Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бердяев Николай. Судьба России 7 страница




II

В XIX и XX веках мессианские и националистические переживанияпереплетаются, смешиваются и незаметно переходят друг в друга. Нужнопомнить, что национализм - явление новое, он развился лишь в XIX веке, онпришел на смену средневековому и древнеримскому универсализму. Национализм,дошедший в своих притязаниях до отрицания других национальных душ и тел, доневозможности всякого положительного общения с ними, есть эгоистическоесамоутверждение, ограниченная замкнутость. Почва его - элементарнобиологическая. И чем более такой национализм претендует на безграничность,тем он становится ограниченнее. Безграничная притязательность национализмаделает его отрицательным, утесняющим, отделяет его от универсализма, лишаетего творческого духа. Таков национализм Каткова или Данилевского.Национальный организм, всегда представляющий собой бытиепартикуляристическое, а не универсальное, не вмещает в себе вселенского,всечеловеческого духа, но имеет претензию быть всем и все поглощать. Всякоесмешение национализма с мессианизмом, всякое выдавание национализма замессианизм порождается темнотой сознания и несет в мире зло. Подмены всегдабывают злоносны. И необходимы строгие различения. Ибо частное не должновыдавать себя за всеобщее. Национализм есть положительное благо и ценность,как творческое утверждение, раскрытие и развитие индивидуального народногобытия. Но в этом индивидуальном образе народном должно изнутри раскрыватьсявсечеловечества. Пагубно, когда национальность в безграничном самомнении икорыстном самоутверждении мнит себя вселенной и никого и ничего не допускаетрядом с собой. Таково направление германского национализма. Но плодоносно,когда национальность творческими усилиями раскрывает в себе вселенское, необезличивая своего индивидуально-неповторяемого образа, но вознося его дозначения всечеловеческого. Национальность не может претендовать наисключительность и универсальность, она допускает другие национальныеиндивидуальности и вступает с ними в общение. Национальность входит виерархию ступеней бытия и должна занимать свое определенное место, онаиерархически соподчинена человечеству и космосу. И необходимо строгоразличать национализм и мессианизм. Мессианизм принадлежит к совершенно другому духовному порядку.Мессианизм относится к национализму, как второе рождение мистиков относитсяк первому природному рождению. Национальное бытие есть природное бытие, закоторое необходимо бороться, которое необходимо раскрывать и развивать. Номессианское призвание лежит уже вне линии природного процесса развития, это- блеск молнии с неба, божественный огонь, в котором сгорает всякое земноеустроение. Благоразумного мессианизма, хорошо устраивающего земные дела,быть не может. В мессианском сознании всегда есть исступленное обращение кчудесному, к катастрофическому разрыву в природном порядке, к абсолютному иконечному. Национализм же есть пребывание в природно-относительном, висторическом развитии. Национализм и мессианизм нимало не отрицают другдруга, так как находятся в разных порядках. Национализм может лишьутверждать и развивать то природно-историческое народное бытие, в глубинекоторого может загореться мессианская идея, как молния, сходящая с духовногонеба. Но возможно допустить подмены мессианизма национализмом, выдаванияявления этого мира за явление мира иного. Очистительная и творческаянациональная работа может лишь уготовлять вместилище для мессианской идеи.Но сама мессианская идея идет из иного мира, и стихия ее - стихия огня, а неземли.

III

Внутри самого мессианского сознания происходит смешение мессианизмахристианского с мессианизмом еврейским. И если пагубна подмена мессианизманационализмом, универсализма - партикуляризмом, то не менее пагубна подменахристианского мессианизма - еврейским. Еврейский мессианизм навекиневозможен после Христа. Внутри самого еврейства роль его сталаотрицательной, ибо может быть лишь ожиданием нового Мессии, противоположногоХристу, который и утвердит царство и блаженство Израиля на земле. Ноеврейский мессианизм проникает к христианский мир, и там подменяет онслужение - притязанием, жертвенность - жаждой привилегированного земногоблагополучия. Но христианское мессианское сознание народа может бытьисключительно жертвенным сознанием, сознанием призванности народа послужитьмиру и всем народам мира делу их избавления от зла и страдания. Мессия помистической природе своей - жертвен, и народ-Мессия может быть лишьжертвенным народом. Мессианское ожидание есть ожидание избавления черезжертву. Еврейский же хилиазм, который ждет блаженства на земле без жертвы,без Голгофы, глубоко противоположен христианской мессианской идее. Иожидание Христа Грядущего предполагает прохождение через Голгофу, принятиеХриста Распятого и героический, творческий путь в высь. У польскихмессианистов, у Мицкевича, Товянского, Цешковского, было очень чистоежертвенное сознание, оно загоралось в сердце народном от великих страданий.Но слишком скоро жертвенный мессианизм в Польше заменился крайнимнационализмом. Мессианское сознание народа может быть лишь плодом великихнародных страданий. И мессианская идея, заложенная в сердце русского народа,была плодом страдальческой судьбы русского народа, его взысканий ГрадаГрядущего. Но в русском сознании произошло смешение христианскогомессианизма с мессианизмом еврейским и с преступившим свои пределынационализмом. У нас не было здорового национального сознания инационального чувства, всегда был какой-то надрыв, всегда эксцессысамоутверждения или самоотрицания. Наш национализм слишком часто претендовалбыть мессианизмом древнееврейского типа, яростного, исключительного ипритязательного. Обратной же стороной его было полное отрицаниенациональности, отвлеченный и утопический интернационализм. Необходимо внутри нашего национального самосознания произвестирасчленения и очищения. Национализм утверждает духовно-биологическую основуиндивидуально-исторического бытия народов, вне которой невозможно выполнениеникаких миссий. Народ должен быть, должен хранить свой образ долженразвивать свою энергию, должен иметь возможность творить свои ценности. Носамый чистый, самый положительный национализм не есть еще мессианизм.Мессианская идея - вселенская идея. Она определяется силой жертвенного духанарода, его исключительной вдохновленностью царством не от мира сего, она неможет притязать на внешнюю власть над миром и не может претендовать на то,чтобы даровать народу земное блаженство. И я думаю, что в России, в русскомнароде есть и исключительный, нарушивший свои границы национализм, ияростный исключительный еврейский мессианизм, но есть и истиннохристианский, жертвенный мессианизм. Образ России двоится, в нем смешанывеличайшие противоположности. Крайнее утверждение национализма у нас нередкосоединяется с отрицанием русского мессианизма, с абсолютным непониманиеммессианской идеи и отвращением от нее... Национализм может быть чистымзападничеством, евреизацией Росси, явлением партикуляристическим по своемудуху, не вмещающим никакой великой идеи о России, неведующим России, какнекоего великого Востока. И, наоборот, полное отрицание национализма можетбыть явлением глубоко русским, неведомым западному миру, вдохновеннымвселенской идеей о России, ее жертвенным мессианским призванием. Мессианизм,переходящий в отрицание всякого национализма, хочет, чтобы русский народжертвенно отдал себя на служение делу избавления всех народов, чтобы русскийчеловек явил собой образ всечеловека. Русской душе свойственно религиозное,а не "интернациональное" отрицание национализма. И это явление - русское,характерно национальное, за ним стоит облик всечеловека, который решительнонужно отличать от облика космополита.

IV

Но русской душе недостает мужественного сознания, она не сознает, неосвещает своей собственной стихии, она многое смешивает. Русский апокалипсиспереживается пассивно, как пронизанность русской души мистическими токами,как вибрирование ее тончайших тканей. Эта пассивная, рецептивная,женственная апокалиптичность русской души должна быть соединена смужественным, активным, творческим духом. России необходимо мужественноенациональное сознание. Необходима творческая работа мысли, котораяпроизведет расчленение, прольет свет на русскую тьму. В народной русскойжизни апокалиптические переживания, погружавшие в тьму, доводили досамосожжения и до истребления всякого бытия. Этот уклон всегда есть врусской жажде абсолютного, в русском отрицании всего относительного, всегоисторического. Также погружено в тьму сознание русской революционнойинтеллигенции, так часто отрицавшей национальность и Россию, и оченьнациональной, очень русской по своей стихии. Русская стихия остается темной,не оформленной мужественным сознанием. Русская душа нередко переживаетбессознательный, темный мессианизм. Это было у Бакунина, по-своемуисповедовавшего славянский мессианизм. Это было у некоторых русскиханархистов и революционеров, веровавших в мировой пожар, из которого чудеснородится новая жизнь, и в русском народе видевших того Мессию, который зажжетэтот пожар и принесет миру эту новую жизнь. У наших националистовофициальной марки, как старой формации, так и новейшей западной формации, ужво всяком случае меньше русского мессианского духа, чем у иных сектантов илииных анархистов, людей темных по своему сознанию, но истинно русских посвоей стихии. В самых причудливых и разнообразных формах русская душавыражает свою заветную идею о мировой жизни для всего человечества. Идеейэтой, поистине мессианской идеей, одинаково одержим Бакунин и Н. Ф. Федоров,русский социалист и Достоевский, русский сектант и Вл. Соловьев. Но эторусское мессианское сознание не пронизано светом сознания, не оформленомужественной волей. Мы должны сознать, что русский мессианизм не может бытьпретензией и самоутверждением, он может быть лишь жертвенным горением духа,лишь великим духовным порывом к новой жизни для всего мира. Мессианизм неозначает, что мы лучше других и на большее можем притязать, а означает, чтомы больше должны сделать и от большего способны отречься. Но всякомумессианскому служению должна предшествовать положительная национальнаяработа, духовное и материальное очищение, укрепление и развитие нашегонационального бытия. Мессианизм не может быть программой, программа должнабыть творчески-национальной. Мессианизм же есть эзотерическая глубиначистого, здорового и положительного национализма, есть безумныйдуховно-творческий порыв. Национализм и империализм

I

Проблема национализма и проблема империализма очень обострены мировойборьбой народов. В области мысли одним из плодов нынешней войны будутфилософия национализма и философия империализма. Но работа создания в этомнаправлении должна быть плодотворной и для практических задач, для всегонаправления нашей мировой и внутренней политики. Наш национализм доныненаходился на очень низком уровне сознания. Национальные волевые импульсы небыли у нас просветлены. И русский империализм, как всемирноисторическийфакт, не был еще достаточно осознан и не был сопоставлен с так называемойнационалистической политикой. В широких кругах русской интеллигенции этимипроблемами мало интересовались и даже считали их несколько "реакционными".Лишь война побудила национальное чувство и стихийно принудила к выработкенационального сознания. На свободе, без крайней необходимости, мы были вэтом отношении очень беспечны. Мировую войну можно рассматривать с разных точек зрения. В одном изсвоих аспектов мировая война должна быть признана неотвратимым и роковыммоментом в развитии и диалектике империализма. Она есть результатстолкновения империалистических воль к мировому могуществу и мировомупреобладанию. Существование нескольких мировых претензий не может непородить мировой войны. Мировые же империалистические претензии Германиислишком поздно явились в истории, когда земной шар был уже величайшейморской державой, а Россия - величайшей сухопутной державой. Но мироваявойна связана не только с обострением империалистической политики великихдержав, - она также очень остро ставит вопрос о судьбе всех национальностей,вплоть до самых малых. Все национальные организмы хотят устроиться в мире,хотят войти в свои естественные границы. Война жалует и истребляет слабыенациональности, и вместе с тем она пробуждает в них волю к автономномусуществованию. Огромные империалистические организмы расширяются и стремятсяк образованию мирового царства. И параллельно этому самые маленькиенациональные организмы стремятся к самостоятельности, возлагаясь напокровительство великих держав. Империализм и национализм - разные начала,за ними скрыты разные мотивы, и их следует ясно различать. В истории нового человечества происходит двойственный процесс - процессуниверсализации и процесс индивидуализации, объединения в большие тела идифференциации на малые тела. Национализм есть начало индивидуализации,империализм - начало универсализации. В то время как национализм склонен кобособлению, империализм хочет выхода в мировую ширь. Эти началаразнокачествуют, но не исключают друг друга, они сосуществуют. Империализмпо природе своей выходит за пределы замкнутого национального существования,империалистическая воля есть всегда воля к мировому существованию. Черезборьбу, через раздор империализм все же способствует объединениючеловечества. Империалистическая воля пролила много крови в человеческойистории, но за ней скрыта была идея мирового единства человечества,преодолевающего всякую национальную обособленность, всякий провинциализм. Вдревности римская империя не была уже национальностью, она стремилась бытьвселенной. Идея всемирной империи проходит через всю историю и доходит до XXвека, когда она теряет свой священный характер (священная римская империя) иприобретает основу в значительной степени торгово-промышленную. Экономизмнашего века наложил свою печать и на идею мировой империи. Англия явиласобой первый могущественный образец нового империализма. И нужно сказать,что в империалистической политике великая удача выпала на ее долю ибескровно сделала ее владычицей морей и океанов. Все великие державыстремятся к империалистическому расширению и ведут империалистическуюполитику. Это - рок всякой великодержавности. К тому времени, когдавозгорелась небывалая за всю историю мировая война, выяснилось, что есть тривеличайшие державы, которые могут претендовать на мировое преобладание, -Англия, Россия и Германия. Сосуществование этих трех мировыхимпериалистических воль невозможно. Неизбежно столкновение и выбор. И оченьнаивна та философия истории, которая верит, что можно предотвратить движениепо этому пути мировой империалистической борьбы, которая хочет видеть в немне трагическую судьбу всего человечества, а лишь злую волю тех или иныхклассов, тех или иных правительств.

II

Проблему империализма нельзя ставить на субъективно-моралистическуюпочву нашего сочувствия или несочувствия империалистической политике. Можносовсем не иметь империалистического пафоса и даже с отвращением относитьсяко многим неприглядным сторонам империалистической политики и все жепризнавать объективную неизбежность и объективный смысл империализма. Можнос негодованием относиться к некоторым сторонам колониальной политики и всеже признавать, что она способствует мировому объединению культуры.Империализм разделяет и порождает мировую войну. Но он же объединяетчеловечество, приводит его к единству. Образование большихимпериалистических тел совершенно неизбежно, через него должно пройтичеловечество. Это одна из неотвратимых тенденций исторического процесса.Человечество идет к единству через борьбу, распрю и войну. Это - печально,это может вызывать наше негодование, это - показатель большой тьмы, вкоторую погружены самые корни человеческой жизни, но это так. Гуманитарныйпасифизм провозглашает превосходные нравственные истины, но он не угадываетпутей, которыми совершается историческая судьба человечества. Судьба этасовершается через очень трагические противоречия, не прямыми, нравственноясными путями. Исторические пути человечества, исполненные противоречий,заключают в себе большие опасности, возможности срыва вниз и отбрасыванияназад, к инстинктам звериным, но их нужно мужественно пройти, охраняя высшийобраз человека. Объективный смысл империализма глубже и шире того, что наповерхности называют империалистической политикой. Империализм, как бы нибыли часто низменны его мотивы и дурны его приемы, все же выводит за гранизамкнутого национального существования, он выводит за границы Европы вмировую ширь, за моря и океаны, объединяет Восток и Запад. Пафос всемирностиживет и в торгово-промышленном империализме. Но империализм с его мировыми притязаниями вовсе не означает непременноугнетения и истребления малых национальностей. Империализм не естьнепременно разбухание одной какой-нибудь национальности, истребляющей всякуюдругую национальность. Тип германского империализма не есть единственный типимпериализма. Есть даже большее основание думать, что Германия не имеетимпериалистического призвания и что империализм ее есть лишь зазнавшийсясвыше всякой меры национализм. Характерно, что величайший государственныйчеловек Германии - Бисмарк был еще лишен империалистического сознания иполитика его была лишь национальной. Слишком зазнавшийся и слишком разбухшийнационализм несет с собой угнетение всем национальным индивидуальностям.Национализм должен знать свои границы. За этими границами начинается уже ненационализм, а империализм. Это сознала Англия. Тут мы подходим к оченьважному для России вопросу о соотношении империализма и национализма. Россия- величайшая в мире сухопутная империя, целый огромный мир, объемлющийбесконечное многообразие, великий Востоко-Запад, превышающий ограниченноепонятие индивидуальности. И поскольку перед Россией стоят мировыеимпериалистические задачи, они превышают задачи чисто национальные. Так былов древности в римской империи, так в новое время стоит вопрос в империиВеликобританской. Великая империя должна быть великой объединительницей, ееуниверсализм должен одаряюще обнимать каждую индивидуальность. Всякаявеликая империя, исторически жизнепригодная, должна иметь пребывающеенациональное ядро, из которого и вокруг которого совершается еевсемирно-историческая работа. Великорусское племя и составляет такое ядрорусского империализма, оно создало огромную Россию. Российская империязаключает в себе очень сложный национальный состав, она объединяет множествонародностей. Но она не может быть рассматриваема как механическая смесьнародностей - она русская по своей основе и задаче в мире. Россия есть некийорганизм в мире, имеющий свое специфическое призвание, свой единственныйлик.

III

Русский империализм, которому так много естественно дано, не походит наимпериализм английский или германский, он совсем особенный, болеепротиворечивый по своей природе. Русский империализм имеет национальнуюоснову, но по заданиям своим он превышает все чисто национальные задания,перед ним стоят задачи широких объединений, быть может невиданных ещеобъединений Запада и Востока, Европы и Азии. Стоим ли мы на высоте этихвыпавших на нашу долю задач? Это подводит нас к вопросу о нашейнационалистической политике. Россия тогда лишь будет на высоте мировыхимпериалистических задач, когда преодолеет свою старую националистическуюполитику, в сущности не согласную с духом русского народа, и вступит нановый путь. Если мировая война окончательно выведет Россию в мировую ширь,на путь осуществления ее мирового призвания, то прежде всего должнаизмениться политика по отношению ко всем населяющим ее народностям.Всечеловеческий и щедрый дух русского народа победит дух провинциальнойисключительности и самоутверждения. Наша политика впервые сделается истиннонациональной, когда она перестанет быть насильнически и исключительнонационалистической. Такая националистическая политика совершеннопротиворечит идее великой мировой империи. Такого рода национализм естьпоказатель слабости, он несоединим с чувством силы. Он возможен или ународов, освобождающихся от рабства, или у маленьких и слабых народов,боящихся попасть в рабство. Великая мировая империя, в основе которой лежитсила, а не слабость господствующего национального ядра, не может вестинационалистической политики, озлобляющей те народности, которые онаобъемлет, внушающей всем нелюбовь к себе и жажду освобождения. Такаяполитика в конце концов антигосударственна и ведет к разделению и умалениювеликой России. Русская политика может быть лишь империалистической, а ненационалистической, и империализм наш, по положению нашему в мире, долженбыть щедро-дарящим, а не хищнически-отнимающим. Национальное ядро великойимперии, объемлющей множество народностей, должно уметь внушать к себелюбовь, должно притягивать к себе, должно обладать даром обаяния, должнонести своим народностям свет и свободу. И можно сказать, что народная Россиявнушает к себе такую любовь и притягивает к себе всех. Наши инородцынаходятся под обаянием подлинной русской культуры. Россия же официальнаятщательно отталкивает от себя и хочет вытравить эту любовь и это притяжение.Она хочет разъединить внутренно, оттолкнуть как можно больше и сцепитьневолей и насилием. Но русский империализм тогда лишь будет иметь право насуществование, если он будет дарящим от избытка, в этом лишь будет знак егомощи. Россия провиденциально империалистична, но лишена империалистическогопафоса, в этом ее своеобразие. Старая националистическая политика былатруслива и бессильна, она насиловала от страха и в основе ее лежало невериев великорусское племя. Но если в великорусском племени нет настоящей силы инастоящего духа, то оно не может претендовать на мировое значение. Насилиене может заменить силы. Отсутствие дара не может быть компенсировано никакимустрашением. Поразительно, до чего неверующими в Россию были всегда нашинационалисты. Их жесты были жестами бессилия. Именно в русском империализме должна была быть всечеловеческая широта ипризнание всякой народной индивидуальности, бережное и щедрое отношение ковсякой народности. Понимание народных душ - гордость русского гения. Воснову русской идеи легло сознание русского человека, как всечеловека. Иесли русский империализм не будет выражением этого русского народного духа,то он начнет разлагаться и приведет к распадению России. Великая империя,верящая в свою силу и свое призвание, не может превращать своих граждан вбесправных париев, как то было у нас с евреями. Это ведет к распадениюимпериалистического единства. Лишь свободные граждане могут быть опоройимперии. Большое количество бесправных, гонимых и всячески озлобляемых,представляет опасность. У нас официально был избран самый дурной способсохранения национального лика, способ, искажающий этот лик, а не охраняющийего. Русский империализм пространственно насыщен, у него не может бытьхищнических вожделений. Внешней задачей русского империализма является лишь обладаниепроливами, выходом к морям. Другой задачей является освобождение угнетенныхнародностей. Но эта благородная миссия может быть исполнена лишь в томслучае, если Россия никогда не будет угнетать у себя внутри, если она ивнутренно будет освободительницей угнетенных народностей. Прежде всегоРоссия должна освободительно решить польский вопрос, как вопрос мировой.По-иному, но все же в духе освободительном должны быть решены вопросы -еврейский, финляндский, армянский и мн. др. Наша галицийская политика немогла способствовать укреплению величия России и ее престижа. Добились лишьусиления украинских сепаратических настроений. Если Россия не сумеет внушитьлюбви к себе, то она потеряет основания для своего великого положения вмире. Ее империализм не может быть агрессивным. Ее национализм долженвыражать русский всечеловеческий народный характер. Конец Европы

I

Мечта о всемирном соединении и всемирном владычестве - вековечная мечтачеловечества. Римская империя была величайшей попыткой такого соединения итакого владычества. И всякий универсализм связывается и доныне с Римом, какпонятием духовным, а не географическим. Нынешняя мировая война, которая всеразрастается и грозит захватить все страны и народы, кажется глубокопротивоположной этой старой мечте о мировом соединении, об едином всемирномгосударстве. Такая страшная война, казалось бы, разрушает единствочеловечества. Но это так лишь на поверхностный взгляд. С более углубленнойточки зрения мировая война до последней степени обостряет вопрос о мировомустройстве земного шара, о распространении культуры на всю поверхностьземли. Нынешнее историческое время подобно эпохе великого переселениянародов. Чувствуется, что человечество вступает в новый исторический и дажекосмический период, в какую-то великую неизвестность, совершеннонепредвиденную никакими научными прогнозами, ниспровергающую все доктрины иучения. Прежде всего обнаружилось, что древние, иррациональные ивоинственные, расовые инстинкты сильнее всех новейших социальных интересов игуманистических чувств. Эти инстинкты, коренящиеся в темных источникахжизни, побеждают чувство буржуазного самосохранения. То, что представлялосьсознанию второй половины XIX века единственным существенным в жизничеловечества, все то оказалось лишь поверхностью жизни. Мировая войнаснимает эту пленку цивилизации XIX и XX вв. и обнажает более глубокие пластычеловеческой жизни, расковывает хаотически иррациональное в человеческойприроде, лишь внешне прикрытое, но не претворенное в нового человека.Социальный вопрос, борьба классов, гуманитарно-космополитический социализм ипр., и пр., все, что недавно еще казалось единственным важным, в чем толькои видели будущее, отходит на второй план, уступает место более глубокиминтересам и инстинктам. На первый план выдвигаются вопросы национальные ирасовые, борьба за господство разных империализмов, все то, что казалосьпреодоленным космополитизмом, пасифизмом, гуманитарными и социалистическимиучениями. Вечный буржуазный и социалистический мир оказался призрачным,отвлеченным. В огне этой страшной войны сгорело всякое доктринерство ирасплавились все оковы, наложенные на жизнь учениями и теориями. Инстинктырасовые и национальные оказались в XX в. могущественнее инстинктовсоциальных и классовых. Иррациональное оказалось сильнее рационального всамых буржуазных и благоустроенных культурах. Борьба рас, борьбанациональных достоинств, борьба великих империй за могущество и владычествапо существу сверхнациональна. Здесь темная воля к расширению сверхличнойжизни побеждает все личные интересы и расчеты, опрокидывает всеиндивидуальные перспективы жизни. Как много индивидуально ничем невознаградимых жертв требует империалистическая политика или борьба занациональное достоинство. И в нашу эпоху разложения инстинктов все ещекрепки инстинкты, на которые опирается империалистическая и национальнаяборьба. Интересы жизни частной, эгоистически семейной, мещанской побеждаютсяинтересами жизни национальной, исторической, мировой, инстинктами славынародов и государств.

II






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных