Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вера в предопределение — одна из основ веры




Предисловие

Хвала Аллаху, Который наставил нас на прямой путь и сделал одними из покорных Ему рабов, почтил нас исламом и привел к вере! Я молюсь за последнего из посланников и пророков, который передал послание и исполнил возложенную на него миссию, был честен со своими последователями и искренне усердствовал ради Аллаха, пока смерть не явилась к нему. Мир и благословение Аллаха ему, его избранному роду и благочестивым сподвижникам!

Это последняя книга из серии, к написанию которой я приступил более десяти лет назад. Хвала Аллаху за то, что Он помог мне довести до конца это начинание, и я надеюсь, что Аллах примет его, очистит мое намерение и вознаградит меня за данный труд в тот день, когда я встречусь с Ним.

Мой Господь оказал мне великую милость, и данная серия получила высокую оценку Его рабов, и я надеюсь, что Он примет мои старания, и останется доволен ими по Своей милости и щедрости, и простит мне допущенные ошибки и сделанные упущения. Мне хотелось бы, чтобы уважаемые читатели тоже попросили Аллаха простить мне погрешности и отпустить мои грехи. Быть может, Аллах смилостивится надо мной благодаря доброй мольбе кого-либо из праведных рабов.

Читатели долго ждали этого выпуска. Его выходу в свет препятствовал ряд неотложных дел, но Аллаху было угодно, чтобы я нашел время для этого занятия, и Он даровал мне силы для составления и завершения данного труда. Я пытался приступить к работе над ним и раньше, но всякий раз испытывал некоторое беспокойство и робость перед составлением книги на тему, которая была камнем преткновения для многих авторов и предметом заблуждений многих разумных и знающих людей.

Эта тема до сих пор остается одним из самых сложных разделов исламского вероучения. Для многих, кто впал в заблуждение, причиной тому послужило неправильное понимание ими вопроса судьбы. Сколько рассуждающих по этому поводу полагают, что они правы, тогда как в действительности они пришли в замешательство и сбились с пути!

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим в книге «Шифа аль-‘алил фи масаил аль-када ва-ль-кадар ва-ль-хикма ва-т-та‘лил» («Исцеление ошибающегося в вопросах судьбы, предопределения, мудрости и причинности») писал:

Многие разумные люди исследовали этот вопрос в разных направлениях, пытаясь постичь его и найти истину. Разные народы говорили о нем и в прошлом, и в настоящем, стремясь разобраться в его сути. Многие течения пытались по-разному объяснить его, и на эту тему составлено немало трудов. Но каждый, кто углубляется в данный вопрос и пытается постичь его полностью, испытывает сомнения или вступает в разногласия с себе подобными. Каждый считает свое мнение единственно правильным и приемлемым.

Однако все они, за исключением тех, кто опирался на откровение, ошибались и были далеки от истины. Они хлебали то, что не приносит пользы, и утоляли жажду застоявшейся водой. Из множества суждений они выбрали самые жалкие и возрадовались знаниям, которые не прибавляют веса и не утоляют голода. Они предпочли мнения тех, кого считали правыми, откровению с небес и достоверным текстам, и пришли в полное замешательство. Принимая всякую жидкость за воду, они всю жизнь испытывали жажду. Призывы к истине казались им далекими, и они не ответили на них, пока не наступил день, о котором их предупреждали. Они были рады своему заблуждению, довольствовались ложью и абсурдом. Им помешало неверие, которое они приняли за прямой путь. Они не прислушались к тем, кто обучал истине и руководствовался ею. Напротив, всем своим видом и языком они говорили: «Неужели это те, кому Аллах оказал милость среди нас?!» Но разве не Аллаху лучше знать тех, кто благодарен?![1]

Ознакомившись с тем, что было написано о предопределении в прошлом и настоящем, я убедился в правдивости этих слов Ибн аль-Каййима, и поэтому я с опаской брался за написание книги на эту тему. Но меня подталкивали к этому, с одной стороны, желание завершить начатую серию, а с другой — многочисленные вопросы студентов о том, когда появится данная книга.

Испросив помощи Аллаха, я осторожно приступил к разъяснению данной проблемы, стараясь не отступать от принципов тех ученых, чьи знания и верность религии хорошо известны. С этой целью я часто цитировал ученых, приводил высказывания набожных и благочестивых мужей, наших праведных предков. Я старался следовать путем верующих в надежде не сбиться с него и не впасть в заблуждение. Этот путь мне освещали аяты Корана, хадисы Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и приобретенные мной знания, но испрашивать помощи надлежит только у Аллаха, ибо нет силы и мощи ни у кого, кроме Него. И я надеюсь, что ученые исправят мои ошибки, если таковые имеются, и выправят мои слова и суждения.

Данная книга состоит из этого введения и семи глав.

В первой главе разъясняется важность веры в предопределение и то, что она является одним из столпов веры как таковой.

Во второй главе приводится краткая история развития представлений о предопределении.

Третья глава посвящена разъяснению смысла данного термина и принципов веры в предопределение. Она состоит из четырех параграфов. В первом из них объясняется значение слова «предопределение». Во втором разъясняются смысл слова «судьба» и различия между этими двумя понятиями. В третьем параграфе перечисляются принципы веры в предопределение, признание которых обязательно для каждого верующего. Четвертый параграф посвящен обоснованию того, что действия рабов предопределены и сотворены Могучим и Великим Аллахом. В нем приводится много аргументов в пользу этого из Корана и сунны.

В четвертой главе подчеркивается ограниченность познания сути предопределения человеческим разумом и разъясняется, что можно постичь разумом, а что нельзя.

Пятая глава посвящена разъяснению существующих учений о предопределении, и она состоит из трех параграфов.

В первом из них приводятся взгляды тех, кто отрицает предопределение, и разъясняется их ошибочность. Там же упомянуты беседы с этими учеными и доводы, на которые они ссылаются для обоснования своих взглядов. Но стоит истине пролить свет на эти доводы, как их сомнительность становится ясна каждому, кого Аллаха наставил на прямой путь и чье сердце Он раскрыл для ислама.

Во втором параграфе разъясняются взгляды тех, кто ввел в заблуждение многих мусульман, отравил их умы, парализовал их волю, погасил их пыл и подчинил их усилия интересам врагов ислама. Речь идет о джабритах, которые перестают трудиться, ссылаясь на предопределение, и я привел семь аргументов против их заблуждений.

Третий параграф посвящен разъяснению взглядов приверженцев сунны и единой общины, и он включает в себя три параграфа, в которых описаны воззрения трех суннитских ученых относительно предопределения.

В шестой главе перечисляются причины, по которым люди впадают в заблуждение в данном вопросе.

В последней, седьмой главе разъясняется польза веры в предопределение.

Я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы мои разъяснения были правильными, и прошу сделать данную книгу полезной для Его рабов. Как же прекрасен этот Господин и Защитник! Мне достаточно Его покровительства, и как же прекрасен этот Покровитель!

 

‘Умар Сулейман аль-Ашкар

25 раджаба 1410 г.х./21 февраля 1990 г.


Глава первая

Вера в предопределение — одна из основ веры

Вера в предопределение — одна из основ веры как таковой, и человек не считается верующим, пока не уверует в него. В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Умара бин аль-Хаттаба о том, как Джибрил, мир ему, спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, и тот сказал:

] أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ ، وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ، وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ [ قَالَ: (أي جبريل عليه السلام: صَدَقْتَ).

«[Ты должен] верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и судный день и верить в предопределение с его добром и злом». Тогда Джибрил, мир ему, сказал: «Ты сказал правду»[2], [3].

Есть много текстов, повествующих о предопределении Аллаха и содержащих повеление верить в него. В частности, Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению»

(Аль-Камар, 49);

«Веление Аллаха — решение предопределенное» (Аль-Ахзаб, 38);

«Однако [все произошло так,] чтобы Аллах довел до конца дело, которое уже было свершившимся» (Аль-Анфал, 42);

«Он сотворил всякую вещь и предопределил ее» (Аль-Фуркан, 2);

«Славь имя Господа твоего Всевышнего,! Который сотворил [все сущее] и [всему] придал соразмерность,! Который предопределил судьбу [творений] и указал путь» (Аль-А‘ла, 1-3)

Муслим в своем «Сахихе» привел следующий рассказ Тавуса: «Я застал нескольких сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,, и они говорили, что все предопределено. Я слышал, как ‘Абдуллах бин ‘Умар говорил: “Все предопределено, даже бессилие и ловкость, или ловкость и бессилие”»[4].

Муслим передал со слов Абу Хурейры, что однажды язычники-курейшиты стали спорить с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу предопределения, и тогда было ниспослано:

«В тот день их ничком поволокут в Огонь: “Вкусите прикосновение Преисподней!” Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (Аль-Камар, 48-49)[5].

Аятов и хадисов на эту тему очень много, поскольку все тексты, указывающие на знание и могущество Аллаха, Его волю и сотворение Им всего сущего, одновременно указывают и на Его предопределение. Вера в предопределение подразумевает веру в то, что Аллаху известно обо всем и что все сущее происходит с Его дозволения и сотворено Им. Ниже мы поговорим об этом подробнее и приведем тексты на эту тему.

Как передал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани со слов ар-Рагиба аль-Асфахани, предопределение, в принципе, указывает на могущество предопределяющего и на то, что предопределено и известно ему[6].

Всевышний Аллах обладает абсолютным могуществом, и для Него нет ничего невозможного. Среди Его имен — Аль-Кāдир (Могучий, Способный), Аль-Кадир, Аль-Муктадир (Всемогущий), а могущество — одно из Его качеств.

Слово القادر «кадир» является причастием действительного залога от глагола قدر «кадара» (мочь, быть в состоянии).

Слово القدير «кадир» образовано по модели فعيل и имеет усиленный смысл. Оно означает «совершающий все, что пожелает, в пределах, обусловленных мудростью, не больше и не меньше», и этим качеством нельзя описывать никого, кроме Могучего и Великого Аллаха. Коран гласит:

«Он способен на всё» (Аль-Ахкаф, 33).

Слово المقتدر «муктадир» образовано по модели مفتعل от глагола «иктадара» (мочь, быть в состоянии), и оно имеет еще более усиленный смысл. В Коране сказано:

«…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Аль-Камар, 55).

Когда имама Ахмада спросили о предопределении, он сказал: «Предопределение — это могущество Аллаха»[7].

Ибн аль-Каййим писал:

Имам Ах­мад ска­зал, что пре­до­пре­де­ле­ние — это мо­гу­ще­ст­во Ал­ла­ха. Ибн ‘Акил одоб­рил это вы­ска­зы­ва­ние и ска­зал: «Оно ука­зы­ва­ет на точ­ность Ах­ма­да и его глу­бо­кие по­зна­ния в об­лас­ти ос­нов ре­ли­гии». То же ска­зал Абу аль-Ва­фа, по­то­му что от­ри­ца­ние пре­до­пре­де­ле­ния под­ра­зу­ме­ва­ет от­ри­ца­ние спо­соб­но­сти Гос­по­да со­тво­рить, за­пи­сать и пре­до­пре­де­лить дея­ния ра­бов.

Ибн аль-Каййим изложил эту мысль в стихотворной форме:

فحقيـقـة القــدر حـار الـــورى في شــأنه هـو قــدرة الرحمـــــن

واستحسن ابن عقيـل ذا أحمـد لما حكاه عن الرضــــى الرباني

له قال الإمام شفى القلوب بلفظة ذات اختصار وهي ذات بيان

Предопределение, изумляющее людей,

По сути, есть могущество Милостивого.

Ибн ‘Акил одобрил эти слова Ахмада

И назвал их богоугодными.

Имам, целитель сердец, произнес фразу

Короткую, но исполненную смысла.

Поэтому те, которые отрицают предопределение, не признают и могущества Всевышнего Аллаха. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал:

Тот, кто не следует путем наших предшественников, по сути, не признает могущества Аллаха и не считает Его Всемогущим, подобно джахмитам и их последователям, а также мутазилитам, отрицающим свободу воли и предопределение. Их слова фактически означают, что Аллах не является Всемогущим и не обладает властью, ибо власть это либо возможность, либо могущество, либо и то, и другое вместе. В любом случае, признание могущества необходимо, и тот, кто не признает за Ним истинного могущества, фактически не признает Его власть[8].

Те, которые отрицают предопределение, не исповедуют единобожия. «Они говорят, что создавший добро не тот, кто создал зло. Те же из них, кто является мусульманином, говорят, что грехи совершаются вопреки воле Всевышнего Аллаха. Некоторые из них даже говорят, что Аллах не ведает о них. Они считают, что все действия живых существ совершаются без Его участия и не являются Его творениями. Они отрицают неотвратимость воли Аллаха и Его безграничное могущество. Поэтому Ибн ‘Аббас говорил: “Предопределение — это порядок единобожия, и тот, кто верит в единство Аллаха и предопределение, исповедует единобожие правильно, а единобожие того, кто верит в единство Аллаха и не верит в предопределение, разрушается его неверием”»[9].

Ученые сошлись на необходимости признания предопределения и говорили о том, что верить в него обязательно. Среди суннитских ученых — выдающихся наставников и светочей, рассеивающих мрак, — нет такого, который бы не говорил об обязательности веры в предопределение и не обвинял в ереси и безрассудстве тех, кто отрицает его.

Комментируя хадисы о предопределении из «Сахиха» Муслима, имам ан-Навави сказал: «Во всех этих хадисах содержатся ясные аргументы в пользу учения приверженцев сунны, верящих в предопределение, и из них следует, что все хорошее и плохое, полезное и вредное происходит согласно предопределению Аллаха»[10].

В другом месте он сказал: «Коран, сунна и единое мнение сподвижников, а также ранних и поздних ученых, обладающих правом принимать решения, убедительно свидетельствуют в пользу предопределения Всевышнего Аллаха»[11].

Ибн Хаджар писал:

Позиция ранних ученых в целом сводилась к тому, что все дела предопределены Всевышним Аллахом. Он сказал:

 

«Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (Аль-Хиджр, 21)[12].


Глава вторая






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных