов — ка­сается относительно долгосрочных перспектив

развития организации.

Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую

продолжительность, чем тактичес­кий период развития организации, и то, что

для каждой конкретной организации такое соотношение является кон­кретно -

индивидуальным.

Следовательно, для конкретной организации соотношение стратегического и

тактического является относительным и в аспекте сравнения с другими

организациями, и с точки зрения отношения к разным конкретным ситуациям, а

так­же в ряде других отношений.

О содержании самого отношения или реакции организа­ции на внешние факторы,

которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно сказать

следующее.

Суть такой (т.е. стратегической) реакции системы управле­ния организации —

это обеспечение эффективной адапта­ции к изменениям внешнего окружения.

В увязке с адаптивностью и эффективностью становится почти очевидным, что

стратегический аспект — это еще и особый анализ внешней среды организации. А

за анализом по самой логике управления следуют: сначала подготовка проектов

стратегических решений, затем принятие страте­гических решений, а потом их

реализация. Кроме того, как это положено при хорошем управлении, добавляется

кон­троль процесса и его результатов.

Таким образом, к дополнительным моментам стратегичес­кого аспекта в

управлении развитием организации мы мо­жем теперь отнести: объективную

необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе

изменений внешней среды организации; а также вытекаю­щий из такого анализа

особый механизм принятия и реа­лизации адекватных управленческих решений.

Сравнение дополнительных характеристик стратегическо­го аспекта управления

организацией с оперативным уп­равлением приведено в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Сравнение стратегического и оперативного управления

 

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Миссия, предназначение Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основа построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок
Подход к управлению персоналом Работники — это ресурс организации, это исполнители отдельных работ и функций Работники — это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия
Критерий эффективности управления Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения

 

1.2. Стратегическое управление

и конкурентоспособность организации

Все коммерческие организации действуют в конкретной рыночной среде. У всех

организаций одна главная цель — получение прибыли. Одним участникам рынка

достижение указанной цели в той или иной мере удается, а другим — нет. Таковы

реалии любого рынка.

Способность организации добиваться своих целей в усло­виях рынка, на котором

с аналогичными целями действу­ют другие организации, характеризуется понятием

«кон­курентоспособность».

По уже сложившейся традиции раскрытие конкурентоспо­собности организации

начинают с анализа конкуренции в бизнесе.

1.2.1. Конкуренция в бизнесе

Классическими работами по анализу конкуренции в биз­несе считаются работы

профессора Гарвардской школы биз­неса Майкла Портера. Он утверждает, что суть

конкурен­ции в любой сфере экономики характеризуется взаимодей­ствием 5

основных сил, которые представлены на рис. 1.9.

Приведем краткое описание этой схемы, данное самим М. Портером: «Значение

каждой из пяти сил меняется от бизнеса к бизнесу и в конечном счете

предопределяет его прибыльность. В тех случаях, когда действия этих сил

скла­дываются благоприятно... многочисленные конкуренты могут получать

высокие прибыли от вложенного капитала. В бизнесах, где одна или несколько

сил действуют небла­гоприятно... очень немногим фирмам удается долго

сохра­нять высокие прибыли.

Пять сил конкуренции определяют прибыльность бизнеса потому, что они влияют

на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится

нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы

конкурировать в этой отрасли».

Рис. 1.9. Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе Источник:

Porter М. Е. The Competitive Advantage of Nations. Macmillan, 1998.

Общий потенциал прибыльности бизнеса снижается из-за угрозы появления новых

конкурентов и продуктов-заме­нителей. Сильные поставщики и покупатели,

которые уме­ют торговаться, отстаивая свои собственные интересы, так­же

снижают прибыль конкретной организации.

Усиление конкуренции между участниками данного биз­неса снижает общий уровень

прибыльности, так как для сохранения своей конкурентоспособности каждая

органи­зация-конкурент должна осуществить соответствующие до­полнительные

затраты (дополнительные затраты на каче­ство торговли и послепродажного

сервиса, расходы на рек­ламу и т.д.).

Конкретные значения каждой из пяти сил — в данной от­расли и в данное

конкретное время — определяются конк­ретной ситуационной структурой бизнеса;

т.е. тем ситуаци­онным сочетанием ключевых экономических, технологи­ческих и

других факторов, характеризующих текущую конъ­юнктуру в данном бизнесе.

1.2.2. Конкурентные преимущества

Конкретную рыночную позицию организации определяет ее конкурентные

преимущества. По М. Портеру, конкурен­тные преимущества делятся на два

основных вида: диффе­ренциация продуктов-товаров и более низкие издержки на

создание и реализацию товаров.

«Низкие издержки отражают способность фирмы разраба­тывать, выпускать и

продавать сравнимый товар с затрата­ми меньшими, чем у конкурентов.

Дифференциация — это способность обеспечить покупате­ля уникальной и большей

ценностью в виде нового каче­ства товара, особых потребительских свойств или

после­продажного обслуживания» (Библ. 15).

Любое новшество, дающее организации реальное прира­щение ее успеха на рынке,

— это конкурентное преиму­щество.

Организации добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы

конкуренции в своей отрасли и вы­ходя с ними на рынок, что можно назвать

одним сло­вом — «нововведение».

Нововведение в широком смысле включает и улучшение технологии, и

совершенствование способов и методов ве­дения дел. Нововведение может

выражаться в изменении продукта-товара или производственного процесса, новых

подходах к маркетингу, новых путях распространения то­вара, новых концепциях

сферы конкуренции и т.д.

К наиболее типичным источникам получения конкурент­ных преимуществ относятся:

• новые технологии;

• изменения структуры и стоимости отдельных элементов в технологической

цепочке производства и реализации товара;

• новые запросы потребителей;

• появление нового сегмента рынка;

• изменения «правил игры» на рынке.

Особый источник — информация о своем бизнесе плюс профессиональные навыки,

позволяющие добывать и об­рабатывать подобную информацию так, что конечным

про­дуктом обработки оказывается реальное конкурентное пре­имущество.

Конкурентные преимущества на основе лишь уровня из­держек, как правило, не

так стойки, как преимущества на основе дифференциации. Например, дешевая

рабочая сила относится к преимуществу низкого ранга.

Конкурентные преимущества более высокого уровня или порядка, такие, как

патентованная технология, дифферен­циация на основе уникальных товаров или

услуг, репута­ция организации, основанная на усиленной маркетинго­вой

деятельности, тесные связи с клиентами, можно удер­живать более длительное

время.

Как правило, достижение преимуществ высокого порядка становится возможным при

условии долговременных и ин­тенсивных капиталовложений в производственные

мощно­сти, в специализированное обучение персонала, в прове­дение НИОКР, а

также инвестиций в маркетинг.

Самая важная причина сохранения конкурентного преиму­щества коммерческой

организации — постоянная модерни­зация производства и/или других ключевых видов ее деятель­ности.

Для сохранения конкурентоспособности организация дол­жна создавать новые

преимущества, по меньшей мере, с такой же скоростью, с какой ее

конкуренты могут копи­ровать уже имеющиеся.

Следовательно, для того, чтобы сохранять и развивать свой бизнес-успех

посредством устойчивого удержания конку­рентного преимущества, организация в

своей собственной деятельности должна постоянно проводить адекватные

стра­тегические и оперативные изменения.

1.2.3. Базовые конкурентные стратегии

Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных